Россия в в xvii веке народные восстания. Народные восстания в ХVII–начале XX века в Российской империи

1. "Соляной бунт"

XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала, нераскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство, как потребителей, так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 г. "соляной" налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям "по прибору", то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых (подробнее см. тему 24). Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

2. Восстания в других городах

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде восставших.

3. "Медный бунт"

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более, что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661 г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. - 8.

25 июля 1662 г. последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших - те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь "добром им тех бояр не отдаст", то они "начнут имать сами, по своему обычаю".

Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

В отличие от "соляного", "медный" бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.

4. Восстание Степана Разина

Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип "с Дону выдачи нет".

В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных ("домовитых") казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные ("голутвенные") казаки работали на домовитых.

В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих краванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.

В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход "за зипунами", то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин - выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда - на Дон. "Поход за зипунами" был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.

Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против "бояр-изменников". Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.

После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал "прелестные письма", призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам.

Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование "крестьянская война", в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение "восстание".

На что следует обратить внимание при ответе:

Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

К данной теме относится также восстание в Соловецком монастыре (1667-1676 гг.), о котором говорится в теме 28 в связи с церковным расколом.

________________________________________

В истории Русского царства, затем Российской империи народные восстания происходили часто. Обыкновенно мелкие, но были и большие. Чаще всего цель восставших - борьба против кабалы или же просто борьба за физическое выживание.

В основном восставшие - низшие слои общества, то есть холопы, крепостные, которых могли православные владыки продавать точно так же, как продают скот. Их мотив ясен.

И тут интересна реакция православной церкви, где утверждалось, что в православии есть некая абстрактная истина, раз и навсегда установленная, которую не изменить.

Восстание Болотникова

Основные силы восстания - крепостные крестьяне. Что такое крепостничество:

«Крепостное право, совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли».

Мятежники воспользовались ситуацией, так как в период Смутного времени поползли слухи о том, что убили не Лжедмитрия I, а кого-то другого. Восставшие во главе с Болотниковым утверждали, что они представляют якобы выжившего царя, Болотников называл себя воеводой Дмитрия.

Положение царя Шуйского было шатким, поэтому бунтовщиков поддержали некоторые представители знати. Восстание можно считать гражданской войной, так как в действительности в конфликте участвовали все социальные слои того периода.

Церковники не только встали на сторону Шуйского, но и сами активно подавляли восстания. В Антониево-Сийском монастыре в период выступления Болотникова постоянно конфликтовали монахи и крестьяне. Дело в том, что ранее царь подарил монастырю 22 независимые деревни, монахи закабалили крестьян.

Что происходило:

"а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали" .

Монахи сами расправлялись с непокорными крестьянами. Иногда убивали:
"а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все".

А иногда:

"со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали".

В общем, та еще духовная гармония. Правительство Шуйского подключило православную церковь к борьбе с «изменниками». Хотя в Смутное время еще не было очевидно, кто возьмет власть, церковники все же ставили на Шуйского, так как почти всю территорию он контролировал.

Главное идеологическое оружие того времени - церковь. От ее лица говорил патриарх Гермоген:

«А ею б оси, сыну, грамоту велел чести на соборе не поодинова, чтобы ведомо было всем православным крестьяном. И в свои монастырские села, по всем святым церквам, с сее нашие грамоты списки посылал к священником и, призывая их, с поучением наказывал от божественнаго писания, чтоб отпадших крестьянские веры разбойников и губителей крестьянских, злодеев, воров, не слушали никак ни в чем... и помня б на чем крест целовали государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, стояли б против воров крепко, чтоб им тако ж не погинути и з женами и з детми в разорении не быти... А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы и велят боярским холопем побивати своих бояр и жены их и вотчины и поместья им сулят, и шпыням и безъимянником вором велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити, и призывают их воров к себе и хотят им давати боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество... И государь милостив ждет их воров к себе обращения, и чтобы престала брань межуусобная и погибели бы крестьяном не было, к ним злодеем от Москвы ни един же отгоржеся, а от них к государю приезжаючи многие добивают челом, и государь милостив их вины им отпущает».

Преступники - те, кто воюет с крепостниками. И обосновывается это «божественным писанием», других оснований и не надо. Патриарх также заявлял, что участники восстания:

"отступили от бога и от православныя веры и повинулись сатане и дьяволским четам".

А воля Шуйского:

"воистину свята и праведна истиннаго крестьянского (т. е. "христианского") царя".

Все эти послания распространялись среди населения. Нужно было внушить каждому, что Болотников - слуга дьявола, раз против богоданного царя выступает.

