Отрывок из телеграммы военачальника. Зимние заметки о летних впечатлениях

США, которые имеют огромный воздушный и морской флот, ничего не стоит организовать высадку десанта в любой точке и таким образом заставить рассредоточить оборонительные силы Кубы, сделав их фактически неэффективными. И вообще для армии США разбить армию Кубы больших трудностей не составит. Товарищи меня слушали. А я сразу же, как закончил изложение своей точки зрения, сказал: "Давайте сейчас этого не решать. Я только высказал вам свои соображения. Вы не подготовлены к решению такого вопроса, должны все обдумать. И я тоже еще подумаю с тем, чтобы через неделю нам снова собраться и еще раз все обсудить. Мы должны очень хорошо все взвесить. Я считаю своим долгом предупредить, что эта акция повлечет за собой много неизвестного и непредвиденного. Мы, конечно, хотим сделать все, чтобы обезопасить Кубу и чтобы Кубу не раздавили. Но мы можем втянуться в войну. Это тоже надо иметь в виду. Если, к примеру. Куба будет ликвидирована как социалистическая страна, а Советский Союз останется, то народ Кубы через какое-то время опять нарастит свои силы и она вновь будет свободной, станет социалистической. Конечно, если Куба будет сейчас разбита, то такая историческая возможность отодвинется надолго не только для Кубы, но и для других латиноамериканских стран. Но еще хуже, если Советский Союз потерпит поражение, будет разрушен, опять должен будет восстанавливаться. Это нанесет куда больший ущерб международному коммунистическому движению, чем потеря одной Кубы.

Нам надо так сделать, чтобы сохранить свою страну, не допустить войны, но и не допустить, чтобы Куба была разгромлена войсками США. Нужно добиться, чтобы сохранилось то положение, которое существует сейчас, и способствовать дальнейшему его развитию в сторону укрепления и развития социалистического строительства на Кубе. Нужно сделать Кубу факелом, притягательным магнитом для всех обездоленных народов латиноамериканских стран, которые ведут борьбу против эксплуатации их американскими монополиями. Подогревающий огонь социализма со стороны Кубы будет ускорять процесс борьбы этих стран за независимость". Прошла неделя. И я опять поставил этот вопрос. Спрашиваю: "Ну, как, товарищи, подумали?" - "Да, подумали". "Ну, и как?" Первым слово взял товарищ Куусинен . Он сказал: "Товарищ Хрущев, я думаю так. Если вы вносите теперь такое предложение и считаете, что нужно принять такое решение, то я вам верю и я голосую вместе с вами. Давайте делать дело". Мне, с одной стороны было лестно слышать это, а с другой - и слишком тяжело. Его ответ возлагал всю ответственность на меня, но я очень уважал Куусинена, знал его честность и искренность и поэтому по-хорошему воспринял его слова. Товарищ Микоян выступил с оговорками. В таких вопросах без оговорок, конечно, нельзя. Но его оговорки заключались в том, что мы решаемся на опасный шаг. Однако это я и сам сразу высказал. Я даже так заявил, что этот шаг, если грубо сформулировать, стоит на грани авантюры.

Авантюризм заключается в том, что мы, желая спасти Кубу, сами можем ввязаться в тяжелейшую, невиданнейшую ракетно-ядерную войну. Этого надо всеми силами избежать, а сознательный вызов такой войны есть действительно авантюризм. Я-то был против войны. Но если жить только под давлением боязни и в том смысле, что всякая наша акция в защиту себя или в защиту наших друзей вызовет ракетно-ядерную войну, - это, следовательно, означает парализовать себя страхом. В таком случае война возникнет наверняка. Враг сразу почувствует, что ты боишься, если он придет с войной. Или же ты без войны станешь уступать постепенно свои позиции и дашь возможность врагу достичь его целей. Или же ты своей боязнью и уступчивостью так разохотишь врага, что он потеряет всякую осторожность и уже не будет чувствовать той грани, за которой война станет неизбежной. Такая проблема стояла раньше и стоит сейчас. Надо не желать войны и делать все, чтобы не допустить войны, - но не бояться войны. Если создается невыгодная ситуация, то ты должен отступить. Однако если отступление есть начало конца твоего сопротивления, так лучше уж рискнуть. На миру и смерть красна! Попытаться сокрушить своего врага, а если война будет навязана им, сделать все, чтобы выжить в такой войне и добиться победы. Вот, собственно, как мы все понимали сложившуюся ситуацию.

