Обучение грамоте буква ш конспект урока. Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы)

Кузнецова Лилия
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш»

Звук и буква Ш.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш. Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Учить составлять звуковые схемы слов типа Крош. Познакомить с буквой Ш. Учить читать слоги и слова с буквой Ш. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки со сказочными героями и другие картинки со звуком Ш, наборы для составления звуковых схем, таблицы с буквами, интерактивная доска, счетные палочки, ручки, таблица для прокладывания дорожки по букве Ш.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят с вами познакомиться. – Назови своё имя и первый звук своего имени.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости из страны Смешарии. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки.

Я зайка-Смешарик,

Похожий на шарик.

Красив и хорош.

Мое имя… (Крош.)

Я девочка-хрюшка,

Бараша подружка.

Нет краше и лучше

В Смешарии… (Нюши.)

Экспериментов он любитель,

Домика с рогами житель.

Он - ученый главный наш.

Назови его… (Лосяш.)

Они пришли к нам не просто так. Смешарики принесли нам новый звук. Называем еще раз тех, кто к нам пришел: Крош, Нюша, Лосяш.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?

Звук Ш пришёл сегодня к нам на занятие.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки, сначала подготовимся, сделаем гимнастику.

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

4. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

4. Характеристика звука.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

Произнесем звук [Ш]. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Запомните, звук [Ш] всегда твердый!

5. Развитие фонематического слуха.

1). Игра со Смешариками. (Интерактивная доска) («Ищем звуки в словах со Смешариками» - Матыкина И. А.)

Назови картинки.

В каком слове «спрятался» звук Ш?

2). Определить место звука в слове. (Картинки Сказочные герои)

В какую группу их можно объединить? (Сказочные герои)

3). Звуковой анализ слова.

Игра «Живые звуки» - Крош.

Физкультминутка.

Я – попрыгун веселый, Крош! (прыжки, руки на пояс)

Со мной от скуки не умрешь. (движения указат. пальцем влево – вправо)

Друзей веду в поход я смело, (шагаем на месте)

Под силу мне любое дело! (сгибание рук к плечам)

Не страшен гром, огонь, потоп, (хлопки в ладоши)

Да Ежик медлит: «Стоп да стоп!» («Пружинки»)

6. Знакомство с буквой.

Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш.

На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом слева-направо.

1). Составление буквы Ш из счётных палочек.

2). «Прочитай слова на шариках из Смешарии».

3).«Помоги Лосяшу добраться до домика.

7. Игра «Большой-маленький».

(Задание от Бараша – картинки в конверте со звуком Ш)

Превратить большие предметы в маленькие.

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Что вам больше всего понравилось?

И вы очень понравились Смешарикам, поэтому они решили подарить вам свои раскраски.

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального занятия «Звук [Ц] и буква Ц. Цыпленок Цып» Задачи: 1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [И] и буква И» Конспект занятия по развитию речи 17.10.17 9 группа Подготовила: Жирнова А. Л. «Звук и буква И» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать.

Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х» Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х» Коррекционно-образовательные задачи: -закрепление знаний о букве и звуке «Х», -формирование.


Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;формировать умение оформлять свои мысли в устной форме

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей,формировать умение слушать и понимать других

Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности,трудолюбия, умение работать в парах, коллективе, воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., блокноты для слого-звукового анализа схем, карточки слогов, букв,предметные картинки.

Технические средства обучения : аудиозапись, видеозапись, ПК, проектор, экран, презентация Power Point .

Организационный момент.

Подравнялись. Сегодня урок обучения грамоте,чтению нам предстоит провести вместе со мной.зовут меня …..,но еще у нас есть гости,давайте повернемся и попреветствуем их наклоном головы.

Садитесь.

Ну-ка посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 . Актуализация опорных знаний.

Что такое речь?

Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Какие бывают звуки?

Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

А что еще вы знаете о звуках? (мы их слышим)

Чем обозначают звуки на письме?(буквами)

Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)

А почему тишина? Или -Все ли согласны с хлопком Пети?

А что это за буква такая интересная Ь?

Что в ней особенного?

Звучит песня «Кабы не было зимы»

Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?

Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет)

«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.

Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они.Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.

Вы наверное уже догадались какая тема урока.

Буквы Ш,ш.-доска

Цель урока.

С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.

Работа со звуком (доска)

Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.

Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ

Почему так думаете? (состоит из шума)

Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ

Постановка проблемы, открытие новых знаний.

Звук Ш не простой, а с секретом.

