Описание просветления. Значение понятия "Просветление"

(санск. bodhi, тиб. byang chub) - глубокое необусловленное непоколебимое счастье, высшая цель буддийского духовного пути. Такое состояние счастья выходит за рамки всех переменчивых переживаний.Собственно говоря, в буддийских описаниях в сравнении со счастьем Просветления все обусловленные переживания, даже с нашей точки зрения самые счастливые, считаются страданием . Считается, что состояние Просветления невыразимо словами и мы можем говорить о нем иносказательно, метафорами, притчами и т.п. Так как состояние Просветления это состояние вне нашего дуального мира, то в рамках нашей логики и слов мы не можем его определить.

Пробуждение от сна неведения

Буддийское понятие "Бодхи" буквально означает "пробуждение (от сна неведения)".

Это неумение видеть все таким, какое оно есть. Под неведением подразумевается само обусловленное восприятие с его незнанием, глупостью, тупостью и тонким ее проявлением - игнорированием, неспособностью распознать в вещах и явлениях их полезный, позитивный потенциал.

Как следствие возникает запутанность - неразборчивость в благом и дурном, удачном и неудачном, полезном и вредном. Базовое неведение порождает зависимость от того немногого, что человек сочтет для себя полезным или приятным, и безразличие и отвращение ко всему остальному.

Такое восприятие мира провоцирует в свою очередь гнев , оттого что всегда находится что-то нежелательное и отсутствует что-либо желаемое.

Неведение, зависимость и гнев - самые главные мешающие эмоции , или как их еще называют - "яды ума", разрушающие все позитивные впечатления подсознания и порождающие массу всевозможных других - зависть, исключающую гордость, жадность, ревность и прочее.

Порожденные неведением они становятся движущей силой обусловленного ими существования.

Значение понятия "Просветление"

Понятие "Бодхи" часто переводят на русский язык словом "Просветление", поскольку в основе неведения лежат многочисленные бессознательные привычки восприятия, именуемые омрачениями или завесами (клеша). Их уподобляют тучам и облакам, скрывающим постоянно сияюший свет.

А с самим светом сравнивают Природу Будды, всегда потенциально присутствующую в каждом существе и в мире в целом, с ее абсолютными качествами:

  • интуитивной мудростью
  • бесстрашием
  • радостью
  • и сочувствием.

Победа над омрачениями, Просветление, позволяет воспринимать вещи и явления со всеми благими качествами и совершенным потенциалом, такими, какие они есть.

В основе буддийского взгляда лежат позитивное мышление и глубокое доверие к человеку и миру, которые признаются совершенными в своей подлинной природе.

Методы, ведущие к Просветлению

Практичность Учения Будды и разнообразие методов, предназначенных для разных типов людей, препятствует возникновению догм и побуждает задавать вопросы. С применением медитаций интеллектуальное понимание Учения превращается в личный опыт, "опускается из головы в сердце".

Буддисты видят в Будде вневременное зеркало своих неотъемлемых возможностей, а поза медитации в канонах изображения Будды указывает на искусные средства для их воплощения. Будда Шакьямуни дал три основных цикла учения, которые затем были развиты в трех больших традициях мирового буддизма: Тхераваде , Махаяне и Ваджраяне .

Методы Учений Первого Поворота Колеса Дхармы

направлены на создание прочного фундамента, основы для работы с умом, и имеют целью личное освобождение человека от первой, самой грубой и разрушительной завесы - мешающих эмоций. На этом пути рекомендуется принять монашеский сан, чтобы создать все условия для этого, соблюдая более трех сотен обетов Устава (Виная). На этой ступени вырабатываются полезные привычки воспринимать все явления без гнева, зависимости (страсти), ревности, жадности, гордости и принебрежения и следовать благим устремлениям.

Это Малый Путь буддизма целью которого является достижение состояния Архата .

В Канонических Комментариях Палийского буддийского Канона южного буддизма (Тхеравада) путь практики медитации разделен на два цикла "Випассану" (санск. Випашьяна) и "Саматху" (санск. Шаматха) - медитации соответственно размышления и успокоения.

Самым известным и авторитетным комментарием стал трактат Ачарьи Буддагосы "Висуддхимагга", в котором детально и поэтапно описано развитие буддийской медитативной практики на уровне основополагающих учений Первого Поворота Колеса Дхармы.

Эти методы получили наибольшее распространение в южном буддизме в странах Южной Азии (на |Шри-Ланке , в Тайланде , Мьянме (Бирма),Камбодже , в Лаосе и др.)

Методы Учений Второго Поворота Колеса Дхармы

предназначены тем, кто способен развить мудрость и великое сочувствие, желая не только самому стать счастливым, но и видеть счастливыми всех вокруг.

Содержание этих учений первым систематизировал и обосновал великий индийский Гуру Нагарджуна (II-III вв.). Главными системами Махаяны в Индии стали Мадхьямика и Йогачара .

Эти методы затем получили распространение в северном буддизме дальневосточного направления: в Китае , Тибете , Японии , Корее , Вьетнаме , Тайване .

Методы Учений Третьего Поворота Колеса Дхармы

включают основы всех других учений, данных Буддой, их методов, а базируются на практике традиции Тантры .

К традиции Ваджраяны относят также учения:

  • Великое Совершенство , или Дзогчен (Махаати)
  • Великая печать , или Махамудра
  • Великий Срединный Путь , или Махамадхъямака (Жентонг)

Все они сохранены и дошли до нашего времени благодаря тибетским буддийским мастерам.

Система Великого Совершенства Дзогчен впоследствии была развита в традиции Ньингма тибетского буддизма, система Великой Печати Махамудра передается в традиции Кагью , а система Великого Срединного Пути Махамадхъямака сохранилась во всей своей целостности и развита в традиции Джонанг .

Медитации этого уровня относятся к классу тантр, и основаны на методе прямого отождествления с просветленными качествами в образах будда-форм - Йидамов .

Эти методы получили наибольшее распространение в северном буддизме в странах Центральной Азии: Тибете , Бутане , Непале , Монголии и России .

В буддизме разработано множество разных концепций и объяснений Просветления, в зависимости от той или иной традиции и школы.

