33 богатыря в чешуе как жар горя. Тридцать три богатыря

Сказ-ОЧНЫЙ "остров" - планета ЗЕМЛЯ (З-eml-IЯ).

Что такое буквенные символы? Это привычные «портреты» ЗВУКОВ, издаваемых человеческим голосовым устройством (голосовые щели, складки и перемычки, зубы, альвеолы, верхняя и нижняя челюсть, большой язык и ма-аленький язычок на задней стенке гортани, мышцы щёк, шеи, мышцы моторики рук и... все остальные, всё тело – большой резонатор). БУКВЫ, они же - «парсуны» - портреты, они же - простейшие схемы-чертёжики. Под «портретами» буквенных символов можно сделать очень «краткие записи», что же именно на «портрете» изображено: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ... и так далее, другой вопрос, что же ещё за своим «портретом» прячут буквенные символы.
Наши буквенные символы,

«Тридцать три богатыря,
В чешуе, как жар горя,
..............................................
Все равны, как на подбор,
И с ними дядька Черномор
...»

И «равны» - не значит здесь только по росту, по ГОСТу шрифтов, но и по равнозначимости, равновесомости каждого знака (символа – sim-ball-a) – для всех иных, и всех – для каждого. Каждый буквенный символ – это краткая (светоотражённая - для глаза) запись, но иного плана, можно сказать, «упаковка» частотной характеристики оптического спектра, приписанной к символу, и не имеет значения, «...перьями пишем и мелом, пишем по белому - чёрным, пишем по чёрному – белым... », или даже с применением всех цветов радуги. Каждая Б-УКВ-А в АЗБУКЕ находится на своём месте, у каждой – свой порядковый номер (HOME-ER).

Да, у Черномора здесь особое достоинство: Чер(ь) в обратном чтении - РечЬ... номо – можно считать как homo... ОР – (сокр.) Особенности (абориГЕНной) Речи... ЗВУКИ – это звуковые волны (мини-сгУСТки энергии), записываемые в виде частотных характеристик спектра человеческого голоса. Для человеческого голоса основных частотных характеристик – 30, те самые
«Тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской... » -

Это известно от того же Александра Сергеевича Пушкина из его «Посвящения» к поэме «Руслан и Людмила».

В рассматриваемой «Сказке о царе Салтане, сыне его, Гвидоне Салтановиче и о прекрасной...» есть упоминание не только о буквах-богатырях (то в «чешуе», как жар горячей, или горящей, то в «блистающих латах»), но и...
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит...»
т.е, им, видимо-НЕ-видимо, ве домо, что такое двуполярное соответствие четы-пары, и оно каким-то образом связывает и количество звуков – 30 (и известную из курса школьной ФИЗИКИ, Ф-изик (язык)-И, одну из тактовых скоростей света С = 300 000 км/сек), 33 буквы (и скорость звука в земной атмосфере, V = 330 м/сек), и массу Солнца, которая примерно в 330 000 (333 000) раз больше массы Земли, и несколько «циклов» солнечной активности; половинный – 11 лет, полный – 22 года и... полуторный - 33 года.
Приглядимся-ка поприСТАЛЬнее к нашей родной АЗ-буке, за символами-спинами 33-х «великанов удалых» которой присутствуют только 30 «витязей прекрасных»...
В звуковом СТРОЕ
10 гласных звуков, 5 – прямых (а, о, у, ы, э) и 5 дифтонговых (я, ё, ю, и, е), т.е. 2 х 5;
20 согласных звуков, 10 звонких и 10 глухих,
т.е. 2 х 10,
которые, в свою очередь, делятся ещё на 2 неравные подгруппы, 6 парных (2 х 3) и 4 непарных (2 х 2):
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с; звонкие: л м н р и глухие: х ц ч щ;

2 буквенных символа, Ъ и Ь, собственных частотных характеристик не имеют, но существенно влияют на частотные характеристики предшествующих звуков, своими оЧЕРТАниями-портретами очень похожи на «КОВШ» и «Ков-she-чег» Большой (Ъ) и Малой (Ь) небесных МЕ-ДВЕ-ДИ-Ц;и ещё
1 (одна) «хитрая» буква - фигура Черномора – РечЬ-HOMO(homo )-РА, это буквенный символ Й (И - краткий), полугласный звук, по умолчанию – полусогласный, т.е. та же любимая 2 х 0,5. Короче:
2 х 5 = 10;
2 х 10 = 20;

2 х 1 = 2;
2 х 0,5 = 1
------------
Итого: 33.
Вспомним ещё, что в информатике стоящие рядом символы 1 и 0 обозначают арифметическую 2...

Обратимся вниманием к ЗАКОНУ РЕЗОНАНСОВ,

Тогда наша АЗБУКА примет вид:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я (S U N), где

1 - кратные частотные характеристики, резонансные ритмам Солнца, созвездия Андромеды и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складываются до 1, т.е. 10, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82;

2 – ритмам Луны, созвездия Близнецы и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складываются до 2, т.е. 11, 20, 29 (11/2), 38 (11/2), 47 (11/2), 56 (11/2), 65 (11/2), 74 (11/2), 83 (11/2);

3 – ритмам МАРСА, созвездия Большая Медведица и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 3, т.е. 12, 30, 39 (12/3), 48 (12/3), 57 (12/3), 66 (12/3), 75 (12/3), 84 (12/3);

4 – ритмам Меркурия, созвездия Большой Пёс и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складывается до 4, т.е. 13, 22, 31, 40, 49, 58, 67, 76, 85;

5 – ритмам Юпитера, созвездия ВЕСЫ и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складывается до 5, т.е.14, 23, 32, 41, 50, 59, 68, 77, 86;

6 –ритмам Венеры, созвездия ВОДОЛЕЙ и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 6, т.е. 15, 24, 33, 42, 51, 60, 69, 78, 87;

7 – ритмам Сатурна, созвездия Возничий и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 7, т.е. 16, 25, 34, 43, 52, 61, 70, 79, 88;

8 – ритмам УРАНА, созвездия ВОЛК и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 8, т.е. 17, 26, 35, 44, 53, 62, 71, 80;

9 – ритмам Нептуна, созвездия Волопас и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 9, т.е. 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81;

10 – ритмам Плутона и созвездия Волосы Вероники, всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 1 (см. НАЧАЛО) и, конечно же всех тех чьи порядковые номера кратны 10, т.е. 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80; кроме того,

за «10» из начал информатики – негласно присутствующий Плутон – Луно-пт (и, стало быть ЛУНА –«улан» - УРАН, поскольку 8 – это 2-в-3-ей), и ему, ПЛУТОНУ, без разницы, «разжаловали» его земляне из статуса планет, или нет.
И ещё... поскольку «свято место не бывает пУСТо», в свободные «ячейки» вписаны резонансные кратности 7-ой, 8-ой и 9-ой планет (трансурановых) Солнечной системы в соответствии радиусу удаления от Солнца: Сатурн, Уран и Нептун.

У каждого буквенного символа есть свой порядковый (поместный) номер, причём двузначные числа вполне можно сложить до однозначной цифры, чтобы была ЯСНЕЕ видна картинка резонансных соответствий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

А Б В Г Д Е Ё Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8 9

И Й К Л М Н О П Р1
10 11 12 13 14 15 16 17 18

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
19 20 21 22 23 24 25 26 27
Ъ Ы Ь Э Ю Я (S U N)
28 29 30 31 32 33 (34 35 36)

№ 34 – созвездие КОРМА (МАР, карта, - 0 - k);
№ 35 – созвездие ЛЕБЕДЬ, SIGN-(R)US;
№ 36 – созвездие ЛЕВ (Сфинкс-с-«крыл-ушками», он же ИНК-СФС или nik-СFS, он же С-икс-НеФ, или ФеНикС).

ЗВУКАМ – без разницы, какими символами, буквенными, цифровыми, иероглифическими, грузинской или арабской вязью, вавилонской клинописью или славянской руницей, стенографическими узорами их «портреты» будут изображены, это, по физической СУТИ, частотные характеристики разномерных ВОЛ-Н в постоянно-переменных простых и сложных взаимодействиях (резонансных).

Для чего здесь предложена связь буквенных символов с цифровыми? Для того, чтобы понять, что при наборе на клавиатуре компьютера, например, какого-нибудь текста русскими буквами, одновременно набирается и «абракадабра» английскими буквами. Кроме того, набираются и цифровые тексты в двух вариантах: в порядке букв Русской Азбуки и в порядке букв Английского Алфавита – общим будет плотный информационный поток (РААА, или/и RAAA), записанный через папиллярные линии при соударении пальчиков рук о клавиши, и всё это sms-сообщение всей информационной «массой» будет записано на кровь всего тела через капилляры (через микроизменение просвета сосудов, модулируя несущую частоту собственного пульса печатающего, I0anna-«печать-nik-a») в полном соответствии общему эмоциональному состоянию «реципиента» - РЕЧИ-р(ie)Н-ТА в... способе кодирования с помощью Азбуки Морзе, точками и тире – для букв, цифр, знаков препинания и даже целых условных фраз-аббревиатур.

Ответной реакцией на соударения «пальчики-клавиши» будет, естественно изменение рН-показателя крови, КЩР (кислотно-щелочного равновесия), в НАНО- и ПИКО-мерностях, всегда находящихся в резонансных взаимодействиях с ГЕН-ЭТИЧЕСКИМИ настройками. В человеческом теле-body(теПле ВОД-ы) ежемгновенно происходят триллионы «разнокалиберных» химических реакций (их постоянно-переменное взаимодействие и характеризуют словом АУРА, или.. АУ-РА, или Au-RA, или АРУ – «А(R)», головной мозг-brain никогда за ними не уследит (скорость обработки информации – не ТА, всего-то "каких-то" 400 млрд. бит/сек!), даже с помощью современных приборов и всякоразных придумываемых «чипов», потому что есть эти «чипы» уже внутри крови, и называются они: «эритроциты» -ARI-тор-cito, «лейкоциты»-lake-0-cito, «тромбоциты» - тор-МБ-0-cito, цвет-Ной показатель (no-k-AZ-R-tell), «гемоглобин» - homo-Г-лоб-ИN(k)... и т.д. На латинском «cito» означает «срочно».

А в информатике – что за СИТО? Это... разбивочная сетка. Человеческое тело – body, живое и тёплое, «ходячая»-«сидячая»-«лежащая», но всегда одна и та же пространственная (объёмная) антенная фазированная решётка с НАНизаннОй на неё костно-мышечной массой «разнокалиберных» по плотности тканей, ограниченная поверхностью кожи.

Кожа, в свою очередь, тоже является многослойной плоско-объёмной антенной, работающей в непрерывном режиме передача-ретрансляция-приём, причём в обе стороны, для чего есть кожные антенны-волоски и микроуглубления - поры -«заземления». Участки с оволосением, где бы они не находились, тоже работают в качестве антенн, каждый – в своей частотке, в частности, через подмышечные выводятся соли тяжёлых металлов, поэтому сбривать их для кажущейся «красивости» и "гладкости" вряд ли целесообразно. Тату на коже - практически исключение из работы больших участков общего «антенного поля».

Пирсинговые «украшения» - дополнительная «головная боль», «тяжёлый рок» и для отдельных участков тела, и для всего организма в целом: «Твой голос на мамин совсем не похож! Ты голосом тонким фальшиво поёшь! » Самый внешний слой кожи – мельчайшие чешуйки, обновление этой антенной поверхности идёт неуклонно и постоянно.

Все внутренние органы человеческого тела работают в своём графике: одни работают в «усиленном» режиме, активны, другие – в спокойном, т.е., относительно первых, – отдыхают. И тем, и другим нужен и «спящий» режим, которым мозги-brainы часто манкируют, проще говоря, пренебрегают, не учитывают по неосознаВАНИю или, бывает, что и по необходимости (например, непрерывный цикл на производстве, которое выбрано для постоянной трудовой деятельности).
Человеческое тело можно представить в виде «соединения звездой»: голова (сердце и тонкий кишечник) – верхний луч, правый (печень и желчный пузырь) и левый (селезёнка и желудок)) лучи – разведённые в стороны руки, правый нижний (почки и мочевой пузырь) и левый нижний (лёгкие и толстый кишечник) лучи – ноги, расставленные на ширину плеч. Можно вокруг этой «звезды» зрительно описать окружность, тогда по движению энергии по окружности работающие внутри тела органы чувств друг друга поддерживают, а по «звезде» - условно «подразрушают», т.е. «отдыхают».

Соединение «звезда» выведено «по внутренней связи» на пальцы рук и ног и на внешние органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Общее состояние чувств «завязано» на чувство РОДА, принадлежности к РОДУ по р0довой дифференциации на видовые мужские и женские особи, которые, в свою очередь, свои мыслительные процессы выстраивают очень и очень по-разному, от приРОДы. Именно поэтому и частота сердечных сокращений (пульс), и кожа, и волосы, и кровь, и лимфа в теле-body мужских и женских организмов – различны, и хоть и состоят из тех же химических элементов, что и вся Вселенная, но ОРГАНического ЗОЛОТА в женском ОРГАНизме в 6 (шесть!) раз больше, чем в мужском.

И в зависимости (и по соответствию!) от строения ПЛОТИ (плато, э/плата, "земля", "рама", "корпус") и одежду нужно носить с самого начала, от рождения, соответственно р0довой принадлежности: для тела мужеска пола костюмы и штаны (рубашки, порты, брюки, трусы), для тела женска пола – женския (gen’s-key-IЯ) одежды (блузки, юбки, платья, сарафаны, а колготки, плавочки и, условно, «гамаши» - непременно с «ластовицей» на укромном месте). Для чего, спрашивается? А для того, чтобы женские мозги-brainы не сбивали себя с толку, поскольку центральный брючный шов БУКВА-льн0 «режет» слаженную работу полушарий головного мозга-braina и переводит её в нерасчётный режим «соседа»: очень сложно услышать радио «МАЯК» на волнах «Русского Радио».

Н-да-с... мозги-brainы настырно ищут ЗОЛОТО всё минувшее время... «не там где-то»: то партию золота, то «золото партии», то «Золотую Бабу», «Золото Маккены», «золото Колчака», «золото инков», «золото скифов», «Огневушки-Поскакушки», то «Золотую Рыбку», то «Золотого Петушка», то «Золотое РУНО», то «Золотую пулю», то «золотое яичко» от Курочки Рябы раскокають... а опосля – плачуть...

В общем и целом, человеческий организм – это режимный объект-субъект-subject, который живёт в той биологической полосе частот, на которую физическая масса тела-body, живого и тёплого, и рассчитана для планеты Земля: «Из земли пришло, в землю и уйдёшь» - для жизни на планете Земля создано, на Земле д0лжно ему и остаться». А всю ту работу, которую приходится исполнять доброй волею или по необходимости, выполняет живущий внутри тела «умный плазмоид», по определению В.П. Казначеева, нашего сибирского ученого, а белково-нуклеидная природа человеческого тела-body, именуемая некоторыми «мешком мяса с костями», который, однако, нельзя собрать-разобрать, - это земной дом для плазмоида, и, одновременно Объём Памяти РодА.

Вот этот «умный плазмоид» и «читает» всю информацию с предлагаемых мозгом-brainoм еды и питья, учитывая, насколько она природна и пригодна и насколько она лишь природоподобна и удобо-НЕ-удобо-варима, тогда на нейтрализацию «неудобоваримого» приходится дополнительно затрачивать ресурсные возможности тела-body, пока оно живое и тёплое, в противном случае – corpse, Re-SUR’S исчерпан. В теле мужской особи черпается память на мужские работы-заботы, в теле женской особи черпается память на женские работы-заботы. Женщина никогда не забьёт гвоздь по-мужски, с нужной траектории замаха и почти не целясь. Мужчину очень сложно представить полющим грядки на даче или огороде.

И в детском саду и при обучении в школе мальчики и девочки и ведут себя и усваивают материал тоже по-разному. При выборе профессии и в рабочих коллективах это перестали учитывать, семьи – не создаются или разваливаются, нездоровье – множится, взаимонепонимание принимает угрожающие формы... Уходит понятие СОБОРНОСТЬ – со-born-ost-ь – по со-рождению челоВЕЧЕских НАродНОстей на одной планете под единым звёздным покровом, в единой атмосфере Солнце-водо-воздушных масс, хотя есть и СОРБОННА, и РУДН, и МАИ, и КЕМБРИДЖ, и ОКСФОРД...

Завершая тему «33-х богатырей» приведу четыре строчки из стихотворения «Русский язык» Ярослава Смелякова:
«Владыки, и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Лишь только они посягали
на русскую суть языка.»

Так в чём же состоит СУТЬ Русского Языка? В том, что это IЯ-ЗЫК СВЕТА, присутствующий ежемгновенно и всегда в ме-РЦА(ЦАРЬ)-НИИ звёзд, одной из которых является наше Солнце - СВеТi-l0 - ЯRило - SUN - SOUL-nce. Клетки человеческого тела, живого и тёплого, «общаются» между собой не по собственной прихоти, а в соответствии множеству «взаимодействующих простых и сложных электромагнитных космических резонансов ».

Азбука МОРЗЕ (MOTHER)– универсальная кодирующая структура: в привычных нам «точках», «тире» и «паузах» существуют и буквенные и цифровые символы и знаки пунктуации.

«Неоднородность Вселенной» (название книги Н.В. Левашова) полностью спроецирована на «неоднородность» Солнечной системы, на «неоднородность» биологической полосы частот, выделенных для планеты Земля (З-eml-IЯ), на «неоднородность» всего её НАродОНа-селен-IЯ планеты, от простейших до мыслящих, МЫ-сl-«ящих»...

Когда на Земле dенЬ, за «спиной» Солнца находится «бездна» звёздных структур, вливающих своё ме-РЦА-ние света от белых кар-ЛИК-ов до красных и жёлтых гиг-АНТ-ов в спектр лучей Солнца, а в НОчНОе время те же звёздные структуры «считывают», разделяя по своим секторам, те частотные характеристики, которые были «встроены» в СВЕТиМОСТь Солнца и были «промодулированы» земным ответным «излучением», примерно так же, как происходит и в современном оптоволокне. Как навеРХу, так и «внизу», как «внизу», так и нАВЕрху – для земных понятий и смыслов, а где ТАМ, в Большом Космосе, верх, а где низ... затруднительно определиться.

24 часа в сутках – как 24 кадра/сек при работе телекамеры, а вместо 25-го – тот временной «хвостик», за который Земля получает пучок корректирующих импульсов жёсткого излучения, чтоб «с путя» не сбилась, скорее всего от звезды ХеЗе (Cen X-3) соЗвеЗдия ЦЕНТавР(ус) – CEN-TAU-RUS, где CEN – 10 (МЕРА), TAU – ГОРА, RUS – РасПРЕДЕЛенная Упругая Среда (МЕРкУрий-скрыл-ушки-МЫ). Вот эти К-осмос- КАДР-Ы(W) и решают ВСЁ.

// в статье использована картина

Каждая новая серия франшизы удивляет: казалось бы, дно давно пробито, но с каждым разом планка смысла и качества опускается всё ниже и ниже.

С точки зрения «силушки богатырской», теперь эта способность превратилась просто в натуральный фарс, где богатырям уже не нужны тренировки или хотя бы исполнение ратной службы. Они стали обыкновенными ширпотребными супергероями с невероятными способностями, которых обычный человек никогда не достигнет. И бесполезно пытаться им подражать, это не поможет, ибо «страшно далеки они от народа», как говаривал дедушка Ленин.

… Алёше как приклеили ярлык вечного идиота, так он с ним и носится от серии к серии. Вместо помощи по хозяйству Любаве, он постоянно норовит поиграть в свои детские бирюльки, активности сам не проявляет, только под нажимом жены. В этой серии жена пилит дрова в одиночку, а он снеговика лепит. Настоящий богатырь, нечего сказать! И это давно не воспринимается как шутка или сарказм над извечным желанием мужиков позабавиться детскими шалостями. Придурковатость стала основной частью образа данного персонажа. Иногда Алёша кажется блаженным в своей простоте и доверчивости, ведь он каждый раз выдаёт новые кредиты доверия любым упырям и пройдохам: только что его обманули и подставили — и он это понял, но уже в следующем диалоге он с энтузиазмом примеряет на уши новую лапшу от того же источника лжи. Блаженство считается труднейшим крестом, который может взять на себя подвижник. Но Алёша Попович во всех новых сериях не блаженный — он просто идиот.

Князь — тоже вечный дурачок. Как такое существо управляет государством, не понятно. И даже присутствие рядом с ним «умного» коня Юлия не спасает ситуацию, потому что от его советов всегда только хуже. Они — как два сапога пара, попадают в переделки из-за собственной глупости. Никакого нравоучительного посыла в этих персонажах нет: мелочные, лживые, вороватые, подлые твари. И всё с них — как с гуся вода.

Антагонист в этой серии, олицетворяющий источник зла, молодой амбициозный «тринадцатый месяц», не понёс заслуженного наказания за «наломанные дрова». Ему тоже выдают кредит доверия на всё будущее время в виде награды, которой он не имел до того, как натворил столько плохого в этой истории. А как же ответственность? Доверчивым детишкам, для которых снимают этот шлак, посредством этих махинаций внушают, что добрые взрослые всё простят. А может даже и выдадут награду. Никого никогда не сажают на дыбу, не ссылают на каторгу. Даже не отправляют на камбуз чистить картошку! Всегда — прощение и награда. Но зачем? В чём воспитательный посыл? Многовековая народная мудрость говорит о том, что попранная честь восстанавливается с огромным трудом: раз соврал, а век веры не имут; раз украл — на век вором стал; хороши ребятки, да слава худа и т. д. А в этих богатырских байках сплошная профанация. Хотят воспитать из наших детей безответственных инфантилов. Я категорически против!

Так называемая принцесса Египта почему-то выведена в название, будто на её персонаже будет сделан какой-то акцент. На самом деле роль ей была отведена очень небольшая и по большей части дурацкая: проспав тысячи лет, первым делом после воскрешения она вознамерилась отдаться плотским утехам… И хотя предполагается, что это была знаменитая египетская красавица Нефертити, но рожа у неё — Шарапов отдыхает! Зачем? — бесполезно задаваться дурацким риторическим вопросом, ибо всё в этом мультфильме бессмысленно. И беспощадно к здравому смыслу. Так называемые перипетии сюжета и поведение героев — это какой-то треш! Абсолютно необъяснимая для здравого смысла «движуха», в которой гиперболизировано всё, но в первую очередь идиотизм. Например, падение с огромной высоты не причинило никакого вреда обычному живому человеку, и в подобном неестественном ключе протекало любое действо: поднятие руками пирамид, танцующий каменный сфинкс, непредсказуемый «бешеный» олень, сообразительные милые крокодилы и т. д. Всё, всё, всё оторвано от жизни, всё превращено в сумбурный, необъяснимый, нелогичный сон!

Даже гипертрофированные тела богатырей уже просто достали своей непропорциональностью. Когда-то поначалу это смотрелось прикольно, как особый тонкий стёб над перекачанными современными супергероями. Сейчас — просто раздражает: на огромном теле, величиной с четверть дома, маленькая-маленькая головка, с умными глазами и благородным лицом. И такие же махонькие ножки. Эта непропорциональность прививает дурной вкус у детей, в отличие от прекрасных мультипликационных сказок, нарисованных в середине прошлого века, например «Аленький цветочек», где герои имеют нормальные красивые тела и лица. Перекос в сторону «мультяшности» в продолжающемся сериале, ориентированном исключительно на детей, мешает привитию им хорошего вкуса. Для первых трёх серий, где раскрывались персонажи главных героев, эта «мультяшность» была вполне приемлема, ибо они были в том числе ориентированы и на взрослую аудиторию, были хоть как-то насыщены добротным взрослым юмором. А продолжение сериала смотреть просто невозможно, потому что это превратилось в нескончаемый горячечный бред!

Вывод. Смотрел, только успевая подхватывать челюсть от удивления. Ни единой шутки, не говоря уже о смешной. Никакой душевности, никакой назидательности. Просидел перед экраном в полном недоумении, глядя, как баран на новые ворота. Худшей дряни трудно и придумать. Платить за это деньги — совершать преступление перед собой и перед светлым будущим (прошу рассматривать это, как идеологию).

Но кажется, что задел ещё есть у создателей этого сериала, и пока родители будут продолжать оплачивать это «творчество», на свет будут появляться новые и новые «богатырские шедевры», где «богатырская» ширма является лишь способом неумной и неумелой драпировки самых отмороженных идей. Пожалуй, какой-нибудь самый-самый тупой американский мультсериал в итоге будет смотреться более респектабельно рядом с нашими знаменитыми, давно вышедшими в тираж богатырями. Так победим!

Интересно, кто-нибудь задавался вопросом, почему, спустя столько лет, ни в одной богатырской семье не родился ребёнок? С физиологической точки зрения речь может идти только о бесплодии всех этих персонажей. На вид здоровые мужские и женские особи, а потомства у них нет…

И кстати, это тоже закладывает в детское подсознание образ пожизненного поведения: живи для себя, наслаждайся приключениями, бери от жизни всё и ни чем себя не связывай. В особенности — детьми. Так победим!

Тридцать три богатыря
сказка))))

У Царя и у Царицы, вроде не было в роду
отклонений от стандарта. Но родился на беду
в этом праведном семействе выпивоха, пустозвон...
В 18 с половиной показал по полной он
всю порочность человечью, правда, был лицом пригож...
От такого пополненья все семейство впало в дрожь:
то он шляется до ночи, то приходит "на рогах"...
Всю округу обрюхатил, лодырь, хам и вертопрах.

Царь с Царицей глаз не кажут, угорая от стыда,
зная, шо вот-вот родится внуков целая орда.
У народа уваженье потеряла враз СЕМЬЯ.
Неровён...с народным бунтом на Царицу и Царя,
аль ишо чаво похуже: на царевича с кайлом...
Хоть, по совести заметить, то ему и поделом.
Дурака не урезонишь, но ить жалко, всеж ки сын.
Раздолбай, каков бы ни был, но наследник-то один.

Долго думали-гадали... и позволил царь-отец
всем подпорченным девицам переехать во дворец.
На довольствие поставил и по комнате раздал...
И народу царским словом честь по чести обещал,
что всех внуков он признает: алименты, то, да се...,
а царевишною станет та, что первой понесет.
После энтих царских рЕчей весь народ повеселел.
С царским родом породниться каждый шибко захотел.
Снарядили быстро дочек: с глаз долой, из сердца вон.
Царь-то стар, глядишь, наследник сядет вскорости на трон.
А потом уже и внукам недалече править бал...
Слово царское железно: раз сказал, так уж сказал!

Шли минуты, дни, недели,
быстро месяцы летели...
(И скажите-ка на милость...)
Первой Дуня опростилась -
Дочь простого пастуха...
Вот такая чепуха...

Но чего уж тут поделать, свадьбу справил, как решил
Царь. Вот только после свАдьбы жениха и след простыл.
Вслед за Дуней - Маня, Соня, Глаша, Дарья и Лукерья
сыновьями разрешились... Двор глазам своим не верил...
А потом и остальные... От зари и до зари...
счетоводы все считали, получилось - тридцать три!

От такой богатый дед:
внуки есть, а сына нет,
и заполнен царский дом
разновозрастным бабьем.

Но одно-то всеж ки мучит:
Разбазарит генофонд,
И гнилой "бугор" получит
С нашим семенем приплод.

Ладно... Бог с им, с неуемным, нужно думать о стране,
ить теперь с таким семейством у царя проблем вдвойне.
А внучата (чтоб им пусто) - не по дням, а по часам,
и все словно под копирку - в батьку-дурня.... Стыд и срам.
Царь собрал наимудрейших - снова думать и гадать,
как орду из царских внуков воспитать и обуздать...

И последний приговор
вынес дядька-Черномор...
Много он за столько лет,
налепил из "г" "конфет"...
Мол, побрить - и всех в казарму!
Вправить отпрыскам мозги.
Ежли чо, то сразу в карцер,
хулиганить не моги.
Спорт, сухой закон, учебка,
и раздать им по копью.
Там любить научат крепко
матерь-Родину свою!

Из дворца, видать, надолго... Насушили сухари...
Кушаками подвязались... Друг за другом: раз-два-три...
И пошла муштра по полной... Присягнув Царю-отцу,
через три зимы вернулись внуки снова ко дворцу...
Удалые все, в кольчугах (суетился Царь не зря)
В перевес "етитской" силе, тридцать три богатыря.

И теперь исправно внуки службу царскую несут:
сторожат покой дворцовый, государство берегут.
Царь с поста ушел в отставку, нонче правнуков растит.
Вот такой вот получился замечательный гамбит.
И отец остепенился: бросил пить и сел на трон.
Аппарат поизносился..., безопасен нонче он.
Правда, царством Дуня правит, но народ Царице рад...
Ить она ж силком вернула нерадивого назад.
И вражины из соседей проглотили языки.
Им теперь с такой-то силой сдюжить будет не с руки.

Даже ежели предъявят
ультиматум из "бугра",
Государство всех признает,
Не прогонит со двора.

А мораль - она наруже: "Даже грешная любовь,
Ежли вам подарит внуков - это ж все родная кровь.
Не спешите отрекаться, чтобы не было беды,
И когда-то ваша мудрость принесет свои плоды".

Каждые две недели мы клубом ходим в баню собираемся все вместе. На этот раз меня интересовал небольшой пеший маршрут в деревне Шаманка , известной своим Бруклинским мостом и утесом, олицетворяющим 33 богатыря .

Наша цель - забраться на Шаманский утес 33 богатыря.

Немного природоведения и географии.

Шаманский утес находится на левом берегу Иркута и представляет собой гряду скальных обнажений. Утес является памятником природы. Кто знает, может когда-то давным-давно Иркут обмыл гору, тем самым обнажив песчаную породу. Утес состоит из красного и сероцветного песчаника, конгломератов, доломитов и других пород.

От начала подъема на утес и до конца спуска всего 3.5 километра .


Погнали

Вооружившись треком, обсмотревшись рельефом, мы собрали консилиум из 8 взрослых и 1-го ребенка.

Трансфер тут может быть только один - авто. Ну, а кто более силен может использовать велосипед или микс электрона и велосипеда. Только надо учитывать световой день. Электрон в Подкаменную прибывает очень поздно для того, чтобы добраться до Шаманки, полазить по утесу и вернуться в Иркутск. Плюс вел тащить с собой наверх - скорость меньше.

Так как у нас большинство уже закрыло велосезон, мы отправились в пешее путешествие по утесу.

Внутреннее деление людей сформировало группы - группа А и группа Б. Группа А едет с СергемЗ (это я и Кирилл), группа Б едет с АртемомЧ (Наташа, Антон, Таня, Илья). Ещё один участник СергейЗ приехал на своей машине.


Дождались остальных. Доехали до навесного моста и отправились в путь.



По этому гребню мы и пойдем.

Немного прошли по деревне, пересекли речку Шаманка и оказались у начала тропы. Мы заходили с левого края, чтобы сделать радиалочку. Хотя подъем здесь и крутой, но вполне заходительный по сравнению с правым краем.

Крутизна подъема

Ладно, ладно, на самом деле всё было так ↓

Подъем небольшой, терпеть приходится недолго. Зато как разогрелись, ух!


Первые виды с утеса.


Отряд, стройся!

Сначала народ всё время хотел есть. Я приходила в недоумение - мы же только что начали наше восхождение, какой есть!

Долго ли коротко и на меня напал дядя Жора. Ну и в самом деле не тащить же еду всю обратно!

Остановились на привал. Мимо нашего бивака прошли две группы в разное направление. Чудеса! А я то думала тут безлюдно.

СергейЗ младший вытащил адскую штуку, которая собрала всех неравнодушных вокруг. Это был квадрокоптер. Шикарная вещь. Как было бы клево брать её с собой в покатушки и снимать сверху. Плюс можно было бы оценить ситуацию по состоянию дороги впереди. Вес штуки всего полкилограмма. В общем у коптера много плюсов, кроме цены:)


Всякие виды с высоты 687 метров.


Стоим на слоеном торте из песчаных пород.



Обратите внимание на сопки ↓. Именно там мы катаемся. Например, 2 кольца Шаманки .



На самой высшей точке утеса.


Спуск был жестокий. Сначало было подумали как круто, на велах можно технику поточить. Но спускаясь всё ниже твердо убеждались, что это место только для опытного ДХ-гонщика. Здесь вам и крутые уклоны, и ступеньки из лежащих бревен. Я бы даже сказала, что это мини-вариант дх-трассы в Байкальске.

Расположились на полянке. Опять предаваться богу еды. Ещё раз Сергей запустил НЛО. Шаманские вороны были удивлены летающему агрегату. Рыбаки интересовались - а если зарядка сядет, он упадет? Нет, он вернется к хозяину:)


После сытного обеда отправились к машинам.

Девчонки созерцают красоту.


Ну чем не сибирский каньон?))


Наверху мы всё любовались на этот домик и думали, что неплохо было бы иметь здесь дачу. Домик этот оказался заброшенным. Мы полазили в нем. Набрели на шикарную парилку - хорошая отделка и очень вместительная. В доме даже есть свет. Но в целом всё заброшено. В комнатах кровати с разбросанными матрасами и подушками. В двух комнатах камин. Два туалета.


Страница 5 из 7

Сказка о царе Салтане

«А какое ж это диво?»
- Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,

Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит...
Так и тянет и уносит...
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу - но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится -
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
- А кого же на примете
Ты имеешь? - «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.