Почему люди должны следовать за вами? Роб Гоффи, Гарет Джонс.

Книга не сплошная теория - в ней очень много внимания уделяется практическим вопросам. Книга суммирует опыт успешных менеджеров, содержит основные принципы и правила, которые они использовали, чтобы стать истинными лидерами. Лидерами, за которыми следуют.

Роб Гоффи — Об авторе

Роб Гоффи - профессор организационного поведения London Business School. Признанный международный авторитет в сфере организационных преобразований. Автор десяти книг и более полусотни статей в академических и управленческих изданиях. Регулярно пишет для газет и журналов, выступает в деловых теле- и радиопередачах. Консультирует крупные компании по вопросам организационных изменений, корпоративной культуры, корпоративного управления и управленческого развития.

Почему люди должны следовать за вами — Саммари книги

Быть собой

1. Ситуативность.

Прежде всего, лидерство ситуативно. То, что требуется от лидера, всегда зависит от обстоятельств. Банально, но верно.История знает множество лидеров, нашедших свое время и место, качества которых теряли свою привлекательность, когда ситуация изменялась. Уинстон Черчилль был вдохновляющим лидером военного времени, но для восстановления послевоенной Британии его бульдожий стиль не годился. Как мы увидим, умение наблюдать и понимать происходящее, то, что мы называем умением чувствовать ситуацию, имеет
первостепенное значение для лидерства. Это требует сочетания сенсорных и когнитивных способностей. Эффективные лидеры улавливают важные ситуационные сигналы. Они умеют настроиться на организационную волну и понять то, что скрыто от глаз.

2. Неиерархичность.

Устойчивое заблуждение, будто люди, занимающие высшие руководящие посты, являются лидерами, вероятно, больше всего мешало нам понять сущность лидерства. Хоть мы и признаем связь между иерархией и лидерством (и то и другое бывает сопряжено с властью), но считаем ее условной. Обретая титул начальника отдела или вице-президента, человек получает определенные полномочия, но не обязательно становится лидером. Высокое место в иерархии не является ни необходимым, ни достаточным условием для
проявления лидерства.

3. Реляционность.

Наконец, лидерство проявляется в отношениях. Проще говоря, не бывает лидера без последователей. Лидерство - это отношения, в формировании которых активно участвуют обе стороны. Лидерство - это всегда социальный конструкт, который все время воссоздается в отношениях между лидерами и теми, кого они берутся вести за собой. Эффективный лидер - это не просто сплав нужных черт. Он активно вовлечен в сложную серию взаимоотношений, требующих выращивания и ухода. Как все социальные творения, эта сеть отношений хрупка и нуждается в постоянном воспроизводстве. Подтверждение этому получаешь всякий раз, когда беседуешь с успешным СЕО, спортивным тренером, лидером команды. Любой из них скажет, что большая часть лидерских усилий направлена на поддержание определенного рода отношений с последователями.

Знать себя, показывать себя

Лидеры приучают себя тонко чувствовать, в чем разница между ними и остальными. В частности, они имеют представление о том, какие именно черты делают их привлекательными для окружающих. Они как лидеры учатся извлекать пользу из своей индивидуальности.

Лидерство начинается с самого человека. Вы никого не сможете повести за собой, не поняв того, кем являетесь. У ваших коллег - точнее, ваших потенциальных последователей! - есть простая, но важная потребность: они хотят быть ведомыми личностью, а не бюрократом. Быть лидером - значит быть собой. Люди хотят идти за личностью, а не за исполнителем роли, должностным лицом, бюрократом.

Истинный лидер чувствует, что именно работает на него при общении с окружающими, и не обязательно глубоко вникает в то, как и почему. Главное - он хорошо осведомлен о самом себе. Взаимодействуя с другими, лидер учится лучше понимать, как он выглядит со стороны и как может изменить свой образ в глазах окружающих, становясь по настоящему самобытным.

1. Ищите новый опыт и новые ситуации. Это могут быть скромные начинания, немного выходящие за рамки вашей функции, или масштабные попытки проявить лидерские качества в непривычной ситуации.

2. Получайте откровенные отзывы. Успешные лидеры стремятся узнавать правду о себе. Прекрасные результаты дает аккуратный сбор отзывов на рабочем месте, в том числе методом «360 градусов».

3. Покопайтесь в прошлом. Многие наши подопечные лидеры располагают глубоким и доскональным знанием о том, что в жизни сделало их такими, какие они есть. Поразмышляйте об этом. Поговорите с людьми, обладающими опытом, близким к вашему. Знание о себе растет по мере того, как мы осмысляем повлиявшие на нас события.

4. Вернитесь к корням. Путешествие на родину, предпринятое Патти Каззато (один из высших руководителей розничного гиганта Gap, родом из сельского Канзаса), укрепило ее самоощущение. Саймон Галлифорд (директор по маркетингу BarclaysGroup) каждый год берет короткий отпуск, чтобы поиграть в гольф со старыми друзьями из Понтипридда, городка в Уэльсе, где он вырос. Проводите время с теми, кто знал вас до того, как вы стали большим боссом.

5. Найдите третье место . Американский писатель Рэй Ольденбург выдвинул убедительную гипотезу: кроме работы и семьи человеку требуется место, где он мог бы поразмышлять о себе, будучи свободным от семейных и трудовых обязательств. Например, для персонажей комедийного сериала «Веселая компания» таким местом стал бар.

Принимать удар на себя

Быть лидером - значит неминуемо принимать удар на себя. Вести себя по-лидерски и не подставиться хоть в чем- то - так не бывает. Думать иначе себе дороже. Болея душой за свое дело, лидеры раскрывают себя: вот что их волнует и почему, вот как, по их мнению, организация достигнет намеченных целей. Вдобавок в поведении подлинных лидеров присутствует элемент отстраненности, что позволяет им отслеживать эффективность своих действий и что-то менять по ходу дела.

Подлинно неравнодушные лидеры обязательно проявляют свои достоинства и недостатки. Лучше самому
продемонстрировать свои минусы, чем ждать разоблачения и смятения. Но такие недостатки должны быть не критическими.

Хуже всего стараться показать фальшивые недостатки с целью скрыть подлинные. Самые умелые лидеры извлекают из своих слабостей выгоду. Они показывают свою человечность и становятся для окружающих больше чем хорошими исполнителями ролей. Но делают они это с умом и, что особенно важно, к месту.

Оценивать ситуацию и менять ее

Хорошим лидерам присущ неугасимый интерес к людям.

Отправной точкой для нас послужит простое, но неопровержимое наблюдение: деятельность человека, и в частности лидерская, осуществляется не в безвоздушном пространстве. Она обусловлена общественными реалиями. Эти реалии накладывают отпечаток на любую ситуацию. Отрицать их существование - все равно что отрицать земное притяжение.

Успешное лидерство предполагает понимание ограничений и возможностей ситуации. Умелые лидеры - реалисты. Они прекрасно чувствуют, что изменению поддается, а что нет, и понимают, в каких границах им суждено действовать.

Если ситуация так важна, значит, умение понять, откуда ветер дует, лидеру жизненно необходимо. У подлинных лидеров хорошее, порой феноменальное умение чувствовать ситуации.

Регулировать социальную дистанцию

Успешные лидеры умеют вызывать сильные эмоции, завоевывать любовь и преданность. Они сочувствуют тем, кого ведут за собой, могут поставить себя на их место, сблизиться с ними, однако также способны очертить границы дозволенного, напомнить соратникам о работе, которую нужно сделать, и о высокой цели их общего начинания. То отдаляясь от коллег, то входя в тесный контакт с ними, лидеры умеют быть накоротке со своими последователями и, как ни парадоксально, одновременно держать дистанцию.

Сегодня дистанция (причем не обусловленная иерархией!) нужна лидерам, чтобы обозначить перспективу, увидеть те важные вещи, которые могут оказать влияние на будущее организации, а близость - чтобы узнать, что на самом деле происходит внутри бизнеса.

Грамотно общаться

Настоящие лидеры умеют общаться. Это верно, но не менее важно с умом выбирать режим коммуникаций. Это требует от лидера точной оценки самого сообщения, ситуации, людей, которым адресовано послание, а также его, лидера, собственных сильных и слабых сторон. По сути дела, выбор режима коммуникаций - тщательное мини исследование на предмет того, как быть собой, искусно и сообразно ситуации. В частности, лидеру нужно понять, что ему удается лучше всего: беседа один на один, общение с небольшой группой людей или выступление перед широкой аудиторией. Для каждой ситуации нужны свои коммуникативные навыки. И конечно, выступления будут зависеть от обстоятельств.