И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:

Звучит музыка «Маленькой ёлочке холодно зимой» (1 куплет)(слайд)

Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш

Отгадать загадки:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки

Белые снежинки .

Повесим игрушку на ёлочку?

Почему нет? (звонкий согласный Ж)

Растут они на ёлке,

Но это не иголки. (шишки )

Почему да? (глухой согласный звук Ш)

Ветки ёлки шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки, хлопушки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

Висят на ёлке нити пёстрой мишуры

И разноцветные шары.

Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?

Произнесите медленно:

ХЛАПУШШКИ

Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?

Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?

Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.

Получилось?

Значит какой вывод можно сделать?

Вот вы и открыли секрет согласного звука Ш !ТВЁРДЫЙ

Работа с буквами

На письме звук Ш обозначается буквами Ш, ш (ша)-карточка

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша.

На что похожа буква? (вилы, …….)Слайд

Давайте напечатаем эту букву у себя в блокнотиках(большую и маленькую)

А где нужна загл.буква?(имена собс)

Прочитает нам Илья загадку о(шишках)еловые.(слайд)

Послушайте слово и назовите звуки

Печатаем в блокнотах,а один у доски

Шышки (карточка)-----шишки (карточка)

А у кого по другому?(с буквой И)

Как быть?Мы уже говорили об этом секрете.Что это за секрет?(только твердый)

Какой звук указывает на мягкость?(и),а здесь что?(не смягчает)А почему?(ш не дружет с и и ему не подчиняется)Т.е. И его не смягчает.

Так что мы должны запомнить?(что звук ш всегда ТОЛЬКО ТВЕРДЫЙ,но пишется с И)

Давайте откр. Учебник и найдем это правило.

Ши пиши с и.(карточка)

А почему в слове некот.из вас напечатали Ы после ш?(слышится ы)

Физминутка

Тренировка в чтении

Чтение слогов с ш

Чтение слов

Мыши

Малыши

Ши на(доска)

Какое лишнее? Почему

Что мы запомнили?Ши пиши с иКакой звук имеет и в сочетании с ши?

Речевая гимнастика.

Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.

Ша – ша – ша

Наша ёлка хороша.

Шо – шо – шо – мы играли хорошо.

Слайд с елочкой повторить только уже с конвертом

Ребята, а под ёлочкой конверт? Как вы думаете, что в нём? (письмо)

Прочитаем?

Поздравление: Дед мороз просит нас поработать в парах, за эту работу он приготовил сюрприз

Сюрпризы в виде маленьких открыточек с правилом.

Работа по учебнику. Слова черныеи

Составить предложение с именами собств и связать с нг

А что можно составить из предлож.(текст)

Я вам приготовила рассказ.

Весело зимними деньками! Кругом пушистый снег. Замерзли реки. Малыши рады зиме.

Сколько предложений

Как узнали?По рисунку предположите о чем речь

Чтение читающим.

Беседа по тексту

Итог.

Что нового узнали на уроке?

Какие открытия сделали?

Что было особенно интересным?

Что показалось трудным?

А что помогло справиться с трудностями?

  • Русский язык
  • 1 кл.
  • 24.10.2017

Ход урока слайд 1 1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. У нас гости поприветствуем их. Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле. Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне (хором) -Я рада, что у вас прекрасное настроение, а вот какое оно будет узнаем скоро. II. Повторение 1.Игра «Перекличка букв» (у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв) -Встаньте гласные буквы (а, о,у, ы, я,и, е) – 7 чел. Слайд 2 проверка - Сядьте Гласные смягчающие согласные. (я, и, е) (3 чел.) щелчок пров. 3р - сядьте Гласные с которыми согласные всегда твердые. (а, у, о, ы). - Встаньте Гласные, которые могут обозначать 2 звука. спасибо(я, е,) слайд 3 - встаньте Звонкие согласные. спасибо (з,б, в, г) (4 чел). Слайд 4 - Встаньте Глухие согласные. спасибо (к, ч, п,)(3 чел). Слайд 5 -Всегда мягкий согласный (ч) 1 чел проверка слайд 6 -Буква не обозначающая звука.(ь)1чел. Проверка щелчок. - Чем отличаются буквы от звуков? (В это время собрать картинки) Слайд 7 Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? Послушайте историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, как-то гуляли дети во дворе и увидели нарядную ёлочку:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет). Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.(Анжелика) (Миша): - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха! (Артём). -Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски». (Анжелика) - Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски». (Миша) - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу: Ох, хыхечка зелёная, Боюся, уколюсь. (Анжелика прыгает от радости)- Неправильно надо «сыски», а ты говоришь «хыхки». (Миша) –Нет «хыхки», (Анжелика) – Нет «сыски».(Артём) Хватит спорить, ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». -Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его. Вы уже, наверное догадались какая тема урока.(дети формулируют тему урока). Тема урока на слайде 8 (учитель читает тему урока со слайда). -С новым звуком [ш] и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке. Работа со звуком (доска) -Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук. -Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ -Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду) -Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ -Почему так думаете? (состоит из шума) -Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару? -Как это определить?(«включить» голос) -Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ. Вывод: звук [ш] согласный, глухой, парный. Постановка проблемы, открытие новых знаний. -Звук [ш] не простой, а с секретом. -И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание: -Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш. Отгадать загадки: 1.С неба падают зимою И кружатся над землёю, Лёгкие пушинки Белые снежинки. Повесим игрушку на ёлочку? Почему нет? (звук Ж) 2.Растут они на ёлке, Но это не иголки. (шишки) Повесим? Почему да? (глухой согласный звук Ш) 3.Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы. (заяц) 4.Висят на ёлке нити пёстрой мишуры 5.И разноцветные шары. -Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах? Произнесите медленно: ШШИШКИ, ШШАРЫ, мишшура -Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий? -Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый? -Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко. -Получилось? -Значит, какой вывод можно сделать? (даже хитрые звуки и, я, е не могут его смягчить). Слайд 9 (машина, шелест, тишина). (читает Нина, Аня, Миша). Вот вы и открыли секрет согласного звука (Ш) ! ТВЁРДЫЙ этот звук ещё называют шипящим так как произносится с шумом. - Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша). (наглядность доска). -У вас на столах буква ша, заштрихуйте её. Так этот звук твёрдый, каким цветом заштрихуем (голубым). 2.Знакомство с буквой ш, Ш. Реализация построенного проекта. 1.-А теперь посмотрим на букву. Слайд 10 Что напоминает буква ш? (гребешок, вилы,табуретка…) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. Посмотри на букву ш. Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. щелчок 2 раза Ах, табуретка хороша! Перевернул и буква Ш. щелчок Работа по учебнику с. 17. Чтение слогов и слов с буквой Ш: ша шо ши шу ше. Чтение текста с. 17 (по-цепочке). Выборочное чтение. - О каком времени года упоминается в рассказе? Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].(Саша, Миша, Паша) -Подумайте, какие значения имеет слово кисти? (4 предложение). Слайд 11(кисти ягод, кисти для рисования, кисти рук) 1. Работа с правилом (ши пиши с буквой и). (Работа с 5 предложением со словом шишка). После Ш слышится Ы, а пишется И. Запомни правило ши пиши с буквой и. (наглядность доска). Физминутка. (включить) Работа в паре. - нужно дополнить стишок и составить в паре звуковую схему отгадки. 1.Сегодня всё ликует! В руках у детворы. От радости танцуют Воздушные … (ШАРЫ) (дети в паре составляют схему слова шары). проверка слайд 12 щелчок Хоровое чтение слов с буквой ш (слайд 13) Шар, шапка. Паша, малыши, тишина. -А теперь посмотрим уроки тётушки совы. (включать). - Какие слова запомнили, начинающие со звука [ш] . (шапка, шарф, шуба, шорты, шлёпанцы, шутка, школа, шаг, шоколад, шар, шашки). 9. Подведение итогов урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Буква ша обозначает Звук [ш].) слайд 14 1. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. 2. После Ш слышится Ы, а пишется И. -Проведём фонетическую зарядку (слайд 15). IX. Рефлексия. (слайд 16). Наступила время, узнать какое у вас настроение в конце урока, покажите смайлики. - Ребята сегодня на уроке вы много узнали о букве ша, за это получаете медали с надписью «Я знаток буквы ш». (включить фанфары). -Урок окончен. Спасибо за внимание.

Тема урока: Звук [ш ] и буква Шш.

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [ш] и буквой Шш.

Задачи:

Образовательные : - познакомить обучающихся со звуком [ш] и строчной и прописной буквами Шш;

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные: -

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Звук [ш ] и буква Шш.»

Тема урока: Звук [ш ] и буква Ш ш.

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [ш] и буквой Ш ш.

Задачи:

Образовательные : - познакомить обучающихся со звуком [ш] и строчной и прописной буквами Ш ш;

Учить выделять звук [ш] в словах, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком.

Коррекционно-развивающие: - корригировать фонематический слух и зрительное восприятие обучающихся;

Развивать ручную и речевую моторики;

Развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.

Воспитательные: - формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе.

Ход урока

    Организационно-подготовительный этап.

Сегодня у нас в гостях посмотрите, кто? (кошка)

(Слайд кошка) - приложение 1.

Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…)

Что любит кошка? (ласку, тепло)

Куда пришла кошка? (в школу)

Что будет делать Кошка в школе? (писать, читать, рисовать, играть, считать, петь, изучать буквы …)

А мы поможем кошке сегодня на уроке? (да!)

    Основной этап.

    Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.

Игра «Волшебные буквы».

Дети достают из мешка буквы, составляют слоги и читают их

    Пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала

    Разгадывание загадок.(Школа,шары,шарф,шишка)

Слайды

Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема урока? (Мы будем изучать звук [ш] и букву Ш ш)

На что похожа буква Ш?Слайд:

3. Сообщение нового материала

    Знакомство со звуком.

Как шипит змея?(ш-ш-ш)

Как шипит гусь?(ш-ш-ш)

При проговаривании звука [ш], что слышится? (шум)

Можем ли пропеть этот звук? (нет)

Что мешает нам пропеть звук [ш]? (язык)

Запомни! Звук [ш ]согласный,глухой.

Физминутка.

    Конструирование из палочек.

Используя палочки, сложите букву Ш ш.

Найди слова на букву Ш.

Определение места звука в слове.

4. Закрепление нового материала

    Работа по учебнику.

Чтение слогов с буквой Ш, звукобуквенный анализ этих слогов.

3.Заключительный этап.

1.Итог урока.

Настало время нам подвести итог урока. Справились мы со всеми заданиями?

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Сейчас вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья кошка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте:

Я и красный, и зеленый,

Я и голубой, и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса. (Воздушный шарик)

Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может сделать его любым цветом. Раскрасьте шарик и нарисуйте ему улыбку, если вам понравилось на уроке.

Конспект урока по грамоте в предшколе.
Тема: Согласный звук [ш], буква ш.
Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
- развивать речь, мышление, память.
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Этапы урока:
1. Орг. момент (2-3 минуты).
2. Ход урока (10-15 минут).
3. Закрепление (7-10 минут).
4. Итог урока (2-3 минуты).
1.Орг. момент (2-3 минуты).
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Ребята, как вы думаете, какой сейчас урок?
Как вы догадались?
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки?
Назовите все гласные звуки?
Что вы знаете о согласных звуках?
Дидактическая игра.
«Не ошибись».
Раздаю детям по три фишки: красную, синюю и зеленую. Ребята, положите их перед собой.
Если я назову гласный звук, то вы поднимаете красную фишку, если я назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку.
(а, мь, д, о, у, п, рь, ы, ль, н, м, я, ё, нь, ю, и, сь, с).
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
2.Ход урока (10-15 мин).
На доску вывешиваю картинки (шар, шляпа, шприц, шишка, душ, Шапокляк, буква Ш).
- Ребята, что изображено на картинках?
Прошу детей закрыть глаза в это время убираю одну картинку.
Ребята, какой картинки не хватает на доске?
Молодцы вы очень внимательные.
Меняю местами картинки.
Так делаю несколько раз.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Давайте проговорим еще раз, что изображено на картинках.
Какой одинаковый незнакомый вам звук есть во всех этих словах?
Правильно ребята это звук Ш.
Учитель читает стихотворение
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Правильно ребята, сегодня мы познакомимся с новой буквой.
Эта буква называется буква Ша.
Вывешиваю на доску букву Ша.
Ребята, на что похожа буква Ша?
Ф/минутка «Лягушки»
На болоте две подружки-
Две зелёные лягушки-
Утром рано поднимались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно приземлялись.

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Ребята, выложите у себя на парте из карандашей букву Ша.
3.Закрепление (7-10 мин).
Игра «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в солвах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.
^ Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка.

Пальчиковая гимнастика.
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Ребята, сейчас мы научимся писать с вами букву Ша.
Показываю детям как писать на доске.
Ученики прописывают в воздухе.
Ребята, откройте свои тетради раскрасьте букву Ша, а затем мы напишем с вами печатную букву Ша.

Ребята, сейчас мы напишем с вами слово шар.
Делим слово на слоги, выделяем звуки.
Какой звук первый мы слышим в этом слове (ш), буква Ша.
Какой второй звук (а).
Какой третий звук (р).
Ученик выход к доске, остальные работают в тетрадях.
4.Итог урока (2-3 минуты).
Что мы сегодня делали на уроке?
С какой буквой мы познакомились?
Что нового вы узнали?