100 бальники егэ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога

«В этом году ЕГЭ не претерпел серьезных содержательных изменений, экзамен стабилен. Отклонение средних баллов почти по всем предметам, по сравнению с прошлогодними результатами, в пределах одного тестового балла», - сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Число высокобалльников сохранилось примерно на уровне прошлого года. На 100 баллов смогли сдать ЕГЭ в 2018 году более 6 тысяч участников. Один участник из Москвы сдал на 100 баллов сразу четыре предмета. По большинству предметов несколько сократилось число участников, которые не смогли набрать установленные минимальные баллы.

ЕГЭ в основной период сдавали более 670 тысяч человек, в том числе почти 645 тысяч выпускников текущего года. Явка в среднем составила 92%, среди выпускников текущего года – 99%

В 2018 сохранился высокий интерес участников ЕГЭ к естественно-научным предметам. Самый популярный предмет по выбору, традиционно, обществознание (выбрали 53%), второй по популярности – физика (выбрала четверть участников). 61% сдавали профильную математику. Традиционно высок интерес к биологии (21%), истории (20%), химии (14%).

Практически все ППЭ в этом году перешли на технологию печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Массово применялось сканирование работ в ППЭ. Использование этих технологий хорошо зарекомендовало себя в ходе экзаменационной кампании ЕГЭ 2018 года. Они позволили минимизировать влияние человеческого фактора на результаты ЕГЭ, снизить нагрузку на организаторов, сократить сроки обработки работ.

Стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку. Из 13 413 человек, которые заявлялись на сдачу в этом году, высший бал получили 89 человек. Для сравнения, в прошлом году 100-бальников по русскому языку в регионе было 38. Традиционно до минимальных 34 баллов, необходимых для получения аттестата по русскому языку, не дотягивает 2% сдающих. В этом году «двойки» получили всего 39 человек.

Другая сенсация – впервые за историю сдачи ЕГЭ в Новосибирской области появился трехкратный 100-балльник. Ученик гимназии №11 Дмитрий Ромский получил высший балл по математике, физике, информатике и ИКТ. Русский язык он сдал на 93 балла. Кроме этого, сдал новосибирец Батжаргал Ульзутуев.

Дима Ромский – это уникальная личность, очень одаренный ребенок. Много раз его звали перейти учиться в СУНЦ, но он как патриот нашей гимназии всегда отказывался, - рассказывает директор гимназии №11 Сергей Бегунов. – У нас есть специальный «губернаторский» физико-математический класс. Там преподают не только наши учителя, но и преподаватели вузов. Дима очень много учился и в школе, и самообразованием занимался. Насколько я знаю, он планирует поступать в МГУ.

Ранее стали известны результаты по . По информатике в этом году десять 100-балльников против трех в прошлом году. Также семь 100-балльников по математике профильного уровня. Всего доля выпускников, которые получили высокий балл по математике профильного уровня - 28,1%.

Среди школ и лицеев по 100-балльникам лидируют следующие образовательные учреждения. Информатика и ИКТ: СУНЦ НГУ – 3 человека получили 100 баллов, образовательный центр «Горностай» - 2 человека, лицей №9 – 2 человека, гимназия №3 Академгородка – 1 человек, школа №34 – 1 человек, гимназия №11 «Гармония» - 1. По математике профильного уровня: СУНЦ НГУ – 3 человека, лицей №130 – 2 человека, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек, Экономический лицей – 1 человек.

Школы, в которых есть 100-бальники по русскому языку: восемь человек - СУНЦ НГУ, шесть человек - гимназия №1, гимназия №11 «Гармония», три человека - гимназия №7 «Сибирская», гимназия №12, ОЦ «Горностай», лицей №9, два человека – школа №85 «Журавушка», Инженерный лицей НГТУ, школа №199, гимназия №133 в Академгородке, лицей №12, школа №3, лицей №113, МБОУ ЛИТ, по одному человеку – школа №99, школа №9, Кудряшовская СШ №85, гимназия №4, лицей №159, школа №188, Новосибирская классическая гимназия №17, школа №54, лицей №22, школа №189, школа №1, ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина (школа-интернат)», школа №10, школа №11, (три человека), гимназия №13, лицей №2, Краснообская СОШ №2, технический лицей при СГУГиТ, Ужанихинская СОШ Чулымского района, школа №48, школа №27, школа №178, МБОУ ТЛИ № 128, Шипуновская СОШ имени В.С. Гаврилова, школа №112, Чистоозерная СОШ № 1, лицей №130, гимназия №9, гимназия №2, МБОУ ЭКЛ, ВКИ НГУ, ЧОУ «Православная гимназия Сергия Радонежского», школа №119, лицей №136, Кыштовская СОШ № 2, СОШ № 168 с УИП ХЭЦ, Краснозерская СОШ №1, Кольцовская школа № 5, СОШ № 61 им. Н.М.Иванова.

Справка

Региональный проект «Специализированные классы для одаренных детей инженерного, естественнонаучного и математического направлений» развивается в регионе с 2010 – 2011 учебного года. Неофициально в образовательных учреждениях эти классы называют «губернаторскими». За время реализации проекта количество классов увеличилось с 23 до 246, количество общеобразовательных организаций – с 19 до 71. Кроме того, расширилась география проекта - количество муниципальных образований увеличилось с 4 до 15, в том числе в сельской местности. Общее количество обучающихся достигло почти 6000 человек. С 2014 года появились специализированные классы инженерно-технологического, с 2015 -2016 учебного года добавились биотехнологическое, агротехнологическое, IT направления.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

Литература

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога

Опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку, разбор сложных вопросов.

Людмила Кожурина, к.п.н., журналист, преподаватель: «Спроси коллегу, как вы готовите по 2 или по 4 критерию задания 25, тебе скажут: а что там особенного, у меня все хорошо сдают. Первая ловушка - самоуспокоение . Нет, все переживают, но бередить тревогу не хотят. А бесконечные сайты по подготовке и авторы пособий, коим уже нет числа, её множат. А дети приносят откуда-то самые невероятные «новые тексты», а разработчики КИМов каждый год вносят в задания корректировки, а... Ничего не поделаешь, состояние неопределенности должно стать для нас нормальным. И первое, что противопоказано в этом состоянии, - замыкаться на старом опыте, мол, «у меня все хорошо сдают». Второе - слепо верить в учебник, который обещал приготовить на 100% в случае неуклонного следования. Учебник - только инструмент.

Следовать надо за реальной обученностью детей. Мои ученики 2016 года выпуска прошли отбор в 10 класс, следовательно, хорошо владели орфографическим и пунктуационным минимумом. Им постоянно хотелось выполнять задания 8-19, ибо тут их всегда ждал успех. И они не любили уроки по речеведению, поскольку любое мало-мальски свободное письмо давало шквал речевых и грамматических ошибок, чего их самолюбие не выдерживало: не-е-е-т! Им все время хотелось повторять НЕ и НИ, Н и НН - «а то мы русский совсем забудем». С таким представлением о предмете «русский язык» можно спорить, только держа в руках разбалловку по заданиям: «дорогие» - это по культуре речи и стилистке, а 8-19 - самые «дешевые».

Таким образом, основная цель подготовки к экзамену этих детей была - «поставить ухо» на речь, научить слышать отклонения от нормального состояния языка, давать упражнения на лексическую и грамматическую сочетаемость - в том числе, через разбор наличных ошибок. А значит, надо все время что-то писать. Что? Мы брали эти бесконечные тексты к 25-му заданию (что поприличней) и писали каждый урок (минут 7-10) по какому-то одному критерию. Только авторская позиция. Или только мое мнение по проблеме. Именно часть. Брала и короткие рассказы - один вопрос! Так я получала реальное письмо с реальными ошибками. Вскоре образовался некий кодекс: не громоздить однородные сказуемые, не создавать заторов из союзов и союзных слов, местоимения заменять именами, где только можно, и прочее, выведенное из наличных недочетов письма.

Ожидаемо, что средства художественной выразительности, от которых детей почему-то воротит, пришли нам на службу: ведь чтобы ощутить «нормальное состояние языка», надо видеть, что и как от него отклонилось. Может, это ошибка, а может - прием создания образа. Что-то лишнее добавлено (как звукопись, или повтор, или гипербола); или убавлено, сокращено (например, «казаки вооружились своими пиками, пищалями и татарами») - или заменено (вроде «проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа» - замещен субъект действия, но это и метафоры, метонимии, синекдохи..), наконец, что-то переставлено местами, и это не только инверсия, но и их типичная логическая ошибка, когда об одном говорится не раз и в разных местах текста. В общем, кодификатор вам в руки плюс материалы заданий 23 и 24.

Именно это и хочу посоветовать: внимательно изучайте документы, материалы ФИПИ и слушайте разработчиков КИМов..

Думать надо самому - как учителю, так и ученику. Бывает, мы с учениками по-разному понимаем проблему текста в задании №25. И, бывает, не вписываемся в приведенные варианты, особенно если текст художественный, а уж если юмористический (не дай бог)... Между тем это критерий с очень высокой ставкой. Чтобы добавить уверенности, я объяснила ученикам феномен золотого сечения: главное место в любом тексте можно высчитать по формуле «количество строк, деленное на 1,618». Класс был математический, поэтому я, чтобы быть доказательной, выводила это число из ряда чисел Фибоначчи. В наши дни это никого не затруднит, зато эффект поразительный: примерно в конце второй трети текста обязательно обнаруживается суть, остается только оформить ее, сформулировать. Вот мы что-то предположили о проблеме текста, а теперь проверим. О психотерапевтическом значении этой процедуры я даже не говорю, что-то расцепляется внутри. А надо, потому что дальше требуется обоснование выбора текстом - и что взять? Опять выбор, опять нужно быть личностью, а не попугаем. И все остальное - на осознанность и самоактуализацию.

Когда мы готовим к ЕГЭ, курсируем между строгими рамками критериев и свободой речевого самовыражения ученика. Но только тех критериев, которые прописаны в документе, ничего не добавляем своего или еще чьего-то. То есть брать зарубежную литературу - можно, непрограммные тексты - можно, а фольклор нельзя. Точка. И давать только ту свободу, которая этически и эстетически приемлема. Штампы - нельзя. Образная речь - можно. Относиться как к отписке - не надо. Включиться и отнестись серьезно, получить удовольствие от письма - надо.

«Человеку - а эксперт тоже человек - должно быть интересно вас читать» , - твердила я и неустанно «относилась» к работам учеников в личной переписке. Индивидуальный «террор» показал, что некоторые грамматические и лексические ошибки человека невозможно вывести и с пятого раза, так что мало ли что мы сказали и показали на уроке, кого поправили, сколько раз тренировали… ученику - писать и писать, а учителю - читать - не перечитать. Зато сколько радости у всех, когда половина учеников сдала за 90, а есть и «соточка».

Делюсь сочинением из 100-балльной работы - вот оно, простое, внятное, осознанное письмо».