Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…). Анализ стихотворения М

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
 Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно­
выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки
первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
 Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с
романсом на его стихи.
 Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку,
оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно­деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска.
Также использованы были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети
доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока
Организационный
момент.
Проверка домашнего
задания.
Действия учителя
Действия учеников
Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы
активно поработать? С чем вы уходите с каждого
урока, ребята?
Приветствуем друг
друга (слайд
1) Презентация
Самостоятельная
работа по домашнему
заданию. Способ
проверки:
взаимопроверка и
проверка по
эталону. (Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть
перед собой табличка со словами, значение которых
мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача –
соединить термины и их определения линиями.
Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте
листочками. На слайде вы видите подобную табличку,
кто уверен, что справился с работой и может
выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам
ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте
оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и
отметь те в оценочном листе, как вы справились с
заданием.

Актуализация
знаний.
Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы
будем и на сегодняшнем уроке.
Целеполагание и
планирование
работы.
Мотивация.
А теперь переходим к главному – к теме
сегодняшнего урока. Тема звучит следующим
образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
“Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок,
выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного
листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать
спланировать нашу работу. В оценочном листе вы
видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок
так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить,
что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого
верно? (Слайд 4)
Ребята, что такое утес?
На слайде вы видите картину… Называется она
“Окрестности села Караагач”. автор ее –
М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это
и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож
на него. Послушайте,
пожалуйста, стихотворение (читаю).
Это небольшое стихотворение так вдохновило его
читателей, что более шестидесяти композиторов
написали музыку и появились прекрасные романсы на
эти стихи. Послушайте один из них в исполнении
Александра Матюхина.
Озвучивают понятия –
изобразительно­
выразительные средства
языка и “лирический
герой”.
Выполняют учебную
задачу: выбор цели,
затем – следующую,
планирование.
Обсуждаем в классе,
если есть варианты, и
приходим к одному
выводу.
(Слайд 3­4)
Отвечают на вопрос.
Лексическая работа.
(Слайд 5)
Слушают
стихотворение.
Слушают романс
Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев
(утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
Беседа о фигурирующих
в стихотворении
образах утеса и тучки.

В стихотворении два образа, которые символизируют
непрочность человеческих отношений.
Давайте составим лексические цепочки к каждому
образу и подберем ассоциации к ним (в результате
работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке
как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения?
(Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они
противопоставлены друг другу. Какой приём здесь
использовал автор?
Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы
стихотворения.
Какую роль играют выразительные средства в
стихотворении? (они помогли оживить героев
произведения, помогли показать чувства, которые эти
герои переживают, помогли представить в цвете
образы стихотворения)
Давайте ближе познакомимся с героями
стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым
цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли
о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти
Делятся впечатлениями
о прочитанном
стихотворении и
возникших ассоциациях.
Составляем
лексические цепочки,
заполняем таблицу 1.
(Слайд 6)
Работают над
понятиями
“олицетворение” и
“контраст”
Ищут контрасты в
тексте стихотворения.
Рассуждают о роли
выразительных средств
в тексте стихотворения.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
(Слайд 7)

Физкультминутка.
Работа с образами
главных героев.
Выполняют движения,
те, которые показывает
учитель.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
Отвечают на вопросы,
опираясь на личный
опыт.
Вспоминают понятие
“лирический герой”.
действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая,
способная к движению, путешествиям девушка. Она
веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим­ка мы с тобою!
Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было
плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь,
поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту,
недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого
утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался
глубоко? После встречи особенно остро
переживаются чувства одиночества и обреченность на
невостребованность.
– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто­то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями.
Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ?
Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о
своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.
Самостоятельная
работа: составление
настроения текста.
А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно.
В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет,
какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что
характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть
просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на
доске, которая закрывается к стене)цветными
Выполняют
самостоятельную
работу по созданию
таблицы “настроение
текста”
Один человек рисует на

доске утес и тучку,
затем решаем,
соответствует ли
нарисованное тексту.
Отмечают после
проверки результат в
оценочном листе.
(Слайд 8)
Выразительно читают
стихотворение.
Ответы детей. (Слайд
9–10)
Подводят итоги урока,
проговаривают, удалось
ли достичь цели.
Записывают домашнее
задание.
мелками
Приступайте. В это время рисуют на доске.
А теперь проверим.
Поставьте плюсы в оценочном листе.
Выразительное
чтение.
Кто попробует прочитать стихотворение в
соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.
Рефлексия.
Домашнее задание.
В чем же главный смысл стихотворения?
(Одиночество.)
Достигли ли мы запланированной цели урока?
Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе
оценку и передайте оценочные листы на первые
парты.
Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни
человека, но его нужно преодолевать. Если человек
одинок, как ему помочь?
И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята,
что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть
внутренний мудрый голос подскажет вам, как
поступить.
Домашнее задание – на слайде.
Спасибо за урок, до новых встреч.
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ Текст задания
Резуль
тат
1
2
Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1­2 ошибки –
ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам
есть, что повторить!
1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.

3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4
5
Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ­трех ошибок.
Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!
Ты молодец! Спасибо за урок!
Таблица 1
тучка
эпите
т
олицетворе
ние
метаф
ора
Ассоциации к образу тучки
утес
эпитет
олицетворени
е
Ассоциации к образу утеса

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Тема: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».

Цели: создать положительную мотивацию на уроке, обогатить словарный запас, выяснить, какие художественные приемы помогают автору передать свои чувства и настроение, формировать умение задавать вопросы к тексту, анализировать, сравнивать; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование. Изображения тучки, утеса, звезд. Портрет писателя М. Ю. Лермонтова. Лента времени, дерево интонации, таблица «Художественные средства». Памятка «Первые шаги выразительного чтения», словарик настроений, видеофильм «Биография писателя».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Релаксация под музыку.
Учитель. Ребята, внутри каждого из вас живет мудрый голос. Он ведет нас по жизни, помогает нам стать добрее, умнее. Давайте прислушаемся к нему. Интересно, что он говорит о предстоящем уроке?
Дети. Я хочу прикоснуться к прекрасному миру искусства.
Хочу раскрывать тайны произведения, попытаться прочитать
между строк.
Мне хочется научиться читать выразительно, с чувством, чтобы
услышать аплодисменты ребят.
Хочу познакомиться с мастерами слова
Учитель. Пусть ваши надежды оправдаются. А наш урок будет интересным, познавательным и затронет струнки вашей души. Что готовили дома?
II. Актуализация знаний.
Дети. Повторяли стихи о природе, которые учили раньше.
Учитель. Оживим нашу память. В каком литературном произведении встречали этот образ? /Учитель показывает репродукцию А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Дети. Произведение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь»
Кто желает прочитать? /Звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского/.
Учитель. Какое стихотворение вам хочется прочитать, рассматривая эту картину?
Звучит произведение П. Чайковского «Октябрь», ученик читает стихотворение К. Кулаковской «Отвеселилось беспечное лето».
Учитель. А этот образ, какое стихотворение навеял? /показ репродукции И. Грабаря
Дети. Д. Кедрин «Осенняя песня».
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, ученик читает произведение Д. Кедрина.

Поблагодарим исполнителей аплодисментами.
Учитель. Что объединяет эти произведения? Какие образы создают авторы? Слово «образы» появляется на доске. Как сказать короче? Картина, изображающая природу- это образ… (пейзаж) А это пейзаж? Учитель вешает еще одну репродукцию «В горах» М. Ю. Лермонтова. Опишите.
Учитель. Эту картину нарисовал М. Ю. Лермонтов.
Кто знает, как по-другому называется высокая скала? Это утес. Это и произведение, с которым мы познакомимся на уроке.
Написал его М. Ю. Лермонтов. Родился он в Москве 15 октября 1814 года. Давайте обратимся к ленте времени и зажжем на ней звезду творчества М. Ю. Лермонтова. В каком веке он создавал свои произведения? Теперь наша тема урока звучит полно, прочитаем: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».
III. Восприятие темы.
Учитель. Откройте словарики настроений, мы отправляемся в мир поэзии.
Звучит произведение М. Лермонтова «Утес».
Поделитесь своим настроением, чувствами, мыслями.
Дети.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы так выразительно прочитать?
Дети. Нужно раскрыть тайны произведения.
Учитель. Что значит, раскрыть тайны произведения?
Дети. Найти художественные приемы, понять, что хотел сказать автор.
Словарная работа.
Учитель. Кто раскрывает тайны?
Дети. Исследователь, следователь, следопыт. Кладоискатель, детектив, сыщик, почемучка, шпион, агент, всезнайка, ученый. Сегодня у вас есть возможность побывать в роли исследователей и почемучек.
Учитель. Исследуйте текст и найдите непонятные слова.
Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Учитель. Какие слова предлагаете прокомментировать? Обратимся к словарю.
ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь.
УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)
Учитель. Определите жанровую принадлежность.
Дети. Это стихотворение, так как есть рифма и ритм.
Учитель. Найдем рифмы. Какая рифма?
Дети. Рифма опоясывающая.
Учитель. Она помогает читать произведение в спокойном темпе, раздумывая.
- Какие образы создает поэт?
Дети. Образ тучки и утеса.
/Образы появляются на доске/
Учитель. Какие картины вы представили, читая произведение? Ответы детей подкрепляются словами текста.
Дети. Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес.
Учитель. Вы представили красивый пейзаж. Но в поэзии образы живут двойной жизнью. Только ли о тучке и утесе идет речь в этом стихотворении? Ответ мы дадим, когда разгадаем все тайны произведения. Предлагаю поставить вопросы к ключевым словам стихотворения.
Дети сами ставят вопросы и сами на них отвечают.
- Почему тучка золотая?
Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота. А может, она такая красивая, что глаз нельзя отвести.
Учитель. Какие действия совершала тучка? Прочти.
Учитель. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
Дети. Человек. Молодая девушка.
Учитель. Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Закрыли глазки. Представьте, что к вашим ногам опускается маленькая тучка. Мы садимся на неё, и она поднимает нас выше и выше. Мы видим яркий месяц, блестящие звезды. Наша тучка опускается на вершину высокой горы. Кругом тихо, наступает ночь.
Учитель. Продолжаем задавать вопросы.
- Почему ночевала на груди утеса- великана?
Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.
- Почему утеса- великана?
Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.
Учитель. Только ли размер важен, когда автор говорит об утесе – великане?
Д. Нет, он называется еще и старым, у него морщины, он прикован к месту, не может двигаться и странствовать, как наша тучка. Но может поддержать в трудную минуту, выслушать, дать совет.
- Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки?
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке. Почему задумался глубоко?
После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.
- Почему тихонько плачет?
Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
- Почему тихонько плачет?
Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать.
- Почему в пустыне?
Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он ушел в себя. Учитель. Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него (учитель убирает тучку, звезды, месяц). Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … Помогите мне.
Дети. Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.
Учитель. О чем мы сейчас говорили?
Дети. О чувствах.
Учитель. Образ – пейзаж позволил нам говорить не просто об удивительно красивой природе, но и (открывается запись) о человеческих чувствах, о человеческих переживаниях. Значит образ – пейзаж – это мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Какой прием помог нам говорить об утесе как о живом человеке?
Дети. Олицетворение.
Учитель. Найдите олицетворения.
Учитель. А какой прием помог автору ярче передать эти чувства?
Дети. Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая - старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя - тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.
Учитель. А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве? О ком это произведение?
Д. О самом авторе, его переживаниях.
У. С кем сравнивает себя поэт? Почему?
У. Такие произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими. Лирика – род литературы, собственное «я» поэта, это мир, увиденный и пропущенный через сердце. Как и утес, наш поэт был одинок. В три года он остался без мамы, его воспитывала бабушка. В детстве маленький Миша часто болел. Бабушка заботилась о внуке, о его здоровье, часто возила лечиться на Кавказ. Горы он любил с детства. Их снеговые ослепительные вершины, бурные, пенистые речки, пологие склоны, поросшие зеленью. Давайте перенесемся в то время, когда жил М. Лермонтов.
/Просмотр видеофильма/
Учитель. Что вы узнали о М. Ю. Лермонтове?
Миша был удивительно одаренным. Еще ребенком любил подбирать рифмы к словам. Прибежит к бабушке и говорит: речка-печка, кошка- окошко. Лермонтов чудесно лепил из воска, рисовал, знал английский, французский и немецкий языки, играл на фортепиано и флейте.
Учитель. Учился Лермонтов много. Благородный пансионат при Московском университете, военная школа в Петербурге. Повзрослев, став военным человеком, участвовал в боевых походах на Кавказе. Он чувствовал в своей душе необъятные силы, ему хотелось быть полезным людям, всему миру. М. Лермонтов - сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и одинокий. С ним не было рядом человека, который разделил бы его беды и радости. В стихотворении он пишет о своих чувствах, переживаниях, а мы постараемся передать их при помощи выразительных средств интонации. /Дерево интонации/
Работа в паре.
Учитель. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение»
У. Послушаем, что у вас получилось.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать, если кому- то одиноко?
Ответы детей.
Учитель. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.
Читает учитель.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь в душе они совсем не те…
Боимся мы в глаза смотреть друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться быть открытым,
Друг другу в жизни надо помогать.
Давайте поможем нашему утесу, вернем ему красивую тучку.
IV. Рефлексия.
- Если вам нравилось, как вы работали, если у вас все получалось, то возьмите зеленую тучку.
- Если все удавалось, но не сразу – выбери желтую.
- А если трудных моментов было много, возьмите красную тучку. Давайте подарим их нашему утесу. Посмотрите, как красиво!
V. Творческое домашнее задание.
Учитель. Мы много сделали на уроке. Предлагаю творческое домашнее задание по выбору.
- Создайте образ тучки и утеса красками.
- Выучите стихотворение «Утес», поищите музыку, созвучную тому настроению, что в стихотворении.
- Выучите другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, в котором тоже присутствует тема одиночества, тоски. И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где- то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

Стихотворение «Утёс» написано в 1841 году, главная мысль стихотворения, его мотив - одиночество. В стихотворении дано описание природы, двух разных природных стихий: лёгкой тучки и неподвижного громадного утёса-великана («старый», «одинокий», «задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»).

Образы-символы - золотая тучка и утёс-великан - символизируют человеческие отношения, их непрочность.

Это стихотворение высоко ценили критик В. Г. Белинский, М. Горький. Его иллюстрировали выдающиеся русские художники В. Поленов, В. Конашевич. Множество композиторов положили его на музыку: С. Рахманинов, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков и др.

    Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана,
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.

Вопросы и задания

  1. Попробуйте устно «нарисовать» картины стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.
  2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.
  3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

    Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

  4. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и псреживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой ».
  5. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

    Подготовьте в классе конкурс выразительного чтения стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, прочитанных вами в 5 и б классах (составьте программу, определите участников, членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение и т. д.).