Сказ-ОЧНЫЙ "остров" - планета ЗЕМЛЯ (З-eml-IЯ).
Что такое буквенные символы? Это привычные «портреты» ЗВУКОВ, издаваемых человеческим голосовым устройством (голосовые щели, складки и перемычки, зубы, альвеолы, верхняя и нижняя челюсть, большой язык и ма-аленький язычок на задней стенке гортани, мышцы щёк, шеи, мышцы моторики рук и... все остальные, всё тело – большой резонатор). БУКВЫ, они же - «парсуны» - портреты, они же - простейшие схемы-чертёжики. Под «портретами» буквенных символов можно сделать очень «краткие записи», что же именно на «портрете» изображено: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ... и так далее, другой вопрос, что же ещё за своим «портретом» прячут буквенные символы.
Наши буквенные символы,
«Тридцать три богатыря,
В чешуе, как жар горя,
..............................................
Все равны, как на подбор,
И с ними дядька Черномор
...»
И «равны» - не значит здесь только по росту, по ГОСТу шрифтов, но и по равнозначимости, равновесомости каждого знака (символа – sim-ball-a) – для всех иных, и всех – для каждого. Каждый буквенный символ – это краткая (светоотражённая - для глаза) запись, но иного плана, можно сказать, «упаковка» частотной характеристики оптического спектра, приписанной к символу, и не имеет значения, «...перьями пишем и мелом, пишем по белому - чёрным, пишем по чёрному – белым... », или даже с применением всех цветов радуги. Каждая Б-УКВ-А в АЗБУКЕ находится на своём месте, у каждой – свой порядковый номер (HOME-ER).
Да, у Черномора здесь особое достоинство: Чер(ь) в обратном чтении - РечЬ... номо – можно считать как homo... ОР – (сокр.) Особенности (абориГЕНной) Речи... ЗВУКИ – это звуковые волны (мини-сгУСТки энергии), записываемые в виде частотных характеристик спектра человеческого голоса. Для человеческого голоса основных частотных характеристик – 30, те самые
«Тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...
» -
Это известно от того же Александра Сергеевича Пушкина из его «Посвящения» к поэме «Руслан и Людмила».
В рассматриваемой «Сказке о царе Салтане, сыне его, Гвидоне Салтановиче и о прекрасной...» есть упоминание не только о буквах-богатырях (то в «чешуе», как жар горячей, или горящей, то в «блистающих латах»), но и...
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит...»
т.е, им, видимо-НЕ-видимо, ве
домо, что такое двуполярное соответствие четы-пары, и оно каким-то образом связывает и количество звуков – 30 (и известную из курса школьной ФИЗИКИ, Ф-изик (язык)-И, одну из тактовых скоростей света С = 300 000 км/сек), 33 буквы (и скорость звука в земной атмосфере, V = 330 м/сек), и массу Солнца, которая примерно
в 330 000 (333 000) раз больше массы Земли, и несколько «циклов» солнечной активности; половинный – 11 лет, полный – 22 года и... полуторный - 33 года.
Приглядимся-ка поприСТАЛЬнее к нашей родной АЗ-буке, за символами-спинами 33-х «великанов удалых» которой присутствуют только 30 «витязей прекрасных»...
В звуковом СТРОЕ
10 гласных звуков, 5 – прямых (а, о, у, ы, э) и 5 дифтонговых (я, ё, ю, и, е), т.е. 2 х 5;
20 согласных звуков, 10 звонких и 10 глухих,
т.е. 2 х 10,
которые, в свою очередь, делятся ещё на 2 неравные подгруппы, 6 парных (2 х 3) и 4 непарных (2 х 2):
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с; звонкие: л м н р и
глухие: х ц ч щ;
2 буквенных символа, Ъ и Ь, собственных частотных характеристик не имеют, но существенно влияют на частотные характеристики предшествующих звуков, своими оЧЕРТАниями-портретами очень похожи на «КОВШ» и «Ков-she-чег» Большой (Ъ) и Малой (Ь) небесных МЕ-ДВЕ-ДИ-Ц;и ещё
1 (одна) «хитрая» буква - фигура Черномора – РечЬ-HOMO(homo
)-РА, это буквенный символ Й (И - краткий), полугласный звук, по умолчанию – полусогласный, т.е. та же любимая 2 х 0,5. Короче:
2 х 5 = 10;
2 х 10 = 20;
2 х 1 = 2;
2 х 0,5 = 1
------------
Итого: 33.
Вспомним ещё, что в информатике стоящие рядом символы 1 и 0 обозначают арифметическую 2...
Обратимся вниманием к ЗАКОНУ РЕЗОНАНСОВ,
Тогда наша АЗБУКА примет вид:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я (S U N), где
1 - кратные частотные характеристики, резонансные ритмам Солнца, созвездия Андромеды и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складываются до 1, т.е. 10, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82;
2 – ритмам Луны, созвездия Близнецы и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складываются до 2, т.е. 11, 20, 29 (11/2), 38 (11/2), 47 (11/2), 56 (11/2), 65 (11/2), 74 (11/2), 83 (11/2);
3 – ритмам МАРСА, созвездия Большая Медведица и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 3, т.е. 12, 30, 39 (12/3), 48 (12/3), 57 (12/3), 66 (12/3), 75 (12/3), 84 (12/3);
4 – ритмам Меркурия, созвездия Большой Пёс и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складывается до 4, т.е. 13, 22, 31, 40, 49, 58, 67, 76, 85;
5 – ритмам Юпитера, созвездия ВЕСЫ и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складывается до 5, т.е.14, 23, 32, 41, 50, 59, 68, 77, 86;
6 –ритмам Венеры, созвездия ВОДОЛЕЙ и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 6, т.е. 15, 24, 33, 42, 51, 60, 69, 78, 87;
7 – ритмам Сатурна, созвездия Возничий и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 7, т.е. 16, 25, 34, 43, 52, 61, 70, 79, 88;
8 – ритмам УРАНА, созвездия ВОЛК и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 8, т.е. 17, 26, 35, 44, 53, 62, 71, 80;
9 – ритмам Нептуна, созвездия Волопас и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 9, т.е. 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81;
10 – ритмам Плутона и созвездия Волосы Вероники, всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 1 (см. НАЧАЛО) и, конечно же всех тех чьи порядковые номера кратны 10, т.е. 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80; кроме того,
за «10» из начал информатики – негласно присутствующий Плутон – Луно-пт (и, стало быть ЛУНА –«улан» - УРАН, поскольку 8 – это 2-в-3-ей), и ему, ПЛУТОНУ, без разницы, «разжаловали» его земляне из статуса планет, или нет.
И ещё... поскольку «свято место не бывает пУСТо», в свободные «ячейки» вписаны резонансные кратности 7-ой, 8-ой и 9-ой планет (трансурановых) Солнечной системы в соответствии радиусу удаления от Солнца: Сатурн, Уран и Нептун.
У каждого буквенного символа есть свой порядковый (поместный) номер, причём двузначные числа вполне можно сложить до однозначной цифры, чтобы была ЯСНЕЕ видна картинка резонансных соответствий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Б В Г Д Е Ё Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8 9
И Й К Л М Н О П Р1
10 11 12 13 14 15 16 17 18
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
19 20 21 22 23 24 25 26 27
Ъ Ы Ь Э Ю Я (S U N)
28 29 30 31 32 33 (34 35 36)
№ 34 – созвездие КОРМА (МАР, карта, - 0 - k);
№ 35 – созвездие ЛЕБЕДЬ, SIGN-(R)US;
№ 36 – созвездие ЛЕВ (Сфинкс-с-«крыл-ушками», он же ИНК-СФС или nik-СFS, он же С-икс-НеФ, или ФеНикС).
ЗВУКАМ – без разницы, какими символами, буквенными, цифровыми, иероглифическими, грузинской или арабской вязью, вавилонской клинописью или славянской руницей, стенографическими узорами их «портреты» будут изображены, это, по физической СУТИ, частотные характеристики разномерных ВОЛ-Н в постоянно-переменных простых и сложных взаимодействиях (резонансных).
Для чего здесь предложена связь буквенных символов с цифровыми? Для того, чтобы понять, что при наборе на клавиатуре компьютера, например, какого-нибудь текста русскими буквами, одновременно набирается и «абракадабра» английскими буквами. Кроме того, набираются и цифровые тексты в двух вариантах: в порядке букв Русской Азбуки и в порядке букв Английского Алфавита – общим будет плотный информационный поток (РААА, или/и RAAA), записанный через папиллярные линии при соударении пальчиков рук о клавиши, и всё это sms-сообщение всей информационной «массой» будет записано на кровь всего тела через капилляры (через микроизменение просвета сосудов, модулируя несущую частоту собственного пульса печатающего, I0anna-«печать-nik-a») в полном соответствии общему эмоциональному состоянию «реципиента» - РЕЧИ-р(ie)Н-ТА в... способе кодирования с помощью Азбуки Морзе, точками и тире – для букв, цифр, знаков препинания и даже целых условных фраз-аббревиатур.
Ответной реакцией на соударения «пальчики-клавиши» будет, естественно изменение рН-показателя крови, КЩР (кислотно-щелочного равновесия), в НАНО- и ПИКО-мерностях, всегда находящихся в резонансных взаимодействиях с ГЕН-ЭТИЧЕСКИМИ настройками. В человеческом теле-body(теПле ВОД-ы) ежемгновенно происходят триллионы «разнокалиберных» химических реакций (их постоянно-переменное взаимодействие и характеризуют словом АУРА, или.. АУ-РА, или Au-RA, или АРУ – «А(R)», головной мозг-brain никогда за ними не уследит (скорость обработки информации – не ТА, всего-то "каких-то" 400 млрд. бит/сек!), даже с помощью современных приборов и всякоразных придумываемых «чипов», потому что есть эти «чипы» уже внутри крови, и называются они: «эритроциты» -ARI-тор-cito, «лейкоциты»-lake-0-cito, «тромбоциты» - тор-МБ-0-cito, цвет-Ной показатель (no-k-AZ-R-tell), «гемоглобин» - homo-Г-лоб-ИN(k)... и т.д. На латинском «cito» означает «срочно».
А в информатике – что за СИТО? Это... разбивочная сетка. Человеческое тело – body, живое и тёплое, «ходячая»-«сидячая»-«лежащая», но всегда одна и та же пространственная (объёмная) антенная фазированная решётка с НАНизаннОй на неё костно-мышечной массой «разнокалиберных» по плотности тканей, ограниченная поверхностью кожи.
Кожа, в свою очередь, тоже является многослойной плоско-объёмной антенной, работающей в непрерывном режиме передача-ретрансляция-приём, причём в обе стороны, для чего есть кожные антенны-волоски и микроуглубления - поры -«заземления». Участки с оволосением, где бы они не находились, тоже работают в качестве антенн, каждый – в своей частотке, в частности, через подмышечные выводятся соли тяжёлых металлов, поэтому сбривать их для кажущейся «красивости» и "гладкости" вряд ли целесообразно. Тату на коже - практически исключение из работы больших участков общего «антенного поля».
Пирсинговые «украшения» - дополнительная «головная боль», «тяжёлый рок» и для отдельных участков тела, и для всего организма в целом: «Твой голос на мамин совсем не похож! Ты голосом тонким фальшиво поёшь! » Самый внешний слой кожи – мельчайшие чешуйки, обновление этой антенной поверхности идёт неуклонно и постоянно.
Все внутренние органы человеческого тела работают в своём графике: одни работают в «усиленном» режиме, активны, другие – в спокойном, т.е., относительно первых, – отдыхают. И тем, и другим нужен и «спящий» режим, которым мозги-brainы часто манкируют, проще говоря, пренебрегают, не учитывают по неосознаВАНИю или, бывает, что и по необходимости (например, непрерывный цикл на производстве, которое выбрано для постоянной трудовой деятельности).
Человеческое тело можно представить в виде «соединения звездой»: голова (сердце и тонкий кишечник) – верхний луч, правый (печень и желчный пузырь) и левый (селезёнка и желудок)) лучи – разведённые в стороны руки, правый нижний (почки и мочевой пузырь) и левый нижний (лёгкие и толстый кишечник) лучи – ноги, расставленные на ширину плеч. Можно вокруг этой «звезды» зрительно описать окружность, тогда по движению энергии по окружности работающие внутри тела органы чувств друг друга поддерживают, а по «звезде» - условно «подразрушают», т.е. «отдыхают».
Соединение «звезда» выведено «по внутренней связи» на пальцы рук и ног и на внешние органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Общее состояние чувств «завязано» на чувство РОДА, принадлежности к РОДУ по р0довой дифференциации на видовые мужские и женские особи, которые, в свою очередь, свои мыслительные процессы выстраивают очень и очень по-разному, от приРОДы. Именно поэтому и частота сердечных сокращений (пульс), и кожа, и волосы, и кровь, и лимфа в теле-body мужских и женских организмов – различны, и хоть и состоят из тех же химических элементов, что и вся Вселенная, но ОРГАНического ЗОЛОТА в женском ОРГАНизме в 6 (шесть!) раз больше, чем в мужском.
И в зависимости (и по соответствию!) от строения ПЛОТИ (плато, э/плата, "земля", "рама", "корпус") и одежду нужно носить с самого начала, от рождения, соответственно р0довой принадлежности: для тела мужеска пола костюмы и штаны (рубашки, порты, брюки, трусы), для тела женска пола – женския (gen’s-key-IЯ) одежды (блузки, юбки, платья, сарафаны, а колготки, плавочки и, условно, «гамаши» - непременно с «ластовицей» на укромном месте). Для чего, спрашивается? А для того, чтобы женские мозги-brainы не сбивали себя с толку, поскольку центральный брючный шов БУКВА-льн0 «режет» слаженную работу полушарий головного мозга-braina и переводит её в нерасчётный режим «соседа»: очень сложно услышать радио «МАЯК» на волнах «Русского Радио».
Н-да-с... мозги-brainы настырно ищут ЗОЛОТО всё минувшее время... «не там где-то»: то партию золота, то «золото партии», то «Золотую Бабу», «Золото Маккены», «золото Колчака», «золото инков», «золото скифов», «Огневушки-Поскакушки», то «Золотую Рыбку», то «Золотого Петушка», то «Золотое РУНО», то «Золотую пулю», то «золотое яичко» от Курочки Рябы раскокають... а опосля – плачуть...
В общем и целом, человеческий организм – это режимный объект-субъект-subject, который живёт в той биологической полосе частот, на которую физическая масса тела-body, живого и тёплого, и рассчитана для планеты Земля: «Из земли пришло, в землю и уйдёшь» - для жизни на планете Земля создано, на Земле д0лжно ему и остаться». А всю ту работу, которую приходится исполнять доброй волею или по необходимости, выполняет живущий внутри тела «умный плазмоид», по определению В.П. Казначеева, нашего сибирского ученого, а белково-нуклеидная природа человеческого тела-body, именуемая некоторыми «мешком мяса с костями», который, однако, нельзя собрать-разобрать, - это земной дом для плазмоида, и, одновременно Объём Памяти РодА.
Вот этот «умный плазмоид» и «читает» всю информацию с предлагаемых мозгом-brainoм еды и питья, учитывая, насколько она природна и пригодна и насколько она лишь природоподобна и удобо-НЕ-удобо-варима, тогда на нейтрализацию «неудобоваримого» приходится дополнительно затрачивать ресурсные возможности тела-body, пока оно живое и тёплое, в противном случае – corpse, Re-SUR’S исчерпан. В теле мужской особи черпается память на мужские работы-заботы, в теле женской особи черпается память на женские работы-заботы. Женщина никогда не забьёт гвоздь по-мужски, с нужной траектории замаха и почти не целясь. Мужчину очень сложно представить полющим грядки на даче или огороде.
И в детском саду и при обучении в школе мальчики и девочки и ведут себя и усваивают материал тоже по-разному. При выборе профессии и в рабочих коллективах это перестали учитывать, семьи – не создаются или разваливаются, нездоровье – множится, взаимонепонимание принимает угрожающие формы... Уходит понятие СОБОРНОСТЬ – со-born-ost-ь – по со-рождению челоВЕЧЕских НАродНОстей на одной планете под единым звёздным покровом, в единой атмосфере Солнце-водо-воздушных масс, хотя есть и СОРБОННА, и РУДН, и МАИ, и КЕМБРИДЖ, и ОКСФОРД...
Завершая тему «33-х богатырей» приведу четыре строчки из стихотворения «Русский язык» Ярослава Смелякова:
«Владыки, и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Лишь только они посягали
на русскую суть языка.»
Так в чём же состоит СУТЬ Русского Языка? В том, что это IЯ-ЗЫК СВЕТА, присутствующий ежемгновенно и всегда в ме-РЦА(ЦАРЬ)-НИИ звёзд, одной из которых является наше Солнце - СВеТi-l0 - ЯRило - SUN - SOUL-nce. Клетки человеческого тела, живого и тёплого, «общаются» между собой не по собственной прихоти, а в соответствии множеству «взаимодействующих простых и сложных электромагнитных космических резонансов ».
Азбука МОРЗЕ (MOTHER)– универсальная кодирующая структура: в привычных нам «точках», «тире» и «паузах» существуют и буквенные и цифровые символы и знаки пунктуации.
«Неоднородность Вселенной» (название книги Н.В. Левашова) полностью спроецирована на «неоднородность» Солнечной системы, на «неоднородность» биологической полосы частот, выделенных для планеты Земля (З-eml-IЯ), на «неоднородность» всего её НАродОНа-селен-IЯ планеты, от простейших до мыслящих, МЫ-сl-«ящих»...
Когда на Земле dенЬ, за «спиной» Солнца находится «бездна» звёздных структур, вливающих своё ме-РЦА-ние света от белых кар-ЛИК-ов до красных и жёлтых гиг-АНТ-ов в спектр лучей Солнца, а в НОчНОе время те же звёздные структуры «считывают», разделяя по своим секторам, те частотные характеристики, которые были «встроены» в СВЕТиМОСТь Солнца и были «промодулированы» земным ответным «излучением», примерно так же, как происходит и в современном оптоволокне. Как навеРХу, так и «внизу», как «внизу», так и нАВЕрху – для земных понятий и смыслов, а где ТАМ, в Большом Космосе, верх, а где низ... затруднительно определиться.
24 часа в сутках – как 24 кадра/сек при работе телекамеры, а вместо 25-го – тот временной «хвостик», за который Земля получает пучок корректирующих импульсов жёсткого излучения, чтоб «с путя» не сбилась, скорее всего от звезды ХеЗе (Cen X-3) соЗвеЗдия ЦЕНТавР(ус) – CEN-TAU-RUS, где CEN – 10 (МЕРА), TAU – ГОРА, RUS – РасПРЕДЕЛенная Упругая Среда (МЕРкУрий-скрыл-ушки-МЫ). Вот эти К-осмос- КАДР-Ы(W) и решают ВСЁ.
// в статье использована картина
Каждая новая серия франшизы удивляет: казалось бы, дно давно пробито, но с каждым разом планка смысла и качества опускается всё ниже и ниже.
С точки зрения «силушки богатырской», теперь эта способность превратилась просто в натуральный фарс, где богатырям уже не нужны тренировки или хотя бы исполнение ратной службы. Они стали обыкновенными ширпотребными супергероями с невероятными способностями, которых обычный человек никогда не достигнет. И бесполезно пытаться им подражать, это не поможет, ибо «страшно далеки они от народа», как говаривал дедушка Ленин.
Алёше как приклеили ярлык вечного идиота, так он с ним и носится от серии к серии. Вместо помощи по хозяйству Любаве, он постоянно норовит поиграть в свои детские бирюльки, активности сам не проявляет, только под нажимом жены. В этой серии жена пилит дрова в одиночку, а он снеговика лепит. Настоящий богатырь, нечего сказать! И это давно не воспринимается как шутка или сарказм над извечным желанием мужиков позабавиться детскими шалостями. Придурковатость стала основной частью образа данного персонажа. Иногда Алёша кажется блаженным в своей простоте и доверчивости, ведь он каждый раз выдаёт новые кредиты доверия любым упырям и пройдохам: только что его обманули и подставили и он это понял, но уже в следующем диалоге он с энтузиазмом примеряет на уши новую лапшу от того же источника лжи. Блаженство считается труднейшим крестом, который может взять на себя подвижник. Но Алёша Попович во всех новых сериях не блаженный он просто идиот.
Князь тоже вечный дурачок. Как такое существо управляет государством, не понятно. И даже присутствие рядом с ним «умного» коня Юлия не спасает ситуацию, потому что от его советов всегда только хуже. Они как два сапога пара, попадают в переделки из-за собственной глупости. Никакого нравоучительного посыла в этих персонажах нет: мелочные, лживые, вороватые, подлые твари. И всё с них как с гуся вода.
Антагонист в этой серии, олицетворяющий источник зла, молодой амбициозный «тринадцатый месяц», не понёс заслуженного наказания за «наломанные дрова». Ему тоже выдают кредит доверия на всё будущее время в виде награды, которой он не имел до того, как натворил столько плохого в этой истории. А как же ответственность? Доверчивым детишкам, для которых снимают этот шлак, посредством этих махинаций внушают, что добрые взрослые всё простят. А может даже и выдадут награду. Никого никогда не сажают на дыбу, не ссылают на каторгу. Даже не отправляют на камбуз чистить картошку! Всегда прощение и награда. Но зачем? В чём воспитательный посыл? Многовековая народная мудрость говорит о том, что попранная честь восстанавливается с огромным трудом: раз соврал, а век веры не имут; раз украл на век вором стал; хороши ребятки, да слава худа и т. д. А в этих богатырских байках сплошная профанация. Хотят воспитать из наших детей безответственных инфантилов. Я категорически против!
Так называемая принцесса Египта почему-то выведена в название, будто на её персонаже будет сделан какой-то акцент. На самом деле роль ей была отведена очень небольшая и по большей части дурацкая: проспав тысячи лет, первым делом после воскрешения она вознамерилась отдаться плотским утехам И хотя предполагается, что это была знаменитая египетская красавица Нефертити, но рожа у неё Шарапов отдыхает! Зачем? бесполезно задаваться дурацким риторическим вопросом, ибо всё в этом мультфильме бессмысленно. И беспощадно к здравому смыслу. Так называемые перипетии сюжета и поведение героев это какой-то треш! Абсолютно необъяснимая для здравого смысла «движуха», в которой гиперболизировано всё, но в первую очередь идиотизм. Например, падение с огромной высоты не причинило никакого вреда обычному живому человеку, и в подобном неестественном ключе протекало любое действо: поднятие руками пирамид, танцующий каменный сфинкс, непредсказуемый «бешеный» олень, сообразительные милые крокодилы и т. д. Всё, всё, всё оторвано от жизни, всё превращено в сумбурный, необъяснимый, нелогичный сон!
Даже гипертрофированные тела богатырей уже просто достали своей непропорциональностью. Когда-то поначалу это смотрелось прикольно, как особый тонкий стёб над перекачанными современными супергероями. Сейчас просто раздражает: на огромном теле, величиной с четверть дома, маленькая-маленькая головка, с умными глазами и благородным лицом. И такие же махонькие ножки. Эта непропорциональность прививает дурной вкус у детей, в отличие от прекрасных мультипликационных сказок, нарисованных в середине прошлого века, например «Аленький цветочек», где герои имеют нормальные красивые тела и лица. Перекос в сторону «мультяшности» в продолжающемся сериале, ориентированном исключительно на детей, мешает привитию им хорошего вкуса. Для первых трёх серий, где раскрывались персонажи главных героев, эта «мультяшность» была вполне приемлема, ибо они были в том числе ориентированы и на взрослую аудиторию, были хоть как-то насыщены добротным взрослым юмором. А продолжение сериала смотреть просто невозможно, потому что это превратилось в нескончаемый горячечный бред!
Вывод. Смотрел, только успевая подхватывать челюсть от удивления. Ни единой шутки, не говоря уже о смешной. Никакой душевности, никакой назидательности. Просидел перед экраном в полном недоумении, глядя, как баран на новые ворота. Худшей дряни трудно и придумать. Платить за это деньги совершать преступление перед собой и перед светлым будущим (прошу рассматривать это, как идеологию).
Но кажется, что задел ещё есть у создателей этого сериала, и пока родители будут продолжать оплачивать это «творчество», на свет будут появляться новые и новые «богатырские шедевры», где «богатырская» ширма является лишь способом неумной и неумелой драпировки самых отмороженных идей. Пожалуй, какой-нибудь самый-самый тупой американский мультсериал в итоге будет смотреться более респектабельно рядом с нашими знаменитыми, давно вышедшими в тираж богатырями. Так победим!
Интересно, кто-нибудь задавался вопросом, почему, спустя столько лет, ни в одной богатырской семье не родился ребёнок? С физиологической точки зрения речь может идти только о бесплодии всех этих персонажей. На вид здоровые мужские и женские особи, а потомства у них нет
И кстати, это тоже закладывает в детское подсознание образ пожизненного поведения: живи для себя, наслаждайся приключениями, бери от жизни всё и ни чем себя не связывай. В особенности детьми. Так победим!
Тридцать три богатыря
сказка))))
У Царя и у Царицы, вроде не было в роду
отклонений от стандарта. Но родился на беду
в этом праведном семействе выпивоха, пустозвон...
В 18 с половиной показал по полной он
всю порочность человечью, правда, был лицом пригож...
От такого пополненья все семейство впало в дрожь:
то он шляется до ночи, то приходит "на рогах"...
Всю округу обрюхатил, лодырь, хам и вертопрах.
Царь с Царицей глаз не кажут, угорая от стыда,
зная, шо вот-вот родится внуков целая орда.
У народа уваженье потеряла враз СЕМЬЯ.
Неровён...с народным бунтом на Царицу и Царя,
аль ишо чаво похуже: на царевича с кайлом...
Хоть, по совести заметить, то ему и поделом.
Дурака не урезонишь, но ить жалко, всеж ки сын.
Раздолбай, каков бы ни был, но наследник-то один.
Долго думали-гадали... и позволил царь-отец
всем подпорченным девицам переехать во дворец.
На довольствие поставил и по комнате раздал...
И народу царским словом честь по чести обещал,
что всех внуков он признает: алименты, то, да се...,
а царевишною станет та, что первой понесет.
После энтих царских рЕчей весь народ повеселел.
С царским родом породниться каждый шибко захотел.
Снарядили быстро дочек: с глаз долой, из сердца вон.
Царь-то стар, глядишь, наследник сядет вскорости на трон.
А потом уже и внукам недалече править бал...
Слово царское железно: раз сказал, так уж сказал!
Шли минуты, дни, недели,
быстро месяцы летели...
(И скажите-ка на милость...)
Первой Дуня опростилась -
Дочь простого пастуха...
Вот такая чепуха...
Но чего уж тут поделать, свадьбу справил, как решил
Царь. Вот только после свАдьбы жениха и след простыл.
Вслед за Дуней - Маня, Соня, Глаша, Дарья и Лукерья
сыновьями разрешились... Двор глазам своим не верил...
А потом и остальные... От зари и до зари...
счетоводы все считали, получилось - тридцать три!
От такой богатый дед:
внуки есть, а сына нет,
и заполнен царский дом
разновозрастным бабьем.
Но одно-то всеж ки мучит:
Разбазарит генофонд,
И гнилой "бугор" получит
С нашим семенем приплод.
Ладно... Бог с им, с неуемным, нужно думать о стране,
ить теперь с таким семейством у царя проблем вдвойне.
А внучата (чтоб им пусто) - не по дням, а по часам,
и все словно под копирку - в батьку-дурня.... Стыд и срам.
Царь собрал наимудрейших - снова думать и гадать,
как орду из царских внуков воспитать и обуздать...
И последний приговор
вынес дядька-Черномор...
Много он за столько лет,
налепил из "г" "конфет"...
Мол, побрить - и всех в казарму!
Вправить отпрыскам мозги.
Ежли чо, то сразу в карцер,
хулиганить не моги.
Спорт, сухой закон, учебка,
и раздать им по копью.
Там любить научат крепко
матерь-Родину свою!
Из дворца, видать, надолго... Насушили сухари...
Кушаками подвязались... Друг за другом: раз-два-три...
И пошла муштра по полной... Присягнув Царю-отцу,
через три зимы вернулись внуки снова ко дворцу...
Удалые все, в кольчугах (суетился Царь не зря)
В перевес "етитской" силе, тридцать три богатыря.
И теперь исправно внуки службу царскую несут:
сторожат покой дворцовый, государство берегут.
Царь с поста ушел в отставку, нонче правнуков растит.
Вот такой вот получился замечательный гамбит.
И отец остепенился: бросил пить и сел на трон.
Аппарат поизносился..., безопасен нонче он.
Правда, царством Дуня правит, но народ Царице рад...
Ить она ж силком вернула нерадивого назад.
И вражины из соседей проглотили языки.
Им теперь с такой-то силой сдюжить будет не с руки.
Даже ежели предъявят
ультиматум из "бугра",
Государство всех признает,
Не прогонит со двора.
А мораль - она наруже: "Даже грешная любовь,
Ежли вам подарит внуков - это ж все родная кровь.
Не спешите отрекаться, чтобы не было беды,
И когда-то ваша мудрость принесет свои плоды".
Каждые две недели мы клубом ходим в баню собираемся все вместе. На этот раз меня интересовал небольшой пеший маршрут в деревне Шаманка , известной своим Бруклинским мостом и утесом, олицетворяющим 33 богатыря .
Наша цель - забраться на Шаманский утес 33 богатыря.
Немного природоведения и географии.
Шаманский утес находится на левом берегу Иркута и представляет собой гряду скальных обнажений. Утес является памятником природы. Кто знает, может когда-то давным-давно Иркут обмыл гору, тем самым обнажив песчаную породу. Утес состоит из красного и сероцветного песчаника, конгломератов, доломитов и других пород.От начала подъема на утес и до конца спуска всего 3.5 километра .
Погнали
Вооружившись треком, обсмотревшись рельефом, мы собрали консилиум из 8 взрослых и 1-го ребенка.Трансфер тут может быть только один - авто. Ну, а кто более силен может использовать велосипед или микс электрона и велосипеда. Только надо учитывать световой день. Электрон в Подкаменную прибывает очень поздно для того, чтобы добраться до Шаманки, полазить по утесу и вернуться в Иркутск. Плюс вел тащить с собой наверх - скорость меньше.
Так как у нас большинство уже закрыло велосезон, мы отправились в пешее путешествие по утесу.
Внутреннее деление людей сформировало группы - группа А и группа Б. Группа А едет с СергемЗ (это я и Кирилл), группа Б едет с АртемомЧ (Наташа, Антон, Таня, Илья). Ещё один участник СергейЗ приехал на своей машине.
Дождались остальных. Доехали до навесного моста и отправились в путь.
По этому гребню мы и пойдем.
Немного прошли по деревне, пересекли речку Шаманка и оказались у начала тропы. Мы заходили с левого края, чтобы сделать радиалочку. Хотя подъем здесь и крутой, но вполне заходительный по сравнению с правым краем.
Крутизна подъема |
Ладно, ладно, на самом деле всё было так ↓
Подъем небольшой, терпеть приходится недолго. Зато как разогрелись, ух!
Первые виды с утеса.
Отряд, стройся!
Сначала народ всё время хотел есть. Я приходила в недоумение - мы же только что начали наше восхождение, какой есть!
Долго ли коротко и на меня напал дядя Жора. Ну и в самом деле не тащить же еду всю обратно!
Остановились на привал. Мимо нашего бивака прошли две группы в разное направление. Чудеса! А я то думала тут безлюдно.
СергейЗ младший вытащил адскую штуку, которая собрала всех неравнодушных вокруг. Это был квадрокоптер. Шикарная вещь. Как было бы клево брать её с собой в покатушки и снимать сверху. Плюс можно было бы оценить ситуацию по состоянию дороги впереди. Вес штуки всего полкилограмма. В общем у коптера много плюсов, кроме цены:)
Всякие виды с высоты 687 метров.
Стоим на слоеном торте из песчаных пород.
Обратите внимание на сопки ↓. Именно там мы катаемся. Например, 2 кольца Шаманки .
На самой высшей точке утеса.
Спуск был жестокий. Сначало было подумали как круто, на велах можно технику поточить. Но спускаясь всё ниже твердо убеждались, что это место только для опытного ДХ-гонщика. Здесь вам и крутые уклоны, и ступеньки из лежащих бревен. Я бы даже сказала, что это мини-вариант дх-трассы в Байкальске.
Расположились на полянке. Опять предаваться богу еды. Ещё раз Сергей запустил НЛО. Шаманские вороны были удивлены летающему агрегату. Рыбаки интересовались - а если зарядка сядет, он упадет? Нет, он вернется к хозяину:)
После сытного обеда отправились к машинам.
Девчонки созерцают красоту.
Ну чем не сибирский каньон?))
Наверху мы всё любовались на этот домик и думали, что неплохо было бы иметь здесь дачу. Домик этот оказался заброшенным. Мы полазили в нем. Набрели на шикарную парилку - хорошая отделка и очень вместительная. В доме даже есть свет. Но в целом всё заброшено. В комнатах кровати с разбросанными матрасами и подушками. В двух комнатах камин. Два туалета.
Страница 5 из 7
Сказка о царе Салтане
«А какое ж это диво?»
- Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит...
Так и тянет и уносит...
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу - но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится -
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
- А кого же на примете
Ты имеешь? - «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.