Внутреннее состояние лирического героя. Характеристика понятия «лирический герой

Введение

Небывало сложными путями шло развитие русской литературы XIX - XX вв. Это было время и великих открытий, и трагических потерь.

XIX век со всей очевидностью показал, как глубоко и неразделимо взаимосвязан дух мира писателя, его восприятие и истолкование вечных вопросов бытия - жизни и смерти, любви и страдания - и то время, в котором живет и творит художник и которое открыто или подспудно отражается в его произведениях. Лирический герой является по определению Бориса Пастернака, "вечности заложник, у времени в плену". Это определение актуально и в наши дни.

Художественное произведение не замкнутый мир. Писатель связан со своей эпохой, с предшествующим и современным ему искусством.

Вплоть до нового времени литература была единственным зеркалом эволюции человечества. Она запечатлена возникновением новых типов общественного поведения, изображая "новых людей", новых героев, в которых фокусируются характерные черты человека, (героя) своего времени.

Время определяет направленность художественных поисков поэта, их отношение не только к вечным, но и к злободневным вопросам, которые постоянно и настойчиво ставит перед нами остроконфликтная, насыщенная драматическими событиями эпоха.

Целью моей работы является изучение того, как потрясения и повороты истории отразились в судьбе (образе) лирического героя в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и моё видение, впечатление современной жизни, жизни лирического героя.

1. Образ лирического героя в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

2. Время, эпоха, лирический герой глазами молодого поколения.

Время. Эпоха. Лирический герой

Образ лирического героя в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

"И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого". (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук)

Мы знаем, что Лермонтов жил в страшное время. Николаевская реакция преследовала всё передовое, всё честно и свободно мыслящее. Высшее общество спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. В основе творчества Михаила Юрьевича лежало столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Чем старше он становился, тем всё чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения, всё чаще "объективировал" современную ему жизнь. Мир романтической мечты уступил постепенно изображению действительности. Эпоха 30-40-х г. С её противоречиями глубокими идейными интересами и мертвящим застоем в общественной жизни.

Порожденные этим состоянием душевные конфликты людей своего времени Лермонтов, как никто другой, сумел выразить это состояние в образе лирического героя.

Подхватив знамя русской поэзии из рук убитого Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов, обращаясь к современникам, поднимал перед ними "вопрос о судьбе и правах человека, личности" в ту или иную временную эпоху.

При этом поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновенно. Лирический герой его тетрадей - это стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о будущем и прошлом. Каков же он - лирический герой?

В своей жизни, творчестве Лермонтов перенес муки, конечно, он, как пророк предвидел изгнание, клевету, унижение. Обычно говорят, что поэзия Михаила Лермонтова рождена периодом безвременья. Но его лирический герой обогатил и своих современников, и последующие поколения воистину новым дыханием. Он постиг духовные катаклизмы как своей, так и любой другой эпохи подавления личности. Поэтому значения завоеваний Лермонтова, образец его лирического героя не иссякает во времени.

Откровенные признания лирического героя отражают настроения автора, передовых людей той далекой от нас эпохи. Складывается образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Одиночество в стихотворении "Чаша жизни", знакомое состояние лирического героя:

"Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта,

И что она не наша".

Тема опустошенной жизни сопряжена с другой - самопознанием лирического героя, жаждой подлинной жизни. Устремленность к ней лирического героя всегда побеждает.

В свой страшный век, гасящий разум, волю, Лермонтов владел гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Поэт пытался возвратить миру утраченную им гармонию, красоту, вольность. Лермонтов напряженно ищет источники идеалов для лирического героя и находит их в духовной близости с людьми, как близкими, родственными, так и не с ними. Трагичность общественной жизни XIX века оставила глубокий след в творчестве Лермонтова. В основе его творчества лежало столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Белинский считал, что всё творчество Михаила Юрьевича посвящено разрешению одного вопроса: "нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности". И герой у поэта, собственно, один: один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в Печорина… Лермонтов - поэт очень субъективный. Он имел право быть субъективным, ибо, как все великие поэты, в своём сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недругами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем…

С юношеских лет начинается процесс формирования представлений будущего поэта о сущности поэзии, поиски поэтического идеала. Поэт считал, что поэтическое вдохновение всегда сродни вдохновению художника в широком смысле, то есть творца. Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни понимал собственное значение и роль, каковую ему было предназначено сыграть в русской литературе и - больше того - в жизни русского общества! Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытесняла юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил теперь для того, чтобы говорить современному человеку правду о "плачевном состоянии" его духа и совести, о поколении малодушном, безвольном, живущем без надежды на будущее. И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя Родины и свободы погибнуть на эшафоте. Ибо не только враги, но и те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Стихотворение "Дума" - это размышление наедине с самим собою, а не обращение к кому бы то ни было:

"Печально я гляжу на наше

Поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль

В образе лирического героя мы видим равнодушие, с которым его поколение относится к жизни, даже к своей судьбе, оказывается, обоюдоострым мечом. Размышление наедине с самим собой все-таки выносится на суд поколения, и в этом выражение надежды поэта на то, что он разбудит бездействующее поколение. Но всё же, Лермонтов не дожидается суда потомков, а судит сам, выносит приговор своим стихом. Самым страшным врагом своего времени он считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос "Думы" не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.

Михаил Юрьевич Лермонтов утверждал, что в мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, - писал Белинский, обращаясь к критикам Лермонтова, - в самых пророках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него… Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа…". Нам, кому предстоит жить в новом столетии, безусловно, важно учиться на уроках прошлого. Меняется мир, меняются представления о ценностях этого мира. В эпоху Лермонтова были одни ценности, сегодня в центр выдвигаются другие приоритеты с её нравственными ориентирами, глубинной духовностью и гуманизмом, философским осмыслением мира.

15. Каково внутреннее состояние лирического героя Пушкина?

Внутреннее состояние лирического героя в стихотворении А. С. Пушкина "Погасло дневное светило" пропитано тяжелыми и угнетающими воспоминаниями о прошлом. Лирический герой с тоской и болью вспоминает покинутые родные края: "Лети, корабль, неси меня к пределам дальним…но только не к брегам печальным туманной родины моей". Лирического героя преследуют тяжелые воспоминания о былой несчастливой любви: хоть "изменницы младые" и забыты, но все же "глубоких ран любви ничто не излечило".

Однако прошлое уже не играет столь существенной роли в жизни лирического героя, ведь вся его душа устремлена в будущее: "Я ви­жу бе­рег от­да­лен­ный, /Зем­ли по­лу­ден­ной вол­шеб­ные края; / С вол­не­ньем и тос­кой ту­да стрем­лю­ся я...".

В финале герой приходит к внутреннему равновесию, что характерно для жанра элегии: он смиряется с естественными законами времени и утратой молодости, принимает и опыт прошлого, и неизбежную неизвестность будущего.

16. Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чем проявляется эта близость?

Во многих стихотворениях русских поэтов находит свое выражение тема воспоминаний о прошлом.

Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю" лирический герой с печалью и горечью погружается в воспоминания о прошедшей любви. Как и в стихотворении А. С. Пушкина, лирический герой Лермонтова помнит свою избранницу, все еще ярко переживает события молодости. Однако в его образе отсутствует пушкинская устремленность в будущее и внутреннее равновесие.

Другим примером может служить стихотворение С. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу...", где лирический герой размышляет о прожитой жизни и вспоминает о счастливом и оживленном времени молодости. Лирический герой благодарит судьбу за все события прошлого и примиряется с воспоминаниями, ходом времени, что роднит стихотворение с произведением А. С. Пушкина. Однако пушкинский герой стремится в будущее, ожидает начала новой жизни, в то время как герой С. Есенина признает конечность собственного существования.

Обновлено: 2018-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чем проявляется их близость?

Что спасает лирического героя в такой тяжелый момент? Ответ один - природа:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу.

Именно в природе он черпает духовную энергию, обретает спокойствие:

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.

Красота природы волнует, притягивает поэта. Этот мир прекрасного дарит ему мечту о гармонии, соединении с людьми.

К финалу творчества поэта начинает появляться новый тип героя - это образ простого, усталого, обыкновенного человека, который еще помнит юношеские стремления. Мотивы любви, разлуки, героизма и свободы получают новое звучание в стихотворениях «Валерик», «Родина», «Завещание», «Выхожу один я на дорогу...».

Появляется возможность увидеть и почувствовать близкую, родную душу:

Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть...

В стихотворении «Родина» отражено все то, что дорого поэту: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», восхищение «разливами рек», которые «подобны морям».

Усталость странника проходит, когда он видит мирную деревенскую жизнь:

С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно.

Душевным спокойствием и пониманием жизни дышит это стихотворение.

На протяжении всего творческого пути Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет о многом: о своем положении, о времени, о себе, о Родине. И проводником этих дум от автора к читателю является лирический герой. В нем отражена душа поэта - величайшего человека девятнадцатого века!

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Людмила Братченко, ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2 Руководитель - О. Н. Кручина, преподаватель

В лирике М. Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию. Благодаря этому поэту удается оценить и описать происходящее и выразить свое отношение к окружающей жизни.

Лирический герой Лермонтова, во-первых, герой-романтик. Он носитель индивидуальности, имеющий сильную необузданную энергию, с бурными страстями, бунтующий против несправедливого общества. Именно поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют мотивы и темы, присущие романтизму: одиночество, любовь, борьба, отчаяние и мечтательность.

Мотив одиночества у Лермонтова представлен разносторонне. Поэт показывает нам своего лирического героя как одинокого и никем не понятого человека. Особенно ярко тема одиночества видна в стихотворении «И скучно и грустно.». Именно в нем проявляется сильная тоска и одиночество лирического героя, его страдания от того, что он одинок, и от того, что ему «некому руку подать в минуту душевной невзгоды», когда это так необходимо. Лирический герой разуверяется в се-

бе и в жизни, которая оказывается для него всего лишь «пустой и глупой шуткой». У героя исчезает надежда на исполнения желаний, любви, страсти:

Желанья!..

что пользы напрасно и вечно желать?..

но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Что страсти? -

ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка.

Это все подводит к сомнительному осознанию конца жизни.

Качества лирического героя проявляются и в любви. Именно в ней у лирического героя постоянно появляются препятствия, которые мешают насладиться счастьем и разделить свою любовь с чувствами возлюбленной. Трагичность и неразделенность любви мы видим на примере стихотворения «Нищий». Так, в данном стихотворении лирический герой, безответно влюбленный, подобен «иссохшему» бедняку, просящему пода-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №4 (47) 2015

янья. Надежды героев не оправдываются - тот и другой обмануты и преданы. Светлые чувства лирического героя не поняты и остаются без ответа. Проследить это можно по следующим строкам:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Итак, любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, он чувствует тоску и окутывающую его печаль. Они настолько сильны, что лирический герой не в силах сдерживать их у себя в душе и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного. Любовь лермонтовскому герою приносит боль, страдание, но не радость.

Мотив борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя. И в этом случае лирический герой не трагичная и несчастная, а целеустремленная и волевая личность. Хотя герою и доступно все окружающее его пространство, он недоволен тем, что живет и в спокойствии, и в волнении. Например, в стихотворении «Парус» внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником, спокойно белеющем в голубом море. И все-таки, спокойствие героя угнетает, он жаждет иного состояния:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Лирический герой внутренне переживает разлад с самим собою, а не только с окружающим его миром. В этом мы видим, как многогранны запросы лирического героя.

Все выше представленные мотивы и темы, формирующие образ лирического героя, выражают прежде всего трагичность судьбы лермон-

товского героя. Но нельзя не отметить, что еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа лирического героя, способная чувствовать «высокое» и прекрасное. Это мы видим на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Лирический герой уверен в существовании гармонии и на земле, и на небесах. И хотя счастливым стать весьма проблематично, но все-таки возможно: «и счастье я могу постигнуть на земле», а «в небесах я вижу бога». Ведь именно в тот момент, когда герой осознает в природе ощущение счастья, покоя, чувство тревоги покидает его. Лирический герой Лермонтова понимает, что всегда и всюду, где мир прекрасен, там человеку легко можно постигнуть счастье.

Таким образом, мы можем сказать, что лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова - человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему окружающих его людей. Именно трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни, а все окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является жажда свободы, которая постоянно перекликается с мотивом борьбы, стремлением к идеалу, совершенству мира и самого себя. Образы русской природы, ее величие и неповторимость только усиливают желание лирического героя хоть на мгновение стать счастливым, свободным и помогают автору идеализировать его в трагичной, обыденной и необычной, несчастной жизни, которая, на наш взгляд, является всего лишь проекцией жизни поэта.

ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

Екатерина Трофимова, ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Руководитель - М. С. Мащенкова, преподаватель

В произведениях русских поэтов и писателей очень часто одно из центральных мест занимает образ русского солдата, преданно-

го своей Родине. На первый взгляд это обыкновенный человек, который ничем не отличается от других людей, у него также есть свои до-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (47) 2015

Название стихотворения символично. В нём отражены чувства, переживания и размышления поэта о совей жизни. Происходящие события волнуют и мучают лирического героя, что подчёркивается в произведении с помощью таких риторических фигур, как риторическое восклицание («Желанья!..») и риторические вопросы («Любить…но кого же?...»). Стоит заметить, что эти риторические фигуры употребляются вместе со стилистическим приёмом умолчания, которым оканчиваются первая и вторая строфы. О чём может говорить такая деталь? Такое сочетание может свидетельствовать о сложном внутреннем состоянии лирического героя: внутри него воедино соединились тяжёлая душевная грусть с отчаянием, обида и сожаления о прошлом и чувство безысходности. Это душевное состояние подчёркнуто стилистическим приёмом многосоюзия («И радость, и муки, и всё там ничтожно…»). Явное преуменьшение количества тропов также говорит о состоянии душевной опустошённости лирического героя. Его настроение меняется на протяжении всего стихотворения: высокие ноты звуков в первой строфе сменяются более низкими во второй строфе и совсем глухими в третьей. Происходящее вокруг лирического героя убеждает его в бессмысленности бытия. Вечные философские вопросы любви, дружбы и смысла жизни отнюдь не разрешаются в произведении, а, наоборот, кажутся ещё запутанней и неразрешимей. Стихотворение производит впечатление крика души, безответного и незамеченного, как возглас вопиющего в пустыне.

Философская лирика

С точки зрения содержания

Что есть жизнь? Что есть сердце (чувства) и ум? Почему жизнь тосклива и бесцельна? Может ли кто-нибудь мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? Стремление к идеалу (сионские высоты). Возможно ли достижение идеала? Что есть природа человека? Грех преследует человека так же неизбежно, как лев «следует оленя бег пахучий». Христианские мотивы. Человек и природа. Время, память, судьба. Обновление человека и обновление природы. С точки зрения эстетической. Совершенство стихотворений. Зеркальное построение стихотворений. Смысловой и синтаксический параллелизм. Душа стремящаяся к Богу. Пейзаж. Эпитеты.

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3:

  1. Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта - это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах - вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию - функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .