Об образовании о проблемах педкадров. Проблема педагогических кадров для сельской школы и села в контекстах модернизации отечественного образования

Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15193УДК 37.014.5

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации

Аннотация.В настоящее время в Российской Федерации начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.».В качестве перспективных направлений деятельности в статье выделены использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза. Ключевые слова: модернизация педагогического образования, инновационные модели подготовки педагогических кадров.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

За последнее десятилетие система подготовки педагогических кадров в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.» . Среди наиболее значимых новшеств в сфере подготовки педагогов можно назвать:1.Изменение перечня педагогических образовательных программ. В рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» вместо комплекса учительских специальностей, по которым шло обучение по ГОС, начата реализация следующих направлений:«Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями), «Психологопедагогическое образование», «Профессиональное образование»,«Специальное (дефектологическое) образование». 2.Переход на уровневую систему подготовки кадров для образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. 3.Значительное сокращение количества профильных учебных заведений, что приводит к использованию вариативных моделей подготовки и «многоканальному входу» в педагогическую профессию.4.Существенные изменения содержания подготовки обучающихся через обеспечение его ориентации на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.Такие комплексные изменения требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.Выделим перспективные направления деятельности, обеспечивающие модернизацию педагогического образования в вузе, и покажем особенности их реализации на примере одного из ведущих университетов Российской Федерации, осуществляющих подготовку педагогических кадров, –Вятского государственного гуманитарного университета.Приоритетным направлением деятельности, по нашему мнению, является построение гибких и вариативных траекторий подготовки на всех уровнях педагогического Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 2

образования через реализацию профильных программбакалавриата, магистратуры, аспирантуры и программ дополнительного образования . Внастоящее время Вятский государственный гуманитарный университет является единственным государственным вузом в Кировской области, реализующим полную вертикаль программ всфере педагогического образования. Кадровой основой системы образования Кировской области являются более 20000 выпускников ВятГГУ, работающих в 1300 образовательных учрежденияхвсех уровней и типов. С учетомтогообстоятельства, что выпускники университета осуществляют профессиональную деятельность в качестве педагогов,психологов и руководителей 487учреждений дошкольного, 609 общего, 126 дополнительного, 20 начального профессионального и 55 среднего профессиональногообразования, 32 учрежденийвысшего профессионального образования г. Кирова и Кировской области, качество системы образования Кировской области во многом обусловлено стабильным функционированием старейшего вуза Вятки–Вятского государственного гуманитарного университета. В ВятГГУ реализуется69 основных профессиональных образовательных программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», из которых 2 –среднего профессионального, 28–бакалавриата, 13–специалитета, 9–магистратуры, 9–аспирантуры. Количество обучающихся по данным программам в настоящее время составляет около 20% общего контингента обучающихся в университете. Однакообеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами попрежнему остается существенной проблемой. Среди педагоговболее 20% составляют учителяпенсионного возраста. При этомдоля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7%. Общая потребность в педагогах по области составляет в 2015 г.412 человек(159% от ежегодного количества выпускников ВятГГУ по УГСН «Образование и педагогические науки»). Таким образом, при существующем количестве выпускников потребность в кадрах не восполняется в полной мере. Данная проблема в Кировской области решается комплексно, путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки; реализации системы «сопровождения» студента в период обучения в вузе; осуществленияматериального стимулирования; оказаниякомплексной (организационнометодической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов, возвращающихся после окончания учебного заведения на работу в школу. В нашем регионе такой переговорной площадкой стал ВятГГУ, на базе которого с 2011г.функционирует Совет по педагогическому образованию. С 2012 г.ВятГГУ совместно с Департаментом образования региона проводитобластной конкурс творческих работ учащихся «Хочу стать учителем!»,победители которого поощряются правом включения в список лиц, направляемых для поступления в университет на условиях целевого приема. Например, из 46 участников конкурса –выпускников 11хклассов 2014 г.были зачислены на педагогические направления подготовки в ВятГГУ 22 человека. С2011 г.студентам, заключившим договор об обучении на условиях целевой контрактной подготовки, из средств регионального бюджета ежемесячно выплачивается социальная выплата в размере 5 тысяч рублей. В 2014 г.заключены договоры о целевом приеме на программы бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование и Психологопедагогическое образование со 160 студентами и с 73 организациями, в том числе 53, находящимися в районах Кировской области. Такие согласованные действия позволяют рассчитывать на преодоление проблемы «двойного негативного отбора» и обеспечение притока в образовательные организации молодых учителей. Об Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 3

имеющейся положительной динамике говорит конкурс на педагогические направления подготовки. Он в 2014 г.составил 7,8 человекна место и был выше, чем средний по вузу. За последние 3 года он вырос в 1,4 раза.Важным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, можно рассматривать проектирование процесса профессиональной подготовки на основе требований «Профессионального стандарта педагога» и новых стандартов школьного и дошкольного образования с последующей корректировкой структуры образовательных программ . Апробация таких инновационных моделей подготовки педагогов в настоящее время осуществляется в рамках проекта «Модернизацияпедагогического образования». ВятГГУявляется соисполнителем работ по двум проектам: 1.«Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки–Психологопедагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». Проект реализуется на основании договора с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.2.«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учительдефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Проект реализуется на основании соглашения с Московским педагогическим государственным университетом. В процессе реализации данных проектов вузамипартнерами на сетевой основе осуществляется разработка содержания и апробация новых модулей экспериментальных образовательных программ.Опыт апробации новых модулей образовательных программ позволяет выделить ряд сильных сторон «Проекта модернизации педагогического образования», среди которых: концентрация базисных компонентов академического психологопедагогического знания, служащего основой для усиления практических компетенций, закладываемых в новый профессиональный стандарт; использование интерактивного обучения через разработку и более широкое применение деятельностных личностноориентированных технологий; реализация рассредоточенной практики, включающей несколько этапов ее прохождения: организационноподготовительный, этап реализации профессиональных действий, заключительный этап, рефлексивный этап. Рассредоточенная практика позволяет обучающимся более полно реализовывать знания, умения, трудовые действия, полученные в рамках аудиторных занятий, более широко и содержательно представлять результаты ее прохождения в индивидуальных планах, фотоотчетах, эссе, видеоотчетах, дневниках практики. Существенным перспективным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, мы рассматриваем активное использование потенциала всех видов деятельности и социальных практик, в которые включены обучающиеся в процессе профессионального образования; развитие интеграции различных социальных институтов, заинтересованных в подготовке современного педагога. Ключевой проблемой в повышении качествапедагогического образования попрежнему остается практическая подготовка обучающихся. Поэтому активная «педагогизация» вузом социокультурной среды региона, включение в процесс Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 4

профессионального образования новых субъектов становятся необходимым условием подготовки компетентного специалиста. Только в 2014/2015 учебном году в ВятГГУ действовали 124 коллективных (долгосрочных договора) и 209 срочных (индивидуальных) договоров с образовательными организациями Кировской области, на базе которых студенты проходят практику. Вуз является координатором 24 региональных инновационных площадок, на базе которых наши студенты осваивают лучшие образовательные практики, выполняют выпускные квалификационные работы под руководством лучших педагогов. В данном контексте в качестве «точек роста» следует считать использование инновационных форм реализации программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», таких, например, как сетевая и дистанционная. Сетевое взаимодействие с ведущими профильными вузами Российской Федерации в области педагогического образования позволит объединить их кадровый и научный потенциал, тиражировать уникальный опыт подготовки педагогов. Так, ВятГГУ планирует начать реализацию образовательных программ в сетевом формате с Арзамасским филиалом ФГАОУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова». Можно констатировать, что успешно проходит апробация шестиобразовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время на них обучаются уже 156 человек, которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с профессией педагога.Таким образом,можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации «Проекта модернизации педагогического образования» осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов. Она предусматривает в качестве приоритетов использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентацию содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; максимальную актуализацию возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды.

