Происхождение персов. Где находится Персия

Для стороннего наблюдателя (например, европейца) что персы, что арабы – примерно одно и то же: и те и другие – мусульмане разной степени смуглости, говорящие на непонятном языке. Так ли это в действительности? Разумеется, нет. Между арабами и персами огромная разница – и в языке, и в культуре, и даже (к удивлению многих) в религии. Чем отличаются персы от арабов, и что у них общего? Начнем по порядку.

Появление на исторической сцене

Как активные участники международных событий первыми проявили себя персы. От первого упоминания в ассирийских хрониках в 836 году до нашей эры до создания независимого персидского государства, а чуть позже – империи Ахеменидов прошло почти 300 лет. Собственно, сугубо национальным персидское государство в античное время не было. Будучи жителями одной из областей Мидийской империи, близкой им по языку и культуре, персы под руководством Кира Великого восстали и произвели смену власти, позже завоевав обширные территории, не входившие в состав Мидии. По оценкам некоторых историков, государство Ахеменидов в период наивысшего расцвета насчитывало 50 миллионов человек – около половины населения Земли в то время.

Арабы, которые изначально жили на северо-востоке Аравийского полуострова, начинают упоминаться в исторических источниках примерно в то же время, что и персы, однако в военной или культурной экспансии они не участвуют. Арабские государства Южной Аравии (Сабейское царство) и Аравии Северной (Пальмира, Набатея и другие) живут в основном за счет торговли. Пальмира, решившая встать в оппозицию к Римской империи, была довольно легко разгромлена гордыми квиритами. Но положение в корне меняется, когда в торговом городе Мекке рождается Мухаммед.

Он создает самую молодую монотеистическую религию, приверженцы которой построили одно из крупнейших государств всех времен – Арабский халифат. Арабы полностью или частично ассимилировали большое количество различных народов, преимущественно таких, которые по уровню общественно-культурного развития находились ниже их. Основой ассимиляции стали новая религия – ислам – и арабский язык. Дело в том, что, согласно мусульманскому учению, священной книгой, Кораном, является только оригинал, написанный на арабском языке, а все переводы считаются лишь его толкованиями. Это заставляло всех мусульман изучать арабский и нередко приводило к потере национальной идентичности (в частности, так случилось с древними ливийцами и сирийцами, которые прежде были отдельными народами; сейчас же их потомки считаются арабскими субэтносами).

Отличие персов от арабов в том, что в 7 веке нашей эры Персия находилась в упадке, и арабы относительно легко завоевали ее, утвердив ислам. Новая религия наложилась на древнюю богатую культуру, и Персия 8 века нашей эры стала основой для так называемого Золотого века ислама. В этот период активно развивались наука и культура. Позже персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. И на сегодня Иран – преемник древней Персии – остается главным оплотом шиизма.

Сегодня персы, кроме шиизма, исповедуют суннизм и древнюю религию – зороастризм. Зороастрийцем, например, был знаменитый рок-певец Фредди Меркьюри. Арабы, являясь в основном суннитами, частично придерживаются шиизма (часть населения Сирии, большая часть жителей Ирака и Бахрейна). Кроме этого, часть арабов сохранила верность христианству, некогда распространенному на территории, позже завоеванной мусульманами. Из семьи арабов-христиан происходит известная латиноамериканская певица Шакира.

Сравнение

Как это часто бывает в истории, религиозные различия стали следствием политического и военного противостояния разных государств. В религии проще закрепить догмы, четко отграничивающие «нас, своих» от «них, чужих». Так произошло и в случае с Персией: шиизм имеет ряд серьезных богословских отличий от суннизма. Сунниты и шииты сражались друг с другом не менее увлеченно, чем католики с протестантами в современной им Европе: например, в 1501 году Персия приняла шиизм, а уже в 1514 году начинается первая война с суннитской Османской империей, которая распространила свое влияние на большинство арабских территорий.

Что касается языка, то тут у персов и арабов нет ничего общего. Арабский относится к семитской ветви афразийской языковой семьи, и его ближайшим «родственником» является иврит – государственный язык Израиля. Сходство видно даже неспециалисту. Например, широко известное арабское приветствие «салам алейкум» и «шалом алейхем» на иврите явно созвучны и переводятся одинаково – «мир вам».

Говорить о едином персидском языке некорректно, так как, по современным представлениям, это языковая группа, состоящая из четырех родственных языков (впрочем, некоторые лингвисты все же считают их диалектами):

  • фарси, или собственно персидский язык;
  • пушту;
  • дари (вместе с пушту является одним из государственных языков Афганистана);
  • таджикский.

Широко известен следующий факт: во время войны в Афганистане советское командование часто использовало бойцов-таджиков для общения с местными жителями, поскольку их язык почти тождественен таджикскому. Считать ли в данном случае пушту, дари и таджикский отдельными языками или только диалектами – предмет лингвистических споров. Сами носители языков особо по этому поводу не дискутируют, превосходно понимая друг друга.

Таблица

В концентрированном виде информация о том, в чем разница между персами и арабами, представлена в нижеприведенной таблице. Определение численности персов зависит от того, кого считать персами (это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд).

Персы Арабы
Численность 35 млн (собственно персы); большое количество близкородственных народов насчитывает до 200 миллионов человек Около 350 млн. Сюда включены все арабские субэтносы, хотя многие из них называют себя не арабами, а по стране проживания – египтянами, палестинцами, алжирцами и т. д.
Язык Персидский (западный фарси), пушту, дари, таджикский Разные диалекты арабского языка
Религия Ислам шиитского толка, часть – зороастрийцы Большинство – мусульмане-сунниты, часть – шииты и христиане
Культурная традиция Насчитывает почти три тысячи лет Собственно арабская культурная традиция связана со становлением ислама и обычно считается от Хиджры – даты переселения пророка Мухаммеда в Медину (622 год нашей эры)
  • Где находится Персия

    В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ . В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

    Где находится Персия

    Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

    Так выглядит древняя Персия на карте.

    История Персии

    Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

    История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому , бывшему на то время величайшей державой древности.

    И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

    Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

    Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

    Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

    Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

    С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

    Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека — македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

    Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

    Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

    Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

    Культура Персии

    Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

    Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

    Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

    Монеты Персии.

    Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время . Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

    Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

    Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

    Тут изображение персидского мастера.

    Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

    Религия Персии

    Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

    • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
    • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
    • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
    • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

    Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

    Древняя Персия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».


  • Древняя Персия (Иран) государство в Передней и Центральной Азии (территория современного Ирана и Пакистана). В период своего расцвета эта была обширная территория, начинавшаяся от побережья Малой Азии и доходившая до реки Инд на востоке. Эта великая империя, объединившая десятки древнеиранских племён, называвшие себя «ариями», стала посредником в культурном диалоге между Западом и Востоком.

    Первые упоминания о Персии

    О жизни персов в глубокой древности известно из ассирийских источников, в которых описывались конфликты с разными горскими племенами. Известно, что в конце VIII века до н. э. возле озера Урмия образовался племенной союз под руководительством вождей знатного персидского рода Ахеменидов. Эту землю завоевала сначала Ассирия, а в 7 в. до н. э. подчинила себе Мидия. Царь Мидии Астиаг выдал одну из своих дочерей за персидского царя Камбиза I, правнука легендарного основателя персидской династии Ахеменидов. В этом браке появился на свет Кир II, ставший в будущем Великим, царём всех персидских народов. С его рождением связана легенда, которую донёс до нас в своей «Истории» Геродот.

    Легенда о Кире

    Как-то раз правителю Мидии Астиагу привиделся сон, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая заполнила собой сначала всю Мидию, а потом и Азию. Он созвал магов, чтобы они растолковали ему сон. По их словам, это обозначало, что сын его дочери, захватит Мидию и Азию ещё при жизни Астиага. Когда дочь родила сына, Астиаг запаниковал, что пророчество сбудется и велел убить внука своему вельможе Гарпагу. Гарпаг не захотел сам марать руки и отдал мальчика пастуху, приказав убить его в горах, а потом принести и показать тело младенца. В это время жена пастуха разродилась мертворождённым ребёнком, пастух оставил себе мальчика, а Гарпагу принёс тело своего ребёнка. Мальчика назвали Киром. Так царевич и рос, не ведая о своём происхождение.