Болотников проиграл царю, церковники распространяли грамоту Гермогена:

«Грех ради наших и всего православнаго християньства от востающих на церкви Божий и на християнскую нашу истинную веру врагов и крестопреступников межусобная брань не престанет. И бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких служивых людей беспрестанно побивают, и отцов, и матерей, и жен, и детей их всяким злым поруганием бесчестят. И православных хрестьян кровь, иже поборают за благочестивую християньскую веру и за святыя Божия церкви, аки вода проливается. И смертное посечение православным християном многое содевается, и вотчины их и поместья разоряются, и земля от воров пуста чинится».

Как можно заметить, патриарха волнуют только дворяне да бояре, его настоящие владыки, в чьих интересах он всегда вещал. А победил Шуйский только потому, что за веру сражался:

«И благочестия рачитель, великий государь наш царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, видев святыя церкви разоряеми и православную кровь напрасно проливаему, прося у... [всех небесных сил] милости, пошел сам против тех злодеев и немилостивых губителей, подобяся древним благочестивым християнским государем, иже за благочестивую християнскую веру крепце и мужественне поборая».

Впоследствии в церкви превозносили царя, утверждали, что он поставлен богом и победит всех врагов. В действительности же он правил всего несколько лет, затем свергнут при поддержке бывших сторонников. Такая же участь ждала патриарха Гермогена, поскольку он был ближайшим соратником Шуйского.

Восстание Разина

В годы, когда выступил Разин, крепостное право оформилось полностью. В ту пору также были большие проблемы в экономике, так как основные ресурсы шли на войну.

Разин каждого, кто вступал в войско, освобождал. Это привлекало крепостных крестьян и особенно так называемых инородцев, поэтому к нему переходили почти все взрослые мужчины некоторых городов. Никаких оснований у крепостных защищать государство и уж тем более баринов, конечно, не было.

Разин - герой простолюдинов, он говорил:

На захваченной территории создавался «казацкий строй». Жители делились на тысячи и сотни с выборными атаманами и все проблемы решались в «круге». К церкви Разин относился негативно, он понимал, что она - служанка царя:

"На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались".

Разин был верующим, но по взглядам близок к богомилам. К церкви восставшие относились в целом презрительно, ведь церковники сами были угнетателями. Например, в 60-х годах XVII в. только монастырям принадлежало 87907 крестьянских дворов. Церковь была прямо заинтересована в том, чтобы подобные восстания не завершились успехом.

Поэтому, как и в случае с Болотниковым, в церквях проповедовали о том, что Разин - слуга дьявола. В 1671 году Степана Разина предали анафеме. Свобода для крепостных крестьян - хуже кабалы, как считали попы, ибо крестьяне должны терпеть эксплуатацию ради жизни после смерти.

Учитывая массовую поддержку Разина, можно понять, что даже невежественные крестьяне не всегда верили церковникам. Примечательно, что Разин пытался договориться с уже бывшим и опальным патриархом Никоном, дабы использовать его влияние против власти.

Это не означает, что Разин поддерживал идеи Никона. На самом деле он мог сотрудничать и со старообрядцами, и с сектантами. Разин также заявлял, что на его стороне царь Алексей Алексеевич, который в действительности скончался незадолго до восстания. От его имени объявлялось, что будет ликвидировано крепостничество.

Патриарх Иоасаф II «обличал» Разина. Вот типичный церковный документ того периода:
"И он, Стенька, предався в неискусен ум неподобная творити, износил на имя господне и на его святую церковь хулу и священников з Дону учал збивать, хотя жить без браку, и тем истинные християнские народы от бога отлучены учинить и осквернить".

Это более страшные обвинения, чем торговля людьми. Вот еще пример (они все похожие):

"Донской казак, забыв господа бога и святую соборную и апостольскую церковь и православную христианскую веру, своровал, ему, великому государю, и всему Московскому государству изменил... А про спасителя нашего Иисуса Христа говорит он всякие хульные слова".

Спрашивается, а откуда знает этот поп, что там говорил или не говорил Степан Разин? Если хульные слова и были, то скорее они касались патриарха, а не Иисуса Христа, в которого сам Разин верил.

В ходе успешных сражений к Разину присоединялось все больше крестьян, в том числе монастырских крестьян, а это удар по кошельку церкви.

Церковники постоянно пытались восставших остановить словами о том, что если они сдадутся, то их тут же помилует власть. Мало кто слушал такие призывы, потому что это ложь. Многих бунтовщиков, которые уже после поражения Разина сдавались, убивали.

