Сделал, что мог, сделал, что мог. Взаимодействие электрических зарядов

Пояснительная записка

Карточки данной серии помогут обучающимся лучше освоиться с новыми для них понятиями электростатики. Кроме того, развивается навыки решения задач, перевода единиц измерения, расчётов с помощью калькулятора

Методика работы с карточками

На рисунках карточек изображены два металлических шара, несущие на себе электрические заряды. Величины этих зарядов указаны на карточках. Для нахождения размеров шаров и расстояния между ними (их центрами) служит клетчатая сетка. На каждой карточке указана длина стороны клетки этой сетки. Масса шарика, на котором находится пробный заряд в точке В, и величина этого заряда тоже указаны на карточках.

После ознакомления обучающихся с законом Кулона рекомендуется поставить самостоятельную работу с карточками. Предлагают первые два вопроса. Расстояния вычисляют по длине клеточек в соответствующем масштабе, используя теорему Пифагора.

Второй раз полезно применить карточки после изучения понятия напряженности электрического поля. Предложив обучающимся вопросы 3, 4,5. Учащимся следует перечертить расположение всех зарядов в свою тетрадь (разлинованную в клетку) и в выбранном масштабе начертить векторы и и их суммарный вектор . интересно предложить обучающимся начертить примерное расположение линии напряженности, проходящей через точку В.

При желании можно задать одновременно вопросы 1-5.

Вопросы к карточкам «Взаимодействие электрических зарядов»

  1. Каково расстояние между центрами шаров?
  2. С какой силой взаимодействуют между собой заряды на шарах?
  3. Рассчитайте значения напряженности поля в точке В, созданного каждым зарядом. Перечертите расположение шаров и пробного заряда q к себе в тетрадь. В выбранном масштабе изобразите векторы напряженности, созданные каждым зарядом в точке В. Найдите величину и направление суммарного вектора напряженности в этой точке поля. Изобразите примерное расположение линии напряженности, проходящей через точку В.
  4. С какой силой действует электрическое поле на пробный заряд q, помещённый в точку В?
  5. Какое ускорение приобретает тело с пробным зарядом q и массой m?
  6. Определите по масштабу радиусы шаров и вычислите их потенциалы.
  7. Определите потенциалы электрического поля в точках В и С.
  8. Какую работу должны совершить внешние силы для перемещения пробного заряда q из точки В в точку С?

Пример решения для карточки №8

  1. Расстояние между центрами шаров:

10, r = 10 см = 0,1 м

  1. Модуль силы взаимодействия между зарядами q 1 и q 2 :
  1. Модуль напряженности электрического поля в точке В:

Изобразим векторы напряженности и на чертеже в масштабе (см. рисунок)

Построим вектор напряженности Направление его указано на чертеже, а модуль вычисляем:

Проведём примерную линию напряженности электрического поля через точку В. Эта линия должна быть касательной к направлению вектора и перпендикулярна к поверхности шара, несущего заряд q 2 .

  1. Модуль силы, с которой поле действует на пробный заряд q в точке В:
  1. Модуль ускорения в точке В составит:
  1. Потенциалы на шарах, несущих заряды q 1 и q 2 :
  1. Потенциалы в точках В от зарядов q 1 и q 2 будут во столько раз меньше потенциалов на шарах, во сколько расстояния от центров шаров до этой точки больше радиусов шаров. В данном примере соответственно в 8 и 6 раз. Поэтому общий потенциал в точке В равен:

Потенциал в точке С от тех же зарядов определяют, предварительно найдя расстояния от шаров до этой точки.

13,6 см = 0,136 м

8,06 см = 0,081 м

  1. Работа внешних сил, необходимая для перемещения пробного заряда q из точки В в точку С:

Дж

Пример программированного упражнения

Вопросы:

  1. Потенциал шара с зарядом q 1 , В
  2. Потенциал шара с зарядом q 2 , В
  3. Потенциал в точке В, В
  4. Потенциал в точке С, В
  5. Работа по перемещению заряда q из точки В точку С, мкДж

Ответы к карточкам №1, 3, 5, 7, 9

4 500

22 500

7 200

2 200

5 400

7 200

2 800

18 000

9 000

3 200

18 000

22 500

3 600

2 000

Код для проверки:

№1 – 25 431

№3 – 23 512

№5 – 34 125

№7 – 51 243

№9 – 12 354

Ответы к карточкам №2, 4, 6, 8, 10

9 000

54 000

12 000

36 000

9 000

1 400

36 000

18 000

1 700

8 200

18 000

7 200

2 300

1 200

27 000

45 000

2 300

Код для проверки:

№2 – 53 241

№4 – 42 513

№6 – 31 425

№8 – 25 134

№10 – 14 352

Приложение

вариант

заряд q 1 , 10 -9 Кл

1,50

30,00

6,00

40,00

20,00

2000,00

50,00

40,00

5,00

50,00

40,00

500,00

заряд q 2 , 10 -9 Кл

1,00

20,00

10,00

20,00

20,00

3000,00

50,00

50,00

8,00

40,00

30,00

300,00

заряд q, 10 -9 Кл

30,00

5,00

50,00

1,00

5,00

400,00

30,00

2,00

30,00

2,00

5,00

20,00

масса, кг

0,0020

0,0200

0,0001

0,0050

0,0020

0,0200

0,0050

0,0500

0,0100

0,0002

0,0002

0,0020

1. расстояние между зарядами, м

0,05

0,10

0,10

0,20

0,08

10,00

0,16

0,10

0,20

9,90

0,50

0,80

2. модуль силы взаимо-действия, 10 -5 Н

0,54

54,00

5,40

18,00

56,25

54,00

87,89

180,00

0,90

0,02

4,32

210,94

8,00

42,00

15,00

14,00

72,00

0,75

45,00

56,00

0,88

1,50

2,00

18,00

10,00

50,00

14,00

12,50

72,00

0,28

45,00

125,00

0,26

2,00

3,00

10,80

12,81

65,30

20,52

18,77

86,40

0,80

72,00

136,97

0,70

3,00

3,61

23,50

4. модуль силы, действующей на заряд, 10 -5 Н

38,43

32,65

102,59

1,88

43,20

32,00

216,00

27,39

2,10

0,60

1,80

47,00

5. модуль ускорения заряда, 10 -2 м/с 2

19,22

1,63

1025,90

0,38

21,60

1,60

43,20

0,55

0,21

3,00

9,01

23,50

1 , кВ

5,40

27,00

5,40

18,00

18,00

36,00

9,00

36,00

4,50

9,00

7,20

45,00

6. потенциал шара с зарядом q 2 , кВ

3,60

18,00

9,00

9,00

18,00

54,00

9,00

45,00

7,20

7,20

5,40

27,00

7. потенциал в точке В, кВ

0,64

0,38

2,00

0,75

7,20

2,25

0,00

12,00

0,46

1,70

0,00

3,60

7. потенциал в точке С, кВ

0,35

1,20

2,20

0,25

2,85

1,90

0,26

8,23

0,06

2,30

0,44

4,80

8. работа внешних сил, 10 -6 Дж

8,70

4,10

10,00

1,00

21,75

141,20

7,71

7,54

12,00

1,20

2,20

24,00

Взаимодействие электрических зарядов

На рисунке изображены два заряженных шара и пробный заряд В. Величины зарядов и масса тела даны в карточке. Используя эти данные, выполните задания, ответьте на вопросы.

1 Каково расстояние между центрами шаров?

2 С какой силой взаимодействуют между собой заряды на шарах?

3 Перечертите расположение шаров и пробного заряда q к себе в тетрадь, вычислите и начертите в выбранном масштабе векторы напряжённости электрического поля в точке В от каждого заряженного шара, найдите величину и направление суммарного вектора в этой точке поля.

4 С какой силой действует электрическое поле на помещённый в точку В пробный заряд?

5 Какое ускорение получает тело с пробным зарядом q в этой точке. (Масса тела указана на карточке.)?

6 Определите по масштабу величину радиусов шаров и вычислите потенциалы на шарах в киловольтах.

7 Вычислите потенциалы электрического поля в точках В и С.

8 Какую работу должны совершать внешние силы для перемещения пробного заряда q из точки В в точку С?


Вариант 1


Вариант 2




Вариант 3



Вариант 4




Вариант 5



Вариант 6




Вариант 7



Вариант 8




Вариант 9



Вариант 10


1 Расстояние между центрами шаров:

2 Модуль силы взаимодействия между зарядами q 1 и q 2:

3 Модуль напряжённости электрического поля в точке В:

Изобразим векторы напряжённости и на чертеже в масштабе: сторона клеточки равна . Построим вектор напряжённости . Направление его указано на чертеже, а модуль вычисляем:

4 Модуль силы, с которой поле действует на пробный заряд q в точке B:

5 Модуль ускорения в точке В составит:

Проведем примерную линию напряжённости электрического поля через точку В. Эта линия должна быть касательной к направлению вектора и перпендикулярна к поверхности шара, несущего заряд q 2 . Так как пробный положительный заряд q приближается к отрицательному заряду q 2 , то сила и ускорение по мере движения заряда q будут увеличиваться.

