Положение об охране окружающей среды образец. Система управления охраной окружающей средой

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ЗАО «Компания»
____________ П.П. Петров

«___»___________ г.

Положение об отделе промышленной безопасности и охраны окружающей среды

1 Общие положения

1. Полное наименование — отдел промышленной безопасности и охраны окружающей среды ЗАО «Компания» (далее предприятие),сокращенное — ОПБ и ООС.

2. Отдел промышленной безопасности и охраны окружающей среды (далее отдел) является самостоятельным структурным подразделением предприятия, состоит из бюро промышленной безопасности и охраны труда, бюро охраны окружающей среды.

3. Согласно организационной структуре предприятия отдел подчиняется непосредственно главному инженеру.

4. Отдел возглавляет начальник , который назначается и освобождается от должности приказом генерального директора по представлению главного инженера.

5. В своей работе отдел в широких масштабах сотрудничает с:

Управлением Западно-Сибирского округа Ростехнадзора РФ;
Государственной инспекцией труда;
Управлением социально-трудовых отношений администрации города и
области;
Прокуратурой города;
Центром охраны труда г. К-ска;
Региональным отделением Фонда социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве
К-ской области (ФСС);
Профсоюзным комитетом;
Комитетом природных ресурсов К-ской области;
Департаментом природных ресурсов и ООС Администрации К-ской области;
Центром гигиены и эпидемиологии г. К-ска;
ТУ ФС Ростехнадзора;
Со всеми отделами и подразделениями предприятия.

6.В своей деятельности ОПБ и ООС руководствуется: Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев»; Кодексом законов о труде; Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды», программой организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Политикой предприятия в области качества и соответствующей документацией СМК.
Положением об организации и осуществления производственного контроля опасных производственных объектах; Положением об отделе.

2 Цели

2.1. Осуществление организации и управление работой по экологической безопасности, промышленной санитарии и гигиене труда, улучшение производственной среды, охраны труда и промышленной безопасности.

2.2. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

3 Внутренняя структура

3.1. Структуру и численность ОПБ и ООС утверждает генеральный директор предприятия.

3.2. Структура отдела состоит из бюро промышленной безопасности и охраны труда (ОПБ), бюро охраны окружающей среды (ООС).

3.3. ОПБ состоит из ведущего инженера по промышленной безопасности и ведущих инженеров по охране труда и техники безопасности. Бюро ООС состоит из начальника, ведущего инженера по ООС и старшего кладовщика.

3.4. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником ОПБ и ООС в соответствии с должностными инструкциями.

3.5. Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом генерального директора предприятия по предоставлению начальника ОПБ и ООС.

4 Функции и задачи

4.1 Задачи бюро промышленной безопасности и охраны труда

4.1.1. Организация работы на предприятии по обеспечению выполнения работниками требований промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды.

4.1.2. Разработка соглашения по охране труда и соответствующих разделов коллективного договора и контроль за соблюдением работниками предприятия законов и других нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, коллективного договора предприятия.

4.1.3. Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

4.1.4. Информирование и консультирование работников предприятия, в том числе его руководителя, по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.

4.1.5. Участи в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве.

4.1.6. Контроль за выполнением работниками в подразделениях предприятия требований инструкций по охране труда.

4.1.7. Организация производственного контроля на опасных производственных объектах в области промышленной безопасности и охраны труда.

4.2 Функции бюро промышленной безопасности и охраны труда

4.2.1. Проводить вводный инструктаж и оказывать помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда.

4.2.2. Оказывать подразделениям предприятия методическую помощь в разработке инструкций по технике безопасности, должностные инструкции, а также документов по промышленной безопасности.

4.2.3. Участвовать в расследовании несчастных случаев, а также в подготовке проектов приказов по устранению причин, вызвавших эти случаи.

4.2.4. Составлять отчетность по промышленной безопасности и охране труда по установленным формам и в установленные сроки.

4.2.5. Организовывать работу аттестационной комиссии по проверке знаний инженерно-техничеекими работниками и служащими правил и норм по промышленной безопасности и охраны труда.

4.2.6. Рассматривать письма, заявления и жалобы трудящихся по вопросам охраны труда и принимать по ним соответствующие меры.

4.2.7. Организовать через соответствующие службы приобретение и обеспечение подразделений объединения нормативной литературой и пособиями по охране труда, а также оказывать методическую помощь в
оборудовании стендов по охране труда.

4.2.8. Проводить согласование перепланировок размещения действующего производственного, технологического, станочного и другого оборудования в подразделениях, вновь составленных или пересмотренных инструкций по охране труда перед их утверждением, проекты и чертежи изготовления нестандартного оборудования, оснастки
и приспособлений к станочному и другому оборудованию.

4.2.9. Участвовать в работе комиссии предприятия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда совместно с главным инженером, отделом кадров, ПЭО, профсоюзным комитетом.

4.3. Бюро промышленной безопасности и охраны труда осуществляет контроль за:

4.3.1. Выполнением в подразделениях предприятия и на территории требований правил и норм по охране труда, инструкций по охране труда и промышленной безопасности.

4.3.2. Проведением в подразделениях предприятия мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда.

4.3.3. Технической эксплуатацией и своевременным проведением соответствующими службами испытаний и технических освидетельствований сосудов и аппаратов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и металлургического оборудования и приспособлений связанных с их работой.

4.3.4. Своевременным и качественным проведением инструктажа на рабочих местах.

4.3.5. Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств.

4.4. Задачи бюро охраны окружающей среды

4.4.1. Организация работы на предприятии по уменьшению вредного воздействия производства на окружающую среду.

4.4.2. Планирование природоохранительных мероприятий.

4.4.3. Выявление причин и виновников загрязнения воздушного и водного бассейна, почвы и других нарушений природоохранного законодательства и принятия мер по их устранению.

4.4.5. Систематический контроль за степенью воздействия производства на окружающую среду путем проведения анализа протоколов замеров.

4.4.6. Представление отчетности в вышестоящие и контролирующие организации.

4.4.7. Информирование и консультирование работников предприятия, в том числе его руководителя, по вопросам охраны окружающей среды.

4.5. Функции бюро охраны окружающей среды

4.5.1. Осуществляет методическое и техническое руководство работой цехов, участков завода по охране окружающей среды, оздоровлению условий труда.

4.5.2. Организует и принимает участие в проведении инвентаризации природоохранного оборудования и составлении экологического паспорта предприятия.

4.5.3. Выдает техническое задание на разработку и утверждение в установленном порядке нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС), поступающих в водные объекты со сточными водами и нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

4.5.4. Доводит до подразделений цехов и отделов предприятия плановые задания по охране и рациональному использованию природных ресурсов и контролирует их выполнение.

4.5.5. Участвует в работе комиссий вышестоящих и контролирующих организаций, обследующих природоохранную деятельность предприятия.

4.5.6. Проводит совместно с ПЭО, бухгалтерией, техническим отделом, ОГЭ, ОГМ анализ эколого-экономической эффективности выполнения мероприятий по охране окружающей среды.

4.5.7. Изучает и предлагает к внедрению на предприятии достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области охраны окружающей среды и контроля за качественным и количественным составом сточных вод, содержанием вредных веществ в воздухе и утилизацией промышленных отходов.

4.5.8. Выявляет, анализирует и обобщает причины нарушений в области охраны окружающей среды и совместно с подразделениями и цехами, отделами предприятия разрабатывает мероприятия, направленные на их устранение.
4.6. Бюро ООС осуществляют контроль за:

4.6.1. Выполнением предприятием плановых заданий по рациональному использованию и охране природных ресурсов, выполнением организационно-технических мероприятий в части охраны окружающей среды.

4.6.2. Контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу от передвижных и стационарных источников.

4.6.3. Выполнением мероприятий по предписаниям и актам проверок контролирующих организаций.

4.6.4. Контроль за загрязнением атмосферного воздуха на промышленной площадки и в контрольных источниках санитарно-защитной зоны.

4.6.5. Порядком сбора, хранения, транспортировки, уничтожения и утилизации промышленных отходов.

4.6.6. Выдает предписания руководителям подразделений предприятия:Об устранении выявленных нарушений норм и правил охраны окружающей среды, О приостановке эксплуатации оборудования и техпроцессов в случае аварийных ситуаций и в случае срыва (2 или более раза) сроков выполнения мероприятий, предписанных бюро ООС или контролирующими организациями.

4.6.7. Предписания бюро ООС обязательны и могут быть отменены только главным инженером или директором предприятия.

4.6.8. Составляет, согласовывает в установленном порядке по установленным формам и представляет в вышестоящие и контролирующие организации отчеты о природоохранной деятельности предприятия.

5 Права

5.1. Бюро ОПБ имеет право:

5.1.1. Беспрепятственно осматривать производственные, служебные, складские и бытовые помещения предприятия, знакомиться с материалами по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

5.1.2. Прсдставительствовать по указанию руководителей предприятия в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда и промышленной безопасности.

5.1.3. Проверять состояние условий труда и противопожарного инвентаря во всех подразделениях предприятия и выдавать обязательные для исполнения Предписания об устранении выявленных недостатков. Предписания могут быть отменены только письменным распоряжением генерального директора или главного инженера предприятия.

5.1.4. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, механизмов, оборудования и производство работ, если это угрожает жизни и здоровью работающих или может привести к аварии, с уведомлением об этом генерального директора или главного инженера предприятия.

5.1.5. Привлекать по согласованию с руководителями предприятия соответствующих специалистов других подразделений к проверкам состояния охраны труда и промышленной безопасности и решению отдельных вопросов.

5.1.6. Требовать от руководителей подразделений, с обязательным и незамедлительным исполнением, отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы или грубо нарушающих правила и нормы охраны труда, инструкции по технике безопасности и правил пожарной безопасности.

5.1.7. Запрашивать и получать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушение правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности.

5.1.8. Вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении требований охраны труда и промышленной безопасности.

5.2. Бюро ООС имеет право:

5.2.1. Требовать от подразделений предприятия данные, отражающие состояние природоохранной деятельности.

5.2.2. Представлять руководству предприятия предложения по привлечению к ответственности руководителей и работников структурных подразделений, цехов и отделов, виновных в нарушении природоохранного законодательства, а также о поощрении за достижение хороших результатов но охране окружающей среды.

5.2.3. Поддерживать постоянные связи и деловые контакты по вопросам рационального использования, охраны вод и атмосферного воздуха с местными органами комитета природных ресурсов и центром санэпиднадзора.

6 Взаимоотношения с подразделениями предприятия и контролирующими организациями

6.1. С Госинспекцией труда и Ростехнадзором по вопросам:

— предоставления предписаний, актов проверок;

— планов мероприятий, актов проверок.

6.2. С Госинспекцией труда, Фондом социального страхования (от несчастных случаев), Прокуратурой, пострадавшим работником по вопросам:
— предоставления актов расследования несчастных случаев на производстве (ф.Н-1);

6.3. С Статистическим управлением по вопросам предоставления:

— отчетов по форме 1 Т (условия труда) и №7 (травматизм);

6.4. С производственными подразделениями предприятия по вопросам:

— предоставления актов комплексных проверок, предписания по результатам выявленных нарушений;

— получения служебных на проведение замеров воздуха рабочей зоны ввне графика.

6.5. С отделом кадров по вопросам:

— предоставления заявок на проведение обучения и проверку знаний работников, занятых на работе с повышенной опасностью;

— проведения вводного инструктажа по охране труда.

6.6. С Ростехнадзором по вопросам предоставления отчета по промышленной безопасности.

6.7. С по вопросам предоставления заявки на приобретение средств индивидуальной защиты.

6.8. С техническим отделом по вопросам получения сведений о технологических процессах, изменении технологических процессов, изменении в использовании материалов.

6.9. С планово-экономическим отделом, отделом кадров по вопросам:

— предоставления графика отпусков, должностных инструкций, положения об отделе, табеля учета рабочего времени;

— получения штатного расписания.

6.10. С Санэпидемнадзором по вопросам:

— предоставления программы производственного контроля предприятия, протоколов замеров воздуха СЗЗ,рабочей зоны, освещенности, микроклимата, вибрации, шума, результатов анализа контрольных образцов;

— получения предписаний, контрольных образцов.

6.11. С Комитетом природных ресурсов по вопросам:

— предоставления плана-графика контроля ИЗА, ливневой воды, протоколов замеров ИЗА, ливневой воды;

— получения предписаний.

6.12. С бухгалтерией по вопросам:

— предоставления списа работников на получение спец.жиров, актов на списание оборудования, драг. металлов;

— получения инвентаризационных ведомостей.

7 Ответственность начальника подразделения

7.1. За ненадлежащее и несвоевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим Положением ответственность несёт начальник ОПБ и ООС.

7.2. На начальника ОПБ и ООС возлагается персональная ответственность за:
выполнение предусмотренных в настоящем Положении функций и задач отдела;
беспрекословное соблюдение нормативных актов, инструкций, использование прав;
достоверность подготавливаемых отделом материалов для предоставления руководителям предприятия и в органы
Государственного надзора и контроля.

7.3. Ответственность работников ОПБ и ООС установлена их должностными
инструкциями.

8 Заключение

8.1. Настоящее положение разработано в соответствии:

8.1.1. Требованиями МИ СМК.

8.1.2. Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

8.1.3. Трудовым кодексом РФ.

8.1.4. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 г № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

8.1.5. Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

8.1.6. Штатным расписанием ОПБ и ООС.

8.1.7. Организационной структурой предприятия.

8.2. Должностные лица, имеющие право вносить предложения об изменении настоящего Положения:
— главный инженер;
— начальник ОПБ и ООС;
— начальник ОК;
— ведущий инженер по СМК;
— начальник юридического отдела

8.3. Сроком введения в действие настоящего Положения считать дату утверждения Положения генеральным директором предприятия.

8.4. Срок окончания действия настоящего Положения — 5 лет.

Начальник ОПБ и ООС М.М. Охранников

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник отдела менеджмента качества В.В. Васильев

Раздел документа: Образцы документов , Положение


УТВЕРЖДАЮ ____________________________________ (наименование должности руководителя предприятия)

____________________________________ (Ф.И.О., подпись)

"____"___________________ _____ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделе охраны окружающей среды предприятия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя предприятия N _____ от "__"___________ _____ г.

1.3. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.

Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя предприятия по представлению начальника отдела.

1.4. Отдел в своей работе руководствуется:

Федеральными законами Российской Федерации;

Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

Законами субъектов Российской Федерации;

Действующими нормативными и методическими материалами по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

Настоящим Положением.

1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:

Методические материалы по вопросам охраны окружающей среды;

Структура предприятия, его профиль, специализация и перспективы развития; состояние и перспективы развития отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующих областях знаний и отраслях производства; основные технологические процессы производства продукции предприятия;

Методы организации и планирования мероприятий по охране окружающей среды;

Наилучшие существующие технологии производства, удовлетворяющие мировым экологическим стандартам;

Единая государственная система делопроизводства;

Методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;

Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА

2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.

2.2. Руководство отделом осуществляет начальник отдела.

2.3. В состав отдела входят (указать должности):

- __________________________________________;

- __________________________________________;

- __________________________________________;

- __________________________________________.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

3.1. Основными задачами отдела являются:

Разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды;

Разработка экологических стандартов и нормативов предприятия;

Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции;

Создание на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления.

4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:

4.1. Разработку и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создания экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств.

4.2. Составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контроль за их выполнением.

4.3. Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, создании новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.

4.4. Проведение экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования.

4.5. Внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия.

4.6. Разработку экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, обеспечение контроля за их выполнением и своевременным пересмотром.

4.7. Контроль правильности эксплуатации очистных и защитных сооружений.

4.8. Разработку мер по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда, а также по предупреждению возможности аварий и катастроф.

4.9. Разработку планов внедрения новой техники.

4.10. Проведение научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла, основанной на экологически рациональной циркуляции материалов, сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства, рациональному использованию природных ресурсов.

4.11. Разработку планов капитального строительства по природоохранным объектам.

4.12. Расчет рисков для состояния окружающей среды при реализации предприятием программ по очистке и другим природоохранным мероприятиям.

4.13. Расследование причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду, подготовку предложений по их предупреждению.

4.14. Разработку мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий.

4.15. Ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды.

4.16. Создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.

4.17. Ознакомление работников предприятия с требованиями экологического законодательства.

4.18. Разработку программы экологического обучения.

4.19. Методическое руководство деятельностью других структурных подразделений по вопросам охраны окружающей среды.

4.20. Осуществляет в рамках своей компетенции ведение делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи.

4.21. Организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.

4.22. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.

4.23. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.

Возложение на отдел функций, не относящихся к охране окружающей среды, не допускается.

5. ПРАВА

Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

5.1. Запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений предприятия информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

5.2. Создавать экспертные и рабочие группы по проблемам экологии и охраны окружающей среды.

5.3. Иметь резерв средств на финансирование научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла.

5.4. Организовывать проведение при необходимости экспертизы экологических программ и проектов.

5.5. Вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в виде проектов.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:

- ___________________________________________,

- ___________________________________________,

- ___________________________________________.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.

7.2. Ответственность работников отдела устанавливается действующим законодательством и должностными инструкциями.

7.3. Начальник и другие работники отдела несут персональную ответственность за соответствие оформляемых ими документов и операций с корреспонденцией законодательству Российской Федерации.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.

8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.

Начальник отдела охраны окружающей среды:

___________________/_____________________

Сохраните эту страницу.

Настоящее положение о производственном экологическом контроле разработано во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

В Положении учтены требования законодательных, правовых документов по экологическому контролю, стандартов по охране природы и иных природоохранных нормативных документов, а также специфики производства.

1. Общие положения.

1.1. Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля на ______________________.

1.3. Производственный экологический контроль проводится в соответствии с природоохранными нормативными документами, которыми являются:

– федеральные нормативные правовые акты и стандарты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

– федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;

– отраслевые нормативные и методические документы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

– региональные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные с территориальными природоохранными органами.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот. В том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - обязательные условия, ограничения или их совокупность, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, установленные законами, иными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

1.5. Положение дополняется и изменяется по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды и экологического контроля.

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Отдел охраны окружающей среды, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Отдел подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. Начальник отдела охраны окружающей среды имеет [вписать нужное] заместителя(ей).

1.5. Обязанности заместителя(ей) определяются начальником отдела охраны окружающей среды.

1.6. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе отдела охраны окружающей среды, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.7. В своей деятельности отдел руководствуется:

Уставом предприятия;

Настоящим положением;

- [вписать нужное].

1.8. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Отдел охраны окружающей среды может иметь в своем составе структурные подразделения (бюро, группы, секторы, пр.).

Например: бюро (сектор, группа) планирования; бюро (сектор, группа) экологической экспертизы; бюро (сектор, группа) экологического контроля; бюро (сектор, группа) экологического мониторинга; контрольные пункты и лаборатории.

2.3. Положения о подразделениях отдела охраны окружающей среды (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями подразделений, заместителем(ми) начальника отдела].

2.4. [Вписать нужное].

3. Задачи

Отдел охраны окружающей среды обеспечивает следующие задачи:

3.1. Соблюдение на предприятии экологических норм и правил.

3.2. Соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрение экологически безопасных технологий и производств.

3.3. Первичный учет природных ресурсов и учет вредных веществ, выбрасываемых предприятием.

3.4. Предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду.

3.5. [Вписать нужное].

4. Функции

На отдел охраны окружающей среды возлагаются следующие функции:

4.1. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области:

Охраны окружающей среды;

Рационального использования природных ресурсов;

Расширения и реконструкции действующих производств;

- [вписать нужное].

4.2. Составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды на всех стадиях хозяйственного процесса:

Доэксплуатационной (размещение объектов, подготовка проектов, строительство, приемка и эксплуатация объектов);

Эксплуатационной (паспортизация, установление нормативов выбросов, получение разрешений на выброс, проведение контрольных мероприятий);

Послеэксплуатационной (выход продукции, размещение отходов).

4.3. Обеспечение проведения экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования, внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия.

4.4. Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, в создании новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.

4.5. Получение государственных разрешений на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов.

4.6. Разработка экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, контроль за их выполнением и своевременный пересмотр.

4.7. Контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды.

4.8. Контроль за эксплуатацией очистных и защитных сооружений.

4.9. Участие:

В разработке планов капитального строительства;

В разработке планов внедрения новой техники;

В проведении научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономии замкнутого цикла, основанной на:

Экологически рациональной циркуляции материалов;

Сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов;

Минимизации;

Повторном использовании;

Переработке и утилизации отходов;

Внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства;

В проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

4.10. Подготовка документов и материалов, необходимых для оформления налоговых, кредитных и иных льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды на предприятии.

4.11. Проведение обоснованных расчетов рисков для состояния окружающей среды при реализации программ по очистке и других природоохранных мероприятий.

4.12. Учет показателей, характеризующих состояние окружающей среды.

4.13. Организация расследования причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду и подготовка предложений по их предупреждению.

4.14. Создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, подготовка документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера.

4.15. Составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и иной технической документации.

4.16. Работа по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, а также проведение мероприятий по ознакомлению работников предприятия с требованиями экологического законодательства.

4.17. Составление отчетности о проведении на предприятии мероприятий по охране окружающей среды.

4.18. Участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.

4.19. [Вписать нужное].

5. Права

5.1. Отдел по охране окружающей среды имеет право:

Требовать от технических и производственных подразделений предприятия представления материалов, отчетов и информации, необходимых для работы отдела;

Давать техническим и производственным подразделениям предприятия обязательные для исполнения указания по соблюдению экологического законодательства и проверять их исполнение в любое время;

Требовать прекращения работ, производимых в нарушение экологических правил, норм и стандартов, вплоть до остановки деятельности предприятия;

Самостоятельно вести переписку по экологическим вопросам, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия;

Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями;

По согласованию с руководителем предприятия или главным инженером привлекать экспертов и специалистов в области экологии для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений;

Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной ответственности и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;

- [вписать нужное].

5.2. Начальник отдела охраны окружающей среды подписывает документы, связанные с экологической экспертизой, паспортизацией и экологическим контролем.

5.3. Начальник отдела охраны окружающей среды вправе вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

5.4. [Вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)**

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел охраны окружающей среды взаимодействует:

6.1. Со всеми производственными и техническими подразделениями по вопросам получения:

Технической проектной документации для экспертизы и выдачи заключений на соответствие экологическим стандартам и нормам;

Инструкций, стандартов, технических условий на продукцию, а также проектов изменений и дополнений к ним;

Проектов производства новых образцов и самих образцов;

Заявок на заключения по технологии эксплуатации средств автоматизации и механизации производства на предмет соблюдения норм экологической безопасности;

Планов внедрения средств автоматизации и механизации производства;

Заявок на заключения по технологии обслуживания и ремонта энергооборудования на предмет соблюдения экологических правил и норм;

Документов и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы техники и технологии, сырья и материалов, проектов строительства и проектов размещения объектов предприятия;

Характеристик условий использования, хранения, транспортировки и ликвидации материалов, сырья, отходов производства;

Сведений о способах утилизации, переработки и уничтожения по истечении срока пользования (эксплуатации) или хранения материально-технических ресурсов;

Данных о месте размещения объектов, расположении земельных участков, отводимых в постоянное и временное пользование для строительства объектов;

Сведений о планируемом использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т. ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Заключений по техническим проектам на соответствие экологическим стандартам и нормам;

Оперативных распоряжений по координации производства;

Новых разработок и технологий по рациональному расходованию природных, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

Утвержденных требований по выпуску экологически безопасной продукции;

Перечня оказываемых воздействий на окружающую среду (состав, свойства) и номенклатуру показателей вредного воздействия, методы их контроля;

Информации по источникам воздействия - нарушений проведения планировочных и других строительных работ, сбросах, выбросах, отходах производства (с указанием токсичности приносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физических и иных воздействий на окружающую среду;

Согласованных в государственных и муниципальных органах ограничений по природопользованию;

Перечня природоохранных мероприятий, формируемого на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов;

Перечня необходимых мер по обеспечению экологической безопасности;

Предварительной оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду;

Предварительной оценки экологического риска размещения объектов;

- [вписать нужное].

6.2. С финансовым отделом и планово-экономическим отделом по вопросам получения:

Необходимых материалов для расчетов платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

Расчетов платы за проведение экологической экспертизы;

Данных о перечислении платежей за проведение государственной экспертизы;

Материалов и документов, необходимых для составления технико-экономических обоснований строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности;

Расчетов расходов на оформление "Экологического паспорта", проведение экологической сертификации и на выполнение иных функций отдела;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Документов, подтверждающих оплату государственной экспертизы, экологических платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, другие экологические мероприятия;

Отчетов о деятельности отдела;

Данных о выводах и заключениях государственной экологической экспертизы для передачи в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы (строительства, реконструкции, производства, пр.);

- [вписать нужное].

6.3. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела охраны окружающей среды.

7.2. На начальника отдела охраны окружающей среды возлагается персональная ответственность за:

Организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел;

Организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

Соблюдение работниками отдела трудовой и производственной дисциплины;

Подбор, расстановку и деятельность работников отдела;

Соответствие законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов;

- [вписать нужное].

7.3. Ответственность работников отдела устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ

В целях совершенствования деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы".

2.2. Постановление Правительства Москвы от 24 июня 2003 г. N 474-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 939-ПП".

2.3. Постановление Правительства Москвы от 9 декабря 2003 г. N 1031-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 939-ПП".

2.4. Постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 428-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.5. Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 720-ПП "Об уполномоченном органе Правительства Москвы в области экологической экспертизы объектов регионального уровня".

2.6. Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 372-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.7. Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2007 г. N 506-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 333-ПП, от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП, от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП".

2.8. Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 483-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.9. Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. N 798-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.10. Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 284-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.11. Пункт 1 приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством".

3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 713-ПП "О реализации полномочий города Москвы в области водных отношений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации":

3.1. В пункте 2.2.6 постановления слова "Готовит на утверждение Правительства Москвы" заменить словом "Утверждает".

3.2. Пункты 8, 9 постановления признать утратившими силу.

3.3. Пункт 12 постановления изложить в следующей редакции:

"12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. и руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.".

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. N 295-ПП "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 843":

4.1. Пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:

"1. Установить, что должностные лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, осуществляющие государственный экологический надзор (государственные инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды), являются одновременно должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы.".

4.2. Пункт 3 постановления признать утратившим силу.

4.3. В пункте 4 постановления слова "на министра Правительства Москвы Бочина Л.А." заменить словами "на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства