Организация работы в дистанционном обучении. Организация дистанционной формы обучения

Этапы построения СДО в компании. Организация процесса дистанционного обучения. Программные и технические средства. Учебные материалы.

Составные части Системы дистанционного обучения

Для организации СДО необходимы:

  • Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.

Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.

  • Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).

Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.

Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.

Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.

Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.

  • Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.

Основные компоненты Системы дистанционного обучения

Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика

  1. Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.
  2. Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.
  3. Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений
  4. Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможность создавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)
  5. Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.

Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.

Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.

Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии

  • Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.
  • Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.
  • Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.
  • Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.
  • Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.
  • Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.
  • Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.
  • Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.

О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?

Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные« СДО)

  1. Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».
  2. Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала
  3. Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.
  4. Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.
  5. Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».
  6. Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...
  7. Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.

Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида

дистанционного обучения, основанного на:

  • 1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  • 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
  • 3. компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
  • 4. сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается. Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и ИУУ России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционногообучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для сомаообразование, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

  • 1. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть
  • 2. Обмен текстовыми файлами;
  • 3. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами,

использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Уроки бесплатные, посещение свободное! Интерент-школы, во-первых, бесплатны; во-вторых, являются дополнительным образовательных полем и реальную школу, как "Телешкола" заменить не стремятся. Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников является два проекта "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Занятия проводятся по следующей схеме. Учитель конспективно излагает тему урока и рекомендует литературу для самостоятельного изучения. Ученик самостоятельно изучает предложенную тему и проверяет свои знания с помощью составленного учителем компьютерного задания. Если ученик не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте. Учитель либо ответит на вопрос либо порекомендует литературу, в которой ученик сможет найти ответ на свой вопрос. По завершении раздела приведены все часто задаваемые вопросы с пояснениями учителей. В конце темы - тест на проверку знаний. Занятия в интернет-школе бесплатные, посещение уроков - свободное.

Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание современной школы на всестороннем развитии личности каждого обучающегося, обучении и психолого-педагогическом сопровождении категорий детей с разными образовательными возможностями и потребностями. Под такой формулировкой понимается удовлетворение образовательных потребностей школьников , которые:

  • в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе;
  • в определенный период не могут посещать школу из-за спортивных соревнований;
  • имеют выдающиеся способности в обучении в разных предметных областях и нуждаются в углубленном уровне освоения основной образовательной программы.

На практике школа часто сталкиваются с тем, что традиционных ресурсов для эффективного обучения указанных категорий обучающихся просто не достаточно. Тогда возникает закономерная проблема организации обучения таких детей. Помочь в решении проблемы может дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения по различным причинам.

Дистанционное обучение является следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирает в себя лучшие черты других форм и представляет собой перспективную, синтетическую, гуманистическую, интегральную форма получения образования.

Объект исследования: Дистанционное обучение.

Предмет исследования: Этапы работы по организации ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.

Цель исследования: Планирование внедрения ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

  • Изучить нормативную базу по теме дипломного проекта;
  • Изучить существующий опыт по организации ДО в образовательных организациях Санкт-Петербурга;
  • Оценить возможности внедрения технологий ДО в ГБОУ гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Разработать дорожную карту внедрения технологий ДО в гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Продумать внутрифирменную систему повышения квалификации по теме «Организация дистанционного обучения в образовательной организации».

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, анкетирование.

1.1 Особенности дистанционного обучения

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. В литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет обучение, дистанционные образовательные технологии. Эти технологии используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования дают следующие определения:

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и обучающиеся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

С понятием «дистанционное обучения» тесно связано понятие "дистанционные образовательные технологии". Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дают следующее определение этому понятию:

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под "опосредованным взаимодействием" в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.

Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:

Computer-basedTraining (CBT) - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;

ElectronicLearning (E-learning) - электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;

DistanceCommunication (дистанционная коммуникация) - применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т. д., в условиях удаленного нахождения собеседников;

Interaction (интерактивность) - взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;

Multimedia (мультимедиа) - системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения:

Высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;

Большим объемом самостоятельной деятельности обучающихся;

Использованием всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

Уровнем мотивации потребителей образовательных услуг;

Комфортностью условий организации углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

Наличием интерактивной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты

Гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

Модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;

Параллельность означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства;

Охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;

Экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

Технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;

Социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося;

Интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;

Новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

В данном дипломном проекте используются следующие аббревиатуры:

ИКТ - информационные и коммуникационные технологии;

ДО - дистанционное обучение;

СДО - системы дистанционного обучения;

ДОТ - дистанционные образовательные технологии;

ГОС - государственные образовательные стандарты;

ЭУМК - электронный учебно-методический комплекс;

ОИС - образовательная информационная среда.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации.

Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации имеет следующую структуру:

Нормативные акты федерального уровня,

Нормативные акты регионального уровня

Нормативные акты локального уровня (внутришкольная документация).

Законодательная база организации дистанционного обучения федерального уровня:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти».

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Законодательная база организации дистанционного обучения регионального уровня:

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 (ред. от 23.03.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»

Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения на уровне образовательной организации:

«Положение о реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения»;

Приказ «О внедрении дистанционного обучения и утверждении дорожной карты внедрения дистанционного обучения»;

Приказ «О назначении лица, ответственного за организацию ДО»;

Приказ «О назначении учителей дистанционного обучения»;

Дорожная карта внедрения дистанционного обучения.

Договор об освоении образовательной программы в дистанционной форме.

Положение «О реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» должно содержать следующие разделы:

Общие положения;

Организация образовательного процесса с использованием ДО;

Права и обязанности участников образовательного процесса;

Организация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;

Должностная инструкция ответственного за ДО в ОО;

Должностная инструкция учителя ДО.

1.3. Варианты организации дистанционного обучения в образовательных организациях Санкт - Петербурга

Практическая реализация дистанционного обучения в ОО Санкт-Петербурга организована средствами самых различных ИКТ-технологий: от применения обычной электронной почты и блога до комплексной системой типа Moodle. Ниже приведены примеры различных вариантов организации ДО в ОО СПб, изученные в ходе подготовки данного дипломного проекта.

1.3.1. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт – Петербурга.

ГБОУ гимназия № 528 представила электронное приложение к образовательной программе – инновационный продукт «Контент». Это авторский вариант по реализации дистанционного обучения. Непосредственно платформа дистанционного сопровождения образовательной программы охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначена для обучающихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе). Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент» имеет 2 электронных приложения: «Школьный ГЛОНАСС» (база конкурсов и олимпиад) и «Конструктор тестов», с помощью которого можно создавать тесты по разным предметам, получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения изученного материала.

Взаимодействие ученика и учителя происходит с помощью электронной почты и сайта (страницы) преподавателя.

Предложенный продукт позволяет:

Сформировать единое содержательное пространство образовательной организации и механизмы управления им для повышения качества обучения;

Обеспечить сопровождение основной образовательной программы гимназии средствами дистанционных образовательных технологий;

Осуществить переход к модели непрерывного образования базовой категории обучающихся с качественным методическим сопровождением с использованием электронных образовательных ресурсов;

Активизировать самостоятельную работу обучающихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;

Создать комфортные условия для освоения материала программы обучающимся разных групп здоровья, ученикам, обучающимся на дому или пропустившим занятия по каким-либо причинам;

Предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения;

Повысить степень удовлетворенности учеников и родителей образовательным процессом в ОУ.

«Контент» - мощный, инновационный универсальный и очень технологичный продукт.

1.3.2. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №683 Приморского района Санкт – Петербурга.

В ГБОУ школе № 683 Приморского района СПб внедрение дистанционного обучения реализовано на платформе системы Moodle с декабря 2009 г.

Основная цель организации ДОв школе № 683 - расширение образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.

В Moodle одновременно может работать множество пользователей (их число ограничивается только мощностью сервера). Для подключения к Moodle нового рабочего места не требуется дополнительных затрат - достаточно просто подключить новый компьютер к сети (локальной или Интернет).

На сегодняшний день Moodle - уникальная система, являющаяся в полном смысле оболочкой для подключения учебных курсов различных производителей, полноценной интеграции учебных курсов в учебно-воспитательный процесс.

1.3.3. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №258 Колпинского района Санкт – Петербурга.

ГБОУ школа № 258 Санкт-Петербурга с 01.09.2015 года является экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга

(eLearning) в компании, как запуск ракеты, требует инвестиций, тщательного проектирования, командной работы и не только.
В этой статье вместе с экспертами из сферы eLearning мы разберем весь цикл запуска дистанционного обучения и по шагам расскажем, как вывести eLearning на «орбиту».

Шаг 1. Определить цели запуска дистанционного обучения

Ракету отправляют в космос по разным причинам: исследовать новую планету, вывести на орбиту спутник или, к примеру, доставить космонавтам полезный груз. Всегда есть цель. Так же и с дистанционным обучением - нет смысла внедрять его просто потому, что это модно.

Если вы открыли эту статью, значит, уже представляете, для чего вашей компании нужно онлайн-обучение. Если нет, небольшой совет: цель проще нащупать, оттолкнувшись от «болевой точки». Какую задачу вы надеетесь решить с помощью eLearning?

Так, например, в компании Skyeng возникла потребность: быстро обучить 120 новых сотрудников преподавать английский в онлайн-формате и работать на платформе Vimbox. Теперь с помощью eLearning компания подготавливает в месяц по 200 профи.

В «Пермэнергосбыт» хотели развивать персонал без отрыва от производства и оперативно проводить тестирование. При помощи eLearning компания за полгода автоматизировала систему аттестации и взяла под контроль знания в 74 филиалах Пермского края.

Чего хотите добиться вы? Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще попасть в яблочко.

Компания MW-LIGHT производит и продает декоративные светильники по всему миру. В ассортименте 300 коллекций, в каждой - от 10 до 100 моделей. При этом за год ассортимент обновляется на 35%. Продавцам было сложно запомнить особенности каждой модели. Иногда продажа срывалась просто потому, что сотрудник не мог грамотно рассказать о новинке.

В MW-LIGHT поставили цель: за полгода повысить лояльность клиентов, обучив продавцов продуктам компании. Теперь по каждой коллекции есть электронные курсы для сотрудников. Результат: число благодарных покупателей выросло вдвое, как и количество успешных сделок.

Руководитель проекта дистанционного обучения MW-LIGHT

«Заранее продумайте, как замерить успех eLearning. Количество обученных сотрудников и число пройденных тестов - лишь основа общей картины эффективности. Вы можете «прокачать» сотни и тысячи - толку мало. Смотреть нужно на бизнес-результат.

Например: сотрудники моментально узнают о продуктовых новинках, после обучения менеджеров вдвое выросли дополнительные продажи, вполовину сократились затраты на обучение персонала в регионах (больше не нужно платить командировочные тренеру, оплачивать билеты на самолет и номер в гостинице) и так далее».

Итог шага 1: вы знаете цель дистанционного обучения и ключевые показатели, по которым будете замерять успех проекта.

Шаг 2. Выбрать инструменты для дистанционного обучения

Как устроены космические корабли? Опытные ракетостроители ответят приблизительно так: «У каждой ракеты разная конструкция. Все зависит от задачи». К примеру, в состав американского «Шаттла» входят стартовые ускорители, бак с топливом и орбитальный корабль. Этого достаточно, чтобы достичь низкой околоземной орбиты. Но до Марса не доберешься - потребуются другие комплектующие.

Арсенал eLearning тоже напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения компании используют один из трех видов инструментов или весь набор сразу:

  1. вебинары;
  2. система дистанционного обучения;
  3. редактор электронных курсов.

Давайте подробно разберем каждый из них.

Вебинары

Это очный семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из нескольких филиалов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе компании, в кафе или дома в удобном кресле и мягких тапочках.

Вебинар похож на беседу по Skype: можно говорить в микрофон, писать в чат, показывать рабочий стол на ПК или презентацию. Лекцию тут же можно записать на видео и отправить сотрудникам, чтобы позже освежили знания.

Вебинары в бизнесе обычно используют, когда хотят сократить расходы и количество очных тренингов. К примеру, в страховой компании «Сентрас Иншуранс» через вебинары регулярно тренируют руководителей отделов продаж и продавцов из 17 филиалов Казахстана. Для первой группы разработана программа по подбору и адаптации персонала, для второй - курс по техникам продаж. Компания сэкономила на проезде, номерах в гостиницах и командировочных расходах тренеров, которые раньше ездили по регионам. При этом качество обучения не пострадало.

Начальник отдела развития персонала АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс»

«Выбирая платформу для вебинара, выясните, насколько часто бывают технические сбои. Нет ничего хуже, чем связь, оборвавшаяся в ключевой момент лекции.

