Внеурочное занятие "путешествие в страну русского языка". Тема: Волшебные слова

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного запаса учащихся,воспитанию любви к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Турнир грамотеев». Внеурочное занятие по русскому языку

Цели:

1.Обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся,

Воспитание любви к русскому языку.

В игре принимают участие 3. Б класс

1. команда- Везунчики

2.команда- Умники и умницы

3.команда- Грамотеи

1. Организационный момент.

Мы собрались не в последний раз,

Так как любим игры без прикрас.

Хорошо живётся только тем,

Кто умеет скуку отогнать,

Кто с раскрытою душой

Принесёт задор весь свой

Лучистый, добрый, озорной

И сегодня здесь, друзья,

Свела нас очень интересная игра- турнир грамотеев

Итак, команды, приготовьтесь, начинаем игру.

2.Выполнение заданий.

Первая остановка – Буквоград

1.Добавить букву перед каждым словом, чтобы получилось другое слово:

Рубка (трубка), дар (удар), клад (склад),

Усы (бусы), ель (мель), уран (буран),

Беда (ябеда), роза (гроза), кран (экран)

2. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово :

Стон (сон), банк (бак), всласть (власть),

Краска (каска), склон (слон), полк (пол),

Тепло (тело), беда (еда), горсть (гость)

3. Замените одну согласную букву так, чтобы получилось другое слово:

Роса – роза, липа – лиса, банка – ранка,

Роль – соль, ветка – сетка, волос – голос

Голод – город, точка – дочка, ваза – вата

Вторая остановка – Грамотейск

1.В словарных словах вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение: (4 слова каждой команде)

К_см_онавт, п_н_дельник, пр_вит_льство, р_сунок.

П_сс_жир, к_л_ндарь, з_мл_ника, г_ризонт.

Эл_ктрич_ство, к_м_ндир, б_бл_ _тека, к_ртофель.

2.Исправьте ошибки в предложениях:

Набирегу рос бальшой дуп.

Земой мидветь спит вберлоги.

Пушыстым хвастом леса замитает свои слиды.

Висной прилитают ласточьки и стрежы.

Мы чясто ходим наречьку лавить рыпку.

Влису свежый воздух и тешына.

3.Вставить пропущенные безударные гласные:

Прим_рять друзей, прим_рять платье

Отв_рить дверь, отв_рить картофель

Зап_вать в хоре, зап_вать молоком.

Третья остановка – Частереченск

  1. «Собери букеты » (на доске три вазы - ж.р., м.р., ср.р., слова-цветы разместить в нужную вазу)
  2. 3аменить данные словосочетания одним словом : (по три словосочетания каждой команде)

Храбрый человек (храбрец)

Умный человек (умник)

Добрый человек (добряк)

Болтливый человек (болтун)

Мудрый человек (мудрец)

Хвастливый человек (хвастун)

Богатый человек (богач)

Ленивый человек (лентяй)

Хитрый человек (хитрец)

Четвёртая остановка – Догадкино

  1. Собери пословицы из слов : (по две пословицы каждой команде)

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Корень учения горек, а плод сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Не спеши языком, торопись делом.

Сначала подумай – потом говори.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

  1. Разгадать шарады:

1)Сперва назови ты за городом дом,

Утренник в 3 классе «Веселая грамматика»

Цели: показать мотивацию изучения русского языка; актуализировать знания.

I. Инсценированная программа.

Ведущий . Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы она не любит. Грамматику надо учить и знать всем ребятам!

Ученик.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное - семь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем!

Учитель.

Мы наречием отлично

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Ни и не - у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

О. Высотская «Веселая грамматика»

Ученик.

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы.

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опельсын»

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечка»!

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый мальчик! Брось лениться!

Так учиться не годится!»

Юлиан Тувим «Словечки-калечки»

Ведущий. По мотивам сказки Гераскиной «В стране невыученных уроков» мы вам покажем маленькую инсценировку «Знаки препинания».

(На сцену выходят: ученик; за ним - девочки и мальчики в костюмах книг-учебников.)

Ведущий (обращаясь к зрителям). Ученик 3 класса Витя Перестукин в один и тот же день получил пять двоек!