Восставшие проиграли, что неудивительно. Все-таки обученные войска сильнее бедняков. На суде Разина обвиняли не только в том, что он организовал восстание, но и в «богохульстве», «вероотступничестве» и проч.

Царь отблагодарил особо рьяных попов - подарил им земли с крестьянами. После победы во всех церквях заставляли людей присягнуть царю-батюшке «духовно». Рассказывали, что восставать против власти - это как восставать против бога. А поскольку любая власть от бога, то ничего изменить не получится. Крепостное право - нечто извечное, богоданное, что никак не уйдет в прошлое.

Восстание Пугачева

Основная причина восстания, которое было крупнейшим в те годы, - недовольство казаков, которых лишали свободы. До определенного момента казаки действительно были свободным сословием со своими порядками. Только позже они стали символов реакции, защитниками царизма и мракобесия.

Из-за потери свободы казаки нередко сопротивлялись, что приходилось направлять на них войска. Не меньшее недовольство выражали крестьяне, которых приписывали к частным заводам. Тогда никаких прав не было, и рабочую силу использовали как угодно.

В конечном итоге бунтовщики объединились. А возглавил их Емельян Пугачев, который называл себя Петром III. Он утверждал, что бежал с тюрьмы, а не погиб, как утверждали власти.

Естественно, простолюдины поверили в это достаточно легко, тем более что им обещали вернуть свободу. Крепостным крестьянам приходилось тяжелее всего. Екатерина II, которая свергла мужа при помощи элиты, стала зависима от этой элиты, действовала в ее интересах. Прежде всего наделила лиц высшего сословия большими привилегиями, частично отменила отдельные «жесткие» положения Петра Великого.

Крепостным Екатерина запретила жаловаться на хозяев. А «свобода» в плане отношения к крепостным достигла своего пика. Никаких норм больше не было. Крепостных даже проигрывали в карты, их за людей вообще не считали. Но самое ужасное, что убийства крепостных оставались безнаказанными.

Ясно, что выступать против таких порядков - право угнетенных. Тем более что они - большинство. И жестокость в данном случае, несомненно, оправдана.

И тут есть интересный момент - позиция церковников. Если в прошлом у них были все основания выступать за угнетателей, то теперь ситуация сложнее. Как уже говорилось раньше, Екатерина полностью подчинялась интересам правящего класса, в противном случае она бы не взяла власть. А представители высших сословий решили, что у церкви слишком много земель - пора делиться!

С другой стороны, само время было против церкви, так как уже бурно развивалась экономика во всем мире, нужно было просто рациональнее использовать ресурсы, в том числе землю. В общем, церковь лишилась своей собственности, и это сильно ударило по кошельку.

Попы не бедствовали, но потеряли экономическое влияние. При Екатерине II также ликвидированы десятки монастырей. Казалось бы, ужас - «гонения». Но что церковь реально могла поделать?

Начал реформу муж Екатерины Петр, но она не стала ее отменять. Реакция попов:

«Странный образ действий, которого нельзя было бы ожидать даже от басурманского правительства» .

Но все это говорилось тихо, против правительства попы не могли пойти.

Что было бы? Никто реально за попов бы не вступился, а правительственные войска легко бы успокоили негодующих церковников, а на их место поставили бы тех, кто со всем согласен, тем более что государство продолжало пользоваться услугами церкви, выделяло деньги попам.

Из высших кругов церкви нашелся только один противник секуляризации земель - митрополит Арсений (Мацеевич). Это один из самых главных церковных деятелей той поры. Но никто его не поддержал открыто, а синод - осудил. Затем его лишили сана и заточили в монастыре. Главный преступник в те годы - тот, кто выступает против власти. И неважно, какой он занимает пост.

Несмотря ни на что, церковники все же во время восстания оставались верны Екатерине. Хотя тут все было не так однозначно, поскольку на захваченной бунтовщиками территории попы нередко приветствовали «императора Петра», хотя и понимали, что это не Петр. Ну, это обычная история, церковники любой власти прислуживали.

Во время восстания особенно активно с церковниками сражались инородцы, которых насильственно крестили и угнетали. Они уничтожали не только помещиков и дворян, но и попов. Схема у царизма была простая: захват земель, установление жестких порядков, насильственное крещение. Погромы происходили еще до того, как на месте появлялся Пугачев. Нередко он въезжал в города инородцев уже беспрепятственно, а в его войска вступали новые люди. На территориях, которые контролировались Пугачевым, действовал указ о вольности крестьян.

