Ночь с 29 на 30. Галерная улица

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» - попросил герой бессмертной трагедии Гёте. И такое желание возникало не только у Фауста. Мифология и священные предания многих народов изобилуют эпизодами, когда герои останавливали движение светил и времени. Например, в Библии рассказывается о том, как еврейский полководец Иисус Навин приказал Солнцу и Луне остановиться, чтобы он смог завершить сражение и не дать врагам скрыться в ночной мгле.

Конечно, это все из области фантастики, а наяву такое невозможно. И все же время - одно из самых загадочных свойств природы, и оно порой преподносит такие сюрпризы, что нам остается только удивленно разводить руками. К примеру, Парижский сбой - одна из тайн XX века, которую наука объяснить не в силах.

Парижский сбой

В ночь с 29 на 30 декабря 1902 года, в 1:05 в Париже остановились практически все стенные маятниковые часы. Это невероятное событие было описано в первом номере журнала «Вестник знания» за 1903 год. В публикации говорилось, что в этот миг многие парижане ощутили головокружение, сопровождаемое тошнотой и обморочным состоянием.

Директор центральной метеорологической станции Парижа тогда официально заявил, что никаких атмосферных аномалий за все это время не наблюдалось. Сейсмографы не отметили ни единого случая колебаний почвы. Однако, по предположению специалистов, имел место именно геофизический феномен, так как остановились лишь маятниковые инструменты, а на пружинные часы Парижский сбой никакого влияния не оказал.

Известно, что маятник в часах колеблется под воздействием силы земного притяжения. Такая одновременная остановка всех маятников могла бы произойти, если бы, допустим, в ту ночь в Париже одним махом убрали силу земного притяжения, и все жители оказались бы в состоянии невесомости, и, соответственно, маятники тоже. Такой же вариант был бы возможен, если бы весь географический район в одночасье оказался в состоянии свободного падения.

Так как это практически невозможно, остается предполагать, что возникли колебания, по фазе противоположные колебаниям маятников. И при суммировании колебаний они взаимно уничтожились. При любом из вариантов человек испытает тошноту и головокружение и, разумеется, будет сильно напуган. Что и произошло с парижанами. Встревоженные люди потребовали объяснения происшествия у властей, но внятного ответа так и не добились.

Вращение Земли

Но вот что интересно узнать: в ту ночь в Париже остановились только маятники часов или все приборы, совершающие колебательные движения, например знаменитый маятник Фуко ? Напомним, что это такое.

В середине XIX века Жан Фуко изобрел устройство, которое наглядно демонстрирует вращение Земли. Вначале ученый провел эксперимент в узком кругу. Позже об этом опыте узнал Луи Бонапарт. В 1851 году будущий французский император Наполеон III предложил Фуко повторить эксперимент публично под куполом Пантеона в Париже. Во время эксперимента ученый взял груз весом 28 килограммов и подвесил его к вершине купола на проволоке длиной 67 метров. На конце груза он закрепил металлическое острие.

Маятник Фуко

Маятник совершал колебания над круглым ограждением, по краю которого был насыпан песок. При каждом качании маятника острый стержень, закрепленный снизу груза, сбрасывал песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Примерно через два с половиной часа стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно земли.

За час плоскость колебаний повернулась более чем на 11 градусов, а примерно за 32 часа совершила полный оборот и вернулась в прежнее положение. Ученый таким образом доказал, что если бы поверхность Земли не вращалась, маятник Фуко не показывал бы изменения плоскости колебаний.

Так вот, в журнале наблюдений за маятником Фуко, который вели служители Пантеона, в ночь с 29 на 30 декабря 1902 года никаких аномалий в «поведении» устройства зафиксировано не было, то есть маятник колебался как всегда, без всяких отклонений и остановок.

Приказано молчать

Долгое время этот факт считался неоспоримым. Пока в 1998 году за дело не взялся французский журналист Жак Лемье. Проведя расследование, он установил, что в эту ночь в Пантеоне дежурил некто Клод Рандо. Понятно, что этого человека давно уже не было на белом свете, но Жаку удалось отыскать внучку этого дежурного, мадам Кристину Шардрен. Она вспомнила, что дед однажды рассказал ей, что в ту злополучную ночь и маятник Фуко вел себя необычно .

Маятник Фуко в наши дни


Судя по следам, прочерченным острием стержня на песке, он менял амплитуду колебаний и, вероятно, даже останавливался на какое-то время. Самого момента этой остановки дед не видел - не будешь же следить за маятником, не отрывая глаз! Но соответствующую запись в журнал наблюдений Рандо занес. Однако впоследствии лист с этой записью был удален из журнала. Вместо него вклеили другой, где было написано, что ночь прошла без происшествий.

Начальство строго-настрого приказало Клоду молчать о том, что произошло. Жаку Лемье удалось разыскать этот журнал, и он убедился, что мадам Шардрен сказала ему правду. Лист в журнале действительно был заменен. Кому и зачем это потребовалось, непонятно.

Кто виноват?

Почему все же произошел Парижский сбой? Существует множество версий, и среди них есть совершенно экзотические.

К примеру, есть мнение, что остановка маятников часов в Париже - это баловство пришельцев . Они, мол, провели своеобразный психологический эксперимент, желая проследить за реакцией землян на столь необычайное происшествие. Тому же Жаку Лемье удалось установить, что в ночь с 29 на 30 декабря 1902 года в небе над Парижем был зафиксирован неизвестный объект в виде большого темно-багрового шара , пересекшего столицу Франции с юго-востока на северо-запад. Информация об этом была в парижских газетах.

Еще более экзотическая версия - что в эту ночь в районе Парижа Землю пронзила насквозь, как игла, миниатюрная нейтронная звезда . Это астрономический объект, являющийся одним из конечных продуктов эволюции звезд. Возникает он обычно после взрыва сверхновой звезды. Массы нейтронных звезд сравнимы с массой Солнца, но типичный радиус составляет лишь 10-20 километров. Многие нейтронные звезды обладают чрезвычайно высокой скоростью вращения, до тысячи оборотов в секунду.

И если такое космическое «сверло» вонзилось в пересекшую его путь планету, вполне возможно, что оно проскочило ее, даже не заметив и не нанеся серьезного ущерба. Но мощный импульс гравитационной волны, возникший при этом, привел встретившиеся на ее пути тела в кратковременное состояние невесомости и остановил маятники. А если бы в то время уже существовали радио, телевизоры и прочие электронные приборы, эффект был бы еще более потрясающим.

Вполне возможно, Парижский сбой связан с высокой солнечной активностью. В момент солнечной активности происходит выброс вещества с сильной электромагнитной энергией, и если он направлен на Землю, то количество вещества не влияет на гравитацию, но происходит сильное возмущение магнитного поля планеты.

Так как большое количество деталей механических часов выполнено из легких, токопроводящих металлов, изменение индукционного поля может превышать силу гравитации и изменять период и амплитуду движения деталей, что для часов означает нарушение хода или остановку. Эта версия интересна, но не объясняет, почему не остановились пружинные часы.

Не исключено, что к Парижскому сбою привели опыты, великого ученого Николы Теслы . Как раз в эти годы он занимался исследованиями магнитных полей и высоких частот в своей лаборатории, проводил эксперименты по переброске электроэнергии без проводов на большие расстояния. Некоторые считают, что и Тунгусский метеорит - дело рук Теслы. В таком случае парижане отделались легким испугом.

Наконец, самая приземленная версия: сообщение в «Вестнике знания» - это обычная утка. Якобы новому изданию нужна была сенсация, чтобы повысить интерес к нему и поднять тираж, а на самом деле никакого сбоя не было.

На это можно возразить: остановка часов взбудоражила весь город. В то время новости в основном узнавались не из газет, а передавались «из уст в уста». Загадочное происшествие широко и живо обсуждалось еще до выхода номера «Вестника».

Как видите, версий множество, но ни одна не проливает свет на природу этого таинственного явления. И скорее всего, правды о Парижском сбое мы не узнаем никогда.

Николай СОСНИН

В эту ночь было уничтожено 132 человека: из них 22 известнейших белорусских литератора, а еще многие десятки деятелей науки, культуры и искусства межвоенной поры, - говорит литературовед, пресс-секретарь Союза белорусских писателей Тихон Чернякевич . - Это был беспрецедентный акт насилия против белорусской культуры. Поэтому годовщина стала для интеллигенции символическим днем памяти жертв сталинского террора.

- Почему в одну ночь расстреляли сразу столько людей?

Летом 1937-го нарком внутренних дел Ежов издал одобренный Сталиным приказ №447 об операции по репрессированию антисоветских элементов. С тех пор НКВД СССР постоянно направлял в политбюро компартии списки лиц, подлежащих в 19 случаях из 20 высшей мере наказания. Они подписывались всем руководством партии. Первая подпись - сталинская. Его размашистое «За» синим химическим карандашом известно всем, кто видел копии и оригиналы списков.

По такому же списку, утвержденному Сталиным и его командой в сентябре 1937 года, и были расстреляны в ночь с 29 на 30 октября деятели нашей культуры. Почему столько расстрелов в одну ночь? Приближалась 20-я годовщина Октябрьской революции, и каждый винтик системы перевыполнял план, стараясь получить очередное звание, медаль, орден или премию к празднику.

- Были ли случаи, когда осужденный мог оправдаться?

Полный карт-бланш для массовых расстрелов появился у советской власти в конце 1934 года после убийства первого секретаря Ленинградского обкома компартии Сергея Кирова . Сталин изменил уголовно-процессуальный кодекс. В общем и целом упростили судопроизводство в отношении «врагов народа». Постановлением Совнаркома было предписано следствие вести быстро, 10 дней максимум, свидетелей не вызывать, обжалование приговоров запретить, суды сократить. Например, 28 октября 1937-го суд над писателем Платоном Головачем длился всего 15 минут: приговор - высшая мера.

Оправдательные приговоры были чем-то из разряда фантастики. В лучшем случае примерно 5% из списка шли не по первой категории (расстрел), а по второй - 10 лет ГУЛАГа. Еще одна удача - если семья репрессированного не попадала в печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). Решением Сталина 1937 года жены «врагов народа» приговаривались к 5 - 8 годам лагерей. Так, в АЛЖИРе, спецприемнике НКВД и сибирской ссылке первые 18 лет своей жизни провела ныне живущая Мая Тодаровна Кляшторная, дочь расстрелянного в страшную ночь белорусского поэта Тодара Кляшторного и одна из организаторов мемориала «Курапаты».

- Кого именно расстреляли в этот день?

Разных людей: ученых, продавцов, министров, преподавателей и даже первого председателя белорусской ЧК. Если говорить о литераторах, то это цвет межвоенной литературы. Например, автор первой революционной поэмы «Босыя на вогнішчы», главред газеты «Савецкая Беларусь » Михась Чарот. Или мастер психологической прозы, автор одного из первых наших романов «Сцежкі-дарожкі» Михась Зарецкий, поэт-бунтарь, переводчик и хлесткий критик Алесь Дудар, тонкие лирические поэты Юрка Лявонны, Юлий Тавбин . А еще всемирно известный поэт и прозаик Мойше Кульбак, писавший на идиш (его роман о довоенном Минске «Зельманцы» недавно переиздали), и другие поэты, прозаики, критики.

- В чем обвиняли этих людей?

Формулировки были однотипные: осужден за участие в «контрреволюционной организации» (поэт Анатоль Вольный), «как член троцкистской организации и организатор террористической группировки» (критик Яков Бронштейн ), «член антисоветской объединенной шпионско-террористической национал-фашистской организации» (поэт Алесь Дудар), «активный член национал-фашистской террористической организации» (прозаик Михась Зарецкий). Главное - упомянуть в приговоре «организацию». Судили группами и «партиями», а не по одиночке. Версталось большое уголовное дело, где из доказательств были только признательные показания арестованных. Выбивались они очень жестоко. Кузьма Чорный вспоминал: «У яжоўскай турме ў Менску ўвосень 1938 г. мяне саджалі на кол, білі вялікім жалезным ключом па галаве і палівалі збітае месца халоднай вадой, паднімалі і кідалі на рэйку , білі паленам па голым жываце, устаўлялі ў вушы папяровыя трубы і раўлі ў іх на ўсё горла, уганялі ў камеру з пацукамі».

- Почему мы об этом ничего не знали полвека?

- Даже родным расстрелянных не говорили правду: во время хрущевской реабилитации прокуроры выдавали родственникам погибших бумажки с ложными датами смерти. Как правило, указывали 1940-е, которые психологически ассоциировались с годами войны - временем наибольших потерь, писали что-то о «сердечной недостаточности». И родные думали, что человек умер в тюрьме, лагере, но представить себе не могли минского кровавого конвейера.

- Как открылась правда?

Только в конце 80-х, когда историкам стали приоткрываться архивы органов госбезопасности, стал понятен размах большого террора 1937 - 1938 годов. Для белорусов наиболее важными являются книги Леонида Морякова, племянника расстрелянного 29 октября 1937-го поэта Валерия Морякова. Леонид Владимирович сумел получить доступ к старой картотеке НКВД БССР , много лет отдал архивным поискам. Он на свои деньги выпустил десятки томов биографических справочников по жертвам сталинского террора. У них совсем небольшой тираж, но вся база данных выложена в интернет и каждый может поискать там биографии своих осужденных в 1930-е родственников. Можно обратиться и в архив КГБ Беларуси, но процедура получения информации будет непростой.

- А что стало с наследием расстрелянных в ту ночь писателей?

Во время хрущевской оттепели в конце 1950-х некоторые из расстрелянных писателей были реабилитированы, соответственно - разрешены цензурой, кое-что удалось переиздать (часто не самое лучшее). С боем ученые возвращали наследие классиков прозы Максима Горецкого и Михася Зарецкого. Многих реабилитировали только во времена Горбачева , а книги их так и не вышли. Например, №1 в сталинском расстрельном списке сентября 37-го Анатолий Ажгирей (Анатоль Вольны), интересный поэт и замечательный фельетонист, последний раз издавался в 1935-м. Что касается писательских архивов, то львиная доля их сгорела во дворе внутренней тюрьмы НКВД, печально известной «американки», еще в 1937 году.

- Есть ли те, чье наследие не удалось восстановить?

Чтобы примерно представить себе масштаб трагедии, можно обратиться к опубликованным протоколам обыска. Например, у Михася Зарецкого указано изъятие «рукописи на 3129 листах, переписки на 953 листах». Уникальные личные собрания расстрелянных 29 октября, видимо, потеряны для нашей культуры навсегда (хоть и остается слабая надежда на открытие архивов КГБ, где частично могло что-то подшиваться к уголовным делам), но все наследие в принципе зачеркнуть не удалось. Да, в библиотеках в 1930-е регулярно уничтожались книги осужденных, но дублетные экземпляры пересылались ведь и в хранилища союзных республик, откуда после войны вернулись в Беларусь. По этим книжкам, подшивкам старой периодики и переиздавали наследие жертв террора.

- Почему о событиях этой ночи важно помнить?

Ночь 29-30 октября - наглядный пример того, что глубина насилия неизмерима. Но надо понимать, что таких ночей было в 1930-е годы множество. Это был действительно кровавый поток, в который попадали абсолютно все слои населения. Историк Леонид Моряков написал об этом целую книгу «Ахвяры і карнікі». Она состоит из кратких, на две строчки, биографий расстрелянных в столице БССР с августа 1937-го по ноябрь 1938-го. Четыреста страниц, по двадцать биографий на каждой - 8 тысяч жертв расстрелов за этот период. Именно Моряков назвал это время «кровавым туннелем смерти».

В ночь с 29 на 30 августа разводка Троицкого моста начнется раньше – в 00.10. Движение автомобильного транспорта на Дворцовой и Кутузовской набережных, а также на Суворовской площади и Троицком мосту будет прекращено в 23.30. Изменения в графике разводки моста и схеме движения транспортных средств вызвано с подготовкой и проведением проекта «МУЛЬТИ-МОСТ СТС», кульминацией которого станет показ лучших мультфильмов со всего мира на крыле разведенного Троицкого моста в 01.00.
В ночь с 29 на 30 августа с 01.00 ночи и до 04.50 утра на разведенном крыле Троицкого моста петербуржцы и гости Северной столицы смогут увидеть международную конкурсную программу фестиваля «Мультивидение» - коллекцию самых веселых, самых красивых, самых добрых мультфильмов на тему «О городах и горожанах», созданных за последние 2 года. Событие охватит не только Суворовскую площадь у Троицкого моста – гигантский экран размером 400 кв. метров будет виден с Марсова поля, от Летнего сада и с Дворцовой набережной. «Мульти-Мост СТС» обещает стать главным городским событием уходящего лета. В связи с проведением и предварительной подготовкой к фестивалю, с 23 ч. 30 мин. 29 августа до 05 ч. 15 мин. 30 августа будет закрыто движение транспортных средств на близлежащих набережных и улицах:

  • Дворцовая набережная: участок от Мраморного пер. до наб. реки Фонтанки
  • Набережная Кутузова: от Гагаринской улицы до наб. реки Фонтанки
  • Миллионная улица: от проезда вдоль Марсова поля до Суворовской площади
  • Наб. Лебяжьей канавки: от наб. реки Мойки до Суворовской площади

Проект «Мульти-Мост» - это масштабное мультимедийное шоу, гигантская медиа-инсталляция, демонстрирующая мультфильмы и видеоарт на крыле разведенного моста над Невой. В программе будут представлены все виды современной анимации: маленькие киношедевры созданы в технике 3D и классической рисованной, стоп-моушен и песочной. Столь же обширна география программы: в нее войдут анимационные фильмы из Франции, Англии, Голландии, США, Китая, Японии, Бразилии и, конечно же, из России. Зрители также увидят программу самых забавных интернет-фильмов о домашних питомцах «КотЭ на МостЭ», куратором которой станет знаменитый интернет-мем, кот-искусствоЕд Заратустра (FatCatArt.com). «Мульти-Мост СТС» также представит новые развлекательные проекты, которые выйдут в эфир телеканала СТС этой осенью. Наряду с новыми сериями любимых хитов – «Кухня», «Воронины», «Молодежка», зрители увидят совершенно новые проекты – авантюрное приключение «Лондонград. Знай наших!», комедийный сериал «Как я стал русским», развлекательное шоу для всей семьи «Большая маленькая звезда» с Николаем Басковым, а также новые программы о кулинарии, путешествиях и ремонте. Гостей праздника ждет выступление звездных ведущих, лучших российских ди-джеев, а также конкурсы и интерактивные развлечения.
Программа фестиваля «МУЛЬТИ-МОСТ СТС» (ночь с 29 на 30 августа, начало – 01.00):
- Мультфильмы "О городах и горожанах"
В программе будут представлены все виды современной анимации: маленькие киношедевры созданы в технике 3D и классической рисованной, стоп-моушен и песочной. Столь же обширна география программы: в нее войдут анимационные фильмы из Франции, Англии, Голландии, США, Китая, Японии, Бразилии и, конечно же, из России.
Жюри присудит награды за «Лучший городской мультфильм».
- Конкурс вирусных интернет-фильмов «КотЭ на МостЭ»
Конкурс на лучший анимационный или художественный вирусный фильм о кошках. Участвуют фильмы, собравшие на видеохостингах Youtube или Vimeo не менее 50,000 просмотров.
- Премьера новых развлекательныех проектов от телеканала СТС, которые выйдут в эфир этой осенью. Наряду с новыми сериями любимых хитов – «Кухня», «Воронины», «Молодежка», зрители увидят совершенно новые проекты – авантюрное приключение «Лондонград. Знай наших!», комедийный сериал «Как я стал русским», развлекательное шоу для всей семьи «Большая маленькая звезда» и др.
DJ и VJ сет

  • 04.50 - окончание программы, сводка моста
  • 05.15 - открытие движения автотранспорта

«Мульти-мост» - это проект, который скрещивает кино и архитектуру, артхаус и народные гуляния, интернет-траффик и уличное движение, придуман и разработан фестивалем анимационных искусств «Мультивидение» и его президентом, художником и режиссером Светланой Петровой. Впервые он прошел в 2007 году и стал своеобразной визитной карточкой Петербурга.
«Мульти-Мост СТС»
В ночь с 29 на 30 августа
Суворовская площадь
01:00 – 04:50
Вход свободный
12+


Вы можете добавить "Галерную улицу" в " ".