Желательно, чтобы платформа поддерживала тестирование, опросы и интерактив: возможность «поднять руку», смайлики для обозначения настроения и т.д. Все это хорошо вовлекает в обучение. У слушателей нет искушения переключить вкладку браузера и проверить соцсети.

Важный момент: перед арендой платформы убедитесь, что в филиалах хорошее интернет-соединение. Иначе вы зря потратите деньги - никто из сотрудников не сможет выйти с вами на связь».

Система дистанционного обучения (СДО)

СДО - это виртуальная школа, где можно учить персонал из любой точки мира: назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

В системе дистанционного обучения можно:

  1. Создать базу знаний. Хранить электронные курсы, тесты, видео и другой учебный контент в одном месте, а не на сотне компакт-дисков и флешек. В любое удобное время сотрудники могут зайти на портал и повторить пройденный материал.
  2. Прокачивать персонал на расстоянии. В несколько кликов назначить курс конкретному сотруднику, отделу компании или филиалу.
  3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно собрать детальную статистику. Вы всегда будете знать, как усвоен материал и пройдены тесты, и сможете оценить прогресс сотрудников.
  4. Держать связь с учениками. Внутренний чат или форум - место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким ещё темам пригодятся электронные курсы.

«При выборе системы дистанционного обучения определитесь с типом: СДО с установкой на сервер компании или облачное решение.

В первом случае вы фактически вслепую внедряете в сервер компании систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, обслуживать «стационарную» СДО сложно - нужна помощь ИТ-специалистов. Срок запуска: 3-4 месяца.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они не требуют установки на сервер, нужен лишь доступ в интернет. Начать обучение можно сразу после регистрации. При этом система зачастую не уступают по функционалу «стационарной» СДО, а управлять ей может один человек - HR-специалист или сотрудник отдела обучения. IT-навыки не обязательны. Срок запуска: 1-2 дня».
Протестировать демо-версию облачной СДО →

Редактор курсов

Кроме системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для создания электронных курсов, тестов и диалоговых тренажеров.
В редакторе можно создать слайды с текстом и графикой, добавить анимацию, дикторскую начитку, записать видео. В зависимости от инструмента, возможности могут быть самые разные.

Чтобы создать онлайн-курс, не обязательно быть программистом или дизайнером - достаточно знать PowerPoint. К примеру, вот этот курс сделан из простой презентации:

Курс создали в программе iSpring Suite. Как она работает: после того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка.

Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, аудио, видео, тесты - курс готов. Теперь его можно загрузить в СДО и назначить персоналу.

Сотрудники смогут изучить материал в любое время и с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.

Специалист по обучению Inventive Retail Group

«С iSpring наша компания выпускает по три курса в неделю для магазинов re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat, Rookie, UNOde50 и kid rocks.

Сверстать электронный тренинг в iSpring так же просто, как собрать презентацию. Большой плюс: библиотека контента. Не нужно составлять ТЗ для дизайнера или рыться в фотостоках. iSpring предлагает сотни готовых шаблонов, фонов, персонажей, картинок. Ты просто выбираешь из готовых материалов контент, дорабатываешь под задачи компании и верстаешь электронный тренинг.

Всего за полгода наша компания разработала более ста онлайн-курсов».

Итог шага 2: вы определили, какие инструменты eLearning больше подходят для компании, проанализировали рынок дистанционного обучения, выбрали подходящие предложения.

Шаг 3. Просчитать бюджет и составить план действий

Сколько стоит ракета? Чтобы корабль долетел до МКС, потребуется 2,589 миллиарда рублей, до Марса - 10 миллиардов долларов. Цена напрямую зависит от целей и ресурсов, которые вы используете.

Когда цель определена и выбраны инструменты, становится проще прикинуть чек - во сколько обойдется дистанционное обучение.

В бюджет следует заложить не только стоимость инструментов eLearning. Внесите в список зарплату для команды дистанционного обучения, деньги на разработку электронных курсов, покупку компьютеров для сотрудников - всего того, без чего eLearning не взлетит.

Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo

«Когда определена цель, выбраны инструменты и подсчитан бюджет, составьте рабочий план. В нем нужно подробно расписать всю последовательность действий. Прикиньте точные сроки по каждому пункту.

Пример: поставщик пообещал настроить СДО за 2 дня, 5 дней уйдет на разработку курса, 5 - на пилотный запуск и донастройку СДО. Всего проект потребует 12 дней.