Например, в системе Великой печати (Махамудра его описывают в контексте

  • трех состояний Просветления (санск. Трикая)
  • четырех просветленных активностей (тиб. Тринле Ченпо)
  • пяти мудростей (санск. Панча Джняна)

Три состояния Просветления

  • о том, как относится ко всему с равным вниманием. Эта мудрость равностности достигается преобразованием исключающей гордости .
  • о том, как исследовать, анализировать, различать, и при этом так, чтобы не терялась целостность. Эта различающая мудрость достигается преобразованием зависимости (страсти, привязанности)
  • о том, как выполнять необходимое. В эту всесовершающую мудрость преобразуются зависть и ревность .
  • о том, как в состоянии совершенной чистоты ума воспринимать всё. Эта интуитивная всепронизывающая мудрость достигается преобразованием неведения (всех тонких жестких концепций и повседневных привычных мыслительных тенденций)

Учения о прямом постижении природы ума также присутствуют и в дальневосточной традиции Дзен и Чань-буддизма.

Достижение Нирваны Вне Пребывания

Пробудившись, ум человека выходит за пределы обусловленного восприятия, и более не томится в замкнутом круге шести миров сансары, он свободен.

Традиционно говорится, что Просветление - это достижение Нирваны Вне Пребывания.

Слово Нирвана восходит к санскритскому корню - нир- со значением "угасание", "затухание". На этом основании западные буддологи XIX века часто объясняли теорию нирваны как полного прекращения жизни, после чего обвиняли буддизм в пессимизме, что и закрепилось в научной литературе.

Современный буддолог Торчинов Е.А. так комментировал этот казус: "Буддийские тексты отчетливо указывают на то, что угасает, исчезает не само бытие, а страдание, вызванное завесами ума. Как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, так и прекращаются страдания, когда иссякают все аффекты и устремления, питающие страдания. То есть угасают именно омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причин страдания исчезает и оно само. И тогда возникает глубокое необусловленное, а потому непоколебимое счастье пробуждения - состояние нирваны.

Понятие нирвана - многозначно. Различают:

  • Естественную Нирвану - Таковость, совершенную подлинную природу всех явлений
  • Мнимую Нирвану Прекращения, или Ложная Нирвана - прекращение чувств и проведения различий человеком, благодаря нейтрализации их причин в результате практики мирского пути.
  • Нирвану Архата, или Малую Нирвану, - личное неполное освобождение, ставшее целью в традиции Тхеравада.
  • Нирвану Вне Пребывания, - собственно Нирвану Будд и Бодхисаттв, свободную от крайностей благодаря различающей мудрости и сочувствию. (Зегерс 2000:51)

Именно этот четвертый вид нирваны связан с Просветлением и является целью всех традиций и школ северного буддизма. О просветлении будды говорят как о Нирване Вне Пребывания, поскольку это и есть естественное истинное вневременное и неразрушимое состояние каждого существа, которое невозможно обрести или потерять.

Все концепции, пытающиеся объяснить Просветление, объединяет признание внезнаковой, внеконцептуальной природы Просветления. По словам Торчинова Е.А. "Это состояние подлинного счастья абсолютно трансцендентно всему нашему опыту...Поэтому Будда и ограничился самыми общими характеристиками его как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства" (Торчинов 2005: 37-38).

Символы Просветления

Вся символика буддизма отражает те или иные аспекты Просветления.

Символом просветленного ума Будды является Ступа - буддийский архитектурный монумент, а также алтарные статуи Ступ.

Пять мудростей Просветления представлены в символике

Есть несколько описаний просветления известных людей, которые и предлагаются вашему вниманию.

Обратите внимание, что все случаи различны, единого шаблона нет и быть не может, но суть прослеживается одна и та же.

Поэтому, читая описание случаев просветления, не привязывайтесь к этому описанию, потому что наверняка в вашем случае все будет не совсем так или вообще не так. По крайней мере, детали будут отличаться.

Итак, начнем:

Шри Ауробиндо Гхош

Я был выброшен в такое состояние над мыслью и без мысли, которое не было запятнано никакими ментальными или витальными движениями; не было ни эго, ни реального мира -- лишь глядя сквозь неподвижные чувства, нечто ощущало или связывало со своим абсолютным безмолвием мир пустых образов, материализованные тени, лишенные подлинной субстанции. Не было ни Единого, ни даже множественности -- лишь абсолютное То, лишенное признаков, безотносительное, сущее, неописуемое, немыслимое, абсолютное и все же в высшей степени реальное и единственно реальное. Это не было ни ментальной реализацией, ни мимолетным озарением, блеснувшим где-то вверху -- это не было абстракцией -- это была позитивная, единственно позитивная реальность, которая хотя и не будучи пространственным физическим миром, наполняла собой, занимала или, скорее, наводняла и затопляла эту видимость физического мира, не оставляя никакого места или пространства для иной реальности, кроме самой себя и не позволяя ничему, кроме себя, казаться реальным, позитивным или субстациональным. ... Оно (это переживание) принесло невыразимый Покой, изумительную тишину, необъятность освобождения и свободу.

Я жил в этой Нирване дни и ночи, прежде чем она позволила войти в себя чему-то другому или вообще позволила себе как-то измениться... в конце концов она стала растворяться в превосходящем ее Сверхсознании, что находится выше. ... Видение иллюзорного мира уступило место видению, в котором иллюзия была лишь незначительным поверхностным феноменом, по ту сторону которого находилась бесконечная Божественная Реальность, над которым -- высшая Божественная Реальность, и она же -- высоконапряженная Божественная Реальность -- виделась в сердце всего, что прежде казалось лишь кинематографическими образами или тенями. И это не было возвращением в тюрьму чувств, умалением высшего переживания или падением из него, это пришло, скорее, как постоянное возвышение и расширение Истины. ... Нирвана в моем освобожденном сознании превратилась в начало моей реализации, она стала первым шагом к полноте постижения , а вовсе не единственно возможным истинным
достижением или, более того, - кульминационным завершением.

