Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и Египте. Египетское рабство

Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, ставшим первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти.

Иосиф помог своему отцу Иакову со всей семьёй (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гесем (Гошен) (Быт.47).

Переселение евреев в Египет произошло в то время, когда там правила династия гиксосов, или «царей-пастухов» (с XVII в. до н.э), которая принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов.

Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но можно думать, что это были кочевники, обитавшие в сирийских степях и постоянно тревожившие Египет своими набегами, так что он должен был защитить себя особой каменной стеной, тянувшейся почти через весь Суэцкий перешеек.

Воспользовавшись слабостью правительства, кочевники завоевали Египет, и первое время их владычества ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, которое, однако же, скоро подчинилось египетской цивилизации, так что через несколько поколений двор гикских царей ничем не отличался от двора туземных фараонов.

При одном из представителей этой династии, по всей вероятности, и правил Египтом Иосиф, так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихся природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны.

Имя этому фараону Апапи II. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам - евреям один из богатейших округов страны.

Поселённые на богатой почве, окружённые всеми влияниями высокоразвитой культуры и пользуясь выгодным положением племени, родственного первому министру и благодетелю страны, евреи начали быстро размножаться. Между тем в жизни Египта совершилась важная перемена. Из Фив вышло освободительное движение, которое ниспровергло гикскую династию и гиксы были изгнаны из Египта (около 1550 г. до н. э.).

Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая, туземная XVII-я династия. Под влиянием продолжительной и упорной борьбы с гиксосами в ней выработался дотоле неизвестный в Египте дух воинственности и завоевательности, а вместе с тем развилась и крайняя политическая подозрительность ко всему неегипетскому и особенно - пастушескому.

Ввиду этого вполне естественно, что новая династия не только не имела склонности сохранить прежние привилегии и вольности еврейских переселенцев, а напротив, вследствие их известной связи с гиксосами начала относиться к ним подозрительно и враждебно.

Так как они уже успели значительно возрасти в числе и представляли собой немаловажную политическую силу, то по отношению к ним началась система угнетения, которая становилась все сильнее с каждым новым царствованием.

Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками и дворцами, которыми украшались их резиденции; но чем знаменитее был фараон, чем блистательнее было его царствование, тем больше стонал народ под тяжестью непосильных работ.

Партиями отвозили изнурённых рабочих в каменоломни, заставляли высекать огромные глыбы гранита и с невероятными усилиями тащить их к месту построек; заставляли рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это ясно изображает Пятикнижие:

«Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» ( .1:13-14).

§ 6–7. Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

Египетские фараоны

Египтяне верили, что правители государства ведут свое происхождение от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно.

Фараон и его супруга. Изображение на стене гробницы

Фараон обладал безграничной властью над своими подданными. В его руках были жизнь и смерть любого из них, включая и самых знатных вельмож. Случалось, что за заслуги цари Египта награждали выходцев из простого народа. Но бывало, что и самые знатные вельможи, попав в немилость, лишались всех богатств и званий и ссылались в каменоломни.

Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть ее он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал работников-земледельцев, которые ее обрабатывали.

Египетские вельможи

Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители номов. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну.

Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом поменьше командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях.

Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за прической, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги не касались дорожной пыли.

Знатный египтянин. Деревянная скульптура

Труд земледельцев

Главным занятием жителей Египта было земледелие. Борясь с заболачиванием почв, египтяне строили вдоль берега Нила дамбы. Через отверстия в них на поля проходило столько воды, сколько требовалось для орошения. В глубь страны тянулись каналы. Они способствовали более равномерному орошению всей долины. Со временем вся долина Египта покрылась густой сетью оросительных сооружений.

Египетские земледельцы научились орошать даже возвышенности и склоны холмов, окружавших долину. Они подавали туда воду при помощи особых приспособлений – шадуфов. Шадуф напоминал колодезный журавль: к его концу привязывалось кожаное ведро, которым зачерпывали воду из водоема, а затем поднимали и переливали ее в водоем, расположенный выше по склону. Там находился другой шадуф, подававший воду еще выше, и так далее.

Древнеегипетские земледельцы. Рисунок на стене гробницы

В древности египтяне обрабатывали поля мотыгами, потом стали использовать деревянный плуг с медным наконечником.

Как жили земледельцы

Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из обожженного на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино.

Древнеегипетский глиняный сосуд

Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Почти каждая семья имела в хозяйстве домашних животных – коров, свиней, коз, овец. Они давали молоко, шерсть, мясо, а также использовались в сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц – голубей, уток, гусей, даже журавлей.

Речная охота. Рисунок на папирусе

Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из беленого полотна, а женщины – прямые узкие платья.

Ремесленники Древнего Египта

В Древнем Египте существовало множество различных ремесел. Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие. Ткачи пряли и ткали льняное полотно. Гончары лепили красивую посуду из глины. Были ремесленники и других специальностей: строители, плотники, корабельщики, кожевники.

Особенно славились египетские ювелиры. Они умели делать великолепные украшения из драгоценных камней, золота, серебра. Но серебра в Египте не было, его привозили из дальних стран. Поэтому ценилось оно даже выше золота. Долгое время драгоценным металлом считалось в Египте и железо. Выплавлять его не умели, а получали из найденных метеоритов. Поэтому железо в древности называли «небесным металлом» и как величайшую драгоценность обрамляли в золото и серебро.

Древнеегипетские ремесленники. Рисунок на стене гробницы

Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая свое время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время еще не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счет налогов они отдавали часть своих изделий.

Фигурка рабыни

Рабы в Древнем Египте

Наиболее тяжелой в Древнем Египте была жизнь рабов. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ. Рабы строили каналы и дороги, работали в рудниках и на каменоломнях, были носильщиками и гребцами на кораблях. Женщины-рабыни использовались в домах богатых египтян в качестве прислуги. Они мололи зерно, следили за детьми, прислуживали за столом, помогали по хозяйству.

Рабы не имели никакого имущества и принадлежали своему господину. Он был волен сделать с ними все что угодно: продать, наказать, даже убить.

Подведем итоги

Египетские вельможи были самыми богатыми и знатными людьми Древнего Египта. С их помощью фараон управлял государством. Земледельцы, ремесленники и рабы составляли самую многочисленную, но и самую бесправную часть населения Египта. Но именно их руками созданы все богатства Египта.

Дамба – земляная насыпь.

Метеориты – небольшие небесные тела, иногда падающие на землю.

«Правитель области передавал налоги с нее царю и постоянно поддерживал в ней трудовую деятельность; при нем ни разу не было голода, все поля были обработаны…»

Из надписи в гробнице чиновника

Вопросы и задания

1. Какой властью обладали фараоны и на чем она была основана?

2. Кто такие вельможи? Какое место они занимали в управлении Египетским государством?

3. Для чего египтяне строили дамбы и каналы?

4. Расскажите, как одевались, как жили и чем питались простые египтяне.

5. Какое место занимали рабы в Древнем Египте и какие виды работ они выполняли?

6. Пользуясь иллюстрациями и текстом учебника, составьте рассказ о труде египетских земледельцев.

Из книги Сильбо Гомера и другие автора Босов Геннадий

ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ Ограбленные фараоны Любящие жизнь и ненавидящие

автора Вяземский Юрий Павлович

Фараоны Вопрос 1.26Какое событие велела изобразить на стене храма Хатшепсут, супруга фараона Тутмоса Второго, жившая в первой половине XV века до Рождества Христова?Вопрос 1.27Вам знакомо современное молодежное словечко «прикид»?Ну так опишите, пожалуйста, прикид Хатшепсут

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Фараоны Ответ 1.26Хатшепсут велела изобразить на стене храма свое рождение от великого бога Амона. Дескать, Амон принял облик фараона, вошел к смертной женщине, и именно таким образом появилась на свет великая и божественная Хатшепсут.Ответ 1.27После смерти мужа Хатшепсут

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Однодневные фараоны В сущности, трудовому люду Египта было глубоко безразлично, к какому числу и месяцу относят жрецы тот или иной день. У крестьян был свой, земледельческий «календарь», связанный с тремя временами года, которые начинались разливом Нила, полевыми

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

«ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ» 1. Любимцы Елизаветы ПетровныАлексей Григорьевич Разумовский. «Веселая царица была Елисавет, поет и веселится – порядка только нет…» – так, шутя, писал о Елизавете Петровне А. К. Толстой. Многие современники отмечали, что императрица вела

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 1 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. - Земледелие и городская промышленность. - Польско-русские крестьяне. - Столкновение европейского хозяйства с азиатским. - Малорусские крестьяне в новых колониях. - Соперничества между мещанами и шляхтою. - Колонизация

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники Административно-военные функции в древнеассирийском государстве выполняли разного рода вельможи, как то: главнокомандующий (туртану), главный евнух (раб ша реши), главный казначей (масенну), главный виночерпий/кравчий (раб

Из книги Русско-еврейский диалог автора Дикий Андрей

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

«Все султаны, ханы, вельможи и эмиры преподнесли дары…» Тем временем новоявленный падишах устроил при дворе свой первый прием.В эти насыщенные недели записи в дневнике становятся разрозненными. Бабур не сообщает, с какой целью он задумал этот «тамаша» – общий праздник

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли - Холопство, то есть поголовное рабство там, где нет его в юридическом смысле, означает рабство добровольное, отчасти неосознаваемое рабом. Это краевое понятие проходит сквозь человеческую жизнь в

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Фараоны Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это не царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом, богом на земле и после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

«Чудаки эти фараоны» Каждая беседа с Насером имела свою специфику. Она определялась и характером конкретных вопросов, по которым происходил обмен мнениями. Но всегда присутствовали какие-то общие черты, заслуживающие быть отмеченными. Ведь Насер был человеком

Из книги Страна золота - века, культуры, государства автора Куббель Лев Евгеньевич

Основа хозяйства: крестьяне и рабы Мне уже пришлось мимоходом указывать, что Сонгай существенно отличалось в своей хозяйственной основе от своего непосредственного предшественника Мали, не говоря уже о Гане. Попробуем же определить это отличие более подробно. А заодно

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Рассмотрим еще одно событие, центральное в Пятикнижии, - пребывание еврейского народа в плену у египтян и его исход, о котором, как любят заявлять приверженцы мифа, не найдено или вернее почти не найдено археологических подтверждений. Упомянутое здесь выражение «почти не найдено», подразумевает некоторые сообщения, которые проливают свет на пребывание Израильского народа в Египетском плену.

История «избранного народа», детей Авраама «по плоти», представляет собой большой интерес главным образом потому, что открывает многогранность святого характера Бога, Его бесконечную милость, абсолютную справедливость, беспредельную мудрость, неограниченную силу и Его вечную любовь.

Многие ученые признают египетский плен Израиля и его исход за историческое событие и имеют для того свои веские доводы.

И. Крывелев в своем труде цитирует православного богослова А. Лопухина:

«…История рабства Израильтян в Египте отражается, так сказать, в каждом иероглифе древних египетских памятников, по странной случайности доселе однако на этих памятниках не найдено ни одного имени, которое бы прямо относилось к евреям и называло бы их одним из присвоенных ими наименований».

В гробнице правителя одной из египетских провинций было обнаружено изображение: «…группа мужчин с характерными семитскими бородками вместе с женщинами и детьми пришла на поклон к египетскому чиновнику и преподносят ему дань…» Надпись гласит, что на картине изображено семейство некоего Абши, состоящее из 37 человек. Археологическое исследование установило, что изображение относится, примерно к 1900 г. до н. э.

Русский историк Иегер видит в этой картине тождественность двух событий - прихода в Египет Иакова и его встречи с Иосифом. «В русском издании «Всеобщей истории» Иегера снимок с картины, о которой идет речь, сопровождается надписью: «переселение евреев в Египет».

Вот, что сообщает по этому поводу А. Лопухин: «Когда братья Иосифа прибыли в Египет со своим отцом, голод еще свирепствовал, и не будь тех мудрых мер, которые были приняты министром фараона Апапи II, сделавшим большие запасы во время урожайных годов, превосходивших обычные сборы хлеба, голод этот повлек бы за собою бесчисленные жертвы.

Иосиф, между другими должностями, имел и надзор за царскими житницами. Эта должность имела весьма важное значение при дворе фараонов.

Житницы представляли собою обширные, конической формы помещения, которые располагались на одной линии и закрывались сверху, откуда они и наполнялись. Одно отверстие в виде небольшого четырехугольного окна имелось обыкновенно внизу или в середине житницы и предназначалось для того, чтобы брать хлеб или для проветривания житницы. В подобные житницы различных городов Египта Иосиф собрал избыток жатв плодородных годов. При сухом климате этой страны зерновой хлеб сохранялся великолепно. В Луврском музее можно и теперь видеть хлебные зерна, которые найдены были в египетских гробницах и имели таким образом сорокавековую древность. Зерна, извлеченные из египетских гробниц, несмотря на такую древность, тем не менее сохранили в себе зародыши жизни и при посеве давали росток. Поэтому для Иосифа не было ничего легче и удобнее, как сохранить хлеб в течение семи лет голода.


Памятники древнего Египта также содержат немало свидетельств о голоде, который время от времени терпела эта страна.

Ко времени переселения Иакова в Египет эта страна уже имела за собою тысячелетия истории: во главе государства сменилось шестнадцать династий, последовательно управлявших его судьбой. Теперь царствовала семнадцатая династия, известная под названием пастушеской или гиксанской (гиксосской). Она, как уже сказано было выше, принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов.

Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали: но несомненно, что этим переворотом Египет был обязан одному из тех народных движений, которые временами поднимались из глубины Азии, и волны которых распространялись все дальше и дальше на запад.

При одном из представителей этой династии, именно Апапи II, и правил Иосиф Египтом. Только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презираемых природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. При нем пастушеская династия достигла высшего своего блеска, и страна после смут стала вновь оправляться в своем внутреннем благосостоянии. Но вместе с тем в среде природных египетских князей, находившихся в подчинении у фараона, стали замечаться политические движения, направленные к освобождению страны от чужеземцев. Предчувствуя опасность, пастушеская династия естественно заботилась о том, чтобы упрочить свое положение и покровительствовала инородцам, раздавая им для поселения лучшие участки земли с той целью, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить тот факт, что фараон Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам один из богатейших округов страны.

Округ Гесем лежал на северо-восточной границе Египта. Там и раньше селились разные кочевые выходцы, так как он отличался превосходными пастбищами. В настоящее время, вследствие многовекового запустения, округ этот представляет печальную пустыню, покрытую песком, рыхлым камнем и солончаками: но признаки его древнего плодородия можно видеть и теперь на берегах канала, проведенного Лессепсом от Нила к Суэцкому каналу. Где только проходит вода, пустыня оживает и диковинно расцветает, показывая, что нужна только влага для того, чтобы превратить весь округ в плодородные поля и роскошные пастбища».

Выводы Зенона Косидовского на этот счет совпадают с вышеизложенным.

«Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книге Бытие (46,34) о евреях сказано так… «мерзость для египтян всякий пастух овец». Легко понять, что гиксосские фараоны, с подозрением относившиеся к местному населению, питали больше доверия к близким им по происхождению и языку азиатам, пришедшим из Ханаана. Даже фараоны-египтяне иногда проводили подобную политику в отношении отдельных лиц.

Гиксосский фараон, несомненно, отдавал себе отчет в революционной традиции Египта и поэтому боялся, как бы новое восстание народных масс не расшатало его власть, в особенности потому, что был он чужим, ненавистным деспотом. Таким образом, когда Иосиф предложил свой план предотвращения грядущего голода, фараон приветствовал его как мужа, ниспосланного провидением. Этим объясняется и особо привилегированное положение Иосифа при дворе, и милости, какими его осыпал фараон.

Человек настроенный скептически, мог бы нам возразить, что все это искусно построенное рассуждение опирается всего лишь на очень лаконичные упоминания в Библии и, в первую очередь на догадки, так как твердо не установлено, что израильтяне поселились в Египте в период властвования гиксосов. Библейская хронология весьма проблематична, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, когда именно Иаков и его род забрели в Египет. Это в равной мере могло случиться и до вторжения гиксосов, и после их изгнания.

Ответ на эти сомнения мы находим в замечательном анализе библейского текста, который дает французский египтолог Пьер Монте в книге «Египет и Библия». Монте делится с читателями следующими наблюдениями:

«Иаков, как мы уже знаем, поселился в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Нила. Иосиф, будучи наместником фараона, жил, разумеется, рядом со своим владыкой в столице. При известии о прибытии семьи Иосиф незамедлительно сел в колесницу и поспешил навстречу отцу. Потом он вернулся к фараону, чтобы рассказать ему о своей поездке.

Из Библии совершенно неопровержимо следует, что события эти произошли на протяжении очень короткого времени, если даже не в один и тот же день».

В книге Бытие (45,10) Иосиф обещает отцу, что поселит его в земле Гесем и, стало быть, поблизости от себя. Отсюда особо напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должна была находиться на небольшом расстоянии от земли Гесем, т. е. в самой дельте. Ею ни в коей мере не могли быть такие города, как Мемфис, Фивы или Фаюм. Они лежали слишком далеко от Гесема, и путешествие Иосифа в колеснице заняло бы несколько дней. К тому, как утверждает французский египтолог Масперо, в Египте, ввиду отсутствия подходящих дорог, никогда не пользовались колесницами для дальних путешествий. Такие путешествия, как правило, совершались на барках по главной коммуникационной артерии, которой являлся Нил.

Все вышеприведенные обстоятельства служат нам как бы путевыми столбами, стрелки на которых дружно направлены в сторону Авариса, столицы гиксосов. Мы теперь уже знаем, что Аварис лежал в дельте Нила, так как руины этого города вместе со множеством гиксосских печатей раскопаны по соседству с современной деревней Сан-эль-Хагер. И если Иосиф осуществлял власть в Аварисе, то отпадают всякие сомнения: историю его жизни надо вместить в эпоху гиксосов.

В Библейской истории поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев. Вспомним, что Иосифа подстригли, прежде чем он предстал перед фараоном. Эта, казалось бы, мелкая подробность весьма красноречива, так как лишний раз свидетельствует о знакомстве с египетскими обычаями. В Египте никому не разрешалось носить бороду: привилегия эта принадлежала исключительно фараону, который, впрочем, подвешивал искусственную бороду, и поэтому его остригли, как того требовал придворный этикет.

Так же обстоит дело с возведением Иосифа на должность наместника фараона. Торжественная церемония протекала в соответствии с тем ритуалом, с каким нас знакомят папирусы и картины в гробницах. Новый вельможа получал из рук фараона почетные дары, отвечающие его высокому званию, драгоценную цепь на шею, дорогую одежду и, сверх того, жену знатного рода. Во время торжественных шествий наместник занимал одну из позолоченных дворцовых колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона. Египтяне заимствовали у гиксосов обычай пользоваться лошадьми, и этот церемониал, и после изгнания захватчиков сохранился в Египте.

В Библейском сказании знаменательно еще и то, что имена, которые там приводятся, тоже типично египетские. Фараон назвал Иосифа Цафнаф-Панеах, что означает - «Бог говорит: да здравствует». Жену Иосифа звали Асенефа или Асенет, т. е. «принадлежащая Нет» (богине, почитаемой в дельте Нила), а Потифер или Поти-пера - это искаженное имя «Па-ди-па-ре», означает «(тот), которого дал (бог) Ра». В заключение стоит еще добавить, что сказанное об Иосифе дает четкое представление о египетской топографии.

Сообщаемые подробности позволяют легко ориентироваться в расположении земли Гесем и, по косвенным признакам, установить, в какой именно столице жил Иосиф».

Хотя «Библия не говорит, что современник Иосифа был фараон-гиксос, однако ясно, что он не был фараоном национальной династии. Это открывается из того, что Иосиф указывает братьям не на кастовый, а на расовый предрассудок, который наблюдался в Египте в отношении к номадам (пастухам-кочевникам). Египтяне не любили кочевников, они же заклеймили унизительным прозвищем своих фараонов иноземной династии, назвав их «царями-пастухами». Но фараон, современник Иосифа, будучи сам таким «царем-пастухом», не разделял недоброжелательства египтян к номадам, и в частности, к пришельцам-семитам. Это хорошо знал Иосиф и, поэтому, дал совет братьям, чтобы они откровенно сказали фараону о роде своих занятий. Такой вывод из данных Библии напрашивается сам собой, и его давно уже сделал один старый комментатор (Кальмет), не располагавший, по замечанию Уркюхерта, теми данными, которые имеются теперь у египтологов, также подтверждающих, что фараон при Иосифе был гиксосом».

Еще одно свидетельство:

«Считается неоспоримым фактом, что Иосиф жил в Египте под покровительством царского дома хиксосов (гиксосов). После смерти Иосифа владычество хиксосов продолжалось до 1570 г. до н. э. Приблизительно в 1550 году дом хиксосов пал. Амос I (по другим источникам: Ахмос или Яхмос I - Д.Ю.), основатель 18-й династии, изгнал своего царственного предшественника».

В одном из Лондонских папирусов содержится небольшой отрывок, повествующий об изгнании гиксосов, и в этом отрывке значится имя последнего фараона гиксосов Апепи (Апапи).

«Положение их изменилось к худшему со вступлением на престол новой природной египетской династии. «Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», а вместе с тем не мог признавать и прав его потомков на те особенные привилегии, которыми они пользовались при прежней династии. Имя Иосифа, как сановника низверженной династии, могло быть ему неизвестно (или он мог просто не признавать его заслуг). Вместе с тем понятно с какими чувствами царь в его положении мог относиться к израильтянам. Они были привилегированными подданными, пользовались особенной благосклонностью низвергнутой династии, при которой они владели одним из богатейших округов Египта, господствующим над подступом к самому сердцу страны. Ненависть и вражду к низложенной династии он естественно перенес и на любимое ею племя… И вот в чисто государственных интересах начинается по отношению к ним политика давления и угнетения.

Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии, но затем оно перешло и к их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае и не нужно было выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самой местности обитания израильтян. После изгнания гиксосов из Египта требовалось на будущее время охранить страну от вторжения диких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был дармовой труд израильтян. Труд был, очевидно, каторжный: библейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькой от тяжелой работы над глиной и кирпичами, и от всякой работы полевой, и от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1,13-14).

С каждым новым царствованием возрастали тяготы для народа, и не только израильского, но и египетского. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками, которыми украшали свои резиденции, и чем знаменитей был фараон, чем блистательнее его царствование, тем больше стонал народ под гнетом непосильных работ и повинностей. Самым знаменитым фараоном этого периода (18-й династии - Д.Ю.) был Тотмес III (Тутмос). Это был «Александр Македонский» древнего Египта. В течение своего продолжительного 54-летнего царствования он создал бесчисленное множество монументов, величественных храмов и укреплений».

«Почему нет ни одного упоминания об Иосифе в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей, а семит на должности наместника - событие слишком серьезное, чтобы о нем можно было умолчать. Такого рода пробел в египетской историографии казался подозрительным и возбуждал сомнения в реальности фигуры Иосифа.

Нельзя, однако, забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Даже летописцы обходят молчанием период гиксосской оккупации, период страданий и унижения египетской державы. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до н. э. и возобновляются только после 1580 г. до н. э. Одной из жертв этого «вымарывания» ста пятидесяти лет истории пал также Иосиф …исполнитель гиксосской политики, ответственный за глубокие экономические перевороты, непопулярные у египтян».

Глава 3
(часть вторая)

«Камни вопиют…»

Моисей

Относительно Моисея как исторической личности также привожу выводы З. Косидовского:

«До сих пор нет единого мнения относительно того, что произошло на самом деле, и существовал ли в действительности Моисей. Обычно по мере отдаления от давно минувших эпох верх берет элемент исторической правды и уменьшается роль легенды. С Моисеем происходит скорее обратный процесс…

Но разве из этого должно следовать, что Моисей не был реальной исторической фигурой? Отнюдь нет! Современная наука стала более осторожной в вынесении приговоров в таких вопросах с тех пор, как она обнаружила на дне многих легенд и мифов целые залежи истинных событий.

Таким образом, легенды, чудеса и прочие сверхъестественности не исключают той возможности, что Моисей тоже был подлинной исторической личностью. И, следовательно, мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне, хотя безоговорочно доказать это и нельзя, так как египетские хроники и другие источники обходят данное событие молчанием. Поэтому, если мы хотим докопаться хотя бы до частичной правды, то должны прибегнуть к косвенным доказательствам, исследуя скупые, трудно поддающиеся прочтению следы в исторических документах.

Ученые проделали очень интересную в этом отношении реконструкцию. Постараемся восстановить главные ее элементы.

В Библии израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа. Потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея. Этот разрыв охватывает приблизительно 400 лет существования Израильского народа. (Согласно Библейской истории, равно как и по Септуагинте и по «Торгуму Ионафана», израильтяне находились в Египте 215 лет. - Д.Ю.)

После изгнания гиксосов фараоны 18-й династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы. Израильтяне остались в земле Гесем, где вели обособленную пастушескую жизнь».

Освободительные войны фараонов 18-й династии Ахмоса I, Аменхотепа I (он же Аменофис) и др., резиденция которых находилась в Фивах, центре южной провинции Египта, привели и к насаждению единобожия, объявлением Фиванского Амона-Ра общенациональным богом. Это укрепило Египет под властью фараонов и жрецов. Хотя Амон-Ра почитался богом Солнца, теперь ему придавался смысл бога всего Универса. Вот строки из молитвы в его честь: «Предвечный, сотворивший небо, и создавший землю, создавший моря и горы, творец Вселенной, - ты озарил землю во тьме, засияв в хаосе». (Берлинский папирус, 3049, 8 стр.)

«За Амосом (Ахмосом I) последовал Аменофис I (Аменхотеп I), ставший фараоном, где-то около 1525 г. до Р.Х., возможно, тогда и родился Моисей. Но не исключено, что рождение Моисея пришлось на начальную пору господства Тутмоса I, чья дочь Хатшепсут и нашла младенца Моисея в корзине среди тростника (Ср. Исх. 2,1-10). Моисей воспитывался во дворце. До 40 лет он считался египтянином (Деян. 7,20-23).

Если Хатшепсут действительно была той дочерью фараона, которая нашла Моисея, то именно один из вышеупомянутых фараонов и был гонителем израильтян… Моисей родился в разгар этих гонений, когда всех новорожденных израильтян мужского пола фараон требовал умерщвлять (Исх. 1,16), поэтому мать и спрятала будущего пророка в корзине, которую «поставила в тростнике у берега реки» (Исх. 2,3)… Хатшепсут стала первой в истории правительницей Египта, первой женщиной-фараоном. Она правила за 1500 лет до Р.Х. После нее Египтом правил ее приемный сын (по Г.Г. Геллею: ее единокровный брат - Д.Ю.) Тутмос III.

Реальный отец Хатшепсут Тутмос I не имел наследников-сыновей. Потому он и женил своего побочного сына на своей дочери Хатшепсут. Но и у сына, ставшего фараоном Тутмосом II, также не оказалось наследников мужского пола. Он, как и его отец, женил своего побочного сына на его же сводной сестре. После кончины фараона, покуда Тутмос III еще не был совершеннолетним, Египтом правила его мачеха (и одновременно теща) Хатшепсут, продолжавшая править и после достижения совершеннолетия Тутмоса III. Получив, наконец, трон, Тутмос III возненавидел ее настолько, что повелел разрушить ее статуи и ее изображения убрать из фрагментов с надписями и рельефами. Не исключено, что так пропал и какой-либо текст, упоминающий Моисея. Тутмос III ненавидел израильтян и велел уничтожить все записи об участии Израиля в жизни Египта».

Казалось бы, все поставлено на свои места, но в Библии мы читаем, что порабощенные египтянами евреи «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх. 1,11).

Название последнего из этих городов, Раамсес, дало повод некоторым египтологам, и во главе их Бругшу, заключить, что построение их относится ко времени 19-й династии, к царствованию Рамсеса I или II, что было на два столетия позже.

Зенон Косидовский делает вывод, что эти события произошли при Рамсесе II и Мернепте (он же Мернефта, Меренпта, Меренптах, Мернептах), его преемнике.

А вот заявление А.Е. Маккиббон:

«В 1883 году в земле Гесем были сделаны раскопки и найдены развалины древнего города Пифом. Многочисленные надписи говорят, что этот древний город был построен Рамсесом II.

В греческие времена этот город был назван Иерополис или Эро. По-египетски это означает: склад, магазин. Предполагается, что Пифом и Раамсес (Исх. 1,11), которые израильтяне построили для фараона и были городами для запасов. В этом месте исследователь Новилл раскрыл даже комнаты сокровищ. Они крепко построены и разделялись кирпичными перегородками 3-х метровой толщины. Кирпичи полувысушенные солнцем. Половина кирпичей с соломой, а половина - без соломы. Запасные хранилища занимали в Пифоме целую площадь города, стены которого достигают 200 м при семиметровой толщине. Бессоломенные кирпичи в этих стенах, как будто отзываются эхом суровости фараоновых слов, когда он сказал: «Не давайте впредь народу соломы (Исх.5,7) для делания кирпичей, как вчера и третьего дня». Около этих старинных стен мы можем видеть и щупать тяжелую работу еврейских рабов. Если бы эти развалины разговаривали, то какие сказания о жестоких смотрителях, о кровавых истязаниях, об истощении и отчаянии, открыли бы они нам!

Если Рамсес II был фараоном во время рабства, кто же был фараоном во время исхода? Рамсес II правил 66-67 лет, и во второй половине своего правления, правил рукой владычественной.

По смерти Рамсеса II престол наследовал его сын, который никак не походил на своего отца. Вступление на престол Маренптаха, кажется, послужило сигналом для восстания против Египетского трона. Ливийцы Северной Африки, жители островов, морей, народы Азии, поднялись не только для того, чтобы освободиться от египетского рабства, но даже занять его территорию. Мучимый восстаниями и язвами он, наконец, удовлетворил всякое требование евреев».

«В Египте обнаружен древний документ - так называемый «папирус Анастасия». Он описывает жалобы одного египетского начальника, руководившего строительными работами в районе Гозена. Строительство пришлось приостановить, «так как - жалуется начальник - изготовлять здесь кирпич невозможно из-за отсутствия соломы в этой местности».

К. Керам утверждает, что именно «при дворе Рамсеса вырос Моисей».

А вот мнение Зенона Косидовского:

«Рамсес II, правивший в 1292-1234 годах до н. э. (по др. данным 1317-1251 г. до н. э.) был великий воин, который стремился восстановить египетскую державу путем покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землей Гесем. Вдобавок Рамсес II считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. Отца его звали Сети, и этимологически его имя связано с именем почитаемого в этой стране бога Сета.

Рамсес II чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте разоренного Авариса, новую столицу - город Раамсес (впоследствии известный как Танис). Готовясь к захватническому походу, он построил, кроме того, еще один город - Пифом, состоявший по сути дела из складов провианта и военной амуниции. Благодаря археологическим раскопкам нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их развалины и установить их происхождение.

С появлением Рамсеса II кончилась идиллическая обособленность земли Гесем.

Приказ об убийстве новорожденных, о котором говорится в Библии, свидетельствует, что с течением времени преследования израильтян приобрели кровавые, жестокие формы. Казалось бы, мы сталкиваемся здесь с противоречием, ибо, с одной стороны, фараону требовалось все больше рабочих, а с другой стороны, он лишался их в силу своего драконовского приказа. Предполагается, что поводом к уничтожению послужила плодовитость израильтян и перенаселение дельты Нила после того, как там разместилась центральная администрация с бесчисленным множеством чиновников, придворных и военных. Из Библии вытекает также, что многие израильтяне не могли в то время прокормиться разведением скота и вынуждены были переселиться в города, где занялись мелкой торговлей и ремеслом. Это, несомненно, вызвало ненависть египтян, которые быстро ощутили эффект конкуренции израильтян.

Угнетение и преследования содействовали пробуждению у угнетаемых чувства расовой общности, вызвали вначале пассивное, а затем даже активное сопротивление. Процесс этот приобретает наглядность на примере Моисея…

Моисей снова почувствовал себя израильтянином. Убийство жестокого надсмотрщика и бегство на восток - это не только проявление его личного бунта, это первый сигнал к бунту израильского народа».

Моисей, получив образование не только в школах Египта, но и у своей матери, через достойное воспитание «отказался называться сыном дочери фараоновой», ушел из дома фараона, не успев достигнуть той славы, чтобы увековечить свое имя на камне египетских книг, как правителя, или хотя бы, как наследника фараона. Ведь он осмелился заступиться за рабов-евреев. Его ожидала не то, чтобы слава, но смерть: «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея: но Моисей убежал от фараона, и остановился в земле Мадиамской» (Исх.2,15).

Египетский историк Манефон, живший в III веке до н. э. и александриец философ-стоик Херемон, живший в I в. н. э., в своих сочинениях показывают Моисея и Иосифа, возглавившими группы прокаженных, изгнанных из Египта в правление Аменофиса (вероятно Аменмеса - Д.Ю.) и его сына Рамсеса; а писатель I в. до н. э. Ласимах упоминает имя фараона Бокхориса (он же Манефта, Марнептах, Меренптах), начало 14-го в. до Р. Хр. Иосиф Флавий не соглашается с ними, заявляя следующее: «Мне остается сделать ему (Манефону) несколько возражений касательно Моисея, которого египтяне считают человеком необыкновенным и божественным; желая же считать его своим, они выдают его за одного из жрецов, удаленных из города Гелиополиса вследствие проказы. Между тем из памятников явствует, что тот (Моисей) родился за 518 лет раньше и вывел наших предков в страну, нами теперь занимаемую. Что он не страдал никаким подобным телесным недугом, это вытекает из его же собственных постановлений: он запрещает прокаженным оставаться в городе или жить в деревне, но велит удаляться, разорвав верхнее платье, в пустыню, и считает каждого прикоснувшегося к ним или бывшего с ними под одною кровлею нечистым». (Лев. 13,14)

Иосиф Флавий повествует также о том, что «по-египетски Моисей назывался Тисифен, а Иосиф - Петесеф» (ср. Быт. 41,45) и относит время Моисея к фараонам 18-й династии Тутмосам.

Касаясь двух точек зрения относительно времени пребывания евреев в Египте А. Лопухин писал о том, что если принять во внимание пребывание евреев в Египте во время Рамсеса II, то «такой период… с трудом может быть согласен с положительными хронологическими данными, и возбуждает довольно сильные возражения, но он вместе с тем и не может с основательностью опираться на только что указанный факт. Как имя, так и название Раамсес было довольно обыкновенным в Египте и никак не может быть исключительно приурочиваемое к фараонам этого имени. Когда братья Иосифа явились в Египет для поселения (столетием раньше), в округе Гесем уже существовал участок земли под названием Раамсес, который и был им отведен под поселение. Новейшие открытия проливают еще больше света на этот факт. Из них видно, что у фараона новой династии был сын по имени Рамсес, а в таком случае нет ничего удивительного, и напротив вполне естественно, если фараон один из вновь построенных укрепленных городов назвал в честь своего сына. То же самое и касательно названия другого города Пифом, которое также встречается в летописях, относящихся к гораздо более раннему периоду, чем к какому относится царствование Рамсесов».

March 7th, 2015

Таинственная цивилизация долины Нила восхищает людей уже не одно тысячелетие - первыми египтоманами стали ещё римляне. Египетские сюжеты и мотивы используются самыми разными культурами. И, конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываются очень далеки от актуальных представлений учёных.

Давайте перечислим несколько самых устоявшихся заблуждений о древнем Египте и заодно о египтологах.

ВЕЛИКИЙ ИСХОД

Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).

Изготовление кирпичей (сам процесс отрисован в левом нижнем углу). Гробница визиря Рехмира

Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей - самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например. Неудобненько получается.

И вообще в древнеегипетских источниках нет абсолютно никаких упоминаний об исходе иудеев, т.н. «казнях египетских», наместнике царя Иосифе и т.д. Да, в этих сказаниях есть отдаленные отголоски того, что происходило на Ближнем Востоке в II-I тысячелетиях до н.э., но это искаженное, а порой и абсолютно неверное эхо. Его надо воспринимать критически, благо, что об этом довольно много писали и на русском языке в XX веке — тот же академик М.А. Коростовцев. Мода на религиозность (отличать от веры) в наши дни часто порождает чудовищное невежество, агрессивное и упертое.

МИФ ПЕРВЫЙ. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК

Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.

Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.

Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» - это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы - и всё равно сомневаться в значении отдельных слов и даже предложений.

Обычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. Вслух. Тут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представления не имеем о египетской фонетике. Приблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский - прямой потомок древних египетских языков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), но… правда, всё это касается только согласных звуков, поскольку гласные в семитских языках, к которым относится и египетский, не пишутся. Для удобство между согласными вставляют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всё это имеет очень мало отношения. Особенно мило получается, когда автор подчёркивает необходимость правильного произношения всех звуков, как, например, в очаровательной серии Робина Лафевера о девочке Теодосии.

А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог - это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.

Библиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы. Кадр из фильма «Мумия». 1999 год

МЕЛОЧИ

Лошади в Египте появились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. Верхом египтяне не ездили и даже, судя по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо - личное имя давали не лошади, а всей колесничной упряжке.

Слово «фараон», прижившееся в качестве обозначения египетского царя, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причём вошло в обиход очень поздно, в середине первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому какой-нибудь «фараон Хеопс» - это грубый анахронизм.

В большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питания упоминается пиво. Поэтому персонажи романов о древнем Египте постоянно пьют пиво, а компания Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». Если же взять настоящий древнеегипетский рецепт, оказывается, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. Так что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. Хотя, конечно алкогольные напитки в древнем Египте существовали.

Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок - головной убор, принадлежащий исключительно царю. И обряжать в него каждого героя не стоит

МИФ ВТОРОЙ. ПИРАМИДЫ ПОСТРОИЛИ РАБЫ

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был как утверждают в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях - и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

Постройка пирамиды. На первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, наряженный в царский головной убор)

На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III - один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример - вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого - например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.

А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.

МИФ ТРЕТИЙ. ПРОКЛЯТЬЕ ФАРАОНОВ

Борис Карлофф в роли первой ожившей мумии в истории

Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто - до второй серии).

Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбило стекло.

Этим всё и ограничилось.

По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.

А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.

Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, - это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай - проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на пресс-конференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи - например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.

Основная проблема «проклятья фараонов» - кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, - в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.

Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было.

А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?

ЦАРСКОЕ ИМЯ

Приблизительно одна пятая имени царицы Хатшепсут

В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I.
На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён - личное, тронное, хорово. золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау. Две владычицы Уахнесит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением - в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей.

Но обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.

ДЕНЬГИ-ДЕНЬГИ-ДРЕБЕДЕНЬГИ

Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13.5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».

Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.

А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.

МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ. ДОСТАТОЧНО РАССМОТРЕТЬ ФРЕСКИ

Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?