Следующий шаг - презентовать план руководству. Информация должна быть краткой и аргументированной. Что нужно показать:

  • Цели проекта с точки зрения бизнеса. Пример: снизить долю очного обучения на 40%, повысить скорость адаптации нового сотрудника в компании (например, с 30 рабочих дней до 20) и так далее.
  • Выгода компании - сколько она сэкономит или заработает. Пример: компания «Сладкая жизнь» выводит на рынок новый батончик «Сластун». Рассказать об особенности продукта нужно 3 000 торговым представителям. На очное обучение понадобится 2 месяца и ххх рублей. На дистанционное - 5 дней и на ххх рублей меньше.
  • Какие ресурсы понадобятся: СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров, компьютеры для сотрудников в филиалах, разработчик электронных курсов.
  • Бюджет проекта: на проект понадобится N рублей.
  • Когда ожидать результат: проект будет запущен через ххх дней.

Также презентуйте проект топ-менеджерам и руководителям ключевых подразделений. Если они не в курсе, что такое eLearning, то могут мешать работе».

Итог шага 3: вы знаете ценник eLearning, руководство утвердило бюджет, готов план действий, известны сроки запуска проекта. Можно покупать инструменты для дистанционного обучения и начинать работу.

Шаг 4. Подготовить обучающий контент

СДО установлена. Теперь нужно наполнить ее контентом. Пустая система дистанционного обучения - как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо - на такой рано в космос.

Загрузите в СДО презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы - все, что нужно изучить сотрудникам.

В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития eLearning на год-два вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.

Если вы планируете разрабатывать курсы в компании регулярно, то понадобятся два специалиста:

  1. Методолог - собирает информацию, пишет сценарий к электронному курсу, придумывает практические задания, верстает черновой вариант курса. Часто в российских компаниях эту задачу выполняет специалист HR-отдела или бизнес-тренер, который раньше проводил очные занятия.
  2. Дизайнер - подбирает иллюстрации, персонажей, оформляет курс в корпоративном стиле.

Консультант по организации дистанционного обучения

«Если компании редко нужны новые курсы или вы не хотите держать в штате eLearning-специалистов, есть два варианта: купить готовые электронные курсы на рынке или заказать у опытных разработчиков.

Готовые курсы. Это шаблонные тренинги по общим темам: тайм-менеджмент, управление персоналом, работа с Outlook. Каждый выглядит, как простая PowerPoint-презентация: текст, картинка, видео. Такие курсы через интернет может скачать любая компания.

Преимущества:

  • Дешево. На рынке такие курсы стоят от 40 000 рублей и больше. Ценник зависит от тематики, сложности, интерактивности курса.
  • Бесплатный тест-драйв. Как правило, продавцы разрешают изучить курс перед покупкой.
  • Экономия времени. Не нужно самостоятельно разрабатывать контент. Оптимальное решение для быстрого старта eLearning.

Курсы на заказ. Опытные разработчики «затачивают» курс под вашу компанию, учитывая задачи и особенности бизнеса, корпоративный стиль и т.д. Такие курсы становятся визитной карточкой учебного портала, о них говорят, их рекомендуют, они охватывают большую целевую аудиторию учащихся. Стоимость: от 120 000 до 5 000 000 рублей. Срок разработки: от недели до двух месяцев.

Преимущества:

  • Командная работа. Курс верстает команда профессионалов: педагогические дизайнеры, художники-иллюстраторы, разработчики и тестировщики, эксперты и методисты.
  • Методология. Тренинг собирают по канонам педагогического дизайна, делая его максимально интересным и полезным для сотрудников.
  • Индивидуальный подход. Курс разрабатывают конкретно под вашу компанию, учитывая специфику работы и особенности бизнеса».

Итоги шага 4: вы загрузили в СДО один-два электронных курса для пилотного запуска.

Шаг 5. Провести пробный запуск дистанционного обучения

Прежде чем отправлять ракету к звездам, инженеры проводят «сухой старт» - пускают корабль по баллистической траектории, без вывода на орбиту. Это своего рода генеральный прогон, который помогает отработать ошибки перед настоящим полетом.

Для дистанционного обучения «сухой старт» тоже важен. Вместо того, чтобы сразу «ковать» профи по новым стандартам, сперва обкатайте eLearning на тестовой группе. Ее задача - выявить сложности в работе с СДО.

Сооснователь Corporate
e-Learning Club

«Для пилотного запуска стоит выбрать потенциально лояльных сотрудников. Людей в команду тестеров лучше всего отбирать вместе с руководителями подразделений, для которых готовится eLearning.

Фокус-группа не должна быть большой. Все зависит от размера компании. Если в ней работают 150 человек, то для пробного запуска хватит и 10.

Первый курс должен обязательно заканчиваться анкетированием: просто ли использовать СДО? быстро ли открылся курс? какие сложности возникли?

Вместо анкеты можно собрать опрос и поставить его в конце курса. Люди протестируют первый курс и напишут о своих впечатлениях, трудностях, о замеченных ошибках, расскажут, чему научились».

Собрав эту информацию, вы внесете нужные изменения в систему и сделаете ее «дружелюбнее» для сотрудников.

Итоги шага 5: провели пилотный запуск дистанционного обучения, получили список замечаний от фокус-группы, исправили ошибки. Можно запускать обучение.

Шаг 6. Провести внутренний PR дистанционного обучения

Как любому новому проекту, eLearning нужна рекламная поддержка. Если сотрудники заходят на учебный портал лишь по приказу свыше, значит, внедрение провалилось. Как повысить авторитет дистанционного обучения?

Александр Лопарь,
eLearning-эксперт

«Сперва подключите к дистанционному обучению руководство. Высшие эшелоны компании должны пройти пару курсов и твердо заявить: «eLearning - это круто!». Если идея электронного обучения приживется среди руководителей, то за ними автоматически последуют и члены команды. В конце концов именно руководитель стимулирует своих сотрудников учиться.

Чтобы проект приносил больше пользы, свяжите eLearning с критически важным для компании проектом: нужно в сжатый срок обучить торговых представителей из 10 филиалов новой линейке продуктов или за месяц «натаскать» менеджеров в работе с недавно установленной CRM.

Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.

Собирайте отзывы коллег о пройденных курсах, записывайте интервью - транслируйте, каких высот добились те, кто закончил обучение. Так вы подчеркнете преимущества нового формата обучения.

Отдельное внимание уделите мотивации «студентов». Вовлечь в обучение помогут:

  • Акцент на пользе. Объясните работникам, в чем польза курса именно для них. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальную выгоду от электронных курсов, а также использовать полученные знания в «бою».
  • Сертификаты. Выдавайте грамоты за пройденные курсы: «Жгун месяца - прошел все курсы в СДО», «Золотой мозг компании - набрал 100 баллов в тесте». Исследования показывают, что статус на работе столь же важен для сотрудников, как финансовое вознаграждение. Людям важно чувствовать, что руководство видит их достижения.
  • Виртуальная доска почета. Составьте рейтинг отличников. Благодаря общественному признанию и одобрению лидеры рейтинга стремятся держать планку, а остальные получают стимул учиться лучше.
  • Обратная связь. Реагируйте на замечания и пожелания сотрудников: вносите изменения в курсы, создавайте новый контент по заявкам, исправляйте ошибки в СДО».

Итоги шага 6: все в компании произносят «eLearning» с уважением, сотрудники активно используют СДО, внутренний чат разрывается от количества дополнительных заказов на контент.

Шаг 7. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, корабль под названием eLearning покинул атмосферу. Вы за штурвалом. Теперь главное - придерживаться курса.

Как понять, что вы «летите» в правильном направлении:

  • собирайте отзывы сотрудников;
  • сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
  • регулярно проводите срезы знаний;
  • отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы: количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.

eLearning достиг «орбиты», если решил реальные задачи бизнеса, помог сотрудникам быстрее получить новые навыки или сократил затраты на обучение.

Тогда можно выбрать другой маршрут и лететь к новым звездам.

Запомнить

  1. Перед тем, как запускать дистанционное обучение, определитесь с направлением: куда и зачем летите.
  2. СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров - комплектация eLearning-ракеты зависит от целей и задач звездной кампании.
  3. Подробный план действий поможет «продать» идею руководству и получить бюджет на полет.
  4. «Сухой старт» поможет найти ошибки и отладить eLearning-ракету.
  5. Чтобы космическая экспедиция принесла пользу, она должна решить реальную задачу бизнеса.
  6. Чаще сверяйтесь с курсом: собирайте отзывы сотрудников, проводите срезы знаний, сравнивайте результаты обучения с бизнес-показателями.