    Пока в один день на пастбище не появился сын вельможи и не увидел игру сыновей пастухов, игравшие в «царя». Царём выбрали Кира, поскольку он был высокорослым с гордой осанкой юношей, другие выполняли его приказы, охраняли дворец. В эту игру взяли и сына чиновника. Но тот стал спорить с «царём», за что был наказан и выпорот плетями. Вернувшись домой, он пожаловался отцу, что был бит по указу перса, возмущённый отец рассказал всё Астиагу. Царь велел привести во дворец пастуха и его сына. Потом допросил Гарпага, узнав правду, царь в ярости повелел казнить его сына. Гарпаг решил отомстить жестокому царю при первом подвернувшемся случае.

    Маги отговорили Астиага от убийства внука, сказав, что пророчество сбылось, мальчик уже царь в детской игре. Всё же Астиаг перестраховался, повелев сторожить все пути, чтобы ни один человек не мог разгласить Киру историю его происхождения. Но Гарпаг обхитрил Астиага, написав Киру письмо, он спрятал его в живот зайца. Отдав зайца своему слуге, он приказал доставить его мальчику. Переодевшись в охотника, слуга исполнил повеление хозяина. По дороге царская стража обыскала слугу, но письма так и не нашла. Таким образом, письмо попало в руки Кира, который узнал из него, кто он есть на самом деле.

    Вскоре, против Астиага восстал Кир (в 550 году до н.э.), собрав войско из персов. Двинув на Экбатаны - столицу Мидии войско, Кир неожиданно получил помощь от самих мидийцев. Астиаг отправил своё войско во главе с Гарпагом навстречу персидской армии, уверенный что тот, остался ему предан. Однако Гарпаг не простил царю смерть своего сына и подговорил мидийцев из знатных родов к измене. К тому же это было сделать легко, многие не любили царя за его жестокость. Вследствие этого многие мидийцы перешли на сторону противника. Персы сумели разогнать победоносную мидийскую армию. Пророческий сон сбывался, Астиаг казнил магов. Набрав другое войско, он повёл его на персов. Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками. Кир повелел своему войску двинуться пешим строем. Воины закрывались щитами от мечей и стрел, успевая стаскивать наездников с коней. Кир разбил на голову войско противника, Астиага пленили, до конца своей жизни он просидел под стражей.

    В 559 году до н. э. Кир II был провозглашён царём. Он основал первую столицу Персидского царства Пасаргады. В последующее время персидское войско под предводительством Кира продолжило победоносное покорение других государств: Лидию Креза, самого большого города того времени - Вавилона, занял восточноиранские земли, районы Средней Азии, афганские, пакистанские, индийские территории. Милет и другие государства до Египта по собственному желанию покорились Киру. За формирование мощного централизованного государства выступали многие торговцы.

    Следующей целью Кир наметил Египет, но его планам не удалось сбыться. Во время одной из кампаний против массагетов (массагеты - это кочевые племена Средней Азии, родственные сарматам, сакам и скифам) возглавляемых царицей Томирис, войско персидского царя было разбито, а сам Кир погиб. За 25 лет Кир создал огромную империю.

    Становление Персидской империи

    После смерти Кира II Великого на престол взошёл Камбиз II. Именно он завоевал Египет, воплотив мечту отца в реальность. Успешное покорение Египта было предопределено, поскольку Египетское царство переживало худшие времена: малосильная армия, недовольство народа высокими налогами, неумелая политика фараона Псамметиха III.

    Перед походом на Египет Камбиз заручился поддержкой кочевников Синайской пустыни, помогавшие ему при переходе войска в город Пелусий. Камбиз захватил Мемфис в 527 году до н. э., где проявил жестокость к египтянам и их богам. Он казнил многих знатных людей, разрушил храмы, бичевал их жрецов, казнил сына Псамметиха III. Самого фараона пощадили. Камбиз был провозглашён египетским фараоном.