6 Потенциалы на шарах, несущих заряды q 1 и q 2. В единицах СИ определяется по формуле: где ед. СИ, тогда

На карточке изображен плоский конденсатор. Указана его толщина. Рядом изображена форма пластины конденсатора. Размеры пластины даны в миллиметрах. Используя данные на карточке, выполните задания, ответьте на вопросы.

1 Вычислите активную площадь конденсатора.

2 Вычислите электроемкость конденсатора.

3 Какова напряженность поля между пластинами конденсатора?

4 Найдите величину заряда на конденсаторной пластине.

5 С какой силой действует поле конденсатора на заряд q 1 , величина которого указанна в карточке?

6 Какую электроемкость в микрофарадах будут иметь 100 таких же конденсаторов, соединенных параллельно, если расстояние между пластинами уменьшить до 0,1 мм и проложить между ними такой же толщины слюду. Диэлектрическую постоянную слюды считать равной 6.

Сделал, что мог,

  • Сделал, что мог,

  • пусть другие сделают лучше.

  • И. Ньютон.



  • . Сформулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами.

  • 2. Изучить физическую сущность гравитационной постоянной.

  • 3. Границы применимости закона всемирного тяготения

  • 4. Научиться решать задачи на применение закона всемирного тяготения.


Что произойдет, если?..

  • Что произойдет, если?..

  • Мы уронили поклажу из рук…

  • Мы подбросили вверх мяч…

  • Мы бросили в горизонтальном направлении палку…






М. Ломоносов

  • М. Ломоносов


  • Английский ученый Исаак Ньютон первым сформулировал закон всемирного тяготения


  • - дальнодействующие; - для них не существует преград; - направлены вдоль прямой, соединяющей тела; - равны по величине; - противоположны по направлению.






Формула применима:

  • Формула применима:

  • - если размеры тел пренебрежительно малы по сравнению с расстоянием между ними;


  • - если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;


Формула применима:

  • Формула применима:

  • - если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела





Задача №1

  • Задача №1

  • Рассчитайте силу всемирного тяготения между двумя учениками, сидящими за одной партой.

  • Массы учеников 50 килограмм, расстояние один метр.

  • Получаем силу, равную 1.67*10-7 Н .

  • Сила так незначительна, что не разорвет даже нить.


  • С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг.


  • Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый, если они притягиваются друг к другу с силой 0,01Н?


ДАНО: Решение:

  • ДАНО: Решение:

  • m1=m2 =100кгИз закона всемирного

  • тяготения:

  • F= 0,01Н F= G*m1m2/ R2

  • _____________ выразим расстояние:

  • R -? R = (G*m1m2/ F) ½

  • Вычислим:

  • R = (6,67*10 -11Нм2/кг2 *100кг*100 кг/0,01Н)1/2

  • R = 8,2*10-3 м

  • Ответ : R = 8,2*10-3 м


  • Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?


ДАНО: Решение:

  • ДАНО: Решение:

  • m1=m2 = mИз закона всемирного

  • R=0,1 м тяготения:

  • F= 6,67*10 -15Н F= G*m1m2/ R2

  • _____________ выразим массу тел:

  • m-? m= (F*R2/G) ½

  • Вычислим:

  • m= (6,67*10 -15 Н *0,01м2/6,67*10 -11Нм2/кг2)1/2

  • m= 0,001 кг

  • Ответ: m= 0,001 кг


  • Открытие закона всемирного тяготения дало возможность объяснить обширный круг земных и небесных явлений:

  • движение тел под действием сил тяготения вблизи поверхности Земли;

  • движения планет Солнечной системы и их естественных и искусственных спутников;

  • траектории комет и метеоров;

  • явление приливов и отливов;

  • были объяснены возможные траектории небесных тел;

  • вычислены солнечные и лунные затмения, рассчитаны массы и плотности планет


подведем итоги:

  • подведем итоги:

  • Ньютон установил,

  • что все тела во Вселенной взаимно притягивают друг друга.

  • Взаимное притяжение между всеми телами называется всемирным тяготением – гравитационной силой.



§ 15, упражнение 15 (3; 5)

  • § 15, упражнение 15 (3; 5)