Повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением. И т

Абсолютная и относительная чувствительность ощущений не остаются неизменными. Их пороги нельзя выражать в постоянных числах.

Исследования показали, что и абсолютная, и относительная чувствительность могут меняться в широких пределах: в темноте зрение обостряется, при сильном освещении его чувствительность снижается. В зависимости от окружающей обстановки чувствительность (например зрительная) человека резко меняется. Исследования также показали, что чувствительность глаза в темноте обостряется в 200000 (!) раз.

Такого рода изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации - изменением чувствительности, происходящим вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что:

При воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается,

При воздействии слабых раздражителей (или отсутствии оного) чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, оно требует определённого времени. Для разных органов чувств эти временные характеристики различаются. Чтобы зрение в тёмной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идёт гораздо быстрее, они адаптируются к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестаёт восприниматься уже через несколько секунд).

Существует адаптация к запахам. Существует тепловая адаптация (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчётливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается.

В основном адаптация ощущений зависит от процессов, происходящих непосредственно в рецепторе. Под влиянием света, например, разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте зрительный пурпур восстанавливается, чувствительность повышается.

Адаптация связана и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. На изменение чувствительности влияет разная возбудимость нервных центров. Длительное раздражении коры головного мозга провоцирует охранительное торможение, снижающее в том числе чувствительность. Адаптация демонстрирует большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

Чувствительность анализатора может меняться и под влиянием раздражения иных (не "родных" для анализатора) органов чувств. Существует два вида взаимодействия ощущений:

Взаимодействие между ощущениями одного вида,

Взаимодействие между ощущениями различных видов.

П. П. Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С. В. Кравков показал, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. В его экспериментах, например, звуковое раздражение (свист) обострял работу зрительного ощущения, повышал его чувствительность к световым раздражителям.

Запахи тоже могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы способны влиять друг на друга. Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах (и это показывает родство с процессами адаптации): повышении чувствительности, понижении чувствительности.

Общая закономерность во взаимодействии ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии между собой.

Механизм взаимодействия ощущений одного вида, на самом деле, похож на взаимодействие ощущений разного вида. Сильный сигнал в одних участках зрительного поля, например, может понизить чувствительность в других участках зрительного поля (и наоборот). Так, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета - светлее.

Сенсибилизация

Существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Это повышение чувствительности называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделял две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Имеющая длительный, постоянный характер и зависящая в основном от устойчивых изменений, происходящих в организме,

Имеющая временный характер и зависящая от физиологического и психического состояния человека.

Первый вид сенсибилизации тесно связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, в дальнейшем происходит стабилизация с последующим падением чувствительности к старости.

Синестезия

Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. У многих людей звуковые волны способны создавать иллюзию окрашенности окружающего пространства в тот или иной цвет.

Синестезия, по некоторым предположениям, может служить основой выдающихся способностей. У многих композиторов имеется так называемый цветовой слух. Известный мнемонист Ш., обладающий феноменальной памятью и которого исследовал А. Р. Лурия, мог охарактеризовать голос какого-нибудь человека как "жёлтый и рассыпчатый" (звуки разных тонов у него вызывали разные зрительные ощущения).

Явления синестезии наглядно показывают тесную связь анализаторов между собой.

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов

Свойства ощущений : адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст - явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений. НИЖНИЙ порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения- та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.



Разностный порог ощущения (порог различения) - ma минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности.

Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы ещё движемся в поезде.

Виды ощущений:

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения - это ощущения тепла Й холода. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигятельных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончании сухожилии; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть чувствительны к отображаемым явлениям с большей или меньшей точностью.

Чувствительность наших органов чувств может меняться и в очень больших пределах. Различают две основные формы изменчивости чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

Адаптация – приспособление анализатора к раздражителю. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе от темноты к свету: глаз человека начинает испытывать резь, человек временно «слепнет».

Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Это явление нужно использовать при управлении автомобилем. Так, слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки, например, аскорбиновой кислоты) повышает чувствительность ночного зрения, что очень важно при управлении автомобилем в темное время суток.

Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме.

Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. Например, вождение автомобиле в темное время суток по автомагистрали с меняющейся освещенностью дорожного полотна.

Более существенное и постоянное влияние на органы чувств в процессе вождения автомобиля оказывают такие факторы как шум и вибрация.

Постоянно действующий шум (а шум, возникающий при движении автомобиля, как правило, постоянный) оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Помимо этого под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Изменение чувствительности органов чувств меняется и с возрастом человека. Уже после 35 лет вообще снижается острота зрения и его адаптация, ухудшается слух. И хотя многие водители относят это за счет плохого освещения, слабых фар, однако остается непреложным факт, что глаза у них видят далеко не одинаково хорошо. С возрастом они не только хуже видят, но и легче подвергаются ослеплению, чаще сужается поле зрения.

Рассмотрим теперь влияние алкоголя и других психоактивных и лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

При приеме снотворных, успокоительных, антидепрессантов, противосудорожных (фенобарбитал) и противоаллергических лекарств (пипольфен, тавегил, супрастин) наступает сонливость, головокружение, снижение внимания и времени реакции. Безобидные лекарства от кашля или головной боли могут угнетающе действовать на центральную нервную систему, снижая внимание и замедляя скорость реакции. Прежде всего, это препараты, содержащие кодеин (трамадол, трамалт, ретард, пенталгин, спазмовералгин, седальгин).

Таким образом, следует внимательно изучать инструкцию препарата, который водитель собирается принимать перед тем, как сесть за руль

Рассмотрим теперь влияние алкоголя на управление транспортным средством. Хотя в Правилах дорожного движения запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в нашей стране, к сожалению, существуют сильные традиции сомневаться в правильности действий и/или результата освидетельствования на состояние опьянения. Считая, что «я – в норме», водитель садится за руль нетрезвым и подвергает других людей и себя опасности.

Так, исследования обнаружили существенные нарушения функций нервной системы уже и от достаточно малых доз алкоголя. Объективно установлено заметное ослабление функций всех органов чувств от весьма незначительных доз алкоголя, в том числе и пива.

Под воздействием средней доз, то есть одной-полтора рюмок водки, двигательные акты на первых порах ускоряются, а затем замедляются. Другое чувство, легко утрачиваемое выпившим человеком, – это чувство страха.

Кроме того, следует иметь в виду, что при снижении температуры на 5° вредное действие алкоголя усиливается почти в десять раз! А ведь люди уверены в том, что спирт обладает согревающим эффектом, и считают, что для замерзшего человека глоток чего-нибудь крепкого – самое лучшее лекарство.

Таким образом, на нашу способность видеть, слышать, чувствовать влияют многие привычные нам вещи: свет и темнота, лекарства, алкоголь. Садясь за руль автомобиля, необходимо это учитывать, чтобы избежать опасных ситуаций и ДТП.

Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений.
Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.
Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Ощущение - это не только компонент чувственного образа, но так же деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и ее развитие - дифференцированность, тонкость и точность ощущений -существенно зависит от действия. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущения с физиологической точки зрения представляют деятельность: рецепторов, воспринимающих раздражения; проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий; центральных корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества.
Наличие зависимости ощущений от внешних раздражителей заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости. Исследования установили, что не каждый раздражитель вызывает ощущение. Нужна минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность называется нижним абсолютным порогом.
Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
Выделяют еще и разностный порог ощущения - это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в установленном им законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Дальнейшие исследования показали, что этот закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам эта величина перестает быть постоянной.
Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека.
Характеристика чувствительности не исчерпывается психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние. Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю.
А.В. Петровский выделяется три разновидности явления адаптации.
1.Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
2.Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
3.Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражения (обострение ощущения холодного после горячего).
Еще одно свойство ощущений - сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов (например, усиление ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности).
Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающее промежуточное положение между традиционными модальностями. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Другим примером служит "шестое чувство" слепых. Известно, что слепые от рождения или с детства способны на расстоянии обнаруживать препятствия и успешно их обходить. Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи.
Рассмотрим классификации ощущений. Первая и самая простая классификация различает ощущения по модальности:
1 .зрительные; 2.слуховые; 3. вкусовые; 4.обонятельные; 5.осязательные.
Следующая классификация: по характеру энергии:1.фотоперцепция; 2.хемоперцепция; 3.механоперцепция.
А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам -систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).
Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: 1.интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма);
2.проприооцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений);
З.экстероцептивные ощущения (обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения):
a)контактная перцепция - воспринимаемый объект локализуется на поверхности тела;
b)дистантная перцепция - переживание отсутствия физического контакта с воспринимаемым объектом.
Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
а) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); б) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Каждое ощущение включает в себя полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой - в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, с одной стороны, аффективных, с другой - перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве.
Рассмотрим вопрос об измерении ощущений. Вебер вывел закон, согласно которому отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Фехнер говорил о том, что психологические величины нельзя измерить непосредственно, можно измерить только пороги. Ощущение есть функция от энергии воздействия. По Фехнеру, единицей измерения психологических величин может служить едва заметное различие. Таким образом, можно по интенсивности стимула рассчитать интенсивность ощущения. Фехнер вывел закон, который в последствии был назван основным психофизическим законом, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействия. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Взгляд Фехнера называется объективная психофизика.
Далее Стивенс пересмотрел закон Фехнера. Он вывел два постулата: любой человек может сравнивать свои ощущения по интенсивности и все, что можно назвать прилагательным в сравнительной степени, можно измерить. Стивенс пришел к выводу, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. В обоих случаях человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям . Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации к запахам.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив/зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое мы должны рассмотреть. Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений :

  1. взаимодействие между ощущениями одного вида,
  2. взаимодействие между ощущениями различных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С. В. Кравковым. Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений одного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне. В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести явление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета - светлее.

Как следует из приведенных примеров, существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибшизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией - известный мнемонист Ш. - был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.