Метки: Ответить С цитатой В цитатник

ВОПРОС: Что такое "просветление" с точки зрения Ииссиидиологии? В восточной традиции - это определённое состояние, переживание, некая трансформация, которую человек испытывает в определенный момент, и больше уже прежним не становится. Интересно именно то, почему кто-то становится просветленным спонтанно, кто-то - в результате практик и медитаций, и самое главное - почему человек был одним, а после просветления это совершенно другая, намного более сознательная личность?

Я конкретно никогда не изучал этот вопрос, но мне кажется, что в этом вопросе, как и в существующих ныне понятиях о «духовных Посвящениях», очень много путаницы, религиозных наслоений, мешающих увидеть за популярными терминами их главную Суть, которая, на данный момент развития Коллективного Сознания человечества (КСЧ), большинству людей, не знакомых с критериями ииссиидиологических оценок истинности Человеческих признаков и их отличий от прочих животных программ и влияний на Самосознание каждой личности, будет просто не понятна. А непонимание автоматически вызывает у людей сомнение и недоверие, которые двумя словами не рассеять. Поэтому я не стану никого ни в чём убеждать, а просто выскажу субъективное мнение по данной обширной теме.

Просветление не является признаком какой-то определённой религиозной конфессии или прерогативой какого-либо конкретного направления духовного развития. Это состояние стабильного умиротворения и спокойно-мудрого отношения к любым проявлениям Жизни, которое однажды приходит ко всем нам, а не к каким-то избранным, благодаря самостоятельно осознанному пониманию её глубинной Сути, которая тщательно скрывается за плотной пеленой страданий, неудач, бед и несчастий. Когда человек частично или полностью не доверяет справедливости и закономерности всех своих досадных перипетий и неудач, он не способен адекватно оценить свои поступки, потому что все его психические и умственные усилия направлены не вовнутрь «самого себя», а лишь вовне, где по его представлениям, должен находиться его враг, некий затаившийся злодей, по каким-то причинам желающий ему зла.

Такой человек просто не в состоянии осознать причины окружающих его жизненных обстоятельств, и поэтому он расстраивается, выходит из равновесия, испытывает страх от ощущения угрозы своему существованию и, считая себя жертвой, не способен самокритично и конструктивно отнестись к возникшей в его Жизни проблеме или трагедии. В случившемся он винит кого угодно: чиновников, правителей, мошенников, дьявола, Бога, Вселенную, карму, в конце концов (!), - но только не себя. Таким людям гораздо легче строить из себя жертву, чем честно и осознанно признаться хотя бы самим себе в собственной неправоте, упрямстве, элементарной глупости или невежественности, осознанно взяв всю ответственность за происходящее на себя лично.

Естественно, что такой человек не может быть просветлённым, поскольку всё его личностное Самосознание прочно зациклено на восприятии внешних - иллюзорных и обманчивых - атрибутов его существования, и за бросающимся в глаза антуражем он не способен разглядеть тончайшие оттенки волшебных красок окружающей действительности, видя всё только в чёрно-серой цветовой гамме. Жизнь и весь Мир воспринимаются им как следствие проявления враждебных сил, желающих если не уничтожить его, то хотя бы насладиться его болезнями, муками и страданиями, материальными лишениями и моральными терзаниями.

Чтобы реально быть, а не казаться истинно Просветлённым (не играть, не выдавать себя за него!), нужно не только хорошо знать человеческую Природу, но также глубоко разбираться в причинно-следственных связях между наблюдаемым событием и тем возможным - невидимым, но логически закономерным - первопричинным Фактором, который побудил участников этого события действовать именно таким образом, а не как-то иначе. Субтеррансивно воспринимаемые эти истоки (Причины) «кроются» (на самом же деле лежат на поверхности!) в структурах нашего Самосознания, которое ослеплено кажущимся благополучием текущего сиюминутного настоящего, и как бы пребывает в состоянии забывшего «свои» Реакции, Мысли, Чувства и Суждения, проявленные «им» в недалёком условно прошлом.

А поскольку эзотерических, научных, философских и прочих знаний всегда существовало очень много, то и понятие «просветлённого человека» нельзя трактовать однозначно. По сути в большинстве общепризнанных религиозных конфессий и эзотерических духовных направлений соответствующие догмы представляют собой либо тщательно составленную однажды в корыстных целях по чьему-то заказу дезинформацию, либо более-менее удачно обработанные компиляции древних манускриптов, либо пересказ устных крайне деформированных субъективных сведений, домыслов и прочих «творений» народного фольклора.

Сейчас весь Интернет буквально переполнен бесчисленным многообразием всевозможных фейковых материалов, составленных на любой вкус и взгляд, с самыми убедительными свидетельствами и интригующими обещаниями получить каждому желающему реальное «просветление» буквально за несколько (но очень дорогих!) занятий. В результате доверчивые люди, руководимые в первую очередь тщеславием (а таких - миллионы!), получают в конце курса очередную медальку и заверенное печатью свидетельство о том, что он/она являются «магистрами», «бакалаврами», «просветлёнными мастерами» или «учителями» какого-то популярного «духовного» брэнда. Прекрасно понимая механизм подобного обмана (как говорится: «Ничего личного! Только бизнес!») и подобной же доверчивости, я искренне жалею таких «просветлённых» и «посвящённых»…

Что ж, это - тоже один из множества возможных, но ложных индивидуальных Путей каждого из вас к будущим истинным состояниям духовного Просветления и духовного Посвящения. Надо только набраться побольше терпения, выносливости, нравственной устойчивости и непреклонности перед пороками и низшими страстями, самопожертвенности и Альтруизма (избавляющего от эгоизма), глубокой проникновенности ума и ещё много чего откорректировать и перепрограммировать в своём личностном Самосознании, пока не появится собственная интуитивная возможность испытать и проверить достоверность уже имеющихся у вас Представлений. А для этого нужно много работать над собой, много читать, познавать, сопоставлять, анализировать и по-новому осмысливать получаемую Информацию.

Я более чем уверен, что вы зачастую будете очень разочарованы собой и огорчены, что столько времени потратили как бы «зря» на изучение того, что просто «не имеет места быть». Но ваше огорчение будет напрасным, потому что ничего, абсолютно ничего в Жизни не происходит с каждым из нас напрасно - без серьезной на то Причины. Конечно, самым разумным, на мой взгляд, решением было бы сразу, не откладывая на потом и не боясь кажущейся вам сейчас трудности текстового изложения совершенно новой Информации, сложности определений и Представлений, обилия новых непонятных терминов, погрузиться как можно глубже - всеми фибрами своей Души - в эту область глобального космического Знания - ААЛЛММААЛЛАА, одной из адаптированных (к особенностям текущего для нас варианта Коллективного Сознания человечества) Версий которого является Ииссиидиология.

Ведь без тех уникальных и детальнейших сведений о глубинной Сути самой человеческой Природы и о её узкоспецифических неразрывных взаимосвязях со всей остальной - сакральной, вечно живой и неделимой - Вселенной, которые вы не найдёте ни в древних манускриптах и свитках, ни, тем более, в современных опусах, ни вы и никто иной из людей не сможете стать воистину мудрым и Просветлённым Человеком. Главным признаком Просветлённого, на мой взгляд, является высокая степень его/её Человечности, а чтобы становиться всё более и более Человечным, надо прежде всего глубоко понимать и ясно представлять себе, как именно это, казалось бы такое знакомое нам, понятие проявляется в практике отношений через черты характера, взгляды, нравственные и материальные приоритеты.

Ни одно из ныне существующих знаний, кроме Ииссиидиологии, не даёт по всем этим и многим другим важным позициям столь чётких, глубоких по Смыслу и детально аргументированных ответов, поражающих меня своей согласованностью, логической целостностью и потрясающих даже моё искушенное Воображение органичной взаимоувязанностью со всем остальным. Но осознание этого факта приходит не сразу, а лишь по прошествии достаточно длительного времени, всецело посвящённого упорному и всестороннему погружению в это воистину живое и вечно обновляющееся, как сама Жизнь, сакральное Знание. И я искренне рад, что у меня получилось не только самому разобраться в этой Информации, но и передать ее многим будущим поколениям людей для дальнейшего углублённого развития - как рекомендацию всем желающим духовно самосовершенствоваться не вслепую, наобум, а целенаправленно устремившись в Человеческое Прекрасное Будущее.

Вам, задающим этот вопрос, надо понимать, что Просветлённый просветлённому - рознь! Нет такой категории, под которую, как под одну гребёнку, можно было бы подвести всех людей, как бы отвечающих критерию «просветлённого человека». «Просветлённость», в моём понимании, - это не какой-то определённый отличительный «знак» или заслуженное «звание», а естественное, позитивно-уравновешенное состояние вашей Души - сама Суть вашего текущего Существования, из которой вы не просто не желаете, а уже и не можете выйти, потому что тогда это будете уже не вы.

В равной степени просветлённых людей не может быть, потому что каждое подобное духовное состояние зиждется на сугубо индивидуальной энергоинформационной основе Самосознания, организуемой персональными Представлениями личности о самой себе и окружающей её действительности, в число которых входят особенности вероисповедования человека, естественные для него этнические, культурные традиции и генетические особенности - источник формирования мировоззрения и миропонимания, глубины его собственного Познания (услышал, прочитал или же самостоятельно, свободно получил интуитивную Информацию), а также самого характера Жизни и обстоятельств, послуживших истинной Причиной обретения данной личностью внутреннего психоментального равновесия, как и многого-многого другого, чего мы сами о себе не знаем, но что делает каждого из нас уникальным существом.

Само же состояние просветлённого Самосознания также не является стабильным, поскольку до тех пор, пока инициирована реализация хотя бы небольшой части каузальных Каналов 1-4 Уровней первых двух ИИССИИДИ-Центров (а без них ни один микстумный биологический организм просто не смог бы функционировать!), всегда будет иметься источник внутренних психологических триггеров и ментальных тензоров, из-за которых вы будете стремиться даже в мелочах разжигать внутренние конфликты, сожаления, сомнения. Просветлённый человек - это не бездушная «живая мумия», а личность, научившаяся довольно эффективно управлять и подчинять своей Воле нежелательные проявления в собственной Фокусной Динамике эгоистичных СФУУРММ-Форм коллективного Бессознательного.

Если, например, просветлённый не плачет на похоронах, то это не потому, что его не волнуют горе и слёзы других людей! Это значит, что у него имеются позитивные Мотивации, отличные от мотиваций окружающих, которые позволяют ему видеть данную ситуацию с совершенно иной, непонятной и непостижимой для других людей (в силу отсутствия у них конкретного знания) позиции, а также дают возможность «спроецировать» СФУУРММ-Форму своего Представления об этом в позитивную область собственной системы Восприятия и продолжать оставаться уравновешенным и абсолютно уверенным в том, что происходящее драматическое действие имеет свою объективную Причину, а значит - справедливо и закономерно, поэтому нет смысла так волноваться и переживать.

Вопрос же: «А в чём заключается эта конкретная Причина?», - его совершенно не волнует. Ему достаточно осознания того, что всё происходящее необходимо тем, с кем это происходит. Это примерно то же самое, о чем я часто вам напоминаю: «Всё, что ни есть, уже есть, и есть во благо!». Если подкрепить эту Мотивацию глубоким ииссиидиологическим Пониманием и не забывать пользоваться ллууввумическими Представлениями буквально во всех случаях Жизни, то достичь просветлённых состояний будет гораздо легче, потому что пока вы находитесь в позитивизме ко всему происходящему с вами и вокруг вас, осознанно подавляя параллельно активизируемые негативные тенденции, то такие важные и необходимые для достижения просветлённого состояния зоны головного мозга, как вентромедиальная и вся латеральная префронтальная кора (ПФК), в сочетании со стриатумом и голубым пятном, будут активно функционировать и развиваться. При малейших же признаках негативизма управление личностным Самосознанием снова возвращается Творцам дорсомедиальной и орбитофронтальной ПФК с их активными взаимосвязями с амигдалой, провоцируя у вас раздражение от происходящего, обиду и целый каскад уже ничем неудержимых негативных эмоций, за которыми могут последовать совершенно непредсказуемые и неадекватные действия.

Поэтому у некоторых просветлённых данное состояние поддерживается за счёт повышенной активности вентромедиальных (в частности инфралимбических) Творцов ПФК и ППИ (передней поясной извилины) и зависит от наследственности и эпигенетических Факторов. Наличие и интенсивное развитие с детства именно этой особенности характерных взаимосвязей нейронных сетей мозга можно отнести к стартовому механизму вхождения в просветлённое состояние очень небольшой когорты истинных индийских и тибетских Великих Учителей (Амма, Бабаджи, Ошо, Махарши, Йогананда, Ганеша, Саи Баба, Шивананда, Гхош, Махакала, Намсарай), оставивших после себя в истории, культуре и развитии своих национальных культур заметный духовный след.

Остальные «просветлённые» тоже, в своём большинстве, достаточно добрые и хорошие люди, часто очень образованные и проницательные, но они не испытали в своей Жизни той ключевой «точки отсчёта», из которой Самосознанию уже нет пути назад в привычную мирскую деятельность, а только всё выше и выше… На физическом плане для меня это - очень специфический, непередаваемо комфортный и внезапно прошедший в голове мощный световой импульс, сопровождающийся необычайно яркой вспышкой в глазах. Он напоминает мне эффект, происходящий при каждом акте доминантного меж-Качественного Синтеза, но в нём есть ещё какой-то свой особый механизм психического воздействия на качественность Самосознания личности. Сейчас поясню вам, что я хочу сказать.

Человек, где бы он ни находился, замирает на несколько мгновений, будто вот-вот потеряет Сознание, но параллельно успевает за это время умозрительно «побывать» в каких-то особых, удивительных по своей природе и потрясающих по отношениям между людьми «условиях обитания». Когда он приходит в себя, то ему кажется, что где-то «там» он прожил долгие месяцы. И воспоминание об этом сопровождает его всю дальнейшую Жизнь, передаваясь из сценария в сценарий, от одного «умирания» к следующему.

Возможно, сам этот момент также сопряжён с ревитализацией, которая становится мощным фактором, мгновенно инициирующим раскрытие в мозге акцептора новых амплиативных зон префронтальной коры (ПФК), новых синапсов, а значит, и новых духовных способностей. Человек при этом сразу же меняет текущую Парадигму своего Самосознания, что не может быть не замечено окружающими его людьми даже внешне: его лицо становится более ясным и умиротворенным, динамика всех частей тела несколько замедляется, движения приобретают плавность, а голос - звучность и громкость.

Если условно убрать из этого процесса ревитализаций субъективный фактор хронологичности, то получается интересная картина: начавшись с какой-то из Конфигураций ваших Интерпретаций, этот «Импульс» не затухает, а усиливается, передаваясь от умершей личности Самосознаниям её живых Интерпретаций (от донора - акцептору) и вызывая в нём аналогичный эффект Просветления с последующими идентичными воспоминаниями, вплоть до следующей ревитализации, в момент которой очередному акцептору также передаётся тот же, но ещё более психически усиленный эффект.

Но не следует думать, что подобный акт Просветления происходит случайно или внезапно: он проявляется в личностном Самосознании лишь при наличии определённых, уже стабилизированных в Фокусной Динамике, психических и, несомненно, генетических факторов: определённых когнитивных способностей, наследственной предрасположенности к высокому чувствованию и глубокому мышлению, высокой степени синтезированности низших Уровней Самосознания и всего подобного… После акта Просветления дальнейшее развитие нейросетей может пойти достаточно интенсивно, но самыми разными путями.

Поскольку вентромедиальным и вентролатеральным Творцам префронтальной коры (ПФК) несколько проще синхронизироваться своими взаимосвязями друг с другом, чем с дорсолатеральными Творцами, то просветлённый в большей степени будет развивать свои чувственно-интуитивные способности, не вдаваясь глубоко в рациональную Суть вещей. В моём понимании это - Мудрецы-сенситивы , предпочитающие эмпирический путь познания. Им нравится больше общаться с людьми, выходить в социум, быть публичной личностью, чем читать, записывать свои мысли, издавать книги, развивать какую-то конкретную просветительско-интеллектуальную деятельность. Также они не очень любят одиночество, им всё время хочется с кем-то делиться своими Представлениями, чувствовать чью-то солидарность с ними.

Если же к моменту просветления у адепта уже в достаточной степени активизировались дорсолатеральные Творцы ПФК, то дальнейшее его развитие будет иметь более ярко выраженную интеллектуально-интуитивную тенденцию. Это обычно одиночки, полностью увлечённые своей миссией по передаче всего, что они знают, другим людям. Они постоянно что-то пишут, при этом выступая с лекциями в узкой аудитории, они не очень любят публичность, не любят быть на виду, предпочитая одиночество и возможность побыть наедине с самим собой, со своими Мыслями и размышлениями. Я бы назвал их Мудрецами-софистами . В этой категории просветлённых значительно меньше, чем в первой. Поэтому у людей и создаётся впечатление, что все просветлённые очень чувственные. Да, это верно! Но есть и интеллектуально-чувственные! Просто их меньше, и их мало кто видит и знает, так как они всегда, во все времена, - «не в тренде», хотя именно они и являются Хранителями Знания Человечества…

Хочу также отметить, что многие, очень многие люди (их сотни тысяч), выдающие себя за «просветленных» и общепризнанно считающиеся ими, в действительности оказываются просто мошенниками, что-то прочитавшими из эзотерики, нахватавшимися всякой всячины из оккультизма и магии. Зачастую они очень тонкие психологи, а некоторые обладают гипнотическим влиянием или даже какими-то экстрасенсорными способностями. Но обижаться на них не стоит, поскольку они - отличные менеджеры, заполнившие свободные ниши по обеспечению тех потребностей, что очень востребованы нашим сообществом. Весь их бизнес всецело построен и держится на этом надуманном и разрекламированном массами доверчивых и простодушных людей имидже.

Ну и наконец, напомню вам, что просветлённые, как и все остальные люди, также являются носителями СФУУРММ-Форм и мировоззрений разной протоформной направленности, поскольку Первоисточники постоянных генераций вышеописанных амплиативных «просветительских импульсов» отражают Интересы Идей и эгрегоров, структурирующих самые разные Коллективные Космические Разумы (ККР). Некоторые просветлённые полностью пребывают под кураторством Творцов Космических Сущностей, чьи реализационные Интересы являются, в большей или меньшей степени, тензорными по отношению к нашей бирвуляртности.

От такого «просветлённого» можно ожидать чего угодно, включая очень тонкие по Сути и по восприятию, но очень мощные и эффективные по целенаправленному воздействию на наше Самосознание, деструктивные Программы, направленные на полное подчинение «клюнувших» на них людей приказам представителей данного эгрегора: вам говорят, а вы внимательно слушаете как бы правильные слова, запоминаете мудрые фразы, усиливающее ваше позитивное мнение об участии в добром и полезном для всех движении, а в конце концов оказывается, что вас, как и всех остальных, таких же доверчивых искателей Истины, «провели на мякине» и просто использовали в каких-то своих тёмных и нечистых делах. Поначалу подсознательная, а за ней и высокоинтеллектуальная Интуиция, формируемые постепенно при изучении Ииссиидиологии, помогут вам научиться избегать подобных инволюционных ловушек и хорошо разбираться в людях.

Называющие себя просветлёнными постоянно акцентируют внимание на том, что необходимо направлять свое внимание на настоящий момент. Насколько это важно с точки зрения Ииссиидиологии?

Если не сформировать и не заложить в наше коллективное Подсознание как можно более детальную и чувственно насыщенную позитивными ожиданиями Программу своего ближайшего будущего развития (вашу насущную Цель или несколько Целей) с последующей её ментальной обработкой до устойчивого Представления (мол, ДА, именно на такое Прекрасное Будущее я согласен, поэтому всё будет так и иначе быть не может!), то амицирация вашей Фокусной Динамики, осуществляемая малюсенькими перебежками ваших текущих Интересов из вчерашнего дня в текущие Интересы сегодняшнего дня, без осознания ясной и чёткой перспективы, будет гораздо более спонтанной, непредсказуемой и хаотичной, чем могла бы быть.

Картина любого из придумываемых и формируемых вами вариантов вашего персонального т. н. «будущего» уже существует в каком-то из бесчисленного множества сценариев, и вам остаётся только найти средства для того, чтобы начать осознавать себя там. А у вас, кроме психического потенциала, который вы ежедневно транжирите на материализацию всевозможной ерунды, ничего больше нет. Жизнь же функционирует по принципу унисонов: каждому психическому унисону соответствует свой материальный унисон. И чтоб синхронизироваться с нужной картинкой, вам не обойтись без планирования своего вероятного будущего, - тогда лишь в какой-то момент вы схлопнетесь с ним.

Есть множество примеров, когда домашние кошки, собаки и даже крысы находили своих хозяев, переехавших куда-то и даже перелетевших на расстояния в сотни и тысячи километров от бывшего дома. Что руководило ими в их аттракторных по своему реализационному принципу скитаниях (даже во множестве больших городов) и, в конце концов, привело к очень желанной ими Цели? Унисонность! Они хорошо запомнили частоту вибраций своего хозяина, интуитивно запеленговали системой Восприятия примерное место его расположения и, уходя от множества опасностей и соблазнов остаться где-то, бросить свою цель, однажды смогли найти того, кого долгие месяцы и годы так упорно искали.

То же самое можно сказать и о матерях, у которых украли их маленьких детей и которые, не теряя Надежды, верили в то, что они ещё встретятся с ними… И получали свое! Пусть через годы, но хранящийся в Сердце Образ будущей встречи, подпитываемый каждодневной и неослабевающей Надеждой, Уверенностью, Устремлённостью смог вибрационно вывести их в благоприятный сценарий. Вот так и вы должны поступать со своими насущными Целями!

) – это замечательное состояние, но дать ему точное описание очень сложно, потому что оно находится вне слов и понятий. Слова только искажают его. Поэтому, не цепляясь к самим словам, посмотрите в том направлении, куда они указывают.

Помните, что слова, описывающие явление, – это всего лишь ярлыки. Ярлык и явление – не одно и то же. Поэтому слова не могут передать точный смысл явления, но могут указать направление, куда нужно смотреть. Это как дорожный указатель, говорящий о том, что вы въехали в город – но указатель и город отнюдь не одно и то же. Учитывайте этот момент во избежание лишних проблем.

Это состояние чистого неограниченного сознания – оно было таким, пока вы не надумали о себе всякой всячины. «Неограниченного» – означает «не имеющего никаких границ, размеров, ограничений». Слова, мысли, понятия, представления, убеждения, мировоззрения – это всё ограничения.

Просветление – это истинная природа духовного существа, то есть Вас. Она неизменна, вечна и бесконечна. Меняется всё, кроме вашей изначальной природы, которую человек просто забыл. ВОТ ПОЧЕМУ ЛЮБОЙ МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ. На самом деле, "достижение просветления" - это не совсем правильное выражение. Как можно достичь того, что и так есть? Более правильно было бы сказать, что нужно освободиться от иллюзий, которые мешают видеть Истину.

Большинство техник, ведущих к просветлению, убирают стереотипы мышления и поведения, умственные ограничения и ложные представления о жизни (иллюзии), страхи и беспокойства, убеждения, которые не дают , присутствовать (просто быть) и воспринимать.

Нельзя сказать, что просветление – это состояние радости или блаженства, потому что это было бы ограничивающим заявлением: это бы означало, что все остальные эмоции и ощущения исчезают.

Просветление не избавляет ни от каких эмоций и ощущений тела. Человек не становится роботом или растением. Просветление избавляет от эго, которое, отождествившись с телом, умом , и еще кучей вещей, считает, что эти эмоции и ощущения испытывает оно (эго), создавая себе таким образом страдания. Когда эго исчезает, эмоции и ощущения остаются, сознание их воспринимает, но не говорит «это мои ощущения», «я это чувствую» и т.д. – отсутствует отождествленность с телом . Также правда, что количество и интенсивность неприятных эмоций резко уменьшается. По крайней мере, это верно для данного пути. Мысли, эмоции и ощущения возникают и исчезают, не оставляя следа. Они не "зависают", не имеют длительности существования, как раньше. Каждый новый миг приносит новые восприятия, избавляя от того, что было мгновение назад. В какой-то момент может возникнуть ощущение грусти, но уже через пару секунд вы осознаёте, что на лице сияет улыбка, а грусть исчезла бесследно. Это к примеру.

Также нет отождествленности с умом : вы не можете больше сказать «я подумал», «я решил», «я сделал вывод» - это не будет соответствовать истине. Вы, скорее всего, скажете так: «пришла мысль», «возникло решение», «вывод такой». По крайней мере, будет ощущение, что теперь это так. Вы не воспринимаете себя как ум, вы скорее – присутствующее сознание, наблюдающее ум, Хотя, конечно же, многие просветленные продолжают пользоваться привычными для людей словами типа «я», «мне», «думаю» и т.д.

Для просветления также характерно и жизни в целом.

. Остается ли ум после просветления? Функциональный ум – да, остается, потому что ум и тело – это своего рода один механизм. Функциональный ум – это просто механизм, обеспечивающий выживание тела. Он не осознает себя, он просто работает, выполняя конкретные функции. Это ум тела, как у животного.

Другой , который и есть «эго» - исчезает. , вечно болтающая сущность, выносящая суждения, оценки, сравнения, постоянно о чем-то беспокоящаяся и спорящая сама с собой. Эго ощущается как «я» и считает себя чем-то вроде центра сознания. Задайте себе вопрос , и эго выдаст ответы. Все ответы на этот вопрос представляют собой отождествления.

Когда исчезает эго, остается чистое воспринимающее сознание и тело с его функциональным умом. Отождествления с умом и телом исчезают. Вы продолжаете быть с телом и умом, но понимаете, что не являетесь ни тем, ни другим. Откликаясь на имя, вы понимаете, что имя – это просто ярлык, прикрепленный к этому телу-уму, которое вы воспринимаете. Отождествление с именем также исчезает.

Полная духовная свобода, к которой так стремятся в различных практиках – это синоним просветления. Это пробуждение от иллюзий, в которые человек был вовлечен. Это чистое присутствие, свидетельствование, и невовлеченность в них. Это как настоящее пробуждение от ночных сновидений: во сне вы были вовлечены и неосознанны, сновидение казалось настолько реальным, что вопрос его реальности просто не возникал. Но вот вы проснулись и поняли, что это было нереально, это просто была иллюзия.

Просветление – это состояние вне дуальностей, вы не находитесь в их ловушке. Это важная часть описания просветления.

К сожалению, словами трудно описать просветление, так как имеет место значительное искажение, поэтому существует так много заблуждений о просветлении. С этим ничего поделать нельзя. Не думайте, что где-то существует единственно точное описание просветления – нет. Есть просто указатели, которые направят в нужную сторону, но чтобы полностью понять что это, нужно быть этим.

Просветление представляет собой состояние, которое в общих чертах можно описать так:

Осознанное присутствие в моменте здесь и сейчас (подробнее в статье "Здесь и сейчас");
- Привычное состояние – отсутствие отождествлений с чем угодно, будь то тело, разум, дух, игровая роль или что-то еще;
- Безмятежность, нирвана, блаженство;
- Полное приятие как есть происходящего (отсутствие отождествленности с "я", которое не принимает);

Понимание устройства ума и жизни (Работа ума: ловушки и хитрости);
- Легкость в общении с людьми;
- Отсутствие "кнопок", с помощью которых другие могли бы вами манипулировать;
- Способность ясно видеть и эффективно использовать "кнопки" других людей (не факт, что вы станете их использовать);
- Полное отсутствие "Я", чувства личного авторства (подробнее на высших уровнях, см. также Иллюзия личной причинности);
- ЕДИНСТВО. Постижение Высшей Реальности (Истины);

Википедия дает следующее определение просветления: состояние полной осознанности не человеческой сущности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Также википедия утверждает, что просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.

Желаю успехов!

Сайт "Путь к Просветлению"

В разных религиозных течениях и философских школах есть различные понимания этого непростого вопроса. В них собраны попытки людей понять, что представляет собой человек и зачем он существует на этой планете.

Что такое просветление?

В обыденной жизни под просветлением понимают откровения, которые получил человек, иной взгляд или новое понимание привычных вещей. В философских школах и духовных практиках это явление имеет другое значение. В них просветление напрямую связывают со смыслом жизни, поэтому оно получает первостепенную роль в жизни каждого человека. С этой точки зрения просветление – это выход за рамки обыденности, осознание себя частью вселенной, высшая мудрость, высшее существование.

Просветление в христианстве

Понятие просветления в христианстве значительно отличается от трактовки этого понятия в восточных практиках. Просветление в православии – это попытка осознания Божественной сущности, максимального приближения к Богу и выполнение Его воли. К просветленным мужам веры относят таких святых: , Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Сергия Радонежского и т.д. Благодаря глубокому пониманию воли Бога и смирению эти святые смогли достичь просветления, которое проявило себя в виде исцеления больных, воскрешения умерших и других чудесах.

Просветление в христианстве неотделимо от крещения и связано с очищением человека от всего греховного и наполнением его сущности Божественной любовью. По мнению православных духовных отцов, только Всевышний знает, когда человек готов стать просвещенным. В этом вопросе надо полностью полагаться на Бога и не пытаться достичь этого самостоятельно. О том, что человек стал просветленным, можно узнать по его поступкам: они будут смиренными и направленными на благо людям.

Просветление в буддизме

В отличие от понимания просветления в христианстве просветление в буддизме связано с человека. Согласно буддистской традиции, это состояние сопровождается ощущением невообразимого счастья, рядом с которым обычное земное счастье ощущается как страдание. Состояние просветления сложно описать человеческим языком, поэтому о нем говорят лишь с помощью притч или метафор.

Просветление Будды Шакьямуни было первым в истории буддизма. Шакьямуни смог достичь освобождения и выйти за рамки привычного мира. Основной силой Будды на пути просветления была медитация. Она помогает перевести духовные размышления из логического понимания в личный опыт. Кроме медитации Шакьямуни указывал на важность для просветления и таких методов, как знания и поведение.

Просветление в исламе

Как и в других религиях, в центре ислама находится просветление - фана. Аллах сам выбирает человека, на которого он спустит просветление. Критерием готовности к фане считается желание человека достичь новой ступени своего развития и готовность к этому. Открытое к влиянию Аллаха сердце человека впускает в себя новый мир. Просветленный человек , которыми он готов служить людям, и сверхлюбовь ко всему живому.

Просветление миф или реальность?

Просветление с научной точки зрения – это открытие чего-то нового или иной взгляд на привычные вещи. С этой позиции просветление не имеет в себе ничего сверхъестественного и является обычной работой нашего разума. В духовных практиках просветление имеет иной смысл и содержание. Оно связано с высшими силами и помогает людям обрести и осознать свое предназначение на этой планете.

Просветление является реальностью для многих религиозных людей, посвятивших себя служению Богу и людям. На примере просветленных духовных учителей можно учиться расширять рамки своего сознания и открывать свое сердце для влияния высших сил. Для людей, не интересующихся духовной стороной жизни, просветление может казаться мифом. Такой взгляд может быть обусловлен консервативностью мышления и отсутствием знаний, касающихся этого вопроса.

Психология просветления

Путь к просветлению зачастую начинается с неудовлетворенности жизнью и своим местом в ней. Чтение умных книг, психологические лекции и семинары по саморазвитию, беседы с мудрыми людьми могут помогать человеку приблизиться к ответу на интересующие вопросы, однако все это - лишь начало пути. Личные постоянные поиски своего жизненного вектора однажды приводят мозг человека к новому пониманию. Дорога к просветлению зачастую занимает длительное время, а иногда и всю жизнь. Наградой этого пути является обновленный ум и гармония с миром.


Просветление или шизофрения?

Как бы ни казалось странным, но духовное просветление и шизофрения имеют три схожие черты:

  1. Деперсонализация – избавление от собственного Я.
  2. Дереализация – восприятие окружающего мира как нереального, размытого.
  3. Психическая анестезия – снижение силы эмоциональных переживаний.

Чтобы провести различие между этими двумя явлениями, следует проанализировать следующие составляющие:

  1. Причина . Причиной шизофрении нередко являются негативные . Причиной просветления является стремление сделать мир лучше, стать более духовным человеком.
  2. Голоса . При шизофрении человек слышит голоса, призывающие к агрессивным или неадекватным поступкам. Просветленный человек слышит голос свыше, призывающий к добру или совершенствованию.
  3. Миссия . При шизофрении интересы человека вращаются вокруг своего Я, даже если больной видит себя кем-то другим. Просветленный человек стремится помочь окружающим.

Признаки просветления

Приверженцы буддизма говорят, что невозможно описать словами, что происходит в момент просветления. Это связано с тем, что эмоции и чувства, переживаемые в процессе просветления, несравнимы с привычными нам эмоциями. Среди признаков просветления называют такие:

  • духовные приоритеты начинают доминировать над материальными;
  • периодически появляются измененные сознания, при которых человеку открываются новые истины или их глубина;
  • появляются необычные способности к созиданию, творению, исцелению;
  • изменяется характер, появляется , уходят плохие привычки;
  • просветленный человек видит во всем божественную мудрость.

Как достичь просветления?

Человек, желающий достичь просветления, должен пройти через такие шаги:

  1. Всей душой желать просветления . Для этого следует поставить просветление сознания в качестве главного приоритета.
  2. Довериться в вопросе просветления высшим силам . Только Бог знает, когда человек близок к просветлению.
  3. Постараться отдать свою жизнь под контроль божественных сил . Приближаться к Богу через смирение и углубление контакта при помощи молитв или медитаций.
  4. Заниматься саморазвитием, работать над своим характером . Чистое сердце помогает быть более восприимчивым к влиянию Духа.

Пути просветления человека

Духовные учителя различных религиозных течений считают, что техники просветления являются лишь инструментом, который не дает никакой гарантии успеха. Просветление – индивидуально, оно приходит неожиданно и не имеет точной причины. Помочь найти прямой путь к просветлению могут такие техники:

  • молитва;
  • пост;
  • релаксация;
  • медитация;
  • техники самопознания;
  • очищение сознания;
  • техника йога-нидра;
  • избавление от негатива прошлого;
  • повторение имен Бога.

Как жить после просветления?

Просветленные люди не переносятся с этой греховной планеты на другую. Им приходится продолжать жить среди того же окружения в той же местности. Лишь некоторые из духовных учителей, достигших просветления, уходят в пустынные районы, но зачастую это делается лишь на время. Миссия просветленных людей – нести миру новое знание и новое понимание жизни. После просветления могут открываться новые способности, которые необходимо использовать для помощи окружающим людям.

Просветленные люди отмечают, что после своего духовного опыта, им становится гораздо легче жить в этом мире. Их Эго и желания перестают управлять всеми поступками. Все необходимые дела совершаются без лени и апатии. Жизнь становится более гармоничной и понятной. Человек перестает тревожиться и нервничать, так как он начинает осознавать суть своей жизни и свою миссию.


Книги о просветлении

О просветлении и о том, как его достичь, написано немало книг. Все они помогают найти свой личный путь в этом вопросе и подняться на новую ступень своего развития. В топ-5 лучших книг о просветлении входят:

  1. Хокинс Д.«От отчаяния к просветлению . Эволюция сознания». В книге описаны практические методы, как прийти к осознанию смысла своего существования.
  2. Экхарт Толле «Сила момента сейчас» . В этой книге человек, прошедший путь просветления, простым и интересным языком рассказывает о том, каким путем к просветлению шел он и что включает в себя осознанность жизни.
  3. Джед МакКенна «Духовное просветление: прескверная штука» . В книге развенчиваются многие мифы, которые выросли вокруг просветления. Автор старается помочь ищущим осознанности людям найти правильный путь и начать двигаться по нему.
  4. Нисаргадатта Махарадж «Я Есть То» . Автор подталкивает человека к размышлениям по поводу своего истинного предназначения. Он заставляет посмотреть вглубь себя и осознать необходимость изучения своего внутреннего мира.
  5. Валерий Просвет «Просветление за полчаса» . Автор предлагает читателям обратить внимание внутрь себя и заняться своим саморазвитием. Для этого в книге описаны разнообразные техники, приемы самопознания и работы над собой.