    Оставив Египет, Камбиз предпринял две провальные кампании в Нубию и Ливию. В кампанию по захвату Ливии войско, переходя пустыню, попало в сильную песчаную бурю, большая часть армии погибли в песках, и Камизу пришлось повернуть назад. Вернувшись в Египет, где в его отсутствие вспыхнул мятеж под руководством Псамметиха III, он подавил восстание и казнил бывшего фараона.

    Здесь до него дошли вести, что в Персии начались бунты против персидской гегемонии. Уезжая в Египет Камбиз, боясь переворота, избавился от брата. Маг Гаумата, воспользовавшись отсутствием царя, захватил власть и руководил от имени умершего брата Бардия. Камбиз отсутствовал в своём царстве уже три года, получив малоприятные известия, он выехал домой. Но до дома он так и не добрался, в дороге погиб при невыясненных обстоятельствах.

    Маг Гаумата, который выдавал себя за брата Камбиза, начал своё восхождение в Вавилоне, где заручился всеобщей поддержкой, потом захватил столицу Персии Пасаргады. Находясь у власти, он отменил на три года пошлины и воинские повинности, преследуя цель заменить персидскую верхушку знати на мидийскую. Гаумата находился у власти 7 месяцев. Через некоторое время возник сговор представителей семи именитых персидских родов, которые убили самозванца и провозгласили царём Дария. Он сразу же вернул преимущественные права персам и стал снова объединять империю, которая рассыпалась, как карточный домик. В Вавилоне, Парфии, Армении, Маргиане, Эламе и других областях появлялись самозванцы, выдававшие себя за Камбиза.

    Мятежи, которые вспыхивали по всей империи, Дарий подавлял жестоко. После того как он собрал все земли воедино, Дарий возвёл Бехистунскую надпись, которая высечена на высокой скале. Изображение показывает, как порабощённые цари провинций Иранской империи, приносят подати своему шахиншаху Дарию Великому. Дарий изображён намного больше, чем остальные царьки, что явно указывает на их подчинённое положение.

    Реформы Дария I

    Дарий прекрасно понимал, что такой империей управлять невозможно старыми способами, поэтому он в начале царствования занялся реформированием, результатом чего стало создание надёжной системы управления.

    Итоги реформирования Дария I:

    • Разделил империю на административные округа - сатрапии. Главой провинции назначались чиновники из родовой знати Персии. Сатрапы имели административную, гражданскую и судебную власть. Они собирали налоги, следили за порядком в хозяйстве. Для поддержки порядка и охраны границ, в округах стояли воинские соединения, командование назначалось самим царём. Отдалённые территории (Кипр, Киликия) находились под самоуправлением местных царьков.
    • Была создана царская канцелярия, руководившая штатом чиновников. Основная канцелярия находилась в персидской столице, городе Сузы. Дополнительные царские канцелярии были расположены в больших городах - Вавилон, Мемфис, Экбатаны. Здесь трудились начальник сокровищницы (отвечающий за казну и собираемые налоги), судебные следователи, писцы, глашатаи. Также на шаха работали тайные агенты - «уши и око царя». Официальным языком был арамейский, но входу использовались и другие языки. Важные документы писали сразу на нескольких языках.
    • Появилась новый пост «тысяченачальник», который надзирал над чиновниками и личной гвардией царя, также следил за органами государственного управления.
    • Приводилось к единообразию законодательство. Создан один свод законов для всего населения, при этом учитывались древние законы завоёванных стран. Но все же привилегии были у персов.
    • Провёл налоговую реформу, теперь денежные налоги зависели от размера территории, плодородности земли и народонаселения.
    • По всем сатрапиям вводилась единая денежная система - золотой дарик, который имел хождение по всей стране.
    • Основной опорой страны стала армия, высший состав набирали из мидян и персов. Опорой армии стали 10 тыс. «бессмертных», набиравшиеся из разных индоиранских народов. Первая тысяча из 10 тыс. «бессмертных» была личной гвардией шахиншаха. В ряды принимали часто наёмных воинов, в основном это были греки. Состав армии - конница, колесницы и пехота. В конницу набирали воинов из знати, они должны были иметь экипировку - железный панцирь, бронзовый щит и шлемы, и вооружение - два копья, меч, лук со стрелами. Основное оружие пехоты был лук. На рубежах всей империи в крепостях стояли военные подразделения. Эти воины наделялись земельным наделом. Позже был создан военный флот, куда входили греческие корабли, судна финикийцев и киприотов.
    • В империи хорошо была развита сеть дорог. Регулярные гонцы и почта, дорожная стража подняли систему сообщений на высокий уровень.

    Восстания провинций

    Закончив реформы, восстановив порядок в империи, Дарий решил покорить Скифию, что у него не получилось. Тогда он задумал захватить Грецию. Именно с кампании Дария началась череда военных конфликтов, которые назвали греко-персидскими войнами. Для войн нужна была полная государственная казна, поэтому налоги со временем стали увеличиваться.


    Одновременно строился город-дворец Персеполис, достигнувший великолепия при наследниках Дария. Многих ремесленников отправили на его строительство. Всё это ухудшало обстановку в стране, первым выразил недовольство Египет, который восстал против персов. Дарий в это время готовился ко второму походу на Грецию. Но Дарий умер, так и не осуществив своих планов.

    Персидский трон занял сын Дария Ксеркс I. Все своё правление ему приходилось подавлять восстания, именно он подавил мятеж в Египте, потом восстание в Вавилоне. При этом поступил жёстко, он обратил Вавилонию в простую сатрапию, жителей увёл в рабство и разрушил город. Ксеркс дал клятву отомстить Греции за триумф над персами при Марафоне, он мечтал сжечь Афины. Это получилось у него в 480 году до н. э., при втором походе.

    Царь Персии отомстил - сжёг Афины, но пока Ксеркс устраивал пожары, афиняне и спартанцы нанесли армии персов сокрушительный удар, разгромив её на море у острова Саламин и на земле - при Платеях. Все войско Ксеркса погибло в походе против Греции и по дороге домой. Вернувшись обратно в Персию с небольшим остатком армии, Ксеркс погряз в кознях и бесславно погиб от руки своего начальника дворцовой стражи.

    Падение империи

    После смерти Ксеркса остальные цари пытались сохранить территорию империи и занимались междоусобными разборками за престол. Так, постепенно из персидской империи стали выходить государства: Лидия (413 г. до н. э.), Египет (404 г. до н. э.), Кипр, Киликия, Хорезм, Сидон, Кария, часть Индии (360 г. до н. э.). Но основная опасность пришла из Македонии, где молодой полководец подчинял себе государства, территории, народы. В 334 году до н. э. князь Александр со своим войском повернул на Восток, все его внимание было направлено на огромную Персидскую империю. В этот период у власти стоял шахиншах Дарий III. Персидские войска в двух главных сражениях проиграли армии Александра Македонского, после разгрома при Иссе (333 год до н. э.) царская семья оказалась в плену у врага. После второго поражения (331 года до н. э.) Дарий III бежал с частью войск в Бактрию. Полководец преследовал беглецов. В бегстве Дарий был убит своим же сатрапом. Когда Александр догнал обоз, то нашёл Дария мёртвым. Так, погиб последний царь династии Ахеменидов. Персидская империя - закончила своё существование, все сатрапии стали частью державы Александра Македонского.

    Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

    Начало

    Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І.

    В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы - г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела

    Возникновение персидской державы

    В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже - сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

    Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

    Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

    Правление Кира II

    В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.

    После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

    Война с Лидией

    Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии - г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

    Расширение границ

    Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях

    В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира - Персидского царства.

    Правление Камбиза

    Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

    Начало правления Дария

    Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

    Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

    В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

    Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

    Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

    Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

    Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица - сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

    Функции наместников

    Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

    Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы - г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

    Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на которым владели почти все народы Персии.

    Культура Персидской державы

    Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.

    Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.

    Экономическое развитие Персии времен Дария

    Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

    Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

    Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

    Трудовые ресурсы Персии

    Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

    Финансовая политика Дария

    Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.

    Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

    Транспортные магистрали Персидской державы

    Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда - в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы.

    Известны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.