Пять формаций. Восток и запад как различные типы цивилизационного развития

Лекция:

Избирательное право

Одним из признаков демократии являются выборы – процесс формирования органов государственной власти, закреплённый в Конституции РФ и Федеральных законах. По результатам выборов избранные кандидаты наделяются властью. Выборы – это законный метод формирования политической элиты и канал, по которому интересы народа будут представлены в органах власти. Значение выборов велико, потому что народ, участвуя в них, выражает себя источником власти.

По масштабу выборы подразделяются на:

    федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной думы РФ);

    региональные (выборы губернаторов или глав, а также депутатов законодательных органов власти субъектов РФ);

    муниципальные (выборы мэра города или главы администрации села, депутатов Собрания депутатов муниципального образования).

Организация и проведение выборов зависит от избирательной системы. Данный политический институт включает в себя избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право можно понимать в двух значениях. В первом значении – это отрасль права, включающая в себя нормы, регулирующие порядок проведения выборов. Во втором значение – это право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципами избирательного права РФ являются:

    принцип всеобщности выборов (все граждане, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а достигшие возраста 21 года – право быть избранным депутатом Госдумы, а с 35 лет – Президентом);

    принцип равенства выборов (один избиратель = один голос);

    принцип состязательности (выборы должны быть альтернативными, то есть должно быть более одного кандидата или партии);

    принцип гласности (на избирательных участках присутствуют наблюдатели, следящие за соблюдением всех перечисленных выше принципов избирательного права).

Избирательный процесс

Избирательный процесс – это кампания (ряд действий) по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. На первом этапе, в установленные законом сроки (не позднее 2,5-3 месяцев до дня голосования), назначается дата выборов . Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации РФ. Выборы депутатов Госдумы РФ назначает Президент РФ. Выборы законодательных органов субъектов РФ назначаются ими же.
  2. Далее следует организационный этап, на котором создаются избирательные округа и избирательные участки . Избирательный округ – это территория, от которой избирается кандидат. Существует три вида избирательных округов: единый, одномандатный и многомандатный. Избирательный участок – это место проведения голосования. По закону число избирателей на одном участке должно быть не более 3 тысяч.
  3. Формирование избирательных комиссий: Центризбирком РФ – избирательная комиссия субъектов РФ – территориальная избирательная комиссия (ТИК) – участковая избирательная комиссия (УИК). Избиратели имеют непосредственное отношение с УИК, которые проводят подсчёт голосов и передают их в ТИК. ТИК в свою очередь передаёт данные в ИК субъекта РФ. И на заключительной ступени все избирательные комиссии субъектов РФ передают данные о голосах в ЦИК РФ, который всенародно оглашает результаты выборов.
  4. Составление списков избирателей участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, выданных органами МСУ.
  5. Выдвижение и регистрация кандидатов . Кандидат - самовыдвиженец, собравший необходимое количество подписей избирателей (не менее 1% от числа избирателей) может выдвинуться в период от 60 до 30 дней до дня голосования. Кандидату, выдвигаемому от партии, сбор подписей не требуется. Регистрируются кандидаты соответствующими избирательными комиссиями.
  6. Предвыборная агитация , в ходе которой кандидаты или партии знакомят народ со своими программами, проводят дебаты с соперниками, собрания и встречи с избирателями. Это очень важный этап избирательной кампании, когда каждый кандидат стремится привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. Всем кандидатам должны быть обеспечены равные условия для агитации. Агитация прекращается за сутки до дня голосования. По закону РФ за кандидата не могут агитировать должностные лица и органы власти. Как думаете почему?
  7. Голосование, подсчёт голосов и установление результатов . Голосование может проходить только в воскресенье. Время голосования с 08:00 до 20:00. На избирательных участках устанавливаются специальные кабины, в которых избиратель может проголосовать тайно. После голосования свой бюллетень нужно бросить в специальную урну для голосования, которую открывают только после закрытия избирательного участка. Вход на избирательный участок закрывается ровно в 20:00. А если к этому времени в помещении оказались избиратели, им дают право проголосовать. После их выхода участок закрывается, председатель изб/комиссии открывает урну и начинается подсчёт голосов в присутствии наблюдателей – полномочных представителей кандидатов.
Подготовка и проведение выборов финансируется из средств государственного бюджета и средств избирательного фонда каждого кандидата или партии.