Цена лидерства и награда за него

Лидерство - сложная штука. Его секреты нельзя выписать, как рецепт. Успешные лидеры, поделившиеся с нами опытом и откровениями в своих автобиографиях, дают важные подсказки, но ответа не сообщают. Те, кто пытается подражать своим кумирам, совершают роковую ошибку. Суть в том, чтобы быть собой, а не кем-то еще. Никто не напишет ваш лидерский рецепт за вас.

Попытки научными методами выявить общие черты людей, выступавших лидерами, по большей части провалились. Перечень лидерских качеств едва ли когда-нибудь будет закончен, да его и нет. А если бы и существовал, его пришлось бы все время переделывать по мере изменения ситуации в целом и отношений в частности. Вот потому каждый год появляются новые рецепты.

Роб Гоффи и Гэрет Джонс Почему люди должны следовать за вами? (Книга о том, что значит быть истинным лидером). Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2010 год

  • Какие лидеры придут на смену ярким харизматикам?
  • Из чего на самом деле состоит лидерство?
  • Какие качества присущи настоящим лидерам?
  • Какую цену платит каждый лидер за успех?

Новые песни о старом?

Сколько великих и не очень умов облизнули своими трудами каменную глыбу под названием «лидерство» - этот камень отполирован и его блеск влечет к себе многих руководителей надеждой обрести тайное знание, которое позволит управлять людьми и добиваться выдающихся результатов. Время покажет к чему ближе лидерство - к красивой теории или же к обязательному инструменту руководителя любого ранга. Однако очевиден тот факт, что любому стаду нужен пастух, а любому коллективу лидер и руководитель, причем необязательно в одном лице.

Безусловно данный труд двух уважаемых профессоров заслуживает самого пристального внимания. Книга написана живым языком, и каждый постулат традиционно подкрепляется примером из живого бизнеса с участием конкретных людей. Благо за 5 лет исследований авторам посчастливилось набрать весьма интересный материал.
Не революция, но все же…

Что особенно меня привлекает в этой книге так это идея о том, что лидерство не должно быть только наверху и что для лидерства есть место на любом уровне организационной иерархии - было бы желание вести за собой людей и быть полезным своей компании и, возможно, обществу в целом.

А еще мужество… честно ответить себе на вопрос: «Почему люди должны следовать за вами?»

Авторы упирают на осознанность и осмысленность в бизнесе, за что лично мне уже хочется их благодарить и полностью согласиться, что именно лидеры внутри компаний являются создателями и проводниками смысла деятельности. Собственникам и акционерам зачастую не до этого.

Притом, что книга не содержит разжеванных до шагов рецептов успеха, ее можно охарактеризовать как очень полезный и мудрый трактат, наталкивающий на серьезные размышления.
Остановись и подумай!

Мыслить вместе с этой книгой легко и продуктивно - она ведет за собой через лабиринт размышлений о феномене лидерства - что это? Это результаты, это изменения, это навыки, это бремя, это… целая вселенная, построенная на отношениях между ведущим и ведомыми, эмоциональных порывах и точном расчете, умении слушать и говорить, учиться и делать… в конце концов, быть смелым, чтобы быть собой.

Как остаться на тонкой грани между личной подлинностью и максимальной адаптивностью к культуре компании? Как это удается многочисленным лидерам в разных организациях? И почему важно балансировать именно на этой грани…

Что такое «чутье лидера» и как оно влияет на способности изменять любые ситуации для достижения великой цели, ради которой лидер и ведет свою паству на личные и корпоративные подвиги.
Длина поводка и кредит на инновации

Отдельный взгляд на лидерство - это описание последователей лидера. Того, какими они должны быть, чтобы лидерство не стало безумным локомотивом, тянущим всех за собой в пропасть. А это вполне возможный вариант, когда речь идет о лидерах на вершине иерархий. Ведь чем ты выше, тем больше информации ты знаешь и тем менее она достоверна - люди говорят тебе то, что ты хочешь услышать.

При этом крайне важно уметь изменять социальную дистанцию до любого сотрудника в компании в зависимости от сложившейся ситуации или актуальных целей. Как это сделать и чем при этом руководствоваться? Стать неприступным начальником или своим парнем, отстраненность и таинственность или близость и открытость? Готового и единственно правильного рецепта нет, но это тот случай, когда намек в книге кричит громче прямой речи.

И еще пару слов о падениях лидеров и темпах изменений, которые они продвигают. Книга позволяет хорошо систематизировать опыт успешной адаптации лидера в новой компании и описывает требования к темпам изменений в различных типах организаций, с разной культурой и персоналом. Причем делается это не только на позитивных примерах, но и на разборе полетов неверных действий корпоративных лидеров.

