Особенности соседской общины. Эволюция восточнославянской общины

ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических (поэтических), так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям.

Именно по этой причине целесообразней записаться на к нашим специалистам. В нашем УЦ «Годограф» мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Также вы можете записаться на . Мы разработали стратегию подготовки, при которой ученики не забывают материал на самом ЕГЭ и не теряются при виде новой формулировки вопроса.

Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет собой ЕГЭ по литературе в 2018 году.

Структура ЕГЭ по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два блока заданий. Первый блок заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (1–7) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй блок заданий относится к анализу лирического произведения: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Ответ необходимо записывать без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе

Демонстрационный вариант позволяет ознакомиться со структурой экзамена и примерной формулировкой заданий. Помимо этого в демоверсии представлены критерии оценивания — без них трудно понять, как именно писать сочинения в обеих частях экзаменационной работы. Вы можете также посмотреть разные варианты в сборниках подготовки, различных пособиях, а также на сайтах ФИПИ, «Решу ЕГЭ».

Темы по литературе ЕГЭ 2018 года

Перечень тем по истории и теории литературы, а также список произведений, знание которых будет проверяться на экзамене, представлены в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2018, который опубликован на сайте ФИПИ. Туда включены основные произведения русской литературы из школьной программы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой второй половины XX века. Обращаем ваше внимание, что ЕГЭ по литературе включает в себя только РУССКУЮ литературу, а не зарубежную. И выполняя задания на сопоставление произведений, вам также необходимо брать примеры из РУССКОЙ литературы.

Очень многие задаются вопросом: можно ли заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе? К сожалению, нет, эта информация не разглашается, и темы сочинений учащиеся получают лишь в день сдачи экзамена. Остается лишь смотреть и решать типовые варианты и задания прошлых лет, чтобы составить представление о возможных темах.

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8

* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

* Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущ-ность их характеров?

* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

* Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9

* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

* В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

Темы ЕГЭ по литературе задание 15

* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватив-шие лирического героя?

* Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?

* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16

* В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотво-рениях русских поэтов встречаются те же особенности?

* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17

* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

* Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Тесты ЕГЭ по литературе

В типовых заданиях ЕГЭ по литературе, т.е. в заданиях с кратким ответом от учащегося может потребоваться следующее:

* указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм), или же его жанр (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма);

* продемонстрировать владение теоретико-литературными понятиями и терминами;

* проявить знание художественных средств и приёмов (риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, звукопись: аллитерация, ассонанс);

* применить знание системы силлабо-тонического стихосложения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

* продемонстрировать владение фактами из истории литературы;

* показать знание содержания произведения, его героев и их характеристик, основной сюжетной линии, а также других произведений литературы в рамках данного творческого метода.

Это не исчерпывающий список примерных заданий, однако ориентироваться на него можно и нужно.

Итак, ознакомившись со структурой экзамена по литературе, можете смело решать – сдавать или не сдавать ЕГЭ по литературе в 2018 году. Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда!


Как известно, наши предки - восточные славяне - долгое время сохраняли у себя патриархальный племенной быт. Они делились на племена. Племя же состояло из родов. Под родом подразумевалась совокупность родственных друг другу семей, живущих вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своём роде, а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за всё своё племя.

Родовые общины вели своё происхождение от общего, чаще всего мифического предка. Всё добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Это первобытное понимание равенства как всеобщей «уравниловки» сохранилось у восточных славян на долгие века. Удачливый охотник пользовался всеобщим уважением не потому, что он много имел, а поскольку щедро делился добычей со своими родственниками. Наибольшим авторитетом пользовались более опытные, пожилые люди, носители опыта и знаний предшествующих поколений. Поэтому в славянских языках однокоренные слова "старший", "старый", "старец", "старшина" означали одновременно и старшего по возрасту, и занимающего более высокое общественное положение.

С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, связь между ними ослабевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою особую пашню, имела свои покосы, обособленно охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась семейной. Точно так же переставала действовать и власть старшего рода («родовладыки»): он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Его власть переходила к отцу каждой отдельной семьи, к «домовладыке». С распадом родовых связей, родичи переставали чувствовать свою общность и в случае нужды объединялись для общих дел уже только по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.

Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Соседская община - это, как правило, село в 10-15 дворов, где жили большие семьи из 2-3 поколений, включая взрослых женатых сыновей. По мере их роста на расстоянии в 7-8 км "в деревах" (лесу) основывались деревни в 1-2 двора, сохранявшие связь с селом. Расчистка леса под пашню требовала усилий всей общины, отсюда её крепость у восточных славян. Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались старцы.

Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние - в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укреплённые «грады», которые со временем превратились в полноценные города. Например, Киев - у полян, Искоростень - у древлян, Новгород - у славян и.т.д. В Древней Руси уже в IX-X вв. было около 25 больших городов. В XI веке к ним прибавилось ещё свыше 60-ти, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было уже около 300 городов. Города были центрами культуры. Если древнерусская деревня долгое время была неграмотной, то в городах грамотность была распространена широко, причём не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты и надписи на бытовых предметах. В городах происходили собрания свободных мужчин-общинников союза (веча), на которых решались важнейшие вопросы.

Усложнение общественной жизни в рамках союзов восточно-славянских племенпривело к выделению особого социального слоя - старейшин, и образованию органов управления - советов старейшин. Община существовала и в городах. Свободные городские жители, купцы и ремесленники, входили в сотни - объединения по профессиям. Их привилегией было владение оружием. Поскольку сотен в городе насчитывалось всего 10, то глава городского ополчения, он же - судья по гражданским делам, назывался «тысяцким». Эта очень влиятельная должность сохранялась до 1335 года, когда последний тысяцкий в Москве был казнён великим князем Дмитрием Донским.

Типичной для средневековья была принадлежность человека к какой-либо корпорации, которая его защищала. Выпавший из своей группы, оказывался выброшенным из общества, изгоем. Известны три случая превращения в бесправного изгоя: разорившийся купец, "попов сын грамоте не учён", выкупившийся на волю холоп. Они поступали под покровительство церкви, за что на неё работали. В VI-IX в.в., в эпоху массовых миграций и яростных столкновений между племенами, появился слой профессиональных воинов-дружинников во главе с военным руководителем - князем, в руках которого сконцентрировалась реальная власть. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведённой ими продукции. Таким образом, к середине IX в. появились предпосылки для формирования государственности. Отдельные городские племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одной государственной властью. Таким образом образовалось Русское государство - Киевская Русь.

Киевская Русь была раннефеодальным государством. В Х-ХП вв. на Руси складывается крупная феодальная собственность на землю в виде княжеских, боярских и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение) - отчуждаемая (с правом купли-продажи) и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землёй натуральную ренту, или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства (великого князя). Свободное сельское население - смерды - владело землёй на общинном праве: собственником земли считалась вся община, распоряжался ею сельский сход, отдельные семьи лишь пользовались ею. Община защищала смердов, помогала им в трудных случаях, несла коллективную ответственность за убийство, совершённое на её земле. Смерды пользовались защитой закона, но за убийство смерда платили в несколько раз меньшую виру, чем за людей князей и бояр. (ст.62,65,91 и др. «Русской правды»). Пренебрежительное отношение к смердам выразилось в появлении глагола «смердеть» - «пахнуть мужиком».

Ещё хуже было положение зависимых людей. Закуп получал от землевладельца «купу» - ссуду, орудия труда и «отарицу» - участок пашни, и не мог уйти, не вернув их. В случае бегства он превращался в холопа. Рядович поступал на службу по договору (ряду), отсутствие договора так же превращало его в холопа. Источниками рабства служили также покупка, самопродажа, неоплатный долг, тяжкое преступление, женитьба свободного на рабыне без договора с её хозяином, рождение от холопа или рабыни. Холоп вообще не имел никаких прав, даже дети его считались собственностью его хозяина. Вотчины, становясь наследственной собственностью, безусловно, были одной из основных причин феодальной раздробленности Руси, начавшейся в середине Х1-начале XII вв.

Во второй половине XIII века начинается процесс образования централизованного русского государства. Главная экономическая причина его образования - это развитие феодальных отношений "внутрь" и "вглубь" - на всю территорию северо-восточной Руси, и появление, наряду с вотчинами, условного феодального землевладения. Это сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране между крестьянами и феодалами.

Однако, даже во второй половине XV века в северо-восточной Руси преобладали так называемые «чёрные земли», для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землёй, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Существовали две категории крестьян: чёрные крестьяне, живущие общинами в сёлах, не принадлежавших отдельным феодалам, и владельческие крестьяне, жившие на отдельных землях в системе феодальной вотчины. Владельческие крестьяне были лично зависимы от феодалов. За этими крестьянами ещё сохранилось право свободного перехода от одного феодала к другому, но на практике оно всё чаще оказывалось формальным. Вовлечение в систему феодальных отношений всего сельского населения привело к исчезновению многих терминов, обозначавших в прошлом разные категории сельского населения ("люди", "смерды", "закупы", "изгои" и т.д.) и появлению к концу XIV века нового термина "крестьяне". Это название сохранилось и до наших дней.

Форму общественных отношений, существовавших у восточных славян в древние времена, можно определить как "военную демократию". Её признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение народа (народное ополчение); равенство всех членов общества. Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства до определённой поры тормозило процесс социальной дифференциации. Высшим органом управления и власти в древней Руси был княжеский совет. Он состоял из бояр и "княжих мужей". Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная (численная) система управления сменяется дворцово-вотчиной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (князю-землевладельцу или боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для своего существования и деятельности местные органы управления получают через систему кормлений (сборов с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную функцию выполняло народное собрание - вече. В его компетенцию первоначально входили все вопросы государственного правления, законодательство, суд и т.п. Постепенно этот круг дел сужается, и у веча остаются только функции высшего управления: призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, вопросы "войны и мира" и т.п. Текущее управление стали осуществлять городовые и сельские общины (сотни и верви), а также княжеская администрация. При этом вече опиралось на поддержку общин (сельских и городских), княжеская власть - на поддержку дружины, феодальной аристократии и солдат.

Таким образом, Киевская Русь была типичным раннефеодальным государством с достаточно развитой экономикой, социальным неравенством и со сложным переплетением ветвей власти. Также характерным было преобладание военной силы, неразделённость административной, законодательной и судебной власти и первый написанный закон (Русской Правдой), напоминающий "варварские правды" Западной Европы. А община при этом являлась зародышем местного управления.

Достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам - старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина - мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

Появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

Владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства - соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

В родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

Соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;

В родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома - домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы - выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины - задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее - и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать - чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины - представляли собой административную власть;

Вожди (князья) - осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы - духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады - хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра - Новгород и Киев.