Ссылки на источники1.Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017. –URL:http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14. 2.Ходырева Е.А. Вариативные модели подготовки педагогов в гуманитарном вузе// Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресс.Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета».–Киров: Издво ВятГГУ, 2014. –С.43–45.3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550). –URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] and prospects of teacher training in higher educational institutions of the Russian FederationAbstract. Currently, the Russian Federation launched the “Program of modernization teacher education for 2014–2017 years”. The paper deals with the promising directions in education such as the use of variant learning paths and entry into teaching profession; orientation of content and technology of vocational education on demands of educational activities and professional standards of ateacher; updating capabilities and resourcesofbroad social and cultural environment of auniversity.Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 5

Key words: modernization of pedagogical education, innovative models of teacher training.References1.Bolotov,V. A. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija 2014–2017. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/14(in Russian). 2.Hodyreva,E. A. (2014) “Variativnye modeli podgotovki pedagogov v gumanitarnom vuze”,Pedagogicheskoe obrazovanie v sisteme gumanitarnogo znanija: sbornik statej Vserossijskogo nauchnogo kongress. Prilozhenie № 1 k zhurnalu “Vestnik Vjatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta”, IzdvoVjatGGU, Kirov, pp. 43–45(in Russian).

3.PrikazMintrudaRossiiot18.10.2013 № 544n«Obutverzhdeniiprofessional"nogostandarta“Pedagog(pedagogicheskajadejatel"nost" vsferedoshkol"nogo, nachal"nogoobshhego, osnovnogoobshhego, srednegoobshhegoobrazovanija) (vospitatel", uchitel")” (zaregistrirovanovMinjusteRossii06.12.2013, registracionnyj№ 30550).Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian).

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.06.15ОпубликованаPublished28.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru

Как уже было упомянуто выше, одним из приоритетных направлений реформирования образования является повышение качества образования. При достижении этой цели только лишь изменений содержания учебного процесса будет недостаточно. Важна планомерная работа по внедрению организационно-экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных педагогических кадров, несущих социальную ответственность за качество результатов реализуемого образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников. Также важно не забывать о повышении престижа профессии педагога на общественном уровне и о грамотном управлении образовательной организацией. .

Таким образом, перед государством стоит задача разработки четко организованной эффективной кадровой политики в области образования.

Государственная кадровая политика в области образования представляет собой государственную стратегию кадровой работы, определение ее целей и задач, научную и практическую обоснованность, она направлена на обеспечение реализации государственной образовательной политики в конкретных исторических и политических условиях. Кадровая политика государства разрабатывается с учетом внутренних и внешних факторов влияния. Она соответствует стратегии развития государства и определяется кадровыми потребностями органов государственной власти в кадрах необходимого на данный момент времени качества и количества. . На наш взгляд, кадровая политика в области образования является основой всей кадровой политики государства.

Стимулами государственной кадровой политики являются:

ѕ материальные стимулы;

ѕ социальная гарантия и безопасность;

ѕ предоставление возможности самореализации;

ѕ повышение социального статуса .

Насколько используются данные стимулы в государственной кадровой политике в образовании будет рассмотрено нами ниже.

По словам известного специалиста по повышению эффективности государственного управления лорда Майкла Барбера, «качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей» .

С точки зрения разработчиков Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы», кадровый потенциал педагогических работников препятствует успешному распространению современных образовательных технологий, что неблагоприятно влияет на качество образования . Ярко выражен дисбаланс в возрастном и гендерном аспектах учительского корпуса: доля педагогов пенсионного возраста составляет 18% а доля молодых специалистов (до 30 лет) - только 13%; только 12% от общего числа педагогических работников являются мужчинами.

По мнению чиновников в образовании, привлекательность педагогической профессии можно повысить, увеличив уровень заработной платы педагогов. Согласно тексту документа, по данным мониторинга модернизации региональных систем общего образования, к концу 2011 года образовалась тенденция доведения этого уровня до среднего по региону. Однако, в социологическом опросе, проведенном Остапенко А.А. и Хагуровым Т.А., как сказано выше в нашем исследовании, уровень заработной платы у самих педагогов все ещё стоит на первом месте в перечне причин для беспокойства.

Ещё одной проблемой в кадровых преобразованиях системы образования является невозможность привлечения молодых специалистов из-за нехватки рабочих мест и отсутствие условий для закрепления молодых педагогов в образовательной организации. Для решения этой проблемы необходимо, опираясь на международный опыт, ориентировать кадровую политику на повышение качества педагогической деятельности и создание условий для своевременного повышения квалификации действующих педагогов.

В Государственной программе «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы» заложен ряд ожидаемых положительных результатов реформирования, т.е. приоритетных направлений кадровой политики:

ь установление конкурентноспособной заработной платы педагогических работников путем её повышения до 100% от средней заработной платы по региону;

ь повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров.

ь обновление педагогического корпуса общего образования, путем повышения уровня подготовки специалистов.

ь оказание поддержки молодым специалистам более опытными коллегами в течение первого года работы

ь возможность получения льготного ипотечного кредита на приобретение жилья молодыми специалистами, закрепившимися в профессии

Помимо рассмотренного выше в 2013 году был утвержден другой документ государственного уровня, регламентирующий осуществление кадровой политики в системе общего образования - Профессиональный стандарт педагога . Здесь не только предъявляются требования к кандидату на должность педагога (в том числе, общего образования), но и четко определены знания и умения, необходимые для успешной реализации всех прописанных трудовых действий в составе трудовых функций учителя. Данный документ носит рамочный характер и предъявляет объединенные требования к квалификации педагогов.

Введение такого стандарта несомненно упрощает принятие руководителем решения о приеме на работу сотрудника, способствует прохождению аттестации педагогических работников и планированию их карьеры. С другой стороны, соответствие уже работающих учителей требованиям стандарта предлагается оценивать посредством внутреннего и внешнего аудита, что на какой-то период будет помещать педагогов в ситуацию «под колпаком».

Помимо этого, некоторые предъявляемые стандартом нормы требуют от учителей не только педагогических знаний, но и знаний из смежных наук: психологии, культурологии, религиоведения, дефектологии. Такие требования, по мнению самих педагогов, свидетельствуют о замене целого ряда специалистов одним человеком, что вызывает отрицательные эмоции в педагогической среде.

Ещё одним минусом Стандарта, с точки зрения педагогов-практиков, является тот факт, что для соответствия предъявляемым требованиям необходимо постоянно повышать свою квалификацию путем непрерывного образования или самообразования, для чего пока не созданы ни финансовые, ни организационные условия в большинстве школ России .

