Развитие риторики в России.

Кандидат филологических наук О. СЕМЕНЕЦ (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).

Под этой маркой журнал в течение года будет публиковать конкурсные работы, отмеченные благотворительным фондом российского предпринимателя В. Потанина. Фонд Потанина был создан в 1999 году в целях поддержки образования и культуры. более двух тысяч стипендий и четырёхста грантов учреждены для студентов ведущих государственных вузов и молодых педагогов - стипендиальная программа, охватывающая все федеральные округа России. Крупнейший проект фонда. В этом номере публикуем работу (лекцию) победителя конкурса молодых преподавателей Северо-западного округа страны. Её автор с современных позиций рассматривает практическое значение древнейшей науки о красноречии. Научиться говорить (да и писать) логически правильно и выразительно необходимо людям многих профессий. Фотоиллюстрации к лекции сделаны корреспондентами “Науки и жизни” С. Транковским и Ю. Фроловым с натуры в Москве.

Сравните: красноречие и краснобайство. Об одном и том же вроде бы, но какая разница! Человеку дано умение выражать свои мысли словами. Великое умение! А для чего? Учёный скажет: умение говорить связно, логически правильно и выразительно нужно для того, чтобы добиваться поставленных целей речевого общения.

Когда наши древние предки охотились на мамонта, разжигали костёр, укрывались от непогоды, они обменивались только самыми необходимыми возгласами и жестами. От того, насколько слаженно действовали первобытные люди, во многом зависело выживание их рода. Потребности просто так поболтать у них, скорее всего, и не возникало. Делиться мнениями, осмысляя мир, они стали гораздо позднее с помощью языка как средства общения.

Многим людям в общении с себе подобными необходимо эффективно действовать с помощью речи: адвокату - убедительнее защищать подзащитного, учителю - понятнее и интереснее обучать, продавцу - успешнее продавать товары, начальнику - чётче формулировать свои распоряжения, студенту - лучше отвечать на занятиях и экзаменах и так далее.

Профессиональные навыки в овладении речью даёт гуманитарная дисциплина - риторика, для овладения которой в процессе обучения надо учитывать достижения минимум трёх дисциплин - психологии, лингвистики и логики. Изучив её, можно избежать многих ошибок в общении.

Для примера вспомним анекдот.

Приходит трёхлетний сын к отцу и спрашивает:

Папа, а почему, когда кусаешь яблочко, оно сначала белое, а потом становится коричневым?

Понимаешь, сынок, в яблочке содержится двухвалентное железо. Когда ты откусываешь яблочко, то на месте укуса оно контактирует с кислородом. Железо окисляется и становится трёхвалентным. Двухвалентное железо белое, а трёхвалентное имеет коричневый цвет. Понятно?

Сынок растерянно оглядывается по сторонам и испуганно спрашивает:

Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?

Этот анекдот - пример коммуникативной неудачи: ситуации, в которой общение не состоялось, говорящий не достиг поставленной цели. Задачей отца было ответить на вопрос, то есть дать запрашиваемую информацию. Казалось бы, он её дал, но, судя по реакции собеседника - сына, тот не получил удовлетворяющий его ответ на вопрос.

Часто мы не достигаем своих целей потому, что игнорируем многие важные параметры общения. Не учитываем так называемый фактор адресата: вспомним басню Крылова “Кот и повар” - весь риторский запал повара израсходован впустую: “А Васька слушает, да ест!”

Если мы говорим тихо, монотонно, неверно интонируем наше высказывание, то нарушаем речевые нормы, из-за чего речь становится путаной, неграмотной, вплоть до того, что порой может быть понята превратно. Поэтому наш собеседник, подобно малышу, если и не скажет, то подумает: а ты сейчас с кем разговаривал?

Если человеку нужно убедить кого-то, сформулировать своё мнение и суметь его отстоять, то он просто обязан владеть целым спектром речевых навыков. И от этого умения в конечном счёте зависит успешность карьеры. Вряд ли можно представить себе видного учёного, крупного руководителя или президента серьёзной компании, не умеющих понятно и грамотно говорить.

Безусловно, человек должен быть профессионалом в своей области. И быть хорошим дворником, грузчиком и сантехником не так просто, как кажется. Но если человек хочет строить карьеру, занимать высокие публичные должности, представлять не только свои интересы, то ему просто невозможно обойтись без умения говорить. Отсутствие необходимых речевых и коммуникативных навыков для многих рядовых учителей, врачей, менеджеров становится практически непреодолимым барьером на пути к дальнейшему повышению.

Любому из нас приходится вступать в речевое взаимодействие с другими людьми. И от того, насколько успешно мы это сделали, зависит важный для нас результат. Мы приходим на экзамен, отвечаем, и на оценку влияют не только наши знания, но и то, как мы смогли их изложить. Мы приходим на собеседование, результат - возьмут ли нас на работу или нет - во многом связан с тем, как мы отвечали на вопросы работодателя. Неслучайно одно из основных требований к сотрудникам при приёме на работу сформулировано как “коммуникабельность” - общительность, умение строить понятные и правильные высказывания, чётко и логично выражать свои мысли.

Что заставило Элизу Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион” брать уроки грамотной речи? Цель, карьера. Сама героиня сформулировала цель своего визита к фонетисту так: “Я хочу поступить продавщицей в цветочный магазин. Надоело мне с утра до ночи торчать с корзиной на Тоттенхем-Корт-Род. А меня там не берут, им не нравится, как я говорю. Вот он сказал, что мог бы меня выучить...”

Известный лингвист Татьяна Григорьевна Винокур сравнила нашу речь с визитной карточкой. И действительно, по тому, как мы говорим, как владеем искусством слова, можно многое сказать о нашем уровне образования, об уровне лингвистической и культурной эрудиции. Иногда речь даже служит показателем социального статуса. Об этом писал ещё Пушкин. В “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях” есть эпизод, когда богатыри вернулись домой и обнаружили там незваную гостью. Как они определили, кто перед ними? Только гениальный филолог мог выразить это двумя словами: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. По речи! Речевая “визитная карточка” героини помогла ей заявить о себе без лишних речевых усилий.

В другой сказке Пушкина - “Сказке о золотой рыбке” - есть не менее важное для нас лингвистическое замечание в эпизоде, когда старуха уже хочет быть царицей, а старик отговаривает её. Чем он мотивирует свой отказ? “Что ты, баба, белены объелась, ни ступить, ни молвить не умеешь”. Молвить! То есть недостаточная речевая компетенция воспринимается важным фактором, который препятствует попытке занять более высокое место на социальной лестнице.

Обыгрывание манеры речи как социальной характеристики приводится и в повести “Барышня-крестьянка”. Лиза, главная героиня, решает познакомиться с сыном соседского помещика Алексеем, для чего переодевается крестьянкой. Причём ей приходится менять не только платье и туфельки на сарафан и лапти, но и свою речь. “А по-здешнему я говорить умею прекрасно!” - говорит Лиза своей горничной. И действительно, играя роль крестьянки, она строго придерживается иного речевого канона, нежели речь дворянской барышни. Именно поэтому Алексей долгое время считает, что перед ним действительно Акулина, дочь кузнеца. Но один раз Лиза сбрасывает свою речевую маску, и он тут же замечает её “прокол”.

“Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться”.

- “Кто тебя научил этой премудрости?” - спросил Алексей, расхохотавшись... Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась...

Героиня от неожиданности возвращается в привычный для себя стиль речевого поведения, а потом вынуждена исправлять свою оплошность, изобретая оправдание. И за описанием этого курьёзного случая стоит важное лингвистическое наблюдение. Наша речь всегда должна быть соотносима с ситуацией общения, нашими коммуникативными и социальными ролями. Это не значит, что она всегда должна быть образцовая и правильная. Ситуации общения и цели бывают разные. Главное правило - речь должна быть создана с учётом контекста. В середине XX века английский философ-лингвист Пол Грайс сформулировал так называемые максимы речевого общения. Одна из них - максима релевантности: “я здесь и сейчас”, то есть говорящий всегда должен уделять особое внимание ситуации. Именно максиму релевантности нарушает отец из приведённого ранее анекдота. В результате речевого промаха возникает коммуникативный провал - речь непонятна адресату, усилия оратора потрачены впустую.

Искусство говорить, с нашей точки зрения, включает в себя пять составляющих: психологическую, логическую, акустическую, культурно-речевую и риторическую в узком понимании.

Психологическая составляющая подразумевает психологическую готовность оратора к контакту с аудиторией. Этому обучают на различных тренингах по риторике, которые сегодня проводят психологи. Психофизиологические характеристики человека, не имеющего навыка публичного выступления, но который должен выступать перед незнакомой аудиторией, психологи сравнивают с состоянием человека, стоящего на мосту над пропастью и чувствующего, что под ним трещат доски.

В таком состоянии человек не сможет, выступая, увлечь аудиторию. Главная его мысль - не забыть бы слова. Именно поэтому сейчас так востребованы различные методики, позволяющие психологически подготовить человека к выступлению. Однако одного этого недостаточно.

Представим себе, что мы преодолели свой страх, чувствуем себя свободно и комфортно перед аудиторией. Следует позаботиться о том, чтобы наша речь была логична.

Логическая составляющая риторики связана с формированием чёткого логического каркаса высказывания. Речь должна быть простой, структурированной и последовательной. Есть русская поговорка: “В огороде бузина, в Киеве дядька”. Именно так характеризуют речь оратора, который не владеет логикой.

Известный лингвист академик Ю. Д. Апресян различает пять уровней речевой культуры общества, определяемые относительным весом владения языком:

“Первый. Высокое искусство слова, представленное в первоклассной литературе. Этот уровень владения языком может рассматриваться как эстетический идеал.

Второй. Хорошее ремесленное (то есть профессиональное) владение языком, представленное в хорошей журналистике и в хороших переводах.

Третий. Интеллигентное владение языком. В нём доминирует здоровое консервативное начало.

Четвёртый. Полуобразованное владение языком, соединённое с плохим владением мыслью и логикой.

И, наконец, пятый уровень. Городское просторечие, молодёжный жаргон”.

Автор подчёркивает, что именно четвёртый тип, где страдает логика и не хватает образования, таит в себе разрушительное начало. И в этом налицо закономерность: уровень речевого мастерства неразрывно связан с базовыми знаниями. Логике речи, к сожалению, на большинстве тренингов не учат. Между тем без учёта логической составляющей невозможно стать хорошим оратором.

Нелогичная речь трудна для восприятия. Она тоже ведёт нас к коммуникативному провалу.

Но допустим, наша база позволила овладеть и этим уровнем коммуникативной компетенции. Речь проста, последовательна, в меру конкретна. Теперь мы не только легко идём на контакт с аудиторией, но и легко выстраиваем логический каркас высказывания. Вот вышли мы на сцену... и говорим тихо, нечётко. Речь просто не слышна слушателям. Следует поработать и над звуковой, акустической составляющей...

Акустическая составляющая подразумевает технику речи - её артикуляционное и интонационное оформление.

Здесь уместно вспомнить Демосфена. Вот что пишет о нём Плутарх:

“Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество... Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи... К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого... Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезны тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он построил под землёй особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приёмы и укреплять голос... Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями... Невнятный шепелявый выговор пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на берегу или, поднимаясь в горы, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, перед которым он упражнялся в декламации.

Рассказывают, что однажды к Демосфену пришёл человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” - сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” - вскричал во весь голос человек. “Вот теперь, - ответил Демосфен, - клянусь Зевсом, я слышу голос оскорблённого и пострадавшего”.

Убедительность словам, считал он, придают тон и манера разговора.

Важно не только, как мы произносим речь. Важно, как мы её интонируем. Иногда неверно выбранная интонация перечёркивает весь смысл высказывания. По мнению психологов, мы в большей степени воспринимаем интонацию, чем слова: невербальный компонент общения несёт более 90 процентов информации. Как интонация может перечеркнуть смысл, можно продемонстрировать ещё одним анекдотом.

Вовочка обозвал Машеньку дурой. Она пожаловалась учительнице. Та потребовала, чтобы Вовочка вышел перед классом и сказал три раза “Машенька не дура” и извинился. Вовочка вышел и произнёс:

Машенька не дура? Машенька не дура? Машенька не дура? Ну, извините...

Интонация героя анекдота перевернула ситуацию с ног на голову. Одна и та же фраза, написанная на бумаге, может быть проинтонирована по-разному. “Ты такая умная” - восхищение. “Ты такая умная” - ирония. А наше подсознание считывает интонацию, и заключённый в ней истинный смысл - прямо противоположный вербальному. Истинный смысл второй фразы - “ты глупа”.

Без овладения чёткой и понятной дикцией, без умения давать нужную интонацию, иначе говоря, без умения дать эмоциональную аранжировку речи невозможно стать успешным оратором. Как это невозможно и без овладения нормами правильной речи, её культурой.

Культурно-речевая составляющая подразумевает грамотность, владение нормами произношения (орфоэпическими), правильным употреблением частей речи, слов и их сочетаний, верным построением предложений (морфологическими, лексическими и синтаксическими нормами) и, наконец, стилистической нормой.

Мы можем говорить чётко и понятно, внятно и громко, но интеллигентный собеседник испытает коммуникативный дискомфорт от безграмотного произношения типа “лОжить”, “звОнишь”, “средствА”, “Эксперты”, “дОсуг мОлодежи”, “нАчать”, “углУбить”, “зАвидно”, “понЯл”.

Среди нарушений речевых норм исследователи по культуре речи выделяют два типа нарушений.

Не представляющие опасности для говорящего. Например, слово “коклЮш”. Словари предписывают именно такое произношение, но чаще всего произносится вариант “кОклюш”. Да и слово это не такое уж распространённое, встречается редко.

Дискредитирующие оратора. Такие ошибки свидетельствуют о низком уровне его речевой культуры.

Профессор Валентина Даниловна Черняк на своей лекции привела показательный пример. На учёном совете шло голосование. Ведущий заседание объявил результаты голосования: “В урне 40 бюллетней”. В зале зашумели. Говорящий, решив, что его недопоняли, повторил: “В урне 40 бюллетней”. Ошибка ведущего показала, что культурой речи он не владеет.

Некорректное использование неоднозначных слов и понятий может привести к нелепой комичности, вызвать эффект, противоположный ожидаемому. Двусмысленно воспринимается рекламное объявление туристической фирмы: “Несколько часов в самолёте - и вы в раю!”

Фирму, занимающуюся страхованием, назвали “Пандора”. Ну как тут не вспомнить знаменитый ящик Пандоры! Он не для того, чтобы в него спрятать что-то и сберечь, а источник всевозможных бедствий, неприятностей и забот.

О том, как речевые ошибки могут затемнять, искажать смысл высказывания, говорить можно долго. Ясно одно - без правильной речи сложно добиться успеха, произвести благоприятное впечатление на слушателя.

Наконец, овладев всеми уровнями: психологическим, логическим, акустико-звуковым и конечно же культурно-речевым, - можно обратиться к последнему. Назовём его риторическим в узком смысле слова.

Риторическая составляющая связана с композиционным построением речи, использованием средств воздействия, образов, выразительности. Здесь уже можно говорить об ораторском искусстве, об искусстве речи. Именно о ней пишут многие учебники по риторике. Этой проблематике необходимо посвятить отдельный разговор.

Итак, ещё и ещё раз повторю: движение вверх по карьерной лестнице невозможно без овладения целым спектром различных навыков, требующего методичной и рутинной работы.

В заключение хочется привести слова одного крупного петербургского предпринимателя: “Тем, кто хочет стать президентом, если не страны, то крупной компании, руководителем высокого уровня, бизнесменом и особенно тому, кто уже чего-то добился в своём деле, именно публичные выступления дают новый толчок для развития. Я убедился в этом на собственном опыте”.

Принято считать, что искусство риторики, способность произнести яркую речь без подготовки - это природный дар. Некоторые ораторы предполагают, что способны говорить без подготовки, если знают, какая будет аудитория и какая будет тема. Увы, такая самонадеянность редко приводит к успеху.

Секрет экспромта - запланированность

Глубокая по содержанию, совершенная по форме, изобилующая риторическими приёмами речь требует основательной подготовки. Подлинный талант оратора состоит в том, чтобы заранее предвидеть ситуации, требующие экспромта, и… иметь достаточное количество заготовок. Да, бывают случаи, когда тебе неожиданно предлагают сказать тост, но разве не следует быть готовым к такому обороту событий, отправляясь на званый ужин?

Мастер производить впечатление своими смысловыми паузами и запинками, которые все воспринимали, как экспромт, - всегда создавал речи заранее и искусно преподносил их слушателям, как импровизацию. Хорошая речь начинается задолго до встречи оратора с аудиторией. Слегка утрируя, можно сказать, что подготовка к каждому, даже самому короткому выступлению включает в себя весь предыдущий жизненный опыт.

От идеи - к плану

Непосредственное планирование - важнейший этап выступления. С чего же начать?

Вероятно, вы часто выступаете по темам, которыми прекрасно владеете на уровне мельчайших подробностей, сохраняемых в памяти. Если ваша память хранит слова, фразы, предложения, необходимые для чёткого и последовательного изложения мыслей - используйте схематическую систему записей.

Освежите прежние мысли о предмете, используя старые записи, дополните их новыми. Записывайте мысли по мере возникновения, как свободные ассоциации. Затем перечтите материал, установите связь и последовательность, определите, что из набросков ляжет в основу речи.

Напишите краткий схематический план в виде ключевых фраз. Каждый пункт - одно-два предложения. Особое внимание - вступлению и заключительной части. Основная часть, состоящая из нескольких пунктов, должна быть хорошо стуктурирована логически.

Если речь объемная, каждую часть надо завершить итогом сказанного и переходом к следующей. Обобщения, напоминания, повторы нужны, чтобы слушатели не теряли нить повествования.

Заключение должно быть кратким и ясным. Постарайтесь сконцентрировать основную идею в завершающей фразе, обращайтесь не только к уму, но и к сердцу слушателей.

Если у вас нет редкого объёма памяти, чтобы не запинаясь и не путаясь говорить на основе кратких тезисов, нужно иметь перед глазами нечто большее, чем простая схема выступления.

Стоит ли говорить «как по писаному»?

Наверное, вы не раз встречали докладчиков, читающих речь «по бумажке». А бывает, что «бумажки» присутствует незримо: длинные, скучные фразы, монотонные интонации, однообразные казённые слова. К сожалению, что уместно в статье или отчёте, то не всегда легко воспринимается на слух.

Нужно ли делать полную запись речи? Нет! Это убийственно скучное занятие с неприятными последствиями. Если будете переводить взгляд на слушателей - непременно потеряете, где остановились в длинном тексте, и не сможете продолжать, пока не найдёте то самое место. Эти паузы воспринимаются, как «зависание» и раздражают.

Адаптируйте свои записи для устной речи. На примере Черчилля есть золотая середина. Она состоит из полной записи предложений, но в виде плана. С абзацами. Подчёркиваниями и выделением текста разными другими способами. Даже рисунками, если рисуете. Пусть ваши фразы будут короткими и энергичными, интонации - живыми и убедительными. Оживите текст шуткой, пословицей или афоризмом.

Несколько раз озвучьте выступление, включая невербальные аспекты: жесты, мимику, тон голоса. Листая страницы, убедитесь, что вы свободно ориентируетесь в тексте. Выбирайте для себя и аудитории комфортный темп. Позволяйте себе отпустить мысль в свободное плавание, но не увлекайтесь бесконечными историями, держите тему. Помните о времени: если регламент краток, жертвуйте деталями, сохраняя структуру.

Чтобы уверенно держаться в рамках регламента, можно репетировать с часами - установить, за сколько минут вы в удобном темпе озвучиваете страницу готового плана. В дальнейшем это поможет вам чувствовать время, которым вы располагаете.

Как наше слово отзовется

Реакция аудитории - важная составляющая публичного успеха. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - писал поэт. И все же следует хотя бы в общих чертах предполагать, каким образом ваши слова окажут необходимое воздействие.

Чтобы контакт с аудиторией состоялся, уделите достаточное время техническим мелочам - во время выступления они не должны мешать или отвлекать внимание. Освещение, звуковую аппаратуру, место выступления желательно проверить заранее и вовремя привести ее в соответствие вашим желаниям.

Дайте себе десять минут тишины и одиночества перед началом выступления. Десять минут полного покоя - не прихоть и не каприз. Настраиваясь на аудиторию, вы проявляете уважение к слушателям, делаете первый шаг им навстречу.

Всё, что отражается на лицах или в глазах слушателей, почти мгновенно даёт вам понять, чего вы добились. Такая обратная связь - обязательное условие и для обучающей лекции, и для эффективной презентации. Планируйте реакцию аудитории, обращаясь к ее эмоциональному опыту.

Многое из сказанное относится и к выступлению перед телеаудиторией. Записи в блокноте или на карточках заменяет телесуфлёр - при умелом его использовании ваше выступление будет воспринято, как импровизация, что всегда импонирует слушателям. Глядя в камеру, вы смотрите в глаза любому, кто сидит у экрана. Прямой взгляд в камеру поддерживает внимание, ведь невежливо отворачиваться.

В телевизионном общении есть одна серьёзная трудность: вы знаете, что зрители сидят перед экраном, но не чувствуете их присутствия, не можете распознать мимику, не видите их глаз, свидетельствующих о невнимании или наоборот о сосредоточенности. Вместо этого вы можете мысленно представить хорошо знакомых слушателей, друзей или коллег.

И последний вопрос: что делать с волнением? Возьмите его в союзники. Вы готовы к выступлению и уверены в себе - а легкое волнение придаст вашей речи живую эмоциональность и убедительность.

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

«В разные моменты жизни вам приходится общаться – с коллегой, членом семьи или животным в зоопарке, которое просто попалось вам на глаза. Но задавали ли вы себе вопрос: "Было ли мое общение эффективным?" Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, что это было не так. Животное в зоопарке, к примеру, стало вас игнорировать, даже несмотря на то, что вы привлекали его внимание фразами "эй, товарищ!" или "эй, длинная шея, я здесь!". Эффективное общение очень важно – особенно в современной профессиональной жизни. Но, как ни парадоксально, самые полезные советы на эту тему можно почерпнуть не из книг по менеджменту или роликов на TED, а из опыта Коммунистической партии Китая (КПК)».

Репортер издания Quartz Нихил Соннад дает антисоветы тем, кто хочет научиться владеть умами так же, как китайское правительство.

Взглянем на репутацию партии. Во-первых, ей приходится общаться с 1,3 млрд человек (население Китая). Даже в численном выражении это довольно много общения. Во-вторых, партия правит в Китае уже около 70 лет. Вряд ли лично вам удастся править так же долго без развитых коммуникативных навыков.

Но есть и хорошие новости: у этой крайне успешной организации не так уж трудно перенять ее принципы, которые можно обобщить в несколько основных пунктов.

1. Не просите. Приказывайте.

Часто при неэффективном общении люди тратят время на критику и другие способы выслушать чье-то мнение. Опыт Коммунистической партии показывает, что в первую очередь люди склонны реагировать на власть и силу. Для вашей компании или некоммерческой организации намного эффективнее будет решить, чего именно вы хотите, и объявить уже принятое решение.

