Сих пор не рискуют в библиотеке расслабиться, почувствовать себя, как. Все уроки Бонк


Я работаю в библиотеке – эссе-размышление от начинающих сотрудников Центральной библиотеки, заведующих учреждений, находящихся на присоединенных территориях, и одного школьного библиотекаря, подготовленные ими в качестве домашнего задания в рамках учебного семинара "Введение в профессию". (2016г.)

Балкина Татьяна Сергеевна
библиотека № 22 – Усть-Утка

Мой рабочий день длится с 13 до 17 часов. За это время я стараюсь обслужить моих дорогих читателей.
На надомном обслуживании у меня 54 человека – люди преклонного возраста. Подобрав литературу, я иду к своим читателям, с каждым беседую о литературе.
Летом с местными ребятишками хожу в лес, организую экскурсии, например, экологический час «Кто в лесу живет и что в лесу растет», экологический урок «Леса нашего края». Во время учебного года моя работа тесно связана со школой, где я провожу различные беседы с детьми, оформляю книжные выставки.
Также работаю на туристической базе «Кедр», где стареюсь завлечь отдыхающих чтением.
Очень хочется, чтобы у библиотеки появилось свое постоянное место, куда могли бы приходить читатели.

Гаева Алина Сергеевна
библиотека №1

Мы разные – общительные и скромные, взрывные и сдержанные, мечтатели и прагматики… Возможно, у нас есть дети, возможно, детей у нас нет… Нам может быть пятнадцать или же два раза по пятнадцать, а может, нам даже восемьдесят или восемьдесят пять. Да, мы совершенно точно разные. Но все-таки кое-что нас объединяет – все мы любим читать. И каждый из нас когда-либо приходил в библиотеку, чтобы взять домой книгу, которая совсем скоро станет самой любимой. А может быть, книгу, о которой ты еще долго будешь спорить с приятелем? Чашка чая, одна, другая… Книга – это целый мир. Конечно же, это клише, скучная, самая избитая фраза на свете… Но, черт возьми, какая же это правда!
А кто-то приходит в библиотеку, чтобы… стать библиотекарем. Какого любящего читать ребенка (да и не только ребенка!) не завораживали бесчисленные стеллажи с книгами? И вот ты берешь книгу, чтобы унести ее домой. Но любопытство и предвкушение чего-то волшебного остаются с тобой, – интересно, а каково оно, по ту сторону баррикад?
Потом ты становишься взрослым, но ощущение книжного волшебства по-прежнему с тобой. И этим очень хочется делиться. Я в библиотеке всего год, но уже поняла, что библиотекарь – это самая настоящая фея на все руки. Подсказать чего-нибудь такого, но с перламутровыми пуговицами? Не вопрос! Заполнить многочисленные документы? А как же! Провести мероприятие? Уже иду! Посоветовать книгу искушенной коллеге? Миссия выполнима! И, конечно же, мое любимое – тысяча и один способ вспомнить название книги по: «а тут была у вас… года три назад… синенькая такая».
Все это заставляет тебя постоянно развиваться, что очень и очень здорово. Оставаться на месте совершенно нет шансов – сегодня ты пытаешься уничтожить свою застенчивость, работая с детьми, завтра учишься не распылять внимание, концентрируясь на самом главном. Ты всегда в пути, потому что скучный библиотекарь скучен в первую очередь для самого себя.
Самое замечательное в нашей профессии – это счастливые глаза читателей. И снова звучит как-то уж слишком банально, но это чистая правда. Чуть выше я писала о том, что книга – это самый настоящий мир. А может быть, даже целая жизнь? Или несколько жизней? Не могу не вспомнить слова Джорджа Мартина: «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживает только одну». Так вот, это истинное счастье – иметь возможность помочь читателю прожить еще несколько потрясающих жизней.
Так каково же оно, по ту сторону баррикад? Тепло, душевно и захватывающе. Честное слово.

Гулякина Ирина Александровна
МАОУ лицей № 39, педагог-библиотекарь

Для каждого человека библиотека – это что-то своё. Для кого-то одна полка любимых книг, для кого-то целый стеллаж. Для одних – целое здание, с фундаментальным названием «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА». Но моя библиотека – другая, не особенная, нет, она просто часть еще одного социального института – школы.
Школа – это знания, уроки, перемены, доклады, какая уж тут библиотека, подумаете вы. А нет! Библиотека – это душа школы. Все с ней знакомы, каждый в ней бывает: и директор, и первоклассник, и охранник. Для меня суть этой профессии - книга. Понятия «библиотекарь» и «книга» неотделимы друг от друга. Книга рядом с нами с самого раннего детства. Растем мы, и вместе с нами растут наши книги. А библиотека – это дом книги. Чтобы помочь не заблудиться в этом океане, который с каждым годом становится все больше, нужна я. Библиотекарь – связующее звено между книгой и читателем, помощник и советчик в выборе. Школьный библиотекарь – это ещё и информатор, и снабженец, так как мы отвечаем за учебную литературу, без которой на уроках делать нечего.
Каждый читатель индивидуален: у детей разные потребности, мысли, настроения. И моя задача – оказав помощь читателю в подборе нужной литературы, доставить ребёнку радость общения с книгой. Дарить эту радость – вот что главное. Приобщать детей к чтению, заразить их любовью к книге, рассказать, подсказать, найти то, что интересно.
Конечно, работа в библиотеке не сводится только к выдаче литературы. Библиотекарь постоянно работает с библиотечным фондом, журналами, каталогами, картотеками, справками, оформляет книжные выставки. Я очень люблю организовывать внеклассные мероприятия с учащимися. Мы разговариваем о прочитанном, делимся своими мыслями, спорим, ищем новую литературу. Проводим конкурсы чтецов, конкурсы рисунков «По следам прочитанных книг», создаем закладки для учебников и много другое. В таком неформальном общении и рождается интерес к книге, уважение к твоей профессии и любовь к библиотеке в целом.
Что и сколько должен знать библиотекарь? Дети отвечают на этот вопрос очень кратко, одним словом: «Всё!». Профессия наша уникальна тем, что у неё нет границ. Библиотечный день не похож один на другой. И это мне очень нравится. Я люблю свою школу, люблю свою профессию и люблю своих читателей от маленьких первоклашек и до взрослых поумневших одиннадцатиклассников.
Мне повезло, что я работала в «Центральной городской библиотеке» нашего города. Дружеские отношения сложились со многими филиалами и мы постоянно приходим на помощь друг другу: в организации мероприятий, в конкурсах, в обучении. Ведь чтобы овладеть данной профессией нужно серьезно и много учиться. Учится у более опытных коллег, на просторах интернета, заниматься самообразованием. Нужно любить книгу и читать, читать, читать…
Я выбрала эту профессию. Я – библиотекарь. И говорю это с гордостью, всегда, везде и всем!

