Библиотека как учреждение культуры и социальный институт. Библиотека как социальное явление

Значение библиотеки для современного общества

Библиотека является одним из наиболее древнейших культурных институтов. За все время человеческой истории ее основные функции пережили огромные изменения. Основной целью первых библиотек являлось хранение документов. Со времени своего появления до настоящего времени библиотека прошла свой первый этап становления. Современная библиотека является социальным институтом, который включает в себя информационные и культурные компоненты. Помимо этого, она занимается обеспечением устойчивых связей и отношений в рамках целого общества .

Основная цель библиотек сегодня все чаще развивается как обеспечение свободного и постоянного доступа к самым различным сведениям и сохранение её источников. Библиотекаря сегодня называют не просто хранителем книг, а информационным специалистом в области огромного количества самой разнообразной информации.

Современная библиотека является не просто книгохранилищем, но и своего рода электронным архивом. Помимо этого, библиотека является единственным местом на земле, в котором предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание пользователей библиотек, которые находятся удаленно, так же, как и предоставление сведений из удаленных источников, в библиотеках западных стран сегодня является нормой.

Библиотека как социальный институт

Понятие социальный институт сегодня имеет два значения:

  • Согласно более развернутому значению, социальный институт, это исторически сложившаяся, а также устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
  • В более узком значении социальный институт является организованной системой социальных связей и норм, которая направлена на удовлетворение главных потребностей общества, социальных групп, а также личности каждого человека.

Современные социальные институты занимаются обеспечением такой культурно-воспитательной работы, итоги которой в конечном результате будут выявлять совершенно новые модели социального действия.

В связи с тем, что библиотека является весьма постоянной формой организации социальной жизни, она занимается обеспечением постоянства связей и отношений в рамках общества. Исходя из этого, библиотека, безусловно, является социальным институтом.

Сегодня невозможно представить себе какую-либо структуру общества, которой удалось бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим можно объяснить довольно большое разнообразие видов библиотек, которые занимаются обслуживанием всех без исключения социальных и демографических слоев общества, начиная дошкольниками, и заканчивая пенсионерами.

Как показывает практика, современная задача библиотек обусловлена увеличением роли информации и знаний, которые находятся в основе общественного развития.

Так, библиотека как социальный институт занимается выполнение таких задач, как:

  1. Оказание содействия обращению и формированию накопленного человечеством знания при помощи предоставления свободного и постоянного доступа.
  2. Сохранение документированного знания, которое является общественным достоянием.

Задачи библиотеки осуществляются в определенных социальных функциях. Функции библиотеки являются обобщенным списком обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, а также оказывают на него определенное воздействие.

Замечание 1

Функции библиотеки, являются своего рода реакцией библиотеки на потребности общества, а также неким способом взаимодействия с внешней средой. Они способствуют разрешению противоречий со средой, а также являются методом приспособления к ней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие электронной библиотеки. Роль электронных библиотек в информатизации образования. Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек. Электронные библиотеки и информация в электронном виде как компонент информатизации учебного процесса.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Изучение роли библиотеки в жизни современного читателя. Уровень востребованности традиционных библиотек и степень интереса к ним у жителей г. Караганда. Степень удовлетворенности пользователей качеством обслуживания, услугами и оснащенностью библиотек.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2014

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Значение публичных библиотек в жизни современного общества. Социальный статус человека в старости. Роль библиотеки в жизни пожилых граждан. Основные услуги публичных библиотек. Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Роль и место библиотек в жизни современного читателя. Влияние процесса распространения новых технологий и уровень вытеснения ими традиционных библиотек. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ понятий, концептуальная модель.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Организационно-управленческая деятельность как социальное явление. Система социальной защиты населения в Беларуси. Модели социальных организаций в системе социального менеджмента. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Библиотека как социальный институт и её функции. Использование библиотечных ресурсов в учебном процессе. Анализ динамики спроса студентов на них. Изменение статуса и деятельности научной библиотеки вследствие использования новых информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Основные предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования как инструмента обоснования социальной политики государства. Система социальных прогнозов и программ в Российской Федерации. Прогнозные расчеты показателей социального развития.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

Причина возникновения библиотеки

Человек - существо социальное. Он живет в обществе и реализует не только генетическую программу, полученную от своих родителей, но и социальную программу которое сформировало общество. В структуре потребностей индивида природное и социальное неразрывно взаимосвязаны, потому что человек не только представитель одного из биологических видов, но и член социума.

Каждый индивид - это биологический организм, и именно этим определяются его исходные требования к наличию определенных условий внешней среды, которая предоставляет ему воду, пищу, тепло.

Удовлетворение биологических потребностей создает предпосылки для развития более сложных - социальных. Они зависят от состояния экономики и культуры общества, а также от специфических особенностей деятельности индивида.

История человечества - это история развития потребностей индивида, создания материальных средств и способов их удовлетворения. Сначала удовлетворялись только биологические потребности. Далее зарождаются качественно новые потребности - социальные. Способность к расширению круга потребностей и к порождению новых выступает в качестве основы развития цивилизации.

Вместе с эволюцией общества усложняются и обогащаются формы совместного труда, совместной защиты интересов. Потребности человека становятся социальными не только в том смысле, что они удовлетворяются с помощью средств, созданных усилиями многих людей, но и в том отношении, что сам процесс их удовлетворения возможен только в условиях человеческого общежития. На этой основе развиваются социальные потребности в общении, признании, самоуважении, в организации совместных действий.

Характер потребностей и способы их удовлетворения представляют собой исторические явления и зависят от уровня культуры общества. Источником развития потребностей личности является взаимозависимость между производством и потреблением материальных и духовных благ. К материальным потребностям относятся те, которые связаны с биологическими функциями организма. Духовные же потребности это прежде всего стремление к приобщению к науке, искусству, философии.

В кругу интересов личности с необходимостью присутствует информационная составляющая, т.к. все живое испытывает потребность в информации. Значительная часть ученых связывают информационную потребность в первую очередь с необходимостью получения научной или другой специальной информации.

Информация необходима человеку для использования ее в дальнейшей деятельности. Удовлетворение даже самых простых потребностей как на начальных этапах развития человечества, так и в современном обществе всегда связано с информацией.

Самым древним и основным способом получения информации является наблюдение за окружающим миром. Полученная таким образом информации может быть достаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности. Однако если ее не достаточно или получение сведений по неким причинам затруднительно, то субъект может отказаться от достижения поставленной цели, либо продолжить поиск другим путем, например путем общения с другими индивидами.

Личное общение является древнейшим и наиболее распространенным способом передачи информации. Если полученной информации будет достаточно, то субъект приступит к осуществлению деятельности по удовлетворению потребности. При ее недостатке субъект может обратится к искусственно созданным информационным системам. Возникновение и развитие информационных систем непосредственно связано с совершенствованием ранее существовавших и появлением новых видов деятельности. Возрастающие информационные потребности послужили основой для возникновения нового вида деятельности - информационной, одной из составных частей которой является библиотечная. Человечество издавна создавало общественные институты, которые собирали, хранили и распространяли различные виды документов.

Библиотеки собирают, хранят и предоставляют пользователям документы, хранящие информацию. Эта информация является основой для развития образования, науки, культуры, промышленного производства. Создание библиотек вызвано постоянным увеличением в обществе объёма информации, необходимой человеку для разных видов деятельности.

Причиной создания библиотеки как социального института послужила потребность в информации для осуществления разных видов деятельности.

Сущность библиотеки

Несмотря на многочисленные исследования, библиотековеды не пришли к общему выводу о сущности библиотеки. В результате количество определений термина "библиотека" в конце ХХ - начале ХХI в. не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось.

Первоначально при определении библиотеки акцент делался на архитектурном аспекте, на идее сохранения книг, ведь слово "библиотека" в переводе с греческого означает книгохранилище. Определение библиотеки как книгохранилища сохранялось до 30-ых, а в отдельных случаях до 50-ых годов ХХ века.

С конца XVIII века под библиотекой понимают также собрания книг. Впервые в русском библиотековедение данное понимание библиотеки было зафиксировано в 1785 году. Понимание библиотеки упорядоченного, систематизированного собрания книг сохранилось до наших дней и нашло отражение в ряде международных и национальных документов.

Начиная с середины ХХ века, в профессиональном сознании на смену представлению о библиотеке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о библиотеке как учреждении. Такое понимание библиотеки нашло отражение в профессиональных, учебных и справочных изданиях. Однако тип учреждения и направления его деятельности определялись специалистами не однозначно. Чаще всего библиотеку называли образовательным, культурным, просветительским, идеологическим учреждением. Авторы терминологического стандарта определили библиотеку как идеологическое, культурно-просветительное и информационное учреждение. Это определение библиотеки получило широкое распространение и в уточненном виде было законодательно закреплено в положении "О библиотечном деле в СССР" и терминологическом словаре, где библиотека определялась как "идеологическое, культурно-просветительное и научно-информационное учреждение" (Положение о библиотечном деле в СССР: Утв. Указом Президиума Верхов. Совета СССР13 марта 1984 г. // Руководящие материалы по библиотечному делу: Справ. - М., 1988. - С.9 - 20.). В первой половине 80-ых годов библиотеку относили к учреждениям культуры, выполняющую идейно-воспитательную, информационную, образовательную и др. функции. В середине 1990-ых годов библиотеку определяли уже как информационное учреждение. Такое понимание библиотеки получило официальный статус и было зафиксировано в ряде юридических документов.

Однако определение библиотеки только как учреждения не полностью охватывает все многообразие данного явления, потому что библиотекой называют также структурные подразделения учреждений, предприятий и организаций, личные собрания граждан. В конце ХХ века появились высказывания специалистов о том, что библиотека как учреждение - это частный случай библиотеки, причем количественно эта часть наименьшая. Ведь библиотекой является не только отдельное учреждение, но и комплекс таких учреждений, и его часть, и личное собрание документов, и структурное подразделение организаций, предприятий, учреждений.

Библиотека - социальный институт

В последние десятилетия ХХ века ряд исследователей (М. И. Акилина, Н. В. Жадько, С. В. Красовский, В. П. Леонов, Р. С. Мотульский, Е. Т. Селиверстова, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, В. Р. Фирсов и др.) стали рассматривать библиотеку как социальный институт. Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт. Понятие "библиотека - социальный институт" подразумевает не отдельную библиотеку, а комплекс положений, реализуемых в множестве библиотек разных типов и видов, функционирующих в разных странах и в разное время, в том числе как в качестве отдельных учреждений, так и структурных подразделений предприятий, организаций и учреждений или личных собраний.

Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.

Предоставляя своим пользователям информацию, необходимую для осуществления разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует развитию промышленного производства, росту материального благосостояния общества. Информационные ресурсы библиотек содействуют развитию философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека регулирует действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений.

Кумулируя в своих фондах информацию обо всех достижениях общества, библиотека обеспечивает поступательное развитие общества, является тем страховым поясом, который во время техногенных аварий и социальных потрясениях позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности и через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Таким образом, библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

Концентрация в библиотеке информационных ресурсов по разным направлениям и видам деятельности дает возможность человеку обращаться к ее услугам на протяжении всей жизни - во время учебы в школе и других учебных заведениях, в процессе профессиональной деятельности, повышения свой квалификации, воспитания и обучения детей, повседневной деятельности, в развитии и совершенствовании своих увлечений, отдыха и свободного времяпрепровождения. Содействуя этим видам деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

Располагая разными по направленности информационными ресурсами, библиотека в их числе содержит документы, хранящие эталоны ценностей общества, сформировавшихся на определенных этапах его развития. На базе информации, зафиксированной в таких документах, формируется система ценностей общества в целом и отдельной личности в частности, осуществляется социальный контроль.

Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:

создание возможностей членам общества удовлетворять свои потребности и интересы;

регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений;

обеспечение устойчивости общественной жизни;

содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;

осуществления социального контроля.

Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную систему. Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности, которые сформировались в санкционированную систему. В каждой стране такая система складывается в зависимости от особенностей политической системы, национальных традиций и норм и ряда других факторов.

Основу системы правовых и социальных норм, регламентирующих деятельность библиотек Беларуси, составляют закон Республики Беларусь "О библиотечном деле", а также законы "О культуре", "Об охране историко-культурного наследия", "Об информатизации" и др. на их основе формируется система подзаконных актов, наиболее значимые из которых собраны в специальных сборниках. В республике также начала складываться система национальных стандартов в области библиотечного дела.

Библиотека располагает правовыми и социальными нормами, что дает основание утверждать, что библиотека это социальный институт. Однако ученые не пришли к единому мнению какой это социальный институт.

В настоящее время утвердилось два подхода к рассмотрению сущности библиотеки как социального института: информационный и культурологический.

Библиотека является одним из элементов системы создания и распространения информации в обществе, и как хранитель, и распространитель документов, посредник между документом и потребителем непосредственно участвует в процессе удовлетворения информационных потребностей и создания индивидом новой информации. Библиотека выступает также в роли коллективного автора, создавая библиографическую, аналитическую, реферативную и другие виды информации, которые впоследствии оформляются в такие виды документов, как каталоги, картотеки, электронные базы данных, самостоятельные издания - журналы, сборники, монографии, что позволяет с полным основанием классифицировать библиотеку как информационный социальный институт.

Если же под культурой понимать совокупность достижений человечества, т.е. все, что создано человечеством, то информации, хранящаяся в библиотеке и отражающая всю деятельность человечества, является отражением его культуры. Поэтому библиотека как результат деятельности человека и как хранитель информации о результатах его деятельности выступает культурным социальным институтом.

При таком подходе применительно к библиотеке понятия "культура" и "информация" представляются синонимичными: культура - все, что создано человеком, а информация - отражение всего, что создано человеком. В связи с этим дискуссия о том, каким социальным институтом является библиотека - культурным или информационным. Теряет свой смысл. Учитывая этот факт, а также исходя их того, что библиотека включена в разные подсистемы общества, ее необходимо рассматривать как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты.

Носители информации

Основным предназначением библиотеки является удовлетворение информационных потребностей пользователей. Данная цель деятельности достигается посредством сбора и распространения в пространстве и времени документов. Содержание информации, в распространение, которой посредством документов нуждается человечество, носит универсальный характер и касается разных сфер деятельности. Материальные носители, на которых фиксируется информация, имеют разные формы, которые постоянно изменяются и совершенствуются. Однако ни вид информации, ни форма документа не рассматриваются в качестве ограничения для включения в фонд библиотеки. это позволяет библиотеке как социальному институту с древних времен собирать разные по форме и содержанию документы и на их основании удовлетворять информационные потребности, связанные с развитием науки, образования, промышленности, культуры, обогащением духовных и эстетических ценностей личности и социума.

Так как любой из документов потенциально сегодня или в будущем может быть востребован кем-то их пользователей, то библиотека как социальный институт всемирного масштаба должна хранить как минимум один экземпляр всех документов независимо от места и времени их производства. Поэтому ее основными задачами выступают наиболее полное собирание и наиболее длительное хранение документов независимо от их содержания и формы и обеспечение свободного доступа пользователей к имеющимся документным ресурсам для удовлетворения их информационных потребностей. Из-за большого и все возрастающего количества документов собрать их в рамках одного учреждения до сих пор не представляется возможным. С появлением новых технических средств, позволяющие создавать электронные документы и конвертировать ранее созданные документы на других носителях в электронную форму и при помощи электронных сетей объединять электронный потенциал многих библиотек, создавая при этом беспрепятственный доступ к ним пользователей с разных точек пространства, проблема глобальной общемировой библиотеки перестала казаться столь фантастичной.

Основным критерием отбора документов в библиотечный фонд выступает их социальная значимость, которая определяется как содержанием, так и формой документа. Значимость одной и той же информации может по-разному оцениваться автором и пользователем, так как информация, зафиксированная в документе, отражает точку зрения автора как индивидуума с определенными идеологическими, нравственными и иными взглядами на жизнь. Даже во время создания документа, зафиксированная в нем информация может уже не представлять интереса для большинства предполагаемых автором пользователей или, наоборот, соответствовать потребностям значительной части общества. Со временем ее значимость может уменьшаться или увеличиваться. Так как человек в состоянии оценить значимость информации с точки зрения одного индивидуума, группы или общества в целом может оказаться полезной для иных пользователей, находящихся в иных условиях, другом обществе или другом временном измерении.

К форме документов библиотека относится весьма прагматически. Однако в отдельных документах, особенно в произведениях печати по искусству, редких и старопечатных книгах и рукописях, форма может выступать в качестве определяющей и заключать в себе более важную информацию, чем содержание. В качестве критерия значимости в данном случае выступают материальный носитель, из которого изготовлен документ, его тираж, формат, полиграфическое оформление (шрифт, химический состав красок и др.).

Таким образом, библиотека позволяет сконцентрировать в одной точке пространства информацию, зафиксированную на различных видах диахронных документов, созданных в разных местах, в разное время и разными авторами, что на много увеличило потенциальные возможности человечества по передаче информации не только современникам, но и потомкам.

Новые названия

В ХХ веке появились предложения вместо термина "библиотека" или параллельно с ним ввести в профессиональную лексику такие термины как "документотека", "медиотека", "информотека", "виртуальная библиотека". Получили распространение термины "фонотека", "видеотека", "артотека", "графотека". Их появление связано с активизацей использования определенных видов документов, технических средств или уточнением задач библиотек.

В зарубежной теории и практике последних десятилетий получил распространение термин "медиотека". Анализ публикаций создателей медиотек, специалистов, изучавших из деятельность, исследование особенностей функционирования некоторых медиотек позволяют сделать вывод о том, что они не осуществляют ни одного вида деятельности, не характерного для библиотек. И не имеют принципиальных от них отличий. Состав их фондов и направления деятельности позволяют утверждать, что медиотекой из рекламных либо других маркетинговых соображений называют лучшие современные библиотеки, которые собирают различные по форме документы и представляют их пользователям на более высоком сервисном уровне.

Фонотека, видеотека, артотека - учреждения специализирующиеся на сборе, хранении и использовании соответственно аудио - и видиодокументов, произведений изобразительного искусства. Как правило они являются структурными подразделениями библиотек или других учреждений, и их необходимо рассматривать как один из видов библиотек.

В специальной литературе последних лет обсуждается термины "цифровая библиотека", "электронная библиотека", "компьютерная библиотека", "гибридная библиотека". Наибольшее распространение получил термин "виртуальная библиотека". Анализ публикаций, посвященных виртуальным библиотекам, показывает, что большинство авторов, говоря о виртуальном документе, виртуальных ресурсах, чаще всего связывают эти понятия с использованием территориально разобщенных информационных ресурсов в режиме удаленного доступа при помощи компьютерных сетей. Документы в электронной библиотеке, также как и традиционные документы, имеют свое определенное местоположение (серверы, которые материальны и находятся по конкретному адресу).

Несмотря на разность подходов, сторонники электронных библиотек не отделяют их от традиционных. Большинство специалистов склонны рассматривать электронные библиотеки как часть реально существующих сейчас библиотек и возложить на них ответственность за решение задач по отбору полных текстов книг из Интернет, переписыванию их на свои серверы, организацию вечного хранения и обеспечение доступа читателей, настаивая на том, что нельзя допустить ситуацию, когда этим будет заниматься организация не из библиотечного мира.

Гибридная библиотека - это библиотека, которая имеет в своем фонде документы на различных носителях, расположенные в разных местах.

Но независимо от того как будут называть библиотеку и на каких документах будет храниться информация, библиотека будет существовать до тех пор, пока у человечества не отпадет потребность в хранении и передачи информации.

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой - к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Социальные институты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательной работы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые модели социального действия.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества - от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothзkз», где «biblion» означает «книга», а «thзkз» ? «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., - и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением - просвещение народа. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.

Применение феноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самом общем значении этот подход представляет собой методологическую позицию, описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственного познания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».

Анализ практики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития.1 Она имеет несколько аспектов:

содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

сохранение документированного знания как общественного достояния.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института.2

Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом - суть функционирования библиотеки как социального института».3

Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, было и остается социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, - книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.4

Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивую задачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках мемориальной функции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

Реализация мемориальной функции подчинена выполнению библиотекой коммуникативной функции. В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, «обеспечивающей создание, обработку, хранение и распространение документированных текстов общественного пользования».

Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные и знаниевые потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.

Организуя доступ к знаниям, необходимым для разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует росту материального благосостояния общества. Информационно-знаниевые ресурсы библиотек являются основой для развития философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека способствует регулированию действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений. Содействуя разным видам человеческой деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию человеческих стремлений, действий и интересов.

Организуя доступ к документам, хранящим эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотека способствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе.5 Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Современной библиотечной практикой накоплен богатый арсенал форм и методов индивидуальной работы с пользователями и удовлетворения их потребностей. Будучи специфическим социальным институтом, библиотека ориентируется на ценности каждого ее реального и потенциального пользователя, становится транслятором этих ценностей для других индивидов, социальных групп и человечества в целом.

Современная библиотека подчеркивает принцип равенства всех пользователей. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым она смягчает социальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.

Библиотека играет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общения с другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться от давления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальную функцию «третьего места», т.е. такого места, где человек чувствует себя защищенным (предполагается, что первые два таких места - дом и работа).

Современная библиотека - институт консолидации общества. Предоставляя возможности для проведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационным сетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия для виртуальных и реальных коллективных коммуникаций. Библиотека становится центром общественной жизни, «содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры».

Коммуникационная функция тесно переплетается с информационной, которая предполагает сам процесс передачи информации, т. е. процесс коммуникации. При этом понятие «коммуникация» в контексте рассмотрения институциональных качеств библиотеки служит в большей степени для определения принципов социального взаимодействия, а не способов его организации. В то же время информационная функция сопровождает все процессы, связанные с обращением к содержанию документа, пронизывает все элементы библиотечного труда, поскольку любое действие, включающее работу с документами на уровне его содержания, семантики предполагает выделение его смысла, создание преобразованной информации, метазнаний.

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает и хранит документированную информацию и знание, участвует в формировании документального потока и проводит его аналитико-синтетическую обработку, систематизирует и оценивает информационно-знаниевые ресурсы. Осуществляя систематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов.

Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации.

До недавнего времени библиотека определялась физическим пространством, которое она занимает, документными фондами, которыми она располагает, и кругом лиц, к ней причастных. Документные фонды были организованы в пространстве библиотеки таким образом, чтобы пользователь легко мог установить местоположение той или иной единицы хранения, хотя это порождало определенные неудобства, связанные с тематическими или иными принципами организации хранилищ. Исследователь должен был хорошо знать библиотеку, «привыкнуть к ней», чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными в ее сложной иерархической структуре.

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, она предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя. Для удовлетворения информационных, образовательных, культурных потребностей своих пользователей библиотека делает доступными документированные знания и информацию не только хранящиеся в ее фонде или на жестких дисках ее серверов.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Наконец, библиотека предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Виртуализация библиотеки происходит при активном развитии сетевого взаимодействия библиотек. История создания библиотечных сетей насчитывает десятилетия. В России первые сети библиотек появились еще в начале XX века. Наиболее яркими примерами библиотечных сетей являются централизованные библиотечные сети, сформированные в конце 70-х годов ХХ века на принципах административно-командного управления, и система межбиблиотечного абонемента. На принципах сетевого взаимодействия основывалась система методического руководства и внутрисистемного книгообмена, осуществлялась деятельность территориальных библиотечных объединений, межведомственных библиотечных комиссий.

Один из классиков теории сетевого библиотечного взаимодействия Дж. Бекер давал следующее определение библиотечной сети. Это - формальное объединение «...двух или нескольких библиотек для обмена информацией на основе общих стандартов и с помощью коммуникационных средств, преследующих при этом функционально взаимосвязанные цели».7

Сегодня в изменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромное количество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающих добровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерских отношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление и использование документированных знаний и общественно значимой информации.

В условиях нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.

Ей присущи такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов, фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира. Развитие когнитивной функции библиотеки - залог востребованности социального института библиотеки в обществе знаний.

Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института - института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими технологиями в системе организации и управления, т.е. способна быть сознательным субъектом социальных процессов»8.

Выполняя образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.

Без обращения к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке, искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории, обществу.

Кроме того, библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску и созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическим полем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, - полем, пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».

Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.

Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в том числе - систематизацией. С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями, «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечении преемственности мирового культурного достояния.

Как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

Традиционно присущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Библиотека через чтение способствует становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.

Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)».9 В этом выражается ее социализирующая функция.

Следует отметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в течение всего периода, пока он посещает библиотеки.

Термин «библиотека» происходит от гр.где «biblion» означает книга, а «thēkē» − хранилище. Известно, что биб-ки возникли в глубокой древности. Первоначально под биб-кой понимались лишь помещение для хранения книг. Определение биб-ки как книгохранилища сохранилось вплоть до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Была известна Александриевская биб-ка. Трансформация роли биб-ки от хранилища к образовательному учреждению осуществлялось на протяжении многовековой истории человечества. Образовательная или просветительная роль биб-ки была обусловлена тем, что длительное время в течении многих веков биб-ка существовала в органичном единстве с учебным заведением. В эпоху раннего средневековья местоположением биб-тек были в основном учреждения церкви. К 12-16 векам в Европейских биб-ах возрастает объем светских книг. С изменением духовных интересов общества расширяется круг читателей биб-ки. Это уже преподаватели и студенты, учащиеся. В эпоху возрождения в 15-17 в. с развитием буржуазной идеологии просветительная роль биб-ки усиливается. начиная с середины ХХ в. в профессиональном сознании на смену представлению о биб-ке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о биб-ке как учреждении. Такое понимание биб-ки нашло отражение в справочных, учебных и официальных изданиях. В конце 1960-х годов Ю.Н.Столяров пришел к выводу, что биб-ка − это система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов: биб фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы Роль биб-ки меняется, она теперь не просто хранит множество различных документов – главная её задача – помощь найти читателю ответ на любой интересующий его вопрос при помощи литературы. Таким образом, биб-ка возникла благодаря появлению документа, и долгое время была его собирателем и хранителем. С развитием человеческого общества к этой функции добавились иные, биб-ка превращается в социальный институт организации общественного пользования книжных богатств. Как социальный институт биб-ка создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других биб-ек и учреждений. Следовательно, биб-ке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:− создание возможностей удовлетворять свои потребности и интересы;− регулирование действий в рамках социальных отношений; − обеспечение устойчивости общественной жизни; − содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;− осуществление социального контроля.Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм. Биб-ка располагает всеми атрибутами социального института. Специфика биб-ки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Биб-ая модель культуры – док-ая модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института: 1. кумуляция – собирание и хранение док-ов и информации о них; 2. классификация – «складывание» док-ов в фонд, выступающий в качестве модели культуры; 3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах; 4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентамТаким образом, именно потребность в информации для осуществления разных видов деятельности послужила первопричиной создания биб-ки как социального института, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью ее функционирования.



Современная концепция развития библиотеки сводится к выполнению следующих функций: информационная - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается через удовлетворение информационных потребностей читателей зачет массива информации накопленного в ней. Вне исторические производные функции библиотеки включают в себя мемориальную, кумулятивную, утилитарную, коммуникативную. Кумулятивная функция проявляется в том, что с момента возникновения библиотеки собирают документальные источники информации, в каждой биб-ке осуществляется работа по кумулированию, т.е. сбору информации. Мемориальная проявляется в том, что библиотеки хранят память человечества.