Типы избирательных систем

Порядок проведения выборов зависит от типа избирательной системы: пропорциональной или мажоритарной.

Черты мажоритарной системы:

  • Страна делится на одномандатные избирательные округа, от которых избирается один кандидат или одна партия. Выборы по мажоритарной системе могут проводится и по двухмандатным округам.
  • Избиратели голосуют за конкретного кандидата или партию.
  • Побеждает кандидат или партия, набравший (-ая) большее количество голосов среди других (если выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства) или набравший (-ая) от 50%+1 голос (если выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства).
  • Кандидаты выдвигаются политическими партиями или путём самовыдвижения.
  • Применяется как на выборах должностных лиц (президента, главы субъекта РФ, главы муниципального образования РФ), так и на выборах в коллегиальные органы власти (Госдума РФ, законодательные органы субъектов РФ).
  • Депутаты несут прямую ответственность перед избирателями.

Есть у этой системы недостатки. Представим ситуацию, проводятся выборы в парламент по мажоритарной системе. Созданы 3 одномандатных избирательных округа с равным числом избирателей, допустим по 50 тыс. человек. На выборах представлены партии №1, №2, №3. По итогам голосования результаты оказались такими:

В первом округе партия №1 набрала 10 тыс. голосов, партия №2 – 20 тыс. голосов, а партия №3 – 20 тыс. голосов;

Недостаток мажоритарной системы очевиден: у небольших партий очень мало шансов получить мандат, интересы их избирателей остаются без представительства. Этот недостаток ликвидируется пропорциональной избирательной системой.

Черты пропорциональной системы:

  • Создаётся единый федеральный избирательный округ – избирательный округ, включающий территорию всей страны на которой проводятся выборы.
  • Многомандатный избирательный округ – избирательный округ, от которого избирается несколько депутатов.
  • Избиратели голосуют не за кандидатов, а за политическую программу партии.
  • Голосование по партийным спискам.
  • Побеждают партии, прошедшие избирательный порог (5% голосов в РФ).
  • Мандаты распределяются пропорционально набранному проценту голосов.
  • У большинства партий есть шанс оказаться в парламенте и представлять интересы своих избирателей.
  • Применяется только на выборах в коллегиальные органы власти (Госдума РФ, законодательные органы субъектов РФ).

Но есть и недостаток: множество партий в парламенте могут мешать принятию единого решения.

В нашей стране применяется смешанная избирательная система , имеющая черты и мажоритарной, и пропорциональной. Выборы Президента РФ, глав субъектов РФ и глав муниципальных образований проводятся по мажоритарной системе.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ с 2016 года проводятся таким образом: одна половина депутатов (225) избирается по мажоритарной системе, другая половина по пропорциональной системе. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ создаётся:

    225 одномандатных избирательных округов, от которых победителями выходят по одному кандидату (мажоритарная система);

    единый федеральный избирательный округ, от которого избираются депутаты пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (пропорциональная система).

Выборы депутатов законодательных органов субъектов РФ проводятся по - разному в каждом субъекте РФ. Так, в большинстве субъектов РФ применяется смешанная избирательная система для проведения данных выборов, а в Республике Дагестан, Ингушетия, Чечня и некоторых других по пропорциональной системе.

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Ивановский колледж легкой промышленности»

Конспект урока

«Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах»

Корягина О.Ю., преподаватель истории и обществознания

Иваново 2014

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель – Корягина О.Ю.

Предмет: «Обществознание»

Тема программы : ОДБ. 05.5. «Политика как общественное явление»

Тема урока : «Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах».

План содержания.

    Избирательный процесс в РФ.

    Избирательные системы в РФ.

Цели урока:

    учебная :

формирование новых знаний о выборах, избирательном процессе, избирательных системах и законодательстве, регулирующем избирательное право и выборы в Российской Федерации;

    развивающая (ОК) :

Формирование познавательных компетенций через развитие функций мышления обучающихся (выделение существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение) и умения самостоятельной работы с текстовой и видеоинформацией, совершенствование умений работы с ИКТ;

Формирование регулятивных компетенций через развитие функций целеполагания и рефлексии;

Формирование коммуникативных компетенций через развитие активного слушания и аргументированно излагать свою позицию, отстаивание своей точки зрения.

    воспитательная (ОК):

формирование личностных компетенций через воспитание активной гражданской позиции и чувства патриотизма, через правовое воспитание граждан РФ; развитие ответственности за качество работы, аккуратности; развитие самостоятельности и инициативности, через повышение самооценки обучающихся.

Тип урока : формирование новых знаний.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

    учебник «Обществознание: 10 кл.» под ред. Л.Н. Боголюбова;

    Конституция РФ;

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 3,4);

    словари предметных терминов;

    доклад с презентацией обучающихся;

    раздаточный материал – рабочая карта урока;

    мультимедийная установка;

    системный блок, монитор, мышка.

Методическая цель : использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания для активизации мыслительной деятельности учащихся. Использование элементов личностно-ориентированного обучения.

Время урока: 80 минут.

ХОД УРОКА

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Доклад старосты об отсутствующих и готовности к уроку.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы для учащихся:

- Посмотрите на представленные иллюстрации на слайде и скажите, какие из них лишние?

- По какому принципу вы определили это?

- Что объединяет все оставшиеся картинки?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Каковы же цели сегодняшнего урока?

Подведение итогов 2-го этапа урока.

Организует работу по совместному целеполаганию и мотивации в ходе фронтального опроса.

Помогает правильно сформулировать тему и цели урока.

Проецирует тему и цели урока на экран.

С помощью учащихся подводит итоги данного этапа урока.

Определяют лишние рисунки. Аргументируют свой выбор. Высказывают свои суждения, формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают, осмысливают, помогают учителю, отвечают на дополнительные вопросы. Запоминают.

Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся:

- Назовите основные типы политических режимов.

- Дайте определение термина «демократия».

- Назовите основные принципы демократии.

Подведение итогов 3-го этапа урока.

Организует фронтальный опрос учащихся.

Подводит итоги данного этапа урока с помощью учащихся.

Анализирует деятельность учащихся на данном этапе урока.

Отвечают на вопросы.

Актуализируют познания.

Слушают, осмыс-ливают, помогают учителю, отвечают на дополнительные вопросы.

Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.

Делают выводы.

Работа по теме.

Выборы как основной инструмент демократии.

Вопросы к учащимся о выборах из их субъектного опыта:

- Попробуйте сформулировать определение термина «выборы», исходя из того, что Вы знаете о выборах.

- Попробуйте сформулировать основные функции выборов, исходя из Ваших знаний о выборах;

- Вспомните, когда были последние выборы в Российской Федерации и в Ивановской области? Кого мы

избирали на данных выборах?

- Кого могут выбирать на выборах?

- Какие выборы по Конституции РФ есть в России на сегодняшний день?

Законодательство Российской Федерации об избирательном праве и выборах.

Работа с учащимися :

- Ознакомьтесь с текстом Конституции РФ (ст.32), Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» (ст. 3, 4) и текстом учебника (§ 23) и ответьте письменно на вопросы:

  • - О каком праве идёт речь в данных документах?

    - Попробуйте дать определение термину «избирательное право».

    - С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?

    - Кто лишен избирательного права и по каким причинам?

    - Назовите основные виды избирательного права.

    - Назовите основные принципы избирательного права в соответствии с законодательством РФ.

    - Какие еще Вы можете назвать законы о выборах в РФ?

Проверка ответов на вопросы в тетрадях учащихся.

Подведение итогов данного этапа урока.

Избирательный процесс.

Доклад обучающихся по теме: «Избирательный процесс: основные этапы».

Подведение итогов данного этапа урока.

Избирательные системы.

Работа учащихся с учебником:

(§ 23)

- найдите в параграфе определение термина «избирательная система»;

- запишите основные типы избирательных систем и их особенности.

Подведение итогов 4-го этапа урока.

Помогает учащимся вспомнить субъектный опыт участия в каких-либо выборах.

Помогает учащимся сформулировать определение.

Правильное определение проецируется на слайде.

Помогает учащимся сформулировать основные функции выборов.

Проецирует на экране правильный ответ на вопрос.

Помогает учащимся вспомнить о выборах, проходящих в РФ и в Ивановской области.

Помогает учащимся сформулировать основные выборные должности в РФ.

Помогает учащимся правильно ответить на вопрос.

Подводит итоги данного этапа урока. Анализирует деятельность учащихся на данном этапе урока.

Организует работу учащихся с текстами Конституции РФ, Федерального закона РФ и учебника.

Помогает учащимся дать правильное определение термину «избирательное право».

Помогает учащимся правильно ответить на вопросы, закрепляет правильные ответы.

Организует проверку записей в тетрадях.

Организует выступление обучающихся с использо-ванием презентации с элементами опережаю-щего обучения.

Объясняет учащимся правила ведения записей в тетради по докладу учащегося.

Подводит итоги и анализирует деятель-ность учащихся на данном этапе урока.

Организует работу учащихся с учебником.

Организует проверку записей учащихся в тетрадях.

Анализирует деятель-ность учащихся на основной части урока.

Оценивает, комментирует оценки.

Вспоминают, делятся впечатле-нием об участии в выборах, анализируют.

Делают выводы.

Вспоминают, высказывают свои суждения. Формулируют определение. Записывают в тетрадь.

Высказывают свои суждения, осмысливают, формулируют основные функции выборов. Записывают в тетради.

Высказывают суждения, слушают, осмысливают.

Отвечают на вопрос с помощью Конституции РФ. Делают выводы.

Отвечают на данный вопрос с помощью Конституции РФ.

Делают выводыё

Осмысливают, делают выводы и записи в тетрадях.

Читают, осмысливают, делают выводы, отвечают на вопросы.

Устно дают определение «избирательное право».

Записывают пра-вильные ответы в тетрадях.

Отвечают на поставленные вопросы, читая записи в тетрадях.

Слушают, осмысливают, запоминают.

Обучающиеся выступают с докладами с использованием презентации.

Учащиеся слушают, осмысливают, делают конспек-тивные записи в тетрадях по ходу доклада.

Слушают, осмысливают и делают выводы.

Читают текст учебника, осмысливают, делают выводы и записывают ответы на поставленные вопросы в тетрадях.

Слушают, осмысливают, делают выводы по данному этапу урока.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям (дифференцированные задания разного уровня сложности по способностям учащихся).

Задания для учащихся:

1 вариант – тест;

2 вариант – решение кроссворда;

3 вариант – работа с текстом.

Подведение итогов выполнения заданий по закреплению полученных знаний на основном этапе урока.

Анализ деятельности учащихся на данном этапе урока и выставление оценок.

Организует работу учащихся по карточкам-заданиям с целью закрепления знаний с проецированием заданий на экран.

Аргументирует принцип разделения заданий.

Проверка правильности выполнения заданий с проецированием на экран правильных ответов.

Организует самопровер-ку ответов учащимися.

Подводит итоги выполнения заданий и данной части урока. Анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки за данный этап урока, комментирует оценки.

Читают задания, осмысливают, включают логическое мышление, выполняют задание по выбору в письменной форме, задание 2 варианта выполняется на ПК.

Осуществляют самопроверку, анализируют свои ответы, делают выводы.

Слушают, осмысливают, анализируют свою деятельность на данном этапе урока. Слушают свои оценки, делают выводы по данному этапу урока.

Рефлексия.

Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока и выставление оценок за урок.

Вопросы к учащимся:

- Какие цели были поставлены на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Что у вас вызвало интерес на уроке?

- Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

    - Что Вы делали сегодня на уроке?

- Что бы Вы хотели изменить в сегодняшнем уроке?

Организует оценку деятельности учащихся на уроке.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, анализирует и аргументирует оценки учащихся на уроке.

Рефлексия собственной деятельности на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке, аргументируя ответы на вопросы.

Слушают и осмысливают анализ оценок за урок, делают выводы.

Домашнее задание:

(по выбору)

1. Нарисуйте плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.

2. Напишите сочинение -размышление «Мой голос на выборах – это…»

Предлагает задания по выбору учащихся, исходя из их субъективного опыта.

Задания проецируются на экран.

Объясняет порядок их выполнения.

Выбирают задание в зависимости от уровня своей подготовленности по данной теме.

Записывают выбранный вариант в тетрадь.

Презентация на тему: Обществознание 11 класс «Избирательная кампания в РФ»




























1 из 27

Презентация на тему: Обществознание 11 класс «Избирательная кампания в РФ»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. Компонент избирательной системы: избирательное право; избирательный процесс. Виды избирательного права: активное; пассивное. Принципы избирательного права РФ: альтернативные выборы; всеобщие выборы; прямые выборы; равные выборы; тайное голосование. Этапы избирательного процесса. Типы избирательных систем: мажоритарная; пропорциональная; смешанная. Проблемы в избирательных кампаниях последних лет. Правовое регулирование избирательной системы РФ.

№ слайда 3

Описание слайда:

Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ОБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ: комплекс правовых норм о порядке выборов В СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ: право граждан государства принимать участие в выборах АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – ПРАВО ИЗБИРАТЬ ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМ Избирательное право может быть ограниченно цензами: возрастным имущественным образовательным национальным расовым сословным половым ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению избирательных прав. Конституция РФ. Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

№ слайда 7

Описание слайда:

ОГРАНИЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ АКТИВНОГО ПАССИВНОГО состояние недееспособности (по решению суда) нахождение в местах лишения свободы (по приговору суда) наличие гражданства или вида на жительство другого государства совершение тяжкого и особо тяжкого преступления (в случае неснятой и непогашенной судимости) Состояние судимости, как правило, возникает с момента вступления в законную силу приговора суда, и прекращается в результате погашения или снятия судимости. Погашение судимости происходит, если в течение определённого срока (зависящего от тяжести преступления) после отбытия наказания лицо не совершает новых преступлений. Для отдельных категорий лиц (например, несовершеннолетних) могут устанавливаться сокращённые сроки погашения судимости. Снятие судимости может происходить в судебном порядке до истечения этого срока. Погашение или снятие судимости устраняет уголовно-правовые последствия, связанные с ней. Введение в законодательство сроков погашения судимости отражает правовую презумпцию: у законодателя имеются основания предполагать, что по истечении данного срока применение ограничений, связанных с судимостью, утрачивает целесообразность. Законодательство большинства стран СНГ предусматривает следующие сроки погашения судимости: при условном осуждении - по окончании испытательного срока; при осуждении лица к наказаниям, не связанным с лишением свободы - 1 год после отбытия наказания; при осуждении к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести - 3 года после отбытия наказания; при осуждении к лишению свободы за тяжкие преступления - 6 лет после отбытия наказания; при осуждении к лишению свободы за особо тяжкие преступления - 8 лет после отбытия наказания.

№ слайда 8

Описание слайда:

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ РАВНЫЕ ВЫБОРЫ ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ Надпись на стене: «Царским слугам, генералам, фабрикантам, помещикам, попам, кулакам нет места в Советах» НЕ ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными. Всеобщий характер избирательного права выражается в том, что участвовать в выборах могут все граждане, достигшие определенного возраста, независимо от пола, расы, социального происхождения и других факторов. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

№ слайда 9

Описание слайда:

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ РАВНЫЕ ВЫБОРЫ ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ НЕПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ НЕРАВНЫЕ ВЫБОРЫ ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными. Всеобщий характер избирательного права выражается в том, что участвовать в выборах могут все граждане, достигшие определенного возраста, независимо от пола, расы, социального происхождения и других факторов. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом БОЛЬШИНСТВО голосов АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (50 % + 1 голос избирателя) 2 тура голосования ОТНОСИТЕЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов 1 тур голосования Какие должностные лица выбираются в РФ по мажоритарной системе? Определите достоинства и недостатки мажоритарной системы? Президент РФ голосуем за конкретного человека персональная ответственность кандидата за свои предвыборные обещания Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком - невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.

№ слайда 15

Описание слайда:

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом БОЛЬШИНСТВО голосов НЕДОСТАТКИ МАЖОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫ Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком - невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.

№ слайда 16

Описание слайда:

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - мандаты распределяются пропорционально полученному каждой партией числу голосов избирателей (выбираем не человека, а партию) Схема мест в Государственной думе Российской Федерации по политическим партиям по состоянию на декабрь 2011 года. Единая Россия (238) КПРФ (92) Справедливая Россия (64) ЛДПР (56) ПРОЦЕНТНЫЙ БАРЬЕР - доля голосов избирателей, получив которую, партия будет представлена в парламенте. В России: 2007 год - барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 до 7 % 2011 год - предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов 2016 год - барьер вновь составит 5 % 450 депутатов НЕДОСТАТКИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов депутаты не несут персональную ответственность за свои действия перед избирателями, «прячутся» за партию Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

СМЕШАННАЯ СИСТЕМА - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной Зал пленарных заседаний Госдумы РФ В России смешанная система выборов в Государственную Думу использовалась до 2003 года. С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства 225 - по пропорциональной избирательной системе смешанная несвязанная (параллельная) система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы); смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Конституция РФ. Статья 77 1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Конституция РФ. Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

ГЛОССАРИЙ ВЫБОРЫ - процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - это принцип и условие участия граждан в формировании выборных органов, комплекс правовых норм о порядке выборов. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению избирательных прав. АБСЕНТЕИЗМ – уклонение граждан от участия в выборах. ЭЛЕКТОРАТ (лат. elector - избиратель) - круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.

№ слайда 26

Описание слайда:

ЦИТАТНИК Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина. Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ. Избирательный бюллетень сильнее пули. Авраам Линкольн (1809-1865), 16-й президент США, освободитель американских рабов. Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Отто фон Бисмарк (1815-1898), первый канцлер Германской империи, осуществивший план объединения Германии. Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют. Джордж Нейтан (1882-1958), американский литературный и театральный критик, редактор. Когда я вступил в должность президента, больше всего меня поразило то, что дела действительно были так плохи, как мы утверждали. Джон Кеннеди (1917-1963), 35-й президент США.

№ слайда 27

Описание слайда:

Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http://all-politologija.ru/knigi/muxaev-politologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bpoliticheskaya-zhizn-obwestvab/vybory-i-referendum?seconds=0&chapter_id=772 – ИнтернетУрок по теме «Выборы и референдум» http://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/izbiratelnye-sistemy - конспект лекции и проверочный тест по теме «Избирательные системы». http://humanitar.ru/page/ch4_10 - Конспект по теме «Избирательная кампания в РФ»

Теоретическое учение Карла Маркса, выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии К. Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе.

Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественноэкономической формации.

Термин «формация» (от лат. formatio - образование) первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г. К. Фюксе- лем и затем, на рубеже XVIII - XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А. Г. Бернером. Взаимодействие и смена экономических формаций были рассмотрены К. Марксом в приложении к докапиталистическим формациям в отдельном рабочем материале, который лежал в стороне от исследования западного капитализма.

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. Формация - это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждая из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда, исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

Понятие общественной формации К. Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип. В связи с этим М. Вебер совершенно справедливо считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, «мысленными конструкциями». Он и сам умело пользовался этим мощным познавательным инструментом. Это такой прием теоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. К. Маркс называл такие конструкции «чистым» типом, М. Вебер - идеальным типом. Суть их в одном - выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное объединить в непротиворечивую логическую модель.

Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы следующие структурные и динамические элементы:

  • 1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран.
  • 2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом - экономикой.
  • 3. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса).
  • 4. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим.

Согласно социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки.

Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти - политика. То есть она реальна - с точки зрения влияния на общественную формацию - лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь.

Под производительными силами марксизм понимал:

  • 1. Людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду.
  • 2. Землю, недра и полезные ископаемые.
  • 3. Здания и помещения, где осуществляется процесс производства.
  • 4. Орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков.
  • 5. Технологию и оборудование.
  • 6. Конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории - личные и вещественные факторы производства.

Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социотехническую систему производства, а производственные отношения - социально-экономическую. Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Производственные отношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение и действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции.

В «Капитале» К. Маркс доказывает, что производственные отношения определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил.

Общественно-экономическая формация - это совокупность стран на планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты и учреждения, определяющие базис и надстройку общества.

Согласно формационной теории К. Маркса, в каждый исторический период, если сделать моментальный портрет человечества, на планете сосуществуют самые разные формации - одни в своем классическом виде, другие - в своей пережиточной форме (переходные общества, где наслоились остатки самых разных формаций).

Всю историю общества можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. Маркс называл их способами производства. Всего исторических способов производства (они называется также общественно-экономическими формациями) пять.

История начинается с первобытнообщинной формации, при которой люди трудились сообща, нс было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов. Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ производства.

На смену рабовладению пришел феодализм - способ производства, основанный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Он возник в конце V в. в результате разложения рабовладельческого, а в некоторых странах (в том числе у восточных славян) первобытно-общинного строя

Сущность основного экономического закона феодализма - производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты в виде отработочной, продуктовой и денежной. Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у помещика и сдается крестьянину на временное использование (в аренду). Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить ему безбедно и в праздной роскоши.

Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится, наряду с собствснником-предпринимателем, главной фигурой на следующем - капиталистическом - этапе развития. Основным способом производства становится добывающая и обрабатывающая промышленность. Феодализм серьезно подорвал основу своего экономического благополучия - крестьянское население, значительную часть которого разорил и превратил в пролетариев, людей без собственности и статуса. Они заполнили города, где в это Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который ограничивает эксплуатацию определенными нормами, согласованными с юридическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, и пускает свой капитал в оборот. Размеры получаемой им прибыли определяются ситуацией на рынке, искусством управления и рациональностью организации труда.

Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает людей к равенству на более высокой материальной основе. В планомерно организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государства как машины подавления.

Функционирование и смена формаций подчиняется общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Единство исторического процесса не означает, что каждый социальный организм проходит все формации. Их проходит человечество в целом, «подтягиваясь» к тем странам и регионам, где победил наиболее прогрессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы.

Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание исторического прогресса.

Материалистической теория истории К. Маркса является потому, что определяющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию людей. Бытие определяет сознание, взаимоотношения людей, их поведение и взгляды. Фундаментом общественного бытия выступает общественное производство. Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодействия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений. Совокупность нс зависящих от сознания людей производственных отношений составляет экономическую структуру общества. Она называется базисом. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка. Сюда относятся различные формы общественного сознания, в том числе религия и наука. Базис первичен, а надстройка вторична.