Знаменит греки понтийцы. Понтийские греки: от мифологии до современности

…Когда исчезает чувство истории, исчезает чувство страны (Е. Евтушенко)

Многое говорится и пишется о проблемах понтийских греков, переехавших на постоянное место жительства в Грецию из бывшего СССР. В русскоязычной прессе время от времени появляются статьи на соответствующую тему. Авторы статей, пытаясь осветить, а в некоторых случаях разобрать данную тему, заходят в тупик, так и не достигнув какого-либо результата. Некоторые публикации вносят путаницу в сознание и мысли измученных постоянными переселениями понтийцев. Часть авторов, преувеличивая возможности переселенцев, винит во всём Грецию и самих греков, другая часть, недооценивая их возможности, винит самих переселенцев и их трагическую судьбу. Причём, зачастую появляются призывы, несоответствующие ни историческому моменту, ни положению, создавшемуся в мире за последние десятилетия и даже столетия. Человеку, берущемуся за освещение «понтийской темы», необходимо, прежде всего, выяснить для себя наиболее важные вопросы, отодвигаемые, как правило, на второй план.

«Грек», «понтиец», «Греция», «Понт»

Во-первых, необходимо выяснить значение определений «грек» и «понтиец», «Греция» и «Понт», а также связь между ними.

Греция – это государство, территория, которого сформировалась в результате освобождения от турецкого ига части греческих земель в период с 1821 по 1948 года. В 1948 году к Греции были присоединены острова Додеканес с центром на острове Родос.

Понт – это одна из греческих областей, которая так и не была освобождена, и греческое население которой вынуждено было покинуть свою Родину.

Понтиец – это потомок выходцев из области Понт (сегодня территория государства Турция).

Понтийцы – это такие же греки, как и критяне, пелоппонесцы, эпироты, македонцы, фракийцы и другие, ничем ни меньше, но и не больше. Греки должны быть единым и неделимым народом с едиными национальными целями и задачами. Разделение понтийцев на трапезундских, самсунских, карских, пафринских…, а позже на казахстанских, сухумских, кубанских, украинских… ни к чему прогрессивному не привели. Результат раздробленности виден сегодня наиболее наглядно.

Потеряна Родина – Понт, забыт и с трудом востанавливается греческий язык, в упадке греческая понтийская культура. Самое главное, ослабло чувство собственной истории, а как следствие и чувство собственной страны. Из основных признаков, отличающих один народ от другого, остались только два – этническое происхождение и этническое самосознание.

Понтийцы из СССР практически не говорили в последний период на греческом языке. Часть греков перестала говорить по-гречески ещё во времена турецкого владычества в XVI – XIX веках, другая часть утратила свой язык, уже находясь за пределами Понта. В 1923 году, после подписания Лозаннского договора, понтийские греки лишились ещё одного важного признака – основной части единой этнической территории – Понта. Сохранить язык без единой территории проживания практически невозможно. С его потерей начинает приходить в упадок и духовная культура народа.

Постепенно становятся непонятными народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Теряет своё значение древний элемент греческой культуры – «лирарис» («кеменжечис»), играющий на лире и рассказывающий в своих песнях о былом и о настоящем. Ярким примером этой древней традиции является Гомер – «аэд», который, играя на лире, воспевал подвиги древних ахейцев и троянцев под стенами Трои и странствия легендарного Одиссея, возвращавшегося домой на Итаку. Благодаря Гомеру, мы сегодня знаем многое о Древней Греции. Благодаря современным аэдам мы узнаём о событиях недавнего времени, о борьбе за освобождение от иноземного ига, о переселении из Понта в другие страны и о современной жизни понтийцев.

Основная проблема понтийцев

Таким образом, можно выяснить, какова основная проблема понтийского народа. Утрачиваются или утрачены основные признаки, не столько отличающие понтийцев от других этнических групп и народов, сколько объединяющие их самих в одно целое. Если восстановятся названные признаки или, по крайней мере, их основная часть, восстановится и единство. После этого появится возможность решения многих общих для понтийцев проблем. Необходимо знать свою историю и жить своей культурой. Существуют две греческие страны – Грецию и Кипр. Эти страны являются родными и для понтийцев потому, что здесь возможно сохранение греческих этнических признаков. Здесь сохраняется греческая этническая среда, и греческий язык является государственным.

Новогреческий язык в наше время является основным языком каждого понтийца. Это путь к успеху и национальному самоутверждению. Понтийский диалект помогает поддерживать связь с многовековой историей Понта. Это два в самоутверждении понтийских греков в новых исторических условиях.

Кроме всего сказанного…

Понтийцы достигли высокого уровня жизни и, находясь под игом турок и, живя на чужбине, и, даже, находясь в ссылке в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Было бы целесообразно решительно войти в жизнь Греции и решать свои проблемы самим, не умоляя чиновников, которым непонятны трудности прошедших тяжёлый исторический путь понтийских греков.

Россия и Греция - государства, не имеющие общей границы, но в то же время духовно и исторические близкие друг другу. Православие, преемственность «Третьего Рима» Москвы от «Рима Второго» Константинополя стали важнейшей духовной скрепой, объединяющей наши народы. Сегодня, когда сказать «НЕТ!» Европейскому Союзу, именно Москва и Евразийский Экономический Союз рассматривается ими в качестве главного Центра внимания и интеграции. На Россию современные эллины возлагают свою надежду в деле возвращения Константинополя/Стамбула и установления православного креста над Собором Святой Софии. И не зря. Для нас греки остаются не только братским народом, но и входящим в многонациональную семью народов российской нации.

Понтийские греки (или понтийцы) являются этнической группой греков, происходящих из исторической области Понт, в России наиболее крупная диаспора сложилась на юге Крыма, Приазовье и Северо-Западе Кавказа. Подчеркивая своё историческое правопреемство Византийской империи, они употребляют самоназвание «ромеи». Большая часть понтийцев говорит на понтийском диалекте новогреческого языка, часть тюркоязычна (бафрали) или использует турецкий язык. В конце XIX в. в с. Кяряк проживали «греко-армяне» - понтийские греки, говорившие на армянском языке. Сегодня для многих понтийских греков в России родным языком стал русский.


Массовое принятие понтийскими греками российского подданства произошло в достаточно недавний исторический период конец XVIII в. - начало XX в. Первая волна греческой эмиграции началась после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В тот период Российская империя выступила в качестве защитницы христианских народов, и греки рассчитывали благодаря ей восстановить государственность. Вторая волна переселения произошла с 1801 по 1856 гг. В 1810 г. в Тифлисе создается «Комитет по переселению христиан из Турции на Кавказ». Порядка 100 тысяч понтийцев перешли русскую границу и обосновались в Грузии. Как отмечал прославленный генерал А.П. Ермолов «Греки нашли у нас убежище от злодеев и убийств». Третья волна начинается в 1862 г. на основании закона о переселении турецких христиан в Российскую империю. В 1878 г. после присоединения Карсской области её обитателями стали 75 тысяч понтийских греков, многие из которых переселились на Кубань и Терек. Так, среди первых сел в Пятигорском уезде, где греки-переселенцы обустроили свои жилища, были Нагут, Крымгирей, Султан. К 1883 г. в Терской области проживало 130 греков, преимущественно в г. Владикавказе. Четвертая волна переселения началась в 1915 г., когда правительство Османской империи начало геноцид греческого населения Малой Азии.

Среди основных этнотерриториальных групп понтийских греков на Северо-Западном Кавказе стоит выделить следующие группы:

1) сочинская (с. Высокое, с. Голицыно, с. Лесное, с. Липники, п. Красная Поляна, с. Вишневка);

2) туапсинская (с. Гунайское, х. Греческий, с. Макопсе, с. Калиновка, х. Гойтх, п. Месаджай);

3) крымская (х. Новокрымск (Греческий), х. Ново-Украинский, с. Мерчанское);

4) абинско-северская (х. Карсский, ст. Северская, ст. Азовская, ст. Ново-Дмитриевская, ст. Калужская, ст. Крепостная, ст. Смоленская, ст. Григорьевская, п. Холмский, п. Ильский, г. Абинск);

5) горячеключевская (с. Фанагорийское);

6) апшеронская (ст. Куринская, х. Кура-Цеце, х. Папазов, х. Акритасов);

8) ставропольско-пятигорская (с. Хасаут-Греческое, п. Греческий, с. Бекешевка, с. Суворовка, с. Нагут).

История демонстрирует наглядный пример вхождения исторического Понта в состав Российской империи, когда в период Первой мировой войны российские войска заняли Трапезунд, а во главе региона стал греческий митрополит Хрисанф. Примечательно, что после Февральской революции в Понте находились три полка, сформированные греками Кавказа (1). В 1917 г. понтийцы организовывают два съезда в г. Тифлисе и г. Таганроге. По результатам их работы была поставлена задача финансовой поддержки «столицы понтийского эллинизма» Трапезунда, который, как представлялось тогда, после войны вместе с Понтом должен был стать частью Российской империи. В этот период понтийские греки получили 6 епископских кафедр в лоне Русской Православной Церкви. Идея вхождения Понта и Греции в состав России просуществовала до Брест-Литовского мира, когда Турция получила Карскую область и русские войска покинули Трапезунд. В наше время Трабзон является городом-побратимом Сочи и, и в случае дальнейшего развития имеющихся торгово-экономических связей он может образовать совместный «треугольник экономической эффективности» либо войти в состав возглавляемого Большим Сочи Черноморского экополиса.

Лишённые возможности создать свое государство, понтийские греки, благодаря позиции советских властей, получили национальный район с центром в ст. Крымской. С 1932 г. район имел статус республиканского значения. Но период его существования был короткий, всего 9 лет. В этот период открылись педагогические техникумы, готовящие учителей для греческих школ, издавались учебники и литература на греческом языке (2). В 1938 г. греческий национальный район упразднён, и на его месте создан Крымский район Краснодарского края.


В процессе интеграции понтийских греков в семью российских народов, достаточно любопытной стоит признать теорию Я.Ф. Фальмерайера о том, что современные жители Греции обладают славянским происхождением, в то время как понтийские греки, живущие на Кавказе, являются потомками древних эллинов. Подобный подход, хотя и опровергнут учеными, но все же способствует пониманию неразрывной кровно-родственной связи наших народов и государств. При этом, на основании дактилоскопических характеристик, проанализированных Ю. Тамбовцевым, доказано, что греки не имеют близкого родства с народами Кавказа, но их ближайшими родственниками выступают иранцы Прикаспия (3).

Проживая в условиях Северо-Западного Кавказа, понтийские (закубанские) греки не ассимилировались с другими кавказскими народами, за исключением единоверных армян. Длительность совместного проживания, общность торгово-экономических интересов дополнялись значимым фактором Православной веры, которая преобладала над этничностью, особенно в условиях окружения мусульманскими племенами адыгов. При этом с точки зрения традиций, понтийскими греками были переняты у адыгов элементы домашнего быта, национальная одежда, институты гостеприимства, аталычества, куначества и кровной мести (4). Вплоть до начала XX в. греки, особенно женщины, имели двуименность, при этом адыгейское имя было бытовым. Подобные аспекты позволяют выделять горских греков отдельно от общего массива понтийцев, как субэтнос имеющие сильно выраженные адыгские черты (5), часть представителей которого использует в качестве разговорного адыгский язык.

Сегодня понтийские греки объединены посредством Федеральной национально-культурной автономии греков России. Ее возглавляет известный меценат и ростовский бизнесмен Иван Игнатьевич Саввиди. Он же руководит и обществом греков России и стран СНГ. Среди приоритетных направлений работы ФНКА греков России стоит отметить проведение этнокультурных мероприятий, организацию программ по паломничеству на , программы обмена студенческой молодежи и другие. Кроме того, выделим ряд греческих национальных объединений на российском Кавказе: Региональная национально-культурная автономия греков Ставропольского края, Региональная национально-культурная автономия греков Краснодарского края, Геленджикская городская «Национально-культурная автономия греков», местная национально-культурная автономия греков г. Белореченска, местная национально-культурная автономия греков г. Тимашевска, местная национально-культурная автономия греков Енисейкого городского поселения, местная национально-культурная автономия греков Муниципального образования Абинский район, местная национально-культурная автономия греков Муниципального образования Крымский район и др.

После возвращения Крыма в состав России был принят Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В соответствии с положениями документа понтийские греки получили значимую финансовую поддержку в рамках сохранения своей самобытной культуры и в то же время возможность внести свой вклад в развитие многонациональной культуры российской нации.

На наш взгляд, процесс развития российско-греческих связей, как и обеспечение интеграции понтийских греков в российскую гражданскую нацию, был бы эффективнее в случае признания Российской Федерации геноцида понтийских греков турецкими властями в 1916-1922 гг. На сегодняшний день он признан Арменией, Грецией, Кипром, Швецией, Новым Южным Уэльсом (Австралия), Нью-Йорком (США). Принципиальная позиция Москвы по данному вопросу обеспечит ей не только поддержку со стороны понтийских греков Кавказа, но и Греции как потенциального члена Евразийского Экономического Союза.

Антон Бредихин, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

Примечания

(2) Кокаева А.В. История появления греков на территории Центральной части Северного Кавказа (Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария)// Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки, 2009. № 3. С. 25-37.

(3) Тамбовцев Ю., Тамбовцева Л., Тамбовцева А. Насколько греки близки другим народам их дактилоскопическим характеристикам?// / ΣΧΟΛΗ. 2013. № 7. 2. С. 354-372

(4) Адзинова З.Ю. Этнокультурные аспекты взаимовлияния народов Северо-Западного Кавказа в XIX в.// Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2014. № 4. С.

(5) Колесов В.И. Трансформация идентичности горских греков Северо-Западного Кавказа (XIX-XX вв.)// Культурная жизнь Юга России, 2009. № 2 (31). С. 52-54

Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов , «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»

Агафангел Гюрджиев*

Среди греков постсоветского пространства часто возникает вопрос, касающийся терминов «Понт» и «понтийский». На него отвечает для наших читателей (еженедельника «Мир и Омониа») греческий историк Агафангел Гюрджиев.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо начать со всеми нами любимой древнегреческой мифологии, одним из персонажей которой был сын Геи, по имени Понт – бог моря. Впоследствии это имя закрепилось за Черным морем, которое вначале называлось «Аксенос Понтос»– негостеприимное море, а затем «Эвксинос Понтос» – гостеприимное море.

Так, Пиндар (8 в. до Р.Х.), Исиод и последующие авторы, употребляя слово «Понт» подразумевали – именно море, то есть Эвксинский Понт. По мере развития греческой колонизации Северного Причерноморья, у термина «Понт» появляется новое значение, так древние греки начали называть Тавриду.

Но уже после Геродота и Ксенофонта (конец 5-го в. д.Р.Х.), среди древних авторов и географов название Понт окончательно закрепляется за юго-восточной частью Эвксинского Понта, которая располагалась между рекой Галис и Диоскуриадой.

Таким образом, мы наблюдаем, что название моря «Понт» со временем становится названием территории, на которой были образованны греческие колонии.

После смерти Александра Великого и распада его империи, среди прочих эллинистических государств на территории Понта образовалось Понтийское царство, известное в греческой историографии как «Βασίλειο του Πόντου» или «Ποντική Αυτοκρατορία». В период своего зенита Понтийское царство включало в себя Малую Азию, Македонию, Фракию и Тавриду. Но этот период длился недолго и закончился после окончательного поражения в войнах с Римом.

С включением территории Понта во владения Рима, на его территории со временем был образован Диоцез Понт (Διοίκηση Πόντου). В этот период Трапезунд становится главной коммерческой и военной гаванью римского флота на восточном побережье Эвксинского Понта.

Таковым он являлся вплоть до падения Византийской империи в 1204 году, после чего на территории Понта образуется Трапезундская империя, просуществовавшая вплоть до 1461. Но и после ее падения Трапезунд сохранил статус административного центра на территории Понта, ставшей в Османской империи Трапезудским вилайетом.

Таким образом, мы наблюдаем, что на территории, за которой с конца 5-го века д.р.Х. закрепилось название Понт, с конца 4-го века д.р.Х. и до начала 20-го века существовала административно-территориальная образование, основным населением которой всегда были греки.

В результате поражения в Первой мировой войне, Османская империя перешла в фазу распада, вследствие чего на территории Понта образовалось Автономная Республика Понт, просуществовавшая де факто с 1917 по 1919 год, но непризнанная де юре. Вопрос об её признании рассматривался Грецией и странами Антанты в 1917 году, но закончившаяся катастрофой греческая экспедиция в Малую Азию сняла с мировой политической повестки вопрос о создании Республики Понт, и, как следствие, стало причиной массового исхода греков христиан. Одна часть, изгнанных греков Понта направилась в Грецию, другая осела в России.

Те греки, которые прибыли в Грецию, стали называться местным населением Греции — «понтийцами» — термин, обозначающий место происхождения прибывших греков, каковым является Понт. Точно так же, греки Крита называются «критянами», а греки Фракии — «фракиотами».

Этот краткий исторический экскурс наглядным образом показывает, что у терминов «Понт» и «Понтийский» есть два семантических значения, первое – это название моря, и второе – это территория, расположенная в Малой Азии на юго-восточной побережье Эвксинского Понта.

Таким образом, необходимо констатировать, что термины «понтиец» и «понтийский грек» появились в качестве обозначения для греков — выходцев из Трапезундского вилайета, расположенного на территории Понта, а не для греков, проживающих на побережье Эвксинского Понта.

Соответственно отвечая на вопрос – являются ли все греки постсоветского пространства понтийцами? Ответ, однозначный – нет.

Необходимо подчеркнуть, что термин «Πόντιος» или по-русски «Понтиец» — это экзоним, то есть, так греков Понта называли остальные греки, а не они сами. Греки Понта себя называли «Ρωμαίοι», а свой язык «Ρωμαίικα». И в этом они не являлись исключением: все греки, прежде чем территориально (Крит, Фракия и т.д.) войти в состав Греции или переселиться (греки Понта, Мариуполя и т.д.) называли себя «Ромеями», именно этим именем греки СССР, будь они эллинофоны или тюркофоны, называли себя до того, как переехали в Грецию, а те, кто остались в странах постсоветского пространства, продолжают себя так называть на своём языке, до сих пор.

Среди греков бывшего СССР, помимо понтийских греков, есть мариупольские греки, являющиеся коренными жителями Крыма, и язык их нельзя называть мариупольским наречьем понтийского диалекта, так как греческие лингвисты выделяет его в отдельную категорию, как самостоятельный диалект.

Кроме того, есть балаклавские греки – выходцы из Пелопоннеса, Эпира и Эгейских островов, есть греки — потомки греческих волонтеров и др.

Означает ли это то, что между нами проведена разделительная черта – конечно, нет! Нашей единой этнической общностью является то, что мы все глубоко отождествляем себя с великой историей и культурой своих предков, за что нам не раз приходилось платить самую высокую цену. Именно поэтому все мы, в первую очередь, – греки.

*Агафангел Гюрджиев, историк, специально для газеты «МиО»

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо начать со всеми нами любимой древнегреческой мифологии, одним из персонажей которой был сын Геи, по имени Понт – бог моря. Впоследствии это имя закрепилось за Черным морем, которое вначале называлось «Аксенос Понтос »– негостеприимное море, а затем «Эвксинос Понтос» – гостеприимное море.

Так, Пиндар (8 в. до Р.Х.), Исиод и последующие авторы, употребляя слово «Понт » подразумевали – именно море, то есть Эвксинский Понт . По мере развития греческой колонизации Северного Причерноморья, у термина «Понт » появляется новое значение, так древние греки начали называть Тавриду.

Но уже после Геродота и Ксенофонта (конец 5-го в. д.Р.Х.), среди древних авторов и географов название Понт окончательно закрепляется за юго-восточной частью Эвксинского Понта , которая располагалась между рекой Галис и Диоскуриадой.

Таким образом, мы наблюдаем, что название моря «Понт » со временем становится названием территории, на которой были образованны греческие колонии.

После смерти Александра Великого и распада его империи, среди прочих эллинистических государств на территории Понта образовалось Понтийское царство, известное в греческой историографии как «Βασίλειο του Πόντου » или «Ποντική Αυτοκρατορία ». В период своего зенита Понтийское царство включало в себя Малую Азию, Македонию, Фракию и Тавриду. Но этот период длился недолго и закончился после окончательного поражения в войнах с Римом.

С включением территории Понта во владения Рима, на его территории со временем был образован Диоцез Понт (Διοίκηση Πόντου). В этот период Трапезунд становится главной коммерческой и военной гаванью римского флота на восточном побережье Эвксинского Понта .

Таковым он являлся вплоть до падения Византийской империи в 1204 году, после чего на территории Понта образуется Трапезундская империя, просуществовавшая вплоть до 1461. Но и после ее падения Трапезунд сохранил статус административного центра на территории Понта , ставшей в Османской империи Трапезудским вилайетом.

Таким образом, мы наблюдаем, что на территории, за которой с конца 5-го века д.р.Х. закрепилось название Понт , с конца 4-го века д.р.Х. и до начала 20-го века существовала административно-территориальная образование, основным населением которой всегда были греки.

В результате поражения в Первой мировой войне, Османская империя перешла в фазу распада, вследствие чего на территории Понта образовалось Автономная Республика Понт , просуществовавшая де факто с 1917 по 1919 год, но непризнанная де юре. Вопрос об её признании рассматривался Грецией и странами Антанты в 1917 году, но закончившаяся катастрофой греческая экспедиция в Малую Азию сняла с мировой политической повестки вопрос о создании Республики Понт , и, как следствие, стало причиной массового исхода греков христиан. Одна часть, изгнанных греков Понта направилась в Грецию, другая осела в России.

Те греки, которые прибыли в Грецию, стали называться местным населением Греции - «понтийцами » - термин, обозначающий место происхождения прибывших греков, каковым является Понт . Точно так же, греки Крита называются «критянами », а греки Фракии - «фракиотами ».

Этот краткий исторический экскурс наглядным образом показывает, что у терминов «Понт » и «Понтийский » есть два семантических значения, первое – это название моря, и второе – это территория, расположенная в Малой Азии на юго-восточной побережье Эвксинского Понта.

Таким образом, необходимо констатировать, что термины «понтиец » и «понтийский грек » появились в качестве обозначения для греков - выходцев из Трапезундского вилайета, расположенного на территории Понта, а не для греков, проживающих на побережье Эвксинского Понта.

Соответственно отвечая на вопрос – являются ли все греки постсоветского пространства понтийцами ? Ответ, однозначный – нет.

Необходимо подчеркнуть, что термин «Πόντιος » или по-русски «Понтиец » - это экзоним, то есть, так греков Понта называли остальные греки, а не они сами. Греки Понта себя называли «Ρωμαίοι », а свой язык «Ρωμαίικα ». И в этом они не являлись исключением: все греки, прежде чем территориально (Крит, Фракия и т.д.) войти в состав Греции или переселиться (греки Понта , Мариуполя и т.д.) называли себя «Ромеями », именно этим именем греки СССР, будь они эллинофоны или тюркофоны, называли себя до того, как переехали в Грецию, а те, кто остались в странах постсоветского пространства, продолжают себя так называть на своём языке, до сих пор.

Среди греков бывшего СССР, помимо понтийских греков, есть мариупольские греки, являющиеся коренными жителями Крыма, и язык их нельзя называть мариупольским наречьем понтийского диалекта, так как греческие лингвисты выделяет его в отдельную категорию, как самостоятельный диалект.

Кроме того, есть балаклавские греки – выходцы из Пелопоннеса, Эпира и Эгейских островов, есть греки - потомки греческих волонтеров и др.

Означает ли это то, что между нами проведена разделительная черта – конечно, нет! Нашей единой этнической общностью является то, что мы все глубоко отождествляем себя с великой историей и культурой своих предков, за что нам не раз приходилось платить самую высокую цену. Именно поэтому все мы, в первую очередь, – греки.

Агафангел Гюрджиев, историк, специально для газеты «МиО».
Опубликовано в издании www.agoor.ru

Самоназвание «понтийские греки» происходит от греческого слова «ρομέος» или «ромеос» («ромеи»). Представители движения понтийских греков применяют этноним «понтийцы» от греческого «πόντιος» или «понтиос». В турецком языке понтийские греки называются «урум», в грузинском – «бердзени», а в русском – просто «греки».

Предками этого народа являются выходцы из прибрежной зоны на Юго-востоке Черного моря. Точнее эта зона находится в районе северной части современной Турции и занимает площадь от исторической области Синоп до грузинского города Батуми, углубляясь в полуостров Малая Азия, с Понтийскими горами. В современной литературе, а также в толкованиях идеологов понтийского движения, толкование понятия «понтийские греки» применяется практически ко всем представителям греческого народа, которые являются выходцами из центральных районов Малой Азии.

В нынешнее время понтийские греки живут в России, Грузии, Армении, Казахстане, Узбекистане, на Украине, в Турции, Германии и Канаде.

История понтийских греков

Еще в VIII веке до нашей эры, в районе Понта, греками-ионийцами из области Мелет были основаны аграрные и торговые колонии (Амис, Трапезунд, Синоп, Котиора и так далее). С IV века до нашей эры Понт, и прилегающие области становятся частью эллинистического Понтийского царства. В конце II века до нашей эры, во время правления императора Митридата VI Евпатора, Понтийское государство достигло наибольшего расцвета. Однако, в ходе последующих войн с Римской империей (в период с 89 по 64 года до нашей эры), Понтийская империя полностью потеряла свою независимость и стала частью Римской Империи. В составе Римского государства понтийский регион назывался, как провинции Понт и Вифиния. С 476 года нашей эры территория получает название провинция Халдия в составе Восточной Римской империи.

В завершении XI - начале XII веков, на территории византийской провинции Халдия образовалось и существовало полунезависимое княжество Гавров Таронитов. В это время, население Византийской империи, которое общалось на греческом языке, в качестве самоназвания восприняло этноним «ромей», вытеснивший «эллен», который, в свою очередь, был принят на протяжении многих веков.

В период с 1204 по 1461 год, практически вся территория Понтийского государства входит в состав Трапезундской империи, которая достигла расцвета при поддержке грузинской царицы Тамары. В административно-территориальном отношении Трапезундскую империю можно было разделить на три части: Мацука, Трапезунд и Гимора. Сначала ХIII века понтийские земли постепенно становятся владениями туркменских племенных государств, и в это время начинается постепенная тюркизация понтийского населения.

Но, уже в 1461 году вся Трапезундская империя переходит под власть османов. Понт вошел в состав Османской империи, как Трабзонский вилайет. В конце ХV столетия турки начали активную исламизацию греческого населения понтийских земель.

До XIХ века огромная часть понтийских греков принимают мусульманство. Однако с наступлением XIХ столетия, в Османской империи начинают возникать различные противоречия на религиозной почве, особенно, выражены они в отношениях между мусульманами и православными христианами Константинополя. Активные деятели общества понтийских греков предложили османским властям образовать греко-османское государство. Однако такая идея противоречила всем известной «Великой идее», которая была основной программой освободительного движения материкового населения Греции.

13 июля 1878 года, в Берлине был подписан трактат, по которому уравнивались права христианских греков с мусульманами. Кроме того, в 1908-1909 годах произошла младотурецкая революция, в результате которой понтийцев стали призывать в армию Османской империи.

Начало ХХ века породило новые идеи понтийских греков относительно образования независимого государства. Из-за этого турецкие власти начали считать население Понта неблагонадежным и постепенно переселяли христианскую его часть в центральные районы страны. Помимо переселения, учащались случаи грабежей и убийств греков-христиан. Все эти события в памяти понтийцев запечатлелись, как геноцид против греческого народа. Понтийцы организовывали повстанческие подразделения, благодаря которым пытались создать независимое Понтийское государство.

Геноцид греков Понта

Геноцид понтийских греков - это репрессии, которые осуществлялись османским правительством в период с 1915 по 1923 года против греческого населения понтийских земель. Начало геноцида было положено в 1915 году неподалеку от современного Измира, а также в черноморском регионе города Понт. Оно представляло собой резню огромного количества греческих солдат, призванных накануне в ряды османской армии.

Всяческие репрессии в отношении греческого меньшинства территории Османского государства осуществлялись и после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, последователей которого стали называть кемалистами. В 1919 году греками было нарушено Мудросское перемирие и начата война против Турции. Греки обосновали свои действия необходимостью возврата исторически важных греческих земель Фракии и Эгейского побережья Малой Азии.

Сопротивление греческим силам оказало войско турецких националистов, однако быстро остановить греческие войска им все же не удалось. Так, уже к лету 1921 года греки дошли до Анкары. Но на этом наступление греков закончилось – турецкие вооруженные силы начали мощное контрнаступление, результатом которого стало серьезное поражение греческих сил в сентябре 1921 года. Греки начали отступать, а османские войска, во главе с Ататюрком, свое наступление сопровождали массовыми убийствами мирного греческого населения. Самым страшным моментом всего геноцида понтийцев считается тотальное уничтожение греков под Смирной (за неделю турками было убито более 100 тысяч христиан, среди которых, кроме греков, были также армяне и европейцы).

В 1923 году в швейцарской Лозанне был подписан мир между Грецией и Турцией. Результатом соглашения стала передача 1,2 миллионов греков, проживавших в Турции, властям Греции. Греция, в свою очередь, отправила около 375 тысяч турок, живших на греческой территории, Турции.

Жертвами геноцида греков стали от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Кроме того, было уничтожено огромнейшее количество архитектурных и исторических ценностей понтийского народа. В нынешней греческой литературе период с 1919 по 1923 года называется геноцидом понтийских греков или греческим холокостом.

Заключение

История греческих понтийцев приближается к своему логическому завершению. Быт понтийских греков неуклонно исчезает, вымирает язык, который стал неотъемлемой связующей между древнегреческим и современным греческим языком. Весь исторический путь понтийцев просто поражает! Как жестоко их бросала жизнь, но, несмотря на это они смогли дойти до нашего времени и вернуться не территорию своей Родины. Сколько крови они пролили, защищая свои земли, как много открытий сделали они для своих потомков. И не сосчитать… О них можно писать бесчисленное количество книг, они действительно являются «живой» легендой Древней Греции, которая смогла дойти до нас!