И самое главное - что надо сделать лидеру сначала, еще до того как он попробует повести за собой людей? Не буду раскрывать карты, и портить удовольствие от прочтения этих несложных, но очень важных истин.
Почем опиум?

Лидер многим платит за свою роль и место под корпоративным солнцем. И далеко не всегда это окупается карьерным ростом или признанием. Чаще это тяжкий труд с негарантированным результатом.

Но если вы не готовы мириться с ролью бессловесного исполнителя, если вам есть что сказать и что сделать для окружающих, то в конце книги вы сможете найти ряд вопросов, ответы на которые могут помочь составить карту вашего лидерского потенциала, а также наметить первые шаги в бесконечном пути настоящего лидера по совершенствованию себя и мира вокруг.

И будьте готовы узнать много нового о себе и измениться, возможно, гораздо сильней, чем ожидаете.

В этой книге авторы опровергают многие привычные мнения и убеждения касательно природы лидерства. Главным становится личность, умение правильно использовать слабые и сильные стороны и просто быть собой. Врываться с горящими глазами и громкими идеями в надежде собрать толпы последователей не всегда правильно. Порой важнее чувствовать атмосферу вокруг вас, уметь подстраиваться под ситуацию и всего-навсего знать ответ на вопрос «Почему люди должны следовать за вами?». Вы обязательно найдете свой уникальный ответ, прочитав эту книгу.

Описание

Название: Почему люди должны следовать за вами? (Why Should Anyone Be Led By You? What It Takes to Be an Authentic Leader)

Год издания: 2008 (в России)

Начальник ещё не означает лидер и необязательно быть корпоративным «суперменом», чтобы вдохновлять и вести за собой. В этой книге авторы опровергают многие привычные мнения и убеждения касательно природы лидерства. Главным становится личность, умение правильно использовать слабые и сильные стороны и просто быть собой.

Врываться с горящими глазами и громкими идеями в надежде собрать толпы последователей не всегда правильно. Порой важнее чувствовать атмосферу вокруг вас, уметь подстраиваться под ситуацию и всего-навсего знать ответ на вопрос «Почему люди должны следовать за вами?». Вы обязательно найдете свой уникальный ответ, прочитав эту книгу.

Эта книга:

Дает надежду, помогает поверить в себя. Это действительно играет большую роль, например, для свежеиспеченного руководителя. Как себя вести в команде? Как завоевать авторитет? Еще те вопросы, верно?

Предлагает инструментарий. Авторы проанализировали десятки лидеров, и поведение, их жизненный путь и предлагают нам не шаблоны из серии «делай, как Бренсон», а принципы. Руководствуйся ими и становись лидером. Задача лидера в том, чтобы учиться раскрывать свое «я», а не пытаться стать кем-то другим.

Развивает лидерские качества. Будьте самим собой, ведите себя по ситуации, налаживайте отношения и отвечайте за свои слова. И будет вам счастье. Все дело в том, как этого добиться.

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Быть собой
  • Глава 2. Знать себя, показывать себя
  • Глава 3. Принимать удар на себя
  • Глава 4. Оценивать ситуацию и менять ее
  • Глава 5. Оставаться собой, но приспосабливаться
  • Глава 6. Регулировать социальную дистанцию
  • Глава 7. Грамотно общаться
  • Глава 8. Подлинные последователи
  • Глава 9. Цена лидерства и награда за него

Об авторе

Роб Гоффи - профессор кафедры организационного поведения Лондонской бизнес школы. Опубликовал десять книг и более семидесяти статей в области организации управления, карьерного роста, организационной структуры, лидерства и корпоративной культуры.

Гарет Джонс - член центра управленческого развития Лондонской бизнес школы, приглашенный профессор ряда европейский университетов, в одно время директор по персоналу и внутренним связям радиовещательной компании ВВС.

Роб Гоффи и Гарет Джонс являются соавторами книги «Характер корпорации» и опубликованной в Harvard Business Review статьи «Почему люди должны идти за вами?», удостоенной премии McKinsey. Они партнеры — основатели компании Creative Management Associates, на счету которой сотрудничество с рядом ведущих мировых компаний в области корпоративной культуры, организационного дизайна и развития лидерства.

А знаете ли вы, что «большой начальник» и «лидер» - неравнозначные понятия, что необязательно быть корпоративным «суперменом», чтобы вдохновлять и вести за собой? В этой книге авторы опровергают многие привычные мнения и убеждения касательно природы лидерства. Главным становится личность, умение человека правильно использовать свои сильные и слабые стороны и при этом оставаться самим собой.

Энтузиасты с горящими глазами не всегда в состоянии привлечь своими громкими идеями толпы последователей. Порой важнее чувствовать атмосферу вокруг вас, уметь подстраиваться под ситуацию и всего-навсего знать ответ на вопрос «Почему люди должны следовать за вами?». Вы обязательно найдете свой уникальный ответ, прочитав эту книгу.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2008 г.

ISBN 978-5-902862-78-9

Количество страниц: 240.

Содержание книги «Почему люди должны следовать за вами? Книга о том, что значит быть истинным лидером»:

  • 6 Предисловие
  • 8 Введение
  • 15 Глава 1. Быть собой
  • 33 Глава 2. Знать себя, показывать себя
  • 60 Глава 3. Принимать удар на себя
  • 82 Глава 4. Оценивать ситуацию и менять ее
  • 107 Глава 5. Оставаться собой, но приспосабливаться
  • 131 Глава 6. Регулировать социальную дистанцию
  • 155 Глава 7. Грамотно общаться
  • 180 Глава 8. Подлинные последователи
  • 192 Глава 9. Цена лидерства и награда за него
  • 206 Приложение А. Оцените свой лидерский потенциал
  • 209 Приложение Б. Подлинность и умение
  • 211 Благодарности
  • 213 Примечания

Издательство Манн-Иванов-Фербер . м., 2008
Второе название: Книга о том, что значит быть истинным лидером .
Показываются особенности лидерства с точки зрения психологии и социологии на удачных и неудачных примерах. Авторы не претендуют на то, что лидерам присущи какие-то конкретные черты характера. Но стараются выделить основные принципы, которых (подсознательно?) придерживаются лидеры.
Лидерство показыватеся со стороны "внутреннего поведения", взаимоотношений с последователями и с целью.
Три фундаментальные аксиомы лидерства (у меня получилось четыре):
- ситуативность (умение чувствовать ситуацию),
- неиерархичность (высокое место в иерархии не гарантирует лидерства),
- реляционность (вовлеченность во взаимоотношения с последователями),
+ - подлинность (соответствие слов делу, согласие с собой при исполнении разных ролей). Важно знать, где пойти на компромисс, при этом сохранив баланс между приспособленчеством и индивидуальностью.
"Подлинное ощущение себя возникает, когда человек примиряется со своей биографией и, в частности, осознает, какое влияние оказало происхождения на формирование его лоичности" (с.54).
Знать себя, быть собой, раскрывать себя-таковы составляющие успешного лидерства (с. 59)
Истинные лидеры ратуют за дело (т.н. трансформационное лидерство, а не транзакционное, где целью является управление, власть над другими) (с. 66).
Задача лидера в том, чтобы показать своим последователям, как участие в его деле поможет им получить то, чего они хотят (с. 95)
Лидеры не пассивные получатели контекста. Напротив они вместе с своими последователями творят альернативную реальность (в этом отличие тех, кто просто реагирует на ситуацию от тех, кто ее преобразует) -с.87
Социабельность (эмоциональные отношения между людьми, которые считают дург друга друзьями, это отношнения, ценные сами оп себе) и солидарность (представляет собой проблемно-оиентированную коопеацию индивидуумов или групп)(с. 110).
Четыре типа организационной культуры (культура связей, культра намитов, лоскутные культуры, общинные культуры) - с.114
Необходимость и условия сохранения социальной дистанции . Типичная модель поведения лидера такова: держатьс ян арасстояни, когда говоришь, что делать; быть длиже, когда обсуждаешь, как именно делать (с. 143)
Лидерсто всегда связано с риском. "Цена,которую они платят за лидерство, - это жесточайшая самодисциплина, постоянный рск и вечная внутренняя борьба..." (с. 203)
Лидерство-это сочетание подлинности и умения.
Самое главное - книга заставляет каждого задуматься, что значит для него быть лидером и надо ли ему это.
А также просто хороша для развития коммуникационных умений.
Кому. Издательством книга рекомендована к прочтению директору компании, менеджеру любого уровня, слушателю программы МВА. Однако, на мой взгляд, аудитория ее гораздо шире. Ее можно рекомендовать всем, кто интересуется психологией отношений и поведенческой психологией.
Оригинальное название : Why should anyone be led by you. What is takes to be an authentic leader. Rob Goffee. Gareth Jones.
Ссылка на книгу на сайте издательства