Зачем люди летают в космос для детей. Почему человек в космосе лишний? Космос и будущее человечества

Большинство ученых не видят особого интереса в обитаемых космических полетах, однако подобных проектов становится все больше, как со стороны НАСА, так и со стороны Китая и частных компаний.

Зачем подниматься на Эверест? «Потому что он есть», — ответил британский альпинист Джордж Мэллори (George Mallory) перед тем, как отправиться в путь. Его тело обнаружили на гималайских склонах в 1999 году, через 75 лет после начала экспедиции на вершину.

Зачем лететь на Марс? «Из спортивного интереса. Это единственная, но значимая причина», — заявил в 1988 году в интервью Ciel & Espace Юбер Кюрьен (Hubert Curien), министр науки и один из отцов-основателей европейской космической программы.

То есть, присутствие человека в космосе — бесполезное достижение? Нога человека ступала на поверхность Луны в последний раз 45 лет назад («Аполлон 17»). Маловероятно, что он вернется туда раньше, чем через десять лет. Кроме того, не исключено, что это будет китаец. Финансируемая до 2024 года Международная космическая станция поглощает основную часть инвестиций в исследование космоса. Тома Песке (Thomas Pesquet) провел там полгода, но едва ли расширил наши горизонты: экипажи сменяют друг друга на этом орбитальном посту в обстановке всеобщего безразличия, если в команде нет соотечественника.

Так в чем смысл продолжать эту работу или же отправиться на Марс, что называют следующим и почти неизбежным этапом? Для начала совершим небольшой экскурс в прошлое. Первым человеком в космосе стал советский герой Юрий Гагарин (1961). Начатая Кеннеди лунная гонка должна была смыть оскорбление. Это было достигнуто с помощью бывшего нациста Вернера фон Брауна (-Wernher von Braun) и прочих немецких ученых, которые были завербованы союзниками для формирования их ядерного арсенала. Таким образом, отправка человека в космос стала побочным продуктом колоссальной военной программы.

Контекст

Нет, Россия не отправляет терминатора на МКС

Ars Technica 18.04.2017

Россия проводит сокращения на МКС

Space 18.11.2016

Россия резко сокращает расходы на МКС

Der Spiegel 13.01.2016

Ракета Falcon 9 взорвалась после старта

Русская служба BBC 29.06.2015

Продумать будущее МКС

Mainichi Shimbun 09.01.2016 Нашлось ли тут место для науки? Программа «Аполлон», которую лишили трех миссий по финансовым соображениям, привезла на Землю несколько сот килограммов лунных пород, однако это не было ее главной целью. Большинство ученых не видят смысла в обитаемых полетах: данные с зондов, роботов и космических обсерваторий не идут ни в какое сравнение с крупицами информации, которые могут принести астронавты.

Это упорное противостояние существует со времен «Аполлонов». Завоевание Луны имело в первую очередь политическое и символическое значение. Подтверждение американцами концепции «судьбы», «которая была сформирована в XIX веке Джоном О"Салливаном (John O"Sullivan) в качестве объяснения и оправдания американского стремления к завоеванию континента и других земель», — напоминает директор Фонда стратегических исследований Ксавье Паско (Xavier Pasco) в «Новой космической эпохе». Здесь все завязано на идентичность: народ первопроходцев должен исследовать вселенную, как в телесериале «Звездный путь»…

Но как обстоят дела сейчас? МКС стала результатом разрядки, а затем распада СССР. У этой инициативы, которая была призвана сблизить Россию и Запад, год на год не приходится. Играет определенную роль и геостратегия в совокупности с необходимостью сохранить ноу-хау, рынки и рабочие места в промышленности.

Главный парадокс сегодня заключается в том, что мировой гигант находится в стесненном положении: США больше не в состоянии самостоятельно отправить на орбиту астронавтов. После отправки челноков на пенсию в 2011 году они зависят от России. Та же обслуживает МКС с помощью бессмертных «Союзов».


Блеф

Такая унизительная ситуация носит лишь временный характер. НАСА готовит новый носитель и обитаемую капсулу Orion. На пятки агентству наступают New Space и прочие деятели цифровой индустрии. Основатель Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) предлагает ракеты для транспортировки грузов для колонии на лунном полюсе. Илон Маск (Elon Musk), отец пригодных для повторного использования ракет SpaceX, говорит о полете на Марс в 2024 году, еще до НАСА. Как и его соперник Безос, он считает эту планету «планом Б» с учетом нависших над нашей угроз.

«В заявлениях Илона Маска не обошлось без блефа: мы все еще не умеем отправлять людей на Марс, — отмечает Франси Рокар (Francis Rocard) из Национального центра научных исследований. — SpaceX — не транспортный корабль, и никто не говорит ни слова об инфраструктуре, которую придется создать, чтобы там остаться. Он надеется на контракты с американским государством».

Мультимедиа

«Тяньгун» - китайская версия МКС

Синьхуа 17.09.2016 По мнению французского специалиста, объяснение мотивации обитаемых полетов следует искать в докладе Национального совета научных исследований США «Пути исследования» за 2014 год. В этом документе описывается все, что необходимо создать для полета на Марс и возвращения назад. Кроме того, там отмечаются глубокие причины: экономические и технологические последствия, национальная безопасность и оборона, национальный статус и международные отношения, образование и вдохновение, наблюдение и исследования, выживание человечества, распространение людских устремлений в масштабе планеты. Вывод выглядит несколько обрывочным: «Ни одна причина сама по себе не оправдывает продолжение обитаемых космических полетов». Даже в их совокупности потребуется немалая политическая воля, чтобы решить, что они формируют достаточный аргумент, говорится в докладе.

В вышедшем в апреле аудиторском отчете НАСА подчеркивается, что расходы на экспедицию на Марс в 2030 годах потребовали бы инвестиций в 210 миллиардов долларов (вдвое больше инвестиций в МКС за 30 лет работы). Европа, как и сегодня (8% бюджета МКС), довольствовалась бы задней скамьей в этой программе.

Китай в свою очередь постепенно продвигается к отправке человека… на Луну. Но достаточно ли этого будет, чтобы начать гонку за Марс? Это вернуло бы нас к истокам истории присутствия человека в космосе: соревнование, «война минус убийство». То есть к определению большого спорта по Оруэллу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Когда в 1957 году с Земли поднялся первый спутник, многие еще не представляли для чего необходимо изучение космоса и зачем летать в космическое пространство.

Они не знали сколь революционные изменения в исследовании нашей планеты означает эра спутников всех видов и автоматических станций.

Сейчас много можно говорить, что изучение космоса ускорило развитие технологий, но достижения в этой области ждут людей впереди. При этом уже известно, что невозможна.

Еще преждевременно давать оценку изучения космоса и зачем люди изучают космос, поскольку мы находимся где-то в начале этого пути.

Поэтому напомним только о двух областях, в которых был совершен поистине гигантский скачок благодаря полётам и изучению космоса.

Изучение собственно Земли

Первой областью является изучение собственно Земли: фотографирование ее поверхности, достижение достаточно большого расстояния от наблюдаемого объекта, точное определение физических свойств нашей планеты.

Зачем изучать планету именно с космоса

Основным свойством материи является притяжение, которое вызывает падение тел на поверхность Земли и то, что тела, получившие определенную скорость, кружатся вокруг нее по орбите. Определенная позволяет находиться на орбите планеты.

Поскольку движение спутников по круговой или эллиптической орбите вокруг Земли находится под влиянием силы тяжести, мы можем на основании траектории их движения доказать, что Земля обладает в разных местах разным притяжением.

Таким образом, наша планета представляет собой неоднородное, разнообразное тело. В некоторых местах оно тяжелее, в других – легче, а это означает, что в нем есть свои гравитационные горбы и гравитационные котловины. Это значит, что один и тот же предмет в одном месте будет падать быстрее, а в другом медленнее. Именно эти отличия можно легко и очень точно измерять при изучении траектории полета спутника вокруг Земли (или вокруг другого планетарного тела). Таков смысл исследований которые помогло провести именно изучение космоса.

Подобные гравитационные возвышения и углубления, то есть разница в величине гравитационного ускорения, были обнаружены не только на Земле, но также на Луне и на других планетах.

Измерение силы притяжения нашей планеты и ускорения силы тяжести представляет один из самых эффективных методов поисков месторождений минерального сырья.

  • В качестве примера можно привести поиски нефти. Нефтеносные горные породы обладают сравнительно малой плотностью и меньшим притяжением, поэтому они могут быть открыты как места с меньшей силой тяжести.
  • С другой стороны, горные породы, содержащие сульфиды тяжелых металлов, например, железа, никеля и меди, обладают более высокой плотностью, а, следовательно, и большей силой притяжения и на карте будут обозначены как значительная гравитационная аномалия.

Изучение других планет

Вторая область объясняющая зачем летать в космическое пространство – это изучение космоса с другими планетами.

Ввиду того, что Земля представляет собой слишком живое и динамичное тело, первоначальные стадии ее развития стерты более молодыми процессами.

Знания, полученные в результате изучения поверхности планет или лунных образцов, найденные аналогии, а также особенности показывают, что остальные планеты не были столь динамичными и что познания, полученные в ходе изучения их поверхности, можно использовать при изучении развития и истории наиболее ранних этапов существования Земли.

Важной областью, в которую эра спутников сделала огромный вклад, является область изучения окружающего нас космического пространства. Тем более космическое пространство зависимо, например, приносит Луна и Солнце.

И в этом случае можно было бы думать, что познавание Луны или Марса не имеет ничего общего с Землей. Но представьте себе, что вокруг вас нет друзей, нет людей, что вы живете изолированно, а это значит, что нет меры для сравнения ваших качеств.

Но если мы хотим в совершенстве изучить нашу Землю, тогда нужно найти сравнительные величины и для этого летать и изучать космос. Может быть найдется и .

Так, исследования Луны показали, что с геологической точки зрения она пассивна уже в течение очень длительного времени, что там уже нет вулканов, отсутствует атмосфера и гидросфера, что Луна давным-давно лишь безответно принимает удары метеоритов.

Лунные горные породы показывают также, что количество частиц, падающих на ее поверхность, было в прошлом во много раз больше, чем сейчас.

Чем глубже мы погружаемся в ее историю, тем больше видим метеоритов, падающих на поверхность Луны за единицу времени.

Из этого следует, что и Земля не избежала этого космического бомбардирования и что нынешняя поверхность нашей планеты иная, чем в начале ее истории.

Именно потому, что на Луне сохранилась самая ранняя стадия ее развития, мы можем размышлять о том, как выглядела Земля на заре истории и понимаем зачем необходимо изучение космоса и зачем летают в космос.

Видимо, не случайно совпавшие по времени празднование юбилея полета Юрия Гагарина и сообщения об отставке главы Роскосмоса Анатолия Перминова обозначили два важных момента. Первый — космические амбиции России по-прежнему лежат не только в области технологий и орбитальной коммерции, но и в области политики, так как статус космической державы важен как на международной арене, так и в пространстве внутренней политики. Второй — никакой ясности, зачем космос может практически понадобиться России (да и любой другой стране), на сегодняшний день нет. Дмитрий Медведев с одобрением относится к идее полета на Марс, обозначив таким образом , при этом многие ученые считают затею с пилотируемыми полетами к другим планетам бессмысленной и абсурдно дорогой. Так что же нам нужно в космосе?

Каждый третий бит через космос

До 1961 года утверждение, что в ХХ веке человечество вступает в эпоху новой — космической — формации, казалось продуктом умозрительного и эксцентричного философствования. После запуска первого искусственного спутника Земли и особенно полета Юрия Гагарина оно стало тривиальным. Сейчас это просто констатация факта, общественная значимость которого стала очевидной за время жизни буквально одного поколения. Космическое измерение человека, о котором брались судить преимущественно эзотерики и мистики, стало индустриальной практикой, в которой участвуют и плодами которой пользуются огромное количество людей. А также эффективным методом накопления, переработки, передачи и производства информации.

Выход в космос обозначил фазовый цивилизационный переход, случившийся даже быстрее, чем индустриальная революция XVII--XIX веков.

«Сейчас основное противостояние сосредоточено в глобальной информационной инфраструктуре, — подводит итог полувекового развития космонавтики президент РКК «Энергия» Виталий Лопота. — А учитывая, что каждый третий бит информации уже передается через космос, то мы, для того чтобы быть сильными и уметь себя эффективно защищать, должны уметь локально искажать это информационное поле... Кто владеет космосом — владеет миром».

Скачок произошел настолько быстро, что вызвал противоречие между новой реальностью и устоявшимися стратегиями выживания людей. Эта асимметрия дает знать о себе в общественной критике космических инициатив как некой выдумки ученых и политиков, дорогостоящего, сложного, небезопасного и совсем не обязательного ответвления человеческой активности, которая вполне может обойтись без космоса.

В России второй половины 80-х и 90-х такая точка зрения становится доминирующей: с наступлением перестройки российская космическая инициатива стала восприниматься на родине Гагарина как отвлеченная идея, не имеющая прямого отношения к жизни.

Как красивый непрактичный лейбл, доставшийся в наследство от СССР наряду с балетом.

И у этого были конкретные причины. СССР создал мощнейшую космическую индустрию, запрограммированную на устойчивое производство инновационных технологий. Однако для экономики страны эти технологии оставались чересчур «штучными», «витринными». В результате советский космический инженер так и не смог победить в споре с практичным обывателем, как это сделал инженер американский, предложивший наклеивать этикетки «Made in NASA» практически на все детали семейного американского автомобиля. Результат известен.

«Два с половиной поколения российской молодежи мы потеряли на экономическое, юридическое и социальное образование, — подводит итоги непростого для российского космоса переходного периода Виталий Лопота. — Но даже наш президент сказал, что только с юристами и экономистами будущего нам не построить...»

Небесный тупик

Сергей Павлович Королев (имя которого, кстати, было рассекречено только после его смерти: даже в воспоминаниях Гагарина он фигурирует как Главный конструктор, а Мстислав Всеволодович Келдыш как Теоретик космонавтики), писал еще в 1960 году:

«Появятся искусственные спутники Земли для различных народнохозяйственных целей. Они будут предназначены, например, для ретрансляции радиопередач и телевидения, для службы погоды, для астрономических наблюдений. Появятся и многоместные корабли-спутники экскурсионного назначения. Любознательные космические туристы в воскресный день смогут обстоятельно осмотреть с них весь земной шар. Пусть это сегодня еще фантазия, но вспомним еще раз, что в нашей жизни действительность иногда обгоняет самую смелую мечту».

Тут непонятно, чему удивляться больше — тому, как точно предсказал Королев развитие событий, или тому, как мало отклонилось развитие космонавтики от прогноза полувековой давности.

И пускай космические туристы сегодня не отправляются в космос по выходным — сегодня это лишь вопрос рентабельности. А она сегодня выглядит так:

«Космическая деятельность по своим основным видам в порядке убывания рентабельности делится следующим образом: телекоммуникации, запуски, навигация, космическая съемка, пилотируемые полеты. Для наиболее зрелых в коммерческом отношении видов деятельности (телекоммуникации, запуски) в мировой практике обычно требуется лишь разумная законодательная поддержка. Навигационные программы и программы космической съемки предполагают элементы частно-государственного партнерства. Пилотируемый, научный космос являются фактически чисто дотационными», — , генеральный директор ИТЦ «Сканэкс», работающего в сфере дистанционного зондирования Земли.

За пределами же понятного коммерческого использования орбиты горизонты развития космической программы человечества сегодня совершенно не ясны.

Дорогостоящие полеты человека значительно уступают беспилотникам по научной ценности (стоит только вспомнить зонды Voyager — первые космические аппараты, покинувшие пределы Солнечной системы, и миссии NASA к другим планетам). Символические полеты людей сильно подорожали и потеряли былую имиджевую привлекательность. Если полет Гагарина не был дорогим даже для советской послевоенной экономики («Мы потратили на полет Гагарина в космос меньше, чем сейчас Абрамович тратит на яхты», — ), то современный космос куда «тяжелее». «Мое твердое убеждение - пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск. Зачем выкладывать не менее 300-500 миллиардов долларов, оплачивая труд сотен тысяч рабочих, инженеров, ученых, если на все интересующие землян вопросы способны ответить марсианские роботы, управляемые учеными с Земли?» — так соратник С. П. Королева Борис Черток постулирует преимущества беспилотного космоса.

В космосе делить нечего

Полвека назад идея, казавшаяся не более чем идеей, совпала с политической волей, полностью контролировавшей распределение материальных и энергетических ресурсов самой большой страны.

«Режим мобилизационной экономики и установление полного идеологического единства государства и науки стали обязательными условиями для реализации тех задач. Ни о чем похожем на коррупцию или вывоз капитала мы, конечно, даже и не слышали», — вспоминает историю подготовки первого в мире космического пилотируемого полета в космос Борис Черток.

Времена изменились, и гармония между властями и космическими инженерами возникает сейчас разве что в моменты громких юбилеев, когда и тем и другим есть что вспомнить и чем гордиться.

«Сегодня успешное развитие орбитальной космонавтики возможно только в рамках международного сотрудничества, — констатирует генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота. — Если нам есть что делить на Земле, то в космосе делить нечего. На МКС люки между национальными отсеками всегда открыты. И только когда идут работы по заказу оборонных ведомств, космонавты, конечно, просят не заходить без спроса в свои отсеки».

Однако, в какой степени национальным станет решение более нетривиальных, чем орбитальная космонавтика, задач, ясно пока не очень. Освоение Луны частному бизнесу пока не по силам. При этом все страны, инвестирующие в космическую индустрию, уже заявили о создании в ближайшем будущем своих лунных баз (обитаемых — США и Китай, или автоматических — Япония и Россия). В случае пилотируемой экспедиции на Марс национальная схема успеха уже не гарантирует, и здесь кооперация необходима объективно, хотя бы в силу различного характера знаний и опыта, накопленного в космосе. Россия, например, остается лидером в разработке систем жизнеобеспечения, США — в системах пилотируемой высадки и старта с неземной поверхности.

Несмотря на то что в ближней перспективе будущее пилотируемой марсианской экспедиции остается туманным, Россия пытается закрепить за собой позиции в межпланетной космонавтике, инвестируя в космонавтику орбитальную.

Кроме функционирующего российского сегмента МКС, ключевым проектом станет введение в коммерческую эксплуатацию российской ядерной ракетно-двигательной установки (ЯРД), необходимой для увеличения российской доли в обслуживании геостационарной орбиты, рыночная емкость которой оценивается в 80 млрд долларов (только стоимость лицензирования геостационарных точек уже колеблется от 20 до 50 млн долларов и будет расти).

По словам Виталия Лопоты, аванпроект российского ЯРД уже прошел стадию апробации в РКК «Энергия».

Кроме коммерчески выгодной высокоорбитальной эксплуатации, такой ЯРД может быть использован в качестве силовой установки межпланетного экспедиционного комплекса, поскольку двигатели на химическом топливе для пилотируемых межпланетных полетов не годятся. Серьезность намерений космических ведомств в этой области демонстрирует состоявшаяся на прошлой неделе встреча представителей Роскосмоса и NASA, где обсуждался совместный проект по созданию корабля с ядерной установкой, предназначенного для полетов за лунную орбиту. Уходящий в отставку глава Роскосмоса Перминов полагал, что сознание ракеты с таким двигателем возможно к 2019 году, а полет на Марс к 2025-му.

На Марс?

При этом идеологическая основа нового этапа космической экспансии, как и ее цели, остается смутной. Недавнее заявление знаменитого физика Стивена Хокинга о том, что освоение космоса является единственной гарантией выживания человечества, стремительно несущегося к самоуничтожению, — слабый аргумент в эпоху прагматики и финансовых кризисов. Похоже, что основным стимулом является по-прежнему страх — страх отставания уже не в гонке вооружения, а в технологической гонке. Хотя прямые дивиденды от развития за пределами земной орбиты пока не ясны, путь на Марс обещает создание множества новых технологий двойного назначения, а значит, выживание в постиндустриальном мире.

У России в области высших мотиваций есть, как всегда, экзотический приоритет.

При переборе возможных сценариев будущего и точек опоры в нем к идеям русских философов-космистов наши интеллектуалы и политики обращаются в последнюю очередь. Это вполне естественно: трудновато было бы премьер-министру или президенту объяснять увлеченность идеей самого радикального представителя этого направления Николая Федорова о воскрешении всех мертвых и расселении их по Вселенной. И одновременно тут есть определенный исторический парадокс. Из всех упражнений русской философской мысли — от религиозно-охранительных до радикально-левацких — только идеи русского космизма были реализованы на практике с однозначно позитивным результатом. Работы Циолковского, предвосхитившие развитие космонавтики как минимум на столетие вперед, — пример в данном случае хрестоматийный.

Самое же странное то, что даже такие эзотерические опыты, как «Философия общего дела» Николая Федорова, могут быть воплощены в жизнь.

Нейрофизиология и нейроинформатика сегодня пытаются теоретически обосновать технологию записи сознания на небиологические носители, рассматривая эту задачу как бесконечно сложную, но уже не абсурдную. Кроме практической реализации федоровской имморталистской идеи (о которой стыдятся говорить гуманитарии, но не стыдятся нейрофизиологи и специалисты по искусственному интеллекту), это снимет проблему жизнеобеспечения в космосе (последняя окажется просто не нужна), обеспечив системный прорыв в космонавтике.

Пока подобные рассуждения лежат в зыбкой области футурологической спекуляции.

Но какая бы идея космического проекта ни обсуждалась, в конечном счете без нее не обойтись, потому что свернуть космическую программу просто не удастся.

Не только потому, что это как минимум не позволят сделать амбиции новых игроков — Китая и Индии, для которых, как для СССР и США пятьдесят лет назад, космос является продолжением политики, средством достижения статуса мировой державы.

Просто стоит помнить, что Космосом древние называли мир. Можно игнорировать идею, но вот от мира никуда не убежишь точно.


24.11.2016 12:47 2904

Зачем человеку нужен космос.

Узнать о том, что же скрывается там, за облаками, люди мечтали очень давно.Еще с незапамятных времен взор человека всегда был устремлен к небесам, в Космос. Именно там многие поколения людей старались отыскать ответы на многие вопросы, предсказывали будущее или искали разумные цивилизации. С течением времени, благодаря развитию науки и техники, интерес человека к космосу не угас, а наоборот, разгорелся с еще большей силой.

Однако несмотря на существующие космические программы и достижения, полученные в ходе освоения космоса, некоторые люди все же сомневаются, что Космос нужен человечеству.Они считают, что потраченные на освоение космических просторов деньги можно было бы направить на другие, более полезные дела в какой-либо другой сфере жизни. Поэтому давайте попробуем разобраться, зачем люди осваивают космос и понять насколько он необходим человечеству. Итак, что же мы получили от освоения космоса?

Бытовые вещи. К примеру, тефлоновые сковородки, застежки: молнии и липучки. Но ведь эти вещи были изготовлены на земных фабриках, скажут многие.С этим конечно же не поспоришь, но наиболее востребованными они оказались именно для космоса, где и использовались в свое время, после чего распространились в нашей повседневной жизни.

Безопасность. Существующие космические технологии могут стать на страже безопасности нашей планеты, чтобы мы могли избежать участи динозавров . Самым ярким современным примером опасности из космоса является Тунгусский метеорит, упавший на территории Сибири в начале прошлого века. Чтобы избежать подобных катаклизмов, необходимо развивать космические программы и технологии, которые не только помогут обнаружить опасные космические тела, но и позволят управлять ими или вовремя уничтожить, чтобы избежать столкновения с Землей.

Спутники. Идея запустить на околоземную орбиту спутники была предложена в середине прошлого века. Они разработаны для передачи радио- и телесигнала, а также для наблюдения за погодой. Кроме того, именно с помощью спутников мы сможем узнать, если еще где-то, кроме нашей планеты, во вселенной есть жизнь.

Цифровая фото - и видеотехника.Она также «родилась» на космических просторах. Для исследования космоса, снимков Земли и космических объектов потребовалось разработать особые электронные телескопы. Современная цифровая техника, телевидение, медицинские микроскопы – все это детища космических фототехнологий.

Есть также мнение, что в будущем космос станет для человечества единственным спасением, когда на планете Земля уже не останется никаких условий для существования. Как бы там ни было,но уже сейчас смело можно сказать, что космические разработки во многом упростили нашу повседневную жизнь. И уже один этот факт говорит о том, что изучение и освоение космоса важно и нужно человечеству.



Большинство ученых не видят особого интереса в обитаемых космических полетах, однако подобных проектов становится все больше, как со стороны НАСА , так и со стороны Китая и частных компаний.

Зачем подниматься на Эверест? «Потому что он есть», - ответил британский альпинист Джордж Мэллори (George Mallory) перед тем, как отправиться в путь. Его тело обнаружили на гималайских склонах в 1999 году, через 75 лет после начала экспедиции на вершину.

Зачем лететь на Марс? «Из спортивного интереса. Это единственная, но значимая причина», - заявил в 1988 году в интервью Ciel & Espace Юбер Кюрьен (Hubert Curien), министр науки и один из отцов-основателей европейской космической программы.

То есть, присутствие человека в космосе - бесполезное достижение? Нога человека ступала на поверхность Луны в последний раз 45 лет назад («Аполлон 17»). Маловероятно, что он вернется туда раньше, чем через десять лет. Кроме того, не исключено, что это будет китаец. Финансируемая до 2024 года Международная космическая станция поглощает основную часть инвестиций в исследование космоса. Тома Песке (Thomas Pesquet) провел там полгода, но едва ли расширил наши горизонты: экипажи сменяют друг друга на этом орбитальном посту в обстановке всеобщего безразличия, если в команде нет соотечественника.

Так в чем смысл продолжать эту работу или же отправиться на Марс, что называют следующим и почти неизбежным этапом? Для начала совершим небольшой экскурс в прошлое. Первым человеком в космосе стал советский герой Юрий Гагарин (1961). Начатая Кеннеди лунная гонка должна была смыть оскорбление. Это было достигнуто с помощью бывшего нациста Вернера фон Брауна (­Wernher von Braun) и прочих немецких ученых, которые были завербованы союзниками для формирования их ядерного арсенала. Таким образом, отправка человека в космос стала побочным продуктом колоссальной военной программы.

Нашлось ли тут место для науки? Программа «Аполлон», которую лишили трех миссий по финансовым соображениям, привезла на Землю несколько сот килограммов лунных пород, однако это не было ее главной целью. Большинство ученых не видят смысла в обитаемых полетах: данные с зондов, роботов и космических обсерваторий не идут ни в какое сравнение с крупицами информации, которые могут принести астронавты.

Это упорное противостояние существует со времен «Аполлонов». Завоевание Луны имело в первую очередь политическое и символическое значение. Подтверждение американцами концепции «судьбы», «которая была сформирована в XIX веке Джоном О"Салливаном (John O"Sullivan) в качестве объяснения и оправдания американского стремления к завоеванию континента и других земель», - напоминает директор Фонда стратегических исследований Ксавье Паско (Xavier Pasco) в «Новой космической эпохе». Здесь все завязано на идентичность: народ первопроходцев должен исследовать вселенную, как в телесериале «Звездный путь»…

Но как обстоят дела сейчас? МКС стала результатом разрядки, а затем распада СССР. У этой инициативы, которая была призвана сблизить Россию и Запад, год на год не приходится. Играет определенную роль и геостратегия в совокупности с необходимостью сохранить ноу-хау, рынки и рабочие места в промышленности.

Главный парадокс сегодня заключается в том, что мировой гигант находится в стесненном положении: США больше не в состоянии самостоятельно отправить на орбиту астронавтов. После отправки челноков на пенсию в 2011 году они зависят от России. Та же обслуживает МКС с помощью бессмертных «Союзов».

Такая унизительная ситуация носит лишь временный характер. НАСА готовит новый носитель и обитаемую капсулу Orion. На пятки агентству наступают New Space и прочие деятели цифровой индустрии. Основатель Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) предлагает ракеты для транспортировки грузов для колонии на лунном полюсе. Илон Маск (Elon Musk), отец пригодных для повторного использования ракет SpaceX, говорит о полете на Марс в 2024 году, еще до НАСА. Как и его соперник Безос, он считает эту планету «планом Б» с учетом нависших над нашей угроз.

«В заявлениях Илона Маска не обошлось без блефа: мы все еще не умеем отправлять людей на Марс, - отмечает Франси Рокар (Francis Rocard) из Национального центра научных исследований. - SpaceX - не транспортный корабль, и никто не говорит ни слова об инфраструктуре, которую придется создать, чтобы там остаться. Он надеется на контракты с американским государством».

По мнению французского специалиста, объяснение мотивации обитаемых полетов следует искать в докладе Национального совета научных исследований США «Пути исследования» за 2014 год. В этом документе описывается все, что необходимо создать для полета на Марс и возвращения назад. Кроме того, там отмечаются глубокие причины: экономические и технологические последствия, национальная безопасность и оборона, национальный статус и международные отношения, образование и вдохновение, наблюдение и исследования, выживание человечества, распространение людских устремлений в масштабе планеты. Вывод выглядит несколько обрывочным: «Ни одна причина сама по себе не оправдывает продолжение обитаемых космических полетов». Даже в их совокупности потребуется немалая политическая воля, чтобы решить, что они формируют достаточный аргумент, говорится в докладе.

В вышедшем в апреле аудиторском отчете НАСА подчеркивается, что расходы на экспедицию на Марс в 2030 годах потребовали бы инвестиций в 210 миллиардов долларов (вдвое больше инвестиций в МКС за 30 лет работы). Европа, как и сегодня (8% бюджета МКС), довольствовалась бы задней скамьей в этой программе.

Китай в свою очередь постепенно продвигается к отправке человека… на Луну. Но достаточно ли этого будет, чтобы начать гонку за Марс? Это вернуло бы нас к истокам истории присутствия человека в космосе: соревнование, «война минус убийство». То есть к определению большого спорта по Оруэллу.