Алхимия что означает человек. Высшего Профессионального Образования

Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения.

Второе, что это длительный процесс.

И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книги.

Существует множество версий относительно происхождения слова - алхимия. То же касается и предположений о том где и кем была основана эта древняя наука.

Наиболее правдоподобная версия происхождения слова алхимия связана с арабскими источниками т.к. аль-хем можно перевести как "наука египта". Хотя слово Хем использовали так же в античной греции для названия исскуста плавки металлов (металургия).

Древние греки использовали множество алхимических формул и оборотов в справочниках по металургии.

Алхимия в то время была тесно связана с астрологией и многие символы, понятия и названия веществ в алхимии имели прямое соотношение с астрологией.

Эти две очень древние науки развивались в едином ключе совместно с западной герметической философией и "христианской" каббалой.

Из алхимии родились такие современные разделы науки как химия, фармакология, минералогия, металургия и.т.д.

Согласно легенде оснавателем алхимии был греческий Бог Гермес. И наиболее древним текстом по алхимии считают "Изумрудную скрижаль" Гермеса Тримидаста.

Поначалу данным исскуством занимались металурги.

Одним из известных алхимиков был Парацельс, который перевел философию алхимии на новый уровнь заявив, что основной целью алхимии является поиск элексира, лекарства от "болезни", заложив таким образом основы фармакологии.

На обыденом уровне алхимия - прикладная, экспериментальная химия. Но в алхимии присутствует своя особая философия цель которой - улучшить природу вещей до "идеального" состояния.

Мастера алхимии считали природу величайшим алхимиком и огромной лабараторией, так как она (природа) вдыхала жизнь в инертные зерна, способствовала образованию минералов, рождала металлы. И алхимики зачастую пытались повторить в лабораторных условиях те процессы которые происходили в природе в ходе образования минералов или протекания других явлений. Так же алхимики пытались ускорить многие процессы природы в лабораторных условиях, разрабатывая методы обработки металлов, получения необходимых на то время веществ и "препаратов".

Философские взгляды алхимии базировались на следующих тезисах:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это излучение Божественного Существа Единого Абсолюта. Таким образом Всё является Одним, а Один является Всем.

2. Вся физическая вселенная существует благодаря присутствию полярности или двойственности (дуальности). Любое понятие и явление можно рассматиривать как имеющее свою противоположность: мужской / женский, солнце / луна, дух / тело, и т.п.

3. Вся физическая материя -, растение ли, животное или минерал (так называемые Три Королевства), имеют три части Душу, Дух, и Тело: три Алхимических Принципа.

4. Вся Алхимическая работа, лабораторный практикум или духовная Алхимия, состоит из трех основной эволюционних процессов: Разделение, Очищение, Синтез. Эти три эволюционных процесса повсеместно наблюдаются в природе.

5. Все вещество материи сложено из четырех Элементов Огня (тепловая энергия), Вода (жидкость), Воздух (газ), и Земля (обьединитель). Знание и использование четырех Элементов есть весьма важная часть Алхимической работы.

6. Квинтэссенция или пятая сущность находится везде с четырмя элементами, но не является одним из них. Это является одним из трех важных принципов, известной как - Философский Меркурий.

7. Все эволюционирует по направлению к предопределенному состоянию совершенства.

В популярном определении, Алхимия - это эмпирическая наука, которая непосредственно занимается превращением распространенных металлов в золото.

По мнению алхимиков, золото - это смесь четырех первоэлементов, взятых в определенных пропорциях. Неблагородные металлы - смеси тех же элементов, но в иных пропорциях. Значит, изменяя пропорции в этих смесях путем нагревания, охлаждения, осушения и разжижения, неблагородные металлы можно превращать в золото.

У многих слово Алхимия вызывает ассоциации с неумелой лабораторией, где безрассудно смело работают псевдо-ученые стремясь обогатиться получив алхимическое золото.

Однако истинное определение Алхимии связанно с доктриной эволюции человека к высшему совершенству.

Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.

Таким образом, часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими эксперементами с веществом, а другая интерисовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.

Алхимики духа не искали лишь способ получения золота, они искали как можно получить из "нечистых" элементов получить духовное золото - мудрость.

Для них золото - металл, который никогда, лишается блеска и не может быть испорчен Огнем или Водой, был символом посвящения и спасения.

Алхимия - это Наука о Искусстве превращений.

Это искусство сложно изучать, потому что в основу алхимического "языка" заложено использование обозначений в аллегориях и мифах, которые могут интерпретироваться с широким диапазоном понимания, как в духовном так и в прикладном к эксперементальной химии смысле.

Первоначальная цель алхимии - привести все вещи, включая человечество, к совершенству.

Так как теория алхимии утверждает, что Вечная Мудрость так долго остается латентной, бездеятельной и малопонятной для человечества из-за большого колличества невежества в обществе и на поверхности сознания человека.

Задача алхимии - открытие этой Внутренней Мудрости и удаление вуали и преграды между умом и внутренним, чистым Божественным Источником.

Это и является той духовной алхимией, которая сокрыта за химическим искусством некоторых алхимиков.

Эта Большая Работа или поиск "духовного золота" который протекает достаточно долго.

Хотя цель и далека - каждый шаг по этому пути обогащает идущего.

Стадии философского процесса алхимического превращения символизированы четырьмя различными цветами: черый (вина, происхождение, латентные силы) обозначение Духа в начальном состоянии, белый (малая работа, первое превращение или опыт, ртуть), красный (сера, страсть), и золотой (духовная чистота).

Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.

Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно космологическому учению Платона (на которое серьезное влияние оказала философия пифагорейцев) Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией.

Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек.

Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Алхимические Элементы

Прима - ТЕРРА: Первый Элемент - Земля. Сущность -жизни. Является продуктом Природы.

Секунда - АКВА: Второй Элемент - Вода. Вечная жизнь через четырехкратную репродукцию вселенной.

Терция - АЭР: Третий Элемент - Воздух. Сила через связь с элементом Духа.

Кварта - ИГНИС: Четвертый Элемент - Огнь. Превращение вещества.

Три великих принципа

Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

В алхимии различают три основные субстанции - принципа, которые присутствуют во всех вещах.

Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:

Сульфур (Сера) Меркурий (Ртуть) Соль

Сульфур (Сера) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге

Меркурий (Ртуть) - душа / то, что соединяет тело и дух

Соль - тело / то материальное, что остается после обжигa

Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.

Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).

Когда три компонента очищаются они возвышают целое

Принцип Серы

(Коптское -Then, Греческое -Theion, Латинское -Sulfur)

Является динамическим, экспансивным, непостоянным, кислотным, унифицированным, мужским, отцовским, и огненным принципом. Сера - эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь. Это символическое желание для позитивного изменения и жизненного тепла. Полное превращение зависит от правильного приложения этого изменчивого принципа.

Огонь является центральным элементом в алхимии. Сера - это "Дух огня".

В практичной алхимии, Сульфур (серу) обычно извлекают из Меркурия (ртуть, точенее сульфат ртути) дистилляцией. Сульфур - это аспект стабилизации Меркурия, из которого он извлечен и растворен в нем снова. В мистической алхимии, Сульфур - это аспект кристаллизирования вдохновения начатого Меркурием.

Принцип Соли

(Коптское-Hemou, Греческое-Hals, Патинское - Salt)

Это принцип субстанции или формы, которая задуманна как тяжелое, инертное минеральное тело, которое является частью природы всех металлов. Он является фиксатором, замедлителем, завершающим кристализацию.Соль является базой в которой свойства Сульфура и Меркурия закрепляются. Соль - это весьма важный принцип который относят к стихии земли.

Принцип Меркурия

(Коптское -Thrim, Греческое - Hydrargos, Латинское - Mercurius)

Это Ртуть. Принцип - водяной, женский, касается понятий сознания. Меркурий - это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует действие.

Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

Меркурий и Сера как антагонисты

Две точки тетраксиса - серно - ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) - вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют - Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера - бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дать ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам.

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии

Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.

Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.

И подобно всему эти вещества в природе, испытывают естественную эволюцию - рождение, рост и расцвет.

Алхимические символы

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ, аллегория

3 Символ - явление Вечности.

Как отличить символ от знака и аллегории?

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория - своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Пять методов анализа алхимического символа

Метод №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Метод №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Метод №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Метод №4

Выделить главную идею сюжета.

Метод №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

1. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

2. ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Существуют три основные этапа Делания:

нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная.

Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:

Земля - МЕЛАНОЗИС (чернение): - Нигредо.

Вода - ЛЕУКОЗИС (беление): - Альбедо.

Воздух - КСАНТОЗИС (пожелтение): - Цитрина.

Огонь - ИОЗИС (покраснение) - Рубедо.

Семь стадий по цветам планет:

ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)

ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)

ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)

БЕЛЫЙ: Луна (серебро)

ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)

КРАСНЫЙ: Марс (железо)

ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)

Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).

Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось" что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.

Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца - наименее благородного из металлов - к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном "свинцовом" состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.

Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.

1. Меркурий - Кальцинация

2. Сатурн - Сублимация

3. Юпитер - Солюция

4. Луна - Путерификация

5. Марс - Дистилляция

6. Венера - Коагуляция

7. Солнце - Тинктура

Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.

Процессы эти таковы:

кальцинация ("прокаливание"),

солюция ("растворение"),

сепарация ("разделение"),

конъюнкция ("соединение"),

путрефакция ("гниение"),

коагуляция ("закрепление"),

цибация("вскармливание"),

сублимация ("возгонка"),

ферментация ("сбраживание"),

экзальтация ("возбуждение"),

мультипликация ("умножение")

проекция("бросание"*).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.

Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть.

Третий этап, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу

Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.

Пятый этап, путрефакция - первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.

Коагуляция или "сгущение" - на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.

Этот процесс описывали как алхимическую мессу.

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.

Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.

Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают «молоком» и «мясом»".

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;

В ходе ферментации материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение.

Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.

Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;

Далее, новорожденному Камню недостает одного качества - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения").

Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.

Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.

Малый словарь алхимических обозначений.

АЦЕТУМ ФИЛОСОФОРУМ: Синоним "Девственного молока", Философского меркурия, Тайного Огня

АДАМ: Мужская сила. Анимус.

ЗЕМЛЯ АДАМА: Первовешество или истинная суть золота которое можно получить из однородного вещества

АДРОП: Филосовская работа или сурьма.

АЭШ МЕЗАРЕФ: "Очищающее пламя." Алхимический труд собраный Кнорром Фон Розенротом и изложенный вThe Kabalah Denudata.

АЛХИМИЧЕСКИЙ БРАК: Конечная стадия Великого Делания. Происходит между Королем и Королевой

АЛЬБЕДО: Форма материи имеющая безупречное совершенство которое она не теряет.

АЛЬКАХЕСТ: Тайное пламя. Растворитель.

АЛЕМБРОТ: Философская соль. Соль искусства. Часть природы металлов.

СМЕСЬ: Союз огня и воды, мужского и женского.

АЛЬХОФ: Состояние элемента земли лишенное формы. Душа Земли.

АМАЛЬГАММА: Лекарство металлов в плавлении.

АМРИТА: Первая трансформированная материя, вещество.

АН: Отец или Сера.

АНИМА: Женское начало в мужчине. Сокрытая личность.

АНИМУС: Мужское начало в женщине.

ЭНСИР: Сын, или Меркурий.

ЭНСИРАРТО: Святой Дух или Соль.

СУРЬМА: Вещество которое в определенных дозах может быть лекарством и ядом.

Это вещество имеет все свойства металла, но в некоторых условиях ведет себя как неметалл. Получают извлечением из природного сульфида Стибнита путем нагревания в присутствии железа. (Различают четыре формы: серый металл, черная сажа, и нестабильное взрывоопасное "желтое серебро".)

АПР: Пудра или ясень.

АКВА ПЕРМАНЕНС: "Нетронутая или Сдержанная Вода." Меркурий философов. Солнце и Луна растворенные и объединенные.

АКВА ВИТЭ: Алкоголь. Женские выделения.

АКВА ФИЛОСОФОРУМ: "Орел философии." Меркурий металлов характеризуется как "металл с природой близкой к первомамтерии."

АРХАЙЭС: Скрытая сущность первоматерии которую из нее извлекают.

АРГЕНТ ВИВЕ: "Тайное пламя" Меркурий философов; так называемое "Живое серебро" - универсальный растворитель металлов.

МЯГЧЕНИЕ: Делать тоньше

АУР: Сияние, свет.

АЗОТ: Универсальный принцип медицины с которым связаны все вещи, содержится во всем целебном. Названия меркурия в каком либо металлическом теле. Дух Жизни. Квинтесенция. Дух Воды.

АУРУМ АЛЬБУМ: Белое золото.

БЕТЮЛИС: Неживой камень содержищий в себе Дух.

БАЛЬЗАМ ВИТЭ (Бальзам): Собирает природное тепло огромную влажность.В мистической алхимии это символ милосердия, любви, перевоплощения.

ВАСИЛИСК: Чудище с телом дракона, головой змеи, клювом петуха. Символ конфликтирующей двойственности природы и Элементов.

БУЛАВА: Андрогин, гермофродит. Двойственность природы.

ЧАША ВЕНЕРЫ: Вагина.

МЫТЬЕ: Очищение путем путерификации.

МЕДВЕДЬ: Чернота первовещества.

ПЧЕЛА: Солнце. Чистота. Перерождение.

ОБЕЗГЛАВЛЕННЫЙ: Познание Духа через страдание и пытки. Разделенность которая присуща физическому телу.

БЕННУ: Египетский Феникс. Символ философского камня.

ЧЕРНЫЙ ДРАКОН: Смерть, разложение, гниение.

КРОВЬ: Дух.

КРОВЬ КРАСНОГО ЛЬВА: Мужские выделения.

КНИГА: Вселенная.

ДУГА: Комбинация мужского и женского.Женский полумесяц, выпускание стрелы как мужской принцип.

ДЫХАНИЕ: Сущность жизни.

КАДУЦЕЙ: Сила трансформации. Единство противоположностей.

КАПУТ МОРТЕ: Продукт смерти вещества. Пустой продукт. Побочный продукт Делания.

КАУДИ ПАВОНИС: Хвост павлина.

КАЭЛЬДРОН (Чаша, Котел, Риторта): Изобилие.Матка. Сила трансформации.

ЦЕПЬ: Связыватель.

ХАОС: Пустота. Четарехкратная сущность первовещества.

ДИТЯ: Потенциал.

CHMO: Ферментыция, брожение

КИНОВАРЬ: Продукт позитивного взаимодействия мужского и женского. Золото Жизни.

ОБЛАКО: Газ или испарение.

КОЛЕУМ: Улучшение существа Жизни. Так же Virtus.

СОЕДИНЕНИЕ СОЛНЦА И ЛУНЫ: Союз противоположностей.

КОРПУС: Алхимическая субстанция

КРЕСТ: Проявления Духа в материи. Знак мужчины

ВЕНЕЦ: Царствование или верховная власть.

КОРОНОВАННОЕ ЧАДО: Камень философов.

ВЕНЦЕНОСНЫЙ ШАР: Камень философов.

РАСПЯТИЕ на кресте: Очищение от всех примесей.

КАПЕЛЯЦИЯ: Металлургический процесс для проверки истинности Золота.

КИПАРИС: Смерть. Мужской орган.

КИНЖАЛ: То, которое прокалывает и, разламывает вещество.

DIENECH: Исправленная, уравновешенная Вода.

СОБАКА: Философский Меркурий.

СОБАКА И ВОЛК: Двойная натура Меркурия.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ: Мужской и женский Меркурий.

ГОЛУБЬ: Жизненный Дух.

КРОВЬ ДРАКОНА: Киноварь. Сульфид ртути.

ОРЕЛ (Также сокол или сокол): Сублимация. Меркурий в наиболее возвышенном состоянии. Эмблема знания, вдохновения, и знак завершенной Работы

ЯЙЦО: Запечатанный Герметический Сосуд там, где работа завершена. Обозначение сотворения.

ELECTRUM: Металл, содержащий все металлы, отнесенные к семи Планетам.

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ: Получен от Каменя Философа, Эликсир дающий бессмертие и вечную юность.

ИМПЕРАТОР: Король. Активный непостоянный принцип.

ИМПЕРАТРИЦА: Пассивная форма, уравновешенный принцип.

ЕВА: Женский архетип. Анима.

ОТЕЦ: Солярный или мужской принцип.

ГРЯЗЬ: ОТработанное вещество.Конечная смерть. Масса.

РЫБИЙ ГЛАЗ:Камень на ранней стадии эволюции.

МЯСО: Вещество.

ПОЛЕТ: Трансцедентальное действие. Восхождение к высшему уровню.

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК: Духовное перерождение. Эликсир Жизни.

ФОЭТУС СПАГИРИКУС: Стадия алхимического процесса, когда вещество наследует Дух.

КУЗНИЦА: Мощность превращения святого Огня печи.

ФОНТАН: Источник Вечной Жизни. Материнский источник.

ФРУКТЫ - ПЛОД: Сущность. Бессмертие.

ЛЯГУШКА: Первое Вещество. Происхождение физического вещества.

КЛЕЙКОВИНА: Женские жидкости.

ГЛЮТИНУМ МУНДИ: Клей мира. То, что обьединяет тело и ум.

КОЗА: Мужской принцип.

ЗОЛОТО: Цель Большой Работы. Совершенство и гармония. Полный баланс

ГУСЫНЯ: Природа.

ГРААЛЬ: Каменный Философов. Бессмертие.

ЗЕРНО (Ячмень, ядро, зерно): Зерно жизни. Обновление жизни. Ядро.

БОЛЬШАЯ РАБОТА: Достижение самой высшей возможной степени совершенства. Объединение Меньшей Вселенной с Большей Вселенной (Микрокосм и Вселенная).

ГЕРМАФРОДИТ: Объединение мужского и женского.

ГЕРМЕС: Меркурий.

ИЕРОГАМИЯ: Божественное объединение. Соединение.

МЕД: Введение. Бессмертие.

ИНКРЕАТУМ: Самовоспроизводство.

ИГНИС АКВА: Огненная Вода. Спирт.

ИГНИС ЛЕОНИ: Стихийный Огонь или "Огонь Льва."

ИГНИС ЭЛЕМЕНТАРИ: Алхимическая сера.

ЛАКТУМ ВИРГИНИС: Молоко девы. Синоним воды меркурия

СВЕТИЛЬНИК: Дух Огоня.

КОПЬЕ: Мужская энергия.

ЛЯПИС ЛЮЦИДУМ АНГЭЛЯРИС: "Краеугольный камень Света." Верховная Сущность.

Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович

Какую положительную роль сыграла алхимия?

Алхимией называют донаучное направление в развитии химии, возникшее в II–IV веках в Египте и получившее особенно широкое распространение в Западной Европе в XII–XIV веках. Своей главной задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Среди целей алхимиков были также получение элексира долголетия, универсального растворителя и других веществ, обладающих чудесными свойствами. В процессе поиска этих чудодейственных средств алхимики открыли способы получения многих практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создали приемы лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобрели новые лабораторные приборы (например, печи для длительного нагревания, перегонные кубы). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Алхимия оказала значительное влияние на средневековую культуру и способствовала становлению науки нового времени.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Какую роль турниры играли в жизни общества Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какую роль играла в рыцарские времена геральдика Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях. Отразилась она, например, на костюме. В одежде знатных господ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль играют в организме лейкоциты? Лейкоцитами называют бесцветные клетки крови человека и животных. Все типы лейкоцитов (лимфоциты, моноциты, базофилы, эозинофилы и нейтрофилы) имеют ядро и способны к активному амебоидному движению, например против тока крови или

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что такое лимфа и какую роль она играет в организме? Лимфой называют жидкость, образующуюся из плазмы крови путем ее фильтрации в межтканевые пространства и оттуда в лимфатическую систему. При голодании лимфа прозрачная или слегка опалесцирующая. После приема пищи она

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Что такое аминокислоты и какую роль они играют в организме? Аминокислоты – это класс органических соединений, содержащих карбоксильные (-СООН) и аминогруппы (– NH2). Аминокислоты обладают свойствами и кислот, и оснований. Они участвуют в обмене азотистых веществ всех

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль в человеческом организме играет витамин А? Витамином А называют группу жирорастворимых соединений, содержащихся в животных тканях, в особенно больших количествах – в печени морских рыб и других животных. Преобладающей формой витамина А является ретинол

Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

Какую роль в человеческом организме играет витамин В12? Витамин В12 (кобаламин) представляет собой группу водорастворимых соединений, синтезируемых микроорганизмами. У человека и некоторых животных синтез кобаламина кишечной микрофлорой незначителен, поэтому он должен

Из книги автора

Какую роль в человеческом организме играет витамин К? Витамин К представляет собой группу жирорастворимых соединений, образуемых микрофлорой кишечника. Витамин К участвует в биосинтезе факторов свертывания крови, а потому его недостаток ведет к развитию

Из книги автора

Из книги автора

Какую роль играют женщины в мировой экономике? По данным немецкого экономиста Арно Петерса, женщины составляют половину населения земного шара, выполняют две трети всей работы, получают одну десятую всей зарплаты и в их руках находится одна сотая общего богатства всего

Из книги автора

Какую роль в популяризации анестезии сыграла английская королева Виктория? Первоначально к внедрению анестезии в медицинскую практику (середина XIX века) многие религиозные люди относились отрицательно, усматривая в желании избежать боли нечто кощунственное – ведь

Из книги автора

Какую роль играла в рыцарские времена геральдика Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях.Отразилась она, например, на костюме.В одежде знатных господ

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ТОНАЛЬНОСТИ Первое, над чем, приступая к работе, задумываются композиторы (Бетховен и Дворжак не исключение), - это вопрос о тональности. У них был большой выбор, так как и мажор, и минор имеют по двенадцать тональностей. Почему Бетховен для своего

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.......................................................................................................................3

I. Вклад алхимиков.

1.1. Основы алхимии.

1.1.1. Алхимические теории.......................................................................................4

1.1.2. Основные элементы алхимических теорий....................................................5

1.1.3. «Алхимические» элементы..............................................................................6

1.2. Алхимики и их открытия. В хронологическом порядке...................................7

1.3. (Ал)химическое оборудование..........................................................................10

Заключение.................................................................................................................10

Список используемых источников и литературы...................................................11

Введение.

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) - применение химии к суеверному исканию философского камня, всеобщего целебного снадобья, и тайны обращения металлов в золото.

Без сомнений, алхимия одна из немногих неофициальных наук, до сих пор волнующая людей.

Возникла в Египте, в III-IV века нашей эры, но особая ее популярность пришлась на позднее Средневековье (Западная Европа, XI-XIV века). Сотни молодых людей, взволнованные возможностью молниеносно разбогатеть - чего стоит только способ получения благородных металлов из простого железа, - польстились перед этой наукой и начали поиски инвесторов. Никто не задумывался о невероятной природе научных изысканий молодых дарований - люди все еще верили в магию, что активно поощряла церковь с помощью «охоты на ведьм», - и без сомнений финансировали проекты.

Положительная роль алхимии заключалась в открытии или усовершенствовании способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

При написании этого проекта меня преследовала одна цель - показать, что, в стремлении финансового обогащения, люди, движимые целью и не подозревающие о значение своих трудов, способны изменить мир.

Проблема: неправильное восприятие образа алхимика в современном мире.

Актуальность проблемы заключается в том, что во многих художественных произведениях приводится стереотипный, заведомо ложный образ алхимика, не имеющий каких-либо реальных исторических подтверждений.

Цель работы:

1. Выяснить вклад алхимиков в науку химию.

Задачи работы:

    Изучить источники, проанализировать собранную информацию и сделать вывод о значении работ алхимиков для химии.

    Определить практическую пользу их исследований.

В качестве источников информации был изучен ряд книг, включающий в себя как школьную программу, так и дополнительную естественно-научную литературу. Не стоит и уменьшать вклад всемирной паутины, так как на основе данных, найденных с помощью нее, строится часть текста.

I. Вклад алхимиков.

1.1. Основы алхимии.

1.1.1. Алхимические теории.

Из множества алхимических теорий можно выделить три главные: триаду алхимиков, учение о четырех элементах Аристотеля и ртутно-серную теорию.

Триада алхимиков - это сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Таким образом и Космос, и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа.

Одной из основных теорий - теория о четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона, Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтэссенцию. Идея Аристотеля о превращаемости элементов составила как бы теоретическую программу более чем тысячелетнего поиска трансмутации металлов.

Ртутно-серная теория — алхимическая теория, объясняющая происхождение и свойства металлов и обосновывающая возможность их трансмутации; была создана в конце VIII века арабским алхимиком Джабиром ибн Хайяном. Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» — ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Ртуть является «принципом металличности», сера — «принципом горючести». Принципы теории, таким образом, выступали как носители определённых химических свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы.

Именно эти теории, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

1.1.2. Основные элементы алхимических теорий.

Нg Ртуть — серебристо-белый тяжелый металл, жидкий при комнатной температуре. Самородная ртуть была известна за 2000 лет до н. э. - еще в XV в. до н. а. в Египте, Месопотамии, Китае древние ремесленники получали ртуть из киновари. Описал ртуть греческий врач Диоскорид (I в. до н.э.), получая ее в виде паров при помощи нагрева киновари в железном сосуде с крышкой, которые, которые конденсировались на ее внутренней поверхности.

S Сера - неметалл, представляющий собой хрупкие кристаллы желтого цвета.

Так как сера встречается в природе в самородном состоянии, она была известна человеку уже в глубокой древности. Применение горящей серы для дезинфекции упоминается еще Гомером. Диоскорид сообщает о применении серы в медицине. Примерно половина производимой серы используется в производстве серной кислоты.

1.1.3. «Алхимические» элементы.

Основные «алхимические» элементы, открытые в средние века: As, Sb, Bi, P.

As Мышьяк — нежная тонкая субстанция серного цвета и попадается в виде красного камня. Природа его сходна с природой аурипигмента. Мышьяк бывает двух цветов — белый и красный. Легко возгоняется и может быть выбелен двумя способами — выветриванием и возгонкой.

Известен мышьяк с глубокой древности - в трудах Диоскорида (I век н. э.) упоминается о прокаливании вещества, которое сейчас называют сернистым мышьяком. В 13 в. Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) получил металлоподобное вещество, нагревая желтый мышьяк с мылом; возможно, это был первый образец мышьяка в виде простого вещества, полученный искусственно.

Bi Висмут— серебристо-белый металл с розоватым оттенком

В Средневековье висмут часто использовался алхимиками во время опытов. Его использовали не только в Европе - инки применяли висмут в процессе изготовления холодного оружия, блеск которого был вызван радужным окислением, которое являлось следствием образования на поверхности металла тонкой плёнки оксида висмута. Однако, висмут не был отнесен к самостоятельному элементу, и полагали, что он является разновидностью свинца, сурьмы или олова.

Sb Сурьма — металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком.

Сурьма известна с глубокой древности. В странах Востока она употреблялась примерно за 3000 лет до н. э. для изготовления сосудов. В Древнем Египте уже в 19 в. до н. э. порошок сурьмяного блеск под названием mesten применялся для чернения бровей. В Древней Греции он был известен как στίμμι и στίβι, отсюда лат. stibium. Около 12—14 вв. н. э. появилось название antimonium. Подробное описание свойств и способов получения сурьмы и её соединений впервые дано алхимиком Василием Валентином в 1604.

P Фосфор — неметалл. Первоначальное название «холодный огонь», более позднее — фосфор, от греческого «phosph6ros» — светоносный.

Хенниг Бранд, искавший «первичную материю», в ряде экспериментов получил фосфор, приняв его за нее и назвал «светоносным». Проведя ряд неудачных экспериментов по получению драгметаллов, решил продать фосфор, но поняв, что не сможет долго хранить в секрете правду о веществе, продал технологию получения Д. Крафту за 200 талеров.

1.2. Алхимики и их открытия. В хронологическом порядке.

Педаний Диоскорид (40-90) — древнегреческий врач, фармаколог и натуралист.

Известен так же получением и описанием ряда веществ, например, известью СаО, получающуюся при обжиге известняка или мрамора, которую с древности применяли после гашения в качестве цементирующего раствора в строительстве. Диоскорид для обозначения оксида кальция вводит понятие, удержавшееся и поныне в строительном деле - негашеная известь.

Окись же цинка так же упоминается в сочинениях Диоскорида. Она является важнейшим для практики соединением этого элемента, особенно широко используемым в производствах резиновом, минеральных красок и керамическом, но потребляемым также в ряде других областей медицине (присыпки и мази), косметике (пудры), как катализатор при синтезе метилового спирта и т. Д.

Диоскорид открыл способ производства свинцовых белил, которые в его времена применялись в лечебной практике и в косметических целях. Метод их производства ученый вывел из взаимодействия свинца и уксусной кислоты.

Зосима Панополитанский (ок. 300 год) — алхимик римской эпохи, трудившийся в Александрии.

Описал некоторые практические приемы: «фиксация», или затвердение, Hg — вероятно, изготовление ртутных амальгам, «тетрасомата»; изложены приёмы имитаций Au и Ag. Описал ряд алхимических приборов, процесс образования ацетата свинца и указал на его сладкий вкус.

Первым упоминает термин «химия» - в понимании «священного тайного искусства». Соответственно Библии, объясняет появление алхимии связью падших ангелов с человеческими девушками, в ответна любовь которых дарили им «тайные знания».

Джабир ибн Хайян (721—815) — знаменитый арабский алхимик, врач и фармацевт. В Средние века был известен под латинизированным именем Гебер.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Джабир ибн Хайян описывает перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию; купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.; излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865 — 925) — персидский учёный-энциклопедист, врач и алхимик.

В «Книге тайн» разбил весь материал алхимии на три основных раздела: Познание вещества, Познание приборов, Познание операций.

Так же именно он впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества, разделив на три больших класса: землистые (минеральные) вещества, растительные вещества, животные вещества.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).

Василий Валентин — алхимик, живший в XIV или XV веке; его трактаты получили широкую известность в XVII веке.

Впервые получил соляную кислоту нагреванием поваренной соли с железным купоросом, изучил её действие на металлы. Подробно описал сурьму, способ её получения из сурьмяного блеска и соединения сурьмы. Описал азотную и серную кислоты, царскую водку, нашатырь, сулему и другие соли ртути, некоторые соединения цинка, олова, свинца, кобальта. Наблюдал «услащение кислот» — взаимодействие спирта и кислот с образованием эфиров.

Иоганн Рудольф Глаубер (1604 - 1670) - немецкий алхимик, аптекарь и врач.

Глаубер подробно изучил вопрос об образовании и составе солей и кислот, внёс заметный вклад в разработку способов получения целого ряда неорганических веществ. Выделил ряд солей, которые предназначал для использования в качестве лекарственных средств. Впервые описал сырой бензол, полученный разгонкой каменноугольной смолы.

Перегонкой смеси селитры с серной кислотой получил чистую азотную кислоту, а нагреванием поваренной соли с серной кислотой — чистую соляную кислоту и сульфат натрия, называемый глауберовой солью (1648 год). Большое практическое значение получила открытая Глаубером реакция взаимодействия поташа с азотной кислотой с образованием чистой калийной селитры.

Глаубер получил жидкое стекло (метасиликат натрия или калия), изучил и описал соли аммония; обнаружил, что осадок хлорида серебра растворяется в нашатырном спирте, что серебро осаждается из раствора его солей щелочью и карбонатами. Впервые описал получение уксусной кислоты сухой перегонкой растительных веществ.

1.3. (Ал)химическое оборудование.

Мария Профетисса . Изобрела бенмари — водяной бани особой конструкции, используемой в алхимии и химии. Баня позволяла очень медленно нагревать вещества, и сегодня она используется в кулинарии при нагреве соусов. Также была создателем керокатиса — закрытого сосуда, в котором подвергались воздействию пара тончайшие пластинки различных металлов, и трибикоса — аппарата, напоминающего перегонный. При помощи этих аппаратов, обладая знаниями о разной температуре кипения различных жидкостей, Мария Профетисса научилась разделять жидкие смеси на отдельные вещества. Это были первые шаги на пути к производству крепкого алкоголя и эссенций.

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази. Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики (перегонные кубы), воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Заключение.

Алхимия, без сомнений, является лженаукой, но тот вклад в науку, который привнесли ее последователи, является фундаментом современной химии.

В результате мне бы хотелось сказать, что среднестатистический член нашего общества имеет совершенно ложное представление об алхимии, представляя себе алхимиков в совершенно несуразных образах, когда как они - такие же люди, как мы, стремящиеся, по сути своей, к земным ценностям.

Источники.

    Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина.

    Образовательный портал [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://ibrain.kz/

    Крицман, В. А. Роберт Бойль, Джон Дальтон, Амедео Авогадро / Крицман В.А.

    Справочник химика 21 [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://chem21.info/ , свободный. - Главная страница.

    Рудзитис, Г. Е. Химия. 8 класс / Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2011.

    Рудзитис, Г. Е. Химия. 9 класс / Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2011.

    Рудзитис, Г. Е. Химия. 10 класс / Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2011.

    Рудзитис, Г.Е. Химия. 11 класс / Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2011.

Тем не менее, называть алхимию лженаукой было бы несправедливо. Она никогда не была наукой, но сама себя именовала искусством.

«Алхимия может считаться искусством увеличения и приведения в совершенное состояние уже имеющихся процессов. Природа может осуществлять желаемые ею цели, или же из-за разрушительного воздействия одного элемента на другой она может этого не делать. Но с помощью истинного искусства Природа всегда достигает своих целей, потому что это искусство не подвержено ни трате времени зря, ни вандализму стихийных реакций» . алхимия философский камень целебный

Д.И. Менделеев справедливо отметил, что алхимикам «…наука обязана первым точным собранием алхимических данных. Поверхностное знакомство с алхимиками часто влечет за собой невыгодное о них мнение, в сущности, весьма неосновательное… Только благодаря запасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительные научные изучения химических явлений» .

Как же определяли алхимию те, кто был к ней причастен? Роджер Бэкон (XIII в.) говорит о собственном деле так: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения».

Парацельс (к. XV-сер.XVI вв.) выделял следующие аспекты алхимии: «Высший аспект алхимии есть трансформация пороков в добродетели огнём любви к добру; очищение души страданием; возвышение Божественного начала в человеке над его животными элементами… Второй аспект алхимии - учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей… Низший аспект алхимии - это приготовление, очищение и соединение физических веществ».

Как же относились к алхимии современники, сами не являющиеся ее служителями? Достаточно глубоко разбирающийся в природоведении Абу Али ибн Сина-Авиценна (X-XI в.) говорил: «Алхимики утверждают, будто они могут осуществить подлинные превращения веществ. Однако они могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет - тогда он становится похожим на серебро, или окрашивая его в желтый цвет - и тогда он становится похожим на золото... При подобных переменах внешности металлов удается достичь такой степени сходства, что и опытные люди могут обмануться. Но возможность уничтожить особенные различия отдельных металлов или сообщение одному металлу особенных свойств другого всегда были для меня неясными. Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой».

Карл V французский (1380 г.) строжайше запрещает алхимические мероприятия. То же делает и Генрих IV английский в начале XV столетия. Между тем придворный алхимик обязателен при дворе коронованных особ или владетельных князей. Правда, судьба алхимиков при дворе редко складывалась удачно. Альберт Великий: «Следует быть очень осторожным особенно тогда, когда работаешь на глазах у твоих хозяев. Две беды стерегут тебя. Если тебе поручено златоискательское дело, они не перестанут терзать тебя расспросами: «Ну, мастер! Как идут твои дела? Когда, наконец, мы получим приличный результат?» И, не дождавшись окончания работы, они станут всячески глумиться над тобой. В результате тебя постигнет великое разочарование, и настигнут великие беды. Если же, напротив, ты будешь иметь успех, они постараются задержать тебя в плену, где ты будешь работать им на пользу, не имея возможности уйти».

Достигался ли химический абсолют средствами магии? Да, именно магическими средствами - заклинательно, ритуально. Да и рецепт порой смешивает материальное с нематериальным: «…возьми, сын мой, две унции ртути и три унции злости» .

Никто не может успешно провести эксперимент, если сам не является магом, такое под силу только магу. Само тело человека было алхимической лабораторией, и никто не мог быть признан адептом, пока он не мог выполнить высочайшего эксперимента превращения «основных металлов невежества в чистое золото мудрости и понимания».

Доктор Франц Хартман в комментариях к сочинениям алхимика и врачевателя Парацельса (XVI в.) писал: «Человек, который хочет стать алхимиком, должен иметь в себе «магнезию», которая притягивает и «сгущает» невидимые астральные элементы» .

Алхимия принципиально спиритуалистична. «Алхимики, согласно обычаю примитивных народов, присоединили к своему искусству магические формулы, которые должны были действовать на волю богов (или демонов), высших существ, вмешивающихся постоянно в ход вещей… Мистические умы имеют тенденцию рассматривать науку, в особенности науку о природе, как нечто святотатственное, потому что она приводит человека к соперничеству с богами. Понятие науки действительно уничтожает понятие древнего бога, действующего на мир с помощью чудес и воли» .

В целом же, алхимический акт - акт творения, взрывающий традицию, хотя внешне этой традиции подобный.

Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ -- как «внешнюю алхимию» (термины происходят из китайской алхимии).

В действительности, ни одна из «внешних алхимий» не является цельной самостоятельной системой. Все они представляют собой лишь смесь неправильно понятых и деградировавших методик из соответствующих «внутренних алхимий», дополненных некоторыми практическими химическими и фармакологическими знаниями.

Последние в ходе истории служили основой первых чисто химических описаний. Представление о независимом существовании самостоятельных «внешнеалхимических» школ и тем более о происхождении «внутренней алхимии» из «внешней» не выдерживает критики ни для одной из традиций. «Внешняя» алхимии всегда является либо частью соответствующей «внутренней», либо вульгаризацией и ложной интерпретацией последней.

Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, владычеству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости - едва ли может быть названа ложной.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких, как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, соли, кислоты, щелочи, сплавы, лекарственные препараты. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.

Достижения алхимиков Китайской Народной Республики и Индии остались неизвестны в Европе. В Российской Федерации алхимия не была распространена вплоть до петровских реформ, но почти все русские алхимики (самый знаменитый из них Я. Брюс) иностранного происхождения.

Несмотря на сомнительные проделки многих обманщиков, все же имеется якобы достаточно доказательств, что из веществ, не содержащих золота, можно получить настоящее золото с помощью искусства алхимии. Для такой трансмутации (превращения) неблагородных металлов в золото использовали пресловутый философский камень, называемый также великим эликсиром или красной настойкой. О философском камне рассказывали истинные чудеса: он должен был принести своему обладателю не только сверкающее золото и безграничное богатство, но и открыть тайну вечной молодости и долгой жизни. Эта чудесная жидкость является якобы панацеей от болезней и старческих недугов, эликсиром жизни. Кроме того, с помощью искусства алхимии можно было также получать чистое серебро из веществ, которые серебра не содержат. Для этого служил "камень второго порядка", он же малый эликсир, или белая настойка.