Велимир Хлебников: биография, интересные факты из жизни, фото. Велимир хлебников интересные факты

Велимир Хлебников интересные факты из жизни и творчества русского поэта и прозаика, одного из крупнейших деятелей русского авангарда изложены в этой статье.

Велимир Хлебников интересные факты

Родился Виктор Владимирович Хлебников 28 октября 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии в семье естественника-орнитолога

Велимир Хлебников был всегда задумчивым и молчаливым.

Сам он называл себя дер­вишем, йогом, марсианином.

Круг интересов Велимира Хлебникова был необычайно широк и разнообразен. Он занимался физической химией, математикой, биологией, кристаллографией, пробовал себя в музыке, изучал японский язык, увлекался философией Спинозы и, Платона литературе и живописи

Хлебников много странствовал , особенно влекли его Кавказ, Каспийские степи. После Октября, в 1921 г., он провел несколь­ко месяцев в Северном Иране, куда попал из Баку с частя­ми Красной Армии.

Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета в Казанский университет. В 1904 году брал активное участие в одной из студенческих демонстраций, за что был отчислен из рядов студентов из университета и отправился в Москву. Он вновь становится студентом Казанского университета 28 июля 1904 года, но теперь уже факультета естествознания

Первым произведением Хлебникова, которое вышло в печать, стало произведение «Искушение грешника», опубликованное в 1908 году в журнале «Весна»

Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача. Там поэт спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город.

Друзья называли Велимира Хлебникова «Королем времени». Сам же он предпочитал для себя должность «Председателя Земного Шара». Согласно его замыслу, некое общество Председателей Земного Шара, должно управлять всем на нашей планете.

Хлебников был не только математиком и поэтом, он был ещё и пророком. Он принимал участие в Первой мировой войне, которую сам до этого предсказал. В своём воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».

В своем произведении «Лебедия будущего» (изданное в 1918 году) Велимир достаточно точно описывает современный Интернет и Живой журнал под выдуманным им именем «тенекниг». В интернете появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене». Это тоже говорит о своеобразном даре предсказания будущего от писателя

(1885 - 1922)

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович, 1885 - 1922), поэт.
Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в селе Малые Дербеты (Ханская ставка) Астраханской губернии в семье ученого-естественника, орнитолога, одного из организаторов Астраханского заповедника. В 1898 семья переезжает в Казань, и Хлебников продолжает учебу в гимназии; определяются его пристрастия: орнитология, русская словесность, математика. Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов: иностранные языки, рисование, литература. В последних классах гимназии начинает писать стихи.
В 1903 поступает на физико-математический факультет Казанского университета, сначала на математическое отделение, затем переводится на естественное. Решающим моментом стал переезд в 1908 в Петербург. Поступив в Петербургский университет на естественное отделение, а затем перейдя на историко-филологическое, он вскоре окончательно расстается с университетом. Судьба определилась - литература и философско-математические изыскания.
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет "своим учителем"), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет "баню" Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты. Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками (Хлебников был одаренным художником). Однако сближение с символистами и акмеистами было кратковременным. Уже в те годы он разрабатывает свою поэтику. Первое опубликованное при содействии В.Каменского произведение Хлебникова - стихотворение в прозе "Искушение грешника" (1908). Знакомство и сближение Хлебникова с Каменским, Д. и Н.Бурдюками, А.Крученых, Е.Гуро, М.Матюшиным и несколько позже (в 1912) с Маяковским приводит к образованию группы футуристов или, как называл их Хлебников, ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов, "будетлян" (глашатаев будущего). В футуристических сборниках "Садок судей", "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая луна" важное место занимают произведения Хлебникова. В 1910 - 1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма "Журавль", стихотворение "Мария Вечора", пьеса "Маркиза Дезес". В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами "Учитель и ученик".
Его жизнь была заполнена переездами из города в город; у него не было дома, службы и денег. В Харькове и Ростове, в Баку и Москве он жил у друзей, знакомых и просто случайных людей. Но везде он одержимо работает, пишет, размышляет и исследует. Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы "Сельская очарованность", "Жуть лесная" и др., пьеса "Ошибка смерти". Выходят книги "Ряв! Перчатки. 1908 - 1914", "Творения" (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию "Труба марсиан", в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на "изобретателей" и "приобретателей". Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство "пространства-времени". О.Мандельштам писал: "Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие..."
В 1920 живет в Харькове, много пишет: "Война в мышеловке", "Ладомир", "Три сестры", "Царапина по небу" и др. В городском театре Харькова происходит "шутовское" избрание Хлебникова "Председателем Земного шара", с участием Есенина и Мариенгофа.
В 1921 приезжает в Пятигорск, где работает в Терской РОСТА ночным сторожем. В газете были напечатаны его поэмы "Ночь перед Советами", "Прачка", "Настоящее", "Ночной обыск". В конце 1921 после долгих скитаний тяжелобольным возвращается в Москву в надежде на издание своих произведений. Немного оправившись, встречается с Маяковским, Каменским и другими поэтами. В дружеском общении приводит в порядок свои черновые записи и завершает ряд привезенных им стихотворений и поэм, среди которых "Уструг Разина", математический трактат о "законах времени" и др.
В мае 1922 вместе с другом - художником П.Митуричем едет в деревню Санталово Новгородской губернии. Там он тяжело заболевает. 28 июня "честнейший рыцарь поэзии", как назвал его Маяковский, умер.
В 1960 прах поэта был перевезен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Хлебников — поэт сложной и трудной литературной судьбы. Провозглашенный своими соратниками по футуризму гением, величайшим новатором и ниспровергателем традиций, он был встречен непониманием и насмешками критики. В глазах читателей он оставался «заумником» и, в лучшем случае, «поэтом для поэтов», понятным лишь немногим избранным.

Биография Велимира Хлебникова (1885-1922)

Уже к четырем годам Виктор (так его нарекли от рождения) бойко читал по-русски и по-французски, неплохо рисовал. Он родился 28 октября 1885 года в Калмыкии. В семье, кроме него, было еще два брата и две сестры. Мать дала всем пятерым детям блестящее образование, сумела привить им любовь к литературе, языкам, истории. Отец был орнитологом и часто брал сына с собой в степь. Ребенок мог часами слушать пение птиц и наслаждаться им, смотреть на небо, наблюдать ход облаков.

Увлеченно, даже одержимо Виктор учился в Симбирской гимназии, а затем в Казанском и Петербургском университетах. Казалось, он пытается объять необъятное. Увлечение математикой сменялось любовью к химии и кристаллографии. Санскрит и восточные языки способствовали рождению интереса к славянскому корнесловию. В 1903 году Хлебников принимает участие в студенческой антиправительственной демонстрации. Следуют арест, исключение из университета и месяц тюрьмы, после чего он резко изменяется как человек. Хлебников приезжает в Москву. Он дает себе обет - найти законы времени. Известность Хлебникова начинается после того, как он приезжает для продолжения учебы в Петербург.

Творчество Велимира Хлебникова

Вначале начинающий автор входит в круг символистов. Хлебников бывал на знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова. Здесь, кстати, его и окрестили Велимиром. Затем, вместе с Маяковским, Крученых, Д.Бурлюком Хлебников публикует стихи в сборнике «Садок судей», с которого начинается русский футуризм. Однако творчество самого Хлебникова с самого начала не укладывалось в рамки футуризма. Его стремление к примитиву, к природе, идеализация языческой Руси и прошлого славянства знаменовали иные тенденции, чем у его сотоварищей по футуризму. Даже вместо термина «футуристы» он создал термин на основе русского словообразования — «будетляне».

Хлебников чрезвычайно много занимался изобретением новых слов, но мало что прижилось и осталось в языке - разве что «самолет» (и то некторые исследователи считают автором этого неологизма другого поэта-футуриста - Василия Каменского). Рассеянный чудак в быту, углубленный в свои думы и вычисления, привыкший к одиночеству и житейским лишениям, Хлебников своей неприспособленностью и непрактичностью отличался от своих товарищей по футуризму, задиристых, энергичных.

Он скитался по каким-то комнатушкам, все время без средств, без сколько-нибудь налаженного быта, перебиваясь на весьма скромную и далеко не постоянную поддержку семьи или на грошовые уроки. Неприятие Хлебниковым буржуазно-мещанского быта, его бунтарский пафос, хотя и политически неопределенный, неоднократно прорывается и в его стихах, особенно позднего периода.

  • В силу рассеянного характера и скитальческого образа жизни Хлебников не берег написанное. Однажды он даже поддерживал собственными рукописями огонь костра, ночуя в голой степи, чтобы не замерзнуть окончательно.
  • Во второй половине 60-х гг. прошлого века прах Хлебникова был перенесен на одно из московских кладбищ с погоста глухой деревушки Санталово, где он окончил свои земные дни, убитый недоеданием и параличом ног в 1922 году. Этот факт нашел отражение в одном из стихотворений поэта Бориса Слуцкого.
  • Хлебникова по праву причисляют к поэтам-пророкам. Он предвидел

Виктор был третьим ребёнком в семье (впоследствии у его родителей родилось ещё двое детей, среди которых - художница Вера Хлебникова).

Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию , в - в Симбирскую . Здесь же, в Симбирске , Виктор начинает свою учёбу в гимназии.

В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург . Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

Хлебников в кругу символистов (1908-1909)

В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким , посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым. Квартира Ремизова стала первым литературным домом, где стал появляться Хлебников. Славянская тема же нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам: в те же годы выходят в свет стихи Александра Блока на тему России, книги Ремизова «Лимонарь» и «Посолонь», а также поэтические сборники Городецкого «Ярь» и «Перун» - все эти произведения были так или иначе связаны со славянской мифологией . Вячеслав Иванов в те годы писал: «Оживление интереса к мифу - одна из отличительных черт новейшей нашей поэзии».

К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма . 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян», написанное Хлебниковым. «Воззвание…» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы . Появление его было связано с «Боснийским кризисом »; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании» .

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским , заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника» :

…И были многие и многия: и были враны с голосом: «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врема-тая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра… и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши.

В апреле 1909 года начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже дома 25 по Таврической улице , с круглой угловой комнатой. Её посещал и Хлебников в конце мая 1909 и после возвращения из Святошина.

Вообще в этот период Хлебников пишет немного, однако именно к лету 1909 относится посвящённая Вячеславу Иванову поэма или рассказ (исследователи творчества Хлебникова затрудняются определить, чем является это произведение) «Зверинец»:

О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку.
Где немцы ходят пить пиво.
А красотки продавать тело.
Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, ещё лишённым вечера, днём.
Где верблюд, чей высокий горб лишён всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая.
Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.
Где наряды людей баскующие.
Где люди ходят насупившись и сумные.
А немцы цветут здоровьем.
Где чёрный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-жёлтый клюв - осенней рощице, - немного осторожен и недоверчив для него самого…

В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.

Осенью поэт послал министру А. А. Нарышкину письмо, озаглавленное «Очерк значения чисел и о способах предвидения будущего».

Издание первых книг (1912)

Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик» :

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Критика встретила сборник в штыки (один из отзывов: «Вымученный бред претенциозно бездарных людей» ), но книга была раскуплена довольно быстро. Уже через два месяца, в феврале , футуристы издали листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности. Затем сразу же появляется второй «Садок судей», большую часть которого опять занимают произведения Хлебникова, в том чисел поэма «Шаман и Венера»; в марте - совместный сборник футуристов и группы художников «Союз молодёжи»; в этой книге появилась поэма Хлебникова «Война - смерть».

Обложка сборника Хлебникова «Ряв», 1913

В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры», а после этого опять уехал в Астрахань, где в тот момент жили его родители. Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.

Осенью продолжились скандалы с участием футуристов и в том числе Хлебникова: Давид Бурлюк выступил с циклом лекций «Пушкин и Хлебников», где называл Пушкина «мозолью русской литературы»; Хлебникова вызвал на дуэль после ссоры в «Бродячей собаке» Осип Мандельштам (дуэль не состоялась); наконец, в октябре появился ещё один манифест, написанный Кручёных и Хлебниковым без участия остальных футуристов. Он прилагался к сборнику «Слово как таковое». В манифесте было сформулировано понятие заумного языка :

Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык).

За манифестом последовали скандальные постановки театра кубофутуристов «Будетлянин», в том числе и опера «Победа над солнцем », пролог к которой написал Хлебников; в начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма Филиппо Маринетти , на лекциях которого Хлебников, отрицавший преемственность русского футуризма от европейского, демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями. Более того, во время одного из чествований Маринетти в Петербурге раздавалась составленная Хлебниковым и Бенедиктом Лившицем листовка, осуждавшая преклонение перед Маринетти и утверждавшая приоритет русского футуризма: «Сегодня иные туземцы и итальянский посёлок на Неве из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы…»

Первые авторские сборники (1913-1914)

Новые поиски «Законов времени» (1914-1916)

Несмотря на свои исторические исследования, Хлебников продолжал писать стихи, на которых тоже отразилась эта тема:

Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!..

На этих же изысканиях основан и рассказ «Ка», написанный в том же году.

«Законы времени» Хлебников пытается применить не только к народам и цивилизациям, но и к отдельным людям: к примеру, на основе труда Лернера «Труды и дни Пушкина» он вычислил закономерность, согласно которой все значимые события в биографии Пушкина происходили с промежутком в 317 дней (число 317 Хлебников называл одним из важнейших в судьбах людей и народов ещё в брошюре «Учитель и ученик»). Доклад, посвящённый этому, а также связи между скоростью света и скоростями Земли, Хлебников прочитал перед кругом учёных-математиков в квартире Осипа Брика , но не получил у них поддержки. 20 декабря (2 января ) Хлебников был избран друзьями виртуальным «Королём Времени» . Чуть позже, в феврале 1916 года , было основано утопическое «Общество председателей Земного шара» или «Союз 317». Хлебников намеревался создать общество из 317 членов - лучших людей со всей планеты, которые бы правили идеальным всемирным «Государством времени». Намерения его были выражены в декларации «Труба марсиан», под которой стояло пять подписей, в том числе и уже за два года до этого покончившего с собой поэта Божидара . Одними из первых «председателей Земного шара», помимо самого Хлебникова, были новый друг Хлебникова Дмитрий Петровский и Вячеслав Иванов ; затем в число председателей вошли (многие, правда, даже и не зная о том) Давид Бурлюк, Маяковский, Каменский, Асеев , Рюрик Ивнев , Кузмин, Рабиндранат Тагор и т. д.

Хлебников в армии (1916-1917)

Психиатрические комиссии продолжались до конца года. Хлебников попеременно жил то в больнице, то в казарме в Астрахани и Царицыне. В декабре его перевели в Саратов , где поэт снова стал рядовым, а в начале весны 1917 года Хлебникову был предоставлен пятимесячный отпуск. Он сразу же уехал в Харьков , и после этого в армию уже не возвращался.

Хлебников во время революций (1917-1918)

Сетуй, утёс!
Утро чорту!
Мы, низари, летели Разиным.
Течёт и нежен, нежен и течёт,
Волгу див несёт, тесен вид углов…

15 августа 1920 года Хлебников выступил с чтением стихов на сцене ростовского «Подвала поэтов ».

К тому времени уже была закончена сверхповесть «Зангези», которая, как и «Доски судьбы», стала одним из важнейших произведений Хлебникова. Тематически она связана с «Досками судьбы»: главный герой произведения - Зангези - новый пророк. В сверхповести он излагает сформулированные в «Досках судьбы» «законы времени», учение о «звёздном языке». Произведение было опубликовано только после смерти Хлебникова.

Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две - три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии , где жила жена Митурича и двое его детей. Вскоре после приезда туда Хлебников заболел параличом. Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит. Уже через две недели было очевидно, что это не так - окончательно отнялись ноги, развилась гангрена , и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.

Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи . В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве .

После смерти

Посмертные публикации

Первым серьёзным изданием считается 5-томное «Собрание произведений» под ред. Н. Л. Степанова ( - гг.), а также дополняющий это собрание том «Неизданных произведений» под ред. Н. Харджиева ( г.) С по 1984 год книги Хлебникова в СССР не издавались. Исключение составил лишь томик из Малой серии «Библиотеки поэта», увидевший свет в 1960-м во время т. н. «оттепели ». Однако тексты Хлебникова и о Хлебникове продолжали появляться в научной и литературной периодике, в альманахах, а также - в самиздате . Количество публикаций неуклонно росло и к 100-летию поэта увенчалось выходом в свет тома «Творений» под редакцией В. П. Григорьева и А. Е. Парниса (). В - годах было осуществлено новое 6-томное издание «Собрания сочинений» (в 7-ми кн.) Хлебникова (под ред. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова).

Основные черты творчества

Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (на раннем этапе творчества - изобретением большого количества неологизмов), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов , как олицетворение , плеоназм и прозопопе́я.

Что касается словотворчества поэта, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. В истории поэзии всех времён и народов мы неоднократно наблюдаем, что поэту, по выражению Тредиаковского , важен „токмо звон“». Иного мнения придерживались такие исследователи, как Вяч. Вс. Иванов и Б. А. Успенский , которые, напротив, считали, что Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал целостные системы образов. Владимир Маяковский писал, что «Хлебников создал целую „периодическую систему слова“. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов» . В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка: общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к зауми . Они характерны для разных периодов творчества Хлебникова: общеславянский - для 1907-1913, а «звёздный» - для 1919-1922 годов. «Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней не-славянского происхождения (за исключением имён), углублением в этимологию , экспериментами с составлением разнообразных слов на основе русских корней (как в стихотворении «Заклятие смехом »; Маяковский упоминает случай, когда в провинциальной типографии не смогли напечатать произведение Хлебникова, состоящее из шести страниц производных от корня «-люб-» из-за того, что «не хватило букв „л“» ). Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:

Породе русской вернуть язык
Такой,
Чтоб соловьиный свист и мык
Текли там полною рекой.

Звёздный язык строится в основном на словообразах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных .

Учёные расходятся в мнении о том, как называть авторские словообразования Хлебникова - неологизмами или окказионализмами . Сторонники первого термина утверждают, что в данном случае употребление слова «окказионализм» некорректно, поскольку словотворчество Хлебникова было не стихийным, а целенаправленным.

Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы . Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством». Общую теорию относительности , опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915-1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение - время . Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.

Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении , и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени. Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.

Влияние на культуру и оценки

В манифесте «Труба марсиан» () Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок пространства - одна из первых сверх-утопичных идей, которые в дальнейшем не раз возникали в русской литературе. Завоёвывать, вернее, отвоёвывать у вселенной время призваны Творяне , которые пришли на смену дворянам, и «изобретатели», которые пришли на смену «приобретателям». «Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном , введшим монотеизм в Египте; Омаром Хайямом ; усомнившимся в очевидности аксиомы Евклида Лобачевским , который создал неэвклидову, «Воображаемую геометрию» (См. «Ка»). И, разумеется, Хлебниковым, который сменил в поэзии пушкинское «доломерие Эвклида» на хлебниковское «доломерие Лобачевского».

Из нововведений Хлебникова сто́ит отметить изобретённый им жанр сверхповесть . Однако ни один из неологизмов поэта не не укрепился в языке. Вопреки распространённой легенде, слово «лётчик » было придумано не Хлебниковым .

Хлебников - один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века , так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства . Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем ; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова , Николая Асеева , Бориса Пастернака . В то же время Хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.

Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно.

Посвящения Хлебникову

Взводень звонов, кузов звуков, -
Звать, звучать, звенеть, звонить!
Кто он, звоном зааукав,
Хочет ночью заморочить,
В зелень звуков заманить?..

Ногу за ногу заложив
Велимир сидит. Он жив.

…Ты старел и лицо уподобилось карте
Исцарапанной сетью путей,
Где не мчаться уже необузданной нарте,
И свободному чувству где негде лететь!..
А эти прозрачные очи глазницы
Все глубже входили, и реже огня
Пробегали порывы, очнувшейся птицы,
Вдруг вспоминавшей ласку весеннего дня…

Ошеломив меня, мальчишку
Едва одиннадцати лет,
Мне дали Хлебникова книжку:
«Учись! Вот это был поэт…»

Я тихо принял книжку эту
И был я, помню, поражён
И предисловьем, и портретом,
И очень малым тиражом…

Михаил Кульчицкий «Хлебников в 1921 году» ().

…Но он, просвистанный, словно пулями роща,
Белыми посаженный в сумасшедший дом,
Сжигал
Свои
Марсианские
Очи,
Как сжёг для ребёнка свой лучший том.

Зрачки запавшие.
Так медведи
В берлогу вжимаются до поры,
Чтобы затравленными
Напоследок
Пойти на рогатины и топоры.

Как своего достоинства версию,
Смешок мещанский
Он взглядом ловил,
Одетый в мешок
С тремя отверстиями:
Для прозрачных рук и для головы.

Его лицо, как бы кубистом высеченное:
Углы косые скул,
Глаза насквозь,
Темь
Наполняла въямины,
Под крышею волос
Излучалась мысль в года двухтысячные.

Бездомная,
бесхлебная,
бесплодная
Судьба
(Поскольку рецензентам верить) -
Вот
Эти строчки,
Что обменяны на голод,
Бессонницу рассветов - и
На смерть…

Примечания

  1. Хлебников, Велимир. Автобиографическая заметка - Творения. М.: Советский писатель, 1986. С. 641.
  2. Велимир Хлебников. «Доски времени», 30 января 1922
  3. Старкина, София. Велимир Хлебников. М.: Молодая гвардия, 2007. (ЖЗЛ. Вып. 1236 (1036)).
  4. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1904-1908
  5. Парнис А. Е. Южнославянская тема Велимира Хлебникова: Новые материалы к творческой биографии поэта // Зарубежные славяне и русская культура. Л., 1978.
  6. журнал «Весна», 1908, № 9
  7. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1909
  8. Брюсов В. Среди стихов. М., 1990.
  9. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1910-1911
  10. Велимир Хлебников. «Учитель и ученик»
  11. Манифест «Пощёчина общественному вкусу»
  12. Текст стихотворения «Кузнечик» в Викитеке
  13. Владимир Маяковский. «Капля дёгтя»
  14. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1915
  15. Велимир Хлебников - переписка
  16. Н. Л. Степанов. Велимир Хлебников. Биографический очерк.
  17. Сайт «Мир Велимира Хлебникова» Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1916
  18. Сайт «Мир Велимира Хлебникова» Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1917-1918
  19. Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965, № 12
  20. Словарь названий малых планет (англ.)

Биография Велимира Хлебникова поражает и удивляет, ведь как один человек смог за свою недолгую жизнь буквально изменить историю. Сейчас об этом поэте и писателе говорят, пишут книги, снимают кино. И лишь малая толика людей знакома с истинной биографией Велимира Хлебникова. Давайте узнаем, чем русский деятель заслужил столь пристальное внимание и признание от его почитателей.

Начало пути (детство)

Биография Велимира Хлебникова содержит немало удивительных фактов, и один из них - это его имя. На самом деле поэта звали Виктором Владимировичем Хлебниковым, но деятель нередко использовать всем известный псевдоним - Велимир. Также прозаик писал и под именем "Е. Лунева".

Биография Велимира Хлебникова началась в 1885 году (9 ноября), когда будущий великий поэт родился в семье ученых. Отец его был орнитологом, а мать изучала и преподавала историю. Его родиной считается Малодербетовский улус сейчас же эти земли включены в территорию Калмыкии.

Это удивительно, но будущий прозаик и поэт изначально закончил физико-математический факультет, но параллельно Велимир создавал небольшие пьесы. Так, будучи 19-летним студентом, он отправил на публикацию одну из своих работ в издательство, которое курировалось под эгидой Максима Горького. Однако первая попытка не увенчалась успехом. На этом творческая биография Велимира Хлебникова не закончилась, а наоборот, стала набирать необычный оборот.

Студенческие годы

Составить краткую биографию Велимира Хлебникова практически невозможно, ведь это действительно выдающийся человек. Казалось, он всегда стремился добиться успеха, но постоянно выбирал не тот путь. Так, в 1904 году деятель продолжил обучение на физико-математическом факультете, а спустя четыре года решил стать филологом и историком в одном лице. Однако не смог продолжить обучение и спустя три курса подал на увольнение.

За время обучения Виктор Владимирович увлекался орнитологией, как и его отец - Владимир Алексеевич. В 1903 году деятель смог посетить Дагестан, а через два года отправится на Северный Урал. Возможно, регулярные экспедиции и воспитание его отца развили у поэта тягу к писательскому ремеслу, ведь еще до первых пьес он делал множество заметок, которые затрагивали не только птиц, но и психологию, биологию, философию, этику. Можно сказать, что первыми публикациями в биографии Велимира Хлебникова были статьи об орнитологии.

Символизм как начало творческого пути

Если рассказывать краткую биографию Велимира Хлебникова, то можно заметить, что у поэта была сложная и трудная судьба. Будучи 22-летним парнем, будущий прозаик вступил в круг символистов. Символизм - направление в искусстве, где нередко используется определенная символика, придающая некую таинственность в литературе или живописи.

Виктор Владимирович увлекался язычеством и русской культурой, отчего нередко использовал описания или детали в своих трудах. Юный деятель успел познакомиться и с и с Александром Блоком. Можно сказать, что прозаик вдохновлялся от символизма как от особого направления в искусстве, отчего создавал работы, где нередко упоминались вымышленные языческие божества, которых в оригинале никогда не существовало.

Творчество в биографии Велимира Хлебникова играет весомую роль, ведь прозаик в своих работах четко упоминает славянскую мифологию. Об этом говорят его труды, такие как "Воззвание учащихся славян". Но если символизм не искоренялся в Русской Империи, то панславизм, который призывал людей к военным действиям в смутное время, мог быть наказуемым по отношению к поэту. Данная идеология, затронувшая биографию и творчество Велимира Хлебникова, призывала принудительно объединить всех славян в Восточной Европе.

Любовь и тяга к символизму никогда не оставляла русского деятеля, лишь иногда его интерес переключался на восточную религию. Впоследствии это сыграло большую роль и после ряда популярных работ, таких как "Зверинец", Виктор Владимирович стал изучать санскрит (древний язык Индии) и поступил на факультет восточных языков.

Творческая стезя

Ярким событием в биографии Велимира Хлебникова был поход в квартиру Вячеслава Иванова, где и совершилось событие, сделавшее в буквальном смысле псевдоним деятеля. Тогда еще Виктор Владимирович посетил знаменитую "Башню" в Петербурге, где проживал поэт В. Иванов. В этом историческом месте собирались уникальные личности, такие как Александр Блок, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Ася Тургенева. Именно в этой квартире все будущие поэты и писатели, циркачи и художники, музыканты и научные деятели окрестили Виктора знаменитым на всю Россию псевдонимом - Велимиром.

Именно общение с выдающими личностями и начали создавать необычную творческую биографию поэта Велимира Хлебникова. В "Башне" деятель познакомился с Маяковским и Бурлюком, а впоследствии вместе с ними опубликовал сборник стихов "Садок судей". В отличие от поэтов, Виктор Владимирович никак не мог свыкнуться с мыслью, что его окрестили футуристом, поэтому он создал новое слово - "будетляне", что в переводе с личного языка поэта и означало "будущее".

Еще один необычный факт в краткой биографии Велимира Хлебникова: деятель всерьез увлекался созданием новых слов, а некоторые из них дошли и до нового поколения в 21 веке. Например, слово "самолет" принадлежит Виктору Владимировичу.

Тяжелые времена

Интересный факт из биографии Велимира Хлебникова: русский поэт и прозаик был настоящим бунтарем, что сказывалось на его образе жизни. Даже в самый расцвет своей творческой карьеры мужчина был вынужден скитаться по холодным комнатам, питаясь дешевыми крупами и черствым хлебом. Он жил только лишь на те деньги, которые получал от своих родителей. Иногда Хлебников давал уроки истории или размещал свои труды в журналах, но и этого заработка не хватало даже на то, чтобы хоть как-то наладить свой быт и жить как все. Эти сложные периоды нередко отражаются в стихах и статьях Виктора Владимировича.

Несмотря на это, судя по краткой биографии Велимира Хлебникова, можно сказать, что человек всегда был верен своим интересам и не поддавался чужому влиянию. За это он мог благодарить свое бунтарство и желание постоянно развиваться, экспериментировать. Его жизнь отчасти напоминает судьбу героя Джека Лондона в книге "Мартин Иден", только стремление Велимира было вызвано любовью к созданию новых слов, к философским размышлениям, но никак не к женщине.

Необычные факты и события

Интересные факты из биографии и жизни Велимира Хлебникова помогут читателю узнать характер русского деятеля и его образ жизни. Например, из-за того, что поэт часто перемещался из одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. Несмотря на тягу к творчеству и любовь к записям, Виктор Владимирович не берег свои работы, отчего до сих пор неизвестно сколько на самом деле было создано стихов и пьес.

О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.

Другие интересные факты:

  • Виктор Владимирович был не от мира сего. Если его тягу к мистике и мифам можно было понять, то как объяснить прозвища, которые давал сам себе поэт? Он нередко называл свою персону марсианином, а позже, когда начал изучать санскрит, называл йогом.
  • Это воистину уникальный человек, каких в России крайне мало. Кругозор деятеля настолько широкий, что в него входили такие дисциплины, как химия, биология и математика. Параллельно Хлебников увлекался японским языком, подробно изучал труды Платона и Спинозы, пытался стать музыкантом.
  • Если говорить кратко о биографии и творчестве Велимира Хлебникова, то этот человек имел несгораемую тягу к приключениям и путешествиям. Его привлекал Кавказ, Баку, Северный Иран. За плечами писателя проложен путь по Каспийским степям и Персии.

Странное поведение деятеля

До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.

Описывали деятеля так: "Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы". И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.

Стальной характер

Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.

Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.

Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.

Прощание с автором

В последние годы жизни Виктор Владимирович много путешествовал. Он успел побывать и в Персии, и в Баку. Параллельно деятель создавал рукописи, подготавливая одну из крупных книг в своей жизни "Доски судьбы". В конечном итоге это должен был быть философский трактат, или книга с размышлениями автора. Буквально за два года Велимир выпустил такие знаменитые поэмы, как "Председатель Чеки" и "Ночь перед Советами", статьи на тему радио и некрологи, посвященные Гумилеву и Блоку.

В конце 1921 года писатель поехал в Москву, а после чего отправился обратно в Петербург. Там он прожил недолго и уже через полгода по неизвестным причинам переехал жить в Санталово (деревня). Его друзья отмечали, что уже в этот период внешний вид автора сильно изменился: он осунулся, исхудал, стал бледным, словно тень. Когда Велимир Хлебников добрался до деревни, то его состояние было уже нестабильным. Окружающие думали, что деятель страдает чахоткой, ведь у него совсем не было аппетита, но присутствовал постоянный сильный кашель. Спустя несколько недель начали отказывать ноги, и врач постановил, что поражены нервы нижних конечностей.

Впоследствии у Виктора Владимировича начались психические отклонения, а симптомы напоминали классическую деменцию: провалы в памяти заполнялись ложными воспоминаниями, стали возникать путаницы и галлюцинации. Но какая деменция появляется у молодых людей, которым едва исполнилось 36 лет? Писатель бредил, что все его друзья хотят украсть его рукописи со стихами, размышлениями и пьесами. Обеспечить полноценное лечение в деревне был никто не в силах, поэтому со временем у деятеля начали отекать конечности и стали появляться пролежни. Автор не дотянул до конца июня и скончался 22 числа в 1922 году.

Подводя итоги

Те, кто был знаком с Велимиром Хлебниковым утверждают, что это - необычный человек и таких очень мало в мире. Он грезил своим желанием писать, отчего создавал сотни стихов, которые потом сам же и сжигал. Это был человек, под чьим пером рождались шедевры, хотя сам Велимир об этом порой не догадывался. Интересный факт, но писатель всегда хранил самые ценные работы в подушке, потому что, переезжая, ее всегда нужно было брать с собой. Однако Виктор Владимирович умудрялся терять свои рукописи.

Его нестандартное поведение изучалось столичными и петербургскими психиатрами, ведь считалось, русский деятель лишь таким необычным образом отклоняется от службы в армии. Неоднократно признавали, что Хлебников был психически нездоров и попадал под исследование, но серьезному лечению не подвергался никогда.