Вот только девяносто процентов известных нам изображений - фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

Статуэтка в ритуальной белой одежде и статуэтка в одежде реальной, крашеной

В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда - цветная.

Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относится с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.

На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег - ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

МИФ ПЯТЫЙ. НОС У СФИНКСА УКРАЛ НАПОЛЕОН

Сфинкс (в переводе с греческого - «душитель») - мифологическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями птицы. Как вы, возможно, заметили, его гигантская 6500-летняя статуя возле египетских пирамид - безносая. На протяжении многих веков в том, что нос Сфинкса был намеренно отбит по каким-то особым соображениям, обвиняли разные армии и отдельных личностей - британцев, немцев, арабов. Однако в основном вину все же принято перекладывать на Наполеона.

Почти ни одно из этих обвинений не имеет под собой почвы. На самом деле единственным, про кого можно с уверенностью сказать, что он действительно нанес Сфинксу ущерб, был суфийский фанатик Мухаммед Саим аль-Дах, которого местные жители забили насмерть за вандализм в 1378 году.


Кликабельно 6000рх

… конец 1800-х

Британская и германская армии, побывавшие в Египте во время обеих мировых войн, не виноваты: есть фотографии Сфинкса без носа, датированные 1886 годом.

Что же касается Наполеона, то сохранились зарисовки с безносым Сфинксом, сделанные европейскими путешественниками в 1737 году - за тридцать два года до рождения будущего французского императора. Когда двадцатидевятилетний генерал впервые положил глаз на древнюю статую, носа у нее не было, скорее всего, уже сотни лет.

Поход Наполеона в Египет имел целью нарушить английские связи с Индией. Французская армия дала в этой стране два крупных сражения: битву у Пирамид (которая, кстати говоря, происходила вовсе не у Пирамид) и битву при Ниле (не имевшую к Нилу никакого отношения) . Вместе с 55-тысячной армией Наполеон привел 155 гражданских специалистов - так называемых savants (Ученые; крупные специалисты в какой-либо области (фр.)) . Это была первая профессиональная археологическая экспедиция в Египет.

Когда Нельсон потопил наполеоновский флот, император вернулся во Францию, бросив и армию, и «ученых» , которые продолжали работать без своего руководителя. В результате появился научный труд под названием «Description de I’Egypte»(«Описание Египта» (фр.)) - первая точная картина страны, дошедшая до Европы.

Тем не менее, несмотря на все эти факты, египетские экскурсоводы до сих пор рассказывают многочисленным толпам туристов о том, что нос у Сфинкса украл Наполеон и переправил в парижский Лувр.

Наиболее правдоподобная причина отсутствия у Сфинкса столь важного органа - это 6000 лет воздействия ветра и погодных условий на мягкий известняк.

МИФ ШЕСТОЙ. КЛЕОПАТРА

В современном мире Клеопатра воспринимается нами как прекрасная, соблазнительная женщина, чью красоту воспевали и будут воспевать. Начиная от Шекспира и заканчивая режиссёром Джозефом Л. Манкевичем, миф о магической привлекательности этой женщины всё больше стандартизировался в сознании общественных масс. Однако, если мы поглядим на римские монеты, изображающие последнего фараона Египта, Клеопатру VII, то увидим, что эта женщина обладала скорее мужскими чертами лица: выступающий подбородок, длинный нос, тонкие губы… Вряд ли это можно назвать идеалом красоты. Но с другой стороны это не мешало ей обладать острым умом и харизмой. Они в свою очередь рушат миф о трагической смерти Клеопатры, ведь на самом деле, прежде чем совершить самоубийство, она испытывала на заключённых множество различных ядов, чтобы умереть безболезненно и быстро.

МИФ СЕДЬМОЙ. ЗАТЕРЯННЫЕ В ПЕСКАХ ПИРАМИДЫ


Кликабельно 3200 рх

Это знакомый всем вид. Создается впечатление, что пирамиды стоят затерянные где-то далеко в пустыне занесенные песками, и чтобы до них добраться, нужно совершить длительный переход на верблюдах.

Давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле.




Кликабельно 4200 рх

Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв. м.

Третье место по численности населения после Каира и Александрии занимает этот город, в котором проживают более 900 тысяч жителей. Фактически Гиза сливается с Каиром. Здесь расположены знаменитые египетские пирамиды: Хеопса, Хефрена, Микерена и Большой Сфинкс.


Кликабельно 1800 рх

Еще совсем недавно – чуть более столетия назад – захолустную дорогу к пирамидам знали только жители окрестных деревушек, возделывающие ирригационные поля. Сегодня же пирамиды Гизы являются центром притяжения для туристов, количество которых с каждым годом все возрастает. Поля вокруг древних ритуальных сооружений стали застраиваться магазинами, кафе, ресторанами и ночными клубами, однако местные власти не выказывают по этому поводу большого недовольства, ведь туризм составляет одну из важных статей бюджета Египта.

А вот так это место выглядело в 1904 году.

А , посетив виртуальный тур.

Еще мы с вами читали с вами Тутанхамона и спорили с теми, кто все же утверждает, что . Кстати, вы знали, что Проходила такая версия, что были А вот например мы пытались разобраться и нашли Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из себя прослойку патриархальных рабов.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем .

    Династический период

    Одним из источников рабства была война . Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

    В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы . Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно . По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова , неизвестно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Древнего царства . Ведущим сектором в египетской экономике того периода было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря .

    Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжёлое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут . В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина.

    Эллинистический и римский периоды

    Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской, одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во -I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.

    Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов - храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов - осужденные за преступления, военнопленные.

    Египетское рабство в Библии

    И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

    См. также

    Примечания

    1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    2. Неронова В. Д. Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии .