Багуа чжан. й чжан Пояснения к сведенным в единый график Сянь Тянь и Хоу Тянь

«Багуа-чжан – искусство восьми превращений – является одним из трех основных направлений внутренней алхимии... Багуа является реализацией одного из трех законов, опираясь на которые практикующий может достичь определенных внутренних изменений. В отличие от тайцзи-цюань (искусство великого предела) и тем более от направленного на познание внешней сферы синьи-цюань (искусство направленной воли), багуа-чжан как техника имеет сравнительно короткую историю. Это позволило ему сохраниться в более целостном виде по сравнению с первыми двумя направлениями»

Мужские практики для собирания энергии – багуа, тайцзи и синьи – по-своему полезны для женщин. Они позволяют начать работу с вертикальной осью, а также со связями и сосудами энергетического тела. Цель их выполнения, если женщина не встает окончательно и бесповоротно на мужской путь развития, состоит в упорядочении структуры. При использовании мужских практик женщина должна сохранять собственный ритм и занимать позицию «зеркального» отображения внешних форм. Если же она использует практику в том виде, в котором она дается для мужчин, то она не достигает упорядочивания. Копирование движений служит лишь подготовкой тела и созданием условий для практики.

Применение всех трех мужских практик развивает чувство оси тела. Кроме того, они помогают включить поясничный меридиан, который питает единый центр. Этот меридиан важен для маточной орбиты, к тому же он образует отдельную горизонтальную иньскую орбиту. Раскрытие поясничного меридиана – непременное условие для освоения багуа, тайцзи и синьи , помимо расслабления живота и упорядочивания энергий в теле. При кручении малой космической орбиты включение поясничного меридиана служит критерием перехода от женского варианта к мужскому. Тогда энергия начинает течь естественно.

Представить три практики как единую систему проще всего с помощью схемы. В каждой из них преобладает некий принцип движения. В тайцзи движения имеют линейную направленность: вы делаете шаги вперед-назад и влево-вправо. В багуа все перемещения в пространстве происходят в основном по кругу либо по иной замкнутой траектории. Если тайцзи соотносится с линией, а багуа – с кругом, то синьи, – с точкой, которая символизирует концентрацию и мощь внутренней энергии. Синьи показывает возможность движения тела при предельной его собранности, направленной мыслью. Хотя наиболее широкое распространение получила практика тайцзи , центр ИНБИ предлагает литературу и практические занятия по багуа и синьи .

Для женщины предпочтительнее всего багуа – хождение по кругу. Движение по часовой стрелке представляет собой янскую последовательность, а движение против часовой стрелки – иньскую. Таким образом, женщине несложно разобраться с выстраиванием собственного ритма, соотносимого с месячным циклом. Кроме того, возможно попеременное движение, которое заведомо нейтрально и способствует общему уравновешиванию.

Одна из самых простых техник багуа – движение по монаде. Эта форма применялась для упорядочивания энергий в сферах головы и живота. Теперь мы попробуем воспроизвести ту же самую структуру на уровне стоп. При движении ног ладони можно положить на центр живота, чтобы не осложнять ситуацию освоением разных положений рук. Движение должно осуществляться по отношению к центральной оси, с учетом требований к «столбу».


Рис. 50. Монада для ходьбы: порядок шагов (слева)

и взаиморасположение правой и левой стоп (справа)

Первоначально стиль ушу Багуа чжан назывался Чжуань чжан – поворачивающиеся ладони. Это название было частью определения сущности стиля: «Двигаться по кругу, поворачивая ладони в различных направлениях». Создавался же стиль по следующей схеме: «собирать техники кулака (цюань шу), следуя теории Перемен (И), определив 8 триграмм (Багуа) и объединив 5 фаз (У Син)».

8 триграмм были распределены по 8 направлениям вдоль окружности и связаны с 8 частями тела. Благодаря этому стало возможным применять теорию И к приёмам и тактике боя. В конце концов этот стиль стали называть Багуа Чжан.

Движения в Багуа чжан не такие мягкие, как Тайцзи цюань, но и не такие жёсткие, как в Синьи цюань. Основное внимание на тренировке уделяется на координацию движений рук (ладоней) и ног (стоп), сухожильные усилия и внутреннюю энергию Ци.

В Багуа Чжан много движений выполняется по кругу: шаги и технические приёмы руками. Используется много техник типа уступания, нейтрализации, прилипания, оплетания, сгибания. Все они координируются с круговыми движениями. Атаке и защите уделяется одинаково важное значение. В первую очередь, обычно применяются округлые оборонительные движения, за ними следуют округлые наступательные движения, цель которых — вывести противника из равновесия и свалить с ног.

Благодаря такой стратегии и технике Багуа чжан эффективна на всех дистанциях. Круговые шагательные движения постоянно применяются в координации с техническими приёмами. Высокие удары ногой используются редко. Отрабатываются низкие удары ногами и быстрый шаг.

Благодаря многочисленным поворотам и вращательным движениям очень хорошо разминаются суставные части тела. Улучшается подвижность, координация, гибкость физического тела, что позволяет более свободно и наполнено двигаться энергии Ци. Это придаёт замечательный оздоровительный эффект на физическом и психическом плане. А стремительность, мощь и грация движений позволяют наслаждаться эстетикой Ушу.

Мы практикуем:

Комплексы с Ладонями:
1. Багуа Чжан Чжуань Чжан Паши - 8 форм вращающихся ладоней Багуа.
2. Комплексы начального уровня для освоения базовых движений Багуа Чжан:
— линейное исполнение,
— круговое исполнение.
3. Чхэн Ши Йоушен Багуа Чжан (таолу 90 форм).
Расписание занятий:
Среда 20:30 — 22:00, Воскресенье 10:00 — 11:30.

Комплексы с оружием:
1. на празднике «День города Москвы, 2014 г.»,
2. Шест Гун,
3. на Фестивале Боевых Искусств, 2016 г.,
4. Копьё,
5. Меч — цзянь.
Занятия проводятся на открытой спортивной площадке по Субботам 11:00 — 12:30.

Боевые связки Ушу:
Занятия проводятся по Субботам 16:00 — 17:30.

Cheng Tinghua (1848-1900) — мастер, внесший основную лепту в создание техники под названием своей фамилии и техники плавающего тела

Н е секрет, что самый популярный вид тайцзицюань в мире - это 24 формы Ян . Огромное количество людей практикует эту форму.

Открою вам секрет: я и сам в детстве практиковал 24 формы . Многие мои знакомые - серьёзные ценители тайцзицюань - также начинали с этой формы, а потом выбирали для себя более продвинутые направления.

Эта форма, благодаря своей распространённости и простоте, относительно легко может быть выучена самостоятельно - по видео-материалам и книгам. Из неё максимально убраны все связи с

С имвол тайцзи огромного размера - в котором заключены основные принципы философии Тайцзи , что повлияла на развитие тайцзицюань - создали в поле возле городка Хуаншан из провинции Аньхой в Китае.

Символ представляет собой две противоположные силы Инь и Ян во взаимодействии друг с другом, окруженные восьмью триграммами из Книги Перемен (И Цзин ).

Цель создания этой композиции - привлечение туристов.

В продолжение серии о долгожителях в тайцзи (предыдущие части: Долгожительство в тайцзи - 1 , Долгожительство в тайцзи - 2) мы поговорим о мастере Фу Чжунвене - ученике знаменитого мастера Ян Чэнфу , у которого он занимался более двадцати лет .

Фу Чжунвень - один из ярчайших представителей тайцзи-цюань семьи Ян , прожил 91 год (1903-1994), практикуя тайцзи-цюань большую часть своей жизни (с 9-ти лет).

Знаменит мастер Фу своим трудолюбивым подходом к тренировкам. Он практиковал и обучал своих учеников такому правилу:

В этой финальной статье цикла (начало - «о тайцзи Ян» , продолжение - «о стилях тайцзи Чень и тайцзи Ву») я вкратце расскажу о стилях тайцзи: У-Хао и Сунь .

Тайцзицюань стиль У-Хао

Другое название этого направления – тайцзицюань У Юйсяна . Это направление внешне отличается некоторым минимализмом. Движения сжатые, оформленные. Если присмотреться, то этот стиль легко отличить от родственных Ян и Ву , а тем более - от Чень .

Ч асто, читая биографии известных мастеров боевых искусств Китая, можно заметить, что практически каждый из них изучал различные стили и направления ушу. С другой стороны, начиная заниматься в традиционной школе тайцзи-цюань , часто слышишь о том, что нет смысла заниматься несколькими стилями одновременно. Это же касается различных направлений тайцзи-цюань : Ян , Ву , Чэнь и т.д. Как же разобраться в этих, казалось бы, противоречиях?

Да, действительно, многие из китайских мастеров занимались и занимаются несколькими направлениями БИ . И даже более того

Н е успели любители китайских фильмов оценить фильм "Taichi 0" , как появилась вторая часть этого блокбастера - "Тай-цзи: Герой" ("Tai Сhi Hero") - которая, как я говорил раньше, снималась параллельно с первой. В новогодние праздники я посмотрел этот фильм, чтобы описать свои ощущения в моём блоге.

Вторая часть как бы продолжает первую, но как-то странно. В конце фильма Ян Лучань вроде как спасает деревню Чэней от гигантского парового утюга - достижения китайского прогресса из вымышленной параллельной вселенной; так что у жителей деревни должны бы появиться

Д ля многих занимающихся китайскими боевыми искусствами дракон является символом мастерства. Существуют формы и методы, которые позволяют вжиться в роль этого существа, получить его силу. Многие мастера берут себе псевдоним "Дракон".

Особенно почитают дракона во внутренних направлениях ТКБИ – так как, глядя на то, как изображают драконов на старых гравюрах, можно увидеть, что дракон хоть и не напряжен, но как будто излучает огромную силу. А это и есть цель тех, кто занимается внутренними направлениями (Тайцзи , Синъи , Багуа и т.д.).

Считается, что дракон – это существо, которое полностью научилось управлять энергией .

В физическом мире дракон проявляется

О дин из важных методов тренировки в тайцзи-цюань – это выполнение форм (таолу ). В форме практикующий проходит последовательно через небольшие базовые движения. Исполняет их телом, мыслью и энергией. У каждого движения есть свой смысл и название.

Чаще всего форма в тайцзицюань выполняется неспешно, иногда форма выполняется очень медленно, иногда – гораздо быстрее. Так как нечэньский классический тайцзицюань распространился от Ян Лучаня , то формы всех стилей очень схожи. В стиле Чэнь тоже встречаются некоторые похожие кусочки.

Сейчас во многих школах и направлениях выполнение форм разнится, и порой – существенно. Некоторые представители тянут одеяло на себя заявляют, что их форма – самая правильная. Лоббируют свои интересы в органах

Одно из обязательных условий занятий внутренними стилями – ежедневная тренировка. Можно заниматься три раза в день, два раза, или один, однако заниматься необходимо каждый день. При таком условии появляется насущная необходимость во первых, в методической безукоризненности ежедневных занятий, иначе можно легко нанести вред своему здоровью. А во вторых, в рациональности и точной направленности на результат. Для этого необходимо выбрать конкретную цель занятий, которая часто бывает сугубо индивидуальна. Многие из занимающихся в группах, или на семинарах посвящают занятиям два или три дня в неделю, а то и того меньше. При таком режиме занятий нет ни вреда, ни пользы. Именно такой режим занятий и спасает их здоровье. Иначе можно себе представить, какой результат они получили бы при неправильной методике, ежедневно занимаясь. Надо сказать, что и мастера на семинарах и других коллективных, поставленных на коммерческую основу занятиях предлагают, как правило, упражнения, носящие общеукрепляющее оздоровительное воздействие, в основном в ознакомительном щадящем режиме. Профессионалы в любом виде искусств, в том числе и в боевых искусствах работают ежедневно, по несколько часов в день, а то и целыми днями.
Конечно «искусство требует жертв», и жертв на пути искусства хватает с избытком. Именно поэтому необходимо учиться на чужих ошибках, используя опыт профессионалов. Однако профессионалы люди занятые и хорошо оценивают своё время, особенно для широкой публики. Поэтому если нет возможности получить индивидуальное обучение, множество иллюзий будет отделять вас от сути овладения настоящим искусством. Однако взрослый образованный человек может в кратчайший срок во всём разобраться, общаясь с профессионалом. Для этого не нужны годы обучения, как в случае с обучением в детском возрасте, достаточно нескольких месяцев или даже недель. Исторические примеры подтверждают эту возможность. Здесь можно вспомнить основателя стиля «У» или основателя стиля «Сунь» в тайцзицюань, которым было достаточно нескольких месяцев, для того чтобы достичь понимания сути тайцзицюань. И каждый из них, по своему это использовал. Так что, не ждите, пока вам всё разжуёт один мастер. Задача многих растянуть время и деньги.
Требования к физической подготовке во внутренних стилях ушу полностью совпадает с требованиями в других стилях ушу и других видах восточных единоборств. Более того на семинарах по внутренним стилям кит. специалисты 80% времени затрачивают на физическую подготовку и понижение центра тяжести у своих неподготовленных учеников, хотя ученики об этом и не догадываются. Боевые способности во внутренних стилях возникают сами по себе при должном развитии общей энергетики и духовной силы. А боевой опыт можно получить только в бою, поэтому о боевом аспекте и применении /юньфа / здесь мы говорить не будем, это совершенно отдельная тема. Тому, кто несколько лет провёл на ринге или татами такой подход будет понятен..

Основные цели в трёх внутренних стилях.
Возьмём фразу Сунь Лутана – « Если говорить образно, то синъи - это ""земля"", багуа - ""небо"", тайцзи - ""человек"". Небо, земля, человек - три основы координируются в единое целое ». Итак синъи, это «земля». Можно понять как основа или база. Основные элементы учения, которые преподали Ли Лонену в семействе Дай, это «Кулак пяти первоэлементов» и «Кулак двенадцати животных». Эти движения и являются основой или базой. Для многих, занимавшихся ранее восточными единоборствами выучить пять движений руками очень просто, также просто, как и передвижения приставным шагом «цуньбу». Далее необходимо выполнять эти движения в дорожке по три или шесть одинаковых повторений с поворотом на 180 градусов, так мы выплавляем стихию за стихией в нашем теле. Порядок выполнения таких дорожек с одним приёмом следует порядку порождения стихий /металл, вода, дерево, огонь, земля./ Выполняя эти несложные движения необходимо помнить, что в них заложена возможность задействовать механизм энергетики внутренних органов и таким образом с помощью постоянной дополнительной нагрузки появляется возможность их тренировки. Пять стихий, или иначе пять первоэлементов,являются образными категориями сил, которые в последствии аккумулируются в даньтянях. Для того чтобы задействовать внутреннюю энергетику необходимо использовать все приёмы цигун – расслабление, привлечение и ведение ци, координации частей тела, плавность передвижения и т.д. Необходимо отметить, что эти движения очень энергоёмкие и при чувстве внутренней усталости необходимо вовремя остановиться и сделать упражнения на восстановление или 24 формы тайцзицюань. Надо сказать, что у тех, кто много занимался ката каратэ или просто восточными единоборствами «выплавление пяти первостихий» уже произошло и заниматься «кулаком пяти первоэлементов» много уже не нужно. Необходимо только откорректировать взаимодействия стихий и их гармоничное между собой равновесие. Следующим этапом следует освоение комплекса движений «Кулак двенадцати животных». Эти двенадцать комплексов служат для контроля и совершенствования системы из двенадцати энергетических каналов, включая и сухожильные каналы. Эту систему с известной натяжкой можно сравнить с меридианальным цигуном. Каждый комплекс животного воздействует на меридиан внутреннего органа характерного для этого животного. Так для тигра это лёгкие, для петуха почки, для лошади сердце, для быка печень и т.д. Следуя естественному порядку движения энергии по меридианам, мы выполняем в таком же порядке движения животных одно за другим. Таким образом мы выправляем и совершенствуем защитные функции своего организма, повышаем его энергетические возможности. Следующим этапом закладки фундамента является «Сплавление пяти первоэлементов». Эту функцию выполняет комплекс движений «Пять взаимосвязанных первостихий» Этот комплекс в течении всей жизни практиковали такие известные мастера как Ли Фэйюй, Го Юньшэнь, Сунь Лутан. Сунь Лутан считал, что кроме этого комплекса в синъицюань можно ничем не заниматься. Сплавление стихий порождает в организме практикующего редкий сплав энергий соотносимый с космической энергией, в нашем понимании это сравнимо с «холодной плазмой». Итак, вот самое важное в синъицюань – «Кулак пяти первостихий», «Кулак двенадцати животных» и комплекс «Пять взаимосвязанных первостихий».

Приветствуем Вас в этом разделе. Это значит что вы интересуетесь внутренними стилями кунг фу. А возможно, вас, как и многих людей просто интересуют вопросы о кунг фу, в частности – что такое ? Что означает ? И какая разница в занятиях так называемыми «внутренними техниками».

Первое что объединяет внутренние стили это огромная польза для здоровья. Люди, практикующие внутренние стили кунг фу намного более устойчивы к стрессам, к заболеваниям и обладают сильным характером, высокой духовной составляющей.

Медитирующая девушка

Все внутренние стили кунг фу являются стилями одной семьи. Это означает то, что конечная цель у них одинакова. В тренировочном процессе развитие необходимых качеств в теле и сознании достигается путем похожих тренировок и методов. Поиск и развитие внутренней силы является одним из самых важных элементов в тренировочном процессе внутреннего кунг фу.

Однако, несмотря на схожесть, существуют и серьезные различия в стилях. Прежде всего, эти различия видны в технике и стиле выполнения.

Тайцзицюань: «Кулак великого предела».

Тайцзицюань, парная работа

Тайцзицюань , что в переводе означает отличает необычайная мягкость и плавность движений. Усилие как будто перетекают из одной точки в другую. Движения в комплексах тайцзицюань медленные и округлые. Именно благодаря такому исполнению стиль Тайцзицюань приобрел огромную популярность. К примеру людям, не способным по каким либо причинам делать быстрые и сильные движения, медленное выполнение тайцзи дает возможность выполнять длинные комплексы и тренировать тело и дух. Поэтому сегодня Тайцзи во многом утратило составляющую боевого искусства и превратилось в оздоровительную гимнастику, которой могут пользоваться люди любого возраста.

Пожилой мужчина в стойке пу-бу

Но не дайте себя обмануть. Если Вы хотите практиковать Тайцзи, то приготовьтесь увидеть за внешней мягкостью и легкостью движений Мастера очень серьезную работу, требующую предельного сосредоточения тела и разума. Обманчиво мягкие формы Тайцзицюань наполнены мощной взрывной силой. В то же время, плавно текущая позволяет организму сохранять здоровье долгие годы.

Монах демонстрирует элемент из тайцзицюань

Синьицюань: «Кулак формы и воли»

Мастер Ди Гоюн

Совершенно противоположный по внешнему облику Тайцзицюаню является стиль Синьицюань . В переводе означает . Выполнение комплексов Синьи выглядит агрессивно и прямолинейно. Все движения мощные и быстрые, наполнены не скрываемой силой, способной сокрушить все на своем пути. Неспроста Синьицюань является одним из самых мощных стилей кунг фу, в котором внутренняя сила совмещается с внешней и сливаясь воедино, создают невероятную мощь. Стиль Синьицюань создавался как боевой стиль и до сих пор остается верным традициям воинских искусств. Однако вместе с тем он, как и любой внутренний стиль, обладает высокой оздоровительной составляющей.

Мастер Ди Гоюн

Упорные тренировки позволяют добиться накопления Ци и ее свободного движения в теле по каналам. Множественные техники Нэй гун позволяют укрепить тело внутри, что очень благоприятно сказывается на внутренних органах. Практикующие Синьицюань имеют крепкое здоровье и сильное тело. Их разум спокоен и рассудителен. (Это позволяет развить Способность принимать качественные важные решения в кратчайшие сроки рассмотрев и проанализировав всю имеющуюся информацию, экстраполировав ее на многие возможные варианты событий. Изучение стиля очень подходит для людей, заинтересованных в укреплении здоровья и склонных к бизнесу.)

Багуачжан: «Ладонь восьми триграмм»

Максим Артишевский, руководитель школы Wudeschool

Одним из самых уникальных стилей не только среди внутреннего кунг фу, но и среди всех остальных видов является стиль Багуачжан. В переводе означает .

Его часто называют самым эзотерическим или философским стилем. Багуа или . И связь между движениями в стиле Багуачжан также отражает эти знания.

Применение боевых приемов из багуачжан

Стиль Багуачжан совмещает в себе мощь и напористость Синьицюаня, а также мягкость и уступчивость Тацйзи. Но имеет и уникальные особенности. Одна из особенностей это уникальная методика шага и то, что движения выполняются непрерывно. Многие движения выполняются по кругу, использую специальный шаг «Тани бу». Выполнение многих специальных техник НэйГун также выполняется по кругу. Тренировки в Багуа быстро укрепляют тело и здоровье. Специальные круговые нэйгуны лучше всех других техник укрепляют и восстанавливают ноги. Эти техники Багуачжан применяются для лечения заболеваний суставов ног.

Боевой арсенал Багуачжан очень разнообразен. Широко применяются уходы с линии атаки, обманные движения. Выполнение таолу выглядит очень красиво и грациозно. Мастера двигаются по кругу вокруг воображаемого противника, выполняют различные уходы, атаки. Под необычными углами начинают многие техники, тело использует часто силу скручивания мышц и суставов. Но пусть Вас не вводит в заблуждение эта легкость, с которой Мастера двигаются. Любое атакующее и защитное движение наполнено колоссальной мощью, способной сломить любое сопротивление. За грацией и красотой скрывается огромная сила, наполненная объединением движения Ци, дыхания, работы мышц и формы.

Специфический шаг Танибу является прекрасной оздоровительной методикой. Непосредственно укрепляя коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, тренируя мышцы и связки ног, эта техника благоприятным образом влияет на все тело. Специфические движения и скручивания в пояснице, правильная постановка рук и корпуса, хороший шаг регулируют движение Ци в теле, а медитативное состояние позволяет добиться спокойного и рассудительного сознания. Круговые техники в Багуачжан часто называют медитацией в движении. Эта техника позволяет в кратчайшие сроки открыть малый круг движения энергии.

Татьяна Ивашко, демонстрирует шаг тани бу

Но нужно четко представлять, что за результатами скрывается усердная и кропотливая работа, концентрация сознания и постоянство.

Как уже говорилось, все Эти стили — Тайцзицюань, Синьи и Багуа – стили одной семьи. Изучая любую технику мы неизменно и повышению навыков в боевых искусствах. Но выбрав внутренний стиль следует помнить о том, что знания Мастеров скрыты в традициях. И лишь те, кто следует им, способны достигнуть самых лучших результатов.