Замка дому твоему подобаетъ святыня. История

Михайловский замок: мистика здания

Как обычно рассказывают:

Михайловский замок, прежде всего, известен как обиталище призрака Павла I. Однако история строительства и символика здания также окутаны мистикой.

Это касается и названия здания. В Петербурге немало объектов, связанных с личным именем «Михаил». В них подчас легко запутаться: Михайловский дворец не имеет отношения к Новомихайловскому, а оба они - к Михайловскому замку. При этом, если первые два названы по именам владельцев, то Михайловский замок строился вовсе не для Михаила, а для императора Павла I. Почему же резиденция государя получила такое имя? Легенда объясняет происхождение так:

«Однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел архангел, на что Павел будто бы ответил: „Воля его будет исполнена“. В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нём церкви во имя архистратига» . Иногда легенда расширяется следующим образом:

«Накануне явления архангела часовому Павел заметил у дверей своего кабинета неизвестного старика в монашеской рясе. У него было красивое лицо, изборождённое морщинами, длинная седая борода и приветливый взгляд. В то время императрица готовилась стать матерью десятого ребёнка. Старик преградил дорогу императору: „Супруга твоя, - заговорил он, - родит тебе сына, которого ты, государь, наречёшь Михаилом. Этим же именем святого архангела ты назовёшь дворец, который построишь на месте своего рождения.“ Таинственный гость исчез. Через несколько дней императрица действительно родила сына, которому по желанию Павла „при молитве дано было имя Михаил“. Вот почему в некоторых вариантах легенды о видении, явившемся солдату на посту у Летнего дворца, в ответ на рассказ часового, Павел отвечает: „Да, я знаю. И это уже мною исполнено“. »

На самом деле:

Странное название Михайловского замка появляется в эпоху правления Павла I, о чём единодушно сообщают мемуаристы. Наиболее авторитетным из них является фрейлина В.Н. Головина.

Варвара Николаевна Головина (1766–1819) почти всю жизнь провела при дворе, оставив весьма достоверные воспоминания о правлении Екатерины Великой, Павла Первого и Александра Благословенного. Всех вышеперечисленных она хорошо знала лично. В начале царствования Павла графиня оказалась в немилости, тем не менее, находилась в Петербурге и лично могла засвидетельствовать появление слухов о названии замка.

Мемуаристка связывает распространение легенды о солдате, которому явился архангел Михаил, с придворными интриганами, стремившимися «направить воображения государя в нужное русло». Впрочем, зачем это было нужно «некоторым приближённым лицам», В.Н. Головина не сообщает. По мнению мемуаристки, под влиянием этих слухов государь и начал строительство замка на месте старого дворца Елизаветы Петровны, а также дал обет назвать своего будущего сына Михаилом. Таким образом, достоверный источник полностью подтверждает легенду, хотя к вероятности появления архангела относится крайне скептически и никакого старца не упоминает.

Вариант истории, в котором указание свыше передаёт старец вместо архангела, отражён в записках А.Т. Болотова. Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) - блестящий энциклопедист-самоучка с широчайшими интересами: от проблем психологии и сельского хозяйства до вопросов политики и истории. В 1797 г. он находился в Богородицке близ Тулы, следовательно, легенду он передаёт из третьих рук. А.Т. Болотов передаёт всю историю как некий слух, ходивший по городу и сомневается в её достоверности. Мемуарист отмечает, что причиной появления слуха явилось странное название заложенного замка и настойчивое указание именовать его именно Михайловским, появившееся «не только в указе, но и в газетах» . При этом А.Т. Болотов предполагает, что у государя были некие «особливые причины» назвать замок Михайловским, а сама легенда явилась лишь «выдуманною басенкою, или, по крайней мере, какою-нибудь политическою стратагемою».

Таким образом, приведённая легенда является одной самых достоверных и старинных во всём петербургском мистическом тексте. Единственное, что не заслуживает доверия в распространённом ныне фольклоре, - упоминание о том, что старик явился накануне рождения сына Павла Михаила. Между закладкой замка и рождением сына прошло около года, и все мемуаристы сходятся в том, что замок получил название непосредственно после закладки. Кроме того, оба заслуживающих доверия мемуариста сообщают, что указание свыше было передано государю через солдата, никаких слухов о явлении самому императору не было.

Попытки интерпретации

Итак, рассказ о мистическом приказе относительно названия замка стал активно бытовать сразу после закладки замка. Вопрос о том, являлись ли в действительности солдату старец или сам архангел Михаил ставить бессмысленно, ответа на него не будет. С другой стороны, очень быстрое распространение однозначной интерпретации появления названия говорит либо о реальном сообщении караульного солдата (что, как Вы понимаете, не означает, что он действительно видел святого), либо об активно пропагандируемой выдумке. Оба наших мемуариста склоняются к последнему варианту. Но кому было выгодно распространение подобной истории? На наш взгляд - только самому Павлу I.

Михайловский замок строился «стахановскими темпами», туда сносились материалы и сгонялись рабочие со всех прочих строек города, государь въехал во дворец, когда ещё не просохли стены. Сложно поверить, что такая поспешность явилась следствием свидетельства некого солдата. Очевидно, Павел имел более серьёзные основания для того, чтобы стремиться к переселению в новую резиденцию. История об указании свыше оказывалась в таком случае хорошим объяснением для общественности, т. к. скорейшее выполнение приказа высших сил безусловно должно было одобряться религиозно настроенными широкими слоями населения. Каковы же могли быть истинные мотивы Павла при постройке новой резиденции?

Небесный Иерусалим государя

Павел не вёл дневников, не писал мемуаров и не был склонен подробно разъяснять смысл своих действий. Поэтому общий замысел императора можно представить лишь по косвенным данным. Что же необычного мы видим в архитектуре Михайловского замка? Наиболее авторитетный ныне исследователь символики замка Л.В. Хайкина обращает внимание на следующие элементы:

Надпись на фронтоне «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней» . Надпись представляет собой видоизменённую цитату из 29 псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию.

Названия ворот «Воскресенские», «Зачатейские», «Рождественские», «Воскресенские» . Эти названия хорошо гармонировали бы с архитектурной номенклатурой церкви или монастыря, но не дворца.

План дворца: квадрат с вписанным в него восьмиугольником . Квадрат упоминается в Апокалипсисе как форма Небесного Иерусалима, восьмиугольник - символ «Восьмого дня творения» - воскресения Иисуса Христа и начала Вечности.

Расположение царских мест в дворцовой церкви архангела Михаила . Они находились на балконах в апсиде, в непосредственной близости от алтаря.

Совокупность указанных элементов можно рассматривать как доказательство стремления Павла I воплотить в Михайловском замке идею жилища царя-первосвященника. Если мы вспомним обстоятельства коронации государя: парадный въезд в Москву был приурочен к Вербному воскресенью, торжественная церемония венчания - к Пасхе, во время церемонии государь облачился в далматик, подобие одежды Христа - закладка дворца-храма по возвращении в Петербург оказывается лишь элементом в этой последовательности событий.

Михайловский замок вполне оправдано имеет репутацию самого мистического здания в городе. У государя был детальный план относительно его символического значения и этот план представляется весьма загадочным. Вероятно, он имел отношение к образу дома царя-первосвященника, посредника между Богом и людьми, каким и воспринимал себя Павел. Являлся солдату старец или ангел, действительно ли солдат сообщил о видении или это была чья-то интрига, мы вряд ли сможем выяснить. Но одно несомненно - слух повлиял на государя, уверив его в необходимости строительства новой резиденции, которую он и без того планировал. Слух также объяснил поспешность возведения замка и его странное название широким слоям населения - возможно, распространению легенды способствовал сам государь.

Постскриптум

Разумно предположить: а не придаём ли мы слишком большое значение символике? Возможно, Павла она не интересовала вовсе, а все выделенные нами особенности архитектуры замка - случайность, равно как и название «Михайловский»? Ведь во всех императорских резиденциях были церкви - кому-то в конце концов нужно было посвятить и церковь в новом дворце. Почему бы не архангелу Михаилу? Нельзя ли отсюда вывести относительно случайное название резиденции? Или, может быть, название ворот и прочие аллегории - просто замысел архитектора, а Павел символикой и вовсе не интересовался?

Подобная версия весьма сомнительна в свете того, что в библиотеке Павла I находилась масса книг по вопросам христианской экзегезы, а император блестяще разбирался в символике службы и особенностях христианской иконографии. Таким образом, государь, в отличие от нас, отлично понимал, что именно представлено в символике его замка и сложно поверить, что не он был инициатором использования этой символики.

Горькая ирония, пожалуй, заключается в том, что в некоторых случаях аллегории были реинтерпретированы потомками в совершенно ином, нежели задумывалось, свете. Так, широко известна легенда о том, что императору было предсказано: сколько букв в надписи «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня в долготу дней » на фасаде его замка, столько лет он и проживёт. Государь действительно погиб на 47 м году жизни. Никаких данных о существовании подобного предсказания до гибели Павла у нас нет. Так что, весьма вероятно, оно появилось задним числом. Однако, совпадение букв и лет правления, и правда, очевидно- не слишком ли заигрался государь с опасной мистикой, от чего и пострадал?

Из книги Рыцарь в ржавых доспехах автора Фишер Роберт

Глава 5. Замок Знания Рыцарь, Ребекка и Белка снова пустились в путь по тропе Истины к Замку Знания. Они сделали только две остановки: одну, чтобы перекусить, а другую, чтобы рыцарь сбрил свою косматую бороду и остриг отросшие волосы краем заостренной краги. После этого

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Мастер сновидений. Словарь-сонник. автора Смирнов Терентий Леонидович

ЗДАНИЯ (постройки, нежилые строения) (видеть) см. доп. учреждения, пространства, жильё.738. АМБАР - полный - к достатку; пустой, ветхий - к безденежью.739. АПТЕКА - к недомоганию.740. АТЕЛЬЕ - жизненные перемены.741. АЭРОПОРТ - мечты, желания, нереализованные планы.742. БАССЕЙН -

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Спиральный замок Современные посетители Гластонбери сразу же обращают внимание на необычную форму холма Тор. Если «лабиринтная теория» верна, то в древние времена он представлял собой гораздо более впечатляющее зрелище, остров, спиралями поднимающийся из тумана над

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Приворотный заговор на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом читая особый заговор, а ключ потом выбросите. Заговор такой: Как этот замок без ключа Никто не откроет, Так нас с тобой никто не разлучит.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, Рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 1 автора Пайк Альберт

8 Intendant of the Building Надзиратель за Постройкой (Хранитель Здания) В этом градусе вы усвоили тот огромной важности урок, что никто не имеет морального права продвинуться вверх по лестнице градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава, если не усвоил в теории и на практике

Из книги Сокровище альбигойцев автора Магр Морис

Замок Брамвак Сразу за часовней Сент-Авантен открывается вид на долину Ларбуст; каждый полдень тень от пика Агюд стремительно наползает на долину и, выдохнувшись, останавливается, упершись острым концом в замок Брамвак. Точнее, в его руины. Ветер, дующий со стороны Уэйля,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 14 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божьей милостью. Старому колдуну, еретику, Старой колдунье, еретице, Злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, Как ты воротишь красно Солнышко и Луну, Так же отвороти, отверни От меня, Божьей рабы (имя): Шутки, творки,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Заклинание на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом говоря заклинание, ключ выбросите.Как этот замок без ключа никто не откроет, так нас с тобой никто не разлучит. Аминь.

Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божией милостью. Старому колдуну, еретику, старой колдунье, еретице, злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, как ты воротишь красно Солнышко и Луну, так же отвороти, отверни от меня, Божией рабы (имя): шутки, творки,

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Из книги Алмазные дни с Ошо. Новая алмазная сутра автора Шуньо Прем

Михайловский замок Место, где был убит Павел I и где до сих пор бродит его неприкаянный призрак. Появляется он, как правило, около полуночи и тихо бродит по лестницам и залам. Сотрудники замка видели его неоднократно, но поскольку вреда он никому не причиняет, особо не

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Глава 5 США – замок 1 июня 1981 года, Нью-Йорк.Ошо уезжал из Индии вместе с двадцатью саньясинами. Желая попрощаться с Мастером, ученики образовали своего рода «коридор» через весь ашрам – от порога его комнаты до самой машины. Они стояли в тишине, сложив руки в намасте. Ошо

Из книги автора

Замок героя Когда туман рассеялся, вы увидели очаг на земляном полу, в котором потрескивает огонь. Дым от него поднимается вверх и выходит наружу – через отверстие в крытой соломой крыше. Вокруг очага расположены грубо сколоченные столы и стулья. Пол прикрыт свежей

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.


Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.


Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2017 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

Михайловский замок - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами - Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название - Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея , работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят . В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал» .

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 - 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича - внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстско й). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. - владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 - 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 - 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 - 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей - четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами - рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

A лександр Павлович (12.12.1777 - 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. - император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 - 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 - 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 - 1807 и 1812 - 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 - 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 - 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) - Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 - 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 - 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 - 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 - 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 - 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 - 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 - 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 - 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 - 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 - 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 - 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 - 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 - 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 - 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 - 09.01.1873).

Адрес: Садовая улица, 2

Режим работы: с 10.00 - до 18.00

Михайловский, он же Инженерный замок – самое оригинальное и самое мистическое дворцовое сооружение Петербурга. Дворец, созданный во времена правления Павла Первого в виде средневекового замка и обязанный защитить его жизнь, становится местом его насильственной гибели. Находится этот мистический замок на набережной Фонтанки позади территории Летнего сада .

Этот замок на Садовой улице появился к концу 18 - началу 19 вв . Почему сооружение называется замком? И почему Михайловским? Случилось так, что славящийся оригинальностью Павел получил титул Великого магистра рыцарского католического Мальтийского ордена, и это дало ему право строить замки (наподобие рыцарских). Такая вот предыстория появления практически единственного классического замка в России.

Михайловский замок был сооружен как настоящая средневековая крепость

Название же замку было дано в честь Св. Архангела Михаила , которого якобы увидел стоящий на посту солдат. Именно Михаил и указал место постройки будущего императорского дворца. Название было присвоено строению уже при закладке фундамента, и это едва ли не единственный случай названия дворцового сооружения не по имени его владельца.

История создания – мистика и реальность

Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.


И вот, став наконец императором (1796 г.) , в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья.

Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой.


В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого . Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота , в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?

Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг .(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.

Восточный фасад замка Павла Первого

Нетерпение Павла при возведении Михайловского замка обусловливалась его предчувствием нового дворцового переворота, желанием сохранить свою жизнь. Поэтому создаваемый дворец-крепость отрезается от городских построек глубоким рвом, заполненным водой.

Работа на строительной площадке замка шла круглыми сутками, но все равно не так быстро как хотел Павел - возвести дворец в течение одного года не удалось. Лишь к осени 1800 года - ко Дню Св. Михаила - дворцовый замок, наконец, освятили. Но впереди были еще отделочные работы по созданию дворцового интерьера, окончательно законченные только со смертью Павла (в марте 1801 года).

Михайловский замок был построен к осени 1800 года

Мистический смысл приобрела и медно-буквенная надпись, созданная из заготовки для Исаакиевского собора. Фраза, украшающая Воскресенские ворота во дворец гласила - «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Это высказывание из Библии содержит 47 знаков . Мистика состоит в существующем якобы предсказании, что Павел проживет то же количество лет, сколько знаков содержит надвратная фраза . Умер он действительно на 47 году жизни.

Воскресенские ворота Михайловского замка с мистической записью

И вот строительство нового замка было закончено, однако Павлу оставалось жить в нем совсем мало времени. Виновато здесь предсказание или нет, однако, после убийства императора в замке никто не остался жить. Домочадцы убиенного вернулись в Зимний дворец .

Мало того, впоследствии наследники разбирали замок буквально на запчасти! Один из сыновей Павла – Александр Первый – создает из чеканных серебряных церковных врат замка роскошный столовый сервиз. Другой его сын – Николай Первый – вывозит облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа .

В 1819 г. в пустующее здание замка въехало Главное инженерное училище , дав сооружению новое название – Инженерный замок . С течением времени от интерьеров Павловского дворца ничего не осталось – здание было перепланировано под нужды училища. Кстати, это инженерное училище закончил сам Ф.М.Достоевский ! Во время его учебы и непосредственно по его инициативе, среди учащихся училища возник литературный кружок! С 1843 года будущий писатель получил распределение на службу полевого инженера в инженерную команду Петербурга. Инженерная деятельность Достоевского, однако, продлилась недолго.

Во внутреннем дворе Михайловского или Инженерного замка

В советские времена в Михайловском замке обитало Ленинградское военно-инженерное училище , а в военный период здесь был оборудован госпиталь . В послевоенный период сюда поместили службы всевозможных технологических вузов города, Военно-морскую библиотеку и Бюро технической информации. Хозяйственная деятельность организаций, далеких от идеи сохранения исторического здания, привела к утрате его первоначального облика, и плачевно отразилась на обще-архитектурном состоянии.

1991 год открыл новую страницу в судьбе Михайловского замка. Он перешел в распоряжение Русского музея. Начались реставрация, восстановление интерьеров и инженерно-фортификационной защиты. Уже к маю 2003 года Михайловский замок смог принять первых посетителей, которые знакомились с частично воссозданными интерьерами и расположенными в них постоянными экспозициями.


Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года . Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад , устроенный по поводу императорского новоселья . Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.


10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара . А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.


Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость - становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе .

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова , «Павле Первом» Мережковского , «Заговоре» М.Алданова , «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец . Детище Павла - Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи , ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму . Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет .

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии , после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту , мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела . А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский , а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте .

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость.

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади , отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв . Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук» . Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка , пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии , также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа - спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Как и что посмотреть в Михайловском замке

Поскольку Михайловский замок - это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади , которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ.

В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.

Бывший Офицерский дом на Манежной площади занял место въездных ворот

Поэтому, огибаем здание №4 и наслаждаемся прямой перспективой Кленовой магистрали, вдоль которой вытянулись сооружения Михайловского манежа (слева) и Конюшен Михайловского замка (справа).

По Кленовой улице осуществлялся парадный въезд к Михайловскому замку

Здание Михайловского манежа (арх.В.Бренн) снабжено высокими и полукруглыми окнами, которые обеспечивали прекрасное естественное освещение внутренних помещений. До революции 1917 года Манеж, в основном, использовался по своему прямому назначению – для проведения военных учений петербургской гвардии. Но иногда в нем проходили и различные выставочные мероприятия , такие как выставка Императорского общества садоводов или первая выставка Императорского автомобильного общества (1907 г.).

Автомобильная выставка в Манеже на Кленовой улице (1907г.)

В советское время (1949 г.) здесь был оборудован . А сегодня Манеж снова превратился в выставочный комплекс, сохранивший свое название «Михайловский манеж».


Здание Михайловского манежа Петербурга в советский период

Конюшни (арх.В.Бренн) как и Манеж построены в начале 19 века в классическом стиле. Пройдя по Кленовой улице между этими сооружениями, мы выходим непосредственно к замковой территории, вход на которую обозначен левой и правой Кордегардиями (караульными), сооруженными тем же архитектором В. Бренном.

Трехэтажные Кордегардии с высокими окнами на первом этаже расположены симметрично и имеют одинаковое крестообразное строение. Колонны ионического ордена объединяют второй и третий этажи.

В Кордегардиях Михайловского замка размещались караульные службы

Между Кордегардиями по продолжающейся Кленовой улице движемся уже по территории собственно замка – сегодня это , и на подходе к замку нас встречает подобно римскому императору Петр Первый на мощном коне. После знакомства с памятником, продолжаем движение до пересечения с Замковой улицей, от которой, за Воскресенским каналом, начинается трехчастный мост к Михайловскому замку.

Через Инженерный сквер приближаемся к южному фасаду замка

Сам замок обязательно нужно осмотреть снаружи вместе с Воскресенскими воротами , через которые мы вошли. Нужно осмотреть и восьмиугольный двор с размещенным на нем к 300-летию города памятником незадачливому Павлу Первому (автор В.Горевой).

Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка

Михайловский замок оригинален не только снаружи, интерьерное богатство его также вызывает восхищение – это позолоченная лепнина , фрески и полотна известных художников, мебель, обтянутая изысканной тканью, барельефные украшения, камины и статуи.


Особое внимание нужно уделить прекрасно выполненному макету Михайловского замка . Замок, окруженный водными каналами, подъемными мостами и прочими сооружениями фортификации, предстает перед нами в первозданном облике 1801 года .

Макет Михайловского замка в экспозиции музея

Сегодня в воссозданных залах Михайловского замка можно ознакомиться с Античными сюжетами и произведениями эпохи Ренессанса в отечественном искусстве. Можно подробнее узнать о судьбах первых хозяев дворца, посетить скульптурный фонд, среди которых находятся и статуи, ранее украшавшие Летний сад. Эти экспозиции расположены в основном на первом этаже.


На втором этаже замка можно осмотреть воссозданные императорские покои и другие залы. Погулять по Столовому , Георгиевскому , Тронному и Предтронному залам Марии Федоровны (жены Павла), осмотреть комнату их сына Константина и Мраморную галерею .

Галерея Рафаэля находится рядом с покоями императрицы

Бывшая спальня Павла Первого, в которой произошло убийство, впоследствии была переорганизована в Церковь Св.Петра и Павла , но ее можно посещать исключительно в составе экскурсий, а это будет несколько дороже.

Петропавловская церковь на месте бывшей спальни Павла Первого

Петропавловская церковь была создана на месте убийства Павла его внуком – Александром Вторым , впоследствии ежегодно приезжающим сюда на годовщину смерти деда. Александр Второй молился здесь, и смотрел из окон бывшей павловской спальни на место своей будущей гибели, находившееся совсем близко, не подозревая об этом. Сегодня это место обозначено Храмом Спаса на Крови.

Михайловский замок можно посещать во все дни, кроме вторника , с 10.00 до 18.00 . А по четвергам – с 13.00 до 21.00.

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)