«Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая

Сочинение

Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника «Радуница». Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в литературу, он был принят. В его ранних произведениях преобладает тема «малой родины», которая постепенно эволюционирует в тему России. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве, « – говорил Есенин. Этой теме посвящены многие стихи: Среди них и «Спит ковыль. Равнина дорогая» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта.

Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту.

Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Перед моим внутренним взором представилась картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине:

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь».

Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях. Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Вторая часть, -

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля, -

Продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире:

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки. Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»).

Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь. Значение стихотворения в поэзии, На мой взгляд, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая» можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом – Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете» , но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы» . Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем . Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль» . Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть» . Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь» . Далее используется смысловая антитеза , экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси» . Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный» , «таинственный» , изба «золотая» . Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут» , «плачут» . Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом» .

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью» . Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви к родному краю, как и во многих работах именитого поэта. Однако же не на последнем месте тема изменений в стране. Есенин ясно дает понять, что эти события тревожат его, но любимую Родину он будет любить всегда, независимо от того, что происходит.

Такая нежная любовь присутствует в стихотворении Сергея Есенина. За что любят многие стихи его, так это за ясный смысл, простой язык, они легко читаются и учатся. Это произведение относится как раз к таким. Все лежит на поверхности, не нужно особо вдумываться, чтобы понять смысл стихотворения, однако совершенно четкая позиция и последовательность мыслей присутствует тоже.

В первой строфе автор пишет о том, что ни одна другая земля никогда не сможет так радовать его сердце, как Родина. Пояснение этому Есенин приводит во второй строфе, где говорится о том, что, несмотря на все невзгоды, «хорошо живется на Руси». А вот в следующих строфах уже присутствует тема проблем в государстве. «Плачут вербы, шепчут тополя» -Родина терпит несчастья, и ничто не заставит народ разлюбить ее. Свою позицию поэт ясно выражает в следующем четверостишье: новая жизнь коснулась и Есенина, но душа его не изменится и отношение к земле родной тоже.

Заканчивает автор произведение словами, которые не могут не задеть любое сердце, ведь он пишет о том, что его теснят изменения в стране, но он хочет умереть в Отчизне, так же любя ее за все, как раньше.
Пожалуй, в работах Сергея Есенина всегда своя атмосфера, которая наполняет сердце теплом и спокойствием. Стихотворения будто плавно сами текут, донося смысл до читателя.

Анализ стихотворения Спит ковыль по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Маяковского Во весь голос

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

  • Анализ стихотворения Никитина Поле

    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство

  • Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)

    Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего

  • Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

    После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная детал

  • Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

    Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С.А.

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении « » Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев - всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете» , но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы» . Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем . Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль» . Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть» . Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь» . Далее используется смысловаяантитеза , экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси» . Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный» , «таинственный» , изба «золотая» . Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут» , «плачут» . Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом» .

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью» . Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема - любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Жанр - лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.

Стихотворный размер - написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры “свинцовой свежести ковыль” , “не вольет мне в грудь мою теплынь” , “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый” .

Эпитеты “Свет луны, таинственный и длинный” , “золотой бревенчатой избы” .

Олицетворения “Спит ковыль” , “плачут вербы”, “шепчут тополя” .

Антитеза “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси” .

История создания

В период написания и опубликования стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая” Есенин начал переосмысливать прошлую жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем. Строительство нового государства, глобальные изменения в истории России не могут не находить отражение в сердце Есенина, горячо любящего свою страну и привязанного к ней.

Тема

Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…” . Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть! ” . Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

Жанр

По жанровой принадлежности стихотворение является лирическим стихотворением, которое можно считать и философским, так как оно поднимает важные проблемы – роли поэта, позиции гражданина, патриотизма.

Стих состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения : “спит ковыль” , “плачут вербы”, “шепчут тополя” . Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры : “свинцовой свежести ковыль” , “не вольет мне в грудь мою теплынь” , “чужая юность брызжет новью” , эпитеты : “Свет луны, таинственный и длинный” , “золотой бревенчатой избы” .

Интересно поэт включил в текст прием антитезы , уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси” . Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!” .