Церковь - место, где распространялась в ту пору информация, в том числе политическая. Пугачева обличали. Он «богохульник», «слуга дьявола» и проч. и проч. Но главное, в церквях доказывали, что Пугачев - не Петр III. В качестве доказательства приводился следующий «факт»: Пугачев носит шапку потому, что палач выжег знаки на голове за какой-то проступок (ясно, что императора палач бы не тронул). Поскольку это сообщение доходило почти до всех, Пугачев с легкостью его опровергал, то есть снимал шапку и демонстрировал, что там никаких знаков нет.

Государство и на этот раз победило. Пугачева и его ближайших соратников казнили, в отдельных деревнях показательно убивали сторонников восстания, а в церквях снова говорили о «власти от бога», которая установлена на века.

spoilerID ")">

spoilerID_show_label" class="show_label_img">Источники

spoilerID_hide_label" class="hide_label_img"> Источники

spoilerID " name="spoilerID ">

1. Крепостное право. URL: http://bse.sci-lib.com/article066160.html

2. И. И. Смирнов. Восстание Болотникова 1606-1607. - М.: Политиздат, 1951. - С. 60 - 61.

3. Восстание И. Болотникова. Документы и материалы. — М.. 1959. С. 196—197.

4. Смирнов И.И. "Краткий очерк истории восстания Болотникова" - Москва: Госполитиздат, 1953.

5. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. — СПб., 1836. Т. 2. № 74.

6. Н. Костомаров. Бунт Стеньки Разина, 1994.

7. Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, 1960, с. 232.

8. Казачество: проблемы истории и историографии: материалы 28-й всероссийской заочной научной конференции, 2003.

9. П. Малыгин. Роспись 170 г. "Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества". Т. II. СПБ. 1861, стр. 401 - 402.

10. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. 1, 1954.

11. "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Сборник документов. Т. III. М. 1962, N 288, стр. 355 - 358.

12. Н. Н. Фирсов. Исторические характеристики и эскизы. Том 2. Гос. изд-во, 1922. Стр. 59.

13. Мавродин В. В. Крестьянская война в России 1773—1775 годов. Восстание Пугачёва. Том III. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. — C. 160.

14. Аксенов А. И., Овчинников Р. В., Прохоров М. Ф. Документы ставки Е. И. Пугачёва, повстанческих властей и учреждений / отв. ред. Р. В. Овчинников. — Москва: Наука, 1975. — C. 46-47.

Описание презентации РОССИЯ в в XVII веке Народные восстания по слайдам

Бунташный век XVII век вошел в историю России как «бунташный» . 1603 г. Восстание Хлопка. 1604– 1613 гг. Смутное время. 1648 г. Соляной бунт в Москве. 1650 г. Восстания в Новгороде и Пскове, Великом Устюге, Козлове, Курске. 1662 г. Медный бунт в Москве. 1670– 1671 гг. Восстание казаков на Дону. 1682 и 1699 гг. Стрелецкие бунты в Москве. 1660 -1680 -е гг. Волнения старообрядцев

Бунташный век Чем вызвана такая «бунташность» XVII столетия? В XVII в. происходит становление крепостного права, вызывающее протест крестьянства. Крестьяне, вынужденные бежать на окраины, пополняют ряды самого беспокойного сословия – казачества. В XVII в. происходит усиление бюрократического аппарата, что требует повышения налогов. Частые войны разоряют казну и также заставляют власть повышать налоги. Основные налоговые тяготы ложатся на плечи посадского населения, которое выражает свой протест бунтами. ?

Медный бунт в Москве Почему указ о введении медных денег привел к бунту московских посадских людей? Цена медных денег приравнивалась к цене серебряных, хотя в то время ценность монеты определялась реальным содержанием в ней драгоценного металла. Торговать предписывалось на медные деньги, а налоги платить серебряными. Медную монету легко подделать. Серебряная копейка Медные монеты?

Медный бунт в Москве Что общего между Медным и Соляным бунтами? Оба бунта были вызваны попытками правительства увеличить доходы казны. Оба бунта были стихийными. Оба бунта были направлены против бояр, которых мятежники обвиняли в корыстолюбии. Оба бунта вылились в грабежи, погромы и убийства. Медный бунт в Москве. Худ. Э. Лисснер?

Медный бунт в Москве В чем заключаются и чем вызваны различия между Медным и Соляным бунтами? Главное различие – в том, что Соляной бунт достиг успеха, а Медный бунт был подавлен. ? Медный бунт в Москве. Худ. Э. Лисснер Это объяснялось тем, что в Медном бунте не участвовали служилые люди, получившие с принятием Соборного Уложения значительные льготы.

Донское казачество Главной мятежной силой в России XVII в. явилось казачество. Кто такие казаки? Каковы были их занятия и образ жизни? Казак – по-тюркски «вольный» . Казаками становились беглые из Орды, а позже – из русских земель. Бежали от тягла, от повинностей, за «волей» . Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства, где надзор властей был слабее. После Смуты казачество сосредоточилось на Дону. Донской казак (хоперец) в 16 в. ? Повторим!

Донское казачество Земледелие на Дону было запрещено. Вероятно, казачья верхушка опасалась, что с появлением земледелия исчезнет вольный казачий дух. Казачья усадьба Реконструкция? Почему казаки решили отказатьс я от обработк и земли?

Донское казачество Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей. Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска. Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – казачьем кругу. Нижнедонская казачка Верхнедонская казачка

Донское казачество Чаще всего казаки совершали набеги на владения Крыма и Турции, калмыцкие кочевья, а также грабили купеческие караваны на Дону и на Волге. Казаки в конном походе. Царское правительство, видя в казаках «порубежное войско» , защищающее границы, платило им жалование деньгами, хлебом и порохом.

Донское казачество Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (бедных). Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования. Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные. Домовитый казак

Донское казачество Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!»: беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Почему правительство России мирилось с присутствием на Дону множества белых даже не пытаясь осуществлять сыск? Потому что правительство нуждалось в казачестве для охраны границ. ? Казак в полном боевом снаряжении

Донское казачество После того, как в 1642 г. казаки, не получив помощи от Москвы, оставили Азов, турки укрепили крепость, перекрыв для казаков устье Дона. Казаки, лишившись выхода в Азовское море, стали чаще грабить купеческие караваны на Волге. Страдали от них как персидские, так и русские купцы. ? К чему это могло привести?

Поход Василия Уса Казаки Василия Уса грабили и жгли дворянские усадьбы. Только под Тулой отряд был остановлен царскими войсками. Уходя на Дон, Василий Ус увел с собой несколько сот примкнувших к казакам крестьян. В 1666 г. атаман Василий Ус впервые повел казаков в набег не на крымские или калмыцкие владения, а на южные уезды России. ? В чем состоит значение похода Василия Уса? Казачество осознало возможность действий против России.

Восстание Степана Разина В 1667 г. уроженец станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин сформировал свою казачью ватагу и отправился в поход за «зипунами» , т. е. за добычей. . Атаман Разин был энергичен, властен и беспощаден. Казаки подчинялись ему беспрекословно. Атаман Стенька Разин. Гравюра XVII в.

Восстание Степана Разина Летом и осенью 1667 г. казаки Разина грабили русские и персидские купеческие караваны на Нижней Волге. Потом они вышли в Каспий, поднялись по р. Яик к Яицкому городку, перезимовали, а весной 1668 г. двинулись вдоль западного побережья Каспийского моря. Двухтысячный отряд Разина разграбил города: Тарки, Дербент, Баку, Решт, Ферахабад. Перезимовав на Свином острове, Разин в августе 1669 г. вернулся в Астрахань. Поход Степана Разина за «зипунами»

Восстание Степана Разина В Астрахани казаки Разина «гуляли» , щедро раздавая награбленную добычу и поражая жителей богатством. Из Астрахани Разин вернулся на Дон, перезимовал в Кагальницком городке, а весной 1670 г. вновь вышел на Волгу. Теперь он собирался идти вверх по Волге – против московских бояр- «изменников» . Степан Разин. Гравюра XVII века

Восстание Степана Разин без боя взял Царицын: жители сами открыли ему ворота. Посланные против Разина астраханские стрельцы перешли на его сторону. 22 июня 1670 г. Разин овладел Астраханью. Сопротивление ему оказали лишь немногочисленные дворяне и стрелецкие головы, а большинство стрельцов пристали к мятежникам. Взятие Астрахани Разиным. Гравюра XVII века Все сопротивлявшиеся во главе с воеводой С. Прозоровским были перебиты.

Восстание Степана Разина Овладев Астраханью, Разин двинулся вверх по Волге. Ему добровольно сдались Саратов и Самара. В захваченных городах Разин вводил управление по типу казачьего круга. Территория, охваченная восстанием С. Разина.

Восстание Степана Разин рассылал по окрестным городам «прелестные письма» , призывая убивать бояр, дворян, приказных людей. «Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь [ промысел ] станут чинить и вам бы итить к ним в совет и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам» . К Разину стекались крестьяне, холопы, посадская беднота. «Прелестное письмо» С. Разина

Восстание Степана Разина Восстанию Разина было не чуждо самозванчество: один из соратников Разина изображал патриарха Никона, а другой – царевича Алексея Алексеевича, бежавшего от «злых бояр» . Когда царевич взойдет на престол, обещали разинцы, всем будет «воля» . Корабли Разина на Волге. Гравюра из книги «Три путешествия» Яна Стрейса, очевидца восстания Разина. В «прелестных письмах» Разин утверждал, что идет не против царя, а против бояр.