Жукова Татьяна Евгеньевна
библиотека № 6

До сих пор помню, как раздался тот самый, долгожданный, да, именно долгожданный, звонок:
- Здравствуйте... Вы ещё не трудоустроились?
На тот момент я оказалась без работы и, оставив резюме в разных организациях, тоскливо и уныло ожидала чуда – трудоустройства. Казалось, что все безнадежно: скучный домашний образ жизни захлестнет меня с головой и надолго. Но вот оно – чудо произошло!
Настал день икс – все или ничего… Приближаюсь к одноэтажному серенькому зданию, дверь закрыта, волнение нарастает с неистовой силой. Рука непроизвольно поднялась и нервно поколотила по железной двери. Щелчок по ту сторону дал мне понять – деваться некуда. Дверь приоткрылась…
С дверью приоткрылась и вся библиотечная жизнь, жизнь за занавесом. Раньше слово «библиотека» ассоциировалось у меня с книгами, тоскливо и уныло ожидающими своего читателя. Книги слегка запылившиеся, бережно, аккуратно и правильно выстроенные в ряд строгим педантичным библиотекарем, который бдит во все глаза и лишний раз к тем самым книгам не подпускает, чтобы их не испортили. Но после того как я решила связать свою жизнь с библиотекой и из статуса «пользователь» перешла в статус «специалист», мое мнение на этот счет кардинально поменялось.
Жизнь в библиотеке насыщена, интересна и многогранна. Оказывается, книги в библиотеке вовсе не тоскливо ожидают своих читателей, я бы сказала наоборот, они пользуются огромным спросом. Читатели с нетерпением ждут, когда же вернут ту самую книгу, за которой они приходят уже не в первый раз?!
Бережно, аккуратно и правильно выстроенные в ряд книги – это да, но ненадолго: к концу дня все, что бережно и так далее, словно и не выстраивалось вовсе, а хаотично было раскидано по полкам. И кто скажет, что книги скучают?
На самом деле, мы, библиотекари, бдим во все глаза, так оно и есть, но не для того чтобы отпугнуть или не допустить к книгам в целях сохранности, а чтобы не выпустить читателя без книг, хотя бы одной. Поэтому наша задача – читателю, который себе ничего не смог подобрать, помочь что-нибудь посоветовать, выбрать, учитывая его интересы.
Но и это еще не все. Самое интересное – это массовая работа! Вот тут-то библиотека для меня раскрылась, как книга, которая обложкой ничем не примечательна, а содержание заставляет трепетать. Массовая работа – это карусель, приближаясь к которой всегда испытываешь волнение, страх: а правильно ли все сделал (а может не надо было покупать билет?) Но когда результат – довольные лица детей, думаешь: «Все отлично! Только в следующий раз здесь сделаю по-другому (как на карусели – глаза закрывать не буду)». И с каждым разом на нее идешь все смелее и смелее. Но меняется тема, меняется и карусель – опять новая. И все сначала: волнение, страх…
Сегодня библиотекарь кроме стрессоустойчивости, профессионализма должен быть креативным, коммуникабельным, творческим, идти в ногу со временем... Прощай скучный, домашний образ жизни!
В жизни все не случайно. Мы оказываемся в нужное время в нужном месте именно тогда, когда нам это крайне необходимо.

Иванова Светлана Владимировна
Центральная библиотека, справочно-библиографический отдел

«Что, в библиотеки еще кто-то ходит?» Это первый вопрос, который задают люди, узнав, где я работаю. В представлении большинства библиотека – это скучное тихое место, заставленное стеллажами с книгами, а за кафедрой сидит женщина неопределенного возраста и целый день читает.
Но современная библиотека совсем не такая. Это место встреч и общения единомышленников. Место, куда приходят за информацией.
Конечно, очень многое можно найти в интернете, но если вы учитесь, пишите курсовую работу или диплом – вы неизбежно придете в библиотеку. Если вам нужна методическая литература по вашей работе – вы придете в библиотеку. И если вы хотите, чтобы ребенок прочитал книгу, которую вы читали в детстве или ищете что-то новое для себя – вы снова придете в библиотеку. А отыскать нужную книгу, составить список литературы и вообще найти любую интересующую вас информацию вам помогут библиографы.
До появления книгопечатных станков библиографом был человек, который переписывал рукописи. Позднее библиографами стали называть специалистов, которые занимались описанием и систематизацией книг. Современный библиограф – это специалист библиотеки, предоставляющий разнообразные научно-информационные и справочно-библиографические услуги как посетителям, так и сотрудникам (библиотекарям, методистам и т.д.).
Библиограф выполняет различного рода справки, составляет каталоги и картотеки, аналитические описания статей из книг и периодических изданий, разрабатывает информационные дайджесты, тематические и аннотированные списки литературы. Со стороны эта работа выглядит как просто чтение газет и журналов, но именно от нее зависит скорость и качество обслуживания читателей.
Библиограф знает все обо всем и в любой момент сможет дать ответ на любой вопрос, но не потому, что действительно знает все, а от умения быстро реагировать и выбрать из потока слов то, что и составляло суть вопроса. Знает что, как и где искать.
Библиограф – это проводник между человеком и информацией, помогающий им найти друг друга.
И я одна из них.

Иванюта Вероника Игоревна
библиотека № 3

Человек должен с ответственностью подходить к тому, кем он собирается работать. Так как половину своей жизни каждый из нас будет проводить на работе. Что будет, если мы сделаем неправильный выбор или войдем в коллектив, который нам не нравится? Работа не будет приносить удовольствие, ее придется «терпеть». С этим сейчас мирятся многие. Даже шутка есть: «Рабочий день сокращает жизнь на восемь часов».
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» – так советовал поступать китайский мудрец Конфуций.
Нередко слышишь от окружающих: «Хорошо тебе в библиотеке, сиди, книжки выдавай и читай сама». И искренне удивляются тому, что библиотечная профессия требует знаний, подготовки. Не случайно за рубежом библиотекари сначала учатся в университете, а затем в Высшей библиотечной школе. Ведь библиотекарь должен быть большим эрудитом, чтобы вопрос читателя не поставил его в тупик, хорошим профессионалом, чтобы знать, как и где найти необходимую информацию, и добрым, внимательным человеком.
Служа другим – растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.
Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, – это кровное дело библиотекарей.
Высокое педагогическое мастерство – профессиональная черта библиотекаря. Как педагог он должен, прежде всего, любить людей, учитывать особенности информационных запросов читателей, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста сил и умений.
Людям нашей профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» – основной для библиотекаря.
Для настоящего библиотекаря читатель – человек с индивидуальными особенностями и запросами.
И все это, конечно, делается для достижения главной цели: разбудить интерес к систематическому чтению, к хорошей литературе, к самопознанию.
Таким образом, библиотекарь – это высокообразованный человек, владеющий основами психологии читателей, педагогическим мастерством, ориентирующийся в многообразии издательской продукции, умеющий использовать технические средства в работе, знающий основы информатики, пропагандист, организатор. Библиотека – это мир, в котором всем должно быть интересно и комфортно.

Кашина Екатерина Евгеньевна
библиотека № 8

Прошло чуть более двух месяцев, как я пришла в библиотеку в новой роли. Теперь я здесь работаю. Предполагала, что это обязательно должно случиться. Работать с книгами, говорить о книгах, читать самой и пробовать что-то сочинять – это неимоверно приятные занятия.
Конечно, не одни только книги влекут в библиотеку. Библиотека – не просто хранилище книг, а место для душевного отдыха, общения. В век виртуальности, бешеного темпа жизни особенно важно не терять человека, живое общение. Встречи, которые я наблюдала в стенах нашей библиотеки, запомнились приветливостью, жизнерадостностью. В самом деле, «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения», как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.
Не стоит забывать и о саморазвитии. Атмосфера в библиотеке потрясающая! Именно здесь ты словно видишь весь мир в его многообразии, но при этом – великолепном единстве: здесь соседствуют стеллажи с литературой разных стран, книги по разным отраслям знаний, современная пресса. Уместно вспомнить Федора Достоевского: «Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».
Мне и самой благодаря работе в библиотеке удаётся развиваться. Нужно быть и немного артистом, и психологом, и художником, и режиссёром, и журналистом… Стремлюсь охватить как детскую литературу, так и профессиональную – библиотечную, историческую, педагогическую, филологическую, и авторов-классиков различных стран и жанров, и современную литературу. Это бесконечное и чудесное открытие!
Иногда людям нужно помочь открывать новое. Тяготея к просвещению, считаю особо благоприятным «сеять разумное, доброе, вечное» именно здесь. Кроме того, библиотека сохраняет и ведет в новый век классическую культуру, прибавляя ей привлекательности для разных категорий пользователей, облекая традиции в новые формы.
Таким образом, сегодня библиотека осуществляет традиционные информационные функции, развивает направления культурно-просветительной и культурно-досуговой работы. Библиотека открывает новые горизонты, прежде всего – внутренний мир человека. И я счастлива, что могу внести свой вклад в благородное дело.

Козяр Татьяна Павловна

Если бы несколько месяцев назад мне кто-нибудь сказал, что я стану библиотекарем, наверное, я была бы удивлена. Хотя казалось бы, что необычного для выпускницы филфака? Вполне себе возможная профессия. Однако пойти работать в библиотеку мне не приходило в голову.
Но я никогда ни о чем не жалею, а стараюсь использовать новые возможности. Вот и решила, а почему бы не попробовать себя в новой профессии.
Скажу сразу, я никогда не считала, что здесь работают «серые мышки». Нет, я знала, что библиотекари – прогрессивные люди, эрудиты, которые дадут фору многим. И будни библиотекарей проходят иначе: не сидят они в очках и стеганых жилетках целый день по кабинетам и не вяжут внукам носки. Благодаря работе в средствах массовой информации я хорошо знала, как и чем живет Центральная городская библиотека: бывала на «Библионочи», «Дне чтения», «Киндеграде», снимала сюжеты о литературном конкурсе «Серая Шейка», о тактильных книгах, о занятиях с детьми мигрантов, об открытии галереи современного искусства. Не раз я брала интервью у сотрудников и читателей библиотеки.
Однако, к моему удивлению, миф о «спокойной» работе библиотекаря крайне живуч в народе. Кроме того, есть люди, которые думают, что с наступлением эпохи интернета библиотеки закрылись. Самое грустное, среди них – мои друзья.
Поэтому удивление нельзя назвать главным чувством в первые недели работы. Хотя признаюсь, были и открытия. К своему стыду только во время учебы узнала, что с 2013 года министерство культуры Российской Федерации перестало финансировать пополнение библиотечного фонда, отдав эту статью расхода на откуп местным чиновникам. Результат не заставил себя ждать. Печально.
Так вот в первый месяц работы, скорее, я почувствовала неуверенность. Я начала сомневаться, а нужна ли я в библиотеке? «Вольюсь» ли я в новый для меня коллектив, смогу стать частью команды? Привнесу ли что-то новое? Смогу ли я применить здесь свои знания и навыки?
Не думайте, что в финале эссе я дам ответ на этот вопрос. Ответа у меня пока нет. Я надеюсь со временем ответить на него. И очень хотелось бы, чтобы он был положительным.

Мирошниченко Елена Михайловна
Центральная библиотека, отдел массовой работы

Мы начали прогулку с арбатского двора,
к нему-то все, как видно, и вернется.

Б. Окуджава.

В моей трудовой книжке самая первая запись – заведующая абонементом библиотеки имени Н. Некрасова в Свердловске, тогда город так назывался. Окончив филологический факультет УрГУ (время летит, и названия облетают, как осенние листья с деревьев; УрГУ больше нет, есть УрФУ, и Свердловск уступил название Екатеринбургу), я пришла работать в библиотеку. Через год я уехала жить на Украину, в библиотеке больше никогда не работала, но своих читателей, тех, свердловских, помню, даже помню лица, фамилии, конечно, тех, кто приходил чаще других, постоянно.
А еще помню, как однажды пришли два солидных молодых человека из очень солидной организации (ее название тоже изменилось, но не будем о нем вспоминать), в костюмах, купить которые вряд ли смог бы кто-нибудь из их сверстников: и костюмы, и галстуки были дорогие, многим не по карману; но пришли молодые люди не похвастаться дорогой одеждой, а предъявить нам, работникам библиотеки, список книг, подлежащих изъятию и уничтожению. Список был большой, на целый лист. Имена в этом списке поражали воображение – В. Некрасов, В. Войнович, В. Аксенов, А. Гладилин, А. Синявский и другие, много других. Книги первых трех в списке писателей в нашей библиотеке были. Помню, как мы перевязывали шпагатом стопки книг, а потом выносили их во двор, где под присмотром мальчиков в дорогих костюмах жгли. Не рвали, не грузили в ящики, а именно жгли. Одна из этих книг, которую я спасла от костра во дворе, стоит сейчас у меня дома, на полке в моей библиотеке. Это «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Сейчас, после сорока лет работы в школе, где несколько лет назад разрешили изучать этот роман (вот уж точно – «рукописи не горят»), я вернулась в библиотеку. Буду ли я здесь работать? Не знаю. Если смогу, если получится.

Пирожкова Валентина Ивановна
библиотека № 21 - Серебрянка

Я работаю в сельской библиотеке. Мой рабочий день начинается в 11 часов – для удобства читателей. Прихожу заранее и в 11 ровно уже открываю библиотеку. Первый час проходит спокойно. Приходят, в основном, пенсионеры. Подбираю им книги для души, одним детективы, другим романы о любви. Иногда спрашивают журналы или газеты по какой-нибудь теме, например, по садоводству и огородничеству или по травам.
В следующий час приходят рабочие и служащие – в свой обеденный перерыв. Эти стараются все сделать сами: выбрать книгу, пролистать свежие газеты.
Ну, а после обеда прибегают школьники: сначала младшее звено, затем – старшеклассники. Этим читателям нужно все и сейчас. Начинаем разбираться, кому что необходимо. Один помнит автора, другой, наоборот, – только название произведения. Обращаемся к картотеке. Но вот, все найдено, читатели ушли удовлетворенные, в библиотеке вновь воцарилась тишина.
Рабочий день подходит к концу. Убираю сданные книги и журналы по местам, еще раз проверяю сегодняшние формуляры. День закончен.

Сивкова Светлана Николаевна
библиотека № 20 – Верхняя Ослянка

Я работаю в библиотеке! Это очень увлекательное занятие, каждодневное познание нового и постоянное общение с людьми.
Работая библиотекарем, невольно становишься еще и психологом: узнаешь литературные вкусы читателей, знаешь, какие книги посоветовать в той или иной ситуации.
Я люблю свою работу, она всегда была для меня интересной и увлекательной. С каждым годом я все больше овладеваю искусством библиотечного дела, не переставая удивляться разнообразию этой работы. Меня это восхищает.
Многие думают, что работать в библиотеке скучно – сиди весь день и книжки выдавай. Нет, все не так. Работа в библиотеке – это ежедневное саморазвитие. Безусловно, в жизни каждого человека библиотека играет свою роль. В мою жизнь она вошла внезапно, через месяц работы я еще не до конца осознавала, что работаю в библиотеке. Все казалось странным и необычным. На данный момент прошло пять лет, мое представление о библиотеке и специфике работы значительно расширились. А что будет, если представлять, что я работаю в библиотеке десять лет?

Тимощенко Наталия Николаевна
библиотека № 19 – Висимо-Уткинск

Библиотека Висимо-Уткинска создана на средства Флорентия Федоровича Павленкова (1839-1900). Издатель, меценат завещал заработанные средства на создание в России двух тысяч народных библиотек.
«Павленковская библиотека» является деятельным членом Содружества павленсковских библиотек, работающего под эгидой ЮНЕСКО:
- ведет краеведческую, поисковую работу;
- является центром культурной жизни села;
- участвует во всех общественно-культурных акциях;
- активно сотрудничает с местной властью;
- объединяет вокруг себя творческую интеллигенцию;
- систематически формирует и пополняет книжный фонд, отвечающий интересам и запросам читателей и жителей села;
- регулярно выступает перед населением с творческими отчетами.
На всех этапах своего развития библиотека выполняла и выполняет важную просветительскую миссию, она постоянно находится в центре общественной жизни. Главная миссия библиотеки – создать удобное комфортное пространство для чтения, общения, просвещения, развития информационной культуры, а также духовного и культурного развития личности.
Библиотека – хранитель и пропагандист книги. А в книгах – мудрость веков, опыт поколений, мечты о будущем. С книгой мы находим путь к сердцу, душе, добру, путь к каждому нашему читателю. Одно из главных направлений работы – патриотическое воспитание. Создана «Книга памяти». В ней собрана вся информация о ветеранах и участниках войны, которые ушли на фронт.
Стало традицией проводить праздники – Рождество, Троица, Медовый спас – вместе с отцом Сергием и матушкой Надеждой. Также проводятся выставки православной литературы.
В библиотеке совместно с клубом работает кружок «Рукодельница». Он пользуется большой популярностью у жителей поселка. Его заседания проходят в теплой и дружеской атмосфере. Участникам предлагаются познавательные часы, посвященные творчеству поэтов и писателей.
Библиотека стала местом общения людей с ограниченными возможностями здоровья. Собираются здесь и любители поэтического творчества.
Новое – это хорошо забытое старое. Так можно сказать и о внестационарном обслуживании читателей. Библиотекари работали книгоношами, доставляя на дом книги тем, кто не может посетить библиотеку.
Так кто же он такой – библиотекарь?
Целитель душ, наставник, проводник.
Он добрый маг и опытный аптекарь,
Настой подавший из целебных книг.

Т. Мазура

Хмылова Дарья Александровна
библиотека № 6

А вы когда-нибудь задумывались, как это работать в библиотеке? Работа по призванию или по умению? Существует ли алгоритм подготовки к занятиям, чтобы они были не только познавательными, но и интересными? Вы знали, что существует масса способов подборки литературы? Нет? Тогда я просто обязана поведать вам свою историю о работе в библиотеке!
Первое знакомство с библиотекой произошло тогда, когда я была совсем маленькой. Моя мама, Хмылова Алёна Юрьевна, главный библиотекарь в библиотеке № 2, однажды привела меня к себе на работу и «тут понеслось». Ежедневно я просила, чтобы мне прочитали новую красивую и яркую книгу. Иногда я усаживала на пол все свои игрушки и выдавала им книги, которые имелись в моём книжном шкафу. Шло время. Маленькая я росла, а вместе со мной – любовь к книгам и библиотеке.
Окончив школу, поступив в Уральский государственный педагогический университет на заочное отделение на профиль «Организация работы с молодёжью», я невольно задумалась, куда можно пойти работать, чтобы совмещать приятное с приобретёнными знаниями. И у меня в голове сразу же возникла мысль – в БИБЛИОТЕКУ!
И вот, я работаю в библиотеке. Поначалу многие мои друзья и знакомые мне говорили, услышав, что я библиотекарь: «Купила уже себе серых вещей?»; «Ты говорила уже кому-нибудь, что в библиотеке должно быть тихо?»; «А ты знаешь, что было написано на 45 странице у Гоголя в «Мёртвых Душах?» или моё любимое: «Я хочу вновь прочесть ту книгу, которую брал в библиотеке 5 лет назад. Не помню ни названия, ни автора, но книжечка такая маленькая и синенькая». Но сейчас всё изменилось, друзья с улыбкой приходят ко мне на работу и ждут, когда я им смогу показать и рассказать о книжных новинках; или же расскажу какую-нибудь интересную историю, вычитанную из книги; поделюсь своими эмоциями за прошедший день.
Для меня библиотека – место, где можно отдохнуть душой без отрыва от работы; место, где можно проявить свою индивидуальность и креативность; место, где есть новые друзья.
За полгода я действительно поняла, что работать в библиотеке – большой труд, сопряженный с большой ответственностью. Самая любимая часть в моей работе – создавать новые книжные выставки, украшая стенды и подбирая необходимую литературу; проводить массовые мероприятия. Категории, с которыми работаю – дети и молодежь. Подготовка к занятиям может занять не один час, ведь нужно быть готовым ответить на каверзные вопросы от молодых людей или объяснить малышам значения слов.
Мне очень нравится работать в библиотеке. И теперь, когда у меня спрашивают, кем я работаю, то с гордостью отвечаю – БИБЛИОТЕКАРЕМ!

Щапова Екатерина Вадимовна
библиотека № 14

Профессионализм – это обращенное в профессию творчество.
Л. Гинзбург

Впервые я познакомилась с библиотекой на экскурсии, организованной воспитателями детского сада. Позже в школьные годы часто брала в библиотеке новые книги. Учась в НТГСПА, я посещала библиотеку практически ежедневно, здесь научилась уверенно пользоваться картотеками и электронным каталогом. Наблюдая за работой библиотекарей – их эрудицией и отзывчивостью, хотела стать похожей на них.
На улице с рабочим названием «Техническая» расположилась библиотека, в которой сейчас работаю я. Здесь объединены фонды сразу нескольких библиотек Тагилстроевского района – Нижнетагильского металлургического завода, Огнеупорного производства и детской библиотеки. Придя сюда уже в качестве библиотекаря, я открыла для себя эту профессию с новой стороны. Оказывается, библиотекарь не только советует и выдаёт книги, расставляет их по стеллажам, он также проводит множество интересных мероприятий, акций, творческих мастер-классов. А ещё для меня стало открытием наличие в библиотеке Центра общественного доступа, который позволяет любому желающему получить информацию и помощь как муниципального, так и государственного характера.
Сейчас библиотека предоставила мне возможность частых встреч с детьми, с которыми интересно общаться, и которым я могу помочь в выборе книги.
В нашей библиотеке все сотрудники стараются выполнить работу на высоком профессиональном уровне. Коллеги ежедневно обучают и поддерживают меня в моих начинаниях. Глядя на них, я также стремлюсь стать профессионалом в своём деле.

было много народу, и я решил пойти туда вечером. 3. Вы читали какие-нибудь книги Оскара Уайлда на английском языке? - Нет, они слишком трудны для меня. Я читал его книги по-русски.- Я советую вам взять эту книгу. Она очень легкая и интересная. 4. Принесите, пожалуйста, почихать какую-нибудь интересную книгу.- Хорошо, я могу вам дать очень интересную новую книгу. Я уже давал ее некоторым своим друзьям, и она всем им очень понравилась. 5. Как вам понравилась последняя передача по телевизору? 6. В детстве я жил в Ленинграде, поэтому я хорошо знаю его. 7. Вы видели сегодня Анну? - Да, она недавно приходила сюда и вскоре ушла. 8. Я ухожу сейчас. Вы можете пользоваться моими книгами и журналами. 9. Жаль, что вы ие привезли с собой своих сыновей. 10. Дайте мне, пожалуйста, кусок мела.- Вот, пожалуйста. 11. Моя приятельница - библиотекарь, она работает в библиотеке Института истории. 12. Сколько лекций по географии у вас было в этом месяце? 13. Я не показал вам эту книгу, потому что она трудна для вас. 14. Я приехала вчера поздно вечером, поэтому я не пришла к вам. 15. У вас есть какие-нибудь книги по истории Англии? - Да, у меня есть несколько. 16. Все народы нашей страны зиают и любят русскую литературу

1. have you been at the library already? - Not yet. I am going to go there after the lessons.

2. There were many people at the library, so i decided to go there in the evening.

3. Have you read any books of Oskar Wilde in English? - No, they are too difficult for me. I have read his books in russian. - I advice you to take this book. It is very easy and interesting.

4. Bring me please some interesting book to read. - Okey, I can give you very interesting new book. I had given it to some my friends already, they liked it very much.

5. How did you like the last TV program?

6. I used to live in Leningrad when i was a child, that"s why I know it so well.

7. Have you seen Anna today? - Yes, she had come here not a long time ago, but then she left.

8. I am leaving now. You can use my books and magazines.

9. It"s a pitty, that you have not brought your children with you.

10. Give me a piece of chalk, please. - Here it is.

11. My friend is a librarian, she works at the library of the instiute of the history.

12. How many lectures of geography did you have last month?

13. i have not shown you this book, because it was too dificult for you.

14. I arrived late yesterday night, that"s why i didn"t come to you.

15. Do you have any books of english history? - Yes, I have a few.

16. All the nations of our country know and like russian literature.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

SOS SOS SOS SOS SOS SOS

Write a tag for each sentence
1) You don"t know his name , ________________ ?
2) You know her name , ____________________ ?
3) She doesn"t know your name , _____________?
4) She knows his name _____________________?
5) You don"t go to school in the afternoon,_______?
6) They go to the park on Sunday,______________?
7) Tom collects stamps, ______________________?
8) Jack doesn"t play basketball, ________________?
9) Tom and Jack play football, _________________?
10) Kate and Jane enjoy the holidays, ___________?
СПАСИБО ОГРОМНОЕ В ЗАРАНЕЕ

Читайте также

Переведите на английский язык, используя активную лексику урока.

А 1. Вы будете дома в воскресенье? 2. Куда вы пойдете в субботу вечером? 3. Он занимается(у него уроки) только по вторникам и четвергам. 4. Он приходит сюда только по воскресеньям. 5. вы пойдете на завод утром? - Да.- Кто остается дома с вашим сыном? - Моя сестра. 5. В котором часу вы обычно приходите домой? - Я обычно прихожу домой в семь часов вечера. 7. Не обсуждайте этот вопрос сейчас. мы его обсудим в четверг утром. 8. Я знаю только английский язык, но собираюсь изучать немецкий.
Б. Сколько времени продолжается ваш рабочий день? - восемь часов. Что вы делаете в учреждении? - Я отвечаю на письма и телеграммы, читаю журналы, перевожу статьи из этих журналов и обсуждаю множество вопросов с нашими инженерами. Когда вы обычно заканчиваете работу? - Я обычно заканчиваю работу в шесть. Вы живете далеко от вашего учреждения? - Нет, я живу рядом с ним и обычно хожу туда пешком. Вы знаете немецкий язык хорошо? - Я только изучаю немецкий. Когда у вас бывают уроки? - Мы занимаемся (у нас бывают уроки) в понедельник, среду и пятницу вечером. Сколько времени продолжается ваш урок? - Два часа. Что вы делаете дома? - Когда я прихожу домой, я обычно читаю журналы и делаю уроки, иногда пищу письма своим друзьям. Я получаю от них много писем и всегда отвечаю на них. Кто переводит статьи из иностранных журналов в вашем учрежеднии? - товарищ Орлов. Он знает английский и французкий. Как он знает эти языки? - Он знает их хорошо. кто переводит письма с немецкого? - Я.

Переведите на английский язык, ипользуя активную лексику урока.Б. Преподаватель: Возьмите, пожалуйста, ваш учебник, Анна, и идите сюда. (Студентка идет к

столу преподавателя). Откройте ваш учебник на странице десятой и прочитайте текст второго урока. Прочитайте, пожалуйста, первые пять предложений.Студентка (читает): "Мы занимаемся (у нас уроки) в большой светлой комнате. Студенты всегда вовремя приходят на уроки. Во время наших уроков мы читеам, пишем диктанты и переводим предложения с русского языка на английский. Мы занимаемся английским языком (у нас английский) каждый день. Обычно мы делаем уроки вечером, но часто повторяем новые слова утром до урока. Сейчась мы занимаемся английским (у нас урок английского языка), мы читаем текст, а потом будем писать диктант".Преподаватель: Спасибо, вы уже хорошо читаете этот текст. Садитесь. Ваша отметка "хорошо". Сделайте это упражнение дома, пожалуйста, выучите новое грамматическое правило и повторите слова второго урока.

I вариант 1.Переведи на английский язык: 1.Вчера весь вечер я учил стихотворение. 2. К

сегодняшнему уроку я выучил стихотворение.

3. Я выучил стихотворение.

4. Я выучил стихотворение к уроку литературы на прошлой неделе.

1.Художник нарисовал прекрасную картину.

2. Два месяца назад художник нарисовал прекрасную картину.

3. К выставке на прошлой неделе художник нарисовал картину.

4.Художник рисовал картину несколько часов.

II вариант.

1.Переведи на английский язык:

1.Сегодня утром я вымыл посуду.

2. Вчера я вымыл посуду до обеда.

3.Я вымыл посуду.

4. В течении 15 минут я мыл посуду.

2. Переведи, сделай отрицание, задай вопрос.

1.Я со своим другом играл в шахматы.

2. Я со своим другом играл в шахматы с 5 до 8.

3. Я со своим другом вчера играл в шахматы.

4. Мы играли в шахматы по вечерам до выходных.

Переведите на английский язык, используя неопределенные местоимения some и any. 1. В холодильнике есть молоко? 2. Не хотите ли выпить красного вина на II. Переведите на английский язык, употребляя глаголы в Active

или Passive Voice . 1. Меня часто приглашают в кино. 2. Моей сестре часто помогают в школе. 3. Учитель поставил мне хорошую оценку. 4. Дома меня похвалили. 5. Маму попросят не беспокоиться. 6. Маме дадут чашечку кофе. 7. Когда разбили чашку?

III. Переведите на английский язык, соблюдая правило согласования времен. Она сказала, что больше не будет купаться, потому что вода холодная. Моя двоюродная сестра сказала, что любит оперу и будет рада пойти с нами в театр, хотя уже дважды слушала „Травиату". Все были уверены, что Борис хорошо сдаст экзамены. Он говорил, что Лев Толстой - его любимый писатель. Я знал. что вы живете в Москве, но не знал вашего адреса.

Вы находитесь на странице вопроса "Переведите на английский язык, используя активную лексику урока. 1. Вы уже были в библиотеке? - Нет еще. Я пойду туда после уроков. 2. В библиотеке ", категории "английский язык ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "английский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Здравствуйте все. Близняшки опять на «пять минут» дома. Живем надеждами, что быстрее закончится этот месяц. После Нового года основную часть января мы проведем дома, будет больше времени. А пока даже не знаем, когда в следующий раз попадем домой. Скорее уже к Новому году.
С нашими экзаменами у нас все гуд. По крайней мере один стопроцентный автомат, быть может пройдут автоматом еще два. А еще один, скорее всего придется сдавать. Бррр, в дрожь бросает от этого экзамена. Тем более в следующем семестре у нас по нему курсовая. С зачетами, вроде, порядок. Один автомат уже есть, еще парочка тоже будет, а остальные проблем нам не доставят. Помимо, только что английского. У нас с ним все хорошо на фоне нашей группы, потока, курса, но так же все очень плохо на фоне приближающегося зачета, к которому надо будет все успеть досдать. Зачет-то будет, но с какой оценкой он пройдет не известно. В итоге по английскому у нас экзамен, а эти зачеты тоже учитываться будут.
К слову, очень просим помочь господ лингвистов перевести ниже прилагающиеся тексты. Слова то мы знаем, нам не обязателен их перевод, а вот построение предложения, связки – мы всегда с этим долго паримся, а сейчас совсем нет времени сидеть и листать учебник, в надеже, что озарит

№1
1. Вы уже были в библиотеке? - Нет еще. Я пойду туда после уроков.
2. В библиотеке было много народу, и я решил пойти туда вечером.
3. Вы читали какие-нибудь книги Оскара Уайльда на английском языке? - Нет, они слишком трудны для меня. Я читал его книги по-русски. - Я советую вам взять эту книгу. Она очень легкая и интересная.
4. Принесите, пожалуйста, почитать какую-нибудь интересную книгу. - Хорошо, я могу вам дать очень интересную новую книгу. Я уже давал ее некоторым своим друзьям, и она всем им очень понравилась.
5. Как вам понравилась последняя передача по телевизору?
6. В детстве я жил в Ленинграде, поэтому я хорошо знаю его.
7. Вы видели сегодня Анну? - Да, она недавно приходила сюда и вскоре ушла.
8. Я ухожу сейчас. Вы можете пользоваться моими книгами и журналами.
9. Жаль, что вы не привезли с собой своих сыновей.
10. Дайте, мне, пожалуйста, кусок мела. - Вот, пожалуйста.
11. Моя приятельница - библиотекарь, она работает в библиотеке Института истории.
12. Сколько лекций по географии у вас было в этом месяце?
13. Я не показал вам эту книгу, потому что она трудна для вас.
14. Я приехала вчера поздно вечером, поэтому я не пришла к вам.
15. У вас есть какие-нибудь книги по истории Англии? - Да, у меня есть несколько.
16. Все народы нашей страны знают и любят русскую литературу.

№2
1. Здравствуй, как вы поживаете? - Спасибо, очень хорошо. Вы были вчера на лекции по литературе? К сожалению, нет. Я плохо себя чувствовал и должен был остаться дома.
2. Что с вами? Вы больны? Вам надо пойти к врачу.
3. Как вы обычно добираетесь к вашим родителям? - Иногда я езжу трамваем, а иногда автобусом и на метро. - Сколько времени вам требуется, чтобы доехать туда? - Автобусом и на метро только двадцать минут.
4. Не могли бы вы дать мне ваши записи по литературе? - Конечно, приходите ко мне (домой) завтра вечером. - Хорошо, спасибо.
5. Не забудьте позвонить мне.
6. Я не могу запомнить это грамматическое правило.
7. Лекция начинается в девять. Мы должны поторопиться.
8. У вас температура. Вы обязательно должны остаться дома и позвонить вашему врачу.
9. Вы сделали свой доклад? - Нет, я был в институте (не ходил в институт), я был болен.
10. Сколько времени вам требуется, чтобы приготовить уроки? - Обычно у меня уходит час или два, если домашнее задание не очень трудно.
11. Посмотрите на этого высокого человека. Вы помните его? Мы учились вместе в институте.
12. Почему вам пришлось просить у вашего товарища (друга) его конспекты? - Я пропустил несколько лекций на этой недели, поэтому мне приходиться пользоваться конспектами моего товарища.
13. Тебе следует поговорить с Петром сейчас же. Почему ты не хочешь ему позвонить? - Боюсь, что его сейчас нет дома. Я должен поторопиться к нему в институт.
14. Когда товарищ Петров читает лекции, послушать всегда приходит много народа.

№3
Когда Петров заболел и пропустил пять лекций, его друзья Смирнов и Никитин пошли навестить его. На метро они доехали до его дома за 20 минут и провели у него несколько часов. Они вместе приготовили уроки, поговорили по-английски и обсудили новые тексты из учебника. Они хотели уйти в пять часов, но Петров попросил их остаться. «Не уходите там рано. Сегодня очень интересный фильм по телевизору. Мы можем посмотреть фильм или (мы можем) сыграть партию в шахматы». У Петрова хороший телевизор. Его друзьям фильм очень понравился, и они ушли от него только в восемь часов вечера. Когда Петров почувствовал себя хорошо, он снова стал посещать занятия, ему не пришлось просить своих преподавателей о помощи.

Интересный проект библиотеки для молодежи. Вот что бывает, когда за дело берутся крепкие хозяйственники.

Культурный шок. Иначе и не описать мое состояние после посещения этой

библиотеки. Здесь нет мутных окон, пыльных полок и вредной старухи с

картотекой, ворчащей на единственного за день посетителя-школьника.

Вайфай и радиочастотные метки в книгах, компьютеры с доступом к базам

данных и оцифрованные редкие издания, туалет для инвалидов и даже

шоу-кар в фойе. И всё это принципиально бесплатно для посетителей. Вы

скажете: «Конечно, с деньгами каждый сможет!». А вот и нет, еще четыре

года назад эта библиотека была похожа на сотни районных собратьев, пока

ей не занялись не просто «крепкие хозяйственники», а команда людей,

которые неспокойны. И даже бюджет остался прежним, не большим, чем у

других, просто здесь его расходуют по назначению.

Знаете, какие слова строителей меня бесили больше всего? «А здесь мы

бросим маленький коробочек». За четыре с половиной года, что ведется

работа по переходу на «иные рельсы», нами был сделан не только и не

столько ремонт, а полная реструктуризация фонда, внедрение электронных

технологий обслуживания по всей библиотеке. Но самое главное - была

изменена сама концепция того, как наша библиотека должна работать, -

Антон Пурник, начальник отдела управления проектами Российской

государственной библиотеки для молодежи, с горящими глазами водит меня

по залам.

В принципе, наш бюджет пропорционален численности и площади. У Ленинки

он, понятно, больше. Но если стоит вопрос о том, почему у одних крупных

библиотек так, а у нас иначе, вроде как богато, то во многом это вопрос

управления этим бюджетом, то есть того, на что они считают необходимым

направить деньги. Мы очень многое решаем сами, без аутсорсинга: сайты,

подбор и настройка оборудования, проектирование, дизайн... Но на все,

что делаем, мы стараемся смотреть глазами не библиотекаря, а читателя.

«Я видел массу библиотечных проектов реформирования, создания новых услуг, но сказать что это ужас - мало»

Люди зачастую не могут объяснить, что именно они хотят сделать, а

главное - зачем. Это отсутствие профессионализма. Да, все в неравных

условиях - кто-то умеет, а кто-то нет. Безусловно, есть и отличные

проекты, действительно прорывные, нужные и читателю, и библиотекам. Но

таких, к сожалению, меньшинство.

« [b]У нас нет никаких особых лоббистских возможностей, если ты способен

обосновать проект, то деньги в федеральном бюджете, отпущенном на

культуру, под него найти могут

Вот сейчас по федеральной целевой программе было сделано то, что никем в

этой библиотеке до того не делалось: пожарная охрана, охрана по

периметру пультовая, на компьютер все выводится, и видеонаблюдение по

всей библиотеке, плюс пропускная система. Под это были выделены деньги

по целевой программе, которые мы получили, сделав вполне конкретный

проект с описанием целей и задач. Точно так же подавались заявки на

развитие RFID-технологий. Это отдельный проект и отдельно на него были

получены деньги от государства.

Можно решить закупать очень много периодики, но на практике - это

выброшенные деньги, всю все равно не купишь, а через год она уже будет

никому не нужна. А можно 2 года на нее не тратиться особо сильно,

пустить эти средства на что-нибудь другое действительно нужное и потом

каким-то образом этот провал восполнить. Например, обеспечив, читателям

онлайновый доступ к базам данным периодики, на которые подписана

библиотека.

«Самое банальное и неинтересное - сдавать площади и делать копирование документов»

А интересно - получать заказные работы на проведение исследований,

организовывать совместные мероприятия, семинары, выставки и так далее.

Здесь проходит как профессиональное библиотечное общение, так и

неформальное - например, завтра сюда придет режиссер и будет показывать в

нашем зале свой фильм.

На платных услугах много не заработаешь. Библиотека и не должна быть

самоокупаемой, ее цель - оказание бесплатных услуг населению, которое

«тратится» на нее, выплачивая налоги, и так делается во всем мире. В

Америке сильно развито понятие попечителей библиотеки, а в Европе -

спонсорство по отдельным проектам, но в любом случае помимо этого всегда

есть централизованная поддержка.

Реальная потребность в крупных городах сейчас не в небольших

муниципальных библиотеках, а в мощных, крупных, обладающих и печатными, и

электронными ресурсами площадках, предоставляющих самые разные

возможности для интеллектуального досуга.

«Чем больше развивается электронное чтение, тем меньше потребность в библиотеках, чьи фонды фактически все доступны в сети»

Средним, не национальным, библиотекам необходимо меняться, библиотека

не должна быть местом, предоставляющей доступ только к книгам, так как

человеку в большинстве ситуаций банально проще пойти в магазин и купить

те, которые интересуют, либо скачать.

Смысла гнаться за университетскими библиотеками, укомплектованными по

конкретной тематике нет, они все равно лучше будут наполнены. И

двигаться в направлении «больше книг» тоже смысла нет никакого. Поэтому в

современном мире библиотека становится интегратором предоставляемых

услуг, где можно получить книги, видео, аудио, площадку для просмотра,

прослушивания, неформальных клубов, чтения периодики и так далее, где

это можно сделать хорошо, удобно, приятно и дешевле либо бесплатно по

сравнению с другими местами.

«Книга как таковая, как «кирпич», как материальный объект из бумаги будет занимать в обществе все меньшее значение, именно поэтому мы стараемся работать с другими направлениями»

Библиотека это уже не место, где только дают книги, это дом культуры в

старом понимании, только дом культуры, я бы сказал, интеллектуальный.

Это место, где человек с мозгами может провести время. За компьютером

посидеть или со своим ноутбуком и нашим Wi-Fi, книжки-газеты почитать, с

друзьями встретиться. Да и просто забежать от дождя и выпить чашечку

В библиотеках всегда считалось, что книга это основное, все вокруг нее

крутится и ее надо охранять как зеницу ока. Поэтому все, что было

доступно человеку в открытом доступе на полках, всегда оказывалось самым

старым и фиговым. А нужное, ценное, новое - в подвалах и «мы по запросу

вам ее поднимем». Мы же, наоборот, самое востребованное подняли наверх,

а самое новое поставили на отдельные вертушки, чтобы человек мог быстро

выбрать и взять это домой. По нынешним временам понятие читального зала

Смешное, сидеть за столом с книгой большинство не хочет и не будет.

«Мы, безусловно, хотим, чтобы как можно больше времени люди проводили в наших стенах, но заниматься они при этом могут чем угодно: писать конспекты, делать домашнее задание, да хоть зависать в блогах, опять же есть бесплатный вайфай, либо тупо дремать на пуфах где-нибудь в углу»

Трудно объяснить людям, что они могут сесть на пол, на пуфы. Многие до

сих пор не рискуют в библиотеке расслабиться, почувствовать себя, как

дома. В западных же библиотеках это абсолютно нормально и естественно.

«Библиотеки под завязку укомплектованы стандартным набором классики. Очередной Пушкин, приносимый людьми, освобождающими свои квартиры от книжных излишков, с точки зрения библиотеки не величина мирового значения, а вполне конкретное место на нашей полке, которого не всегда хватает для новинок»

В стране 9 федеральных библиотек, находящихся в подчинении Министерства

культуры. Во-первых, это национальные библиотеки. В Москве это

Российская государственная библиотека, бывшая имени Ленина, в Питере -

Российская национальная библиотека, бывшая Публичная имени

Салтыкова-Щедрина. Также существуют специализированные: российские

государственные библиотеки - историческая, общественно-политическая,

библиотека для слепых, библиотека искусств, иностранной литературы,

детская и, наконец, наша - бывшая Государственная республиканская

юношеская библиотека. Чем занимается Ленинка и Салтыковка понятно - это

основные книжные хранилища страны, у них свои особые и нужные функции.

Перед нами же, помимо того, что мы функционируем в городе как

общедоступная публичная библиотека, стоит задача методической поддержки

всех библиотек страны, работающих с молодежью. То, что мы начали

внедрять, надеемся, впоследствии будет использоваться библиотеками в

субъектах Федерации.

Сейчас наше здание делится на 2 половины. Для ума и души - деловое

чтение (естественно-научные, технические, общественные, гуманитарные

науки, иностранные языки), а другая половина - компьютерная библиотека,

зал с комиксами и периодикой для легкого чтения, зал редкой книги. Также

отдельный зал художественной литературы и искусству со

специализированным фондом по визуальным искусствам (в том числе дизайну,

цифровому фото). Закупаются западные издания. Все книги студии Лебедева

есть. Также базы данных, не доступные из дома, например, библиотека

диссертаций РГБ, базы по периодике, законодательству. Приходишь и

работаешь. Ко всем базам, которые есть у нас, доступ бесплатный. Это на

самом деле наша принципиальная позиция: все ресурсы, неважно - печатные

или электронные, должны быть бесплатны для наших читателей.

Не секрет, что многим не нравится, когда к ним в магазине подбегают

продавцы и начинают допрашивать в стиле «что бы вы хотели посмотреть».

Та же самая ситуация и в библиотеках: большинство не в восторге от того,

что им приходится взаимодействовать с библиотекарями, что им задают

вопросы, пытаются воспитывать. Мы стараемся максимально убирать такого

рода ощущения от посещения библиотеки.

[b]«У нас уже есть оборудование, дающее читателям возможность самостоятельно работать с библиотечным фондом: это и копировальные аппараты, и станции круглосуточного возврата, и, самое главное, станции самообслуживания,

работающие на основе RFID технологий, на которых человек может самостоятельно зарегистрировать за собой литературу и взять ее домой»

Система работает так, что человек, в принципе, может пройти в

библиотеку, взять книгу домой и уйти, не общаясь ни с кем из персонала.

Кстати, в качестве читательского билета может выступать и социальная

карта москвича. Мы просто заводим ее в нашу систему, а человек с ней

может входить-выходить, брать книги.

Иногда какие-то идеи появляются просто из-за того что, кто-то пытался

«настучать нам по голове». Например, по санитарным нормам мы должны

обеспечить постоянный доступ к питьевой воде детям и подросткам. Иметь

на балансе кулер со сменными баллонами довольно дорого, но, посмотрев по

рынку, поняли, что можно поставить специальный кулер с фильтрами и

запитать его напрямую от водопровода. Понятное дело - себестоимость

такого решения намного ниже. По итогу и проверяющие довольны, и нам

самим лишний бонус.

«Мы не дрожим над каждой отдельной книгой, так как понимаем, что, как и в армии, необходимо заранее закладываться на то, что часть будет неминуемо разворована»

Наша задача, разумеется, состоит в том, чтобы это минимизировать.

Например, мы с помощью наклеенных на всех книгах RFID-меток в режиме

онлайн видим, какие именно книги в данный момент проносятся через

ворота. Если происходит срабатывание по несанкционированному выносу,

сразу знаем, какую конкретно книгу пытались вынести.

«Захотели сделать у себя эдакий шоу-стоппер. Что-то, на что все бы обращали внимание, что могло бы нас однозначно идентифицировать при рассказах «очевидцев». Приглянулась идея: «А, это та библиотека с автомобилем в холле!»

Подходящий автомобиль получили по бартеру за право на проведение съемок

на нашей территории. Единственно, что нам подходило по размерам -

«моргуновка» - инвалидка из «Операции Ы». Ее нам привезли в кузове

«газели» из Владимирской области. Разумеется, пришлось машину

ремонтировать, делать броской. Теперь стоит, сияет.

Было у нас четкое желание сделать библиотеку максимально доступной для

доступ во многие учреждения культуры ограничен, т.к. они банально не

могут туда заехать. У нас же был неплохой козырь - вся библиотека на

первом этаже, оставалось дело за малым: расширить проходы, организовать

пандусы, раздвинуть стеллажи, чтобы умещалась коляска. Самым трудным

было то, что на первом этаже не было отдельного туалета, а спуск по

лестнице, как бы не корячились, организовать у нас невозможно. Поэтому

приняли решение о надстройке отдельного помещения со всей необходимой

инфраструктурой, причем не только для инвалидов, но и для молодых

матерей с младенцами. Доступ в него, пришлось ограничить, но

приложив к замку свой читательский.

Есть небольшой фонд, порядка 3 тысяч, редких изданий. Самая старая

книга в нем датируется XVI веком. Сейчас запущена программа по оцифровке

этого фонда и выкладыванию в открытый доступ на сайте. Сканировать

будем сами, купили специальный сканер.

Аукционы, тендеры - это, конечно, хорошо, но мы, например, захотели

купить конкретные тележки для книг, первые образцы которых у нас уже

почти 10 лет работают без единой поломки. Для того чтобы в итоге тележки

были именно те, что нам нужны (в нашем случае - шведские), а не

примерно такие, но непригодные для реальной жизни, пришлось весьма

сильно изгаляться. Аукционы, зачастую не позволяют нам, скажем так,

оценить предложенный продукт с профессиональной точки зрения.

Единственный критерий - цена.

Одно из основных направлений - предоставление площадок для самых разных

выставок, представлений, мероприятий, семинаров. При этом в большинстве

это были партнерские проекты, без оплаты со стороны организаторов.

Например, недавно прошла отличная выставка фотографий геоблогеров

«Moments&Comments».

«Хотелось бы, чтобы общество избавилось от такого слезливо-сопливого отношения по поводу библиотек. Дескать, ах, храм науки, ах, книга - средоточие знаний»

Мы осознаем, что помимо нас на рынке полно охотников за досуговым

временем, поэтому делаем все, чтобы не выглядеть бледно на фоне других

поставщиков аналогичных услуг: книжных магазинов, кафе, кинотеатров,

клубов и т.д. Но, когда ты выкладываешься по полной, делаешь всё, чтобы

на твоей площадке было предоставлено максимум возможностей для раскрытия

творческого, интеллектуального - какого угодно потенциала, а люди

приходят и восклицают «ах, где же, где же этот запах книг», «ах бедные,

бедные библиотекари, лучше бы вам зарплату подняли на эти деньги». Не

хочется, чтобы отношение было как к светлым идиотикам-энтузиастам. Да и

запах книг (если по-честному, когда их много, они старые,

невостребованные и необеспыленные) весьма неприятен. А книжная «вековая

пыль» - источник постоянной угрозы здоровью тех, кто с этим фондом

работает.

«К счастью, большинство тех, кто к нам сейчас приходит, сами, без лишних подсказок и тыканий пальцем с нашей стороны, понимают, что то, что сделано - это не банальное хранилище книг, а нечто большее. А значит - все не зря.»

Кто заинтересовался, дополнительная информация.

4. Центр комиксов и визуальной культуры:

Настроение: Диагноз - Весна

Музыка: Король и Шут - Дагон