Утренник лег на дорогу ровным сухим полотном. Анализ стихотворения Твардовского «Весенние строчки

Александр Трифонович Твардовский

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

Оттаял перемерзший хутор,
На солнце окна прослезил.
И только заморозок утра
Кладет дорогу по грязи.

Лишь утром прорезают сани
У перелеска тишину.
А к полдню — полем солнце тянет
Большую теплую весну.

Из синевы чужого края
В затишье чуткое болот
Журавушки, перекликаясь,
Свершают новый перелет...

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентом в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже. Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Примером тому может служит стихотворение «Весенние строчки», написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира. Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: «Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром». Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.

«Заговорила скворешня - маленький радостный дом», — отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.

Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. «оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил», — отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа. Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, «а к полудню - полем солнце тянет большую теплую весну».

Однако самым точным и верным предсказателем смены времен года являются журавли, которые, «перекликаясь, свершают новый перелет» и возвращаются на родину из теплых южных стран. Их прилет означает, что холода уже не вернутся, и весна действительно вступила в свои права. Новая страница жизни открыта, и удивительный автор, именуемый природой, уже начинает свою очередную летопись времен года.

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

«Весенние строчки» Александр Твардовский

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

1.К какому виду лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________________

2.Как поэт воспринимает обычное весеннее утро? _______________________________________________________________________________________

3.Найдите и выпишите олицетворения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определите стихотворный размер: _______________________________________________________

5.Определите основное настроение лирического героя: _______________________________________________________________________________________

Анализируя творчество А. Твардовского, читатель всегда обращает внимание на то количество стихотворений, которые были посвящены военной тематике. И этому есть простое объяснение, ведь поэт прошел всю Великую Отечественную войну. Он был военным корреспондентом и уже в 1938 году отправился на линии фронта. Естественно, в его памяти навсегда отпечатались те страшнейше события, которые он мог наблюдать, находясь на войне, ощущая взрывы, слушая пушечные выстрели и беспрерывный рев автоматов.

Однако в душе Твардовского всегда жил лирик, который тонко и мягко ощущал мир вокруг себя, который любовался красотами природы, который ощущал дыхание времен года. Ярким подтверждением этому факту является стихотворная работа «Весенние строчки». Написано оно было задолго до войны, в 1925 году.

Автор посвящает стихотворение своему родному хутору, где он родился и провел самые замечательные годы своей жизни. Именно там Твардовский научился любить природу, видеть и чувствовать прелести окружающего мира.

Каждое утро он обращает внимание на прекрасное солнце, которое появляется из-за бугра. Поэт сравнивает солнечные лучи с ветвями орешника. Первые лучики солнца начинают новый день, пробуждают силы и энергию в каждом из нас.

Автором подмечены те изменения, которые происходят вокруг с приходом весны. Прилетают птицы, оживляются скворечники, в них появляются трудолюбивые пернатые родители, а затем и птенцы. Солнце прогревает все кругом.

Александр Твардовский наделяет совершенно неживые предметы качествами обыкновенного человека. Он пишет о хуторе, которые потихоньку оттаивает и оставляет слезы на окнах. Поэт подмечает, как быстро весна окутывает окружающие земли. Еще только утром опушка леса была полностью заснеженной, а уже к обеду на ней отчетливо прослеживались следы приходящей весны.

Конечно же, самым явным признаком наступления весны являются ключи журавлей, которые совершают очередной перелет и возвращаются в родные края. Если уже эти птицы вернулись из теплых стран, значит, зима отступила и холодов больше не будет. Смена времен года совершилась и теперь начинается абсолютно новая пора!

      Весенние строчки

      Утренник лег на дорогу
      Ровным сухим полотном.
      Не торопясь, понемногу
      Солнце встает над бугром.

      Солнце, как тонкий орешник,
      Выросло медным кустом.
      Заговорила скворешня -
      Маленький радостный дом.

      Желтое стадо проталин
      В поле проснулось, живет...
      Радость угретых завалин,
      Радость открытых ворот...

      Оттаял перемерзший хутор,
      На солнце окна прослезил.
      И только заморозок утра
      Кладет дорогу по грязи.

      Лишь утром прорезают сани
      У перелеска тишину.
      А к полдню - полем солнце тянет
      Большую теплую весну.

      Из синевы чужого края
      В затишье чуткое болот
      Журавушки, перекликаясь,
      Свершают новый перелет...

      Урожай

      Дышат грудью запотелой
      Желтогривые овсы.
      Чем-то теплым,
      Чем-то спелым
      Веет с нашей полосы.

      Дай ступну ногой босою
      По колючему жнивью.
      Дай блестящею косою
      Срежу полосу мою.

      Под овсяный говор нивы
      Жарким потом обольюсь.
      Я вдвойне тогда счастливый,
      Если вволю потружусь.

      На гумне под темной крышей
      Отдохнут в скирдах снопы.
      Утро раннее услышит,
      Как зазвякают цепы.

      На душе простор-веселье,
      Непочатый счастья край...
      Валит хлеб златой метелью.
      Здравствуй, Новый урожай.

Обратите внимание, как последовательно поэт обращался к страшным событиям сталинских репрессий в стихотворениях и поэмах, как в самое тяжелое время заговорил о тяготах, которые переживает народ, сначала в небольших отступлениях, затем в полный голос («Теркин на том свете», «За далью - даль», «По праву памяти»). В каждой из последних поэм есть раздумья о горестных страницах нашей истории. Например, целая глава «Так это было» в поэме «За далью - даль» посвящена воспоминаниям.

Подумаем вместе с поэтом над строчками:

      Когда кремлевскими стенами
      Живой от жизни огражден,
      Как грозный дух он был над нами,-
      Иных не знали мы имен.

      Гадали, как еще восславить
      Его в столице и селе.
      Тут ни убавить,
      Ни прибавить,-
      Так это было на земле...

      Так это было: четверть века
      Призывом к бою и труду
      Звучало имя человека
      Со словом Родина в ряду.

      Оно не знало меньшей меры,
      Уже вступая в те права,
      Что у людей глубокой веры
      Имеет имя Божества.

      И было попросту привычно,
      Что он сквозь трубочный дымок
      Все в мире видел самолично
      И всем заведовал, как Бог...

Высокая требовательность к себе всегда отличала писателя и редактора Александра Трифоновича Твардовского. Вот почему каждая строчка вызывает доверие и ответное чувство благодарности и признательности.

      Кому другому, но поэту
      Молчать потомки не дадут.
      Его к суровому ответу
      Особый вытребует суд.

      Я не страшусь суда такого
      И, может, жду его давно,
      Пускай не мне еще то слово,
      Что емче всех, сказать дано.

      Мое - от сердца - не на ветер,
      Оно в готовности любой:
      Я жил, я был - за все на свете
      Я отвечаю головой...
      Александра Трифоновича Твардовского

И. ШИЛЛЕР «Перчатка». Анализ баллады Известный немецкий поэт Иоганн Фридрих Шиллер в основном писал баллады, в основу которых вкладывал легендарные или мифологические сюжеты - именно они придают его произведениям яркость и неповторимость. Не исключением стало стихотворение «Перчатка». Шиллер описывал эпоху смелых, сильных рыцарей и прекрасных дам, и хотя эти времена уже давно остались в прошлом, темы произведений немецкого писателя до сих пор остаются актуальными и интересными для читателей. Все баллады поэта наполнены особым драматизмом, скрывающим глубинные знания. Герои в них постоянно должны доказывать обществу свою смелость и преданность родине, проявлять благородство, мужество, бесстрашие и самоотверженность. Во многих произведениях Шиллера прослеживается схожесть с работами Шекспира - великого английского драматурга. Можно со всей уверенностью сказать, что Фридрих стал его верным последователем. В основу баллады «Перчатка» Шиллер положил реальный исторический факт. Сюжет переносит нас во времена рыцарей и придворных дам. Он может показаться довольно банальным и ничем не примечательным, но автор сумел показать настоящий глубинный смысл произведения, заставил читателя задуматься над ситуацией, выяснить, кто прав, а кто виноват. О событиях, случившихся при дворе французского короля в XV веке, рассказывает в своей балладе Шиллер - «Перчатка». Шиллер "Перчатка". Краткое содержание. Краткое содержание произведения можно разделить на несколько сцен. Изначально король со знатными особами собрались на представление, чтобы наблюдать бой между дикими зверями. Первым на арену выпустили огромного льва, который вскоре лег в сторонке. Затем вышел смелый тигр, но, увидев более сильного соперника, не стал ввязываться в неприятности. Выбежавшие вслед два барса набросились на полосатого зверя, но грозный рык льва заставил и их отойти в сторону. Но знать желала продолжения кровавого зрелища... Создавая балладу «Перчатка», Шиллер хотел подчеркнуть человеческую жестокость и бессердечность. Среди зрителей блистала юная красавица Кинигунда, пожелавшая проверить искренность чувств к ней рыцаря Делоржа, а заодно и развлечься. Дама специально бросила на арену свою перчатку, которая упала прямо между хищниками. Кинигунда обращается к рыцарю с невинной просьбой принести оброненную вещь и тем самым доказать свою преданность. Делорж понимает, что красавица сделала это специально, но не выполнить просьбу не может, потому что отказ подорвет его репутацию. При помощи баллады «Перчатка» Шиллер хотел обратить внимание читателя на то, насколько ценна человеческая жизнь.Шиллер перчатка перевод Жуковского Звери не тронули Делоржа - он принес перчатку своей даме, но ее похвал и признаний он не желал, поскольку понял, что Кинигунда его не любит и не ценит его поступков. Более того, перчатка полетела высокомерной красавице в лицо. Основной смысл произведения - ничто не может быть ценнее жизни человека, и глупо ею рисковать ради прихоти избалованной девушки. Несмотря на то что прошло столько времени, баллада все так же привлекает к себе внимание и заставляет вдумываться в смысл - вечное произведение создал Шиллер... Перчатка (перевод Жуковского наиболее точен и понятен для читателя) как символическая деталь - воплощение чужой воли, требующей нелепых жертв и бессмысленных доказательств чувств... Читая балладу, невольно задумываешься об истинной ценности любви и жизни.