Назначение на должность преподавателя. Должностная инструкция преподавателя

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции преподавателя, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности преподавателя, права преподавателя, ответственность преподавателя.

Должностная инструкция преподавателя относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования ".

В должностной инструкции преподавателя должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности преподавателя

1) Должностные обязанности. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Преподаватель должен знать

2) Преподаватель при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации преподавателя

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция преподавателя - образец 2019 года. Должностные обязанности преподавателя, права преподавателя, ответственность преподавателя.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о статусе преподавателя государственного бюджетного образовательного учреждения «Прибрежненский аграрный колледж» (далее - Положение, колледж) разработано для регулирования, организации и совершенствования работы педагогических кадров в образовательном учреждении.

1.2. Преподаватель колледжа должен знать.

  • Конституцию РФ;
  • Законы и Постановления Правительства РФ и органов управления образования по вопросам образования;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание и принципы организации обучения по преподаваемой дисциплине;
  • педагогику, физиологию, психологию, а также методику профессионального обучения;
  • современные формы и методы обучения и воспитания студентов;
  • основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности;
  • основы экономики, организации производства и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Обязанности преподавателя колледжа

2. Преподаватель колледжа обязан:

2.1. Проводить обучение студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

2.2. Использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, добиваясь наиболее полного и глубокого усвоения знаний.

2.3. Формировать у обучаемых профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности.

2.4. Участвовать в разработке рабочих программ, календарно-тематических и поурочных планов дисциплин, нести ответственность за их реализацию в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса, обеспечивать выполнение учебных планов и программ бороться за качество подготовки выпускников.

2.5. Разрабатывать учебно-методический комплекс преподаваемой дисциплины.

2.6. Участвовать в методической работе цикловой комиссии, педагогических советах и семинарах, заседаниях совета отделения.

2.1.7. Соблюдать права и свободы студентов.

2.1.8. Поддерживать дисциплину на занятии, не допуская при этом ущемления человеческого достоинства, чести и репутации студентов, контролировать режим посещения занятий.

2.1.9. Обеспечивать безопасность жизни и здоровья студентов во время проведения занятий и мероприятий, обо всех случаях травматизма немедленно сообщать администрации.

2.1.10. Проводить воспитательную работу, осуществлять классное руководство вверенной учебной группой.

2.1.11. Грамотно вести установленную учебную документацию.

2.1.12. Регулярно повышать свою профессиональную квалификацию с получением свидетельства или удостоверения государственного образца.

2.1.13. Быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, в быту и общественных местах.

2.1.14. Проходить в установленные сроки медицинские осмотры в соответствии с инструкцией о проведении медицинских осмотров.

2.1.15. Осуществлять дежурство по колледжу согласно графику дежурства групп.

2.1.16. Организовывать и контролировать самостоятельную работу студентов.

2.2. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

2.2.1. свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2.2.2. свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

2.2.3. право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

2.2.4. право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

2.2.5. право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

2.2.6. право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

2.2.7. право на бесплатное пользование библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами колледжа, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материа­лам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в колледже;

2.2.8. право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами колледжа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

2.2.9. право на участие в управлении колледжем, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом колледжа;

2.2.10. право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности колледжа, в том числе через органы управления и общественные организации;

2.2.11. право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2.2.12. право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

2.2.13. право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников;

2.3. Академические права и свободы, указанные в 2.2 настоящего положения, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах колледжа.

3. Требования по ведению учебно-методической документации

3.1. Заполнять журналы учебных занятий после окончания каждого урока, согласно инструкции по ведению журналов.

3.2. Все изменения, внесенные в рабочие программы учебной дисциплины, должны быть отражены в календарно-тематических планах, рассмотренных на заседаниях предметных (цикловых) комиссиях, и утверждены зам. директора колледжа по учебной работе.

3.3. По дисциплинам, выносимым на экзаменационные сессии, выдавать вопросы студентам не позднее, чем за месяц до начала сессии. Конверты с экзаменационными билетами подписывать зам. директора колледжа по учебной работе также за месяц до экзамена.

3.4. Заполненную экзаменационную ведомость сдавать в учебную часть в день экзамена после его проведения (исключение составляют субботние дни).

3.5. Итоговые оценки за семестр по всем дисциплинам выставлять не позднее последнего дня занятий перед сессией.

3.6. Итоговые оценки по всем видам практик выставлять по окончании практики, ведомость о результатах практик сдавать в учебную часть в течение 3-х дней.

3.6. Итоговые оценки за месяц по всем дисциплинам выставляются к 15-му числу каждого месяца с учетом нарастания.

3.7. Классные руководители еженедельно контролируют посещаемость и успеваемость студентов группы и в конце каждого месяца сдают отчеты по текущей успеваемости и посещаемости, заведующим отделениями.

4. Организационно-методические требования

4.1. Молодые специалисты участвуют в работе школ начинающего преподавателя.

4.2. С целью повышения квалификации каждый преподаватель ежегодно сдает в методический кабинет не менее двух методических материалов по вопросам методики преподавания и воспитания (методическая разработка, методические указания и др.).

4.3. С целью повышения квалификации каждому преподавателю предоставляется возможность участвовать в профессиональных конкурсах, проводимых в колледже, региональном и всероссийском уровнях.

4.4. Каждый преподаватель должен контролировать выполнение студентами «Единых требований к студентам».

5. Ответственность преподавателя колледжа

5.1. Преподавателям колледжа запрещается:

5.1.1. Изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий) и график работы.

5.1.2. Отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перерывов (перемен) между ними.

5.1.3. Курить в помещении колледжа и на территории.

5.1.4. Удалять студентов или отпускать их с урока при вызове посторонними лицами.

5.1.5. Допускать присутствие посторонних лиц на уроке без разрешения администрации.

5.2. Преподаватели несут ответственность за:

5.2.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его должностным обязанностям.

5.2.2. Качество образования студентов в пределах преподаваемой дисциплины.

2.2.3. Объем реализации образовательных программ, предусмотренных учебным планом и графиком учебного процесса.

5.2.4. Жизнь и здоровье студентов во время проводимых занятий и мероприятий.

5.2.5. Материальный ущерб, нанесенный колледжу по вине преподавателя.

5.2.6. Иные деяния, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЕ РАЗРАБОТАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора колледжа Заместитель директора колледжа

по НМР ______________ по УР __________

Специализированне структурное образовательное подразделение - начальная общеобразовательная школа при Генконсульстве России в Мумбаи, Индия

Приложение №1

к трудовому договору

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

С.В. Гринёв

Должностная инструкция учителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Настоящая инструкция является типовой, её действие распространяется на всех учителей школы, на её основе могут быть разработаны должностные инструкции учителей-предметников, учителей начальной школы.

1.2. Учитель назначается и освобождается от должности Генеральным Консулом России в Мумбаи, Индия. На период временной нетрудоспособности учителя его обязанности выполняет другой учитель, назначенный директором учреждения.

1.3. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также "Положением о специализированном структурном образовательном подразделении" и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Учитель должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

педагогику, психологию, возрастную физиологию;

школьную гигиену;

методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету;

методику воспитательной работы;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

средства обучения и их дидактические возможности;

основы научной организации труда;

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

теорию и методы управления образовательными системами;

методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

  1. 3. Должностные обязанности

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

4.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

4.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровня образования (образовательных стандартов).

4.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

4.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

4.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в том числе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, электронного журнала и дневников обучающихся), ведет в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет отметки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные.

4.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

4.10. Участвует в деятельности Педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

4.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

4.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

4.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4.14. Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

4.15. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.

4.16. Участвует в установленном порядке в промежуточной аттестации обучающихся.

4.17. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению директора школы или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4.18. Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств.

4.19. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя.

4.20. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:

  • контролирует целевое использование кабинета;
  • организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
  • контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты;
  • не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы;
  • вносит предложения по улучшению условий труда.

4.21. Выполняет методические, организационные, хозяйственные работы, не требующие специальных навыков во время конкретных организационно-педагогических условий (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.).

Учитель имеет право:

5.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Положением о специализированном структурном образовательном подразделении..

5.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

5.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

5.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики.

5.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

5.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.

5.7. Повышать квалификацию.

5.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

5.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.

6. Ответственность

6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся.

6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Положения о специализированном структурном образовательном подразделении и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

6.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

7. Взаимоотношения. Связи по должности

7.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

7.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

7.3. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

7.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

7.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией педагогическими работниками школы, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими).

Директор школы:

С.В. Гринев

"__" _______ 201 _ г.

С инструкцией ознакомлен(а): ___________________________

В обязанности преподавателей учебных заведений входит не только осуществление обучения различным дисциплинам, но и проведение научных исследований.

Обязанности преподавателей в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональным образованием» и общероссийским классификатором занятий включают в себя: -

разработку и изменение учебных программ по различным предметам в соответствии с текущими потребностями, учебных планов, годовых календарных учебных графиков; -

чтение лекций и проведение практических занятий, обеспечение руководства обучением студентов индивидуально или путем организации семинаров; -

применение методов организации обучения, способствующих развитию творческого мышления студентов; -

обеспечение высокой эффективности педагогического и научного процессов; -

своевременное оповещение администрации о невозможности по уважительным причинам выполнить работу, обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий; -

формирование у обучающихся профессиональных качеств по избранному направлению подготовки (специальности), гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; -

развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей; -

разработку экзаменационных вопросников и билетов, оценку экзаменационных работ и результатов тестирования; -

изучение педагогических методов и дидактических материалов и подготовку рекомендаций по их применению; -

проведение научных исследований по вопросам, связанным с их специальностью; -

разработку и издание учебных и методических пособий, научных трудов и статей; -

участие в научно-практических конференциях и семинарах; -

участие в решении финансовых, хозяйственных, научных, методических и других вопросов, касающихся деятельности университета, вуза или колледжа; -

руководство и содействие деятельности студенческих творческих коллективов, других внепрограммных мероприятий; -

систематические занятия по повышению своей квалификации; -

на первом занятии по своей учебной дисциплине каждый преподаватель обязан довести до сведения студентов рабочую программу курса (лекционного, практического, семинарского, лабораторного), содержание и форму внутрисеместровой и итоговой аттестации, список обязательной и рекомендуемой методической, научной и другой литературы (соответствующие материалы должны находиться на кафедрах, в лабораториях и т. п., для возможности пользования ими студентами (п. 8.3 Правил внутреннего трудового распорядка университета); -

выполнение родственных по содержанию обязанностей.

Также в обязанности преподавателей, как и всех работников университета, входит соблюдение законодательства о труде, условий коллективного договора, устава университета, правил внутреннего трудового распорядка, подчинение законным распоряжениям администрации, прохождение периодических медицинских осмотров.

Обязанности преподавателей конкретизируются в трудовых договорах, должностных инструкциях, разрабатываемых на кафедрах по каждой должности, с которыми должны быть ознакомлены работники.

Обязанности на каждый учебный год конкретизируются в индивидуальных планах, которые разрабатываются заведующими кафедрами, согласовываются с деканами факультетов и утверждаются проректором по учебной работе.

Ознакомление работника с его должностными обязанностями должно подтверждаться его подписью, так как неисполнение данных обязанностей является нарушением трудовой дисциплины и может повлечь наложение дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарные взыскания налагаются за нарушения трудовой дисциплины. Под дисциплинарными нарушениями понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника обязанностей, предусмотренных законодательством о труде, уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, другими нормативными документами университета, трудовым договором, в т.ч. индивидуальным планом.

При исполнении должностных обязанностей преподаватели имеют право: -

на обеспечение своей профессиональной деятельности; -

избирать и быть избранными в ученый совет университета, -

участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета в ученом совете университета или в общественных организациях; -

пользоваться в порядке, предусмотренном коллективным договором, информационными фондами университета, услугами научных, учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений университета; -

обжаловать приказы и распоряжения администрации университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; -

определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами; -

выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие индивидуальным особенностям работника и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; -

на защиту профессиональной чести и достоинства.

В соответствии со ст. 55 Закона «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушений преподавателем норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному работнику.

Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся.

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2013, N 5

По просьбам наших читателей и в помощь кадровому или другому работнику, которому поручено разрабатывать должностные инструкции в учреждениях образования, приведем примерный образец, на основании которого вы сможете разработать должностные инструкции для преподавателей в зависимости от их специализации. В данной инструкции отражены общие права и обязанности преподавателя общеобразовательного учреждения специального профессионального образования.

ГОУ СПО "Медицинское училище Утверждаю
(техникум)"
Директор ГОУ СПО
"Медицинское училище
Должностная инструкция N 25/П (техникум)"
преподавателя Васильев Н.С. Васильев
"16" января 2013 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики преподавателя образовательного учреждения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

1.2. Преподаватель назначается и освобождается от должности директором учреждения.

1.3. Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и пройти дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении - без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Преподаватель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-производственной работе.

1.5. Преподавателю непосредственно подчиняется лаборант (если преподаватель выполняет обязанности заведующего кабинетом).

1.6. В своей деятельности преподаватель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными правовыми актами субъекта РФ всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами учреждения (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

1.7. Преподаватель должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

1.8. Преподаватель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Функции

2.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

Преподаватель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение.

3.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения.

3.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой учреждения.

3.5. Разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся.

3.6. Ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.

3.7. Реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с учащимися актуальные события современности.

3.8. Обеспечивает достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов).

3.9. Оценивает эффективность и результаты обучения учащихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности.

3.10. Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию учащихся.

3.11. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации).

3.12. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

3.13. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, повышает свою квалификацию.

3.14. Принимает участие в общероссийских, областных, региональных, внутриучилищных конкурсах.

3.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

3.16. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

3.17. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит учащимся инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа.

3.18. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации учреждения в целях контроля и оценки деятельности педагога.

3.19. Заменяет на уроках временно отсутствующих преподавателей по распоряжению заместителя директора по учебно-производственной работе с оплатой замены в установленном порядке.

3.20. Дежурит по училищу в соответствии с графиком дежурств.

3.21. Проходит периодические медицинские обследования.

3.22. Соблюдает этические нормы поведения в учреждении, быту, общественных местах.

3.23. В случае отсутствия заведующего кабинетом исполняет его обязанности в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом.

3.24. В начале каждого полугодия проводит инструктажи с обучающимися по охране труда по утвержденным в учреждении инструкциям, делая записи в книге учета инструктажей по охране труда.

4. Права

Преподаватель имеет право:

4.1. Участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом.

4.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. Свободно выбирать и использовать методы оценки знаний учащихся.

4.5. Повышать свою квалификацию.

4.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.7. Давать учащимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к учащимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных уставом.

4.8. Имеет другие права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом училища, правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Преподаватель:

5.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общеучилищных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

5.2. В период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией учреждения к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы преподавателя в каникулы утверждается приказом директора.

5.3. Заменяется на период временного отсутствия преподавателями той же специальности или преподавателями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данной группе.

5.4. Получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками учреждения.

6. Ответственность

6.1. В установленном трудовым законодательством Российской Федерации порядке преподаватель несет дисциплинарную ответственность:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;
  • за нарушение устава и правил внутреннего трудового распорядка учреждения, распоряжений директора и иных локальных нормативных актов;
  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
  • за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод учащихся.

6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также совершение иного аморального проступка преподаватель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

6.3. За виновное причинение училищу или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей преподаватель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу, до подписания трудового договора.

7.2. Копия инструкции передается работнику под роспись.

7.3. Факт ознакомления с инструкцией и получения ее копии подтверждается подписью работника в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

И.Г.Силко

Эксперт журнала

"Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения"