Биография элиота томаса стернза. Биография элиота томаса стернза Сложность восприятия творчества Элиота

Возможно, больше, чем какая либо личность 20-ого столетия, кроме Джеймса Джойса, Т. С. Элиот доминировал в литературном мире во время воин и свершил революцию в поэтическом и критическом стиле. Публикации “Prufrock” и “Other Observations” в 1917 сравнивались с появлением в 1798 Вордсворта и Лирических Баллад Кольриджа. Оба события означали прибытие новой поэтической эры. В «Бесплодной
земле”, названная поэтом Уильямом Карлосом Уильямсом «атомной бомбой поэзии», Элиот уловил дух своего возраста, определяя его разочарование и поиск моральных и духовных ценностей, потребности новой традиции, чтобы заменить культурное бесплодие, оставленное после Первой мировой войны. Карьера Элиота показывает его попытку определить эту традицию, и если его ответы не удовлетворяют, его выявление проблемы, и его метод завоевания сложности и двусмысленности современного опыта продолжает оказывать их влияние. Как и Джойс, считавшийся основным романистом 20-ого столетия, Элиот — ведущий современный поэт, работы которого лучше всего соответствуют современности.

Элиот, который в конечном счете определил бы себя как «классициста в литературе, роялиста в политике, и англо-католициста в религии,» родился в Сент-Луисе, Миссури. Его дедушка приехал на запад, чтобы основать первую Унитарную церковь Сент-Луиса и Вашингтонский университет. Отец Элиота был преуспевающим изготовителем кирпича, и его мать была женщиной литературных кругов. Семья провела лето на побережье Массачусетса, и Элиот возвратился на Восток в колледж, закончив Гарвард только через три года. Он продолжал работать специалистом в философии, путешествуя в Европу, где он посещал лекции Анри Бергсона в Сорбонне и поступил в Оксфорд, чтобы закончить его диссертацию у философа Ф. Х. Брэдли. Элиот закончил свою диссертацию, но не получил степень, отказываясь от будущей преподавательской карьеры литератора в Англии. В 1915 Элиот женился на Вивьен Хэйг-Вуд, женщине, склонной к психическим заболеваниям, и их 17-летний брак был отмечен эмоциональным и физическим напряжением. Элиот поддерживал себя, преподавая в английской средней школе, читая лекции и сочиняя обзоры и критику, занимая должность в Банке “Lloyd’s” в течение восьми лет. Друзья, во главе с поэтом Эзрой Паундом, пытались найти средства, чтобы освободить его от работы в банке “Lloyd`s”, который был столь противен Элиоту. Ему понравилась работа, которая, несмотря на утомительную писанину, обеспечила благоприятный образ жизни, который помог ему справиться со своей хаотичной семейной жизнью. Скрупулезный и замкнутый, Элиот перенес умственное расстройство в 1921 и лечился в Лозанне, в Швейцарии. В 1922 году он издал свое значительное произведение, “Бесплодную землю”, которая ввела толпу критиков в настоящее замешательство, но создала сенсацию - особенно среди молодежи, которая расценила Элиота как олицетворение нашего времени, литературный символ, поэтическая техника которого, видение и артистическая чувствительность были глубоко влиятельными. С характерной ему застенчивостью он отказался от роли, которая в глубоком смысле слова олицетворяла целое поколение.

В 1925 году он покинул Lloyd’s, чтобы быть редактором в “Faber” и “Faber”. Там он занял должность, с которой он не расставался всю оставшуюся часть жизни. Он также стал Британским подданным и обратился к Англиканству. Свои творческие усилия он сфокусировал на драме, отойдя от поэзии. В своих произведениях, прежде всего “Убийство в Соборе” (1935), “Семейная встреча” (1939) и “Вечеринка с коктейлями” (1950), он создал новый вид поэтической драмы, воодушевленной поиском духовного смысла, столь трепетно искомого в его поэзии. Ряд критических работ Элиота оказал огромное влияние в определении литературного вкуса, подтверждая власть поэтов — метафизиков, таких как Джон Донн и воссоздавая критическую структуру для нового современного классицизма, чтобы заменить неопределенность и морализирование викторианцев. Его заключительный этап поэтической работы приходится на период между 1934 и 1943 годом и расценивается многими как самое большое художественное наследие Элиота. Стихи — размышления о могуществе памяти и частного опыта, как метода достигнуть форму превосходства, которой посвящены многие исследования Элиота.

Состояние английской поэзии во времена Элиота было в большей степени исчерпано и застарело. Новаторство романтиков, заключавшееся в личностных исследованиях, поглощалось быстрыми темпами морализированием викторианцев; новые тенденции оказались нечто большим, нежели бессмысленным позированием и набором Западных традиций, сломленных опытом Первой мировой войной. Английская поэзия была повторно поддержана ирландцем В. Б. Йейтсом и двумя американскими экспатриантами — Эзрой Паундом и Т. С. Элиотом. В центре поэтики Элиота был поиск, стремление наделить язык новыми средствами добычи современного опыта. В своем эссе «Поэты — метафизики» Элиот дает представление о своих намерениях: «Наша цивилизация характеризуется большим разнообразием и сложностью, и это разнообразие и сложность должны привести к различным и многосойным результатам. Поэт должен стать более всесторонним, более иносказательным, более уклончивым, чтобы воздействовать, чтобы при необходимости изменить смысл языка».

Чтобы придать значению меньшую сложность, Элиот применял стратегию, перенятую от французских символистов и имажистов; недоразумения и разногласия вступают в взаимосвязь с основным элементом, или как Элиот назвал «объективным коррелятом», некая конкретная деталь, которая пробуждает мысль и чувство. Первая значительная поэма Элиота, «Песня о любви Дж. Альфреда Прафрока», написанная в 1910, но не издаваемая до 1915, определила его поэтический метод и характерные проблемы, поднимаемые в произведении. Вступая в противостояние со всей вульгарностью и убогостью современной жизн, Элиот создает драматический монолог, в котором Прафрок показывает свое сознание с помощью серии потрясающих изображений отдельного разума, охваченного собственной неадекватностью. Технический прием Элиота кинематографичен: он исследовал неврозы Прафрока не с помощью анализа, а посредством изображений, которые показывают его самые глубокие страхи и его регрессивное видение себя как «пару зазубренных когтей / удирающий через дно тихих морей».

“Бесплодная земля” – это особый расширенный и углубленный подход Элиота. В центре произведения драматическая эксплуатация навыков мимикрии и фрагментации, поскольку остатки намеков и культурных ссылок связаны с целью противопоставить бесплодие современного опыта с более ранней героической традицией поддержки мифов и ценностей. Результат — симфония голосов, сцен и изображений, которые окружают центральный вопрос того, чему можно верить, когда возможность веры отсутствует. С помощью Эзры Паунда Элиот убрал большую часть связующей материи линейного рассказа и продолжил двигаться непосредственно к ряду моментов наибольшей глубины, в которой ответственностью читателя является повторно собирать «кучу прерывистых изображений» и «фрагментов, расположившихся на моих руинах» в многозначительную модель.

“Бесплодная земля” Элиота — один из центральных литературных ориентиров 20-ого столетия, фонд, на который более поздние поэты продолжили ссылаться. Как “Улисс” Джеймса Джойса, так и “Бесплодная земля” имела такое сильное влияние, что мы продолжаем ждать следующего Джойса или Элиота, чтобы прийти к следующему важному повороту в художественном сознании.


Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи. В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором. В жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален- Фурнье. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма. В 1914 году он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.Омара Хайяма1906 годуГарвардский университет ПарижеСорбоннеАнри БергсонаАлен- Фурнье1911 индийскую философиюсанскритЭзрой Паундомимажизма1914 годуМарбургАнглиюЛондонеОксфорд


Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями. В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями года Джейн Хип1917модернизма годупотерянного поколениядантовскимиаллюзиями Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую. «Поэзии не следует ни выражать эмоций своего творца, ни возбуждать их в слушателе или читателе»… Поэзия «это бегство от эмоций, не выражение личности, а бегство от личности».1920Джоне ДоннеЭндрю МарвеллаДжона Вебстера


Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал. В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.1948 годуНобелевской премии по литературеОрденом заслуг1954орденом Почётного легиона C 1952 года до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.1952 годаЛондонской библиотеки В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.1957 Умер в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.Вестминстерском аббатстве



Бесплодная земля 1922 Действие происходит в Англии после первой мировой войны. В основе поэмы лежит миф о поисках святого Грааля и легенда о бедном рыбаке. Части поэмы фрагментарны и не образуют единства. Поэма начинается с эпиграфа мифа о Сивилле. Она пожелала себе вечной жизни, забыв пожелать вечную юность: «А то ещё видал я Кумскую Сивиллу в бутылке. Дети ее спрашивали: «Сивилла, чего ты хочешь?», а она в ответ: «Хочу умереть».


I часть. Погребение мёртвого Жестокий месяц апрель заставляет природу пробуждаться от зимнего сна: цветы и деревья растут из мёртвой земли. В городе Штарнбергерзее идёт ливень. Мари с другом сидят в кафе и разговаривают. Мари рассказывает о том, как она каталась в горах на санках у кузена. Автор зовёт сына человеческого прийти туда, где мёртвое дерево не даёт тень. Он обещает показать страх горсть праха. В I части Сивилла превращается в гадалку мадам Созострис. Она сильно простужена, но, тем не менее, делает предсказание на картах пришедшему к ней человеку. Он должен умереть от воды: «Вот, говорит она, вот ваша карта утопленник, финикийский моряк... / Но я не вижу Повешенного. Ваша смерть от воды». Образ Лондона призрачного города, где прошла война. Моряк окликает знакомого Стетсона и спрашивает его о том, пророс ли мертвец, который был похоронен в саду год назад: «Процветёт ли он в этом году / Или, может, нежданный мороз поразил его ложе?». Моряк ответа не получает.



II часть. Игра в шахматы Супруги играют в шахматы в полном молчании, ожидая стука в дверь. Им не о чем говорить друг с другом. Описывается комната: аквариум без рыб, картина с изображением перевоплощения Филомелы в соловья, поруганной насильником-царём. Наконец, заходит знакомая Лил, и хозяйка советует ей, чтобы она к приходу мужа Альберта с фронта привела себя в порядок, вставила челюсть, иначе он уйдёт к другой: Лил, выдери все и сделай вставные. Он же сказал: смотреть на тебя не могу. И я не могу, говорю, подумай об Альберте, Он угробил три года в окопах, он хочет пожить, Не с тобой, так другие найдутся. Лил 31 год, она родила пятерых детей, и в последний раз была при смерти. В воскресенье Альберт возвращается.



III часть. Огненная проповедь Ночью рыбак удит с берега Темзы. Он думает о царе Тирее, обесчестившем Филомелу. Мистер Евгенидис «одноглазый купец» из гадания мадам Созострис приглашает мужчину в отель «Кеннон-стрит». В этой части поэмы Сивилла является женской ипостасью слепого прорицателя Тиресия: «Я, Тиресий, пророк, дрожащий меж полами / Слепой старик со сморщенною женской грудью. / В лиловый час я вижу, как с делами / Разделавшись, к домам влекутся люди...». Тиресий предугадывает свидание машинистки и моряка: он ласкает ее, она бесстрастно терпит его ласки. Когда моряк уходит, машинистка вздыхает с облегчением и включает граммофон. Машинистка вспоминает факты своей биографии. Она была подвергнута разврату в Ричмонде, в Мургейте, на Моргейтском пляже. Третья часть заканчивается призывом к богу освободить горящего человека от аскетизма.



IV часть. Смерть от воды Флеб финикиец умирает в воде через две недели. Его тело глодает морское течение. Автор призывает всех чтить умершего Флеба: «Вспомни о Флебе: и он был исполнен силы и красоты». V часть. Что сказал гром Последняя часть поэмы начинается с описания бесплодной земли: раскаты грома в мёртвых горах, здесь нет воды, только скалы, камни, песок под ногами, сухая трава, трещины в почве. Кто-то третий шагает рядом с двумя героями по бесплодной земле. Но они не знают его, не видят его лица. Они слышат раскаты грома в лиловом небе, видят непонятный город над горами, проходят Иерусалим, Афины, призрачный Лондон. Они видят в расщелине скал пустую часовню с разбитыми окнами и кладбищем: В этой гнилостной впадине меж горами Трава поёт при слабом свете луны Поникшим могилам возле часовни Это пустая часовня, жилище ветра, Окна разбиты, качается дверь. И только здесь растёт трава и начинается дождь. И тогда говорит гром: «Да. Что же мы дали?» кровь Иисуса Христа, «кровь задрожавшего сердца», которую никто не найдёт. Но ее ищут многие, считая кровь Иисуса ключом к жизни. Поэма заканчивается тем, что рыбак сидит у канала, удит рыбу и думает, наведёт ли он порядок в своих землях и о том, что лондонский мост рушится.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация на тему: "Проявления модернизма в литературе. Томас Стернз Элиот

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи. В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором.

5 слайд

Описание слайда:

В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях иманжинизма. В 1914 году он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.

6 слайд

Описание слайда:

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями.

7 слайд

Описание слайда:

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение - поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.

8 слайд

Описание слайда:

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую. «Поэзии не следует ни выражать эмоций своего творца, ни возбуждать их в слушателе или читателе»… Поэзия - «это бегство от эмоций, не выражение личности, а бегство от личности».

1888- 1965) - англо-амер. поэт, литературный критик и культур-философ, лауреат Нобелевской премии (1948). Эстетические взгляды Э. сложились под влиянием философии абсолютного идеализма Ф. Брэдли, о к-рой он написал диссертацию, и традиции т. наз. «метафизической поэзии», величайший представитель к-рой - Данте, а на англ. почве были Дж. Донн и Дж. Мильтон. Согласно Э., сущность поэзии не в том, чтобы выразить неповторимую индивидуальность художника, а в том, чтобы, поднявшись над личностью, принести ее в жертву сверхличному смыслу, объединяющему настоящее с прошлым и будущим. Отсюда принципиальное неприятие Э. романтизма всех видов и вообще эстетики «самовыражения». Назначение поэта, по Э., «не возбудить, а запечатлеть нечто», а это требует видения мира, понимания сути вещей, т. е. интеллекта, но не абстрактного, а интуитивного, способного непосредственно воспринимать целое. Худож. образ призван слить воедино разрозненную фрагментарность человеческого опыта, воплотить связь пространственно отдаленных явлений, исчезнувшее и еще не возникшее увидеть в настоящем. Отсюда необходимость спрессовывать ассоциации, сливать «интеллектуальный опыт», литературные реминисценции с непосредственными впечатлениями. Возникающий из этого слияния моментальный снимок повседневности внезапно открывает, по мысли Э., глубину, и в оболочке современности являет свой лик история. Все эти идеи получили воплощение в худож. творчестве Э. Ему удалось создать образы-символы большой впечатляющей силы, к-рые обозначены в самом названии его лучших поэм - «Бесплодная земля» (1922), «Полые люди» (1925). Это поэмы уходящего мира, гибнущей цивилизации. В поздней поэзии Э. на передний план выходят религиозные мотивы («Пепельная среда», 1930; «Четыре квартета», 1943), придающие его худож. произв. оттенок абстрактной назидательности, без к-рого, впрочем, «метафизическая поэзия» вообще вряд ли может обойтись. Зато в этих произв. яснее проступает их мифологическая структура, выражающая особенности эстетического кредо Э. Эту структуру Э. обнаружил в романе «Улисс» ирландского писателя - представителя авангардизма Дж. Джойса сразу по выходе его в свет. В «Четырех квартетах» в основу конструкции положен миф вечного возвращения, космического круговорота бытия (одна из центральных идей Ницше), но в христианской интерпретации, позволяющей увидеть в круговращении рождений и смертей «спираль» духовного освобождения. Так ощущение безысходности, порождаемое «Бесплодной землей», трансформируется у Э. в мистическую идею спасения, к-рая, несмотря.на все усилия поэта, остается философским постулатом, не претворенным в образную ткань иск-ва. Бросая вызов времени, Э. объявил себя «англокатоликом и роялистом», ибо поэзия спасения уместна только в «христианском сообществе», в его традиционной политической форме. Эстетика Э., теоретически представленная в статье «Традиция и инди видуальный талант» (1919) и в сборниках критических статей «Дань Джону Драйдену» (1924), «За Ланцелота Эн-дрюса» (1928), «Данте» (1929) и др., перерастает в глубоко консервативную социальную утопию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Элиот, Томас Стернз

(1888-1965) ? амер. поэт, драматург, лит. критик, философ, публицист. Лауреат Нобелевской премии (1948). Награжден брит. орденом “За заслуги”. Почетный д-р Оксфорд., Кембридж., Рим. ун-тов. Президент Лондон. б-ки (1952-65). Учился в Гарварде (1906-09). В 1910 слушал лекции Бергсона в Сорбонне. В 1911 преподавал в Гарварде философию, работал над магистерской дис. “Познание и опыт в философии Ф.Г. Брэдли”, изучал санскрит, пали, буддизм. При посредничестве Э. Паунда, с к-рым познакомился в 1914, Э. дебютировал как поэт в чикаг. журнале “Поэзия” (“Poetry”) в июне 1915 - стихотворением “Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока”. С 1925 возглавил изд-во “Фейбер энд Гвайер” (позднее “Фейбер энд Фейбер”), субсидировавшее издание его малотиражного, но очень влият. лит. и общественно-полит. журнала “Крайтерион” (“Criterion”, 1922-39), где печатались наиболее значит. зап.-европ. и амер. авторы. В 1917 опубл. сб. “Пруфрок и другие наблюдения”, в 1919 - “Стихотворения”, в 1920 - сб. литературно-критич. эссе “Священный лес”. Известность принесла ему поэма “Бесплодная земля” (1922), где тема бесплодия совр. цивилизации дается сквозь призму мифов о плодородии и легенды о поиске святого Грааля. Э. - автор поэм “Полые люди” (1925), “Страстная среда” (1930), “Четыре квартета” (1943). Их сквозные мотивы - хаос и жестокость совр. цивилизации, поиск смысла жизни, спасение души. 1927 - поворотный год в жизни Э.: он стал брит. подданным, перешел из традиц. в его семье унитарианства в англиканство. Философы, к-рых он ценил - Ф.Г. Брэдли, Т.Э. Хьюм, Ш. Моррас, И. Бэббит - не дали ему искомой опоры во “вращающемся мире”. В предисловии к кн. “В защиту Ланселота Эндрюза” (1928) он назвал себя “классицистом в лит-ре, роялистом в политике, англокатоликом в религии”. Отныне свою деятельность Э. подчинил решению этич. проблем, проповеди христ. идеалов. Пытался возродить жанр поэтич. драмы шекспировских времен, в к-рой видел идеал искусства, имевшего отклик у зрителей разных социальных слоев и культурных уровней. Культуре индивидуализма творч. свободы Э. противопоставил “классич.” принцип - подчинение личного надличностному, ориентацию на традицию. Его “великая традиция” - Данте, поздние елизаветинцы (Шекспир, Уэбстер, Дж. Форд), поэты-метафизики - Джон Донн, Дж. Герберт, Р. Крэшо и др., “барочный классицист” Джон Драйден. Свой взгляд на природу лит. процесса и традиции, в основе к-рого понимание времени в духе философии Бергсона и Ф.Г. Брэдли, Э. обосновал в программном эссе “Традиция и индивидуальный талант” (1919): искусство и лит-ра не прогрессируют, меняется лишь их материал; вся европ. лит-ра, начиная с Гомера, а в ней любая нац. лит-ра, “имеет одновременное существование и образует одновременный ряд”, меняющийся с появлением нового произведения. Поэты и критики, ощущающие это, обладают “подлинным чувством истории”, воспринимают лит-ру и во времени, и как нечто устойчивое вне времени. Изложив основы своей лит. теории (многие ее положения близки рус. акмеистам, “формальной школе”) в сб. “Священный лес”, он развил и иллюстрировал ее в сборниках 30-х гг. (“Избранные эссе”, 1932, и др.); в них много ценных наблюдений о природе поэзии, языка, критики, но они обретают полноту смысла лишь в связи с Э.-поэтом-критиком 20-х гг., когда он был одним из основоположников “эстетич. критики” и его лит.-крит. деятельность была направлена на преодоление традиц. англ. эмпиризма в лит-ведении. Социальную теорию Э. разработал на основе христ. принципов, ориентируясь на европ. интеграцию. “Чтобы хаос современности превратился в порядок, - писал он в работе “Классика и литератор”, - люди должны оценить необходимость культурного единства в разнообразии Европы; понять, что новое целое может вырасти только из старых корней: христ. веры и классич. языков - общего наследия Европы”. Тема культурного единства Европы, органично возникающего на греко-рим. и христ. основе, центральна для Э., как и ностальгия по цельной духовной культуре ср. веков, когда человек, религия, культура, искусство исходили из единой католич. системы ценностей, веры в божеств. авторитет. Э. не призывал вернуться к средневековью, не романтизировал его, но находил в нем комплекс этич. и социальных идей, пригодных для оздоровления зап. цивилизации. Начало Второй мир. войны продемонстрировало ему безнадежность его программы сохранения цельности европ. культуры, он прекратил издание своего, ориентированного на европ. форум журнала. Тем не менее, по-прежнему верил в то, что спасение человека - в сохранении традиции, прежде всего духовной, религ. и культурной. Свою т.зр. развил в работах “Заметки к определению понятия “культура” (1948) и “Задачи образования” (1950). Понятие “культура” Э. рассматривал в трех планах: как уровень развития человека, социальной группы и об-ва в целом, считая основополагающей в этой триаде культуру об-ва, в к-ром в любые времена сосуществуют разл. уровни, и появление или исчезновение социальных групп высокого уровня воздействует на все об-во. Ни одна культура не развивается вне религии, ибо в сущности своей культура - воплощение, инкарнация религии народа, как и весь уклад его жизни - воплощение одновременно его религии и культуры. Э. вошел в историю лит-ры и культуры 20 в. как реформатор англоязычной поэзии и лит. критики, законодатель лит. вкусов, создатель новых форм поэтич. выражения, адекватных мироощущению “городского человека” 20 в., утратившего романтич. иллюзии прошлого, пережившего трагедию войны; как автор оригинальной теории поэзии, концепции традиции и культуры, как один из наиболее значит. моралистов. На новом историко-лит. этапе он пересмотрел лит.-крит. концепции романтизма, перенес внимание с субъекта творчества на его объект - худож. произведение (“имперсональная теория поэзии”), переоценил роль личности в поэзии, исследовал природу творч. процесса, расширил взгляд на материал поэзии, потребовал согласования эмоц. начала с объективным изображением конкр. психол. ситуации в произведении (принцип “объективного коррелята”), обосновал положение о целостности многовекового лит. процесса, о сочетании традиции и творч. индивидуальности в нем (“теория традиции”); о неприкосновенности слова, рождаемого вдохновением, противопоставил жесткую осмысленность в подходе к нему, рассматривал язык как “транспорт традиции” и верил в то, что поэт, способный обогатить свой язык, т.е. сохранить его, расширить его возможности, влияет на мироощущение людей, ибо каждый шаг живого развития языка означает шаг в развитии мироощущения человека. “Веком Элиота” называют в англоязычном лит.-ведении и культуроведении период 1910-30, иногда 1914-64. Соч. : After Strange Gods: a Primer of Modem Heresy. L., 1934; The Complete Poems and Plays. L., 1969; Selected Prosa / Ed. with an introd. by Kermode F. L., 1980; The Letters of T.S. Eliot. V. 1: 1898-1922. L., 1988. Лит. : Galiup D. A Bibliographical Check-list of the Writings of T.S. Eliot. New Haven, 1947; Martin M. A Half-century of Eliot Criticism: An Annotated Bibliography of Books and Articles in English, 1916-65. L, 1972; Ackroyd P. T.S. Eliot. L., 1984. Т.Н. Красавченко. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

«Двоякая задача Элиота заключалась в том, – чтобы найти истолкование своей эпохи, держа, как учил величайший из поэтов, Зеркало лицом к Природе, и вместе с тем следовать образцам истинного совершенства» . М. Брэдбрук Жизнь и Творчество «Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать» . Т. Элиот

Биография 1888 - Родился в богатой семье (США) и получил прекрасное образование; 1906 - поступил в Гарвардский университет, который окончил за 3 года вместо 4; Печатать свои стихи начал в журнале "Харвард адвокет", в котором стал работать редактором; 1910 – 1911 - жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам; 1911 - вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит;

Биография и творчество Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом; американский поэт, один из основоположников англоязычной модернистской литературы, издатель и редактор;

Биография и творчесвто 1914 - переселился в Европу; С началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы;

Биография и творчесвто 1915 - женился на Вивьен Хейвуд; 1916 год - издаётся в литературном американском журнале «Литтл ревю» ;

Биография 1917 - Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» ; «Надо думать, будет время Дыму желтому по улице ползти И тереться шерстью о стекло; Будет время, будет время Подготовиться к тому, чтобы без дрожи Встретить тех, кого встречаешь по пути; И время убивать и вдохновляться, И время всем трудам и дням всерьез Перед тобой поставить и, играя, В твою тарелку уронить вопрос, И время мнить, и время сомневаться, И время боязливо примеряться К бутерброду с чашкой чая. » Перевод В. Топорова

Биография и творчество 1919 - вышел его сборник "Стихи «; 1922 - опубликовал свое самое значительное произведение - поэму «Бесплодная земля» ;

Биография и творчество Призрачный город, Толпы в буром тумане зимней зари, Лондонский мост на веку повидал столь многих, Никогда не думал, что смерть унесла столь многих. В воздухе выдохи, краткие, редкие, Каждый под ноги смотрит, спешит В гору и вниз по Кинг-Уильям-стрит Туда, где Сент-Мери Вулнот часы отбивает С мертвым звуком на девятом ударе. Там в толпе я окликнул знакомого: "Стетсон! Стой, ты был на моем корабле при Милах! Мертвый, зарытый в твоем саду год назад, Пророс ли он? Процветет ли он в этом году Или, может, нежданный мороз поразил его ложе? И да будет Пес подальше оттуда, он друг человека И может когтями вырыть его из земли!

Биография и творчество 1927 - обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. 1930 - «Пепельная среда» ;

Биография и творчество Ибо знаю, что время всегда есть время И что место всегда и одно лишь место И что сущим присуще одно их время И одно их место Я довольствуюсь крохами теми Что даны мне, и в них обретаю веселость Оттого отвергаю блаженный лик Оттого отвергаю голос Ибо я не надеюсь вернуться опять Веселюсь, ибо сам себе должен такое создать Что приносит веселость