Социальная политика 1920. Социальное обеспечение советских граждан в условиях нэпа

Суркова Яна Николаевна

студент группы ИСм-11факультета гуманитарных и социальных наук Вятского государственного университета, г. Киров

E - mail : yansurkova @ yandex . ru

Никулина Наталья Ивановна

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент, г. Киров

1917-1920-е гг. в истории России – время значительных перемен в жизни народа, кардинальной перестройки сознания и пересмотра ценностей общества. За политической революцией октября 1917 года неизбежно следовала культурная революция. В первую очередь она коснулась семьи, как основной ячейки общества, носителя патриархального уклада и традиционных ценностей народа.

Исходя из видения большевиками буржуазной семьи, как средства угнетения женщины и ребенка, а брака – торговым договором, основанным на принципе экономической целесообразности и выгоды , можно понять цели и назначение законодательных мероприятий первых лет советской власти в области брака и семьи.

В первую очередь, следует отметить изъятие брачно-семейных отношений из-под юрисдикции церковного права. Была установлена единая процедура регистрации брака в органах ЗАГСа, узаконено равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе, в области заключения и расторжения брака. Брачный возраст устанавливался в 18 и 16 лет для мужчин и женщин соответственно. Развод разрешался по свободной воле супругов в органах ЗАГСа, по желанию одного – в суде. С 1920 развод в одностороннем порядке можно было оформить минуя судебные органы. Декларируя полное равенство мужчин и женщин, Семейный кодекс 1918 года устанавливал раздельность владения супругами имущества .

С 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста была легализована процедура искусственного прерывания беременности в течение первых трех месяцев в государственных больницах . Целью рассмотренного комплекса законодательных мер являлось, в первую очередь, «освобождение» женщины от семейного гнета и включение ее в экономическую жизнь общества. Но само по себе освобождение было лишь средством достижения куда более масштабной цели – разложения патриархального строя семьи, а через семью и всего общества. Только изжив пережитки старого строя в виде патриархальной семьи, зависимости женщины и ребенка от мужчины, ограничения деятельности женщины «горшками и пеленками», можно было построить общество равенства и справедливости.

Безусловно, с точки зрения ценностей современного общества, нововведения советской власти представляются прогрессивными. Но, чтобы максимально полно оценить не только их значения, а также и последствия, нужно понять, в каких условиях они действовали. Первые годы советской власти пришлись на окончание Первой мировой войны и разгар Гражданской войны и интервенции – сильнейшую экономическую разруху и политическую дестабилизацию. В социальной среде это сопровождалось разрушением семей вследствие гибели мужчин на фронте, ростом количества внебрачных детей, преступности и беспризорничества. Семена, на первый взгляд, прогрессивных реформ, попали не в самую благоприятную для этого почву.

Для того чтобы оценить последствия брачно-семейной политики большевиков, следует обратиться к реакции современников на нововведения и к их последствиям: «…семья, в том числе и пролетарская, расшаталась», - писал Л. Д. Троцкий . «…У некоторых товарищей, притом партийных, разводы принимают вовсе «хронический» характер» Метко облачает проблему разводов поэт Демьян Бедный:

«Мужику чехарда наша бракоразводная

Не совсем по нутру.

Семья на ветру.

Развалилась от первой уже непогоды.

Чорт побрал бы их, легкие эти разводы!

Нам к закону прибавить бы крепости…».

Действительно, простота оформления развода позволяла бракам беспрепятственно распадаться. На этот процесс обратил внимание российско-американский социолог П.А. Сорокин: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов – цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года…» . Стоит отметить, что такие масштабы разводов были преимущественно в городах.

Не меньшей проблемой стало распространение адюльтеров, так как в условиях падения нравов и отсутствия ценностных ориентиров этому уже ничего не мешало. Согласно статистическим исследованиям Голосовкера, внебрачные связи оправдывала половина опрошенных студенток, и реально в них состояла каждая третья женщина. Исследования Бараша выявили внебрачные связи среди половины опрошенных рабочих мужского пола.

Что касается молодежи, то в ее среде вовсе шло вытеснение брака обычным сожительством или случайными связями. Как отмечала А. М. Коллонтай: «…такой пестроты брачных отношений еще не знавала история: брак… и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительств, парный и брак «втроем», и даже сложная форма брака «вчетвером», не говоря уже о разновидностях продажный проституции…» Семья молодежью воспринималась обузой, помехой в жизни и революционной деятельности. Наглядно демонстрирует глубину этого явления статистика 1920-х годов. Так, опросы студентов и студенток, проведенные в середине 1920-х годов Гельманом, показывают, что в добрачных отношениях состояло 85 % мужчин и 53 % женщин. По данным Д. Ласса – 88% и 48% соответственно. Гуревич приводит такие показатели: 95% и 62 %. Бараш среди молодых рабочих Москвы выявил 97%, имевших добрачный половой опыт . Причем, если в отношении мужчин нет ничего удивительного, так как и в буржуазном обществе до– и внебрачные связи для них были нормой, то процент женщин свидетельствует о подрыве традиционных патриархальных ценностей общества. Следствием беспорядочной организации половой жизни являлось также беспрецедентное распространение венерических заболеваний. Статистика венотрядов в 1926 году выявила разброс в процентном соотношении заболевших к исследуемым от 2,17% в Псковской губернии до 30,1% в Прикаспийской области .

Из свободы брачной жизни и беспорядочных связей вне брака таких масштабов вытекает проблема роста абортов. В 1920 году была легализована процедура искусственного прерывания беременности. Государство стремилось к построению коммунизма, предполагавшего в отношении детей государственное обеспечение и воспитание, и до тех пор, пока оно не могло этого дать, не вправе было требовать от женщины рождения детей. Свобода деторождения для большевиков была основным фактором освобождения женщины от «оков патриархального рабства» и уравнения в правах с мужчиной. Также эта мера была необходима для предотвращения подпольных абортов. Поэтому женщине предоставлялось право свободы в отношении деторождения. В условиях деградации традиционных ценностей, роста внебрачных и добрачных связей, тяжелейшей экономической ситуации и угрозы голодной смерти это привело к катастрофическому росту абортов, особенно в городской среде. В 1924 на 100 рождений приходилось 27 абортов в Москве и 20 в Ленинграде, тогда как в 1925 уже – 28 и 42 соответственно . «От этого происходили самые настоящие трагедии, самые настоящие беды, самая настоящая гибель женской молодежи...», - писал А. Луначарский. . Наплыв желающих в больницах был настолько велик, что в 1924 были созданы абортные комиссии, устанавливающие очередность этой процедуры.

Еще одной проблемой, срочность решения которой побудило в будущем власть и общественность изменить курс в отношении семьи и брака, - является рост количества внебрачных детей, матери которых не имели средств для их содержания, что привело к резкому увеличению числа подкидышей, переполненности детских домов и домов ребенка, беспризорности и росту детской преступности. Об актуальности этой проблемы свидетельствует и повышенное внимание женщин к безотцовщине, юридическому статусу внебрачного ребенка, а также механизмам установления отцовства и выплаты алиментов при обсуждении докладов на тему семьи и брака на собраниях женотделов

Государство экономически было не в состоянии организовать обеспечение и воспитание детей в таком масштабе, поэтому единственным выходом из ситуации был курс на укрепление семьи. В 1926 году принят новый «Кодекс о браке, семье и опеке», который признал сожительствующие пары супругами и распространил на них все обязательства, вытекающие из брака. Также кодекс определил порядок установления отцовства и обязательства отца по отношению к ребенку. Была установлена общность имущества супругов. Теперь, в случае развода женщина могла претендовать на часть совместно нажитого имущества. Этот же кодекс расширил алиментные обязательства в отношении супругов, родителей, детей и кровных родственников друг к другу. Также новый кодекс устанавливал единый для всех брачный возраст в 18 лет . В 1926 году введен запрет на искусственное прерывание первой беременности и на прерывание беременности чаще одного раза в полгода, усилилась пропаганда материнства, защиты ребенка, традиционных ценностей семьи .

Таким образом, новая власть, в стремлении изжить патриархальный уклад семьи и общества и ускорить, тем самым, переход к коммунистическому строю, сформировала законодательство и новые ценностные ориентиры, основанные на предоставлении максимальной свободы в области заключения, расторжения брака и деторождения. В условиях политической нестабильности, экономических и социальных потрясений, слабой материальной базы поддержки реформ (в виде органов защиты и поддержки материнства и младенчества, охраны женского труда, общественного воспитания детей-сирот, должного медицинского обеспечения), а также непродуманности семейной политики и несоответствия ее целей экономическим возможностям страны, общество пришло к невиданному хаосу распада старых отношений и стихийному развитию новых моделей брачного поведения. Разводы, жизнь на две семьи, парные браки, вытеснение брака сожительством, распространение венерических заболеваний, всплеск роста абортов, рост безотцовщины, детской беспризорности и преступности – все это заставило общество и власть к середине 1920-х годов более взвешенно отнестись к политическим решениям и идеологической работе в сфере брака и семьи. Была скорректирована законодательная база и идеологическая пропаганда с учетом реальных возможностей государства, направленная на сохранение длительного моногамного союза. Идеалы воздержания, аскетизма, жертвенности во имя семьи и ребенка к концу 1920-х годов ставились пропагандой на первой место. Полная здоровая моногамная семья все еще была основой общества и единственным институтом, способным к полноценному воспитанию детей в масштабах страны.

Список литературы:

  1. Генс А. Проблема аборта в СССР. – М.: Государственное Медицинское Издательство, 1929. – 91 с.
  2. Гернет М. Н. Аборт в законе и статистика абортов // Аборты в 1925 году. - М.: ЦСУ СССР, 1927. – 93 с.
  3. Голод, С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - М.: Алетейя, 1996. – 192 c.
  4. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях1918- 1932 гг. / под ред. А. К. Соколова. - М.: РОССПЭН, 1998. – 328 с.
  5. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР от 18 ноября 1926 г.// СУ РСФСР, 1926. № 82.
  6. Кодекс законов РСФС об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г.// СУ РСФСР. 1918. № 76 – 78.
  7. Коллонтай А. М. Новая мораль и рабочий класс: Любовь и новая мораль. - М.: Издательство ВЦИКСоветов Р., К. и К. Депутатов, 1919. – С. 51 – 59.
  8. Крупская Н. Брачное и семейное право в Советской России // Коммунистка. 1920. - № 3-4. - С. 16-19.
  9. Луначарский А. О быте. – Л.: Государственное издательство, 1927. – 43 с.
  10. Отчеты отдела по работе среди женщин и протоколы общеделегатских женских собраний I-го райкома города Вятки. ГАСПИКО. ф. 1, оп. 3, д. 234. л. 25 об.
  11. Российский государственный архив социально-политической истории. ф. 17, оп. 85, д. 136. л. 64–65.
  12. Сорокин П. А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию // Экономист. 1922. - № 1 . – С. 77 – 107.
  13. Справочная книга для женщин. Бесплатное приложение к «Женскому журналу» в 1929 г. – М.: Акц. Издат. О-во «ОГОНЕК», 1929. - 264 с.
  14. Троцкий Л. Д. Вопросы быта. Эпоха «культурничества» и ее задачи. – М.: Государственное издательство Москва, 1923. – 164 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В начале 20 века Россия стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента. Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность, "построить" новый общественный строй - социализм, и положить начало новому государству - советскому.

Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны.

Наиболее энергично действовали большевики, провозгласившие курс на социалистическую революцию в России, которую они считали началом мировой революции. Они выдвинули популярные лозунги: «Мир -- народам», «Земля -- крестьянам», «Фабрики -- рабочим». К концу августа -- началу сентября завоевали большинство в Советах Петрограда и Москвы и приступили к подготовке вооруженного восстания, приуроченного к открытию II Всероссийского съезда Советов. В ночь с 24 на 25 октября (6-7 ноября) вооруженными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота был захвачен Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Съезд, на котором большевикам вместе с левыми эсерами принадлежало большинство, одобрил свержение Временного правительства, принял Декреты о мире и о земле, сформировал правительство -- Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. Подавив в Петрограде и Москве сопротивление сил, верных Временному правительству, большевикам удалось быстро установить господство в основных промышленных городах России.

Период установления Советской власти и последовавшая за ним гражданская война самым негативным образом сказались на состоянии российских городов. Революция в России прошла долгий и кровавый четырехлетний путь. Она включила в себя и короткую «демократическую эйфорию» и полное безвластие, когда небольшая группа энергичных и активных людей смогла резко расширить свое влияние и захватить власть. Окончательное закрепление новой власти в законодательстве произошло в июле 1918 г., когда была принята Конституция РСФСР, или Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, как стало называться новое государство.

1. Социально-экономические и политические мероприятия советской власти (ноябрь 1917 - лето 1918 гг.)

Удачный захват власти в России в октябре 1917 г. и распространение ее на большую часть страны побудили большевистское руководство во главе с Лениным предпринять решительные действия по укреплению своих позиций.

Новое советское правительство первоначально не имело каких-либо реальных рычагов воздействия на всю систему управления страной. Направления эмиссаров на места, овладение линиями связи, налаживание системы передачи приказов из центра и контроль за их исполнением стали первоочередными задачами послеоктябрьского периода. Очень скоро они поняли, что их собственные иллюзии об «уничтожении буржуазного» государства и его репрессивных органов несбыточны. Они быстро прекратили опыты с рабочим самоуправлением, добровольным формированием новой армии и «всеобщим вооружением трудящихся», то есть с теми лозунгами, с которыми они пришли к власти. Чтобы удержать власть, им требовалась действенная репрессивная машина. Вот почему столь быстро были сформированы милиция, чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, система трибуналов.

Основой новой власти стала система Советов в центре и на местах, где она осуществлялась с массовыми организациями трудящихся: профсоюзами, фабзавкомами. Верховным органом власти был Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами эти функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Совет Народных Комиссаров был ответствен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК, которым принадлежало право контроля и смещения правительства.

Наиболее характерной и отличительной чертой новой власти было соединение законодательной и исполнительной власти. ВЦИК через созданные им отделы руководил соответствующими отраслями государственного строительства и политической жизнью страны. Совет Народных Комиссаров, получивший право проводить мероприятия по борьбе с контрреволюцией непосредственно, т. е. без предварительного рассмотрения во ВЦИК (под условием ответственности перед ВЦИК), приобретал право законодательной инициативы. Создание нового и слом старого аппарата власти совершались параллельно. Вслед за свергнутым Временным правительством подлежали ликвидации старые органы его власти на местах, а также различные организации буржуазно-помещичьих классов: комитеты безопасности, общественные комитеты. Были ликвидированы Канцелярия Временного правительства, Главный экономический комитет и совет при Временном правительстве, Канцелярия для принятия прошений на высочайшее имя.

Власть Советов утверждалась в губерниях, уездах, волостях и селах. 24 декабря была опубликована инструкция о местных Советах, устанавливавшая их структуру, права и обязанности по отношению к центральным органам и избирателям. При Советах создавались отделы для руководства хозяйственной и культур­ной жизнью. 14 ноября ВЦИК утвердил «Положение о рабочем контроле», проект которого написал Ленин. Установление контроля рабочих над производством и распределением промышленной продукции было важным шагом на пути к национализации промышленности.

Для ликвидации послевоенной разрухи и улучшения экономического положения страны имел вопрос о демобилизации промышленности, т. е. о переводе военных заводов на производство предметов потребления.

На заседании Совнаркома 27 ноября в одном из пунктов ленинского проекта постановления об организации особой комиссии для проведения в жизнь социалистической политики в экономической области.

2 декабря ВЦИК и СНК приняли декрет о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) - органа регулирования экономической жизни молодой республики. 14 декабря ввиду саботажа банковских дельцов по распоря­жению Советского правительства отрядами рабочих и красногвардейцев были заняты все банки и кредитные учреждения Петро­града. В тот же день ВЦИК принял декрет «О национализации банков».

Для борьбы с контрреволюцией был создан специальный орган при СНК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Во главе ее партия поставила испытанного большевика-ленинца Ф. Э. Дзер­жинского. Защита социалистического государства была невозможна без создания сильной военной организации. Проведенная в первые же недели после Октября демократизация армии, а затем её демобилизация явились советской формой слома старой армии. Одновременно велись поиски путей создания новых вооруженных сил. 15 января 1918 г. Совнарком принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января - декрет об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Итоги выборов в Учредительное собрание предопределили его судьбу: состав депутатов (из 715 человек было 175 большеви­ков, 40 левых эсеров, 86 представителей от национальных групп; остальные принадлежали к правым эсерам и меньшевикам), 7 января, на заседании ВЦИК, большинством голосов был принят декрет о роспуске Учредительного собрания. До октября большевики выступали горячими сторонниками свободы печати. Одним из первых декретов стал декрет, на практике подорвавший и уничтоживший всю оппозиционную прессу. В случае необходимости новое правительство не боялось выступить против Советов, хотя оно и называлось советским.

В период укрепления Советской власти вплоть до августа 1918 г. большевики ещё только нащупывали рычаги социальной политики. Вместе с этим определились как насильственные формы и методы, так и мирные. Первые проявились, прежде всего, в виде увольнений по политическим мотивам, изъятию материальных средств из рук буржуазии (путём конфискаций, реквизиций, единовременных сборов денежных средств). Они имели ограниченное применение. Вторые реализовывались через материальную поддержку, введение системы социального обеспечения, создание органов социальной защиты, складывание социальных привилегий.

Одним из первых решений советской власти в социальной сфере явилось установление 8-часового рабочего дня (29 октября 1917 г.); для подростков был определен сокращенный рабочий день. Предусматривалась обязательная выплата пособий по безработице и болезни.

Декретом от 10 ноября было ликвидировано сословное деление общества. Вводилось единое для всего населения России наименование - гражданин Российской республики. Были приняты решения об уравнении в правах мужчин и женщин в области семейного права, в политическом отношении. В феврале 1918 г. страна перешла на общеевропейский григорианский календарь.

За несколько дней до того, 20 января, был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства. Этим решением закреплялось равноправное положение всех вероисповеданий в России, а также право государства на ведение широкой атеистической пропаганды. По декрету церковь лишалась возможности владеть собственностью. <Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей,- указывалось в документе,- отдаются в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ>.

Декрет был крайне болезненно воспринят в церковных кругах, Поместный Собор Русской Православной Церкви, работавший с авгута 1917 г., до того момента воздерживался от оценки октябрьского переворота. Но уже 19 января митрополит Тихон, возведенный Собором в ноябре впервые с петровских времен в сан патриарха, предал советских правителей церковному проклятию - анафеме. Патриарх обвинил их в <самом разнузданном своевластии и сплошном насилии над всеми>. Собор поддержал Тихона, призвав верующих противодействовать <нашествию антихриста, беснующегося безбожием>, не останавливаясь перед вооруженным сопротивлением: <Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание.

В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников большевистского режима заключали в тюрьмы и концлагеря. Покушения на В.И. Ленина и убийство М.С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, вызвали декрет о «красном терроре» (сентябрь 1918 г.). Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что, в свою очередь, провоцировало антисоветские выступления. Разгул террора был порожден многими факторами: обострением противостояния различных социальных групп и ростом сопротивления власти большевиков; низким интеллектуальным уровнем основной массы населения, слабо подготовленного к политической жизни, но быстро усвоившего лозунг «Грабь награбленное»; бескомпромиссной позицией большевистского руководства, считавшего необходимым и возможным удержать власть любой ценой.

С сентября 1918 г. меняется характер Советской власти. Это было отражением политики центра и автоматически переносилось на местный уровень. Главенствующую роль стал играть красный террор как инструмент социальной политики. Его функции заключались в физическом уничтожении сопротивлявшихся Советской власти, внушении страха и изолировании в концлагерях. Однако практически сразу проявились его основные черты - массовость и безликость. Это в значительной мере способствовало гибели массы граждан только за их принадлежность в прошлом к господствующему сословию (дворянство, духовенство, купечество) или классу (крупная, средняя, а затем и мелкая буржуазия). Логика революционного насилия постепенно привела к постоянному обращению в чрезвычайной ситуации к террору.

Подчинению населения в целом способствовала созданная система распределения. Надежным инструментом стало карточное снабжение. Оно всецело зависело от классовой принадлежности (классовый паёк) граждан. В условиях кризиса государственной продовольственной монополии получение продуктов и промышленных товаров по карточкам оставалось практически единственным способом снабжения.

С помощью жесткой налоговой политики большевики смогли подавить слой частных собственников. Важное место среди налогов того периода занял Единовременный Чрезвычайный Революционный Налог. Его сбор сопровождался конфискацией и описью имущества, заключением под арест и т.д. Такими, же мерами обеспечивалось поступление прочих налогов.

Применяя положение Конституции "кто не работает, тот не ест", большевики использовали трудовые отношения для изменения социальной структуры. Большое значение приобрела принадлежность к профессиональной организации, которая предоставляла право на различные льготы. В связи с этим важную роль играли регистрации и учёт работоспособного населения.

Параллельно с опорой на насильственные методы политики большевики совершенствовали мирные формы и методы. Широкого размаха достигла политика социального обеспечения, система общественного питания, материальная помощь, создание новых социальных льгот (в частности в сфере налогообложения).

На завершающем этапе гражданской войны проявились кризисные явления социальной политики большевиков: не хватало средств на социальное обеспечение, насильственные методы управления тылом изживали себя. Заметным следствием этого периода стал рост числа государственных служащих, которые в силу возможности контролировать сферу распределения становились прочной опорой Советской власти. В целом всё сильнее проявились противоречия между стремлением нормализовать хозяйственную жизнь по средствам насильственных методов управления: трудовые повинности, мобилизации, сворачивание социальных гарантий для пролетариата, террор.

Общим следствием социальной политики в отношении городского населения стало изменение численного состава и его социальной структуры, в соответствии с целью укрепления социальной опоры большевиков под единоличным господством коммунистической партии. В своей массе население не понимало и не принимало проводимых революционных изменений. Пролетариат быстро разочаровался в "диктатуре для пролетариата", так как от участия в выработке и принятии решений он был практически отстранён.

Методы и инструменты, выработанные и апробированные в условиях гражданской войны, и в дальнейшем были использованы Советской властью.

2. Политика «военного коммунизма»

Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения всех сфер жизнедеятельности государства. «Военный коммунизм» - это экономическая политика государства в условиях хозяйственной разрухи и гражданской войны, мобилизация всех сил и ресурсов на оборону страны.

В результате, политика "военного коммунизма", проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны, т.к. в стране была разруха; с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Основные элементы политики "военного коммунизма".

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.

Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство ее поставлять без учета возможностей деревни. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции.

В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. -- всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

В политической сфере устанавливалась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. коммунизм большевик политический социальный

Итоги политики "военного коммунизма".

В результате проведения политики "военного коммунизма" были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. В то же время для экономики страны война и политика "военного коммунизма" имели тяжелые последствия. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру "всей точки зрения на социализм". После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. началась постепенная отмена политики "военного коммунизма". Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов -- все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Заключение

Подводя итог, можно констатировать, что формирование принципов социальной политики большевиков прошло длительный период. Глубокий социально-политический кризис в России, совпавший с общеевропейским кризисом, из-за сильных революционных традиций относительно "небуржуазности" страны, пережитков феодализма в социально-экономической и духовной сферах способствовал победе большевиков. В результате их беспрецедентного по жесткости нажима Россия свернула на некапиталистический, альтернативный путь развития. Большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет России и создать в условиях кризиса рыночных отношений новую экономическую модель. Но, несмотря на заявления большевиков об их стремлении к подлинной демократии для трудящихся, к отмирающему "государству-коммуне", социалистический путь с неизбежностью привел к свертыванию всякой демократии, жесткой однопартийной диктатуре и бюрократической системе, на порядок более мощной, чем в царской России. Большевики не только реализовали те антинародные меры, которые предлагала буржуазия летом 1917 г. (введение смертной казни, милитаризация труда, устранение Советов), но и превзошли их, превратив тотальное государственное принуждение и массовый террор в важнейшие рычаги управления.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Элементы политики "военного коммунизма". Социально-экономическое развитие России в 1918-1920 гг. Национализация и раздел земли. Сравнительный анализ причин введения и результатов осуществления политики "военного коммунизма" и новой экономической политики.

    доклад , добавлен 23.12.2013

    Первоначальные задачи большевиков после Октябрьской революции; социально-экономические и политические мероприятия советской власти. Гражданская война в России, ее причины, политика "военного коммунизма". Причины победы большевиков в гражданской войне.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Предпосылки становления хозяйственной системы "военного коммунизма". Ее характеристика, основные особенности и методы. Рост забастовочного движения против большевистской власти. Роль хозяйственной системы "военного коммунизма" и причины его отмены.

    реферат , добавлен 19.08.2009

    Общие направления государственной политики в Советской России в 1917-1920 гг. Нормотворческая деятельность в Советской России. Упрочение Советской власти на Урале после победы над дутовской контрреволюцией. Бои за Челябинск, разгром колчаковщины.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Характеристика событий происходящих в Казахстане осенью 1917 г. Процесс установления советской власти. Этапы образования советской национальной государственности. Алаш-Орда - центральный орган власти Алашской автономии. Политика "военного коммунизма".

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Описание сложностей перехода от института частной собственности к общественной во времена образования Советской республики. Анализ созданных большевиками репрессивных и центральных органов государственной власти. Характеристика военного коммунизма.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

    Характеристика Октябрьской революции, определение ее основных политических и социально-общественных предпосылок, значение в истории России. Оценка влияния Первой мировой войны на ход и конечную победу революции. Причины возвышения большевистской партии.

    реферат , добавлен 08.04.2013

    реферат , добавлен 21.01.2008

    реферат , добавлен 04.07.2008

    Основные черты политики "военного коммунизма" в годы гражданской войны и ее социально-экономические и политические последствия. Продовольственная диктатура и продразверстка. Особенности введения новой экономической политики (НЭПа) и ее основные реформы.

Количество безработных, зарегистрированных на Казанской бирже труда в 1921-1930 годах

Состояло на учете безработных при Казанской Бирже труда

В том числе

подростков обоего пола

членов профсоюзов

прибывших из села

В 1926-1929 годах из деревни в города и поселения городского типа Татреспублики ежегодно прибывало 95-100 тыс. человек. Значительная их часть оседала в Казани, пополняя многочисленную армию безработных. Как показывают статистические данные, представленные в таблице, рост безработицы в республике продолжался вплоть до 1929 года. В период с 1921 по 1923 год в среднем на каждое предложение по казанской бирже труда приходилось 0,85% спроса, а в 1924 году эта величина упала еще ниже - до 0,63%. Картина изменилась лишь в 1925 году, когда на каждое предложение труда имелось 1,23% спроса. Это было вызвано, с одной стороны, расширением крупного промышленного производства, а с другой стороны, развитием общественных работ.

Аборт даже в начале 1920-х годов никем из официальных лиц в Советской России не рассматривался как медико-юридическая и морально-нравственная норма. Но на уровне массового сознания, как в дореволюционной, так и в Советской России, искусственный выкидыш рассматривался как обыденное явление. Желающих провести данную операцию на законных условиях, в больнице оказалось немало. В 1924 году вышло даже постановление о формировании абортных комиссий. Они регулировали очередь на производство операций по искусственному прерыванию беременности.

В 1925 году в крупных городах на 1000 человек приходилось примерно 6 случаев искусственного прерывания беременности - внешне не слишком много. Преимуществами "на аборт" вне очереди по советскому законодательству пользовались фабрично-заводские работницы. Делалось это потому, что женщины из пролетарской среды по старинке прибегали к услугам "бабок" и к "самоабортам" с помощью разного рода ядов. Лишь одна из трех желающих избавиться от беременности работниц обращалась в 1925 году к врачам. При этом основным мотивом аборта была материальная нужда. По этой причине не желали иметь ребенка 60% женщин из рабочей среды в Ленинграде и почти 70% в других промышленных городах России. Почти 50% работниц прерывали уже первую беременность. Мужей имели 80% женщин, делавших аборты, но это обстоятельство вовсе не усиливало их желание стать матерями. Напротив, статистика разводов свидетельствовали, что в пролетарских семьях беременность была причиной расторжения брака.

До середины 1920-х годов советская социальная политика была направлена на создание необходимого медицинского обеспечения свободы абортов. В 1926 году были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. Брачно-семейный кодекс 1926 года утвердил право женщины на искусственное прерывание беременности. И во властном, и в обывательском дискурсе существовало понимание того обстоятельства, что уровень рождаемости не связан с запретом на аборты, несмотря на их определенную вредность для женского организма. В российских городах в 1913 году на 1000 человек родилось 37,2 младенца; в 1917 - 21,7; в 1920 - 13,7; в 1923 и 1926 годах после разрешения абортов 35,3 и 34,7 соответственно. Но при всем этом власть находила способы своими нормализующими суждениями дисциплинировать женскую сексуальность и репродуктивность в собственных интересах. Считая аборты социальным злом, советская система охраны материнства рассматривала как норму проведение искусственного выкидыша без наркоза.

Стр. 231-233.

После принятия закона 1936 года внешне положении е с абортами улучшилось. Могло даже показаться, что искусственное прерывание беременности превращалось в отклонение от общепринятых бытовых практик. В первой половине 1936 года в ленинградских больницах было произведено 43600 операций по прерыванию беременности, а во второй половине того же года, после принятия закона, всего 735. В целом за 1936-1938 годы число абортов сократилось в три раза. Но вот рождаемость за это же время повысилась всего в два раза, а в 1940 году и вообще упала до уровня 1934 года. Зато нормой в советском обществе стали криминальные аборты.

По данным секретной записки ленинградских органов здравоохранения в обком ВКП(б), датированной ноябрем 1936 года, за весь 1935 год в городе было зарегистрировано 5824 неполных выкидыша, а только за три месяца 1936 года, прошедших после принятия закона о запрещении абортов - 7912. И эти данные охватывали только тех женщин, которые попали в больницы. Незаконные операции по прерыванию беременности проводили как профессиональные гинекологи, так и люди, не имевшие никакого отношения к медицине. В 1936 году в числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за производство абортов, врачи и медсестры составляли - 23%, рабочие - 21%, служащие и домохозяйки по 16%, прочие - 24%. Несмотря на преследования, подпольные абортмахеры не имели недостатка в клиентуре ни в городе, ни в его окрестностях…

Ход ликвидации неграмотности среди немцев Поволжья в 1920-1923 годах (стр. 326)

Годы

Число учащихся в школах ликбеза

Число закончивших школу ликбеза

мужчин

женщин

мужчин

женщин

Суточные нормы питания для детских учреждений Москвы и Московской губернии (данные приводятся в золотниках; 1 зол. = 4,266 граммов) (стр. 351)

Наименование продуктов

Для детей от 3 до 8 лет

Для детей от 8 до 16 лет

Для «дефективных» детей и в санаториях

Мясо или рыба

Картофельная мука

Клюква или компот

Подправка

Приправка

20 шт. в месяц

1 шт. в день

социальный политика большевик беспризорный

Переход к Новой экономической политике (НЭП), который произошел на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. содействовал тому, что вместе с элементами экономических преобразований (замена продразверстки продналогом, привлечение иностранного капитала, свободной торговли) происходит и модернизация системы социальной защиты населения.

Происходит изменение оказания принципов социального обеспечения населения СССР. При сохранении действующей со времен политики “военного коммунизма” системы оказания социальной помощи, происходит сокращение пайкового довольствия в пользу денежного довольствия. Происходит реорганизация органов, осуществляющих мероприятия по социальной защите населения, в частности, отпали или были урезаны многие функции Народного комиссариата социального обеспечения, а также местных органов власти (губсобесов). Также происходит постепенный процесс складывания новых форм социальной работы, вместо старой системы государственного социального обеспечения, таких как государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих, социальное страхование рабочих и служащих, обеспечение крестьян в виде взаимопомощи.

Согласно предписанию СНК, ЦК РКП (б) от 20 мая 1921 г. в ведение органов социального обеспечения возвращались работники, ранее отозванные в другие организации. Постановлением ВЦИК, принятым 30 сентября 1921 года НКСО получили право самостоятельно заготавливать сырье, продовольствие, инвентарь и другие предметы первой необходимости, а также возможности организовать собственные производственные предприятия, пошивочные мастерские, а также земледельческие хозяйства. Финишной точкой в данном процессе стал перевод основных органов НКСО с гражданского снабжения на самоокупаемость, кроме контрольно- инспекционного аппарата. Также, необходимо отметить, что дополнительным источником содержания учреждений социального обеспечения становится самообложение населения.

Основной акцент в вопросе социального обеспечения как и в предыдущий период гражданской войны был закреплен на мерах социальной поддержки о семьях красноармейцев. 14 июля 1921 г. НКСО для осуществления вышеперечисленных целей был передан аппарата Центральной комиссии помощи красноармейцам. Основная помощь данной категории граждан заключалась в поддержке необходимой обувью и одеждой, они получали пайку “Красная звезда”, нетрудоспособные члены семей обеспечивались фронтовыми красноармейскими пайками в половинном объеме. Согласно Декрету СНК от 14 мая 1921 г. “Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев” источником средств для социальной поддержки военнослужащих стало бесхозное имущество различных советских фондов, доходы от налогооблажения различного рода увесилительных учреждений, а также организации спектаклей. Согласно имеющимся архивным данным, в начале 1920-х гг. НКСО осуществляло выдачу пенсий и пособий для более чем девяти миллионов семей военнослужащих. Их выплата осуществлялась в основном за счет средств местных бюджетов, и только 25 % брал на себя государственный бюджет. В конце 1924 г. принимается“ Кодекс законов о льготах и преимуществах для красноармейцев и их семей”, согласно которому под льготами понимались, прежде всего, денежные пособия (на лечение, на погребение умерших родственников, компенсации за утраченное имущество),преимущества перед другими категориями населения в получении жилья, право бесплатного получения медицинских услуг и т.д. Важной чертой данного нормативно-правового акта являлось то, что несовершеннолетнии дети, а также нетрудоспособные родители вместе с супругами призванных в армию получали в течении всего срока службы ежемесячные пособия.

Одним из направлений в области социальной защиты выступало изменение в системе социального страхования. При переходе к НЭПу возникли проблемы в социальном обеспечении, участились конфликты между рабочими и администрацией на почве выдачи пособия при потере трудоспособности. 10 октября 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) поддержала предложение В. И. Ленина поручить Президиуму ВЦСПС совместно с ВСНХ, НК здравоохранения и соцобеспечения разработать вопрос о страховании рабочих в связи с новой экономической политикой. Основные положения государственного социального страхования были изложены в изданном 15 ноября 1921 г. декрете СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Устанавливалось, что оно должно проводится во всех предприятиях и учреждениях государственных, кооперативных, частных, концессионных. Обязательное соцстрахование распространялось на всех лиц наемного труда и осуществлялась для работников государственной промышленности за счет предприятий, частной и арендной, за счет предпринимателей. Система социального страхования являлась выгодной для рабочих. Бюджет страхования состоял из взносов нанимателей, а также государственных ассигнований, сами рабочие и служащие никаких взносов в страховой фонд не делали.

Необходимо отметить, что если в период “военного коммунизма” социальное страхование было причислено к институту буржуазного права и соответсвенно скрытой формой эксплуатации, то после введения НЭПа партия большевиков вернулась к принципам социального страхования. Одним из положительных моментов стал отказ от многих радикальных и утопических принциов периода “военного коммунизма”. В результате улучшения основных экономических показателей, роста промышленности и сельскогохозяйственного производства происходит выравнивание многих положений доктрины социальной защиты с практикой, особенно в части отношений с трудящимися. В частности, происходит увеличение охвата социальным страхованием (в 1924 г. государственная схема покрывала 5, 5 млн. человек, в 1926 г. уже 8,5 млн., в 1928 г. -11 млн. человек). Данные показатели свидетельствуют по мнению исследователя социальной политики Н. Лебиной о законодательном расширении схемы социального страхования, а также о возрастании рабочей силы,как таковой.

К концу периода НЭПа были введены и пенсии по старости. Они выплачивались мужчинам и женщинам в 60 и 55 лет соответственно, у кого был стаж работы 25 лет, а не только пожилым инвалидам.

Осуществлению декларуемых советскими властями мер по проведению в жизнь мероприятий социального страхования способствовали профсоюзные организации. К примеру, профсоюзы БССР развернули работу по осуществлению постановления советского правительства.

25 декабря 1921 г. расширенный пленум Совпрафбела рекомендовал немедленно принять к исполнению декрет о социальном страховании рабочих и служащих, оказать содействие органам социального обеспечения в их работе. В январе 1922 года был создан отдел социального страхования при наркомате соцобеспечения БССР. Основы системы обеспечения рабочих и служащих по социальному страхованию были закреплены КЗоТ 1922 г. (гл. ХVII). За счет средств соцстраха рабочие и служащие обеспечивались пособием по временной и постоянной потере работоспособности, а также по безработице; оказывалась помощь по уходу за новорожденными; застрахованые пользовались бесплатным медицинским обслуживанием;

проводились профилактические мероприятия. В связи с денационализацией значительной части промышленных предприятий и переводом их на хозяйственный расчет декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. право осуществления социального страхования на производстве передавалось от Наркомата социального обеспечения в распоряжение НКТ.

Важной мерой поддержания безработных и смягчения безработицы было оказание рабочим трудовой помощи. С одной стороны, по мнению исследователя О.Ю. Бухаренковой, эта политика позволяла привлечь к труду значительное число незанятого населения, что способствовало сохранению и повышению их квалификации. С другой стороны, трудовая деятельность безработных способствовала благоустройству городов и развитию промышленности. К видам такой поддержки относились организация и проведение общественных работ, а также создание коллективов и артелей из безработных.

К общественным работам в 1922-1923 гг. в основном привлекались неквалифицированные мужчины. Работы включали в себя лесозаготовки, работы по мелиорации, ремонтные работы на железной дороге, уборка городов. На общественных работах люди были заняты не более 2-3 месяцев, так как обязательным принципом их организации была постоянная сменяемость безработных. В период участия в работах безработные не снимались с очереди на бирже и получали пособие, если имели на него право. В среднем, на общественных работах было занято не более 5-7% безработных.

Помимо финансовых средств на организацию общественных работ отпускались и продукты питания. Однако снабжение ими было не всегда своевременным. Так, П. Заводовский, заведующий Отделом рынка труда, сообщал в письме в Народный Комиссариат Продовольствия от 22 марта 1923 г., что хлебные ресурсы, предназначенные для организации общественных работ и переведенные на места согласно нарядам НКП рода от 25 и 31 января 1923 г. во многих губерниях до настоящего времени еще не получены. Имелись сведения о неполучении этих ресурсов из Иваново- Вознесенска, Киргизской Республики, Дагестана, Ростова-на-Дону и так далее. Недофиинансирование тормозило проведение работ, что в условиях высокого уровня безработицы было чрезвычайно опасным.

Начиная с 1921 г. пособие по безработице было предусмотрено только высококвалифицированным рабочим, у которых не имелось средств для существования, а также низкоквалифицированным работникам, имеющим трехлетний стаж работы. Последнее требование исключало огромную массу безработных из числа потенциальных получателей пособия. Существовали различия пособий в зависимости от степени риска, в частности в более выгодных условиях оказывались заболевшие, в отличие от безработных и длительное время нетрудоспособных. В период с 1924 по 1928 гг. ежемесячные выплачиваемые пенсии составляли 31-36 % от средней оплаты труда, в то время как пособия по временной нетрудоспособности достигали 95 % от среднего заработка.

Эксперименты советского правительства по соединению рынка с социалистической экономикой в годы НЭПа способствовали развитию различных хозяйственных укладов, в том числе в жилищной сфере, где была восстановлена система платежей за услуги. В конце 1920-х годов широко обсуждались механизмы оплаты, включающие в себя не только учет качество жилья, его площадь, объем и состав потребленных услуг, но и доходы жильцов.

Можно согласиться с точкой зрения некоторых исследователей о том, что ключевыми объектами социальной защиты в период НЭПа стали промышленные рабочие и дети, в то время как крестьянство оказалось вытесненным за пределы социальной политики советского государства. Для данного периода времени характерны широкие дискуссии о сущности и основных принципах социальных проблем и механизмов их решения. В тоже время обозначился и определенный сдвиг от предложения ценностного консенсуса к ценностному конфликту, что было связано с историческими условиями существования Советского государства и борьбы с различными социальными стигматизированными группами («кулаки», «враги народа»). Данные тенденции роста конфликтных ситуаций усиливаются вместе с укреплением режима личной власти Сталина.

Таким образом, важными особенностями эпохи НЭПа стали достижения в сфере социального обеспечения, которые выразились, прежде всего, в том, что она охватила собой практически все население страны. Органами социального обеспечения СССР производилась выплата пенсий, пособия по нетрудоспособности, по утрате кормильца и т.д. Вместе с тем в условиях хозрасчетных отношений система социального обеспечения не обеспечивала высокий уровень социальных выплат, крестьянство было лишено социальной помощи государства.

Навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин..." Абортная политика как зеркало советской социальной заботы Наталия ЛевинаПроблемы деторождения населения традиционно считаются сферой социальной политики. Однако именно здесь в наибольшей мере проявляется регламентирующая и контролирующая направленность государственной заботы о приросте населения, которая нередко граничит с прямым контролем над частной жизнью и диктатом в сфере интимных отношений. Яркой иллюстрацией этого положения может явиться статус аборта как средства регулирования рождаемости в советском властном дискурсе.

В российской истории досоветского периода государство традиционно стояло на позициях неприятия искусственного прерывания беременности. Уже в IX-XIV веках документы фиксировали явно отрицательное отношение власти к попыткам предотвратить рождение нежелаемого ребенка [Человек... 1996. С. 305~345] - В России XV-XVII веков за процессом регулирования размеров семьи, единственным средством которого был аборт, ревностно следили и государство, и церковь. За вытравление плода зельем или с помощью бабки-повитухи священник накладывал на женщину епитимью сроком от пяти до пятнадцати лет.По Уложению о наказаниях 1845 года аборт приравнивался к умышленному детоубийству. Вина за это преступление возлагалась и на людей, осуществлявших изгнание плода, и на самих женщин. Не вдаваясь в юридические тонкости, можно отметить, что аборт карался поражением в гражданских правах, каторжными работами от четырех до десяти лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребывание в исправительном учреждении сроком от четырех до шести лет для женщины. Эта правовая ситуация оставалась почти без изменений до 1917 года. В предреволюционной России искусственное прерывание беременности формально проводилось только лишь по медицинским показаниям. Официально признанной нормой являлось строго отрицательное отношение к аборту, подкрепленное таким мощным инструментарием управления частной жизнью, как антиабортное законодательство и христианская традиция. Иными словами, наличествовали и нормативное, и нормализующее властные суждения, совпадающие по своей сути. Они формировали и направленности социальной политики, сосредоточенной, прежде всего, на поддержке материнства, зачастую в ущерб свободе и даже здоровью женщины.В ментальных же нормах в начале XX века явно прослеживались изменения, связанные с нарастающим процессом модернизации. Российский городской социум и, в первую очередь, столичные жители явно находились на распутье, подсознательно стремясь осуществить переход к неомальтузианскому пути ограничения рождаемости в браке за счет контроля над репродуктивными функциями семьи. В российской общественности росли и настроения, связанные с концепцией сознательного материнства. Однако использование контрацептивов пока еще не стало нормой повседневности, несмотря на довольно активное продвижение различных противозачаточных средств в столичных газетах и журналах в 1908-1914 годах [подробнее см.: Engelstein, 1992. Р. 345, 346, 347], Неудивительно, что количество нелегальных абортов, как отметил собравшийся в 1910 году очередной Пироговский съезд российских медиков, нарастало в "эпидемической пропорции", Накануне Первой мировой войны, по свидетельству известного врача Н. Внгдор-чика, жительницы Петербурга стали.. -смотреть на искусственный выкидыш как на нечто обыденное и доступное... по рукам ходят адреса врачей и акушерок, производивших эти операции без всяких формальностей, по определенной таксе, не очень высокой [Общественный,. 1914. С, 217],Аборт становился несанкционированной нормой повседневной жизни. Женщины-горожанки, по сути, игнорировали официальный запрет на искусственное прерывание беременности, демонстрируя тем самым стремление самостоятельно решать вопросы контроля деторождения.После 1905 года многие медики и юристы пытались поставить вопрос о необходимости легализации абортов, мотивируя это ростом подпольных операций, зачастую кончавшихся увечьем, а иногда и смертью пациенток. А российские феминистки, кроме того, считали, что женщине наконец-то следует предоставить право самостоятельного выбора в решении вопроса о будущем потомстве. Все это свидетельствовало о том, что на уровне общественного дискурса суждения об аборте как о некой социальной аномалии утрачивали свою остроту. Более того, горожане были вполне готовы к идее признания искусственного выкидыша в качестве легального способа регулирования рождаемости. Эти настроения во многом явились основанием для превращения абортной политики в сферу социальной заботы нового государства.Еще до прихода большевиков к власти В. И. Ленин писал о необходимости "безусловной отмены всех законов, преследующих аборты". Он подчеркивал, что "эти законы - одно лицемерие господствующих классов" [Ленин, 1962. С. 257]. В данном случае лидер большевиков высказывался в духе буржуазно-демократических представлений о свободе выбора человеком стиля его репродуктивного поведения. Пуританско-патриархальная модель сексуальности и репродуктивности явно входила в конфликт с общими тенденциями развития морали и нравственности в большинстве прогрессивных стран Европы и Америки. Однако у российских социал-демократов, в особенности у представителей их крайне левого крыла, вопрос о запрете абортов обрел к тому же и антиклерикальный характер. Отделив церковь от государства и ликвидировав церковный брак, Советское государство тем самым создало серьезную основу для легализации абортов в новом обществе. Однако дальнейшее развитие этого вопроса во многом зависело от постановки системы медико-социального обеспечения операций по искусственному выкидышу. И вероятно поэтому, несмотря на антицерковную направленность большинства своих решений в сфере регулирования частной жизни, большевики не рискнули отменить законы о запрете абортов в первые же месяцы после прихода к власти. В 1918-1919 годах новая государственность формировала принципы своей социальной заботы в области охраны материнства и детства. Лишь весной 1920 года началось активное обсуждение вопросов о разрешении операций по прерыванию беременности. В апреле 1920 года состоялось специальное совещание Женотдела ЦК РКП (б), на котором тогдашний нарком здравоохранения НА Семашко прямо заявил отом, что "выкидыш не должен быть наказуем, ибо наказуемость толкает женщин к знахаркам, повитухам и т. д. <...> причиняющимувечье женщинам" [цит. по: Дробижев, 1987. С. 78],Таким образом, предполагаемая абортная политика Советского государства должна была носить прежде всего оздоровительный характер. Однако представительницы женской части большевистской правящей верхушки делали акцент на социальном аспекте свободы прерывания беременности, считая, что данная операция способствует "втягиванию женщин в общественную жизнь" [цит. по: Дробижев, 1987. С. 78]. Наконец 18 ноября 1920 года совместным постановлением наркоматов юстиции и здравоохранения аборты в Советской России были разрешены. Советская республика стала первой в мире страной, легализовавшей искусственный выкидыш. Желающим предоставлялась возможность сделать операцию по прерыванию беременности в специальном медицинском учреждении, независимо от того угрожает или нет дальнейшее вынашивание плода здоровью женщины. На первых порах аборт производился бесплатно. Операция по прерыванию беременности в медицинских и правовых документах начала 1920-х годов квалифицировалась как "социальное зло", социальная аномалия. Аборты можно было допустить в советском обществе лишь в сопровождении мощной агитационной кампании, разъясняющей их пагубные последствия для здоровья женщины. Деятели Наркомюста и Наркомздрава были уверены, что с возрастанием успехов социалистического строительства у женщин вообще отпадет необходимость в контроле над деторождением любым способом и прежде всего с помощью абортов. О контрацепции же, как противовесе абортам, практически никто не задумывался. Более того, некоторые большевистские публицисты, например П. Виноградская, считали контрацептивы элементом буржуазного разложения [Виноградская, 1926. С. 113-114].Аборт даже в начале 1920-х годов никем из официальных лиц в Советской России не рассматривался как медико-юридическая и морально-нравственная норма. Но на уровне массового сознания, как в дореволюционной, так и в Советской России, искусственный выкидыш рассматривался как обыденное явление. Желающих провести данную операцию на законных условиях, в больнице оказалось немало. В 1924 году вышло даже постановление о формировании абортных комиссий. Они регулировали очередь на производство операции по искусственному прерыванию беременности.В 1925 году в крупных городах на 1000 человек приходилось примерно 6 случаев искусственного прерывания беременности -внешне не слишком много [см.: Аборты... 1927]. Преимуществами "на аборт" вне очереди по советскому законодательству пользовались фабрично-заводские работницы. Делалось это потому, что женщины из пролетарской среды по старинке прибегали к услугам "бабок" и к "самоабортам" с помощью разного рода ядов (ил. i). Лишь одна из трех желающих избавиться от беременности работниц обращалась в 1925 году к врачам. При этом основным мотивом аборта была материальная нужда. По этой причине не желали иметь ребенка бо % женщин из рабочей среды в Ленинграде и почти 70% в других промышленных городах России [Аборты... 1927. С. 40, 45, 66]. Почти 50% работниц прерывали уже первую беременность [Огатистиче-ское... 1928. С. 113]. Мужей имели 8о % женщин, делавших аборты, но это обстоятельство вовсе не усиливало их желание стать матерями. Напротив, статистика разводов свидетельствовала, что в пролетарских семьях беременность была причиной расторжения брака.До середины 1920-х годов советская социальная политика была направлена на создание необходимого медицинского обеспечения свободы абортов. В 1926 году были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. Брачно-семейный кодекс 1926 года утвердил право женщины на искусственное прерывание беременности. И во властном, и в обывательском дискурсе существовало понимание того обстоятельства, что уровень рождаемости не связан с запретом на аборты, несмотря на их определенную вредность для женского организма. В российских городах в 1913 году на 1 ООО человек родилось 37,2 младенца; в 1917 - 21,7; в 1920 -13,7; в 1923 и 1926 годах после разрешения абортов 35,3 и 34,7 соответственно [Огрумилин, 1964. С. 137]. Но при всем этом власть находила способы своими нормализующими суждениями дисциплинировать женскую сексуальность и репродуктивность в собственных интересах. Считая аборты социальным злом, советская система охраны материнства рассматривала как норму проведение искусственного выкидыша без наркоза.Русская эмигрантка Т. Матвеева в изданной в 1949 году в Лондоне книге "Русский ребенок и русская жена" вспоминает свой разговор с врачом, только что сделавшим ее аборт без анестезии. На ее жалобу он "холодно ответил: "Мы бережем их (наркотики. -Я. Л.) для более важных операций. Аборт это чепуха, женщина переносит его легко. Теперь, когда ты знаешь эту боль, это послужит для тебя хорошим уроком" [цит. no: Goldmam, 1993. Р. 264]. Многие врачи вообще считали, что страдания, причиняемые женщине во время операции по искусственному прерыванию беременности, - необходимая расплата за избавление от плода. Но ни боль, ни унижения не останавливали женщин. Вопреки прогнозам коммунистических теоретиков по мере построения нового общества и создания образцовой советской семьи количество абортов не уменьшалось, а росло. В 1924 году в Ленинграде на 1000 жителей приходилось 5,5 случаев официально зафиксированных абортов; в 1926 - 14,1; в 1928 - 31,5; в 1930 - 33,7; в 1932 - 33,4; в 1934 - 421. Рождаемость же стала неуклонно падать лишь с середины 1930-х годов. В 1934 году в Ленинграде в расчете на юоо населения появилось всего 15,5 новорожденных - меньше, чем в голодном 1918 а. В целом это была общемировая тенденция: как известно, рождаемость уменьшалась в наиболее развитых в экономическом отношении индустриальных странах. В данном случае сокращение размеров семей советских людей можно было истолковать как последствие роста общего благосостояния. И для такого утверждения находились определенные основания. С. Г. Струмилин - крупнейший советский специалист по статистике и демографии - подчеркивал, что материалы обследований 1929-1933 годов показали устойчивую обратно пропорциональную зависимость размеров жилья и плодовитости брачных пар. Однако руководство страны к концу 1920-х годов явно стало ориентироваться на традиционалистский идеал многодетности, противопоставляя демографическое развитие СССР общим модернизационным тенденциям.1ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 2. Д. 52. Л. 36. 2 ЦГА СПб. Ф. 7384 - Оп. 2. Д. 52. Л. 37.На XVII съезде ВКП (б) И. В. Сталин назвал в числе важнейших достижений социализма бурный рост народонаселения [Сталин, 1951. С. 336]. И по-видимому, в угору ему Сгрумилин вынужден был заявить, вопреки логике цифр, что "опыт капиталистического Запада в области динамики рождаемости для нас. не указ" [Сгрумилин, 1964. С. 137]. Настораживали большевистское руководство не только уменьшение количества населения и увеличение числа абортов в стране, но и рост степени свободы населения в частной сфере.Сократить количество искусственных выкидышей можно было очень просто, увеличив, как в большинстве западных стран, производство контрацептивов. В данном случае заметно расширилось бы и поле социальной заботы: возникла бы серьезная необходимость не только в развитии определенной области фармацевтического производства, но и в развертывании врачебно-просветительской работы. Однако развивать подобную сферу социальной заботы о репродуктивности населения власти явно не собирались. В массовой литературе по половому воспитанию практически ничего не писали о предохранении от нежелательной беременности. И это неудивительно. Достать подобные средства в Советской России было просто невозможно. Старый московский интеллигент учитель истории И. И. Шитц не без горькой иронии записал в своем дневнике летом 1930 года:Даже презервативы (58 коп. за пол-дюжины, очень грубые и больше не дают) в очередь, правда, пока в пределах магазинов. Но что будет, когда хвост окажется на улице, и домашние хозяйки начнут подходить с вопросом "А что дают"" [Шитц, 1991. С 185].В данной ситуации аборт без наркоза являлся единственным реальным способом регулирования рождаемости. Искусственный выкидыш становился своеобразной непреложной нормой частной жизни. Однако предоставить людям спокойно пользоваться даже этой несколько сомнительной степенью свободы советский режим, начиная со времени "великого перелома", уже не считал нужным. Забота о репродуктивности сменяется на жесткий контроль. С 1930 года операция по искусственному прерыванию беременности стала платной. При этом демагогически утверждая, что аборт наносит женскому организму непоправимый ущерб, государственные структуры ежегодно повышали цены. В 1931 году за избавление от беременности, независимо от собственных доходов, надо было заплатить примерно 18-20 рублей. В 1933 году плата колебалась от 20 до 60, а в 1935 году - от 25 до 300 рублей. Правда, с 1934 года цена уже зависела от уровня обеспеченности женщины. Но это мало помогало.Если "заработок на одного члена семьи" составлял от 8о до ioo рублей, то за операцию брали 75 рублей - почти четверть всех доходов среднестатистической семьи из четырех человек... Женщину, таким образом, наказывали за "своеволие" не только болью, но и "рублем". Контроль приобрел вполне материализованные формы. Государство забирало "абортные деньги" в свой бюджет. В первом квартале 1935 года в Ленинграде "доход от производства абортов" (так в источнике. - Н. Л.) составил 3 615 444 рубля ЧИзменение принципов социальной политики, первоначально выразившееся в повышении цен на операции по искусственному выкидышу, заставило многих женщин прибегнуть к испытанным средствам самоабортов и помощи частных врачей. В секретной записке заместителя заведующего городским здравотделом в президиум Ленинградского совета уже в мае 1935 года отмечался "рост неполных абортов (на 75 %), вызванных вне больничных условий преступными профессионалами" 2.Медики, занимавшиеся охраной материнства и детства - важнейшей сферы социальной заботы о населении, забили тревогу. Их действительно волновало здоровье нации. Отсутствие контрацептивов побуждало женщин систематически прибегать к абортам. Для горожанки 30-35 лет нормой было 6-8 операций подобного характера. Не случайно в той же секретной записке высказывались требования не только "изменить существующую шкалу платности за производство аборта", но и систематически "снабжать все гинекологические амбулатории, консультации, кабинеты, на предприятиях, аптеки и магазины санитарии и гигиены всеми видами противозачаточных средств...", "наладить выпуск уже подготовленных брошюр о системе контрацепции". Одновременно авторы записки осмелились заявить, что не легализация абортов, а отсутствие жилой площади и неуверенность в будущем заставляет женщин отказаться от рождения лишнего ребенка. Об этом свидетельствовали материалы опроса 33 женщин, обратившихся в больницу имени В. Куйбышева с просьбой о совершении операции по прерыванию беременности. Девять из них не могли позволить родить ребенка из-за сложных жилищных условий. "На площади 12 м. живет 6 чел.", "с мужем развелась, но живу в одной комнате и спим на одной кровати валетом, вторую поставить негде", "с мужем живем в разных квартирах, так как своей площади никто из нас не имеет" -вряд ли можно назвать эти мотивы мещанским и обывательским нежеланием ущемлять свои личные интересы заботами о потомст*1 ЦГА СПб. Ф. 7884. Оп. 2. Д. 52. Л. 27,28.2 ЦГА СПб. Ф. 7884. Оп. 2. Д. 52. Л. п.ве. Но советскую идеологическую систему не могла устраивать даже та ничтожная степень свободы частной жизни, которую предоставлял декрет 1920 года о легализации абортов.Незадолго до того, как сталинская конституция констатировала факт построения в СССР социализма, постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1936 года аборты в стране были запрещены. Постановление гласило: "Только в условиях социализма, где отсутствует эксплуатация человека человеком и где женщина является полноценным членом общества, а прогрессирующее повышение материального благосостояния является законом общественного развития, можно ставить борьбу с абортами, в том числе и путем запретительных законов... В этом правительство идет навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин"... Согласно новому повороту в социальной политике советской власти по "настоятельным просьбам трудящихся" вводилась целая система уголовных наказаний за совершение искусственных выкидышей. Репрессиям подвергались не только лица, подтолкнувшие женщину к принятию решения об аборте, не только медики, осуществившие операцию, но и сама женщина. Сначала ей грозило общественное порицание, а затем штраф до 300 рублей - сумма внушительная по тому времени. Это означало также, что женщина должна была утвердительно отвечать на вопрос анкеты "состоял ли под судом и следствием". В советском государстве это влекло за собой явное ущемление в гражданских правах. Таким образом, забота перерастала в контроль репрессивного характера. Приняв драконовский закон об абортах, властные структуры получили еще один мощный рычаг управления частной жизнью граждан. Ведь отношение к контрацепции в Советском государстве не изменилось. Оно было сродни позиции католической церкви, отрицающей любые формы регулирования рождаемости. В доказательство достаточно привести выдержки из методической разработки выставки для женской консультации. Документ датирован 1939 годом. В консультациях предусматривался текстовой плакат "Противозачаточные средства". Содержание его было следующим:В Советском союзе применение противозачаточных средств рекомендуется исключительно как одна из мер борьбы с остатками подпольных абортов и как мера предупреждения беременности для тех женщин, для которых беременность и роды являются вредными для их здоровья и даже могут угрожать их жизни, а не как мера регулирования деторождения1.Это отвечало общей тенденции деэротизации советского общества, в котором женская сексуальность могла быть реализована только посредством деторождения. Такие нормы интимной жизни устраивали политическую систему сталинизма. Подавление естественных человеческих чувств идеологией порождало фанатизм почти религиозного характера, находивший выражение в безоговорочной преданности лидеру.После принятия закона 1936 года внешне положение с абортами улучшилось. Могло даже показаться, что искусственное прерывание беременности превращалось в отклонение от общепринятых бытовых практик. В первой половине 1936 года в ленинградских больницах было произведено 43 боо операций по прерыванию беременности, а во второй половине того же года, после принятия закона, всего 735 - В целом за 1936-1938 годы число абортов сократилось в три раза. Но вот рождаемость за это же время повысилась всего в два раза, а в 1940 году и вообще упала до уровня 1934 года. Зато нормой в советском обществе стали криминальные аборты.По данным секретной записки ленинградских органов здравоохранения в обком ВКП (б), датированной ноябрем 1936 года, за весь 1935 год в городе было зарегистрировано 5 824 неполных выкидыша, а только за три месяца 1936 года, прошедших после принятия закона о запрещении абортов, - 7 9121. И эти данные охватывали только тех женщин, которые попали в больницы. Незаконные операции по прерыванию беременности проводили как профессиональные гинекологи, так и люди, не имевшие никакого отношения к медицине. В 1936 году в числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за производство абортов, врачи и медсестры составляли 23 96, рабочие - 2196, служащие и домохозяйки по 16 96, прочие - 24 96. Несмотря на преследования, подпольные абортмахеры не имели недостатка в клиентуре ни в городе, ни в его окрестностях. Специальное донесение председателю исполкома Ленсовета от 17 апреля 1941 года "О вскрытии подпольного абортария в Мгинском районе Лен. области" зафиксировало, что...производством криминальных абортов занималась работница Назиевских торфоразработок - Морозова Мария Егоровна 35 лет, которая за последние 3 года произвела 17 абортов различным работницам вышеназванных торфоразработок, получая в каждом отдельном случае денежное вознаграждение, гфодовольствие и промтовары. В дальнейшем было установлено, что Морозовой помогали вербовать женщин для производства абортов работницы тех же торфоразработок... которые по-1 ЦГА ИПД. Ф. 24. Оп. 2в. Д. 2332. Л. 47.лучали часть вознаграждения от Морозовой. Аборты производились в антисанитарных условиях путем вспрыскивания мыльного раствораШирокое распространение получила практика самоабортов, в большинстве случаев заканчивавшихся страшными осложнениями. После принятия закона о запрете абортов количество случаев смерти женщин от сепсиса возросло в четыре раза. К счастью, бывали случаи, когда самоаборты заканчивались удачно, и женщина, вовремя попав в больницу, оставалась жива и относительно здорова. Но закон был безжалостен - установленный факт самоаборта мгновенно фиксировался, и дело передавалось в суд. Таких ситуаций было немало. Одна из них, наиболее вопиющая, зафиксирована в поступившем в облисполком Ленсовета 21 апреля 1941 года "Спец. донесении о симуляции изнасилования гражданки С. с целью скрытия самоаборта в Боровичском районе Лен. области":В начале апреле 1941 г. в районную больницу поступила женщина 23 лет с сильным кровотечением. Из ее рассказа врачи заключили, что она подверглась жуткому насилию. Преступники мучили ее, используя стекла от разбитого стакана, которые, действительно, были извлечены из внутренних органов пострадавшей. Затем было установлена, что гражданка С. прибегла к симулированию изнасилования с целью совершить выкидыш на пятом месяце беременности. Дело передано в прокуратуру. Копия донесения в обком ВКП (б)2.Чаще всего к самоабортам и услугам подпольных абортмахе-ров, как и до революции, прибегали молодые незамужние работницы. Однако после принятия закона 1936 года криминальный искусственный выкидыш стал традиционным и в среде семейных женщин, нередко из номенклатурных слоев. Областной прокурор в секретной записке, направленной в обком ВКП (б) в феврале 1940 года, указывал:Считаю необходимым довести до вашего сведения о фактах производства незаконных абортов в лахтинском район Лен. обл. Наибольшее число незаконных абортов в этом районе произведено женами ответственных работников. Установлены случаи самоаборта - жена редактора районной газеты, использование услуг подпольного абортмахера - жена зав. отдела1 ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 53. Д. 41. Л. 17.2 ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 53. Л. 25.1 ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 53. Д. 40. Л. но.2 ЦГА СПб. Ф. 9156. Оп. 4. Д. 693. Л. 1.3 ЦГА НТД. Ф. 193. Оп. 1-1. Д. 399. Л. 6,15.райкома ВКП (б), жена помощника райпрокурора, жена нар-судьи кЗапрещение абортов не дало должного эффекта. Напротив, количество детей сокращалось. Причины этого процесса были очевидны и медикам, и соответствующим специалистам. Об этом свидетельствуют выдержки из секретных сводок Ленинградского областного и городского здравотделов. Авторы докладной записки о состоянии родовспоможения в Ленинграде в 1937 году констатировали:Полная неподготовленность органов родовспоможения к встрече нового повышенного роста рождаемости (после закона о запрете абортов. - Н. Л.) привели к скученности и перегрузке родильных домов - факторов/ повлекших повышение смертности как среди новорожденных, так и среди роженица.Кроме того, многие врачи, жалея женщин, все же давали разрешение на аборт по медицинским показателям.В 1937 году абортные комиссии, в частности в Ленинграде, выдавали разрешение на операцию по искусственному выкидышу почти половине обращающихся женщин. В том же году только 36,5% женщин, не сумевших сделать официально разрешенный аборт, родили детей. Многие просто покинули Ленинград, не оставив сведений о дальнейшей судьбе плода. А более чем 20 96, скорее всего, совершили либо самоаборт, либо воспользовались услугами подпольных врачей. Во всяком случае анализ причин выкидышей, проведенный гинекологами Ленинграда в 1938 году, показал, что 83,4% женщин вообще не могут внятно объяснить причину, по которой у них прервалась беременность з.Принятие закона о запрещении абортов совпало с началом большого террора в СССР, установления тотальной слежки за населением посредством системы политического контроля. Его структуры практически с первых дней существования советской власти уделяли особое внимание именно контролю над жизнью граждан, протекающей в сфере приватного пространства. Как социальная аномалия, проведение искусственного выкидыша должно было фиксироваться системой органов специального контроля. И действительно, такие органы были созданы. Ими стали социально-правовые кабинеты по борьбе с абортами, хотя первоначально эти органы задумывались как институты, призванныезаботиться о здоровье населения. Согласно инструкции Наркомз-драва СССР от 25 октября 1939 года социально-правовой кабинет организовывал...регулярное, своевременное получение от врачебных комиссий по выдаче разрешений на аборт списка женщин, которым отказано в производстве аборта (не позднее 24 часов после заседания комиссии) для организации патроната (так именовалось посещение на дому. - И. Л.).Формально инструкция указывала, что патронат не должен носить следственного характера, работникам консультаций не рекомендовалось вступать в разговоры с соседями и родственниками беременной женщины1. Но на практике в условиях коммуналок, общежитий, в атмосфере психоза всеобщего доносительства ни беременность, ни криминальный аборт, ни тем более проверка государственными органами не могли пройти незамеченными. Врачи Центрального акушерско-гинекологического института в Ленинграде, больше известного как больница имени Д. О. Отто, констатировали в служебной записке 1939 года:При посещении на дому патронажные сестры встречают нехороший прием со стороны женщин, получивших отказ в разрешении на аборт, в особенности в тех случаях, когда беременность не сохранилась (обычное объяснение - тяжелое подняла, оступилась, заболел живот и т. п.)2.Слежка за беременными женщинами осложняла и без того накаленную арестами атмосферу в советском обществе, где самые потаенные стороны быта становились объектом слежки.Закон о запрете абортов действовал до 1955 года. В течение почти двадцати лет власти рассматривали аборт по самостоятельному желанию женщины как некую аномалию. В контексте этого дискурса были модифицированы формы социальной политики в сфере репродуктивного поведения населения - был совершен переход от заботы, комплекса медико-охранительных мер по поддержанию женского здоровья к жесткому контролю, опиравшемуся на карательно-правовые реалии государства сталинского социализма.1 ЦГА СПб. Ф. 9156. Оп. 4. Д. 695 - Л. 50,51.2 ЦГА НТД. Ф. 193 - Оп. 1-1. Д. 399. Л. 13.СокращенияЦГА СПб - Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.ЦГА ИПД - Центральный государственный архив историко-политических документов, Санкт-Петербург.ЦГА НТД - Центральный государственный архив научно-технической документации, Санкт-Петербург.Список источниковАборты в СССР. Вып. 2. М.: ЦСУ, 1927.Видгорчик Я. А. Детская смертность среди петербургских рабочих// Общественный врач. 1914. - 2.Виноградская П. Крылатый Эрос тов. Коллонтай // Коммунистическая мораль и семейные отношения. Л.: Прибой, 1926.Генц А. Данные об абортах в СССР // Статистическое обозрение. 1928. - 12. С. 113.Дробижев В. 3. У истоков советской демографии. М.: Мысль, 1987.Ленин В, И. Рабочий класс и неомальтузианство // Поли. собр. соч. М.: Политиздат, 1962. Т. 23.Сталин И. В. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП (б) // Соч. М.: Госполитиздат, 1951. Т. 13.Струмилин С. Г. К проблеме рождаемости в рабочей семье // Проблемы экономики труда. Избр. соч.: В 5 т. М.: Госполитиздат, 1964. Т. 3.Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни Европы до начала Нового времени. М.: РГГУ, 1996.Шитц И. Я. Дневник великого перелома - Париж: Б Л. 1991.Engelstein L. The Keys to Happiness. Sex and Search of Modernity in Fin-de-Siecle Russia. Ithaca and London: Cornell University Press, 1992.Goldman W. Women, the State and Revolutoin. Cambridge. Cambridge University Press, 1993.