Социально активные люди: мнение психолога. Социализация личности

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.

Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).

— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.

Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто. Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить...

Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.

Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и сопереживающий.

Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.

— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.

Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.

Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.

Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?

Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.

А значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально. Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.

А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине Меховой .

— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.

Сейчас приветствуется индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.

Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.

К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

Александр Валентинов

Социальная активность проявляется тогда, когда степень включенности личности в систему общественных отношений высокая. Если же степень включенности личности в решении общественных задач низкая, то имеет место социальная пассивность. Социальная активность характеризует деятельность личности в ее усиленном, основательном виде. Социальная пассивность характеризует бездеятельность или крайне слабо выраженную деятельность.

Социальная активность проявляется в деятельности. А деятельность по своей направленности бывает прогрессивной или консервативной, или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного порядка, а могут преобладать элементы консервативного порядка. Если преобладают элементы прогрессивного порядка, то деятельность, а вместе с тем и социальная активность, по своей направленности будет прогрессивной, если же преобладают элементы консервативного порядка, то деятельность, а следовательно, и социальная активность, будет консервативной.

Понятие "социальная активность" можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как процесс повседневного взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственного участия индивида в создании комфортных условий жизнедеятельности, присутствия инициативы в поиске наиболее приемлемых приемов и средств самореализации, самоутверждения. Во-вторых, как качество, призванное обеспечивать повседневный характер реализации различных форм проявления социальной активности , наиболее типичными из которых являются самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная (самовоспитательная ), самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная.

Самодеятельно-творческая форма социальной активности находит свое выражение в наличии определенного уровня понимания человеком важности, сущности фактов окружающей действительности, раскрытия причинно-следственных связей и отношений между предметами, явлениями, стремления к освоению системой знаний о мире и о своем "Я", последовательного формирования и развития убежденности в необходимости преобразования социума. Такая форма социальной активности предполагает повседневное участие человека в жизнедеятельности коллектива (группы), учреждения, организации в сочетании с личной ответственностью за достижение позитивных результатов; проявление самостоятельности в принятии решений и готовности к адекватному осмыслению лучшего опыта деятельности; реализацию способности критически оценивать свои успехи и недостатки, умение корректировать практические усилия для решения определенных задач.

Познавательно-трудовая форма социальной активности – это выражение внутренней готовности и способности личности к накоплению знаний в области профессиональной деятельности, совершенствования умений и навыков в применении инновационных подходов к выполнению функциональных обязанностей. Труд воспринимается человеком как процесс и результат освоения новых способов обеспечения успешности решения проблем общественного существования, материального благополучия, перспектив личностного развития. Данная форма социальной активности основана на проявлении важнейшей потребности личности в самоактуализации.

Самообразовательная и самовоспитателъная формы социальной активности личности, по сути, отражают мотивацию любого человека в удовлетворении своих интеллектуальных потребностей. Особенности реализации таких форм заключаются в стремлении индивида к приобретению нового (обновленного) статуса социального бытия, повышения уровня самооценки, расширения возможностей для самоутверждения в социуме. Стимулами в постоянном проявлении подобного рода социальной активности могут быть "вовлечение" воспитанника в совместную, коллективную, учебно-воспитательную, общественную работу; предоставление человеку возможности продемонстрировать лучшие свои поступки и стороны характера.

Самопознавательная форма социальной активности находит отражение в самой сущности человека, в стремлении его к выявлению сильных и слабых сторон своего "Я", потребности в самоидентификации, в профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни. Данная форма активности раскрывает гармоническое сочетание интересов личности с интересами окружающих ее людей, общества в целом. Самопознание неразрывно связано с процессом обучения и воспитания. Более того, познавательная активность обучаемых – непреложный компонент процесса познания самого себя, трансформации этих знаний в область практической общественно-полезной деятельности.

Коммуникативная форма социальной активности связана с наличием умений и навыков установления, поддержания отношений человека с другими людьми, со стремлением принадлежать группе, быть понятым и принятым окружающими, готовностью и желанием сотрудничества, взаимодействия. Данная форма активности выступает важнейшим условием обеспечения успешности совместного решения задач практической деятельности. Коммуникативная активность предусматривает формирование и развитие культуры речи, положительного опыта взаимоотношений.

Учебно-просветительская форма социальной активности личности является выражением побуждений индивида к удовлетворению потребности в получении новых сведений, информации о происходящих событиях, явлениях окружающей действительности. Источником подобного рода активности выступают учебная деятельность; средства массовой информации; самостоятельная работа с печатными источниками (литературой). Данная форма социальной активности характеризуется личностными интересами и запросами человека, реализацией права свободы выбора видов занятий, ярко выраженной индивидуальностью его социально-психологической конституции.

Социально-культурная форма социальной активности личности определяется объективной принадлежностью человека к конкретной историко-культурной общности, которая содержит совокупность духовнонравственных ценностей, норм и правил поведения, приоритетные образы самовыражения, общения. Подобного рода активность отражает соответствующую "возрастную" субкультуру: детей, подростков, родителей, представителей различных видов профессиональной деятельности, и выражает характер отношения индивида к окружающей действительности.

Общественно-организационная форма социальной активности. Большинство людей входят в те или иные объединения, корпоративные союзы. Коллективообразования обладают такими признаками, как общность интересов и потребностей, природно-социальная основа и определенная организационная структура. Именно четкая организация деятельности, общение, взаимоотношения обеспечивают всестороннее формирование личности. В силу таких обстоятельств общественно-организационная форма активности становится одной из ведущей для современного социума.

Одной из наиболее значимых форм проявления общественно-организационной формы социальной активности является гражданская активность личности.

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно – степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме разрешения трудовых конфликтов, в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений. В политической сфере она выступает в форме участия граждан в государственном управлении. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств.

Таким образом, проявляя социальную активность, личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности.

Понятие социальной активности и его сущность

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность студентов ключевые слова

Термин «социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной картины мира фундаментально вошел в систему понятий целого ряда социально - гуманитарных наук: педагогики, социологии, психологии, философии. Термин «социальная активность» трактуется весьма противоречиво, несмотря на массовое распространение, в научной литературе существует неоднозначность в определении этого термина. Это связанно со сложностью самого понятия, а так же разнообразием проявления форм и видов «социальной активности».

Рассматривая проблему развития социальной активности студентов, нельзя не заострить внимание на парадигмальной цепочке «активность - социальная активность - социальная активность студента».

В.С. Мухина излагая в своей книге феноменологию и развитие самосознания личности, постулирует что, социальная активность личности основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля .

Н.Н. Башаев используя системный подход, изучая и раскрывая целостность феномена социальной активности личности, определил его как особое, интегральное качество человека, как высшую форму человеческой активности и как его способность изменяя окружающую действительность, мир действовать сознательно. При этом синтезировались представления о данном феномене, обеспечивающие его функционирование компоненты, заключающееся в определении сущности социальной активности, характеристики ее источников и условий функционирования .

Отсюда можно сделать вывод, социальная активность - высшая форма активности.

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя .

В.З. Коган дает следующее определение социальной активности - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности . На наш взгляд оно является развернутым и реализующим главный смысл социальной активности.

Существует трактовка социальной активности основанная на общефилософском понимании активной роли субъекта во взаимодействии с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя .

Педагогическая наука это понятие рассматривается с разных позиций.

За последние годы в педагогической науке понятие «социальная активность» рассматривалось с разных позиций и претерпело изменения.

Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях - как позитивную и как негативную. Традиционно психология обсуждает социальную активность как сознательную направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стоящего на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей направленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности .

Так же есть социальная пассивность, как антипод активности социальной выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и активности трудовой, в равнодушии к общественно - политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Рост активности социальной в обществе осуществляется не автоматически, а предполагает целенаправленное социальное стимулирование этого процесса .

Социальная активность в психологическом аспекте может быть определена через: мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других. «Личность, - как отмечает A.B. Петровский, - выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе как «другом»), как его персонализация. Важнейшая особенность личности - обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения» .

Идея ученого, что представленность в других людях и есть мера личностного в человеке, а значит, и мера его социальной активности, нам понятна. Исследования психологов направлены, на раскрытие конкретных механизмов функционирования социально активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев.

Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием и целеполаганием. С позиции философии - это понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе» .

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека .

Социология рассматривает социальную активность как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Н.Ф. Третьяков на основе данных социологических исследований, показал, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна .

В философских, социологических, психолого - педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (В.Ф. Бехтерев, К.А. Абульханова - Славская). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно .

По мнению К.А. Абульхановой - Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. .

Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов. А в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью .

Сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев в своей книге «Социальная активность личности» раскрывая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера, прослеживая существенные этапы и факторы нравственного воспитания молодежи, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности .

Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение.

Л.М. Архангельский, в своей книге рассматривая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роли в становлении человеческого характера рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую .

Так же социальная активность личности разными авторами определяется по - разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью .

Н.Е. Воробьев высказывает мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании - атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» .

В данном случае, «социальная активность - это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности».

Социологи Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов дают следующее определение: «Социальная активность - интегративная характеристика социальной, целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» .

В своем исследовании возьмем это определение понятия «социальная активность» как базовое.

Во всех сферах жизнедеятельности общества личность может проявлять социальную активность. Социальную активность личности можно подразделить на: трудовую, политическую, социальную активность в области духовной жизни, другие виды социальной активности.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.

Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Ученые, занимавшиеся проблемой личности: Т. Парсонс, Ч. Кули, З. Фрейд, Г. Гегель, П. Сорокин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Вебер и другие .

Так же понятием, близким нашему пониманию социальной активности, является социальная инициатива. Под социальной инициативой многие авторы понимают деятельность, направленную на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социокультурного поля .

В Таблице 1 представлены в обобщенном виде различные трактовки авторов понятия «социальная активность».

Таблица 1

Понятие «социальная активность» с позиции различных авторов

Определение понятия «социальная активность»

Социальная активность - особое качество , как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество , которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.

В.З. Коган

Социальная активность - атрибут социального субъекта , субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств , свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия.

Н.Е. Воробьев

Социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека.

И.Т. Фролов

Социальная активность - форма диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек.

С.Л. Рубинштейн

Социальная активность - может быть определена через мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности

личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

A.B. Петровский

Социальная активность - общественно-политическая активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Н.В. Савин

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

На основании обобщенных данных перечисленных определений понятия «социальная активность» представленных в таблице, мы провели контент-анализ и выделили общие тенденции (социальная активность есть интегративное качество личности, как субъекта деятельности) и предлагаем следующее определение понятия «социальная активность».

Социальная активность - это итегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Мы считаем что, сущность социальной активности невозможно определить вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Можно разделить на следующие группы различные мнения исследователей по поводу соотношения понятий «активность» и «деятельность»:

    социальная активность отождествляется с деятельностью;

В своем исследовании мы придерживаемся мнения что, эти категории соотносятся как целое к части, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта.

Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны - как результат воздействия социальной среды, а с другой - как фактор, который определяет эту среду.

Социальная активность является показателем целеустремленности личности. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать социальную активность лишь как «свойство» или «признак» отдельной личности. Это - показатель социальной сущности личности. Формы проявления и цели, и все другие особенности социальной активности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность. В этом смысле социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Следует подчеркнуть, что социальная активность - это не просто приспособление личности к тем или иным условиям, главным образом она направлена на их преобразование, осуществляемое целенаправленно и организованно. Преобразование социальных условий является одним из важнейших показателей социальной активности личности .

Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Общественное значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно также, в какой сфере общественной жизни человек ее проявляет. Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей. В тоже время не заменима по своему значению и сфера досуга, необходимого для развития личности.

Рассмотрев феноменологию понятий «активность» и «социальная активность» с педагогической, философской, психологической, социологическойточек зрения можно сделать вывод что, авторы часто компоненты социальной активности соотносят между собой как целое и часть: единство субъективной и объективной сторон, качество и свойство, деятельность и действие, самодеятельность и деятельность и т.д.

Как следует, из анализа литературы существуют многообразные, противоречивые точки зрения различных авторов на сущность данных понятий и выявить что, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет.

Это является свидетельством того, что понятийный аппарат проблемы социальной активности личности еще далек от его окончательного определения.

Под термином «активность» мы понимаем сложное, обобщённое понятие, выражающее не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности.

Под социальной активностью мы понимаем - интегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей.

Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей.

Видов социальной активности столько же, сколько видов социальной деятельности.

Библиографический список используемой литературы

    Абрамова Н.Т. Сфера деятельности и уровень активности / Н.Т. Абрамова // Вопросы философии. - 1970. - № 9. - С. 75 - 85.

    Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. - 334 с. - с. 39.

    Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. - 37 с.

    Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. - М.: Высшая школа, 1974. - 142 с.

    Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский М. :Мысль,1974. - 222 с.

    Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов:дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. - с. 21.

    Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учебное пособие. Красноярск, 1985.- с. 12.

    Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. - Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.

    Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Интер-пракс, 1995. - 320 с.

    Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. -22 с.

    Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Составители Э.М. Коршева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 1989.-479 с.- с. 8.

    Купрейченко А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2012.

    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    Никитина Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации // Педагогика. 2006. - №10. с. 28-36.

    Олесич Н.Я., В.И. Ленин и революционное студенчество России / Н.Я. Олесич - М., 1982. - 89 с.

    Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

    Семенов. В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В.Е. Семенов// Социологические исследования. - 2007. - № 4. - с. 37-43.

    Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования /социологический анализ/. Киев, 1983. - с. 5.

    Социальная активность [Электронный ресурс] / Философский словарь. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/1160/# - Дата доступа: 10.09.2012.

    Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций / Е.М. Токарева. М.: МИЭМП, 2005.- 70 с.

    Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. - 199 с.

    Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009. , с. 108

    Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В.Психологическая школа молодежных лидеров. - М., 2005. – 275с.

    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебное пособие для студентов пед. институтов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение. "

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения

в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием -активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности. ^

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально

ЛИЧНОСТЬ

целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Со-

циальность может быть. раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями:

классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне

и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и

задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности,

т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые^на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей,

общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность,

умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в

противоположность личности пассивной) является сильное, устой-

  • 4 5-275

личность чивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы

(в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок,

его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру

и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на инте-

Направленность на определенные интересы, потребности, ценности. Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей. Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей.

ресы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в

пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня,

делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил,

потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и

развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рас-

ЛИЧНОСТЬ

сматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая ин-

"тегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя

с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность

Может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь,

высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и

деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные

личность ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных ^установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели,

дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели

в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития.

И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической

и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в

квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности (см. рис. ь6).

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах;

Социальная активность - это системообразующее качество,

характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в

личность

(Эгоцентрическая и альтероцентрическая направленность Моносоциоцентрическия направленность Направленность на определенные интересы, потребности. ценности

Полисоциоцентрическ;?я напрасленность Ориентация на общечеловеческие ценности

Принятие на уроцне чукств Принятие на "уровне знаний Принятие на уровневолевых устрем-лений, ^Принятие на уровне чувств, . знаний, волевых устремлс-ншй Хириктер и уровень принятия интересов, ценностей

Принятие на уровне чувств и волевых устремлений Принятие на уровне знаний ц чувств Принятие на уровне знаний и волевых устремлений

Характер творческий, нетворческий противоречивый и непротиворечивыйМасштабы и результаты (социальные роли и эффективность деятельности)Формы (ориентация на-многоплановое и однопланоиое пыражеине, связь форм) Характери уровень реализации потребностей интересов," ценностей

личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие,

это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Ос-

новными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и

умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь,

Структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических,

социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.

Общая информация

Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай - поведение индивида в обществе. И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности - это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе. Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными. Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.

Виды и взаимодействие

Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу. Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью. При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.

Трактовка

Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:

  1. является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Мнения исследователей

Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого - социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами - активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Разделение по сферам

Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:

  1. Трудовая;
  2. Общественно-политическая;
  3. Духовная.

Каждый из видов имеет свои подвиды.

Особенности теоретического рассмотрения

Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов. Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности. Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему

Оценка социальной активности

Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Заключение

Социальная активность - это важный параметр при изучении вовлечённости населения в процесс управления государством. Также если есть мысли о масштабной государственной или общественной деятельности, то активизация этой характеристики населения может сослужить очень хорошую службу.