Такая тактика особенно оправдывает себя, когда вам нужно совершить какое-нибудь кардинальное и непопулярное изменение, например, передвинуть кофемашину или отменить свободу собраний и митингов.

Источник: qz.com

Идея для вашей работы: если вы менеджер в компании, где используют сервис для внутренней переписки вроде Slack или HipChat, настройте автоматическую блокировку сообщений, содержащих ключевые слова с негативной оценкой вашей персоны и публично накажите/увольте людей, регулярно отправляющих такие сообщения.

2. Используйте пространные метафоры, чтобы люди были вынуждены догадываться сами

В ходе государственного визита в США партийный лидер Си Цзиньпин упомянул одно китайское выражение:

«Персиковые и сливовые деревья не говорят, но мы прокладываем дороги под ними».

Большинство людей интерпретировали это как то, что США и Китай могли бы решать важные проблемы сообща, несмотря на то, что одна страна является персиком, а другая – сливой.

В то же время такое мнение довольно странно, потому что персики не двигаются и не делают ничего, из-за чего может образоваться путь. Более общепринятый смысл идиомы в том, что персиковые и сливовые деревья красивы, а плоды вкусны, поэтому люди приходят вкусить их и полюбоваться, из-за чего появляется тропа. Так что Си мог иметь в виду совершенно другое: «Не так важно, будут ли сотрудничать США и Китай. Мы представляем величайшие страны, так что можно просто сидеть и ничего не делать».

Никто не знает.

В этом и заключается смысл – «никто не знает». В конце концов, нельзя осуждать человека за то, что он привел в качестве примера персик. Пусть люди догадываются сами.

Полезный совет: перед важными встречами просматривайте список крылатых выражений

Идея для вашей работы: перед важными встречами просматривайте списки крылатых выражений. Как мы привлечем к этому аудиторию? «Что посеешь, то и пожнешь». Какие обновления есть по проекту? «Свеча ничего не теряет, если зажечь от нее другую свечу». Когда мы снова вернемся к этому вопросу? «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

3. Новые предложения должны оформляться не в виде отдельных вещей, а в виде пронумерованных списков

Перечисление является ключевой особенностью коммуникации в КПК. Это особенно полезно для поиска негативных элементов в вашей компании, политической системе или некоммерческой организации.

К примеру, Мао Цзэдун однажды решил избавиться от вредителей. Он не стал концентрироваться на вредителях в целом или вредителях как понятии, но призвал к уничтожению «четырех видов вредителей». В их число входили крысы, мухи, комары и воробьи. Посыл Мао сработал. Правда, пока Мао хотел уничтожить воробьев, поедающих посевы, оказалось, что также они поедают саранчу и других вредоносных насекомых, так что истребление воробьев крайне отрицательно сказалось на состоянии посевов.

Непреднамеренные последствия являются ключевым индикатором того, что коммуникация оказывает какой-то эффект.

Постер «Кампании против четырех вредителей» Мао Цзэдуна. Источник: Национальная медицинская библиотека США

Идея для вашей работы: Ваши идеи, представленные в виде пронумерованных списков, выглядят намного солиднее и внушительнее. «Вредители» не звучит так уж страшно, но совсем другое дело, если их будет четыре или пять типов. Представьте, что у вас появился способ придать своим начинаниям больше веса. К примеру, если вы слишком некомпетентны, нерешительны и еще две вещи, которые начинаются на «не-», запустите программу борьбы с «Четырьмя "Не"».

4. Подавляйте отдельных личностей, фокусируясь на группе

Часто в процессе общения будут появляться несогласные с вами люди. Если вы можете действовать с позиции силы, можете просто игнорировать таких людей (см. пункт 1). К сожалению, такая стратегия доступна не каждому, но есть и другой способ.

Главный смысл в том, чтобы выставить несогласного с вами человека эгоистичным и дезорганизующим в глазах группы.

Полезный совет: дискредитируйте несогласного с вами человека и настройте всех против него

В недавнее время Партия стала использовать фразу «призыв к конфликту и провокация проблем». О группах, которые чем-то не устраивают Партию, говорят, что они «призывают к конфликту и провоцируют проблемы». Художник, создавший смешное изображение Си Цзиньпина, также «призывал к конфликту и провоцировал проблемы».

Эта коммуникативная стратегия хороша вдвойне: вы дискредитируете человека, выступающего против вас, и настраиваете всех вокруг против него или нее.

Идея для вашей работы: «Анатолий, ваше предложение чаще общаться с клиентами просто создаст нам всем лишнюю работу. Хватит призывать к конфликту и провоцировать проблемы».

5. Используйте трудные для запоминания и запутанные аббревиатуры

Организационная структура КПК – также известной как ККП – включает в себя НПКСК и

Это похоже на стратегию с метафорами, но только более специфично. В частности, вам следует относиться к своим противникам, как к разным животным – тиграм, змеям, цыплятам и т.д.

«У меня нет противников», - можете возразить вы. На самом деле, вам просто не приходило в голову подходящее животное.

В качестве примера можно привести придуманную Мао фразу «бумажный тигр». Так он описывал нечто пугающее, но на деле представляющее собой всего лишь бумагу. Это по-настоящему интересная вариация идеи с животными, потому что бумажный тигр может не только пугать, но и умилять.

Бумажный тигр.

Что такое выразительность речи? - «Ну» и «это самое». - Средства речевой изобразительности. - Оценка стиля общения.

Выразительность речи - это наиболее точное ее соответствие содержанию, задачам и обстановке сообщения. Она определяется соблюдением пяти правил общения: кто говорит - кому - что - зачем - в какой обстановке. Не всякая длинная, насыщенная образными языковыми средствами речь выразительна. Можно долго и ярко говорить о состоянии человека, который переживает душевные муки оттого, что не видит всей красоты мира, оживающего после долгой зимы. А можно сказать: «Пришла весна, а он - слепой». Краткость - сестра таланта.

На Урале выросли многие талантливые люди, в совершенстве владеющие словом. Один из них, Е. А. Пермяк, так говорил об этом бесценном даре: «Человеческое слово. И нет ничего дороже его. Нет ничего сильнее его. Город возьмет. Врага остановит. Сердце полонит. Мертвого воскресит. Живого умертвит. На путь наставит, с пути собьет. Ненавидеть научит. За собой позовет. Народы из тюрьмы выведет. Солнцем им засветит. Крылья даст… Все подвластно ему… Ежели, конечно, это большое, настоящее слово, а не пустой балабольныи звон».

Неумение использовать слово, однообразие речи смущают многих. Журналист Л. Чернышев как отклик на радиобеседы о культуре речи написал стихотворение «Язык мой…»:

Это, в общем, не секрет, Что народ наш сотни лет Шел по жизни прямиком, Выражая мысли точным, Ярким, образным и сочным, Добрым русским языком. В знак согласья в разговоре, А порой и в жарком споре Говорили встарь неспешно: «Разумеется», «конечно». И короче иногда - просто «да». В полуграмотной стране Речь была ясна вполне. А теперь в ракетный век С аттестатом человек, Как извозчик в старину, Тянет почему-то «ну-у!» К рыбаку спешит рыбак. Разговор проходит так: - Рыбка плавает по дну… - Ну. - А поймал ты хоть одну? - Ну. - Загорал ли ты на пляже? Есть ли валенки в продаже? Посмотрел уже кино? Ждешь автобуса давно? Десять пальцев я загну, А в ответ все то же «ну-у!» Мы не против сокращенья, Скажем, штатов управленья, Но не мыслей, языка, Что прошел через века, Поднимал на бой людей Ярким пламенем идей. Так зачем же нам тянуть Примитивнейшую н у д ь? Наш язык душой любя, Не обкрадывай себя!

Трудно не согласиться с автором. Примитивная речь, «обкрадывание» себя бессодержательным, универсальным словом - еще, к сожалению, довольно частое явление. А между тем требования к живому слову растут. Не случайно по результатам социологического исследования, проведенного на предприятиях Челябинской области, 26,4 процента опрошенных (500 человек) были недовольны речью лекторов.

Конечно, человек на трибуне должен профессионально владеть словом. Но об этом разговор особый. А вот в обыденной беседе, в задушевном разговоре, в деловой встрече разве не проявляется умение говорить выразительно, строить свою речь так, чтобы она наиболее точно отвечала содержанию, задачам и обстановке сообщения?

Проверьте себя: у м е е т е л и в ы в е с т и б е с е д у?

Прежде всего это уметь слушать. Во-вторых, уметь говорить. В-третьих, уметь устанавливать «обратную связь», то есть побуждать к разговору. В-четвертых, уметь беседовать - это также делать правильные выводы из сказанного.

Беседа начинается с приветствия. Добрые слова при встрече располагают человека к общению, освобождают его от скованности. Если беседа официальная, необходимо заранее быть готовым к ней: перед вами лежит план и основные, «ключевые» слова, которые помогут не «растекаться мыслью по древу», а вести разговор содержательно, кратко, по-деловому. По ходу встречи рекомендуется делать записи. Дружеская беседа обходится без письменных источников, но все же и она не может быть бессодержательной. Движения мысли прихотливы, однако нужно и их контролировать. Никто не хочет прослыть болтуном. Значит, надо постараться понять, чего добивается собеседник.

При этом не следует забывать, что первому вопросу должно предшествовать приглашение сесть, особенно если предстоит длительный разговор. Сниженные, фамильярные слова не всегда годятся даже для дружеского разговора, а при деловом общении они демонстрируют панибратство, которое не всегда по нутру партнеру. Наиболее точной здесь будет фраза, сказанная с учетом всех пяти компонентов общения: кто - кому - что - зачем - в какой обстановке.

Установлено, что информация из уст человека, пользующегося авторитетом и уважением, воспринимается «без сопротивления», усваивается быстрее и легче. Состояние «активного комфорта» в беседе - трудная задача. Оно достигается умением слушать и спрашивать. Косвенные вопросы эффективнее, «открытые» - лучше, чем те, на которые можно дать однословный ответ. Например, незнакомого лучше всего попросить: «Расскажите о себе…» Это даст ему возможность успокоиться и сосредоточиться, а вам продумать цель и план беседы.

Важно связывать вопросы с полученными ответами: «Так вы сказали, что… Может быть, в связи с этим…» Такой вывод покажет, как вы внимательны к собеседнику. Не бойтесь паузы: полагается ждать не менее 10 секунд, а после полученного ответа переждать. Могут быть дополнения.

Приветливость, подчеркнутая вежливость в разговоре с посторонним отнюдь не умаляют вашего достоинства. Эмпатия, «вчувствование» не позволят начать деловую встречу с «разноса», бурного выяснения отношений даже с близким человеком, с любым провинившимся. Как известно, «на сердитых воду возят». Вежливый, приветливый человек вызывает ответные добрые чувства и располагает к себе людей. Вежливость защищает в поединке с грубияном и приносит нам сочувствие и симпатию окружающих.

К сожалению, у некоторых существует ложное представление о том, что надо «с ходу» высказаться, причем в самой категорической форме, по любому вопросу. Они ошибочно полагают, что категоричность и безапелляционность суждений - главный фактор, способствующий авторитету.

Выслушав собеседника, не начинайте с утверждения, что он неправ. Не исключайте возможности того, что вы сами можете ошибиться. Будет даже хорошо, если в разговоре вы подчеркнете: «И с моей стороны возможны ошибки, от них никто не застрахован». После этого вы пригласите собеседника вместе разобраться в деле. Такой призыв к объективности и откровенности, как правило, принимается и приводит партнера к мысли, что и с его стороны ошибки тоже не исключены.

Никто не хочет быть объектом воспитания, поэтому лучше не поддаваться соблазну поучать или перевоспитывать другого в кратковременной беседе. Надо ли доказывать, что человек гораздо охотнее совершит поступок, отвечающий его интересам, будет делать дело, в важности которого он убежден. Поэтому откажитесь от нотаций и «учительского тона». Постарайтесь у б е д и т ь собеседника, то есть через систему доказательств приобщить его к новой позиции, в чем-то изменяющей его точку зрения или поведения. Через убеждения формируются твердые взгляды, сознательность, мировоззрение.

При этом важно знать, что и как воспринимается, а поэтому умеющий вести беседу больше слушает, чем говорит. Научитесь опережать говорящего, мысленно предваряя его суждения. Воспитывайте постоянную готовность слушать собеседника до конца, не перебивая, если нет в этом особой необходимости.

Заключительные слова произносит тот, кто получил ответы на все свои вопросы, послужившие поводом для беседы. Он и заключает:

Благодарю вас…

Всего хорошего…

Договорились…

Этикет требует, чтобы мужчина дал возможность завершить разговор женщине, молодой человек - пожилому. Подчиненное лицо в служебном разговоре должно дождаться завершающих слов лица вышестоящего.

Затягивать разговор не следует. Невыразительный, скомканный конец разговора получается, если один из собеседников начинает размышлять вслух:

Как будто все…

Кажется, все…

Ничего не забыл? Кажется, все сказал…

Теплая, задушевная беседа требует эмоционально насыщенных, добрых слов:

Все сделаю, чтобы помочь тебе, моя хорошая…

Всегда рада видеть тебя, заходи.

Было приятно поговорить с вами.

Важно, чтобы, уходя, человек вновь захотел встретиться с вами. «А если он мне неприятен?» - резонно спросите вы. Ну что же, и так бывает. Но лучше, если вы не выкажете свою неприязнь, сдержите негативные чувства. Ведь не всегда первое впечатление верно. К тому же в случае официальной беседы выказывать неприязнь - значит нарушать служебную этику. Докучливому приятелю не возбраняется дать понять, что вы не расположены к длительной беседе. Только учтите, что сделать это надо деликатно, иначе ваше злое слово вернется подобно бумерангу. «Не плюй в колодец».

«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности», - писал А. С. Пушкин. Выразительность речи покоится на правильности, но она является второй, высшей ступенью культуры речи.

Сделать речь образной поможет чтение художественной литературы, особенно классической. Выразить мысль так, чтобы она произвела эмоциональное впечатление, стала психологически убедительнее, помогут художественные определения, э п и т е т ы. Не так давно вышел «Словарь эпитетов русского литературного языка» (К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло). Вот пример из этого словаря: «Г о р е. О силе, глубине, продолжительности душевного страдания, скорби: безнадежное, безутешное, безысходное, большое, глубокое, глухое, гнетущее, горемычное, горькое, дешевое, дикое, жгучее, живое, злое, лютое, негаданное, неизбывное, неизмеримое, неисходное, неожиданное, неусыпное, подлинное, пустое, сиротливое, слезное, страшное, тяжкое, чистое, ужасное…

О степени распространения, широте охвата: вселенское, личное, людское, народное, национальное…

Редкие эпитеты: будничное, крутое, незаживающее…

Во фразеологическом выражении «горе луковое» (о незадачливом, нерасторопном человеке)».

С л о в а р и с и н о н и м о в русского языка приводят слова, близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся по оттенкам значения, или стилистической окраской, или сочетаемостью с другими словами, например:

«Г о в о р и т ь, с о о б щ а т ь, з а я в л я т ь, в ы с к а з ы в а т ь, и з р е к а т ь, в е щ а т ь, т о л к о в а т ь (разг.) Устно сообщать, излагать что-либо. Г о в о р и т ь имеет самое широкое значение: вслух выражать свои мысли, впечатления, делать замечания, сообщать что-либо и т. д.; с о о б щ а т ь - говорить что-либо, о чем-либо, чтобы сделать это известным кому-либо; з а я в л я т ь - ставить в известность о чем-либо, что для говорящего является решенным, принятым, что реально существует и т. п.; в ы с к а з ы в а т ь - сообщать, выражать свое мнение, свою оценку, суждение и т. д.; и з р е к а т ь и в е щ а т ь употребляются иронически по отношению к тому, что говорится как нечто важное и значительное, но таким не является, или произносится торжественным, приподнятым тоном, хотя является обыденным, общеизвестным и даже пошлым; т о л к о в а т ь в обиходно-разговорной речи употребляется в том же значении, что и говорить, но преимущественно в тех случаях, когда долго и подробно говорится о чем-либо», - такой синонимический ряд дает двухтомный «Словарь синонимов русского языка» (т. 1, Л., 1970).

Употребление синонимов делает речь точной, наиболее соответствующей содержанию.

Ф р а з е о л о г и ч е с к и й с л о в а р ь обогащает нас крылатыми словами и выражениями. Так, понятие «трудиться до изнеможения, изнурять себя непосильной работой» выражается фразеологизмами, гнуть спину, ломать спину, гнуть горб, ломать горб; понятие «быстро» с разными оттенками заключено в крылатых словах: что есть силы, что есть мочи, во весь опор, во все лопатки, во весь мах, во всю силу, во всю мочь.

Всегда полезно учиться меткому, образному слову у народа. Прислушайтесь к речи деревенской старушки, подчас и неправильной с точки зрения литературного языка, но, как правило, мудрой и выразительной.

В. Г. Белинский писал: «Говорить правильно и говорить хорошо - совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет как олицетворенная грамматика, а его нельзя ни слушать, ни читать».

П о с л о в и ц ы и п о г о в о р к и украсят любую речь, кратко и образно суммируют сказанное: «Куй железо, пока горячо», «Большому кораблю - большое плавание», «Утро вечера мудренее», «Как аукнется, так и откликнется», «Нет худа без добра», «Терпение и труд все перетрут».