Переход образовательной системы на нормативно-подушевое финансирование также становится причиной для корректировки кадровой политики в этой сфере. Напомним, что при таком типе финансирования каждая образовательная организация получает определенную сумму, напрямую зависящую от количества обучающихся. Помимо этого не стоит забывать об общегосударственной политике установления заработной платы учителей не ниже среднего уровня экономики региона. Такая ситуация в современных условиях экономического кризиса ставит руководителей многих образовательных организаций в тупик: в большинстве случаев единственным возможным выходом становится сокращение числа ставок учителя и увеличение нагрузки сохранившихся ставок при условии сохранения их заработной платы на среднем экономическом уровне. В противном же случае сохранения имеющегося числа учительских ставок на лицо становится тенденция обратного снижения доходов учителей, что будет препятствовать политике государства .

Становится очевидным, что в современном состоянии российской системы общего образования существует ряд проблем и противоречий, которые нужно разрешать путем грамотной разработки и реализации кадровой политики. К таким проблемам можно отнести

ь отсутствие у значительного числа педагогов необходимых знаний и квалификации для соответствия требованиям профессионального стандарта педагога;

ь безадресную разработку и неперсонифицированную реализацию программ повышения квалификации;

ь разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогических направлений и требованиями, заявленными к квалификации педагогов;

ь отсутствие четких принципов и возможностей построения карьеры в сфере образования.

Для решения этих и ряда других проблем правительством РФ была утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, вызванная необходимостью повышения эффективности общего образования и его конкурентоспособности. Главной идеей этой программы становится разработка и освоение всеми педагогами программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, ориентированных на соответствие требованиям профессионального стандарта .

Изложенные выше факты свидетельствуют о нормативно закрепленном ряде основных направлений современной кадровой политики в системе общего образования. Однако не определено четкого механизма деятельности руководителя образовательной организации по её разработке и эффективной реализации. Обратимся к материалам исследований Волкова В.Н. , где выделены сферы кадровой политики образовательной организации:

Подбор и расстановка кадров - определяются и регламентируются требования к кандидатам и принципы трудовой дисциплины уже работающих сотрудников. Здесь же предлагается составить перспективный план по привлечению специалистов. Определяются условия, на которых принимается сотрудник, обязательность прохождения испытательного срока. Решаются вопросы расстановки кадров и распределения учебной нагрузки.

Система обучения педагогов - освоение учителями программ региональных институтов развития образования, альтернативных учебных центров; внутришкольное обучения педагогов по адресно разработанным и актуальным для конкретного учебного заведения программам. Предоставление возможности обучаться в ВУЗах без отрыва от производства. Создание условий для самообразования педагогов.

Информационная поддержка педагогов - предоставление информации всем педагогам о деятельности учреждения и работе их коллег путем общих собраний, индивидуальных собеседований, работы методической службы, информационных материалов. При этом необходимо создание системы обратной связи с сотрудниками, мотивированной определенностью функциональных обязанностей, равными возможностями, возможностью участия в управленческих процессах, поддержкой инициатив, возможностью совершенствоваться, стабильностью принятых правил.

Система стимулирования педагогов - основой для поощрения работников наряду с результатами их деятельности являются отзывы заказчиков о качестве произведенных услуг, что определяет эффективность деятельности конкретных педагогов и ОО в целом. Однако ввиду отсутствия дополнительных ресурсов извне школьная система стимулирования до сих пор стоит на месте и состоит из материального и чаще морального поощрения.

Вовлечение педагогов в процесс управления ОУ - осуществляется путем участия учителей в разработке и реализации корпоративной культуры, делегирования полномочий, работы творческих групп, формирования состава «резерва» на занятие руководящих должностей.

«Социальный пакет» педагогов - предоставление педагогам государственных социальных льгот и гарантий, формирование дополнительных льгот за счет привлеченных ресурсов конкретной ОО.

Основываясь на том, что современное состояние системы общего образования находится в ситуации перехода от государственного управления к конкуренции, необходимо учитывать условия, позволяющие работникам справляться с новыми требованиями деловой жизни. Для достижения эффективности кадровой политики все её составляющие необходимо объединить в единое целое и направить на решение ряда задач, способствующих успешному функционированию организации :

  • 1. Набор сотрудников, максимально соответствующих требованиям учреждения и нормативных актов, регламентирующих его деятельность. При этом следует выявлять эти соответствия и в числе уже работающих педагогов.
  • 2. Адаптация вновь принятых работников к сложившемуся трудовому сообществу, т.е. обеспечение им условий для быстрого привыкания и выхода на эффективные показатели.
  • 3. Выделение ряда сотрудников, способных к непрерывному образованию и самообразованию.
  • 4. Эффективная и объективная оценка трудового потенциала подчиненных путем выделения наиболее соответствующих его компонентов требованиям стратегии организации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в современных условиях реализуя кадровую политику государства в области образования, руководители должны ориентироваться на социальные ценности, базируя её в большей степени на экономических стимулах и социальных гарантиях, приводящих в соответствие интересы отдельных сотрудников и организации в целом . При этом в ситуации возрастания внимания к личности подчиненного и общего дефицита финансовых ресурсов, поступающих в сферу образования, наступает период поиска новых стимулов, способствующих достижению высокой производительности труда и повышению эффективности показателей педагогической деятельности.

В целях оказания методической помощи в рубрике «Финансовая академия» в течение следующего учебного года мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:

Современные проблемы и их решение в системе образования России;

Повышение уровня социально-экономического развития страны и ее регионов - основа совершенствования системы образования;

Бюджетное финансирование и инновационная политика государства в сфере образования;

Многоисточниковое финансирование развития образования;

Целевое, рациональное использование и сохранность средств в образовательных учреждениях;

Образовательные учреждения и финансово-промышленный бизнес;

Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование расходов на образование;

О повышении инвестиционной привлекательности сферы образования;

О совершенствовании управления системы образования;

Образование, его финансирование и национальная безопасность;

Принципы бюджетной системы;

О расширении самостоятельности образовательных учреждений в привлечении и использовании финансовых средств.

В Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в посланиях последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. Сегодня основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан, в том числе в области образования.

Качество образования

Законодательством установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируется получение в образовательных учреждениях образования в пределах государственных стандартов, образовательных программ, которые определяют содержание образования определенного уровня и направления.

В настоящее время требования к качеству образования повышаются, и связано это, в частности, с вхождением нашей страны в Болонский процесс и Всемирную торговую организацию. Современная высшая школа немыслима без сочетания образовательного процесса и научно-исследовательской работы, без создания механизма максимально быстрого внедрения инновационных научных разработок в учебный процесс.

Проводимые в нашей стране исследования, опросы нередко констатируют несоответствие содержания и технологии образовательного процесса современным запросам общества и отраслей экономики.

На мой взгляд, целесообразно делать уверенные шаги в следующих направлениях:

в Федеральном законе «Об образовании» надо четко определить, чего же хочет государство от образования и что оно для этого делает само, то есть более детально сформулировать цель образования и выстроить такую систему образования, которая бы, не копируя вслепую чужие образцы, опираясь на лучший национальный опыт и традиции образования, шла впереди мирового развития и определяла бы его конкретные направления и результаты; нужны точки роста, дающие резкое повышение качества образования; необходим баланс между практико-ориентированным знанием и фундаментальными науками и прикладными научными исследованиями; требуются создание интерактивного учебного процесса, развитие дистантного образования, сформулировать концепцию непрерывного образования; следует учитывать важность фактора интеграции, «международности образования», чтобы например, вуз был интересен на мировом рынке образовательных услуг;

в федеральных законах об образовании и высшей школе ввести понятие «рейтинг образовательного учреждения» (для всех типов и видов) и установить обязательность его проведения; в показатели рейтинга вводить не какие-либо второстепенные технико-материальные показатели, а прежде всего - интегрированность, конкурентоспособность выпускников, нацеленность их на деловую карьеру, улучшение материального положения за счет своего высокого профессионального уровня, желание и стремление к знаниям на протяжении своей трудовой деятельности;

разработка методики составления и определения рейтинга, определения его результатов;

законодательно закрепить обязательность того, чтобы высокий рейтинг реально отражался на имидже образовательного учреждения, его преподавателей, престижности дипломов (аттестатов, свидетельств), на объеме государственного финансирования, выделяемых инвестиций, грантов на научно-исследовательские работы, на внедрение инноваций, улучшение материально-технического уровня, оплате труда педагогического состава, социальном положении обучающихся, на более широких возможностях выпускников в трудоустройстве;

скорректировать оценку деятельности школ не только и не столько на количество медалистов и сдачу ЕГЭ, а на фактический высокий уровень знаний обучающегося и их реализацию в школьные годы, например, на всех видах олимпиад и конкурсов (внутрироссийских и международных), практическом овладении в совершенстве иностранными языками, средствами информационной техники, возможностями систем интернета, а также на повышении востребованности своих выпускников в профессиональных учебных заведениях и в отраслях экономики.

Важная задача - обеспечить достижение такого качества образовательных услуг, которое делало бы образовательные учреждения привлекательными для отечественных и иностранных обучающихся. При этом следует принимать во внимание, что, по мнению российских ученых, необходимо создание образовательной стратегии опережающего развития. Они обоснованно полагают, что российское образование вполне способно повторить волну международной экспансии российских энергетиков и металлургов.

Национальный проект «Образование»

В июне 2006 года на видеоконференции в Кремле по вопросам реализации приоритетных национальных проектов Президент РФ Владимир Путин отметил, что:

именно проектный подход позволил выработать модель, при которой и Федерация, и регионы, и муниципалитеты увязаны в единый механизм и работают на общий результат; такое взаимодействие и дальше будет строиться на основе четкого планирования и определения вполне конкретных задач для каждого из участников этих проектов, а также обязательств органов власти, в том числе финансовых;

есть уже определенные результаты, которые можно проанализировать, обсудить; налажена система дополнительных выплат педагогическим работникам; определены вузы, которым будет оказана государственная помощь в реализации инновационных программ;

предстоит произвести коррективы, сосредоточить внимание на том, чего не удалось сделать.

Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что при разработке параметров реализации национального проекта были определены показатели, на которые должны выйти в ближайшие два года, которые учитываются и при работе над проектом бюджета будущего года; создаются основные элементы управления проектами и правовая база работы.

Далее он отметил, что развернулась серьезная работа по подготовке механизма поддержки регионов, в которых внедряются новые системы финансирования в образовании, повышения доходов учителей, развитие материально-технической базы, и все это должно быть направлено на повышение качества образования, на придание ему инновационного характера; завершен отбор инновационных вузов и определены 17 лидеров; общий объем поддержки на реализацию программы по их развитию составит в этом и следующем году 10 млрд. рублей; в рамках проекта идет отбор лучших учителей школ - и самих учителей, и соответствующих передовых школ; осенью будут объявлены результаты этих конкурсов, и соответствующие премии и гранты будут также представлены педагогам; поставлена задача за 2 года дать широкополосной доступ к электронным образовательным системам всем 50 тысячам школ, которые имеют сегодня интернет, и тем самым по стране будет сформирована необходимая техническая основа для внедрения новейших технологий.

Национальный проект «Образование» будет успешно реализован, если будут объединены усилия всех ветвей и уровней власти, если проблемы будут решаться комплексно, с использованием метода софинансирования.

Вместе с тем в некоторых субъектах РФ уже фиксируется снижение финансирования, выделяемого регионам в рамках национальных проектов, то есть не выполняется договоренность об объемах софинансирования со стороны регионов.

В июне 2006 года, вступая в должность Генерального прокурора РФ, Юрий Чайка назвал шесть главных приоритетов в своей будущей работе. В качестве второго приоритета он обозначил содействие прокуратуры в реализации национальных проектов (включая «Образование»), которые буксуются отчасти из-за беззакония местных властей.

В сложившейся ситуации следует активизировать участие и общественных организаций как на этапе определения объектов финансирования, так и за своевременным и полным выделением намечаемых средств и целевым их использованием. Необходимо стремиться в каждом регионе к постоянному, из года в год расширению количества объектов и объемов софинансирования мероприятий национальной программы «Образование».

Финансирование образования

Последние годы постоянно возрастает объем государственного финансирования развития образования. В целом по стране прогнозируется на следующий год направить на эти цели из консолидированного бюджета около 1 трлн. рублей. С учетом сокращающегося числа учащихся и числа образовательных учреждений наблюдается процесс увеличения государственного финансирования в расчете на одного обучающегося и одно учебное заведение.

Естественно возникает вопрос - много это или мало? Действующее законодательство не дает вразумительного ответа. В статье 3 Федерального закона «Об образовании» записано, что федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории страны.

Однако внимательное ознакомление, например, с Федеральным законом «Об образовании» позволяет сделать вывод, что в части финансирования образования он не является законом прямого действия. Из него исключены конкретные цифры (в процентах) государственного финансирования. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» даже не упоминается понятие «консолидированный бюджет», его роль и значение в финансировании образования, тогда как именно только его показатели необходимы для расчета ассигнований государства в среднем на одного учащегося в целом по стране и по типам и видам образовательных учреждений (независимо от уровня конкретного территориального бюджета).

Законодательно требуется зарегулировать вопрос о нормативах финансирования, а не давать его на откуп государственным чиновникам разного уровня власти. Необходимо в законе не просто предусмотреть, что нормативы определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а конкретно указать, что именно в обязательном порядке надо включать в нормы (и их нижние, минимальные пределы). Прежде всего надо исходить из обязательного обеспечения гарантированных Конституцией РФ (ст.43) общедоступности и бесплатности образования.

Кроме того, надо предусматривать в нормах повышающие коэффициенты, например, в связи с обучением в данном учебном заведении определенного числа детей-сирот, детей с отклонениями в здоровье (наподобие установленных государством льгот предприятиям, использующим труд определенного количества инвалидов), льготами обучающимся по индивидуальным учебным планам, на питание и оздоровительные мероприятия, бесплатное медицинское обследование педагогов, инфляцией, высоким рейтингом образовательного учреждения. Учитывать при нормировании такие особенности, как охват компьютеризацией, подключение к интернету, применение дистантного обучения, новейших технологий образования. Следует предусмотреть в законе ответственность соответствующих руководителей по фактам занижения норм финансирования или фактического невыполнения утвержденных норм.

Целесообразно: наладить финансовое прогнозирование на два-три года; обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности; целевое, рациональное использование и сохранность средств; создать систему оперативного отслеживания всей цепочки финансирования от федерального бюджета до получателя - образовательного учреждения; отрегулировать детально порядок привлечения и использования всех видов средств (включая валютные) из бюджета и внебюджетных источников, участия в этом процессе финансово-промышленного бизнеса; предусмотреть сохранение прав и гарантий при намечаемых структурных преобразованиях в системе образования.

Материально-техническое обеспечение

Развитие системы образования невозможно без соответствия материально-технической базы современным требованиям, внедряемым новейшим технологиям образования, реализуемым инновационным программам.

Необходима постоянная закупка для образовательных учреждений новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования, в том числе для обучения будущих специалистов информационных, управляющих и телекоммуникационных систем, проведения в вузах в полномасштабном объеме научно-исследовательских работ с привлечением студентов. Требуются регулярное проведение ремонтных работ и осуществление строительства образовательных учреждений и их инфраструктуры на основе современных требований.

Надо устанавливать в сметах доходов и расходов минимум затрат учебных заведений на эти цели - в зависимости от сложности выполняемых задач, объема учебных и научно-исследовательских работ.

Необходимо в Федеральном законе «Об образовании»: восстановить статью 44 «Материально-техническая база образовательного учреждения» с учетом новейших задач развития образования; расширить и конкретизировать статью 43 «Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами», в том числе в отношении интеллектуальной собственности, земельных участков, аренды имущества, эксплуатации зданий, являющихся культурным наследием.

Кадровое обеспечение

Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что государство явно недооценивает труд педагогов, ученых и вообще всех тех, кто работает в системе образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости.

Росстат опубликовал данные о средней начисленной заработной плате в апреле 2006 года. В системе образования она составляла 61,5% от средней по стране и 22-24% - от средней в сфере производства нефтепродуктов, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и финансовой деятельности. Уступало образование сфере здравоохранения и почти в два раза - работникам государственного управления.

Необходимо безотлагательно преломить эту негативную тенденцию и с тем, чтобы повысить имидж педагога, ученого, закрепить квалифицированные кадры, привлечь молодежь на работу в сферу образования, целесообразно: незамедлительно перейти на прогрессивную отраслевую систему оплаты труда в образовании; в основу оплаты труда положить уровень квалификации и результаты деятельности; внедрить прогрессивную систему стимулирования эффективного труда с применением разнообразных доплат за качественные показатели, используя для этого бюджетные и внебюджетные источники; реализовать предусмотренные в ст. 132 Трудового кодекса РФ условие, что заработная плата максимальным размером не ограничивается; повысить социальную заботу об учащихся (существенный рост стипендий, льготы на общежитие, питание, медицинское и культурное обслуживание, предоставление им возможности заработать в структурных подразделениях образовательного учреждения, в том числе в вузах при выполнении договорных научных и иных работ).

Шире следует вовлекать внутренние ресурсы регионов в позитивное решение кадровых проблем системы образования.

Методическое и нормативно-правовое обеспечение

В целях повышения качества образования, реализации приоритетного национального проекта «Образование» полагаю целесообразным:

пересмотреть в свете современных повышенных требований действующие (в ряде случаев устаревшие) государственные образовательные стандарты и образовательные программы;

значительно повысить требовательность к качеству учебников и учебных пособий, усилить их научную основу и нацеленность на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов;

разработать в свете современных требований к подготовке конкурентоспособных выпускников типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, уставы образовательных учреждений, коллективных договоров;

безотлагательно завершить продолжающуюся пять лет работу по разработке проекта Кодекса РФ об образовании и внести его на рассмотрение Госдумы, уделить в нем особое внимание: самостоятельности образовательных учреждений и обучающихся (их права, обязанности и ответственность); роли общественных организаций в улучшении качества образования и повышении результативности образовательных учреждений; развитию интеграции образовательных учреждений всех типов и видов; признанию повсеместно за рубежом российских образовательных документов (дипломов и др.); свободному равноправному участию образовательных учреждений и граждан Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг.

Нехватка учителей в школах на сегодняшний день является одной из главных проблем в системе современного образования. И Вытегорский район не исключение. Как привлечь молодых специалистов, как получить квалифицированного учителя, какую роль в решении проблемы дефицита педагогических кадров может сыграть муниципалитет – об этом наш разговор с Ольгой Грачевой, начальником управления образования администрации района.

– Ольга Геннадьевна, насколько остро в районе стоит проблема нехватки учителей?

– На сегодняшний день в Вытегорском районе 13 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 2963 ребенка. Численность работников при этом составляет 447 человек, из них педагогов – 266, в том числе 58 – пенсионного возраста.

Кадровая проблема существует достаточно давно, последние 5–7 лет она ощущается значительно острее, потому что с каждым годом учителей в школы приходит всё меньше. Если говорить об отдельных предметах, то в районе сложная ситуация с учителями русского и иностранного языков и математики. Кроме того, практически во всех школах физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности ведут женщины. Из семи средних образовательных организаций только в одной, Белоручейской СОШ, предмет ОБЖ, в рамках которого в старших классах школьники должны пройти курс начальной военной подготовки, преподает мужчина.

– Как вы считаете, почему когда-то одна из самых престижных профессий ушла на второй план?

– Считаю, что причин тому несколько. Во-первых, длительный период у учителей была низкая заработная плата, она и сейчас у молодых специалистов невысока. Для того чтобы получить хорошую зарплату, педагог должен иметь высшее образование, категорию и стаж. Базовый оклад, от которого идут все надбавки, очень маленький – менее четырех тысяч рублей, поэтому молодые специалисты получают порядка пятнадцати тысяч рублей.

Во-вторых, отношение детей к педагогам. Оно совершенно изменилось. Думаю, это случилось потому, что ценности у нынешнего поколения другие. То, что было пятнадцать лет назад, и то, что происходит сейчас, отличается как небо и земля. А не все молодые люди могут выдержать это.

Третья причина заключается в том, что зачастую в педагогические учебные заведения поступают те, кто не поступает в другие, и человек идет в педагогику без призвания. А в нашей профессии без призвания успеха не добиться.

Еще одним фактором, влияющим на кадровую ситуацию, можно назвать загруженность педагогов. Если в других профессиях человек отработал восемь часов и пошел домой, то у учителя трудовые будни длятся много дольше. И зарплату (средняя по району на сегодняшний день – 29,5 тысяч рублей) они получают не за положенные 18 часов нагрузки в неделю, а как минимум за 27. Если бы нагрузка педагога была на уровне норматива, то качество образования было бы выше.

– Сказывается ли нехватка педагогов на результатах государственных экзаменов?

– Сказать однозначно нельзя. У нас есть и хорошие достижения по итогам сдачи ОГЭ и ЕГЭ, и плачевные: 24 девятиклассника в текущем году не справились с экзаменами и в осенний период пересдавали их, при этом двое вновь не достигли минимального порога. В итоге 22 выпускника пошли в техникум, а не сдавшие встали на учет в Отделение занятости населения по Вытегорскому району. Им будет предложено обучение по программе центра на какую-то специальность, а пересдать экзамен они смогут в следующем году.

Но данная ситуация совсем не говорит о том, что на итоги ОГЭ повлияла нехватка педагогов. Здесь другая проблема. В настоящее время в школы идет много детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним нужен особый подход, им необходимо обучаться по адаптированной программе. При этом родители зачастую не понимают того, что если психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала такую программу, то это не просто так. Это не клеймо, не наказание, а благо. Программа позволяет ребенку выровняться. Причем, чем раньше начать учиться по ней, тем лучше эффект, потому что у неуспевающих детей накапливаются проблемы, пропадает интерес к учебе. И как результат: они не справляются с итоговой аттестацией. Из 24 девятиклассников, не сдавших экзамены в 2018 году, порядка 70 % должны были обучаться на начальной или основной ступени по адаптированной программе.

– Какие меры по снижению дефицита и привлечения молодых специалистов в район принимаются на уровне муниципалитета?

– В районе действует программа «Развитие образования Вытегорского муниципального района на 2014–2020 годы», в ней есть подпрограмма «кадровое обеспечение системы образования», в рамках реализации которой в настоящее время восемь выпускников учатся в педагогических вузах по целевому направлению. Эти ребята получают ежемесячно стипендию в размере четырех тысяч рублей. С ними заключены договоры, согласно которым по окончании обучения они должны три года отработать в школах района. Но одной стипендии для привлечения кадров недостаточно, должны быть и хорошие жилищные условия. А возможность предоставить муниципальное жилье для учителей есть только в сельском поселении Анненское.

Кроме этого, есть подъемные молодым специалистам: из областного бюджета в течение трех лет выплачивается сто тысяч рублей (для сравнения: медикам – один миллион рублей), но и указанная сумма – только тем, кто имеет высшее образование и работает на селе. Этого, конечно, мало.

Наверное, все перечисленные причины обуславливают то, что учителя работают не по специальности, находят работу с более высокой зарплатой, чем получает молодой педагог, но зачастую с более низкими квалификационными требованиями.

– Ольга Геннадьевна, на ваш взгляд, вообще возможно ли решить проблему нехватки педагогических кадров?

– Профессия педагога очень важна: кого мы готовим, такое у нас и будущее. Дефицит учителей – это серьезная проблема. Думаю, что в ближайшие пять-шесть лет у нас наступит кризис (когда стажисты уйдут). Учителя морально выкачаны: каждый год новые изменения в программах, апробации, комиссии, большая нагрузка. При этом нагрузка и заработная плата не соответствуют друг другу. Пока эта ситуация не переломится, всплеска с кадрами не будет. Решать данную проблему надо глобально, принимать меры на уровне Правительства РФ. Мы в отдельно взятом районе ситуацию изменить вряд ли сможем.

Вконтакте

Как оптимизировать расходы на педагогическое образование в России, «убив сразу двух зайцев» - устранив проблему, когда вузы в избытке выпускают специалистов в области образования, которые в результате не приходят в школу, и не снизив при этом общий уровень подготовки педагогов? Речь об этом завели участники парламентских слушаний, организованных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ и посвященных теме «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования». Итоги слушаний «вылились» в набор рекомендаций, которые профильный комитет парламента разослал органам государственной власти, причастным к решению судьбы образования на федеральном и региональных уровнях.

Двигаться в двух направлениях

Мы неоднократно рассказывали своим читателям о том, что парламентские слушания в режиме телетрансляции именно с подачи членов комитета по образованию приобрели в Государственной Думе совершенно новый формат. Режим телетрансляции позволяет включиться в дискуссию и высказать свои мнения представителям педагогического сообщества и законодательной власти практически всех регионов России - без выезда в Москву.

Надо сказать, что интерес к слушаниям со стороны этих сообществ проявляется как самый активный. Даже в регионах Дальневосточного федерального округа, в которые из-за географической удаленности от Москвы слушания транслировались в позднее время, на неудобства не обратили внимания. Поэтому в целом в парламентских слушаниях приняли участие почти 6 тысяч человек. Собрать такое количество заинтересованных специалистов за реальным столом переговоров, однозначно, не представилось бы возможным. Виртуальное общение сняло проблемы, связанные с этими условностями.

В обсуждении путей модернизации системы педагогического образования в России одним из принципиальных стал вопрос об оптимизации сети профильных университетов. Путей, как известно, Президент России Дмитрий Медведев наметил два: их вхождение в структуры классических университетов в виде педагогических факультетов и превращение в укрупненные центры педагогического образования. Какой путь будет выбран, вопрос пока остается открытым.

Модернизация фактически должна происходить на фоне увеличения потребности в педагогических кадрах, которая ожидается в среднесрочной перспективе. Сейчас дефицит в педагогах остро не ощущается из-за того, что в системе остается много работающих пенсионеров. Председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин привел в начале слушаний такие цифры: более 15 процентов педагогических университетов за последние 5 лет сменили свой статус, перестав быть профильными. Сокращается и контингент студентов, обучающихся педагогическим премудростям. Уровень приема в вузы на педагогические специальности в 2009 году уменьшился за последние несколько лет почти на треть. Но это еще «цветочки». Если вдаваться в подробности, то приходится констатировать факт, что прием абитуриентов на бюджетные места по таким специальностям как химия, математика и физика за пять последних лет уменьшился почти в два раза!

К сожалению, учиться в педагогические вузы идут не самые лучшие ученики, - сокрушается Григорий Балыхин. - В 2009 году средний балл Единого государственного экзамена студентов, зачисленных на бюджетные места, на педагогические специальности, составил 53. Притом, что средний балл по ЕГЭ студентов, зачисленных по всем укрупненным группам специальностей, был равен 59. Во многом, такое положение связано с низким престижем учительского труда.

Говоря о преобразовании педагогических вузов в крупные базовые центры, Григорий Балыхин выразил уверенность в том, что укрупнение позволяет более эффективно использовать материально-технические и кадровые ресурсы для повышения качества образования. При этом важно сохранить сеть российских педагогических вузов, считает он. То есть, по сути, двигаться сразу по двум направлениям, не забывая о роли науки в педагогических вузах.

Удержать и поддержать

Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Ушинского Владимир Афанасьев считает, что наиболее разумным было бы объединение педагогических университетов в ассоциации или центры. И с успешной реализацией такого подхода Владимир Афанасьев, по его словам, встречался в нескольких регионах России, в частности, в Барнауле, Волгограде, Ярославле и Ростове-на-Дону.

Мы по системе: педагогический колледж - педагогический вуз - аспирантура - докторантура, - рассказал Владимир Афанасьев, - подготовили порядка 1300 специалистов. Доля трудоустроенных по специальности из них составляет 95 процентов. Через три и пять лет из них в системе образования останется порядка 70 процентов. Это высокий показатель.

Тему трудоустройства подготовленных педагогических кадров поддержал включившийся в виртуальную беседу председатель Сахалинской областной думы Владимир Ефремов.

С 2006 по 2008 год в школы области пришли на работу 184 молодых педагога, тогда как потребность в них была в два раза выше. В 2009-2010 годах она составляла уже 277 специалистов различных педагогических специальностей, но в школы прибыли только 136 молодых педагогов, 119 из которых получили образование в области. В их числе 105 выпускников Сахалинского государственного университета (из 417) и 14 - педагогических колледжей (из 144 выпускников).

Обсуждая проблемы модернизации педагогического образования, - заявил Владимир Ефремов, - мы должны ясно понимать, что положительный результат не будет достигнут без коренного изменения отношения к педагогу со стороны общества и государства. Некоторые регионы России имеют материальные возможности для решения этих задач на местах, но все-таки главную роль должно играть государство.

Необходимы изменения в Федеральном законе «Об образовании» и в иных законах, регулирующих новые финансово-экономические механизмы, переход на новую систему оплаты труда, а также новые модели аттестации педагогических и руководящих работников, - уверена председатель комитета по социальным вопросам Псковской городской думы, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс» Любовь Николаева. - На федеральном уровне требуется проработать вопросы об установлении фиксированного минимального уровня зарплаты молодого специалиста, определении льготных ставок кредитов для молодых педагогов на приобретение жилья в городах и в сельской местности.

Для сохранения педагогического образования как особой подсистемы ВПО в России первый заместитель председателя Верховного совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских видит перспективным создание модульно-организационных учебно-научных педагогических комплексов по типу: школа - педагогический колледж, колледж - вуз, вуз - учреждение дополнительного педагогического образования. Например, в Хакасском государственном университете реализуются программы основного и дополнительного образования, в том числе, интегрированные программы СПО и ВПО, а также программы ДПО - для того, чтобы учителя могли освоить содержание новых технологий и получить опыт инновационной деятельности через участие в работе экспериментальных площадок и других проектов.

В педагоги - лучших!

Почему официальная образовательная политика России сосредоточена на реформе педагогического образования? - задался вопросом заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. - Ответ прост: эта реформа - самая дешевая мера, которую может себе позволить государство для улучшения качества школьного образования. Превращение педвузов в факультеты классических университетов, на мой взгляд, скорее принесет вред. Мы говорим о том, что нужно усиливать педагогическую подготовку, но в классических университетах она будет уменьшена, это очевидно. А выпускники таких университетов еще реже будут приходить в школу.

О проблемах трудоустройства выпускников колледжей и стыковки образовательных программ, которые усугубились после введения в вузах программ подготовки бакалавров для начального образования, завел речь заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Красноярского края Василий Моргун. Для сохранения и развития системы среднего профессионального педагогического образования необходимо принципиально решить вопрос о соотношении программ так называемого прикладного бакалавриата в вузах с программами подготовки учреждений СПО. А система нужна. И это подтвердил анализ качества подготовки учителей начальных классов в педколледжах Красноярского края. Учителя, как рассказал Василий Моргун, показали не только высокое качество подготовки и достаточные практические навыки, но и немаловажную в условиях нынешнего кадрового дефицита мотивацию к работе в районах края.

«Люмпенизация» учителей

Выступление ректора Ставропольского государственного педагогического института Людмилы Редько было очень эмоциональным:

Российская ассоциация педагогических вузов и их коллективы всерьез озабочены очередной, уже четвертой в истории государства попыткой фактически диверсифицировать специфическую отраслевую систему подготовки профессиональных педагогических кадров и сэкономить бюджет за счет массового привлечения в школы специалистов с высшим, но не педагогическим, образованием. Закон никогда не запрещал работать в школе неспециалистам, но их число ни разу за последние 20 лет не составляло более одного процента. Даже в разгар безработицы они предпочитают школе биржу труда. И кроме мегаполисов, в которых зарплаты в школах гораздо выше, чем в регионах, такие учителя в школах не задерживаются. Также говоря о процедуре аттестации педагогов, которой предписано обновиться, Людмила Редько акцентировала внимание коллег на том, что новое положение об этой процедуре не предусматривает существенных деталей и не решает имеющиеся проблемы в оценке качества работы педагогов. В документе не говорится об аттестации и допуске к работе «учителей» без специального образования, стажа и опыта, которые доучились на курсах или в магистратурах за собственные средства.

Накануне принятия окончательных решений о кардинальном изменении образовательного законодательства, сказала Людмила Редько, - хочу еще раз остановиться на том, что необходимо сделать все возможное для снижения темпов люмпенизации и социальных разочарований российских учителей. Этот процесс гораздо страшнее кризиса в экономике, потому что именно мировоззренческая основа личности и социальный статус учителя всегда определяли интеллектуальный потенциал и нравственное здоровье любого общества. Нельзя забывать, что прочность любого государственного образования зависит от того, из какого социального материала сформирована элита народа и класс носителей власти. Хочу подчеркнуть, что необходима национальная программа подготовки и переподготовки российского учителя, разработанная совсем в иной логике, чем, допустим, новый предлагаемый нам кодекс учителя. Он предлагает учителям быть честными, порядочными и считать, что взятки не сочетаются с профессиональной этикой. Закономерен вопрос: с чьей профессиональной этикой сочетается нечестность, непорядочность и взятки?

Мощный эмоциональный посыл Людмилы Редько коллеги из самых разных регионов поддержали аплодисментами.

В ходе парламентских слушаний активно высказывались мнения как по общим проблемам образовательной отрасли, так и по немаловажным частностям, сопутствующим формированию личности в школе. Так, подготовкой квалифицированных кадров для школьных библиотек обеспокоен член комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области Иван Яголевич.

Недавно мы встречались с библиотекарями Челябинска, и я увидел, что школьные библиотеки не стоят на месте, - отметил Иван Яголевич. - Они имеют прекрасный книжный фонд, периодику, медиатеки, выход в Интернет. Удивительно, что при обсуждении инициативы «Наша новая школа», предусматривающей развитие школьной инфраструктуры, мы почему-то не вспоминаем о библиотеках как о культурных центрах школьной жизни. Почему со стороны Министерства образования и науки РФ нет государственного заказа на подготовку специалистов для работы в библиотеках общеобразовательных учреждений? Ни один вузовский образовательный стандарт не предусматривает подготовку специалистов по квалификации, связанной с созданием условий для чтения, активизацией и повышением его качества у детей и подростков. Наш опыт показывает, что к выпуску подобных специалистов могут быть подключены вузы культуры, в которых сохранились профессионалы в сфере библиотечного обслуживания.

Но из 30 выпускников по специальности «Библиотечная и информационная деятельность» в Челябинской государственной академии культуры и искусства в школьные библиотеки приходят от одного до трех человек в год. Нужно ли говорить о том, что престиж школьного библиотекаря еще ниже, чем учителя? Ведь должность библиотекаря в общеобразовательных учреждениях даже не относится к разряду педагогических.

Особые требования

Депутат парламента г. Киреевска Тульской области, директор Киреевской школы-интерната Алексей Аксенов обратился к проблеме организации системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений. Специфика работы в школах-интернатах и детских домах предъявляет к педагогам особые требования, ведь им приходится трудиться в условиях постоянной эмоциональной напряженности при высоком уровне ответственности.

А министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов предложил механизмы регулирования процессами подготовки педагогических ресурсов передать в ведение регионов. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования, наделенный полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации вузов, реализующих программы педагогического образования, их лицензированию и государственной аккредитации, смог бы, в том числе, наиболее эффективно создать базовые центры педагогического образования. Этот путь дал бы субъекту возможность формировать госзадание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников на основе реальных запросов региональных образовательных учреждений.

Введение целевого приема в учрежденияСПОиВПОказалосьдейственным механизмом кадрового восполнения, - говорит Сергей Черепанов. - Однако по-прежнему актуальной остается проблема возвращения «целевиков» в образовательные учреждения. Она характерна и для других субъектов РФ. Поэтому считаем логичным предусмотреть в законодательстве возможность возмещения гражданами, проработавшими в образовательных учреждениях менее трех лет и не приступившими к работе вообще, понесенных бюджетных расходов, в связи с их обучением по целевому приему.

Член Комитета по международным делам и сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Государственной Думы РФ Валерий Селезнев высказал идеи о нормативно-правовом обеспечении модернизации системы педагогического образования с точки зрения интеграции инвалидов-детей в общество с детского возраста. Решению этого вопроса могла бы способствовать концепция сочетания спецобразования и совместного обучения во всех уровнях образовательной системы. Актуальным в связи с этим становится и обновление госстандартов педагогического образования.

Новая форма финансирования

О практике перехода образовательных учреждений к нормативно-подушевому финансированию на примере конкретного региона рассказала заместитель председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики Татьяна Саенко. Новая система оплаты труда педагогов, основанная на принципах нормативно-подушевого финансирования, во всех общеобразовательных учреждениях республики введена с 1 сентября 2009 года. Это привело к реальному росту зарплаты педагогов, добивающихся высоких результатов, но одновременно произошло снижение базовой заработной платы учителей, работающих с небольшим количеством учеников.

Известно, что, если одни регионы находят деньги на поддержку педагогов, то другим, менее «богатым», эти средства брать попросту неоткуда. И ко второй группе, надо сказать, относится большинство субъектов РФ. Им остается только надеяться на поддержку федерального центра.

Наверное, именно поэтому председатель комитета по образованию высшей школы Архангельского областного собрания депутатов Игорь Чесноков и предложил в рамках реализации проекта «Наша новая школа» предусмотреть в федеральном бюджете на срок не менее трех лет дополнительные средства дотационным регионам. Они пошли бы на повышение фонда оплаты труда в муниципальных и региональных образовательных учреждениях при переходе их на «нормативно-подушевую» систему.

В нынешних экономических условиях у большинства регионов таких средств нет, - заверил собеседников Игорь Чесноков. - В этих условиях переход на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности, превратится в простую формальность. Это лишь дискредитирует, на мой взгляд, саму идею новой системы оплаты труда и вряд ли привлечет в школу профессиональные педагогические кадры.

Российские педагогические вузы успешно готовили и готовят учителейпредметников, но часто вне поля зрения остается другая важная задача - воспитательная, - вступил в виртуальный разговор председатель Государственного совета Удмуртской Республики. Александр Соловьев. - Задачи воспитания и обучения решали школы и ранее, но совершенно в другой социально-экономической ситуации. Сегодня система воспитательной работы, оставшись прежней, показывает низкую эффективность.

В условиях, когда задача по воспитанию ребенка часто целиком и полностью переваливается на плечи педагога, ему едва ли не приходится брать на себя функции родителей. Но в проекте ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения, отмечает Александр Соловьев, по направлению психолого-педагогического образования заявлена идея опережающего знания, как основы инновационной России, хотя в то же время воспитательная компонента из предметного поля профессиональной деятельности педагога выпадает. В условиях снижения духовности и нравственности общества, и особенно его молодой части, профессионально подготовленный классный руководитель мог бы вносить существенные коррективы в процесс становления личности ребенка.

В течение парламентских слушаний их участники регулярно высказывали мнения о финансовых проблемах, к сожалению, неотступно сопутствующих образовательной отрасли. Один из вариантов их решения предложил председатель комитета по науке, образованию, культуре и спорту, делам семьи и молодежи Липецкого областного совета депутатов, ректор Елецкого государственного университета Валерий Кузовлев. Сфера образования затратная, если смотреть на нее только с одной стороны. С другой - она приносит существенную прибыль тем, кто вкладывает в нее средства. По некоторым оценкам, аргументировал свое мнение Валерий Кузовлев, каждый рубль, вложенный в образование, возвращает обществу шесть рублей, а специалист производит ценности, которые по стоимости в среднем в 11 раз превышают затраты на его обучение.

Он предложил рассмотреть возможность привлечения работодателей в процесс подготовки специалистов. Их затраты на прямое финансирование образования могли бы быть включены в себестоимость выпускаемой продукции.

Регионы услышаны

В завершение парламентских слушаний директор Департамента государственной политики в образовании Министерство образования и науки России Игорь Реморенко заверил выступавших в том, что к ряду идей, прозвучавших из регионов, руководство образовательной сферы точно прислушается. К их числу Игорь Реморенко отнес предложения об участии регионов в предстоящем обновлении сети педагогических вузов, дальнейшем развитии новых профессионально-педагогических позиций, профессиональной поддержке учителей, в частности, с помощью методической службы, контрактной подготовке педагогов и других.

Кстати, что касается обеспечения «оседлости» молодых учителей, обученных по целевому госзаказу, а эта мысль была озвучена в выступлениях представителей нескольких регионов, Игорь Михайлович сразу внес ясность. Ныне на первое место в законе «Об образовании» поставлена личность с ее интересами, выбором, ценностями и свободой, поэтому человека трудно направить работать вопреки его пожеланиям.

Этот факт подтвердил председатель Комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. Он напомнил о том, что в 2002-2003 годах шла работа в этом направлении, даже была введена норма «возвратные бюджетные субсидии». И, несмотря на то, что проект постановления правительства практически был подготовлен, дело застопорилось. Не нашлось механизма, который позволял бы «целевикам» возмещать вложенные в их обучение средства. Возможно, в нынешних условиях такой механизм будет определен. По крайней мере, Григорий Балыхин пообещал продолжить работу в этом направлении.

Три часа разговора миновали практически незаметно. По свидетельствам участников диалога, большинство из них не заметило и того, что общение проходило в виртуальном режиме. Реальные проблемы системы образованияРоссии, которые были озвучены в выступлениях, транслировавшихся в видеорежиме, получили реальные шансы для их положительного решения. А это означает то, что любое общение заинтересованных сторон, пусть даже виртуальное, будет только на пользу. Особенно это важно для сферы образования, которая, как известно, ответственная за формирование и воспитание будущих поколений, а значит, за будущее страны.

Как заметила председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного собрания Вологодской области Людмила Ячеистова, почти все предложения, прозвучавшие в парламентских слушаниях, уже были когда-то реализованы в России. История нашей страны помнит и учителей-мужчин, освобожденных от призыва в армию, и казенные квартиры, оплачиваемые государством, и отработанные системы аттестации, и педагогический класс в женской гимназии, и 12-часовую недельную нагрузку, и нормальную заработную плату педагога. Возможно, есть смысл педагогическому сообществу обратить взор на опыт прежних поколений. Во благо будущих.

Три основных подхода к модернизации

Подводя итоги парламентских слушаний на заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ, его председатель Григорий Балыхин сказал следующее:

Модернизация педагогического образования, как отметил Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию, должна проходить по двум направлениям - путем создания крупных центров по подготовке учителей и превращения педагогических вузов в факультеты классических университетов. Мы рекомендуем правительству создать такие крупные центры, как минимум, в каждом федеральном округе. Однако не каждый педагогический вуз сейчас готов стать региональным центром. Нам кажется, что такие центры должны носить межрегиональный характер. Но, с другой стороны, я категорический против того, чтобы полностью ликвидировать систему педагогических вузов. Мое видение заключается в том, что мы должны идти двумя путями.

Создание системы непрерывного образования мы рекомендуем начать с использования форм, методов и ресурсов Федеральной целевой программы развития образования, вошедшей в перечень нескольких крупных программ, которые будут разрабатываться на очередные пять лет.

Касаемо создания института интернатуры для педагогов, скажу, что годичная интернатура - это, по существу, стажировка. Если бы у инженеров не было столько часов выделено на практическую подготовку, то им было бы трудно стать хорошими специалистами. И бакалавр педагогики, которому мы поручаем своих детей, должен иметь соответствующую практику, навыки и т.д.

С нашей точки зрения, это три основных подхода, с ними мы и обратились в правительство. А вообще, для подготовки рекомендаций по итогам парламентских слушаний мы получили большое количество предложений из регионов. И наши рекомендации разработаны на основе поступивших предложений.