Так ли нужна человеку свобода.

Андрей Илларионов
бывший советник президента России по экономическим вопросам

Бывший советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов опубликовал в газете «Коммерсант» статью, в которой доказывает, что Россия за последние годы полностью утратила политическую свободу и стала единственной кроме Беларуси полностью несвободной страной в Европе. Утрата политической свободы, пишет Илларионов, ведет к деградации общества и не только ставит барьеры на пути экономического процветания, но и развивает идеологию войны против всех.

Где мы находимся?

Самое главное, что произошло с Россией в последнее время — она стала политически несвободной. По уровню политической свободы, измеряемой международной организацией Freedom House, Россия в 2005 году перешла из группы частично свободных стран в группу несвободных. Теперь это не просто индивидуальное мнение того или иного аналитика. Теперь это бесстрастная констатация, зафиксированная в количественных показателях, рассчитанных по универсальным методикам, открытым для проверки и регулярно проверяемым в течение трети века применительно к двумстам странам мира. Можно обсуждать личные ощущения граждан — кому-то кажется холоднее, кому-то — теплее. Но объективная реальность дана в показаниях термометра: мы — ниже точки замерзания.

Каждый из компонентов индекса политической свободы — демократичность избирательного процесса, независимость судебной системы, верховенство закона, развитие гражданского общества, независимость СМИ, качество государственного управления — в последние годы в России катастрофически упал. В то время как практически во всех регионах и группах стран мира политические свободы укреплялись. Теперь Россия оказалась ниже даже стран ОПЕК — единственной группы стран, где в 1980-1990-е годы наблюдалось снижение этого показателя.

В 1990-х годах и в начале нынешнего десятилетия изменение качества политических институтов в двух крупнейших славянских государствах — России и Украине — было фактически идентичным по направлению и скорости. Полтора года назад ситуация радикально изменилась. И теперь среди стран с переходной экономикой мы занимаем полярные позиции: Украина стала рекордсменкой по наращиванию политических свобод, Россия — чемпионом по их уничтожению. Неудивительно, что в наших двусторонних отношениях появилось столько проблем,- мы стали политическими антиподами.

Еще совсем недавно балканские страны (Болгария, Румыния, Хорватия, Сербия, Македония) уступали России по уровню политической свободы. Сегодня Россия отстает от них, и не только от них. Сегодня в Европе остались только три частично свободные страны — Молдова, Босния и Герцеговина, Косово. И две полностью несвободные — Беларусь и Россия. По индексу политической свободы среди 194 стран мира Россия опустилась на 166-167-е место — на уровень таких стран, как Оман, Пакистан, Руанда, Того, Чад, Киргизстан, Азербайджан, Таджикистан, Вьетнам, Заир, Иран, Камерун, Кот-д`Ивуар, ОАЭ, Свазиленд, Казахстан, Гаити, Зимбабве. Такого отставания от среднемировых показателей Россия не имеет ни по одному другому показателю, даже по средней продолжительности жизни.

По показателям политического развития Россия не имеет ничего общего со странами «большой восьмерки», саммит лидеров которых она собирается принимать в Санкт-Петербурге. Мы и «группа 7» относимся к разным политическим мирам. Более того — движемся в противоположных направлениях: «семерка» со своего весьма высокого уровня продолжает наращивать политические свободы, Россия со своего весьма низкого — сокращать. По скорости деградации индекса политической свободы в 1991-2005 годах Россия занимает 4-е место среди 193 стран. Вместе с коллегами по несчастью она формирует свою, иную «группу восьми»: Непал, Беларусь, Таджикистан, Гамбия, Соломоновы Острова, Зимбабве, Венесуэла. Неудивительно, что происходящее в России получило название «зимбабвийской болезни» — массового разрушения базовых политических институтов, столь хорошо известного миру по деятельности правительства Роберта Мугабе.

Зачем нужна политическая свобода?

Свобода не предмет роскоши. Свобода — это инструмент, без которого у страны нет ни благосостояния, ни безопасности, ни развития, ни уважения.

Свободные страны богаче, чем несвободные, в среднем почти на порядок — в соотношении $28 и $4 тыс. на душу населения. Экономика свободных стран развивается быстрее: за последнюю треть века полностью свободные страны увеличили душевые доходы граждан вдвое, частично свободные страны — на 40%, несвободные — сократили на 34%. Переход от полной свободы к полной несвободе ведет к экономической деградации, в таких странах рост ВВП на душу населения становится отрицательным. Переход от полной несвободы к полной свободе ускоряет экономический рост выше среднемирового темпа.

Свобода обеспечивает безопасность. Сравните политически свободные страны — европейские страны, США, Канаду, Японию — и несвободные — Руанду, Афганистан, Ирак, Сомали, Северную Корею. Где безопаснее? Где выше продолжительность жизни? Где больше риск оказаться ограбленным, похищенным, убитым?

Свобода дает силу. При близкой численности населения какие страны являются экономически более мощными? Испания или Судан? Австралия или Сирия? Бельгия или Куба? Канада или Мьянма? Нидерланды или Зимбабве? Тайвань или Северная Корея? Финляндия или Ливия? Свобода дает уважение. Какие из упомянутых стран более привлекательны, уважаемы в мире? И куда едут люди в турпоездку или в эмиграцию? И откуда?

Барьеры несвободы

Отсутствие свободы формирует непреодолимый барьер для экономического роста, социального развития, безопасности человека, страны, государства. История не знает примеров полностью несвободных стран (не являющихся при этом чистыми экспортерами энергоресурсов с населением более 3 млн человек), которые смогли бы преодолеть рубеж душевого ВВП по паритетам покупательной способности валют в $12 тыс.

Страны, сумевшие это сделать, либо уже были свободными, либо стали таковыми до того, как приблизились к этому рубежу. Среди них — Испания и Португалия, Греция и Тайвань, Южная Корея и Чили. Тот же, кто был или стал несвободным, не смог преодолеть этого барьера. А тот, кто был несвободным и богатым (с ВВП более $12 тыс.), стал несвободным и бедным. Причем это случилось даже с экспортерами энергии, несмотря на высокие цены на нефть. В Иране и Венесуэле, в Саудовской Аравии и Ираке ВВП на душу населения сегодня ниже, чем был три десятилетия назад,- на 10, 30, 40, 80%.

Несвобода — это общественный регресс и экономическая деградация. Это разложение государственных институтов. Это риск неспровоцированной агрессии против соседей. И это настоящая агрессия против собственного народа.

Идеология войны

Что общего в странах «нашей маленькой восьмерки»? Что объединяет столь разные страны, как Непал и Беларусь, Таджикистан и Соломоновы Острова, Россию и Гамбию, Венесуэлу и Зимбабве? По сути дела — только одно. Это — гражданские войны. Объявленные и необъявленные. Открытые и закрытые. Горячие и холодные. Отнимающие собственность и разрушающие общество. Отправляющие в лагеря и уничтожающие граждан только потому, что у них есть иное представление о мире, вере, праве, свободе и собственной стране.

Не случайно пропагандистским соловьям этих режимов так полюбилось слова «война». Они надеются, что уже ведущиеся и развязываемые войны все спишут, покроют любое насилие и преступление. Им нужны войны — гражданские и внешние, потому что только в условиях войн, ведущихся против внутренних врагов, во имя «территориальной целостности», ради империй — ушедших в историю, «либеральных», энергетических — можно терроризировать людей.

Несвобода — это война. Война корпоративистского государства против гражданского общества, страны и народа. Несвобода нужна для разжигания ненависти — социальной, внешней, внутренней. Против «олигархов» и «плутократов», «оранжевых» и «демократов», «однополярного мира» и «мировой закулисы». Только с помощью ненависти, страха и избирательного насилия можно пытаться удержать то, что для них дороже всего,- власть.

Несвобода — это монополия на власть, политическую, экономическую, информационную. Несвобода — это табуирование тем национального обсуждения. От Чечни до «ЮКОСа», от терактов в «Норд-Осте» и Беслане до карикатур на пророков. Это запрет на обсуждение того, что страна обязана обсуждать. Это исключение из общественной жизни тем, людей, компаний, групп. Это примитивизация общественной жизни и архаизация государства. Это разложение морали и деградация национального сознания.

Политика несвободы — это политика обнищания населения. Отставания страны. Ослабления государства. Несвобода — это исторический тупик. Путь к национальной катастрофе.

Свобода — это не предмет роскоши. Это инструмент. Самый массовый, самый мощный, самый эффективный. Сегодня Россия не является свободной страной. Но обязательно ей будет. Как стать свободным — это тема для другого разговора.

Мы все хотим быть счастливы.

Многие понимают, что счастье это удел человека.

Но единицы осознают, что ЧЕЛОВЕКОМ прямо-ходящего примата делает только СВОБОДА.

Поэтому счастливы единицы.

Оглянитесь вокруг и убедитесь в этом.

Посмотрите на молодых людей и людей в возрасте. И Вам откроется истина.

Молодые люди, которые еще ничего не сделали со своей жизнью более веселы, подвижны и жизнерадостны. Люди в возрасте это те же молодые люди которые уже успели осуществить то к чему стремились. Они менее подвижны, менее жизнерадостны и то, что с легкостью могли сделать в молодости сейчас для них невозможно. Просто у них уже ограничена свобода. У них уже обязанности, статус, дело и пр...

Вывод прост. Когда человек достигает якобы своих стремлений и желаний он становится менее счастлив и жизнерадостен. И это не единичный случай а ПРАВИЛО.

Почему мы не замечаем такой простой вещи? По двум причинам. Первая - это правило. Все так живут и мне так жить, нечего выделываться. Вторая это элементарное отсутствие энергии. Почти все силы мы тратим на создание неволи - своей и наших близких. А также на поддержание смысловых конструкций которые нам позволяют не замечать очевидного. Например общество приняло за аксиому, что менее жизнерадостны более взрослые люди из-за того, что в возрастом уменьшается физическая сила и выносливость организма. И в то же время все отлично понимают, что среднестатистический молодой человек гораздо уступает более взрослому и по силе и по выносливости и по эффективности в любой конкретной интеллектуальной или физической задаче. А физическая активность путешествующих западных пенсионеров вообще впечатляет. Ка и то, что для нескольких часов физической активности в ночном клубе молодые люди в обязательном порядке употребляют "допинг".

Даже если один человек на несколько минут задумается о своей жизни, захочет понять что есть свобода, любовь, счастье, достоинство, честь, справедливость. На несколько секунд забудет о куче беспокоящего его хлама, который ничего не стоит и у видит красоту неба, и всего живого. Значит все не зря. И в мире появится еще один Человек.

Я подчеркиваю ЧЕЛОВЕК, а не житель, потребитель, душа населения, избиратель и пр.

Кстати можете убедится на этом простом примере - масса усилий прикладывается, чтобы ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ никогда не появлялся. Из речи даже изживают это понятие. Вы можете узнать из новостей, сколько молока на душу населения, что хочет средний избиратель, что выбирает потребитель, можно стать членом общества, гражданином, кому повезет VIP персоной. Человеком или Личностью никогда. Напротив это понятие сводится на нет и употребляется к обезличенной массе = На митинге было 100 человек.

Когда мы устаем от повседневной лжи и становимся честными перед собой. В это момент мы отчетливо понимаем, что в жизни Нас интересуют всего несколько вещей, примерно в такой последовательности

Счастье (мы хотим быть счастливыми)

Любовь (мы хотим любить, а еще больше чтобы любили нас)

Свобода (мы хотим быть свободными от тяжелых и унылых обязанностей, которые угнетают нас)

На страницах этого сайта Вы получите ответы на все самые главные вопросы

Как стать счастливым .

Этот вопрос всегда будет для нас на первом месте. Причина этого наша маленькая хитрость. Мы думаем, что мы умные, а счастье всеобъемлющая категория, которая может включать в себя любовь и прочие радости. И став счастливым, мы получим все сразу по оптовым ценам. Или может так статься, что когда мы станем, счастливы все остальное нам не понадобиться. Поэтому Каждый (психически здоровый) человек хочет Счастья.

Как найти свою любовь .

Люди всегда хотели любить. Об этом много сказано и показано. Все искали любовь. Но раньше больше искали, достойную кандидатуру кого полюбить. Теперь мы намного умнее, и пользуясь снова маленькой хитростью, все чаще хотим, чтобы любили нас. Так выгодней и удобней.

Как стать свободным .

Этот вопрос наименее распространенный, но он имеет наибольшее количество аспектов. Мы хотим быть свободны от всего. Нас интересует финансовая свобода, физическая свобода, свобода слова, свобода выбора, свобода мысли, свобода самовыражения и много-много свобод.

И начнем мы конечно с конца.

Свобода это сложное и объемное понятие, которое должно стать частью каждой личности.

Личность, находящаяся в добровольном рабстве таковой не является. Запомните это навсегда!!!

А любви и счастья достойна только личность. Это аксиома!

С выходом в свет этого сайта каждый может получить или оказать другим помощь в освобождении Человека от иллюзий, в мире которых он живет и которые превращают его в раба гордящегося своими цепями.

Так живет большинство людей, не имея представления о своем истинном предназначении в этом мире, отдавая свою жизнь и свободу силам о природе существования, которых даже не подозревают. В результате все находятся в гонках за призрачными целями, достигая которых, часто чувствуют опустошение. Вероятно, у каждого в жизни было нечто подобное. Ты получаешь то, чего добивался, ждешь ощущения праздничной радости, счастья, но оно не приходит. Все обыденно и неинтересно.

«Ожидание праздника интересней самого праздника». Со временем это становиться нормальным состоянием и к определенному возрасту человек понимает, что будущего нет, все будет, так как раньше с небольшими изменениями. И только где-то глубоко в душе еле слышно живет надежда, что все измениться как-то станет по-другому и правильно, и мы это почувствуем. Неожиданно придет любовь. Вы будете счастливы и на Вас будет приятно смотреть.

А пока этого не произошло, мы делаем то, что умеем, чему нас научили. А научили нас малому, ненужному и вредному, отчего надо освобождаться в первую очередь. И никто не говорил нам, что счастье и любовь не придут к нам. Потому, что Мы не свободны. И счастье с любовью к нам просто не пропустит конвой.

Поэтому чтобы быть счастливыми нам нужна свобода от

ЖАДНОСТИ кто имеет 1 рубль, меняет жизнь и силы, чтобы иметь 2. Кто имеет миллион, хочет 10 и так до бесконечности.

Свобода от

ЗАВИСТИ миллион и 10 миллионов нужны нам только по тому, что у кого-то есть больше, и ничего кроме зависти нами не движет в этой гонке, как бы мы это не оправдывали. Представьте ситуацию, что Вы живете в обществе, где все трудятся примерно одинаково и получают за это примерно одинаковые деньги, скажем 1000. К Вам приходит «руководитель» и сообщает, что со следующего месяца Ваша заработная плата увеличивается до 2000. Это будет праздник для Вас и семьи, теперь Вы богач. Но ситуация очень измениться если Вы узнаете что Вам подняли оплату в 2 раза, а всем остальным в 5. Вы стали вдвое богаче, но будете чувствовать себя бедняком. Хотя жить Вам станет лучше вдвое. Такой парадокс. Задумайтесь над этим и поймете, что это так.

Свобода от

ГЛУПОСТИ потому, что мы редко задумываемся над тем, чем и как мы живем, кормя жадность и глупость и пр. Есть расхожая фраза «Все продается и все покупается» и никто никогда не говорит Вам о том, что продать Вы можете все и навсегда, а купить можете не все, а навсегда вообще не можете ничего купить.

Можно навсегда продать любовь, дружбу, здоровье, уважение, а купить этого Вы не сможете никогда. Купить можно только секс, лесть, лекарства, подхалимство.

Можно купить движимое и недвижимое имущество, но Вас, его лишат в обязательном порядке (преступники незаконным путем, государство законным путем а если нет, то смерть сделает это по определению). Это надо помнить всегда. В этом легко убедиться если смотреть новости и знать историю.

Описанное выше это не главная суть и не главная цель, это начало пути. Даже полная СВОБОДА это только ступень. Мы пойдем гораздо дальше, и мы знаем, что любой путь начинается с первого шага, любой подъем с первой ступеньки. И помним, что вверх тяжелее, чем вниз. А хорошая новость, что у свободного человека намного больше сил, ему хочется вверх, ему приятно вверх. И у него получается.

Я не кинокритик. Фильм для меня лишь повод поразмышлять о нашей жизни, о вечном. Как, например, это делает французский философ Жиль Делёз. У нас на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета даже существует постоянный киноаналитический семинар «Смотрим Делёза».

«Край» – фильм о человеческой любви в нечеловеческих условиях. И о свободе.
На мой взгляд, это лучший фильм Алексея Учителя. Считаю, что «Край» вполне достоин выдвижения на «Оскар». Хотя мне кажется, в Германии этот фильм не поймут, тем более в Америке. Для них это какая-то инопланетная, потусторонняя жизнь.

Режиссёр фильма Алексей Учитель говорит, что открыл новый жанр – «драмбастер».
Ещё до написания сценария, его привлекли две идеи: 1\ гонка паровозов, 2\ немецкая девушка, прожившая в сибирской тайге и не знавшая, что была война.

Фильм великолепно снят. Чувствуется хорошая операторская работа. В картине гармоничное сочетание интриги, драмы и лирики. Вот только мелодии выразительной не хватает.

В этом фильме я не почувствовал недостоверности. А вот в фильме Михалкова «Утомлённые солнцем: Предстояние» почти в каждом кадре.
Натяжки, конечно, есть. Ну как может прожить немецкая девушка одна в сибирской тайге пять лет? Я жил в сибирской тайге (правда, летом); и даже летом там одному не выжить.

Но в целом всё в фильме выглядит вполне достоверно. Хорошо отработала массовка. Я сам снимался в массовке в американском фильме «Анна Каренина», и знаю, как трудно управлять людьми.

Владимир Машков, в роли Игната, убедителен как никогда.
Освободившись от имиджа секс-символа, Машков стал ещё интереснее и глубже. Для полной убедительности он даже паровозные трюки исполнял сам (судя по титрам).
И за что бабы любят таких?.. «Чертей в нём больше!» – самый честный ответ женщины.

Игнат – человек из железа! Этакий «человек-паровоз». «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!»
Сколько таких людей погибло на великих стройках коммунизма, сколько комсомольских строек стоят заброшенными?!..

Но это не «Коммунист», а Машков (при всём его таланте) не Урбанский.
Не хочется кричать в поддержку побеждающему Игнату, как кричали погибающему коммунисту.
Некоторые скажут: искусство – ложь, и фильм «Коммунист» красивая ложь.

Но сегодня все уже устали от «чернухи». А ещё больше от так называемого «юмора» на телеканалах.
Фильм «Край» редкое исключение для современного кинематографа, очерняющего наше прошлое. Словно и не было никаких светлых сторон в недавней советской действительности.
Но я, поживший при социализме, не соглашусь. Человек стремился к высокому, а не только к удовлетворению своих материальных потребностей!

У меня дядя работал помощником машиниста на паровозе, и рассказывал, какой тяжёлый это был труд. Многие до пенсии не доживали. Ещё ему приходилось конвоировать пленных немцев, которые работали на стройке. Сколько не пытались их подгонять, они работали по своему заведённому неспешному ритму, но зато делали всё гораздо качественней, нежели наши халтурщики.

Ремонтируя паровоз, Игнат старается не только для себя, но и для других тоже.
А вот сейчас стараются только для себя. Сегодня эгоизм человека определяет, что хорошо, а что плохо; что справедливо, а что нет; что правда, а что ложь.

Человек – он не от головы до пяток, а от макушки до небес!
Человек создан для высоких целей и сверхзадач.
А в «Крае» этого нет!
Хотя, возможно, любовь и есть сверхзадача, самая высокая цель человеческой жизни – научиться любить несмотря ни на что!

Нет, умом Россию не понять!
Только у нас ездят по встречке. К чему это приводит, мы видим постоянно.
Смерти не боятся!
Россия – страна невозможного! Дальше некуда! – вольное поселение, где люди живут не за колючей проволокой.

По мнению французского аристократа Маркиза де Кюстина, совершившего путешествие по России в 19 веке и оставившего книгу «Записки о России», Россия - «дикая и варварская азиатская страна, населённая невежественным и неграмотным, грубым народом».

А вот автор новой книги «Россия и свобода» П.А. Сапронов считает, что «счета Руси-России со свободой очень сложные, трудные и запутанные. Утрата свободы для страны и народа означает кризис или катастрофу, но и устойчивое пребывание в свободе не даётся.
Срыв в несвободу и рабство на русской почве имели внешний источник – ордынское иго. Но свобода не даётся русскому человеку в руки ещё в виду характера его религиозности, отношений с Богом.
Русский человек чает сверхсвободы как полноты и любви, пренебрегая свободой, проскакивая мимо неё. Свобода это слишком мало».

«Всю Россию пропили, или только до Урала?» – спрашивает в фильме герой Сергея Гармаша, и вопрос сей звучит вполне актуально.

Всё познаётся в сравнении. И потому хотелось бы привести слова из нового фильма Оливера Стоуна «Уолл-Стрит: деньги не спят»: «Время сейчас достаточно мерзопакостное. Значит, надо быть мерзавцем»!

А вот в моём любимом фильме Сергея Соловьёва «Чужая белая и рябой» отец главного героя, бывший фронтовик, говорит: «Никто и ничто не заставит нас быть непорядочными людьми»!

Если даже в сталинское время можно было сделать паспорт окольным путём, то о какой несвободе можно говорить?
Один мой знакомый пенсионер рассказывал, как в те годы решил сбежать с шахты, где работал. Ну а паспорта, разумеется, там не выдавали. Решил поехать в Москву. А в поездах ходили и проверяли документы. Спасла его женщина, спрятав под юбкой.

Имя – это судьба. Поэтому не случайно в фильме «Край» немецкого мальчика спасает русская мадонна (в исполнении Юлии Пересильд) с именем Софья (по-гречески, «мудрость»).
Сестру одного моего знакомого во время войны угнали в Германию, где она родила ребёнка. Работала в котельной, и благодаря тому, что ей платили пособие на ребёнка, смогла выжить.

Россию всегда спасали женщины.
Русь – это «баба», и успешно такой страной правили именно женщины. Время правления Елизаветы Петровны и Екатерины Великой было не самым худшим в истории России.

Россия всегда держалась на женщинах и благодаря женщинам. Мужиков убивало в войнах, и потому вся тяжесть разрухи и восстановления ложилась на женские плечи.
У меня тётя во время блокады Ленинграда, когда умерла от голода её мать, пришла на завод в двенадцать лет и проработала там до 75! Сейчас в 82 года она жива и здорова.

Женщины думают о детях, а мужики о войне!
В то время как наши женщины трудятся и на работе и дома, детей рожают и воспитывают, наши мужики ссорятся и обижаются друг на друга как дети в песочнице.

Некоторые называют Россию Василисой Прекрасной, но не Василисой Премудрой!
А русский философ Владимир Соловьёв считал, что Россию спасёт Вечная Женственность, СОФИЯ – Премудрость Божия.
Основной идеей философии Владимира Соловьёва была идея Софии (Душа Мира). Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.

София представляет собой Вечную Женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении.
Владимир Соловьёв считал, что «все мужчины – христы, все женщины – богородицы».

По Владимиру Соловьёву «смысл любви – … небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия… Но задача человека не в том, чтобы ей поклоняться, а в том, чтобы реализовать и воплотить этот идеал как индивидуальный и на земле... В нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять её как нравственный подвиг».

Да, у нас убогих любят! Но заботятся об убогих в других странах лучше.
Почему-то не видят русские люди смысла в простой счастливой жизни. Им тяжёлое трудное счастье подавай. Только в трудной жизни мы видим смысл.

Зачем вообще человеку даётся жизнь?
В чём смысл человеческой жизни?
Об этом есть хорошая книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». В ней он пишет:
«Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остаётся нереализованным... Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом… Нравственный кризис – кризис смысла, кризис ответственности – это расплата за теорию и практику воспитания людей-«винтиков».

«Все люди рождаются свободными», – гласит Всеобщая Декларация прав человека.
Свобода – неотъемлемое право каждого человека, его естественное право!
Николай Бердяев считал, что всё его творчество это «философия свободы».

У Высоцкого есть песня со словами: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»
Многие не понимают и не знают, как распорядиться свободой. Это хорошо показано в фильме «Новая земля»: как только зэков выпустили на свободу, они стали беспощадно убивать друг друга.

Всё это давно описано в книге известного американского психолога Эриха Фромма «Бегство от свободы».
«Основная идея этой книги состоит в том, что современный человек… не приобрёл свободы в смысле реализации его личности... Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нём чувство бессилия и тревоги…»
«Современный человек… подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам – или потерять её, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо выкормленный и хорошо одетый автомат».

Свобода ныне принесена в жертву порядку.
Джордж Оруэлл в романе «1984 год» убедительно показал, что тоталитаризм может лишить человека свободы, но не способен лишить его любви!
Любовь - самое свободное состояние человека. Любовь и есть свобода!

Но зачем человеку свобода?
Нужна ли человеку свобода?

Как сказал недавно философ Вадим Межуев: «Свобода равна уходу от времени». «Свободное время – это время, когда человек создаёт сам себя».

Мерилом богатства общества должно быть не рабочее время, а свободное время.
Но если сейчас людям предоставить много сводного времени – большинство сопьётся.
Психологи даже выявили «синдром выходного дня», когда люди не знают, чем себя занять в очередном отпуске или на длительных новогодних каникулах. Большинство, как известно, спасается и развлекается пьянством.
А наркотики, а порнография, а бессмысленные тусовки, бесконечный серфинг в Интернете... Не на это ли тратит свободное время большинство людей?

Я согласен с тем, что «проблема не в том, чтобы увеличить свободное время, а чтобы придать смысл труду, превратить его в источник свободы и самореализации».

На что тратит свободное время машинист Игнат в фильме «Край»? Он отвечает, что нет у него свободного времени, поскольку работы много. Игнат полностью самореализуется в труде, и ему не нужно время для досуга.

В последние двадцать лет ценность труда заметно упала. Во-первых, потому что труд перестал быть ценностью и мерилом человеческой жизни и усилий. Все видят, что платят не за труд и даже не за знания, а за должность, за место, за связи.

У протестантов труд это благо и ценность, источник благодати божьей и мера оценки человека. Именно поэтому протестантская трудовая этика создала великую промышленную Америку.

А у нас труд не в чести, что нашло своё отражение в народной мудрости: «трудом праведным не наживёшь палат каменных»; «работа не волк, в лес не убежит»…
Сколько не работай, сколько не откладывай трудовые накопления, всё равно отберут, не через дефолт, так через инфляцию. Наши родители до сих пор не могут простить государству, что в результате так называемых реформ потеряли все свои трудовые накопления.

Наши люди избавлены от трудности выбора: иметь или быть? Их лишили возможности ИМЕТЬ, оставив лишь возможность БЫТЬ. Совсем не как в книге известного американского психолога Эриха Фромма «Иметь или быть?».

Счастлив тот, кто свободен, потому что свобода есть умение признать нужное ненужным.
Деньги не дают свободы, потому что свобода не зависит от денег. Она вообще ни от чего не зависит.
Нельзя желать невозможного: иметь много денег и быть свободным!

Если цель прогресса свобода, то ведь она не зависит ни от каких условий.
Человек может чувствовать себя более свободным в тюрьме, нежели в собственном доме.

Если человек свободен, то он свободен независимо ни от каких материальных или политических условий. Он может быть свободен всегда и везде несмотря ни на что. А когда для свободы требуются какие-то условия, то это уже не свобода. Если хотите, свобода свободна!

Тот, кто ставит собственное понимание свободы в зависимость от обстоятельств, тот несвободен.

Свобода не может быть целью человеческого существования. Она скорее средство. Не так ли?

Никакая власть не делает человека свободнее, потому что любая власть - это несвобода. И для тех, кто этой властью обладает, и для тех, кто по наивности ждет от нее большей свободы.
Свобода не даруется и не завоевывается. Тот, кто хочет быть свободным, свободен, и все.

Известный физик Роджер Пенроуз пытается найти основы человеческой свободы на уровне квантового устройства клеток головного мозга.

Свобода - это ощущение приобретения, когда теряешь все!
Свобода духа - это свобода без условий.

Некоторые считают, что не может быть свободы без частной собственности!
Другие напротив - что собственность это капкан для свободы.

А на пользу ли вообще человеку свобода?

Свобода от общества - это иллюзия, до тех пор, пока мы живём в нём.
Свобода зависит не от общества, а от самого человека!

Свобода не в материальной обеспеченности, а в самоограничении. Причем не только в отказе от существующих привязанностей, но и от привязанностей желаемых.

Главное в человеке не то, что он имеет, а то, что он может отдать; оставшееся и составляет его суть.

Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода. Они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды.
Какой другой народ способен бороться с собственным достатком? Может быть, это мазохизм, но русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причем без всякого расчета, - вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

Если свобода – это осознанная необходимость, а любовь – самое свободное состояние человека, то
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

СВОБОДА

Отвечая на вопросы журналистов 31 января 2006 года, Президент Путин сказал: "Историческая заслуга б. Ельцина в том, что граждане России получили свободу". Давайте, уважаемый читатель, попробуем разобраться подробнее в вопросах: Что такое свобода? Какую свободу дал нам Ельцин? Нужна ли она всему населению или только избранным? Пошла ли она на пользу России или принесла вред? Можно ли считать этот дар Ельцина заслугой? Путин не уточнил, о какой свободе идёт речь: политической, экономической, нравственной, творческой и т.п. Мы поступим также. Речь будет идти о свободе крупным планом.

"Уточняйте значения слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" – советовал ещё в XVII веке известный французский мыслитель Рене Декарт. Так прислушаемся же к мудрому совету и для начала уточним значение этого "сладкого слова свобода", воспользовавшись мнением авторитетов.

Признанный знаток русского языка В.И. Даль : "Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода - понятие сравнительное; она может относиться до простого, частного, к известному делу относящемуся, и, наконец, к полному необузданному произволу или самовольству". Здесь настораживает последняя фраза. Даль предупреждает также о необходимости юридических и нравственных ограничителей свободы людей.

Большой энциклопедический словарь : " Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществляя выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают относительной и конкретной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционированных нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения". Общества могут быть нравственными и безнравственными, соответственно цели и средства их достижения - тоже. Без ограничений свободы не обойтись! Всякий выбор должен быть санкционирован, ограничен.

Философская энциклопедия под редакцией Ф.В. Константинова : "Свобода – осознанная необходимость и действия человека в соответствии со своими знаниями, возможность и способность выбора в своих действиях. Проблема свободы традиционно сводится к вопросу, обладает ли человек свободой воли. Свобода воли – философская проблема, которая при общей постановке формулируется как вопрос о свободе человека в своих действиях, это один из прикладных вопросов философии, история споров вокруг него началась со времён Сократа. Гегель, например, писал: "Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределённа, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы". Как видим, великий мыслитель свободу человека не воспринимал однозначно как безусловное добро! Свобода может быть и злом! Нельзя не согласиться с автором статьи, что свобода воли (личности) состоит не в независимости от общества, а в возможности человека принимать решения осознанно, со знанием дела.

Словарь по этике : "Свобода воли – философская категория, в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным, то есть он должен обладать моральной ответственностью". Иначе говоря, на свободу выбора накладываются нравственные ограничения. Выбор может быть и безнравственным.

Философский энциклопедический словарь : "Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей". И далее. "Свобода может быть как положительной, так и отрицательной. Так называемая "отрицательная свобода" (свобода от материальных лишений, эксплуатации, социального и национального гнёта) обусловливает "положительную свободу" (всестороннее развитие личности, творческого труда и т.д.). Свобода неравнозначна произволу. Абстрактной свободы не существует. Она всегда конкретна и относительна. В антагонистическом обществе разделение труда, частная собственность и раскол общества на противоположные классы обуславливает господство частных, отдельных интересов и стихийных процессов. В этих условиях свобода господствующих классов распоряжаться собственностью, материальными богатствами и знаниями оборачивается для низших классов несвободой, необходимостью трудиться ради обогащения других и выполнять волю господ. Во взаимоотношениях между личностями индивидуальной свободе одних противостоит произвол других поступать по своему усмотрению, ущемляя свободу большинства".

Примечательно то, что ни один автор статьи о свободе не допускает неограниченной свободы и не считает её абсолютным добром. Добро и зло, как известно, находятся в диалектическом единстве. Кажущееся добрым дело может оказаться злым и наоборот. Не даром народная мудрость гласит: "Не делай добра, не получишь зла!" Это целиком и полностью относится и к жалованной нам Ельциным и ельциноидами свободе! Однако Президент России либо не знает этого и не хочет знать, либо вполне удовлетворён тем, что принесла эта свобода ему лично и народам страны!

Пример многих стран мира доказал порочность буржуазной доктрины свободы, в частности, популярной в XIX веке концепции А. Смита, предполагающей максимальное ограничение сферы деятельности государства, которое якобы будет сопровождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной свободы всех членов общества. Однако правительство России и сегодня руководствуется этой концепцией! Нынешнее поколение россиян на практике убедилось, что в буржуазных свободах нуждается только незначительная часть населения, харизматические личности, лидеры. А таковых, как утверждают психологи, в обществе всего пять – семь процентов! Все остальные люди от рождения являются исполнителями чужой воли. Посмотрите вокруг себя, многие ли из ваших знакомых или сослуживцев воспользовались свободой личности и стали процветающими бизнесменами?! Лидеры от природы - бывшие партийные, комсомольские и профсоюзные работники - благодаря Ельцинским свободам, действительно стали нуворишами, разделив между собой богатство СССР! И этому не следует удивляться. Большинство же потеряло и то, что имело!

Лозунг "Свобода" давно и широко используется политиками и идеологами в пропагандистских целях при борьбе за власть, поскольку обладает неотразимой привлекательностью для широкого круга людей, не пытающихся вникнуть в суть проблемы. Во всех случаях, когда пропагандисты говорят о необходимости свободы, разумно задаться вопросами: Свобода для кого, какого слоя общества имеется в виду? В чём она будет заключаться? Что я лично выиграю от этого и что потеряю? Только после этого решать: поддерживать того, кто ратует за свободу или нет. Сегодня должно быть всем ясно, что для одних буржуазная свобода – это возможность манипуляции сознанием народа и обогащения за чужой счёт, для других – это большая вероятность быть жестоко обманутыми, "брошенными" и умереть под забором! Вспомните хотя бы "нашу" лживую конституцию, которая с одной стороны гарантирует социальное государство, предполагающее всеобщее благоденствие, с другой – освящает украденную у народа собственность олигархов.

Человек должен быть свободен настолько, чтобы его личная свобода не оборачивалась ущемлением чужой свободы. Свободы личностей в обществе должны быть уравновешенными. Личная свобода граждан должна быть ограничена разумными юридическими и нравственными законами, к чему и призывают авторы всех рассмотренных выше определений этого понятия! С точки зрения практической вопрос этот, конечно, чрезвычайно непростой!

Отметим ещё один важный аспект проблемы свободы личности. Она разделяет народ на индивиды, живущие более своими эгоистическими интересами, чем интересами общества, народа в целом; мешает его объединению в борьбе с внутренним и внешним врагом. Ведь свободный человек никому ничем не обязан. Почему сегодня на российских рынках "правят бал" кавказцы? Ответ прост: они несвободны, объединены в национальные диаспоры, жёстко подчинены своим лидерам. Тоже можно сказать об организованной преступности и терроризме. Мы, русские люди, не представляем сегодня единого сплочённого народа, мы – сборище свободных личностей - потому и не можем справиться с этими негативными явлениями нашей жизни, а это результат милостиво данных нам буржуазных свобод и их последствий. Наши пращуры могли тысячелетиями сохранять независимость в условиях постоянных нашествий то кимерийцев, то гуннов, то готов, то печенегов, то хазар, потому что могли объединиться, отодвинув личную свободу на второй план и подчинившись единому вождю. Мы отстояли независимость Родины в Великой Отечественной войне только благодаря несвободе, обеспечившей единство народов СССР, объединённых непререкаемым вождём И.В. Сталиным. Свободные же французы, поляки, австрийцы и прочие народы не выдержали натиска не слишком свободных немцев!

"Разделяй и властвуй!" – знали ещё древние римляне. Этим принципом успешно пользуются и сегодня те, кто хочет властвовать над нами и безнаказанно грабить! Именно они и голосуют за свободу. Так что слово "свобода" не такое уж сладкое. Оно заключает в себе большую долю горечи!

Обратите внимание, читатель, кто больше всего ратует за свободу и не только у нас в России, а во всём западном мире? Чаще всего это представители маленького так называемого "божьего народа", веками и тысячелетиями сами крепко спаянные психологией кагала (общины). Только благодаря своей несвободе, взаимозависимости, подчинению единой идеологии Талмуда, этот крохотный народ уже подчинил себе полмира, да и весь мир при нашей пассивности и несплочённости недалёк от победы идеи глобализма, то есть его полного господства над всеми землянами! Только став "рабами" общества, признав его интересы выше своих личных, объединившись, можно ощутить себя защищёнными и свободными от опасности быть обманутыми, ограбленными, униженными и оскорблёнными! Тысячи лично свободных от государства и друг от друга людей может поработить даже небольшая банда несвободных и сплочённых!

Идею свободы личности или воли вот уже около двадцати лет усердно вдалбливают россиянам средства массовой информации (особенно эффективно телевидение) под идейным руководством Министерства культуры, более чем значительную роль в котором играет небезызвестный русофоб Швыдкой. Культурой ли это министерство занимается или способствует безкультурью и духовному обнищанию народа?

О свободном безобразии на экранах телевизоров давно говорится в народе. "А воз и ныне там!" Ветераны Великой Отечественной войны обращались прямо к Президенту с просьбой избавить нас от телевизионной мерзости. Но получили в ответ: "У нас свобода! Не хотите смотреть – не смотрите!" Разве защитил Президент "социального" государства внуков этих заслуженных людей от безнравственности, пошлости, разврата, пропаганды потребительства, эгоизма, поклонения "золотому тельцу"? Кто же, как не власть, должен ограничить эту свободу хозяев СМИ, озабоченных только прибылью, обернувшуюся большим злом для народа – упадком нравственности? Должно быть, не хочет она видеть будущую Россию могучей, богатой, счастливой, населённой здоровыми физически и нравственно людьми, помнящими традиции отцов и говорящими на родном языке! Свободные СМИ уже докатились до того, что в книжках для дошкольников пропагандируют пьянство, а в детских мультфильмах секс! Не кажется ли вам цинизмом в период празднования 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне появление на телеэкранах фильмов, порочащих наших полководцев и Красную Армию-победительницу, и восхваляющих вождей фашистского рёйха? Так кому нужна эта свобода и для чего? Ответ, по-моему, очевиден: всё тем же нуворишам для удовлетворения их безграничной алчности!

Искусство – часть духовной культуры – всегда имело целью: обучать, воспитывать и развлекать зрителя, слушателя или читателя. Однако "наши" идейные руководители приветствуют только развлечение, иными словами, - отвлечение человека от серьёзных размышлений о том, что происходит вокруг. Они не желают видеть свой народ культурным, многое осознающим и понимающим, вот и превратили культуру в индустрию развлечения. Смотри россиянин, как вертят задами полуголые, соблазнительные, бесстыжие девицы и возбуждайся; слушай безголосых, опять же, сексапильных певичек и мечтай побывать у них в постели; смейся примитивным и пошлым шуткам со сцены над тобой же бессовестных русскоязычных "остряков" и старайся стать похожим на цивилизованного европейца! Зачем тебе утруждать себя мыслительным процессом? Мы всё решим за тебя!

Разве того, кто приносит пользу обществу, радеет за него, восхваляют сегодня СМИ и государство? Почётом пользуется тот, кто успешно "работает" на себя любимого, кто больше "откусил от советского пирога", проще говоря, украл! И кто же тогда будет "раньше думать о Родине, а потом о себе"? И кто же в случае необходимости будет Родину защищать!?

Теперь от свободы личности, свободы воли и всей прелести, которую мы от неё благодаря Ельцину получили, перейдём к вопросу о свободе нашего народа в целом, его независимости, суверенитету.

Суверенитет (от суверен, властелин) означает независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Это понятие определяет независимость, самостоятельность страны и населяющего её народа. Признание суверенитета играет важную роль в объединении государства, его внутреннем сплочении и укреплении. В политике суверенитет подразумевает свободу государства и имеет тот же смысл, что и свобода человека. Для суверенного государства - это не только право на независимость и свободу от посягательств извне, но и право управлять, возможность принимать самостоятельные решения.

Несмотря на громкие заявления Ельцина о суверенитете РФ (был даже введён праздник "День независимости", правда, не уточнялось от кого?) получила ли наша страна независимость от внешних сил после 1991 года или наоборот утратила её? Вопрос риторический! СССР, являясь одним из двух самых мощных государств на планете, вёл совершенно независимую политику. Его правительство до прихода к власти Горбачёва не слишком интересовалось, что скажут на Западе по поводу тех или иных принятых решений. Разве можно это сказать о правительстве РФ? Ещё премьер Черномырдин во всеуслышанье объявил, что Россию теперь независимым государством считать нельзя! Ныне все принципиальные решения российского правительства и законы, принимаемые государственной думой, прежде должны быть одобрены Мировым правительством. Ещё Ельцин заключил об этом соглашение с Западом! Теперь мы оттуда получаем указания: какие предприятия и целые отрасли народного хозяйства, представляющие конкуренцию для Запада, должны быть ликвидированы первыми; какими способами надлежит добивать остатки нашей армии; с какими государствами мира нам следует дружить, а с какими воспрещается. Так благом для народа России и в этом случае явилась свобода или злом!?

В биполярном мире (пока существовал Советский Союз с его несвободным народом) США не имели возможности господствовать над нашей планетой, что мы наблюдаем сегодня. Захотели в Вашингтоне и разбомбили Югославию и расчленили государство для удобства управления её народами. Захотели - и оккупировали Ирак. А глав суверенных государств посадили на скамью подсудимых! Кто может гарантировать, что завтра владыкам мира ни не понравится политика РФ и наше государство вообще перестанет существовать (тем паче защищать его сегодня некому – армии у нас, опять же благодаря ельцинским свободам, по сути, нет), а наш Президент ни разделит участь Милошевича и Хуссейна? Вот вам и оценка подарка российскому народу в виде свободы личности и суверенитета государства! Неужели это не ясно кремлёвским правителям? Неужели в погоне за богатством они утратили даже инстинкт самосохранения!?

Уместно напомнить кое-что из истории. Гитлер ведь тоже собирался дать свободу и суверенитет народам СССР, то есть расчленить наше государство на несколько самостоятельных, легко управляемых (создать своего рода СНГ) и запустить на полную мощность машину развлечения. Телевидение, к счастью, тогда не было широко распространено, поэтому предполагалось, что в каждой русской избе будет постоянно звучать радио. Кстати Гитлер был "гуманистом" – он предполагал сократить население России всего в четыре раза, в то время как нынешние наши западные "друзья" по словам М. Тэтчер – в двадцать!

Свобода является основополагающим понятием западной романогерманской цивилизации. В идеале считается, что человек должен быть свободен от всяческих обязательств – перед Богом, страной, близкими, семьёй и т.д. От всего кроме удовлетворения своих личных постоянно растущих потребностей и, конечно, от моральных законов, ограничивающих возможность удовлетворять эти потребности. Фактически же такой человек является рабом тех, кто через удовлетворение потребностей манипулирует его сознанием, активно используя принадлежащие им СМИ! Именно в такую цивилизацию и толкают сегодня российский народ.

Свобода личности или свобода воли, которую либеральные правители навязывают нам, расчленила народ, позволила незначительному числу харизматиков, природных лидеров обогатиться, а большинству потерять то, что имели при советской власти. Лишившись чувства коллективизма в погоне за удовлетворением личных потребностей, наши люди стали неспособны к борьбе за свои общие интересы, как с внутренними, так и с внешними врагами.

О достоинствах и необходимости личной свободы кричат те, кто желает и дальше грабить страну и народ.

Получив свободу личную, мы утратили свободу общенародную, государственную. Теперь наши правители действуют по указке извне, часто не в интересах своего народа.

Свобода – главное звено процесса системного, всестороннего разрушения традиционного быта и жизни народов России, да и народов всего мира. Это мощное оружие в руках тех, кто стремится к господству над всем миром, сократив при этом население Земли до двух миллиардов. Первый – "золотой" миллиард господ, второй – миллиард слуг. Мы с Вами, читатель, и наши потомки в "золотой" не попадаем – все места заняты!

Только при значительном ограничении свободы личности, возрождении в обществе высокой морали, укреплении государственной власти и обретении государственного суверенитета возможен выход России из системного кризиса и возрождение её как могучего процветающего государства. Что же касается Ельцина, его соратников и приемников, то уместно вспомнить вещие слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя:

"Что ни говорите, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша проснувшаяся Совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя"!

Igorpavlovitch . narod 2. ru petrani . niido . ru pan - i . ru и др.