А ф о р и з м ы, и з р е ч е н и я великих людей помогут облечь мысль в яркую и лаконичную форму, покажут начитанность: «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх); «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку» (Вольтер); «Нет ничего сильнее слова» (Менандо).

Богатейшим средством выразительности, речи являются т р о п ы - переносы наименования, лексические средства изобразительности: м е т а ф о р ы (горячая пора, металл в голосе, теплота встреч), м е т о н и м и я (конференция приняла решение, читать Толстого, фабрика забастовала), и р о н и я («Отколе, умная, бредешь ты, голова?»), г и п е р б о л а (преувеличение типа: «Сто лет вас не видел!»), с р а в н е н и е и под.

Однако следует избегать ложной красивости, фальши. Неискренняя, лицемерная речь оскорбляет слушающего, вызывает антипатию к говорящему. Умеете ли вы говорить просто и искренне, доставляет ли общение с вами радость окружающим?

О ц е н к а с т и л я о б щ е н и я начинается с кого-то близкого, за кем вы имеете возможность часто наблюдать. Затем делается самооценка с сознательным стремлением несколько «занизить» ее с целью дать возможность для совершенствования своего стиля.

Основные оценочные параметры:

I. Х а р а к т е р о б щ е н и я:

а) доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен;

б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения - авторитарен, не терпит возражения, собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и держит под постоянным контролем близких;

в) заинтересован, активен, «выкладывается» - безразличен, «себе на уме»;

г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки - думает только о престиже, носит маску;

д) динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;

е) вежлив и приветлив с окружающими, уважает их достоинство, индивидуализирует общение - общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя отношения;

ж) может поставить себя на место другого человека, взглянуть на проблему или конфликт его глазами, создает у собеседника чувство, что его правильно понимают - все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у того ощущение, что его не понимают;

з) активен, все время находится в общении, поддерживает «тонус» - пассивен, пускает общение «на самотек».

II. О ц е н к а р е ч е в о г о п о в е д е н и я:

а) большой словарный запас, превышающий обычные нормы - бедность словаря;

б) соблюдение норм литературного языка - речевые ошибки;

в) наличие речевого слуха - неумение слушать и воспринимать все оттенки чужой речи, воспроизводить их в своей речи;

г) выразительность речи, использование точных, метких оборотов, умение верно выразить оттенки мысли и чувства - убожество, серость речи, обилие жаргонных и вульгарных слов или канцеляризмов;

д) эмоциональность речи, наличие палитры интонационных красок, смена темпа и ритма речи - речевой «монотон», сухость высказываний;

е) умелое использование слова в целях поощрения и одобрения - преимущественное высказывание недовольства и порицания;

ж) способность устанавливать и поддерживать «обратную связь» - безразличие к собеседнику;

з) открытые вопросы, содействующие общению, - «прямые» вопросы, требующие однозначного ответа;

и) установка на выслушивание собеседника до конца - перебивы, реплики;

к) советы вместо приказов - приказы вместо советов.

III. К о р р е к т и р о в к а н а в ы к о в о б щ е н и я.

1. Часто ли прохожие обращаются к вам с вопросом, как пройти, проехать и т. п.?

Если это случается редко, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей, и это, конечно, ваше дело, но учтите, что в ответ они невольно станут отгораживаться от вас и не будут чувствовать никакой охоты содействовать вам.

Упражнение. Утром чуть подольше задержитесь перед зеркалом. Улыбнитесь и пообещайте себе сохранить улыбку на весь день. Для этого понадобится не так уж много усилий. Имейте в виду, что гримаса недовольства даже с точки зрения мускульных усилий обходится нам дороже.

2. Способны ли вы эмоционально согреть собеседника?

Если в ближайшую неделю никто не плакался вам «в жилетку», значит, вы даже с друзьями формальны, неискренни, скованны. Не заметили ли вы, что ваши друзья ведут себя с другими более доверчиво, непринужденно, сердечно? Значит, когда им плохо, они не ищут встречи с вами.

Упражнение. Приглядитесь к окружающим с точки зрения «Чему бы это хорошему можно поучиться у …?» Не упустите случая выразить им свое одобрение. Научитесь говорить комплименты. Помните, как в песне Б. Окуджавы:

Давайте говорить Друг другу комплименты, Ведь это все любви Счастливые моменты.

Только будьте искренними в своих симпатиях и выражении чувств. Постарайтесь принять за основу поведения «каждый человек мне дорог, каждый человек интересен».

3. Часто ли вы являетесь источником информации?

Обращаются ли к вам за справками: как сказать? как правильно написать? Признают ли вашу информацию окончательной или, полностью не доверяя ей, перепроверяют у других?

Это дело вашего престижа как культурного человека. Признание вашей языковой некомпетентности равносильно неуважению. Наверное, когда-либо вы дали к этому повод.

Упражнение. Заведите себе словарик, выписывайте незнакомые слова и их значения, трудные для произношения и написания слова, интересные примеры из истории слов, цитаты о языке.

Не упускайте случая посвятить близких людей и сослуживцев в содержимое вашего словаря. Только делайте это без гонора, а с искренним желанием помочь. В случае возражений с чьей-либо стороны не вступайте в перепалку, а сошлитесь на ваш источник.

4. Владеете ли вы речевым слухом?

Если для вас это слишком отдаленно, значит, здесь вам «медведь на ухо наступил». А владение речевым слухом не менее важно, чем музыкальным. Общение, особенно сокровенное, идет на полутонах, душевно чуткий человек обязан их уловить.

Упражнение. Одно и то же слово произнесите громко - тихо - кратко - растянуто - утвердительно - вопросительно - удивленно - настороженно - задумчиво - скорбно - торжествующе - разочарованно… Как можно разнообразнее! Чувствуют ли эти оттенки окружающие? Произнесите слово «я» по меньшей мере с 20 разными оттенками, вкладывая в него разный смысл, разные подтексты, тембры, интонации, краски, разное самочувствие.

Я желаю вам, чтобы работа над родным словом никогда не прекращалась. Ведь оно есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.