Я и сейчас много об этом думал. Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трехкратного обсуждения моего предложения.

Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в сознании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Малиновскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Подсчитали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты с миллионным по мощности зарядом каждая. Дальность полета этих ракет была, по-моему, у большинства из них две тысячи километров, а 4 или 5 ракет могли лететь и четыре тысячи километров. Были выбраны точки размещения стартовых позиций; примерились, с какой точки могут быть поражены какие объекты. То есть была проведена проработка использования ракет в целях нанесения максимального урона противнику. Получалось грозное оружие, очень грозное! Но этого было мало. Мы считали, что если уж ракеты ставить, то их следует охранять, защищать. Для этого нужна пехота. Поэтому решили послать туда также пехоту, что-то около нескольких тысяч человек. Кроме того, были необходимы зенитные средства. Потом решили, что нужны еще и танки, и артиллерия для защиты ракет в случае высадки врагом десанта.

Мы решили направить туда зенитные ракеты класса "земля - воздух", хорошие ракеты по тому времени. У нас имелись зенитные ракеты разных калибров и образцов. Первые из них уже устарели, и мы решили послать самые последние модели, которые были запущены в производство и поступали на вооружение Советской Армии. Естественно, с этим оружием мы посылали туда и свой командный состав, и обслугу. Мы не могли привлекать кубинцев к этому делу потому, что они еще не были подготовлены к эксплуатации ракет. Потребовалось бы большое время, пока они подготовятся. Кроме того, на первых порах мы хотели сохранить абсолютную секретность и считали, что чем больше людей привлекается, тем больше возможность утечки информации. В результате набиралось несколько десятков тысяч человек наших войск. Для управления ими надо было создать штаб. Малиновский как министр обороны предложил утвердить руководителем генерала армии Плиева , осетина по национальности. Вызвали генерала Плиева, и я с ним побеседовал. Он был человек уже в летах, больной, но знающий свое дело. Прошел Отечественную войну, да, по-моему, и в гражданской войне поучаствовал. Я его более или менее знал по второй мировой войне в качестве командира кавалерийского корпуса. Умный человек.

Плиев сказал, что если будет утвержден, то посчитает для себя за честь поехать на Кубу и выполнить задание, которое на него возлагается. Когда точно подсчитали, что необходимо перебросить на Кубу, было дано задание подумать, какое количество кораблей понадобится, чтобы в максимально короткое время перевезти всю эту технику. Это было поручено работникам армейского и флотского тыла в Министерстве обороны и Министерстве морского флота. Они должны были обеспечить выполнение операции. Затем мы решили направить на Кубу нашу военную делегацию. Основная ее задача - проинформировать Фиделя о наших предложениях и заручиться его согласием. При наличии его согласия наши люди должны были осмотреть местность, выбрать точки для расположения ракет и изучить места расположения остальных войск. Одним словом, машина завертелась. Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха. Американцы непрерывно летали над Кубой. А Кубу можно разведывать не только прямыми полетами, но и летать параллельно берегу над нейтральными водами, делая снимки почти всей территории острова. Куба ведь длинная и узкая, поэтому можно так летать и фотографировать ее.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»


2) С какой целью генерал Корнилов инициировал события, причину которых объясняет автор документа?

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».



Вопросы и задания к документу:

1) Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления

2) Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Из Программы КПСС

«При коммунизме не будет классов, исчезнут социальноэкономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней; по уровню развития производительных сил и характеру труда, формам производственных отношений, бытовым условиям, степени благосостояния населения деревня поднимется до уровня города. С победой коммунизма произойдёт органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, работники физического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людей умственного труда. Таким образом, коммунизм покончит с делением общества на классы и социальные слои, в то время как вся история человечества, за исключением первобытных времён, была историей классового общества. Деление на противоположные классы вело к эксплуатации человека человеком, классовой борьбе и антагонизму между нациями и государствами. При коммунизме будет происходить все большее всестороннее сближение наций на основе полной общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества. Коммунизм - это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека. Семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчётов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы. КПСС, как партия научного коммунизма, выдвигает и решает задачи коммунистического строительства в меру подготовки и созревания материальных и духовных предпосылок, руководствуясь тем, что нельзя


перепрыгивать через необходимые ступени развития, равно как и задерживаться на достигнутом, сдерживать движение вперёд. Решение задач строительства коммунизма осуществляется последовательными этапами. В ближайшее десятилетие (1961-1970 годы) Советский Союз, создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдёт по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма - США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся, всем будет обеспечен материальный достаток; все колхозы и совхозы превратятся в высокопроизводительные и высокодоходные хозяйства; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня. В итоге второго десятилетия (1971-1980 годы) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдёт к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдёт постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено__коммунистическое общество. Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период. Величественное здание коммунизма воздвигается упорным трудом советского народа - рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Чем успешнее их труд, тем ближе осуществление великой цели – построение коммунистического общества».

Вопросы и задания к документу:

1) Какие характерные черты будущего коммунистического общества отмечены в данном документе? Укажите любые три характерные черты.

2) Привлекая исторические знания, укажите, какими обстоятельствами руководствовались члены Президиума ЦК КПСС, когда принимали решение о публичном осуждении культа личности и его последствий на ХХ и ХХП съездах партии.

Из Программы КПСС

«При коммунизме не будет классов, исчезнут социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней; по уровню развития производительных сил и характеру труда, формам производственных отношений, бытовым условиям, степени благосостояния населения деревня поднимется до уровня города. С победой коммунизма произойдёт органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, работники физического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людей умственного труда. Таким образом, коммунизм покончит с делением общества на классы и социальные слои, в то время как вся история человечества, за исключением первобытных времён, была историей классового общества.

Деление на противоположные классы вело к эксплуатации человека человеком, классовой борьбе и антагонизму между нациями и государствами. При коммунизме будет происходить все большее всестороннее сближение наций на основе полной общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества. Коммунизм - это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека. Семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчётов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы. КПСС, как партия научного коммунизма, выдвигает и решает задачи коммунистического строительства в меру подготовки и созревания материальных и духовных предпосылок, руководствуясь тем, что нельзя перепрыгивать через необходимые ступени развития, равно как и задерживаться на достигнутом, сдерживать движение вперёд.

Решение задач строительства коммунизма осуществляется последовательными этапами. В ближайшее десятилетие (1961-1970 годы) Советский Союз, создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдёт по производству продукции на


душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма - США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся, всем будет обеспечен материальный достаток; все колхозы и совхозы превратятся в высокопроизводительные и высокодоходные хозяйства; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня. В итоге второго десятилетия (1971-1980 годы) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдёт к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдёт постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество.

Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период. Величественное здание коммунизма воздвигается упорным трудом советского народа - рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Чем успешнее их труд, тем ближе осуществление великой цели – построение коммунистического общества».

Вопросы и задания к документу:

1) Укажите, какие характерные черты будущего коммунистического общества отмечены в данном документе?

2) Укажите, какими обстоятельствами руководствовались члены Президиума ЦК КПСС, когда принимали решение о публичном осуждении культа личности и его последствий на ХХ и ХХП съездах партии.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена такого коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Вопросы и задания к документу:

1) Назовите известные вам события мировой истории, которые произошли в тот же период, что и описанное в мемуарах событие?

«24 октября было уже совершенно очевидно, что восстание неизбежно, что оно уже началось. Около 11 часов утра я явился в заседание Совета Республики и попросил Н.Д. Авксентьева, председателя Совета, предоставить мне как председателю Временного правительства немедленно слово для срочного сообщения, которое я должен сделать Совету Республики. Получив слово, я заявил, что в моем распоряжении находятся бесспорные доказательства организации Лениным и его сотрудниками восстания против Революционного правительства. Я заявил, что все возможные меры для подавления восстания приняты и принимаются Временным правительством, что оно будет до конца


бороться с изменниками Родины и революции, что оно прибегнет без всяких колебаний к военной силе, но что для успешности борьбы правительству необходимо немедленное содействие всех партий и групп, представленных в Совете Республики, нужна помощь всего народа. Я потребовал от Совета Республики всей меры доверия и содействия. Для того чтобы восстановить себе атмосферу того времени, представить себе настроение собравшихся, достаточно вспомнить, что во время моей речи члены Совета Республики не раз стоя, с особым подъемом, свидетельствовали о своей полной солидарности с Временным правительством в его борьбе с врагами народа. В минуту этого всеобщего национального взрыва только некоторые вожди партий и группировок, тесно связанных с двумя крайними флангами русской общественности, не могли преодолеть в себе жгучей ненависти к правительству Мартовской революции: они продолжали сидеть, когда все собрание поднималось как один человек. Эти непримиримые были с-д интернационалист Мартов, к-д Милюков и два-три корниловских казака. Уверенный в том, что представители нации до конца осознали всю исключительную тяжесть и ответственность положения, я, не ожидая голосования Совета, вернулся в штаб к прерванной срочной работе, уверенный, что не пройдет 1,5 часов как я получу сообщение о всех решениях и деловых начинаниях Совета Республики и помощь правительству. Ничего подобного не случилось».

Вопросы и задания к документу:

1) Какие события мировой истории произошли в тот же период, что и описанное в мемуарах событие?

2) Укажите, какие яркие события в жизни в СССР произошли в обозначенный в документе период?

Ответами к заданиям 1–19 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. начало деятельности Верховной распорядительной комиссии

2. начало реформ патриарха Никона

3. введение «пожилого» как пошлины для крестьян, пользующихся «правом выхода»

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям и явлениям истории России 1917-1945 гг.

1) план автономизации; 2) режим личной власти; 3) золотой червонец; 4) рабочий контроль; 5) Хельсинкский процесс; 6) сепаратный мир.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Г.В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу « ________ » главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «...Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничижать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут».

Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».

1. В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.

3. Данный документ был подписан Екатериной II.

4. Данный документ относится к царствованию Петра III.

5. После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.

6. Данный документ - отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

7

Какие три из перечисленных положений были характерны для народного движения под предводительством Емельяна Пугачёва? Запишите цифры, под которым они указаны.

1. провозглашение руководителем движения освобождения крестьян от крепостной зависимости

2. исключительно крестьянский состав восставших

3. самозванчество

4. участие иностранных сил в поддержке восстания

5. участие в движении горнозаводских рабочих

6. отсутствие поддержки движения со стороны инородцев

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Руководителем Русской освободительной армии стал ______ .

Б) Партизанским движением во время Великой Отечественной войны руководил ______ .

В) Во время битвы за Манчжурию 1945 г. одним из командующих советскими войсками был ______.

1. Р.Я. Малиновский

2. А.А. Власов

3. И.Х. Баграмян

4. П.К. Пономаренко

5. К.К. Рокоссовский

6. И.Д. Черняховский

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10

Прочтите отрывок из документа и назовите его автора.

«Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

2. Карибский кризис

4. Ялтинская конференция

5. Юрий Гагарин

6. высадка космонавтов на Луну

7. Альберт Эйнштейн

12

Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена такого коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

2. Кризис, о котором идёт речь в мемуарах, относится ко второй половине 1950-х гг.

3. Упоминаемый в тексте кризис был разрешён мирными политическими средствами на основе взаимных уступок СССР и США

6. Руководителем кубинского государства в описываемый в тексте период был Фидель Кастро.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

14

Напишите (одним словом) название сражения, район которого показан на схеме цифрой «3».

15

Назовите имя российского императора, в период правления которого произошли события, отражённые на схеме.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Участниками боевых действий, обозначенных на схеме, были генералы А.Н. Куропаткин, Р.И. Кондратенко, П.К. Ранненкампф.

2. Место гибели адмирала С.О. Макарова на схеме обозначено цифрой «1».

3. По итогам войны Россия приобрела Южный Сахалин и Курильские острова.

4. В сражении, показанном на схеме цифрой «3», приняли участие корабли Балтийского флота.

5. В этой войне Россия имела союзников в лице Франции и Великобритании.

6. Мирный договор по итогам войны, события которой изображены на схеме, был подписан в г. Портсмут.

17

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19


18

Какие суждения о монете, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Монета была выпущена после революции 1917 г.

2. Один из людей, изображённых на монете, убит в Екатеринбурге в 1918 г.

3. Монета выпущена в память о Куликовской битве.

4. Один из людей, изображённых на монете, является сыном патриарха Филарета.

5. Номинал монеты - десять рублей.

19

Укажите портреты, изображающие правителей, не принадлежащих к династии, в честь которой выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти фотографии.

1.

2.

3.

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

«После окончания Отечественной войны советский народ с гордостью отмечал славные победы, достигнутые ценой больших жертв и неимоверных усилий. Страна переживала политический подъём. Партия вышла из войны ещё более сплочённой, в огне войны закалились кадры партии. В этих условиях ни у кого даже мысль не могла возникнуть о возможности какого-либо заговора в партии. И вот в этот период вдруг возникает так называемое «ленинградское дело». Как теперь уже доказано, это дело было сфальсифицировано. Невинно погибли тт. Вознесенский, Кузнецов, Родионов, Попков и другие. Как же случилось, что эти люди были объявлены врагами народа и уничтожены? Факты показывают, что и «ленинградское дело» - это результат произвола, который допускал Сталин по отношению к кадрам партии. Если бы в Центральном Комитете партии, в Политбюро ЦК существовала нормальная обстановка, при которой подобные вопросы обсуждались бы, как это положено в партии, и взвешивались бы все факты, то этого дела не возникло бы, как не возникли бы и другие подобные дела. Надо сказать, что в послевоенный период положение ещё больше усложнилось. Сталин стал более капризным, раздражительным, грубым, особенно развилась его подозрительность. До невероятных размеров увеличилась мания преследования. Многие работники становились в его глазах врагами. После войны Сталин ещё больше отгородился от коллектива, действовал исключительно единолично, не считаясь ни с кем и ни с чем. Центральный Комитет партии проверил так называемое «ленинградское дело», невинно пострадавшие люди теперь реабилитированы, восстановлена честь славной Ленинградской партийной организации. Возникает вопрос: почему же мы теперь смогли разобраться в этом деле, а не сделали этого раньше, при жизни Сталина, чтобы не допустить гибели невинных людей? Потому, что Сталин сам давал направление «ленинградскому делу» и большинство членов Политбюро того периода не знало всех обстоятельств дела и, конечно, не могло вмешаться. Как только Сталин получил от Берия и Абакумова некоторые материалы, он, не разобравшись по существу в этих фальшивках, дал указание расследовать «дело» Вознесенского и Кузнецова. И этим уже была предрешена их судьба».

Укажите общепринятое название документа, из которого приведён отрывок. С точностью до десятилетия укажите время, когда было сделано выступление, отрывок из которого приведён. Кто занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС в данное время? Укажите фамилию.

Особенности :

Необходимость политического лавирования между боярско-аристократическими группировками, дворянами и стрельцами;

Значительная роль фаворита В.В. Голицына в управлении государством и определении внутренней и внешней политики;

Усиление репрессий против старообрядцев и иных форм инакомыслия.

Могут быть приведены другие объяснения

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Вассальная зависимость Руси от Орды представляла собой военно-политический союз, весьма выгодный для русских земель».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы :

в подтверждение , например:

Признавая власть Орды, русские князья обретали в лице хана могущественного покровителя, который активно поддерживал и возвышал верных ему правителей-вассалов;

Власть Орды ограничивала междоусобную борьбу русских князей;

В условиях угрозы русским землям со стороны католической Европы союз Руси с Ордой являлся одним из существенных факторов, сдерживавших натиск западного рыцарства на Русь;

в опровержение , например:

Орда взимала с русских княжеств огромную дань, что ослабляло хозяйственное развитие Руси и неоднократно приводило к вооружённому противодействию Орде в русских землях;

Влияние Орды, прямо сказавшееся на усилении княжеской власти на местах, сыграло роковую роль в судьбе русских вечевых традиций;

Политика ордынских ханов не содействовала объединению русских земель, заметно задержав этот процесс.

Могут быть приведены другие аргументы

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1. 980-1015 гг.;

2. 1632-1634 гг.;

3. 1894-1917 гг.

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята.

    Я вот уже сколько раз замечал - стоит только человеку публично, в тех же соц-сетях озвучить - какого человека он для отношений ищет, как на него обрушивается какой то невероятный вал негатива, обесценивания и вообще - агрессии.

    За то, что человек взял на себя смелость... (Взял. На себя. Смелость!! - а ведь многие "ищущие отношений" - даже этого не готовы сделать...) - сформулировать и озвучить то, что ему важно в избраннике/избраннице?

    За то, что понял - ДЛЯ ЧЕГО ему отношения нужны?

    Заявить "ищу жену/мужа" (не "секс на один раз", ни "лёгких и романтических отношений", ни чего либо другого) - как по мне, так весьма ответственный шаг, требующий как минимум внутренней решимости и готовности к этому!

    Откуда столько едкого сарказма и агрессии??

    Или любое заявление о подобном - сталкивает большинство читающих со своей неспособностью это сделать (по типу, и я хотел бы - но не могу, куча стыда и внутренних запретов мешает?)

    И поэтому - лучше злиться и обесценивать - чем испытывать стыд и фрустрацию?

    Или все же это банальный комплекс несоответствия и неполноценности?

    Если, например, я прочел в запросе девушки: "Ищу мужчину (такого то и такого то", с з пл от 500 т р" - не примеряю ли я это на себя?

    И если нет у меня такой зарплаты - возникает ощущение несоответствия. "Я - хуже других..."

    И рождается злость.

    "Ах ты с%ка меркантильная, да как же ты можешь?!? Такое то требовать??"

    Или если женщина читает в запросе мужчины: ищу симпатичную, до 25 лет, без детей...

    -"Ах ты гад, да как же ты можешь то... А как же я?? Ну ладно, пусть я симпатичная, но не всем же "до 25 быть"?? А детей я куда дену??"

    Я думаю, что злости и негативных чувства - рождается тем больше, чем больше ВНУТРИ есть неприятия себя.Своей ситуации, своего положения.

    Несогласия - с тем, кто ты есть.

    И желания - быть кем то другим.

    Тогда любая ситуация выбора - даже кого то и где то там, не имеющая непосредстаенно к тебе никакого отношения - поднимает эту боль.

    "Я не доволен (не довольна собой).И своей жизнью.И я живу -совершенно не так, как хотелось бы.И являюсь не тем, кем хочу быть".

    А это страшно.Понимать - что ты живёшь, "по минимуму", не используя свои возможности, и свой потенциал.Не в мире с собой -а в состоянии постоянного внутреннего раздрая и ощущения "несоответствия".

    Несоответствия - в первую очередь своим же собственным представлениям о себе...

    И эта боль и злость - может стать тем самым топливом, готовностью и решимостью - что бы изменить что то в своей Жизни, в самом себе.

    Что бы изменить это "несоответствие".

    Если для мужчины - ну может начать зарабатывать больше. Или ощутить. собственную ценность и значимость - вне зависимости от своей профессии и дохода.

    А для женщины? - да наверное тоже.Например - понять и ощутить - что она хороша и достойна любви - такой какая она есть.Без этой постоянной борьбы за "моложе", "стройнее", "упругее".

    И что она уже не девочка, которой важно заслужить расположение мамы - своей "хорошестью", "нужностью"... И своё право быть в отношениях, в контакте - только будучи удобной и "оправдывая требования". Той же "мамы"...

    А может- так и остаться ядовитыми и злобными комментариями в интернете...