Восстание Степана Разина В 1670 г. Никон находился в заключении, а потому можно было утверждать, что «злые бояре» рассорили царя с патриархом. Поскольку Разин утверждал, что его поддерживает Никон, можно сделать вывод, что восставших не привлекала идея борьбы за «старую веру» . Степан Разин. Худ. В. Суриков? О чем говорит использован ие восставшим и имени Никона?

Восстание Степана Разина Бунт разрастался. Восстали крестьяне под Тамбовом, в руки мятежников перешли Пенза и Саранск. Взбунтовались народы Поволжья: марийцы, мордва, чуваши. Разин осадил Симбирск, но не сумел взять мощную крепость с сильным гарнизоном под началом И. М. Милославского. Бой отряда Степана Разина с царскими войсками. Худ. Н. С. Самокиш

Восстание Степана Разина На выручку Симбирску подошел воевода Ю. Барятинский со стрелецкими и солдатскими полками. В бою с войском Барятинского Разин был разбит и бежал с приближенными казаками. Войско Разина разбежалось, более 600 человек, взятых в плен, были казнены Барятинским. Жители окрестных сел явились с повинной. Солдат 1 -го выборного солдатского полка.

Восстание Степана Разина Домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым разорили Кагальницкий городок, схватили Разина и выдали его Москве. 6 июня 1670 г. после пытки Степан Разин был четвертован на Болотной площади в Москве. Разина везут на казнь. Старинная гравюра.

Восстание Степана Разина Почему разбойник Стенька Разин сделался любимым героем русского фольклора? Потому что крестьяне и посадские люди, жизнь которых была неимоверно тяжела, ненавидели бояр, дворян, приказных, богатых купцов, были рады возможности расправиться с ними и захватить их имущество. В Разине они видели своего защитника, мстителя за свои страдания. ?

Восстание Степана Разина Почему же восстание Разина потерпело поражение? Восстание было стихийным и неорганизованным, плана действий восставшие не имели. Его участники были вооружены, но плохо обучены и не могли противостоять армии, повинующейся приказу. Казаки, основная сила восстания, стремились к грабежу, а при столкновении с сильной армией обращались в бегство. Крестьяне, участвовавшие в восстании, расправлялись со своими помещиками, но не хотели идти в далекие походы. ?

Восстание Степана Разина « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» . А. С. Пушкин Действительно ли восстание С. Разина было бессмысленным? Конечно, те лозунги, которые провозглашали восставшие, были нереальны: государство не могло жить без налогов, армии и высшего сословия, управление по образу и подобию казачьего круга было невозможно в масштабах целой страны. Но смысл восстания, хотя сами повстанцы этого и не осознавали, в другом: угроза нового мятежа, подобного разинскому, на время задержала рост крестьянских повинностей, смягчила произвол воевод и приказных. ?

Народные движения во Франции в 60 — 70-х гг. XVII в.

В конце концов источником доходов королевской власти, как и господствующего класса, оставалась безмерная эксплуатация трудящихся масс Франции.

В «блестящий век Людовика XIV» подавляющая часть народа жестоко бедствовала, о чем свидетельствуют частые голодные годы, страшно опустошавшие французскую деревню при Людовике XIV, и массовые эпидемии - то и другое плод ужасающей нищеты.

Жестоким голодным годом был 1662 год, когда вымирали целые деревни; позже такие голодовки повторялись периодически, особенно тяжелыми были зимы 1693/94 и 1709/10 гг.

Народ не покорялся пассивно своей участи. В голодные годы в деревнях и городах вспыхивали бунты, направленные против хлебных спекулянтов, мельников, местный ростовщиков и т. д. Но главным образом протест крестьянства и плебейства выражался в отказе от платежа непосильных государственных налогов.

Некоторым деревням и приходам удавалось подчас упорно уклоняться от уплаты тальи; случалось, что при приближении финансовых чиновников население деревень поголовно уходило в леса или в горы. В конце концов власти принуждали их платить силой.

Сбор налогов с помощью отрядов солдат был не исключением, а скорее правилом.

Внутренняя война, хотя и невидимая, неустанно шла во Франции.

Время от времени крестьянские и городские плебейские движения превращались в крупные народные восстания...Так, в 1662 г. одновременно происходили плебейские восстания во многих городах (Орлеане, Бурже, Амбуазе, Монпелье и др.) и крестьянские восстания в разных провинциях, из них особенно значительное в провинции Булонне, известное под названием «войны бедняг».

Восставшие крестьяне вели здесь длительные военные действия против многочисленных королевских войск, пока не были разгромлены в сражении при Эклие; многие были убиты в бою, а для 1200 пленных потребовал от суда жестоких наказаний, чтобы «дать устрашающий урок» населению всей Франции.

Этого принципа и придерживались и при подавлении других многочисленных местных волнений. Если лишь изредка обращался к «примерному наказанию» восставших, то Кольбер требовал его во всех случаях.

Следующее из наиболее крупных восстаний разразилось в 1664 г. в провинции Гасконь. Оно известно под названием «восстания Одижо», по имени предводителя- бедного дворянина Бернара Одижо, руководившего на протяжении многих месяцев партизанской войной восставших крестьян на обширной горной территории в Юго-Западной Франции. Против восставших действовали регулярные военные части, чинившие страшные жестокости в городах и деревнях, подозреваемых в помощи партизанам.

В 1666-1669 гг. такая же партизанская крестьянская война происходила в соседней с Испанией провинции - Руссильоне.

В 1670 г. народное восстание охватило Лангедок. Здесь тоже во главе крестьян стоял военный предводитель из дворян - Антуан де Рур, принявший титул «генералиссимуса угнетенного народа». Отряды восставших заняли несколько городов, в том числе Прива и Обена. Они расправлялись не только с финансовыми чиновниками, но и с дворянами, духовенством, а также со всеми, кто занимал какую-либо должность или имел богатство.

«Пришло время,- говорилось в одном из их воззваний,- исполниться пророчеству, что глиняные горшки разобьют железные горшки». «Проклятие дворянам и священникам, они все - враги нам»; «Надо истребить кровопийц народа»,-провозглашали они.

Местные власти мобилизовали все наличные военные силы, в том числе всех дворян провинции, но не могли справиться с восстанием. Во Франции и даже за границей с волнением следили за ходом событий в Лангедоке. По словам одной хроники, «это был как бы первый акт трагедии, которую Прованс, Гиень, Дофине и почти все королевство смотрели с некоторого рода удовольствием, может быть намереваясь: взять пример с этой катастрофы».

Венецианский посол доносил из Парижа «Можно ожидать важных изменений в европейских делах, если это восстание не будет быстро подавлено». Поскольку Франция в тот момент не вела внешней войны, и его военный министр Лувуа смогли послать в Лангедок значительную армию, в том числе всех королевских мушкетеров. Эта армия и разгромила, наконец, войска Антуана де Рура, устроив затем страшную резню во всей мятежной области.

Спустя несколько лет, в 1674-1675 гг., когда военные силы Франции были уже связаны военными действиями вне страны, начались в разных провинциях еще более грозные восстания. Правда, благодаря реформам в армии, произведенным Лувуа, даже во время военных действий удавалось сохранять резерв для внутренних целей.

По словам , «король всегда содержит на 20 лье в окрестностях Парижа армию в 20 тыс. человек для направления в любые провинции, где возникло бы восстание, дабы с громом и блеском подавить его и дать всему народу урок должного повиновения его величеству».

Однако восстания возникали одновременно в различных и притом часто в наиболее отдаленных провинциях, и этого резерва явно нс хватало. В 1675 г. восстаниями были охвачены провинции Гиень, Пуату, Бретань, Мен, Нормандия, Бурбонне, Дофине, Лангедок, Беарн, не говоря о множестве городов в других частях Франции. Особенно большие размеры движение приобрело в Гиени и Бретани.

В столице Гиени - Бордо городское плебейство, соединившись с ворвавшимися в город крестьянами, потребовало отмены всех новых налогов. Буржуазная гвардия на этот раз бездействовала: «что кажется мне более всего опасным,- доносил один чиновник в Париж,- это то, что буржуазия настроена отнюдь не лучше, чем народ».

Поэтому правительству пришлось отступить, налоги были отменены, и только много месяцев спустя в Бордо было послано большое войско для сурового наказания мятежного города; после этого городская цитадель была перестроена таким образом, что артиллерия отныне могла держать под обстрелом все городские площади и главные улицы.

В Бретани восстание охватило и города (Ренн, Нант и др.) и в особенности деревню. Крестьяне образовали большую армию, во главе которой стал обедневший нотариус Лебальп. Крестьяне громили дворянские замки и нападали на богатую буржуазию в городах; наиболее крайние из восставших предлагали истребить всех дворян «до единого человека». Выдвигалось и требование «общности имуществ».

В более умеренной программе, изложенной в особом «Уложении» («Крестьянском кодексе»), выдвигалось в качестве основного требования освобождение крестьян почти от всех сеньориальных поборов, повинностей и платежей, а также от большинства государственных налогов. Местные власти принуждены были вести переговоры с восставшими, пока с фронта не прибыли крупные воинские части. После этого в Бретани начался жесточайший террор. Вдоль дорог стояли сотни виселиц с трупами для устрашения местного населения.

В 80-х годах крупных восстаний не наблюдалось. Возникавшие мелкие городские и крестьянские выступления жестоко подавлялись военными силами, освободившимися после заключения Нимвегенского мира.

Однако в 90-х годах классовая борьба снова разгорается, принимая в начале XVIII в. (во время войны за Испанское наследство) в некоторых местах характер новой крестьянской войны.

XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета; попытка ограничения казачьей вольности; церковный раскол и преследование старообрядцев.

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт. В это время большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича оказывал его воспитатель и родственник боярин Б.И. Морозов. На важнейшие правительственные посты Морозов поставил своих людей. Ставленники Морозова всячески теснили и обирали московское население. В 1646 г. был повышен налог на соль. Цены на этот важнейший продукт резко выросли, что вызвало негодование. В феврале 1647 г. налог пришлось отменить. Однако стремясь увеличить доход казны, правительство объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. 1 июня 1648 г. жители Москвы пытались подать царю челобитную. Бояре, находившиеся в рядах царской свиты, вырвали подаваемую царю грамоту и изорвали ее. По приказу Морозова стрельцы арестовали 16 человек из числа просителей. Репрессии только обострили ситуацию. Следующие несколько дней восставшие москвичи громили дома ненавистных чиновников. Некоторые деятели правительственной администрации были убиты. Опасность для царского правительства приняла угрожающие размеры. Восстание удалось подавить только путем уступок московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавшим созыва Земского собора.

Принятие Земским собором 1649 г. нового законодательства (Соборного уложения), направленного против трудящегося населения, еще больше обострило ситуацию. В 1650 г. вспыхнули городские восстания в Пскове и Новгороде. Их причиной стала спекуляция хлебом, происходившая по прямому предписанию правительства. Оно было заинтересованно в росте цен на хлеб, поскольку именно хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселявшихся в Россию жителей территорий, отошедших к шведскому государству по Столбовскому миру. Инициаторы восстания были репрессированы.

В 1662 г. произошло новое восстание в Москве. Оно получило название Медный бунт. Огромные расходы на затянувшуюся с 1654 г. войну с Польшей сильно подорвали финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для продолжения войны правительство стало выпускать медную монету, приравняв ее по цене к серебряной. Правительство стало чеканить новые деньги в слишком большом количестве, что привело к их обесцениванию. Снижалась и покупательная способность населения, так как большая часть служилых людей получала жалованье медью. При этом само правительство взимало с населения налоги только серебром. Росло количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию. Алексей Михайлович пошел на переговоры с восставшими, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Царь вероломно обманул народ. Вызванные им стрелецкие полки напали на восставших. Вслед за разгромом восстания последовали аресты и репрессии. Однако подавленное народное выступление не осталось без последствий: медные деньги из обращения были изъяты.


Кульминацией «бунташного века» стало казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина (1667–1671). В 1667 г. донской казак Степан Тимофеевич Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море «за зипунами», т. е. добычей (1667–1669). Казаки разграбили торговые караваны русских и персидских купцов, напали на восточный берег Каспия, грабя персидские города и освобождая русских пленных. Казаки разбили флот персидского шаха и вернулись на Дон с богатой добычей. Удачливый и бесстрашный атаман стал признанным вождем казачества.

В 1670 г. начался новый этап движения Степана Разина, которое приняло антикрепостнический характер. Его целями были: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права и установление по всей стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное разинское войско начало военные действия на Волге. Оно овладело Царицыном, Камышином, Астраханью. Затем войско Разина двинулось вверх по Волге. Восстание распространилось на все Поволжье. В ряды разинцев вливались не только русские крестьяне, но и представители других народов: чуваши, мари, мордва, татары. Без боя Разин взял Саратов и Самару. Его войско осадило Симбирск. Под Симбирском и развернулись решающие сражения. Царские полки под командованием князя Д.А. Барятинского нанесли Разину поражение и сняли осаду с города. После этого Разин отплыл со своими казаками на Дон. Там зажиточные казаки схватили его и выдали царским властям. Арестованного Разина привезли в Москву, где допрашивали и пытали. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен.