Сложноподчиненные предложения с придаточными условными примеры. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

План – конспект урока № 29 по русскому языку

СПП с придаточным условия

Дата ____ / ____

____ / ____

Класс ____ «____»

____ «____»

Цель: показать особенности СПП с придаточными условными;

Вводный урок

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок повторения полученных знаний

Интегрированный урок

Урок закрепления и развития ЗУН

Бинарный урок

Комбинированный урок

Урок формирования и закрепления ЗУН

+

Урок проверки и оценки ЗУН

Тип

урока

Задачи:


таблицы

сборник упражнений

иллюстрации, портреты писателей, ученых

стикеры

схемы

раздаточный материал

сборник дидактических материалов

ТСО

+

учебник

+

карточки с заданиями

маркеры, листы А-4, А-3, ватман

тесты

Оборудование урока и дидактический материал :

Ожидаемые результаты обучения:

ученики смогут

Ученики смогут распознавать придаточные условные, отличать их от других видов.

Новые понятия:

Ход урока

Содержание урока

Активные формы,

используемые на уроке /

Используемые техники

и стратегии

Оценивание

I. Побуждение

Организационный этап // Положительный настрой //

Здравствуйте, ребята! Добрый день! Я рада видеть каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.Желаю вам успехов

Деление класса на группы. (с помощью стикеров // Правила работы в группе)

Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

II. Реализация

Повторение материала, изученного на прошлом уроке

Проверка домашнего задания

Вопросы на закрепление теории: в это время 1уч-ся работает возле доски, 1-2 с индив. карт.

Какие предложения называются сложноподчинёнными?

Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?

(Определительные, местоимённо-определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)

К чему прикрепляются придаточные определительные? Какое место по отношению к главному занимают?

(К существительному в главном предложении. Стоят после определяемого слова.)

Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?

(Дополнению)

На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

(Вопросы косвенных падежей)

Назовите виды придаточных обстоятельственных.

(Образ действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.)

На какие вопросы отвечают придаточные времени?

(Когда? с каких пор? До каких пор?)

На какие вопросы отвечают придаточные степени?

(Как? В какой степени? Насколько?)

К чему прикрепляются придаточные образа действия и какое место по отношению к главному занимают?

(К сочетанию с указательным словом; после главного.)

4.Актуализация знаний

Ребята, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Сформулируем цели сегодняшнего урока

Знать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными условными

научиться распознавать придаточные условные в СПП

находить главную и придаточную часть в СПП и определять вид придаточного.

уметь расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений данного типа.

Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами : если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так ) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

Например:

[При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

( если – союз), .

5. Подача нового материала

На доске записаны предложения.

Задание: расставить знаки препинания, определить вид придаточного, составить схемы

1)И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…

(Определительное, [ сущ. ], (что…).)

2)Кто сам на себя много берёт, (какой? кто именно?) тот и от других вправе ждать многого.

(Местоимённо-определит.; (Кто…), [тот… ].)

3)И нет величия там (где?),где нет простоты, добра и правды.

(Обстоят-ое, значение места, […там], (где…).)

4)И вот прошло пять веков (с каких пор?), как умер художник, а творения его живы.

(Обстоят-ое, значение времени; , как (), а . ; сочинительная связь между 2 и 3 предлож.)

5. Закрепление

[Не ищи правды в других], (когда в тебе её нет) (Посл.).

[И мелкий дождь, (коль долго он идёт), вызывает наводнение] (Посл.).

(Раз вы молчите), [я скажу за вас] (К. Паустовский). .

[При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

(коли – союз), .

, (когда – союз).

[При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица).

(как – союз), [так и ].

Если сильно захотеть, можно в космос улететь.

Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то, например:

Если растение не поливать, то оно засохнет.

Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею (И. Ильф и Е. Петров).

А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский)

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин)

(Если хочешь быть здоров), [занимайся спортом].

(Если долго кипятить воду), то [вода испаряется].

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Что вам было интересно?

Сложноподчиненные предложения. Конспект урока русского языка в 9 классе

По теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия».

Цель урока:

Задачи урока:

  1. показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. закрепить полученные знания о СПП;
  3. обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока :

  • - компьютер,
  • - проектор,
  • - экран,
  • - раздаточный материал,
  • - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку
  • по теме: «Сложноподчиненные предложения»

План урока:

  • 1.Оргмомент
  • 2. Постановка темы и цели урока
  • 3. Повторение изученного:
  • а) теоретическое,

Б) практическое

4. Анализ текста

  • Ф и з м и н у т к а

5.Объяснение нового материала.

Формирование навыков и умений:

  • Цифровой диктант,

Составление предложений,

Выполнение теста на электронном тренажере

«Фраза»

  • 7. Домашнее задание (дифференцированное)
  • 9. Рефлексия.
  • 10. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Оргмомент .

II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Начнем наш урок с орфоэпической разминки:

Спишите, расставьте ударение:

Звонят, углубить, свекла, свекольный, партер, жалюзи, баловать, исподволь, еретик, дремота.

(Проверка по цепочке)

2.Опрос теории по теме СПП.

Какие предложения называются сложноподчиненными?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)

На какие основные группы по значению они делятся?

Какие из них мы изучаем сейчас?

Во время ответов учащихся на доске появляется схема.

Какие виды СПП здесь зашифрованы?

Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

III Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными. Запишите тему.

  1. Работа с текстом.

> Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9) Тихая деревенская улица. (10) Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11) За околицей - машинный двор. (12)

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15) Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

  1. Определите стиль и тип речи.

Стиль публицистический

  1. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок

4. Из последнего абзаца выпишите субстантивированное причастие (причастие, ставшее существительным). Выполните морфемный разбор.

пострадавшего

5.Из второго абзаца выпишите страдательное причастие.

Выполните морфологический разбор.

6. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

6, 10, 12, 15

7.Напишите, какое средство выразительности используется в

Выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).

Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

Это СПП с придаточным условия.

Запишем следующее предложение и так же его разберем

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Как бы прошел я все муки

В той неуютной дали,

Если б не помнил в разлуке

Запах родной земли.

(А.Жигулин)

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

(М.Джалиль)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

(Александрова)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

(А.С.Пушкин)

В последнем предложении союз когда имеет условное значение

СПП с придаточными условия называются такие, СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,

Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае? И присоединяется к главной части при помощи союзов если, коли, коль

Средства связи

Если

Если бы

В том случае если

При условии, если

При условии, что

Когда (= если)

Раз

Какие из этих условных союзов являются нейтральными, какие носят разговорный или книжный характер?

V Закрепление, систематизация, применение

1 группа: По следующим схемам составьте СПП с придаточными условными или небольшие сочинения на тему «Моя малая родина»

с использованием СПП с придаточными условия.

1 , (если..)

2 (Раз..) ,

3 [.. ,(если…), ]

2 группа: Работа по карточкам

VI. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные условия?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

1. уровень Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.

2 уровень Творческое задание: используя информацию прочитанного текста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родиной