(«Учебники» рассердились на Витю. Они окружают его со всех сторон.)

Учебники (хором). Сегодня ты неправильно решил задачу! Не повторил безударные гласные! Не знаешь родного языка!

Учебник природоведения. Витю срочно надо отправить в страну невыученных уроков.

Витя. А есть ли в этой стране трудности и опасности?

Учебник . Сколько угодно. Все путешествие состоит из трудностей.

Учебник математики . Это ясно, как дважды два - четыре.

(На сцене остался Витя один. Он стоит и смотрит вперед. Навстречу идет мальчик с футбольным мячом.)

Мальчик (обращаясь к Вите). Идем быстрей! Я покажу тебе дорогу в страну невыученных уроков.

(Футбольный мяч медленно катится, Витя идет за мальчиком. и мячом. В глубине зала на высоком, стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Витя с изумлением рассматривает старика со всех сторон. Мальчик с мячом удаляется.)

Витя. Как красиво вышит белый плащ черным шелком! Да он весь вышит знаками препинания! (Удивленно разводит руками.)

(Появляется девочка, изображающая запятую.)

Запятая (обращаясь к старику). Надеюсь, Вы примерно накажите этого невежду, ваше Величество Глагол!

Глагол (важно). Перестань, не злись запятая!

Запятая . Как же мне не злиться, Ваше Величество! Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

(Глагол строго смотрит на Витю.)

Запятая . Давайте документы!

(Вбегают ученики, на платьях - черные кружочки-точки, крючки-запятые, точки с запятой. Двое несут огромную синюю папку в развернутом виде.)

Витя. Ведь это моя тетрадь по русскому языку.

(Запятая показала на первую страницу, на которой стоит «2», и исправлены красными чернилами ошибки.)

Запятая. А сколько клякс!.. Двойка!..

(Глагол приказывает перевернуть страницу, на которой стоит «1».)

Глагол. Переверните еще страницу!

(На третьей странице нарисована рожица с длинным носом, косыми глазами, с надписью: «Это Коля».)

(Запятая захихикала. Глагол взмахнул линейкой, послышалась веселая музыка. Выбегают ученики, изображающие точки, с кружочками на одежде. Они пляшут и поют.)

Точки.

Мы ребята точные,

Мы зовемся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

(Глагол снова взмахнул линейкой, и учеников, изображающих точки, сменили ученики в костюмах, на которых прикреплены кавычки. Они берутся за руки и поют.)

Кавычки.

Мы веселые сестрички,

Неразлучные кавычки.

Если я открою фразу (спела одна),

Я ее закрою сразу (подхватила другая).

(Выходят дети, изображающие вопросительный и восклицательный знаки.)

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный - вопросительный.

Восклицательный знак.

Я самый замечательный - восклицательный!

(Исполняется веселый танец. Все знаки препинания вместе с Витей становятся в круг.)

Восклицательный знак (громко кричит). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий. Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак . Кто? Кого"? Откуда? Как?

Ведущий.

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые.

Мы - запятые. Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Ведущий (показывает на мягкий знак).

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь».

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

Мягкий знак.

Отрежь! Отрежьте!

Исправь! Исправьте!

(Вперед выходит Витя Перестукин, протирает глаза.)

Витя.

Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Глагол.

В мире жить, мои друзья,

Без грамматики нельзя!

Правила учи, старайся,

Не ленись, а занимайся.

Знай: приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной:

Коса - косы,

Глава - главы,

Трава - травы!

Витя (разводя руками).

Сколько правил! Правил сколько

С непривычки бросит в дрожь!

Запятая.

Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Всё запомнишь, всё поймешь!

Витя.

С грамматикой буду я крепко дружить.

Правила все непременно учить.

(Все берутся за руки, исполняют веселый танец.)

II. Конкурсная программа.

1. Когда мальчика называют женским именем?

(Когда он долго спит - Соня.)

2. Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.)

3. Чем кончается как день, так и ночь?

(Мягким знаком..)

4. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс:

Едва Я перенес: е-два, - так получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол , - и получил за это «кол».

Опять я перенес: о-пять . Теперь, надеюсь, будет «пять».

А как вы перенесете эти слова?

Коновалова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалиффикационной категории,

МБОУ "СОШ №30"г. Курска

Внеурочное занятие "Занимательная грамматика", 1 класс

Тема : “ Слова- антонимы»

. Форма проведения: практическое занятие с наличием игровых элементов.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.

Задачи:

Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

    развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

    развивать смекалку и сообразительность;

    развивать зрительную и слуховую память память;

    развивать умение пользоваться словарями;

    учить организации личной деятельности.

Здоровьесберегающая:

    Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.

Планируемые результаты:

Личностные результат

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    пользоваться словарями, справочниками;

    строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  1. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы .

Оборудование: Словари, карточки с заданиями, карандаши, ручки. презентация Power Point. , детские тельняшки, береты кораблики; на доске рисунок моря, яблоко; детские рисунки к сказке Г.Сапгира "Людоед и Принцесса"

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

Словесные (объяснение, беседа с учащимися);

Наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

Практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

Активные методы (обсуждение в группах)

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На занятии используются следующие формы работы : фронтальная, групповая, работа в паре.

Используемые технологии: Компьютерные технологии (презентация к занятию), коммуникативные, здоровьесберегающие.

Структура занятия:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (2мин)

2. Теоретическая часть.

- Определение темы и задач занятия (4 мин )

3. Практическая часть. (8мин)

Рассказ о словаре и правилах работы со словарём.

Поиск слов антонимов в «Словаре антонимов» (работа в парах).

4. Игровая часть (8 мин) (групповая работа)

Выполнение заданий с наличием игровых элементов: - «Закончи пословицы», «Дополни предложение»*

5 . Самоанализ деятельности.(6 мин)

Тест «Правильность утверждений»

6 . Рефлексия. (2мин)

Ход внеурочного занятия :

Перед началом занятия :

Уважаемые гости! Сегодня вы пассажиры нашего корабля, который отправляется в увлекательное путешествие. Вам необходимо приобрести билет, а платой за него будет ваша улыбка и доброе слово. (Дети раздают всем гостям билеты, и они рассаживаются по местам) Вместе с билетом вы получаете рисунок кораблика., чтобы в конце занятия смогли поучаствовать вместе с нами в рефлексии и написать ответное слово, оценив нашу работу(рисунки кораблика).

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.

Дети заходят в класс и встают в круг в обозначенном месте

Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. Для этого мы отправимся в путешествие на остров.

Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать?

Ответы детей. (На корабле)

Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (рисунок). Красивый, надежный, крепкий, быстрый

Кто может отправиться в такое путешествие? Только настоящая команда. А мы с вами и есть команда. а это значит.. (скрепляем все руки:помогать друг другу, выручать в беде, поддерживать в трудных ситуациях,)

Правильно. Только поддерживая друг друга мы можем преодолеть все трудности. Занимаем места на нашем корабле.(Дети рассаживаются за парты по группам)

2. Теоретическая часть.

Сегодня я буду вашим капитаном. Во время плавания на корабле ведется бортовой журнал, куда записывают все, что происходит на судне Вот и вы тоже будете отмечать в своем бортовом журнале свою работу, раскрашивая флажки на ваших корабликах. Возьмите каждый себе кораблик и послушайте какой цвет что будет обозначать (Приложение, инструкция на доске).

Поднять якорь (дети имитируют движение) Полный вперед!

Я захватила с собой вот это яблоко. Мне кажется, что витамины для плавания очень пригодятся! Давайте вспомним стихотворение Генриха Сапгира, которое мы читали на уроке литературного чтения

(читает подготовленный ученик)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко .

А Мышонок – высоко .

Воробей сказал, что близко ,

А Улитка – далеко .

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало .

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое ? Зачем оно?

Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

У вас на столах лежит текст этого стихотворения на белых листах. Найдите и подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах? (Называют слова: низко, высоко, близко, далеко, мало, велико, кислое, сладкий). Слова с противоположным значением

Правильно, ребята. А по другому эти слова называются АНТОНИМЫ. И остров, куда мы с вами отправимся тоже называется АНТОНИМЫ (название крепиться на доске0

Слово «антоним» состоит из двух частей: «анти»- часть, обозначающая противоположность; греческое слово «онима» переводится как имя, название.

3. Практическая часть

У Генриха Сапгира было еще одно произведение в котором встретились слова-антонимы Кто вспомнил как оно называется? (Г.Сапгир "Людоед и принцесса, или все наоборот")

Давайте посмотрим какая принцесса была прекрасная, и полянка. И легенда (рисунки на доске слева что значит прекрасная?), а теперь-какая была ужасная? -Что значит ужасная? (рисунки на доске справа)

Так какие слова-антонимы были в этом произведении?

(слова ПРЕКРАСНАЯ и УЖАСНАЯ крепятся на доске)

Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?

(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)

Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? (Наши знания, интернет, словарь – антонимов)

Это словарь – антонимов. (учитель показывает словарь) Мы спрашиваем: «Океан большой или маленький??», «Корабль плывет быстро или медленно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого слова пары, Автор словаря – М. Р. Львов.)

Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, по содержанию мы можем найти нужную нам страницу),

А сейчас работа в парах.

Но перед работой ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Цветотерапия. Погружение в синее

- Какой цвет имеет море?(синий). Я предлагаю погрузиться в это синее море. Возьмите листок с синим кругом и белой окружностью. Посмотрите на синий круг. Погрузите взгляд в синий цвет, как в сосуд, заполненный черничным соком. Впитывайте глазами синий цвет, глубоко вздохните, задержите дыхание, широко откройте глаза, медленно выдохните, прикройте глаза, не отрывая взгляда от синего круга, еще раз вздохните, откройте глаза, выдохните Переведи взгляд на белую окружность. Какой цвет вы видите? (дети называют цвета)Закройте глаза ладошками. Посчитайте до трех. Открыли глаза.

Продолжаем работу

Найдите в словаре антоним к слову бросать- (поднимать)-якорь на корабле, погружаться-(всплывать)-для обследования подводного мира, штиль-(шторм-тихо или буря на море).Карточки-пары на доске

4. Игровая часть

Работаем в группах дальше. У вас на столах лежат листочки голубого цвета с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца и объяснить ее смысл. Для этого надо определить к какому слову будем подыскивать антоним. Можно воспользоваться словарем. Посмотрим кто быстрей справится с заданием.

1группа, 2 группа, 3группа:

1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2) Знай больше, а говори _____________ ..

3) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .

Проверяем. К какому слову искали антоним? Какое нашли? Прочитайте вашу пословицу. Объясните, как вы ее поняли.(Дети зачитывают свои ответы по группам.)

Физминутка. А теперь любимые вами молчаливые стихи.

Игра " Назови антоним" Я читаю стихотворение, а вы называете антоним, где это нужно

Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:… (пол),

Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: …(нашел).

Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:… (голодный),

Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:… (холодный).

Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:… (встать).

Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: …(мать).

Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: …(чистый),

Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:… (быстрый).

Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:… (храбрец).

– Скажу я слово: высоко,

А ты ответишь: (низко)

– Скажу я слово: далеко,

А ты ответишь: (близко)

– Скажу тебе я слово: трус,

Ответишь ты: (храбрец).

– Теперь начало я скажу,

А ты скажи (конец).

Молодцы!.

5 . Самоанализ деятельности

Возьмите листочки розового цвета.. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно, например (1 предложение)

    Слон большой, а комар маленький.

    Дерево низкое, а куст высокий.

    Камень лёгкий, а пух тяжёлый..

    Днём светло, а ночью темно.

    Отец пожилой, а сын молодой.

    Буратино грустный, а Пьеро весёлый.

    Лимон сладкий, а банан кислый.

Проверяем. Сравниваем с образцом на слайде (Слайд №1) Оцените.свою работу,раскрасьте флажок)

Итак, мы близки к цели. Осталось преодолеть последнюю преграду. От морского ветра и соли надпись стерлась. Слайд №2) Давайте ее восстановим.!Кто хочет много знать, тому надо … спать.

Ответы детей

Молодцы! (слайд №3, !Кто хочет много знать, тому надо мало спать.)

.6 . Рефлексия

Наше путешествие завершилось. Давайте подумаем, какие знания, полученные на этом занятии пригодятся вам для дальнейшей учебы?

Уважаемые гости! Предлагаю вам тоже поучаствовать в рефлексии и написать отзыв на ваших корабликах, а мы с ребятами их прочитаем на следующем занятии.

Ребята, кто хочет показать свой кораблик

Занятие закончено. Спустить якорь! Спасибо за работу. вы были сплоченной и дружной командой. Спасибо всем!

Конспет внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе («Начальная школа 21 века»)
left438150Юрявичене Надежда Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 8» г. Смоленск
Тема: Где прячутся ошибки?
Цели занятия:
1.Обобщение материала по правописанию безударных окончаний имен существительных.
2. Развитие мышления, внимания, памяти обучающихся.
3. Воспитание интереса к русскому языку, используя занимательные задания, обогащение словарного запаса обучающихся.
УУД:
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; выделение необходимой информации.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом процессе.
Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуациях конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Оборудование: презентация, запись песни В.Шаинского «Улыбка», карточки с картинками, определениями, терминами и текстами листы для создания информационного продукта, набор смайликов.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а на слух уже ловит мамины колыбельные песни, добрые слова бабушки. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг сдвинуть науку, технику. Впрочем, всю жизнь! Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.С удовольствием сегодня, Будем русский изучать.
2. Интеллектуальный тренинг
-Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
Шило в горшке не утаишь. (в мешке)
Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)
Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)
Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)
Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)
Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
У мышки глаза велики. (у страха)
На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)
Друг познаётся за завтраком. (в беде)
На обиженных мухоморы растут. (воду возят)
3. Проблема. Тема занятия. Цель
- Ребята, у меня в руках диктант, который написал мальчик Петя. Посмотрите внимательно на его работу и скажите какая у него проблема?
(Детям предлагается текст с ощибками в окончаниях существительных)
Зимний лес.
После метеле лес стоял как в сказки. Ель была в хвойной кольчуге. На макушки сосны снежная шапка. У березке вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинке.
Сколько следов на полянке у тропинке! В поисках добычи пробежала лисица. В вершини ели затаилась рысь. В сугроби оставил глубокий след лось. А под сугробам живут кустики бруснике и черники. __________________________________________________________________
-Почему возникла эта проблема?
- Итак, как вы думаете, над какой орфограммой мы будем работать? Где будут сегодня прятаться от нас ошибки?
(Безударные окончания имен существительных)
- Зачем нам это нужно?
(Чтобы быть грамотными и не делать ошибки в окончаниях имен существительных)
- Сегодня мы создадим очередной информационный продукт.
Работать мы будем по группам. У нас три группы Задание каждая получит по ходу занятия.
4. Работа с информацией
- А что нужно знать, что бы определить окончание существительного?
Игра: «Я знаю падежи»
Детям предлагаются загадки о падежах
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? И Что?
Ни с кем не спутает никто. (Именительный падеж)
Я работаю старательно,
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать
С предлогом К порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправляюсь я на поиск
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите. (Родительный падеж)
Творите чем? Творите кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
Кого винить мне видно сразу
Пусть каждый здесь запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну, скорей скажите, как меня зовут?(Винительный падеж)
Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о» ,и «при»
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чём мечтаешь? В чём гулять?(Предложный падеж)
Вспоминаем склонение
- У каждой группы на парте по три карточки с определениями. 1-я группа выбирает карточку указывающую, какие слова относятся к первому склонению; 2-я группа – ко второму склонению и 3-я к третьему склонению. Выбранное определение помещаем на наш информационный продукт.
(Дети выбирают, прикрепляют и зачитывают)
Морфологическая задача
(Каждой группе предлагается выбрать из предложенных картинок те, которые изображают предметы названиями которых являются существительные соответствующего склонения. Картинки прикрепляются на информационный продукт.)
5. Вызов
- Все вы знаете песню Владимира Шаинского «Улыбка». У каждой группе есть текст этой замечательной песни. Вы наверное заметили, что в тексте пропущены окончания некоторых существительных. Давайте проверим вашу грамотность и вставим их. А как это будем делать?
(Дети в ходе работы предлагают 2 алгоритма.
Алгоритм 1
Определи склонение существительного.
Определи падеж существительного.
Вспомнии и напиши нужное окончание.
Алгоритм 2
Определи склонение.
Подставь в предложение или словосочетание слово-помощник в нужной форме.
Какое окончание в слове-помощнике, такое и в проверяемом.
Они фиксируются в информационном продукте проекта)
Проблемный вопрос
- Зачем нам нужны два алгоритма?
(- Чтобы каждый мог выбрать удобный для него способ)
(Каждая группа работает над окончаниями существительных в песне. Проводится взаимопроверка)
Веселая переменка (Дети поют песню «Улыбка»)
1От улыбк… хмурый день светлей,От улыбк… в небе радуга проснется.Поделись улыбк…ю своей - И она к тебе не раз еще вернется!
Припев:И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….
Припев.
2От улыбк… солнечной однойПерестанет плакать самый грустный дождик.Сонный лес простится с тишинойИ захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
3От улыбк… станет всем теплей -И слону и даже маленькой улитк….Так пускай повсюду на земле,Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
6. Мозговой штурм
- Я получила телеграмму от Смешариков. Они предлагают вам словосочетания, вы должны определить окончание имени существительного в нихи отгадать, куда вас хотят пригласить.
1 набор.
В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речку, на рыбалку)
2 набор.
По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… (в лес)
(Дети поднимают соответствующие карточки с окончаниями и добавляют свои существительные)
- Теперь, когда мы вспомнили алгоритмы, потренировались в их применении мы без труда исправим ошибки в диктанте Пети.
(Каждая группа исправляет ошибки в тесте «Зимний лес» и отчитывается о своей работе)
7. Подведение итогов.
- Где сегодня пряталась от нас орфограмма?
- Запишите падежные окончания существительных в таблицу информационного продукта.
- Покажите свой информационный продукт.
(Дети представляют и защищают свой информационный продукт)
8.Рефлексия
- Изучение русского языка Нелегко нам дается пока. Но идет по земле новый век, Должен грамотным быть человек!
Вот и заканчивается наше сегодняшнее занятие. Поделитесь своим настроением.
(Для этого каждая группа выбирает из набора соответствующий смайлик)

Спасибо. До новых встреч!
-923925298450Информационные продукты, созданные детьми во время занятия
2686050229235
-990600281305

Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Интеллектуальная игра «Берегите русский язык»

(зачётное занятие курса внеурочной деятельности

«Язык есть исповедь народа»)

учителя первой квалификационной категории

Сапсай Анны Андреевны

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках курса внеурочной деятельность «Язык есть исповедь народа», предвещая неделю русского языка и литературы. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным курса.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.

Основными задачами игры являются:

1) создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции;

2) реализация творческой инициативы учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции и национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации;

3) развитие риторических умений; неподготовленной (спонтанной) речи, ораторского искусства;

4) развитие коллективного творчества учащихся.

Оборудование:

Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Осознание эстетической ценности русского языка;

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Готовность к самостоятельной творческой деятельности;

Толерантное сознание и поведение в обществе;

Навыки сотрудничества со сверстниками;

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

Умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Умение ориентироваться в различных источниках информации;

Умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

Умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

Владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

Сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

Способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

Свободное использование словарного запаса;

Сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

Владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

Условия проведения игры:

Формируются две команды по 6 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Игру ведут 2 ведущих. За 1 минуту надо дать правильный ответ.

Ход игры

Ведущий 1.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. Совсем недавно мы отмечали Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры.

Ведущий 2.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Ведущий 1.

Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем интеллектуальную игру «Берегите русский язык». Команды будут бороться за звание победителя, им предстоит пройти через увлекательные задания. А определять, кто с заданием справился быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли :

Председатель жюри - учитель русского языка и литературы;

Ученица 9 класса - отличница, лауреат различных конкурсов по русскому языку;

Ученица 9 класса - отличница, член Совета старшеклассников школы.

Ведущий 2:

Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и интеллектуальная игра не исключение.

Здесь правила таковы:

После того, как на слайде появится вопрос, у команды есть 1 минута на размышление, капитан команды, которая знает ответ поднимает карточку и команде предоставляется слово.

Ведущий 1:

Если ответ правильный, команда получает заслуженные баллы, если нет, - вопрос передается другой команде. В конце игры жюри объявит самую эрудированного команду.

Ведущий 2:

Участникам - занять свои места!

Ведущий 1:

- Итак, мы желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Ведущий 2: Первое испытание - представление команд . Здесь учащиеся должны представить свою команду, назвав девиз и показав эмблему. Представление ведется капитаном команды. Максимальное количество баллов 5. Команды готовы! Кто же начнет? Определит жеребьевка! Прошу подойти ко мне капитанов команд.

Ведущий 1. Первыми в игру вступает команда ___________________

Просим представить себя вторую команду.

Ведущий 2. Тишина в зале! Итак, внимание, второй конкурс «Поговорки» :

У вас всего одна минута. За ответ на этот вопрос вы можете заработать сразу 4 балла, по 1 баллу за правильный ответ. Такова стоимость данного вопроса.

Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским.

Внимание на экран:

Обсуждать надо часто - решать однажды.

Кто слишком спешит - позже справляется с делом.

Трудно схватить двух угрей двумя руками.

Когда стоит ясная погода, готовь зонт.

Ведущий 1.

Итак, следующий конкурс «Фантазия».

В данном туре вам нужно составить связный текст на тему «Весна в моем городе», в одном из предложений которого рядом бы стояли слова «облака», «падали». Максимальное количество баллов - 5

Ведущий 2.

Конкурс «Истоки»

Внимание на доску! Что такое кириллица и латиница? Напишите записку соседу по парте, используя только буквы А, В, Е (=Ё), К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Эти буквы есть во многих европейских языках, использующих латиницу. Поэтому можно сказать, что эти буквы являются международными символами.

Ведущий 1.

Конкурс «Шарада» оценивается 1 баллом. Отгадайте шараду.

Первым можно расплатиться,

А второе станцевать,

В целом вы должны, ребята,

Континент родной назвать!

Ведущий 2.

Конкурс «Домисолька»

Придумайте предложение, в котором каждое новое слово начиналось бы с последующей ноты. Например: Добродушный Рекс мило фальшивил сольную лягушачью симфонию. Максимальное количество балов в этом конкурсе - 5.

Ведущий 1.

Конкурс «Забавные превращения».

«У Кати длинные пряди и красивая панама. И хотя по радио сказали, что в нашей области возможны бури, она всё равно пошла на пристань». Проанализируйте слова «пряди», «бури» и «пристань». Как, не меняя ни одной буквы, превратить их в глаголы? Напишите свои предложения, в которых эти слова обозначали бы действие, а не предмет. Максимальное количество баллов - 4.

Ведущий 2.

Конкурс «Расследование».

Прочитайте стихотворение русского поэта и писателя Генриха Сапгира и проанализируйте подчёркнутые слова. Какой троп здесь использован? Как ещё можно поэтично назвать месяц? За правильное определение тропа - 1 балл. За каждое поэтическое название месяца по 1 баллу. Время пошло!

«Meсяц»

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели,

апельсина мы не ели,

но осталась в небе только

апельсиновая долька.

Ведущий 2.

Конкурс «Начало конца».

Впишите в каждую строчку ещё по три буквы так, чтобы получились пары слов по шесть букв каждое, первое из которых оканчивается на дописанные буквы, а второе с них же и начинается.

Ведущий 2. Наша игра подходит к финалу. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи о родном языке.

Красников Данил читает стихотворение Н. А. Филяевой «РОДНОЙ ЯЗЫК»

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки -

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Песню «Зажигаем звезды» исполнит трио «Вдохновение».

Емельянова Арина читает стихотворение « Родной язык — народа достоянье»

Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить

Ведущий 1:

А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:

Кто победил?

Каков итог? Каких призов

Заслуживают игроки,

Большие наши знатоки.

Подведение итогов:

Слова ЖЮРИ:

В нашей интеллектуальной игре по русскому языку «Берегите русский язык» с результатом в _____________балов побеждает команда _________________

Нас всех объединяет чудо родного языка. «В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны». Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.

Спасибо за игру. Надеемся, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и познавательной.

А сейчас уважаемые игроки, нам хотелось бы услышать ваше мнение, что нового вы узнали, что вам понравилось.

Спасибо за вашем мнение!

Ведущие хором: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!