Управление стрессами в менеджменте — теория и практика. Какие факторы ведут к нарастанию стресса? Планы на будущее

Чтобы ответить на вопрос «Как управлять стрессом?», важно понять, а что собственно представляет собой стресс - Что такое стресс?

В первую очередь, не всякий стресс плох. Определенная доля стрессового воздействия или напряжения может быть полезна, например, для вдохновения, добавления энергичности действиям, именно поэтому многие люди выбирают экстремальные виды отдыха, спорта. Но если стрессовое воздействие слишком сильно, то это становится настоящей проблемой, даже если ситуация положительная.

Разные люди по-разному справляются с напряжением, и, что у одних вызывает стресс, для других может не быть проблемой. Знание того, как стресс влияет на наши мысли, чувства и восприятие помогает нам управлять им.

Итак, что такое стресс, стресс - это не просто нервное напряжение, это реакция организма на любые изменения условий, требующие приспособления. Проблема стресса заключается не в его наличии, а в его количестве.

В психологии выделяют три стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных, защитных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Наблюдается значительный прилив сил и энергии, могут уходить симптомы психосоматических болезней, правда к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой (если конечно вы допустите развитие стресса до третьей стадии, ведь от нас может многое зависеть).
  2. Стадия сопротивления наступает, если стрессогенный фактор слишком силен и продолжителен. Характеризуется отсутствием признаков тревоги. Осуществляется расходование адаптационных ресурсов организма. Если стрессогенный фактор длительно оказывает свое влияние, то развивается третья стадия.
  3. Стадия истощения. В данном случае, энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломлены. Вновь возникают признаки тревоги, но уже как «призыв о помощи» .

Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.

Управление стрессом

Многие жизненные события могут стать причиной грусти, горя и стресса. Управлять стрессом – значит определять и надлежащим образом контролировать источник его возникновения.

Когда человек оказывается в стрессовой ситуации (стрессовой может быть не только отрицательная ситуация, но и положительная, вызывающая бурю эмоций, эйфорию), то мыслительные операции и внимание перекрываются захлестнувшими эмоциями. Человек в данном случае может вести себя либо слишком активно (вплоть до паники), либо пассивно (до состояния ступора), вариант реакции зависит от типа нервной системы конкретного человека, при этом, естественно, далеко не в полном объеме происходит правильная оценка реального положения дел. Картина событий очень сильно искажается: чем сильнее эмоции, тем больше действия приобретают мало осознаваемый характер.

Первое, что полезно сделать, чтобы снизить уровень стресса – это добавить осознанности для понимания реальной картины дел через техники активации внимания (концентрации внимания) и техники снятия эмоционального напряжения.

Техники на активацию, концентрацию внимания (т.е. когда эмоции берут верх и логичность действий, теряется), связаны с сосредоточением внимания и вербальным проговариванием информации, например: счет с промежутками (не просто в порядке от 1-20 или наоборот, а в более усложненном варианте: в обратном порядке через две-три цифры, с делением, умножением). Обращение внимания на какие-то предметы и называние их; припоминание дат, сложных, больших или иностранных слов и т.п. Таким образом, головной мозг начинает работать активней.

Затем, активировав свое внимание, аналитику, важно снять напряжение.

Для снятия эмоционального напряжения хорошо используются дыхательные методики, релаксация .

Например:

  • Дыхательная техника «4-2-4», при которой делается вдох (4 секунды - считаем до четырех) – пауза (две секунды) – выдох (четыре секунды). Завершаем ровным дыханием.
  • Если реакция на стресс – это чрезмерная активность, то нужно выровнять, успокоить дыхание по принципу «выдох длиннее вдоха». Когда человек тревожится, он дышит неглубоко, часто. Когда человек полностью расслаблен, он дышит глубоко, что и нужно сделать человеку, который напряжен, чрезмерно активен. Выдох в состоянии релаксации гораздо длиннее вдоха. Лицо, лоб и губы нужно постараться расслабить, например, для этого можно немного приоткрыть рот, сделать выдох со звуком, издаваемые звуки при выдохе также способствуют расслаблению.
  • Если реакция на стресс – пассивность, бездействие, близкая к ступору, то нужно взбодриться. Здесь дыхание должно быть не глубоким и частым (как в ситуации, когда мы активны, где выдох короче вдоха).
  • Короткий вариант техники активной мышечной релаксации:
    • на счет 1, 2 – стиснуть кулаки и сделать неглубокий вдох;
    • на счет 3 – задержать дыхание на 0,5 сек.;
    • на счет 4 – выдох;
    • на счет 5 расслабление;
    • Повторить несколько раз.

Начиная дышать одним из вышеуказанных способов, можно привести себя в нужное состояние. Тело воспринимает дыхание как руководство к действию. Научившись методике правильного дыхания для расслабления или активности, можно нормализовать свое состояние, приведя его в норму.

Важный аспект при работе со стрессами – это научиться видеть позитивные стороны жизни.

Проблемы, которые возникают после выхода человека из стрессовой ситуации, как правило, связаны с неправильной переработкой впечатлений о ситуации. Нам свойственно преувеличивать последствия ситуации, мы часто недооцениваем свои возможности, тем самым, раздувая тревогу.

Техника «Дакатастрофизация или что если…» поможет увидеть, действительно ли все катастрофично.

Стресс вызывается каким-то событием, которое несет в себе опасность, неприятность, досаду, а главный фактор – это внезапность. Поэтому важно уметь представить себя в неожиданной ситуации, понять, какие ресурсы нужны, чтобы справиться с ситуацией, что позволит минимизировать последствия стресса. А для того, чтобы было легче посмотреть на жизненные трудности, есть полезная фраза «зато» или рамка юмора: «Ну и что, что ветер, зато волосы красиво развиваются», «если ты постоянно опаздываешь, значит тебя там ждут, или ты умеешь выкручиваться из ситуаций как в анекдоте»:

Ты где?
- Я опаздываю…
- Я спрашиваю, где ты?
- Я скоро буду!
- Дак ты где?
- Я уже подхожу…

P.S. находчивость – наше все!

Найдите свои способы управлять своим уровнем стресса и эмоциональным состоянием в целом.

Управлять стрессом, сложно ли?

4.6666666666667 Rating 4.67 (3 Votes)

Является актуальной в настоящее время, так как касается каждого человека без исключения. Стресс характеризует собой сильный удар по психологическому состоянию человека, который может стать причиной различных проблем со здоровьем. Чтобы минимизировать риск развития заболеваний каких-либо органов и систем организма, необходимо научиться управлять стрессом, ведь даже в самых сложных ситуациях можно найти наиболее выгодную позицию.

Зачем управлять стрессом?

Научиться управлять стрессом важно каждому человеку, потому что это вырабатывает такое качество, как стрессоустойчивость.

На заметку: – это человек с максимально защищенной психикой, который может контролировать свою реакцию на стрессовую ситуацию. В 80 % случаев – это качество является приобретенным и лишь 20 % имеют врожденное качество.

Английским психологом Гансом Селье была разработана следующая классификация стрессов:

  • Негативные, разрушающие психику человека.
  • Позитивные, которые приносят волнение, но не наносят сильный удар по психологическому состоянию. Пример – прыжок с парашютом, так как это волнительно, но это новые для человека ощущения, которые не воздействуют на психику с отрицательной стороны.

Для чего человеку необходимо умение управления стрессами?

Стрессоустойчивость – это важное качество для человека, которое делает его увереннее, позволяет разумно действовать в критических ситуациях. Такие люди обладают более крепким здоровьем, так как нервные срывы и другие неспецифические реакции оказывают разрушающее влияние на организм.

Неоднократно было доказано, что причиной развития многих тяжелых и хронических заболеваний являются депрессии, нервные срывы и иные психологические состояния. У таких людей нарушается сон, аппетит, иммунная система организма начинает работать хуже, поэтому здоровье оказывается под угрозой возникновения различных заболеваний.

Умение быть выдержанным и собранным в сложных ситуациях позволит быстро найти решение проблемы, а не расходовать силы и энергию впустую, уметь видеть в любом кризисе не только негативные, но и позитивные стороны, новые возможности.


Методы управления стрессом

На сегодняшний день существует несколько эффективных методов управления стрессом:

  • Движение. Любая физическая активность увеличивает выработку эндорфина, поэтому психологическое состояние человека улучшается. Можно заниматься в тренажерном зале, ежедневно танцевать под музыку, совершать пешие прогулки, играть с детьми в активные игры, стараться пользоваться лестницей, а не лифтом.
  • Социальное участие. Это наиболее эффективная методика. Общение с другим человеком, который может вас выслушать, понять и дать совет – это лучшее лекарство для психики во время стрессовой ситуации. Старайтесь общаться со своими коллегами, соседями, будьте откровеннее с ними. Это не признак слабости, наоборот, вы будете чувствовать себя намного увереннее, и ваша психика будет устойчивее, если каждый день вы станете наслаждаться именно живым диалогом с приятными вам людьми.
  • Предотвращение стрессовых ситуаций. Стресс – это реакция нервной системы на стороннее воздействие. Если вы заранее знаете, что вам предстоит пережить сложную ситуацию, например, серьезный разговор с руководителем, вы можете постараться изменить либо ситуацию, либо само отношение к ней. Стоит научиться говорить «нет», это сможет вас уберечь от дополнительных обязанностей, которые, возможно, станут причиной очередной кризисной ситуации.

    Важно! Управление стрессом для предупреждения конфликтов – это навык, особенно важный для людей, которые работают в сфере продаж, услуг, которым приходится ежедневно сталкиваться с различными клиентами. Необходимо всегда смотреть на ситуацию с позитивной стороны. Также подумайте о конфликте в долгосрочной перспективе: будет ли он для вас иметь значение через неделю или месяц? Если ответ отрицательный, то лучше направить свою энергию в более продуктивное русло.

  • Адаптация. Если вы не можете предотвратить стрессовую ситуацию, то лучше адаптироваться под нее. Не стоит скрывать своих чувств и эмоций, если вас беспокоит какая-то проблема, то стоит открыто говорить о ней и искать подход к решению. Обиды, нерешенные конфликты, которые человек копит внутри себя, ведут к психологическим расстройствам.

Техники управления стрессами

Управление конфликтами и стрессами – это основа выработки стрессоустойчивости человека. Существуют определенные техники, которые позволяют управлять своими эмоциями в стрессовой ситуации, ведь истеричный и нервный человек не сможет найти рациональное решение сложной задачи.

Основные техники:

  1. . Необходимо сесть, выбрать для себя удобную позу и настроиться на ритмичное дыхание. На один вдох должно приходиться три сердечных удара, на выдох – шесть. Это самый эффективный способ успокоиться, почувствовать прилив бодрости во время критических ситуаций.
  2. . Во время стресса любые активные физические упражнения, будь то бег, приседания, езда на велосипеде и т. д. будут способствовать отвлечению от нервного напряжения, так как силы и энергия будут направлены на выполнение физических упражнений. Это отличный вариант профилактики нервных срывов и депрессий.
  3. . Ряд исследований доказал, что люди, занимающиеся йогой, в меньшей степени подвержены нервным срывам.

В заключение

Управление стрессом в настоящее время – это важный навык, так как практически каждый день приходится сталкиваться с критическими ситуациями и находить выход из них. Нервный человек в большей степени подвержен различным простудным, вирусным заболеваниям, а также таким серьезным болезням, как онкологические опухоли.

Управляемый стресс – это состояние, которое не нанесет сильный урон здоровью. Современные техники и методики управления стрессом позволят обрести уверенность и выработать стрессоустойчивость, так как для решения любой проблемы необходима трезвая голова и ясный ум.

Выполняя техники и методики управления стрессом, уже через несколько занятий можно будет увидеть первые результаты: вы станете более спокойным и уравновешенным человеком в ситуациях, которые ранее вызывали только панику и ряд необдуманных поступков.

Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать . Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.

Необходимость управления стрессами

Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются . Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.

Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:

  • управление напряжением на уровне всей структуры компании;
  • отдельной личности.

Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.

На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.

Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.

Причины стресса в организации

Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:

  1. Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
  2. Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
  3. Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
  4. Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
  5. Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории.
  6. В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
  7. Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
  8. Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
  9. Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
  10. Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
  11. Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем.

Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.

Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.

Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации

Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:

  1. Выявление источника напряжения.
  2. Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
  3. Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.

В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:

  • значимость ситуации;
  • риск;
  • цейтнот.

Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.

Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:

  1. Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
  2. Описать , оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
  3. Разработка плана по снижению стресс-факторов.
  4. Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.

Задача вторая – работа с психическими состояниями

Шкала эмоций позволит эффективно распознавать свои состояния.

Стресс-менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:

  1. Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
  2. Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
  3. Обучение включает переход из одного состояния в другое.
  4. Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.

Задача третья – самовосстановление

Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.

К основным средствам восстановления относят:

  1. Мышечная , гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
  2. Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
  3. Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
  4. Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
  5. Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.

Что может предпринять руководитель

Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:

  1. Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
  2. Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
  3. Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
  4. Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
  5. Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.

Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.

Видео: Наталья Самоукина. Курс «Стресс менеджмент»

Что может предпринять сотрудник

Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.

  1. Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
  2. Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
  3. Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
  4. Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
  5. Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
  6. Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает кислорода, начинается мышечное напряжение.

Видео: «Стресс-менеджмент: искусство управлять эмоциями»

Итог

Стресс менеджмент позволяет снизить уровень напряжения, достигнуть спокойствия и получить удовлетворение от работы. Умение управлять стрессом – необходимый ресурс в рабочей деятельности. Полностью избежать критических ситуаций невозможно, они регулярно встречаются в жизни. Но приемы и техники помогают извлечь пользу даже из кризисных событий.

Если вы чувствуете, что всё, ваш разум парализован страхом и тревогой - любой необдуманный поступок может привести к срыву или к эмоциональному выгоранию. Чтобы этого не допустить, постарайтесь «разгрузить» свой день, преобразовав бесконечный список важных дел в маленькую записку из пяти пунктов. Как это сделать? Легко, просто спрашивайте себя - «Я умру, если не займусь этим сегодня?» Если не умрёте, то смело вычёркивайте.

Отключитесь

На один день или на пару часов пропадите со всех радаров. Выключите телефон и отправляйтесь в место, где при всём желании ваши проблемы до вас не доберутся. То есть если стресс связан с работой, возьмите отгул, сославшись на сильную мигрень, а если вы не можете расслабиться из-за перманентного ремонта, который уже месяц делают ваши соседи, садитесь в машину (или на первую электричку) и мчите за город - на природу. В общем, ваша задача - устроить себе небольшой выходной и провести его вдалеке от источника ваших неврозов.

Нейтрализуйте «токсичных» людей

Когда вам плохо, вы имеете полное право разделить всех окружающих на две группы - в первую войдут друзья и коллеги, после общения с которыми вам хорошо, во вторую - те, после разговора с которыми становится только хуже. Да, в это трудно поверить, но есть люди, которым действительно нравится подливать масло в огонь - они получают удовольствие от интриг и сплетен. И вот от подобных «друзей» нужно держаться подальше, если не хотите ещё глубже увязнуть в стрессе и тревоге.

Это сейчас вам кажется, что чёрная полоса никогда не закончится и клубок бесконечных проблем так и будет отравлять вам жизнь. Но на самом деле это не так - через десять лет вы вряд ли вспомните, из-за чего переживали. Ведь, как известно, всё рано или поздно проходит. И этот запутанный клубок тоже скоро распутается. Помните об этом и всякий раз спрашивайте себя - будет ли это важно через месяц? А через год?

Обратитесь за помощью

Вы, конечно, можете считать себе самым смелым человеком, которому всё под силу, но тем не менее стоит признать: даже Бэтмену иногда нужен Робин. В моменты душевных терзаний не стоит храбриться и пытаться справиться со всем самостоятельно - один телефонный разговор с другом заменит вам трёхчасовой сеанс аутотренинга и поможет ещё раз проанализировать ситуацию. Кроме того, вы услышите альтернативную точку зрения и получите поддержку от человека, который всегда на вашей стороне.

Займитесь спортом

Регулярные занятия спортом благоприятно влияют не только на вашу фигуру, но и на ваш разум. Двадцатиминутная прогулка в середине напряжённого дня поможет вам оставаться бодрым и внимательным ещё как минимум шесть часов. А если после тренировки вам удастся сходить в сауну или на один сеанс в бассейн, то вы и вовсе станете неуязвимы - эндорфины, которые вырабатываются после активных физических нагрузок, защитят вас от стресса и не дадут впасть в депрессию.

Больше спите

В любой непонятной ситуации переводите телефон в авиарежим и ложитесь спать. Это действительно лучшее, что вы можете сделать. К тому же полноценный сон не только наполнит вас энергией, но и существенно снизит уровень кортизола (гормона стресса) в крови. А вот бессонные ночи, наоборот, лишь усугубят ваше состояние и сделают и без того непростой период жизни невыносимым.

Пейте обогащенную магнием воду

Чистая и полезная вода - вот что спасёт вас от стресса и не даст «сломаться» под тяжестью срочных дел и дедлайнов. Лучше пить воду, обогащённую магнием. Магний участвует в выработке энергии, усвоении глюкозы, передаче нервного сигнала, синтезе белков. Он оказывает успокаивающее действие, снижая возбудимость нервной системы. Недостаток этого элемента в организме часто приводит к бессоннице и депрессии, проблемам с сердцем и сосудами. Всегда держите под рукой фильтр для воды - он обеспечивает до 20% суточной нормы магния.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Кард Альбрехт, автор книги "Стресс и менеджер": "Стресс - это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс нулевой стресс невозможен".

Тот тип стресса который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходятся организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: "Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников" коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо к косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся".

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Г. Селье выдвинул и доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).

Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.

Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).

Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность.

Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами.

В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

Известно, что стресс - серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля менеджмента в компании.

Как минимум 1/3 суток человек проводит на работе, поэтому значительное количество стрессовых ситуаций, в которые мы попадаем, связано именно с ней. Существует мнение о пользе стресса на рабочем месте, но к нему стоит относиться очень осторожно. Ведь если следовать научной трактовке термина "стресс" - "вредящая здоровью реакция организма" - то говорить о его пользе не приходится. Под "полезным стрессом" подразумевается влияние внешней среды, стимулирующее людей к более продуктивной деятельности. Стресс же, вызванный внутренними факторами в организации, скорее, демотивирует сотрудников и делает их работу неэффективной.

Изначально считалось, что профессиональному стрессу наиболее подвержены руководители компаний. В психологии стресса существует так называемый тип личности "А", к которому относятся владельцы компаний, менеджеры высшего звена, а также люди творческих профессий. Действительно, уровень эмоциональных перегрузок у них очень велик: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределённость ситуации, недостаток необходимой информации, слишком частые или неожиданные изменения информационных параметров - всё это является источниками стресса.

Однако в стрессовое состояние, губительное для успешного ведения бизнеса, попадают не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники. Всё это, естественно, приводит к отрицательным эмоциям, стрессу, и, соответственно, понижает продуктивность работы.

Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.

Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.

Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей - например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.

Однако чаще всего в качестве источника стрессового состояния сотрудников выступает стиль менеджмента в компании. Руководители должны помнить, что положительная стимуляция сотрудников способна увеличить качественные показатели их работы с гораздо большей эффективностью, чем постоянное давление и чрезмерная требовательность. А при возникновении негативных ситуаций стоит переключать внимание с поиска причин произошедшего на результаты, которых необходимо достичь.

Профессиональный стресс часто бывает вызван внешним физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение рабочего места и тому подобное) или поведением других сотрудников. Также на психологическом состоянии работника отрицательно сказывается отсутствие профессионального общения, недоступность нужных для работы ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста.

Несмотря на то, что многие исследователи называют главной причиной возникновения профессионального стресса организационный фактор, психологи отмечают ещё одну сторону данного явления. Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение человека к данной ситуации. Для решения проблемы бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человеку не представляется никакой возможности избежать стрессовой ситуации, наилучшим вариантом будет изменить его отношения к проблеме. Здесь важна роль менеджеров по персоналу, которые должны донести до сотрудников понимание данного аспекта.

Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей.

Стресс-менеджмент подразумевает проведение системы мероприятий, которые делятся по своей целевой аудитории на следующие три группы: работа с руководителем, тренинги для персонала и выравнивание микроклимата в коллективе.

Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.

В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения многих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса.

Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) и провоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, на выполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижается производительность труда). Однако при этом не стоит упускать из виду, что невнимательное отношение к человеческим ресурсам компании порождает и материальные издержки.

Качество работы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации и одновременно выполнить свои обязанности, временно падает, а риск принятия неверного решения существенно возрастает. Например, если сотрудник примется за оценку инвестиционной привлекательности проекта, рассчитанного на пять лет, в состоянии перенапряжения, его ошибка может принести компании серьезные убытки.

Кроме того, подбор и адаптация нового сотрудника - затратное мероприятие. Поэтому необходимо ценить тех специалистов, которые уже есть (чем они уникальнее, тем труднее будет найти им замену).

Факторы стресса. К основным факторам (причинам), вызывающим стресс, относятся: факторы неопределенности, дискомфорта в общении и факторы перенапряжения. Рассмотрим их воздействие на сотрудников организации.

Неопределенность. Неопределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.

Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллеги подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники не могут спокойно общаться - они постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.

Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело - работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем другое - постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудиться в выходные. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.