Анализ открытого занятия в вузе пример. Примеры анализа учебных занятий в спо

Преподаватель: студент группы МПМФ – 121 Щерба Александра.

Тема семинарского занятия: Булевы функции.

Была посещена лекция по дисциплине «Дискретная математика», проведенная Щербой А. Т., после посещения лекции был проведен ее анализ. В начале занятия были сформулированы основные цели и задачи. Преподаватель предоставил необходимый теоретический материал для изучения темы занятия на предыдущей паре, так что на этом занятии при введении в тему студенты могли участвовать в диалоге, задавая интересующие их вопросы. На каждый вопрос был дан исчерпывающий ответ и предоставлены примеры для лучшего понимания ситуации. Далее преподаватель опросил группу с целью выявления у студентов «слабых мест» по теме. В опросе принимали участие все студенты, все спорные моменты были разрешены, после чего преподаватель раздал индивидуальные задания. Некоторым студентам потребовались пояснения по заданию лабораторной работы. В индивидуальном порядке преподаватель разъяснил непонятные моменты. Далее был приведен пример решенного задания по теме с использованием мультимедийных возможностей аудитории, что позволило студентам в полном объеме представить суть задания и необходимый результат. Студенты отнеслись к заданию с большим энтузиазмом, так как преподаватель объяснил практическую значимость данной темы в профессиональной деятельности математика-аналитика, привел примеры использования. В процессе выполнения студентами лабораторной работы, преподаватель в случаях возникновения затруднений, делал подсказки и исправлял ошибки. За пятнадцать минут до окончания пары, началась защита выполненных заданий. Каждый студент сдавал индивидуально, отвечая на вопросы преподавателя по теме занятия. В процессе приема лабораторной работы преподаватель относился к студентам с уважением, пониманием, соблюдая тактичность. Те студенты, кто не успел выполнить задание за пару, были предупреждены о том, что его необходимо доделать дома. В конце занятия преподаватель подвел итоги, закрепил основные понятия темы и выдал индивидуальные домашние задания.

В процессе занятия были выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Занятие проведено на высоком уровне, преподаватель достаточно уверенно держится перед группой, к студентам относится с уважением. Взаимоотношения студентов и преподавателя доверительные.

  1. Активная практика

Мною были разработаны лекционное и семинарское занятия на тему «Алгебра комплексных чисел». В последующем, данные занятия были проведены мною у студентов 2 курса подготовки бакалавров «Прикладная математика и информатика».

    1. Краткий конспект лекции.

Тема лекционного занятия: Алгебра комплексных чисел.

Цели занятия :

Образовательная

формирование знаний о действиях и операциях с комплексными числами;

формирование умений:

специальные умения (студент должен овладеть методами комплексного анализа и уметь применять их при решении конкретных задач)

общеучебные умения (умение логически и полно выстраивать ответ, умение работать в коллективе)

Воспитательная

система взглядов на мир

мотивы социального поведения

способность следовать нормам поведения

Развивающая

развитие речи, мышления

умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, проверять результаты деятельности

План занятия:

Этап занятия

Приемы и методы

Время, мин

организационный этап

установка рабочего оборудования, раздача наглядных пособий для лекции, присутствие студентов на паре

актуализация базовых знаний

выявление важности полученных ранее знаний, повтор в краткой форме основных понятий, требуемых для освоения материала новой пары

изложение нового материала

в доступной для понимания форме, как можно в полном объеме раскрыть новую тему, пользуясь при этом техническими средствами обучения и наглядными пособиями для лучшего усвоения материала студентами

первичное закрепление

краткий обзор пройденного на паре материала, ответы на вопросы студентов по данной теме

подведение итогов, оглашение задания на дом

подвести итог о пройденной теме, об активности студентов на паре, выдача домашнего задания, рекомендация литературы и интернет-ресурсов

Ход занятия:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

а) Приветствие студентов.

б) Включение рабочего оборудования (компьютера, проектора), презентации (в виде ключевых определений по теме для лучшего и наглядного восприятия информации).

в) Раздача карточек и таблиц студентам для дальнейшей работы по ним.

г) Отметить присутствие студентов.

Определить актуальность полученных на предыдущих лекциях знаний в изучении нового материала.

Обзор основных понятий, изученных ранее, для освоения нового материала:

а) Комплексные числа

б) Сопряжение комплексных чисел

Участие в общении, ответы на контрольные вопросы преподавателя

Изложение нового материала, используя презентацию, таблицы и карточки, выданные студентам для более эффективного и быстрого освоения материала:

Арифметические действия с комплексными числами;

Операция комплексного сопряжения;

Модуль комплексного числа;

Некоторые неравенства.

Внимательно слушать преподавателя, записывать все основные понятия, конспектировать примеры, проявлять активность в ответах на вопросы учителя, для наглядности восприятия пользоваться карточками и таблицами, которые были розданы в начале занятия

Краткий обзор пройденного материала, определение его важности в дальнейшем изучении этой и последующих дисциплин.

Ответы на вопросы студентов

Вопросы студентов к преподавателю. Прояснение непонятных моментов

Подвести итог.

Поблагодарить студентов за активность.

Огласить домашнее задание и литературу, которая поможет в его подготовке.

Внимательно слушать и по необходимости записывать задание и литературу для его выполнения.

Контрольные вопросы к лекции:

    Сложение и вычитание комплексных чисел.

    Умножение и деление комплексных чисел, заданных в алгебраической форме.

    Нахождение модуля комплексного числа.

    Изученные операции сопряжения комплексных чисел.

    Шабат Б. В. Введение в комплексный анализ. В 2 ч. : учебник для студентов вузов. Ч.1: Функции одного переменного / Б. В. Шабат. - 4-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2004.

    Горяйнов В.В. Курс лекций по теории функций комплексного переменного. - Волгоград: ВолГу, 1998.

Интернет-ресурсы к лекции

Образовательный портал ВГИ: http://edu.vgi.volsu.ru

Глоссарий

Действительное число – (вещественное число), объединение рациональных чисел и иррациональных чисел.

Мнимое число - комплексное число с нулевой действительной частью.

Мнимая единица – комплексное число, квадрат которого равен отрицательной единице.

Комплексным числом называется выражение вида a + ib , гдеa иb – любые действительные числа, аi специальное число, которое называется мнимой единицей.

Комплексное сопряжение – операция над комплексным числом (набором комплексных чисел, оператором), при которой вещественная часть остается постоянной, а мнимая – меняет знак.

Пример анализа открытого занятия по дисциплине "Биология". Тема "Ферменты"

Анализ открытого урока

преподавателя Воробьёвой Ж.А.

Группа - ТМ-16

Дата проведения - 21.10.2016г.

Тема: «Ферменты»

Цели урока:

Методическая:

применять современные технологии, методы и средства обучения при проведении лекционного занятия. Активизировать процессы обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов.

Дидактическая:

сформировать у студентов прочные знания о белках-ферментах. Изучить их свойства, классификацию, механизм действия и практическое применение.

Воспитательная:

Прививать элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обществе.

Развивающая:

развивать у студентов рациональные приемы и способы мышления, познавательной активности, умения сравнивать, анализировать и обобщать. Формировать навыки ведения исследовательского эксперимента

Тип занятия: проблемно-поисковое с использованием инновационных технологий и активных форм обучения

Методы и методические приёмы: словесные и наглядные методы, методприймы - фронтальный опрос, разгадывание криптограмм, демонстрация видеоматериалов

Оборудование . Персональный компьютер, мультимедийное оборудование

Девиз занятия «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему

не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши

Санитарно-гигиеническое состояние аудитории - аудитория подготовлена к проведению лекционного занятия, оборудована компьютером. Необходимый учебный материал разложен на столах студентов

Структура занятия включает этапы:

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и постановка целей занятия

3. Актуализация опорных знаний

4. Мотивация учебной деятельности

5.Изучение нового материала

6.Обобщение и систематизация изученного материала

7.Подведение итогов занятия

Цель данного занятия - цели занятия достигнуты, тема занятия соответствует учебной и рабочей программе дисциплины

Этапы занятия

Актуализация опорных знаний: преподаватель удачно начала занятие с эпиграфа и самостоятельной постановки целей студентами, что активизировало мышление студентов и настроило их на работу. Актуализация опорных знаний проведена в форме устного фронтального опроса.

Опрос студентов: в ходе фронтальной беседы преподаватель затронула понятия, связанные с темой занятия, что позволило подготовить студентов к восприятию нового материала.

Мотивация обучения : мотивация обучения была проведена в начале занятия. Преподаватель подчеркнула роль ферментов в повседневной жизни.

Основная часть занятия : изложение нового материала проходило в форме объяснения с использованием презентации, докладов студентов из творческих групп с защитой презентаций и флеш-анимаций. Преподаватель тесно связывает учебный материал темы с воспитательными целями занятия, воспитывает элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обществе. Презентации-проекты студентов удачно визуализируют теоретический материал лекции, что значительно облегчает студентам ее восприятие. Преподаватель постоянно вовлекает студентов в обсуждение учебного материала, и студенты становятся активными участниками учебного процесса. Преподаватель удачно распределила проекты студентов, где в полной мере раскрывается тема занятия.

Закрепление нового материала прошло в виде фронтальной беседы, после чего студенты разгадывали ребусы по данным преподавателем картинкам. Фронтальная беседа позволила обобщить и закрепить полученные знания. Разгадывание ребуса развивало творческие способности студентов. На протяжении всего занятия студенты самостоятельно составляли опорный конспект, в который вносили информацию о строении ферментов, механизме действия ферментов, активности ферментов, брожении клеточных и т.д., что значительно помогло студентам обобщать и делать выводы при закреплении материала.

Заключительная часть занятия преподаватель проанализировала подготовленные проекты, результаты фронтального опроса, прокомментировала работу студентов на занятии, указала на основные ошибки студентов.

Изучаемый материал изложен в виде защиты проектов студентами группы

В процессе изучения использовались разнообразные формы и методы работы со студентами: разгадывание криптограмм, защита проектов, флеш-анимация, презентации, комиксы, притчи, видеоролики о ферментах, комикс-сказка, синквейны, ребусы и т.д.

Примечание

Основные компоненты урока

1. Организация урока.

2. Постановка цели.

3. Выделение главного на уроке.

4. Своевременный контроль.

5. Активная занятость студентов.

6. Самостоятельная работа.

7. Практическая работа.

8. Четкая структура урока.

9. Плотность урока.

10. Результативность.

11. Уровень обучения.

Формы и методы работы.

1. Проблемно-поисковые.

2. Словесно-наглядные.

3. Новые формы и методы.

4. Индивидуальный дифференцированный подход.

Министерство образования науки российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И.

Вернадскогоо

Таврическая академия (структурное подразделение)

Факультет математики и информатики

Педагогический анализ лекционного занятия

Симферополь, 2017 г.

Педагогический анализ лекционного занятия по математическому анализу

Общие сведения

Тема занятия: П роизводная и дифференциал.

Учебная дисциплина: математический анализ

Группа, курс, факультет: группа 101, 1 курс, факультет математики и информатики.

Количество студентов на занятии / общее количество студентов в группе: 19/22

ФИО магистра-практиканта:

Содержание и структура лекции

Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической. Цели лекции образовательная, воспитательная, развивающая были доведены до слушателей.

Структура лекции

План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.

Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции

Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Связь с предыдущим и последующим материалом. Содержания лекции соответствовала дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Педагогическая деятельность преподавателя. Методы обучения

Методика проведения лекции

Методика проведения лекции включала в себя: методическую обработку излагаемого материала- выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Преподаватель обходился без опорных материалов, проявлял богатство и образность языка, интонационное разнообразие речи. Регламент занятия выдержан в полной мере. Все вопросы были рассмотрены.

Руководство работой студентов

Для активизации познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Преподаватель вовлекал слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала с помощью проблемных вопросов и разбора ситуаций.

Преподаватель создавал возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске.).

Лекторское мастерство преподавателя включала в себя: знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Учебная деятельность студентов

Результативность лекции

Образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции реализованы в полной мере.

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Лекция будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме.

Студенты усваивали лекционный материал хорошо, вели ли записи в конспектах. Реакция слушателей выражалась в задавании вопросов, на которые преподаватель давал полные ответы.

Вывод:

Тема затронутая в этой лекции является очень важной для студентов и не только для данной группы. Информация полученная во время лекции станет мотивационной в дальнейшем изучении данной темы. Лекция была проведена преподавателем на высоком уровне.

Подпись магистранта-практиканта проводившего анализ занятия

_______________________________(Фамилия И.О.)

Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со спе­цифическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.

Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руковод­ством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретичес­ких знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении задач по общенаучным курсам, но и за­нятия по общеинженерным и специальным дисциплинам, лаборатор­ные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.

Практические занятия - метод репродуктивного обучения, обеспечи­вающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Раскроем сущность и содержание практического занятия, его организа­цию и планирование.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по ре­шению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их распо­ложить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предме­те и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и практических занятий. Лекция является первым шагом подготовки сту­дентов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Аналога лекция среди других видов занятий не имеет. Хотя каждое прак­тическое занятие, будучи занятием в традиционном плане развивающим, закрепляющим и т.д., может активно выполнять функции подготовитель­ного занятия к последующему активному восприятию лекции.



Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны про­блемной ситуацией. Лекция должна готовить обучающихся к практиче­скому занятию, а практическое занятие - к очередной лекции. Опыт под­сказывает, что чем дальше лекционные сведения от материала, рассмат­риваемого на практическом занятии, тем тяжелее лектору вовлечь сту­дентов в творческий поиск.

Однако следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на пер­вых порах обучения, опасна несогласованность лекций и практических занятий, когда лектор и преподаватель, ведущий практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основы­ваясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда даже на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это может запутать обучающихся, нанести тем самым вред усвоению курса, снизить его эффективность, сделать процесс восприятия материала бо­лее трудным.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это кол­лективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важ­ную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют кол­лективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, от­крыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Педагогический опыт показывает, что нельзя на практических заня­тиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, построения графиков и т.п. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учеб­ной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В та­ких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показы­вать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и прин­ципиальных научных концепций и положений.

Цели практических занятий:

помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и
других видов заданий;

научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами,
пользоваться справочной и научной литературой;

формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода­
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Всистеме профессиональной подготовки студентов практические за­нятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятель­ное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их зна­ния, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выс­тупают важным средством достаточно оперативной обратной связи. По­этому практические занятия должны выполнять не только познаватель­ную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающих­ся как творческих работников.

На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явле­ниям или предметам реального мира, формируются еще непрочные ас­социации и аналогии. Физическая основа практических занятий состоит в упрочении образовавшихся связей и ассоциаций путем повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины.

Повторные действия в процессе практического занятия достигают цели, если они сопровождаются разнообразием содержания учебного материа­ла (изменением исходных данных, дополнением новых элементов в учеб­ной задаче, вариацией условий ее решения и т.п.), рационально распре­деляются по времени занятия. Как известно, однообразные стереотип­ные повторения не приводят к осмыслению знаний.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с дру­гими видами учебных занятий и практикой.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия на­чинается с изучения исходной документации (учебной программы, те­матического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведе­ния занятия.

На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работ, который должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического заня­тия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить по­нятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, произ­водится отбор содержания, подлежащего усвоению.

Важнейшим элементом практического занятия является учебная за­дача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры (задачи и логические задания) для практического занятия, дол­жен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких навыков и умений применительно к каждой задаче установить, каких усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться твор­чество студентов при решении данной задачи.

Основной недостаток практических занятий часто заключается в том, что набор решаемых на них задач состоит почти исключительно из про­стейших примеров. Это примеры с узкой областью применения, которые служат иллюстрацией одного правила и дают практику только в его при­менении. Такие примеры необходимы, без них не обойтись, но в меру, чтобы после освоения простых задач обучающиеся могли перейти к ре­шению более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки.

Если студенты поймут, что все учебные возможности занятия исчер­паны, интерес к нему будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятие так, чтобы обучающиеся постоянно ощущали увеличение сложности выполняемых заданий. Это ведет к осознанию собственного успеха в учении и положительно моти­вирует их познавательную деятельность.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его про­тяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, по­исками правильных и точных решений, чтобы каждый получил воз­можность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планиро­вании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важ­но учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать не­обходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обу­чающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.

Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требу­ющую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контро­лировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах од­ной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, пред­ложенному на лекции.

Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся.

В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем - полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса.

Выстраивая систему задач постепенно возрастающей сложности, преподаватель добивается усвоения студентами наиболее важных методов и приемов, характерных для данной учебной дисциплины.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и Г изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа - костяк предстоящего заня­тия;

выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, пре­
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения, забо­тясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);

подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;

распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивиду­альные особенности обучающихся данной группы. Это касается рас­пределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для ре­шения.

Создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке пла­на проведения практического занятия.

В какую форму целесообразно облечь его рабочий план? По-видимо­му, целесообразна та форма, к которой привык сам педагог. Практика работы вузов показывает, что такой план может включать общие исход­ные данные для проведения занятия и содержательную его часть.

В плане проведения практического занятия должны быть даны ответы на следующие вопросы.

♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?

♦ Сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы необходимо задать?

♦ Какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?

♦ На что обратить внимание в той или иной задаче?

♦ Как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?

♦ Кого нужно будет опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач?

♦ Какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?

♦ Какие задачи предложить «сильным» студентам?

♦ Какие задачи задать для самостоятельного решения дома?

План практического занятия отрабатывается преподавателем на ос­нове определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.

Рассмотрим порядок проведения практического занятия. Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопро­сов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и поря­док проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром тем­пе показать кадры, использованные лектором на предшествующем заня­тии, и тем самым восстановить в памяти обучающихся материал лек­ции, относящийся к данному занятию.

Затем рекомендуется поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некото­рой паузы вызывать конкретного студента.

Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у боль­шинства студентов работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).

В других случаях задачу решает и комментирует свое решение вызван­ный к доске студент под контролем преподавателя. Но и в этом случае задача педагога состоит в том, чтобы остальные студенты не механичес­ки переносили решение в свои тетради, а проявляли максимум самосто­ятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяс­нениям, которые делает их товарищ или преподаватель, соединяя об­щие действия с собственной поисковой деятельностью.

Во всех случаях важно не только решить задачу, получить правильный ответ, но и закрепить определенное знание вопроса, добиться прираще­ния знаний, проявления элементов творчества. Обучающийся должен не механически и бездумно подставлять знаки в формулы, стараясь полу­чить ответ, а превратить решение каждой задачи в глубокий мыслитель­ный процесс.

Основная задача любого педагога на каждом практическом занятии, наряду с обучением своему предмету (дисциплине), - научить человека думать. Именно здесь у преподавателя имеется много возможностей про­явить свой педагогический талант. Он прежде всего должен добиваться знания методов изучаемой науки.

Очень важно приучить студентов проводить решение любой задачи по определенной схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целе­сообразен. Это способствует развитию у них определенных профессионально-значимых качеств личности.

Особое место среди практических занятий, особенно в технических вузах, отводится так называемым групповым занятиям, на которых изуча­ют различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практи­ческого использования.

Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

♦ соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

♦ максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;

♦ поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от зна­ний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

♦ использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т.п.;

♦ выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Раскроем более подробно сущность, назначение, особенности, по­рядок подготовки и проведения в вузе подобного вида практических заня­тий.

Подготовка преподавателя к практическому занятию на технике начина­ется с изучения исходных документов по организации учебного процесса на кафедре. На их основе у преподавателя должно сложиться представле­ние о целях и задачах занятия, объеме работ, который предстоит выполнить обучающимся, уровень, до которого нужно довести их умения и навыки.

На каждое практическое занятие, как правило, разрабатывается спе­циальное задание обучающимся, призванное обеспечить методическое со­провождение их подготовки к работе на технике. Формы подобных зада­ний могут отличаться друг от друга в зависимости от требований, выра­ботанных в конкретном вузе, дидактических целей занятия, а также осо­бенностей его проведения. Но существуют общие подходы к разработке подобных заданий, на которых следует остановиться подробнее.

Как правило, специальное задание для обучающихся состоит из двух основных разделов и приложения. В первом разделе указываются учебные вопросы, к отработке которых должны быть подготовлены обучающиеся. Вопросы определяются тематическим планом и охватывают содержание работ на всех учебных точках. Во втором разделе указывается, как сту­дентам организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изу­чить, что исполнить, к чему быть готовым, на каких учебных точках предстоит работать. Кроме того, указываются общий порядок и место (места) проведения занятия, а также меры безопасности.

Приложениями к заданию оформляются выдержки из руководств, пособий и инструкций (в том числе по технике безопасности), графи­ки работ на учебных точках и другой необходимый справочный мате­риал.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

При формулировании дидактических и воспитательных целей заня­тия, которые приводятся в первом разделе задания, необходимо акцен­тировать внимание не только на привитии студентам умения выполнять что-либо, но и закреплении и расширении их теоретических знаний. Ос­новным содержанием второго раздела является либо расчет учебного времени, либо график работы обучающихся на учебных точках. С учетом конкретных условий (продолжительность учебного времени, количество учебных вопросов или точек), как правило, выделяемое время для отра­ботки учебных вопросов (работы на учебных точках) жестко не связано с продолжительностью академического часа, и в связи с этим не предус­матриваются специальные перерывы между ними. Для отдыха и переклю­чения внимания обучающихся с одного объекта на другой используется время смены учебных точек или перехода от одного учебного вопроса к другому.

В методических рекомендациях руководителю занятия указываются порядок разработки учебно-методических Материалов, определения со­става учебных групп, последовательность смены рабочих мест. Кроме того, в них определяются организация подготовки обучающихся и учебных то­чек к занятию, методика проверки знаний по технике безопасности (про­ведению инструктажа) и соблюдению режима работы технических средств, указываются рациональные методы работы, выполнения опе­раций и действий на технике.

В качестве приложений обычно используются те же документы, кото­рые предусматриваются заданием на практическое занятие.

Рабочим документом преподавателя является план проведения заня­тия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) всту­пительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов, инструктаж по технике безопасности, рас­пределение по учебным местам и определение последовательности рабо­ты на них.

В основной части плана выделены последовательность действий обу­чающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эф­фективное достижение целей занятия, а также на активизацию познава­тельной деятельности обучающихся.

Параллельно с разработкой учебно-методических материалов произ­водится подготовка техники и учебных мест к отработке практических за­дач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т.п.).

С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие воп­росы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, ка­кие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих мес­тах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить и т.п.

Технический состав лаборатории за несколько дней до начала заня­тия в соответствии с общим замыслом проведения проверяет его реали­зуемость на практике. Основной задачей является проверка работоспо­собности техники и соответствие ее технических характеристик установ­ленным нормам, а также проверка наличия и готовности контрольно-измерительных приборов. В ходе проверки фиксируются особенности эк­сплуатации и состояние техники. Результаты проверки докладываются ру­ководителю занятия. По согласованию с ним может проводиться частич­ная корректировка замысла с учетом выявленных особенностей практи­ческого использования техники. Корректировку целесообразно произво­дить для всех учебных групп с отражением сделанных изменений в соот­ветствующей документации.

Практическое занятие в учебных группах может проводиться как од­ним, так и двумя преподавателями с привлечением инженерно-техни­ческого персонала лаборатории. Второй вариант можно считать более предпочтительным с учетом наличия нескольких рабочих мест и необхо­димости индивидуализации обучения.

Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.

В начале занятия объявляются его тема, учебные цели и вопросы, осуществляется мотивационная подготовка обучающихся к предстоящей работе. Далее обязательно проводится инструктаж по технике безопас­ности. Преподаватель указывает меры предосторожности и правила безопасности при работе с электроустановками, источниками электромаг­нитных излучений, ядовитыми жидкостями и т.д. Обращается внимание на недопустимость вскрытия блоков, их замены, нарушения порядка выполнения операций по эксплуатации аппаратуры, указанного в эксп­луатационной документации. После инструктажа обучающиеся расписы­ваются в «журнале инструктажа по технике безопасности».

Целесообразно проверить теоретические знания обучающихся по изу­чаемым образцам техники, сформированные на лекциях и в период са­мостоятельной подготовки.

После проверки знаний двух-трех обучающихся преподаватель объяв­ляет порядок проведения занятия. Выполнение всех структурных компо­нентов разбивается на этапы, для осуществления операций каждого эта­па определяется конкретное время. Учебные вопросы, основные этапы занятия, время, выделяемое на их выполнение, рекомендуется записать на доске.

Практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). Это деление производится преподавателем накануне согласно заданию. В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее под­готовленных студентов. При этом на доске также целесообразно указать порядок взаимодействия подгрупп при отработке учебных вопросов (рас­пределение по рабочим местам, порядок смены и т.д.).

Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на технике, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направ­ляет их деятельность на достижение учебных целей.

В процессе занятия руководитель показывает методы, способы и при­емы выполнения действий, объясняет их последовательность, взаимо­связь, предостерегает от характерных ошибок (но не следует чрезмерно увлекаться показом своих действий). В некоторых случаях допускаемые обучающимися ошибки могут быть им хорошим, надолго запоминаю­щимся уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки не приводили к на­рушениям техники безопасности, поломкам материальной части, к из­лишним затратам энергии, средств и материальных ценностей.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько про­блемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.

При организации практического занятия необходимо продумать сис­тему контролирования формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии для всех руководителей по определению сте­пени овладения нормативными действиями.

В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведе­ния итогов, которые желательно подводить сначала по подгруппам: указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся, - а затем со всей учебной группой. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершен­ствования умений и навыков в период самостоятельной работы.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоя­тельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практичес­кое занятие заканчивается.

АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ.

Общие сведения

Витебском филиале УО “Высшем государственном колледже связи”, отделение почтовая связь, техническая эксплуатация, группа № ПС331 преподаватель Микшта Оксана Олеговна.

Цели лекции (образовательная, развивающая, воспитательная).

Классификация лекции

Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической.

Структура лекции

План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.

Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутри предметные и меж предметные связи. Содержания лекции соответствовала дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Методика проведения лекции

Методика проведения лекции включала в себя: методическую обработку излагаемого материала- выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Преподаватель обходился без опорных материалов. Регламент занятия выдержан в полной мере. Все вопросы были рассмотрены.

Руководство работой студентов

Для активизации познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Преподаватель вовлекал слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала с помощью проблемных вопросов и разбора ситуаций.

Преподаватель создавал возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске.).

Студенты усваивали лекционный материал хорошо, вели ли записи в конспектах. Реакция слушателей выражалась в задавании вопросов, на которые преподаватель давал полные ответы.

Лекторское мастерство преподавателя

Лекторское мастерство преподавателя включала в себя: знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Результативность лекции

Образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции реализованы в полной мере.

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Лекция будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме.

Тема затронутая в этой лекции является очень важной для студентов и не только для данной группы. Информация полученная во время лекции станет мотивационной в дальнейшем изучении данной темы. Лекция была проведена преподавателем на высоком уровне.

Практикант Василенок С.Г