Царица Ирина Годунова: биография, интересные факты. Царица Ирина Годунова: биография, интересные факты Дети федора иоанновича и ирины годуновой

Царица Ирина Фёдоровна была супругой царя Фёдора I Ивановича, сына Ивана Грозного, и сестрой Бориса Годунова. Будущая царица родилась предположительно в 1557 году в семье небогатого вяземского дворянина Фёдора Ивановича, потомка костромских бояр. Когда его жена Стефанида Ивановна после смерти мужа приняла постриг с именем Снандулия, то осиротевших Ирину и её брата Бориса взял к себе дядя, Дмитрий Иванович Годунов, служивший при дворе Ивана Грозного в высоком чине главы Постельного приказа. 1 Дмитрий Иванович был человек образованный, страстный книгочей, имевший обширную библиотеку. Будучи бездетным, много внимания уделил образованию племянников. Благодаря дяде Ирина рано попала в среду Государева двора.

В 1575 году по воле царя Ивана Грозного «прекрасная молодая девица» Ирина Годунова была публично объявлена невестой царевича Федора. Девушка славилась не только красотой, но и умом; любила читать, выказывала успехи в математике. Без традиционного царского смотра невест состоялся брак 17-летнего царевича Фёдора Ивановича с Ириной Годуновой. Брак оказался счастливым: супруги Федор и Ирина относились друг к другу с любовью и уважением.

Федор Иванович вступил на престол 18 марта 1584 года в возрасте 27 лет. Его 14-летнее правление считается одним из самых благополучных и спокойных периодов русской истории, в чём немалая заслуга брата и сестры Годуновых. Новый царь был полной противоположностью своему грозному отцу: робкий от природы, простодушный, добрый и богобоязненный, Федор Иванович известен так же, как «Федор Блаженный». Он был, по словам дьяка Тимофеева, «естеством кроток и мног в милостех ко всем, и непорочен... паче же всего любя благочестие и благолепие церковное». Представление некоторых историков о «слабоумии» этого праведного государя - всего лишь миф. Он, действительно, не был подготовлен к государственному управлению и мало разбирался в земных делах, но Господь, видя его духовно-нравственный образ жизни, его постоянные усердные молитвы об отечестве, т.е. непрестанное духовное служение России, даровал стране период счастливой, сытой и мирной жизни. Царь Небесный помогал его сподвижникам успешно вести государственные дела, и среди них первое место занимал талантливый управленец Борис Годунов, его шурин. Многочисленный клан Годуновых, занявший после воцарения Федора видные государственные посты, помог царице Ирине стать значимой фигурой в общественно-политической жизни того времени.

В средневековой Руси супруги великих князей и царей жили в теремах за высокими заборами, удаленные от людского глаза; их интересы ограничивались кругом семьи, выходами в церковь и поездками на богомолье. Ирина стала единственной царицей, получившей в свои руки власть на Руси. Специально для нее была изменена церемония венчания на царство: у открытого окна одной из палат дворца был установлен трон, на котором восседала новая государыня в богатом наряде и короне. При виде её народ кричал: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» Вслед за митрополитом Дионисием она обратилась к новому царю с поздравительной речью. Примечательно, что до неё никто из цариц публичных речей не произносил. В конце церемонии она вместе с супругом участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах.

Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской Думы, куда ранее царицам вход был закрыт. У неё был полк личных телохранителей. В своих покоях царица Ирина принимала духовенство, иностранных послов и боярских жен. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Фёдора стоит и подпись царицы Ирины. Она переписывалась с английской королевой Елизаветой I Тюдор, с Тинатин, супругой кахетинского царя Александра II. Заботясь об утверждении авторитета Русской церкви, царица переписывалась с Александрийским Патриархом, которому от её имени отправлялись грамоты и щедрые дары. В ответ в июле 1591 года Патриарх прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и роскошный царский венец.

Царица Ирина и её державный супруг приложили немало усилий, добиваясь осуществления давней мечты Русской Церкви - учреждения на Руси патриаршей кафедры, которая сравняла бы Первосвятителя Русской церкви с вселенскими восточными патриархами. В январе 1589 года произошло это знаменательное событие. Прибывший в Москву Константинопольский патриарх Иеремия утвердил в России патриаршую кафедру и поставил Патриархом митрополита Иова. После торжественной церемонии рукоположения Иова оба Патриарха, Иеремия и Иов, последовали в царицыну Золотую палату. Епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию, писал об этом событии: «Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив её молитвенно большим крестом, воззвал: «Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!» Ирина выступила с ответной речью - «прекрасной и складной», по отзыву епископа Арсения. Его поразил и великолепный наряд русской царицы: «Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей».

Благоверная царица регулярно посещала службы в храмах и практически каждую неделю вместе с венценосным супругом ездила на богомолье в один из близлежащих монастырей. Каждый год в сопровождении четырех тысяч телохранителей она шла пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру поклониться преп.Сергию. Делала она щедрые пожертвования на храмовые нужды и в монастыри жертвовала немалые средства.

Царь самозабвенно любил и ценил свою супругу. Он много времени проводил в её обществе. Каждое утро посылал к царице спросить, хорошо ли она почивала, а через некоторое время сам шел здороваться с ней; затем они вместе шли в церковь к заутрене. До обеда Федор Иванович занимался государственными делами. Отдохнув после обеда, царь до ужина проводил время с женой, развлекаясь представлениями скоморохов и шутов. Супруги были неразлучны. Так, например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-93гг. Ирина сопровождала мужа до Новгорода и там ждала его возвращения из «Немецкой земли». Царь прислушивался к её советам, а потому влияние Ирины на государственную жизнь было велико.

В русской исторической традиции укрепилось мнение, что государыня Ирина была мудрой, образованной и благочестивой. По словам историка Н.В. Татищева, Ирина «была человек острого ума и великих добродетелей». Современники именовали её «великой государыней», «всечестной и предоброй», «христолюбивой» царицей. Единственное, что печалило молодых супругов, - отсутствие детей. Это была подлинная трагедия в жизни царской четы, ибо от чадородия царицы зависела не только судьба династии, но и само существование Московского царства. Еще при жизни Иван Грозный требовал, чтобы царевич Федор после трех лет бесплодного брака заключил Ирину в монастырь и взял себе другую жену. Но кроткий Федор, рискуя навлечь на себя гнев деспотичного отца, твердо ответил царю: «Оставь ее со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо я не желаю ее покинуть». «Слабовольный» Федор проявил мужество и защитил свой брак. И вот в 1585 году Ирине снова грозил развод: против нее возник заговор бояр. Заговорщики во главе с князьями Шуйскими просили царя, чтобы он разошелся с бездетной супругой, сослал её в монастырь и вступил в новый брак «царского ради чадородия». Но царь Федор развестись отказался. Он был так сильно привязан к своей «Аринушке», что даже отсутствие детей не могло заставить его разлучиться с ней. К тому же, как христианин Федор Иванович считал расторжение брака недопустимым: «...Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6). В результате заговор провалился, заговорщики были высланы из Москвы.

Супруга монарха несколько раз беременела, но выносить смогла только единственную дочь - царевну Феодосию (1592г.). Летопись сообщает о ликовании, охватившем тогда столицу: «Родися у государя благочестивая царевна Феодосия Федоровна, и бысть радость на Москве велия...». Как писал Н.М. Карамзин, на радостях по случаю рождения дочери царь Фёдор «простил всех ссыльных, самых важных преступников, осужденных на смерть; велел отворить темницы и выпустить узников; наделил монастыри богатою милостынею и послал множество серебра духовенству в Палестину». Однако радость была недолгой: малютка-царевна умерла 25 января 1594 года, не прожив и двух лет.

В декабре 1597 года сорокалетний Федор Иванович заболел и 7 (20) января 1598 года скончался. Убитая горем, Ирина шла за гробом, «скорбью великой охваченная, с кровавой пеной на губах от судорожных стенаний и всхлипываний». Согласно Карамзину, перед смертью «Федор вручал Державу Ирине, а душу свою приказывал великому Святителю Иову...» По другой версии, прощаясь наедине с Ириной, царь, опасаясь боярских козней, не велел ей царствовать, а велел уйти в монастырь. Царица решила исполнить завет мужа.

Между тем, опасаясь бедствий междуцарствия, Патриарх Иов вместе с боярами присягнул на верность новой государыне Ирине. Крест целовал вдовствующей царице и народ. 8 января 1598 года, в день похорон Федора Ивановича, царица одним из первых своих указов объявила амнистию по всему государству; из тюрем были выпущены «тюремные сидельцы». В этот день вдова «повеле патриарху и всему освященному собору давати милостыню доволну; такоже и нищих безчисленно множество собрав, насытив доволна...» Щедрые поминальные вклады Ирины в монастыри составили огромную по тем временам сумму в 3 тысячи рублей.

Ирина Фёдоровна на 9-ый дней после смерти мужа объявила о своем решении уйти в монастырь. По просьбе Патриарха Иова она согласилась оставаться правительницей только до тех пор, пока не будет избран новый царь. Народ же желал видеть на престоле вдовствующую царицу. В день её отречения собравшаяся в Кремле толпа слёзно просила вдову остаться на царстве. Ирина вышла на Красное крыльцо и прилюдно объявила о своем решении оставить трон. 15(25) января царица Ирина удалилась в Новодевичий монастырь и в тот же день приняла постриг, став инокиней Александрой. Однако правительственные грамоты продолжали издаваться от имени законной «государыни царицы и великой княгини Александры Федоровны». Даже в начале марта на её имя писались челобитные. Вплоть до избрания царем Бориса более месяца - с 16 января по 21 февраля 1598 года - инокиня Александра была законной правительницей Московского царства. А 17 февраля 1598 года Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Участники Собора трижды просили Бориса согласиться на принятие престола, для чего в Новодевичий монастырь, где в то время находились царица-инокиня и Борис Годунов, были устроены шествия с московскими святынями. В конце концов, 21 февраля Борис Годунов согласился взойти на трон, и тогда Ирина благословила брата на царство.

В Новодевичьем монастыре она в течение 5 лет вела постническую и затворническую жизнь. Благодаря заботам брата-царя имела особую келью с пристроенной к ней церковью. Но холодные каменные кельи и аскетизм монашеского бытия не способствовали укреплению слабого здоровья инокини. Скончалась первая единоличная государыня-царица 29 октября 1603 года на 46-ом году жизни. Была погребена в белокаменном саркофаге в Вознесенском монастыре московского Кремля.

В 1929 году захоронение было перенесено в подземную палату Архангельского собора. Повторное вскрытие захоронения Годуновой, в котором участвовала большая группа ученых, было произведено в 2001 году. Исследование показало, что какое-то заболевание царицы, возможно наследственное, привело к патологии костных тканей, которая повлияла на способность вынашивать детей. Внешний облик Ирины Годуновой восстановлен экспертом-криминалистом С.А. Никитиным по её черепу. Имена царицы и её супруга увековечены в памятной надписи на Царь-пушке, отлитой в 1586 году.

Царь Федор Иванович канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский». В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица «Ирина во иночестве Александра». Благодаря взаимной привязанности супругов - «святоцаря» Федора Ивановича и его «христолюбивой супружницы» Ирины, в литературе XVII века они уподоблялись св. Муромским князьям Петру и Февронии.

Мать: Степанида Ивановна Супруг: Фёдор I Иоаннович Дети: Феодосия Фёдоровна

Царица Ирина Фёдоровна , урождённая Годунова , в иночестве Александра ( (?) - 29 октября ) - сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича , номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года.

Биография

О дате и месте её рождения сведений нет. Она была взята в царские палаты в возрасте семи лет и воспитывалась там до брака . Вероятно, во дворец Ирина попала в 1571 году, когда её дядя Дмитрий Иванович Годунов был пожалован в думу в чине постельничего. До совершеннолетия Ирина воспитывалась в царских покоях вместе с братом Борисом, находившимся «при его царьских пресветлых очах всегда безотступно по тому же не в совершенном возрасте, и от премудрого его царьского разума царственным чином и достоянию навык» .

«Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив её молитвенно большим крестом, воззвал: Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!»

Гостей потряс богатый наряд царицы. Арсений отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: «И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». После обмена речами боярин Дмитрий Иванович Годунов передал обоим патриархам подарки от царицы - каждомy по серебряному кубку и бархату чёрному, по две камки, по две объяри и по два атласа, по сороку соболей и по 100 рублей денег. Вручая дары, он сказал патриарху: «Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский! Се тебе милостивое жалованье царское, да молишь усердно Господа за великую государыню царицу и великую княгиню Ирину и за многолетие великого государя и о их чадородии». Патриарх благословил царицу и помолился о даровании ей «царского наследия плода». Когда завершилась церемония вручения даров и другим участникам приёма (в том числе и епископу Арсению), царица, «печальная о своем неплодии», вновь обратилась к патриарху и сопровождавшему его духовенству с просьбой усерднее молиться о даровании ей и царству наследника. Государь Фёдор І Иванович и царица Ирина проводили патриархов до дверей Золотой палаты, приняли от них ещё благословение .

Промахи Бориса Годунова

В начале 1585 года Годунов направил нескольких доверенных лиц в Вену. Переговоры с венским двором были окружены строжайшей тайной. «Не рассчитывая на то, что Ирина Годунова сохранит трон после смерти мужа, Борис тайно предложил Вене обсудить вопрос о заключении брака между нею и австрийским принцем и о последующем возведении принца на московский трон. Правитель не видел иных способов удержать власть. Но затеянное им сватовство завершилось неслыханным скандалом. Царь Фёдор І выздоровел, а переговоры получили огласку». Это чрезвычайно подкосило положение Бориса, однако он сумел выпутаться из этой ситуации .

Заговор

Хотя позиции Ирины при дворе были чрезвычайно сильны, неудачи Бориса предоставили его недоброжелателям возможность сместить его лучшую помощницу. В 1587 году против Ирины возник боярский заговор.

В 1590 году, Ирина, пока её супруг воевал со шведами, находилась в Новгороде.

Наконец, 29 мая 1592 года родилась их единственная дочь Феодосия Фёдоровна , однако вскоре скончалась. Во время её рождения среди народа ходили слухи, что на самом деле у Фёдора родился сын, но его подменил девочкой незнатных родителей Борис Годунов . Благодаря этому во время Смуты возникло много самозванцев, выдававших себя за сына царя Фёдора.

Вдова

После смерти Фёдора І бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине. Этим путём они собирались воспрепятствовать вступлению на трон Бориса Годунова. «Преданный Борису Иов разослал по всем епархиям приказ целовать крест царице. Обнародованный в церквах пространный текст присяги вызвал общее недоумение. Подданных заставили принести клятву на верность патриарху Иову и православной вере, царице Ирине, правителю Борису и его детям. Под видом присяги церкви и царице правитель фактически потребовал присяги себе и своему наследнику (…) Испокон веку в православных церквах пели „многие лета царям и митрополитам“. Патриарх Иов не постеснялся нарушить традицию и ввел богослужение в честь вдовы Фёдора. Летописцы сочли такое новшество неслыханным. „Первое богомолие (было) за неё, государыню,- записал один из них,- а преж того ни за которых цариц и великих княгинь бога не молили ни в охтеньях, ни в многолетье“. Иов старался утвердить взгляд на Ирину как на законную носительницу самодержавной власти. Но ревнители благочестия, и среди них дьяк Иван Тимофеев, заклеймили его старания, как „бесстыдство“ и „нападение на святую церковь“» .

Однако самостоятельное правление царицы не заладилось с первых дней. Уже через неделю после кончины мужа она объявила о решении постричься. В день её отречения в Кремле собрался народ. Официальные источники позже писали, будто толпа, переполненная верноподданническими чувствами, слезно просила вдову остаться на царстве. Реально настроения народа внушали тревогу властям. Голландец Исаак Масса подчеркивал, что отречение Годуновой носило вынужденный характер: «Простой народ, всегда в этой стране готовый к волнению, во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу». «Дабы избежать великого несчастья и возмущения», Ирина вышла на Красное крыльцо и объявила о намерении постричься. Австриец Михаил Шиль пишет, что взяв слово после сестры, Борис заявил, что берет на себя управление государством, а князья и бояре будут ему помощниками .

Монахиня

На 9-й день после смерти мужа, 15 января, Ирина удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя инокини Александры - и таким образом освободив дорогу брату: «…Ирина Фёдоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Фёдора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь» . (Вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». )

«С погребения не ходя во свои царские хоромы, повеле себя <…> отвести простым обычаем в пречестный монастырь <…> еже зовется Новый девич монастырь», где её постригли и нарекли «во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келий своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше».

Перед выборами нового царя шествие просителей от населения отправилось к Новодевичьему монастырю, где находился Борис, сопровождавший Ирину; где «правильно сагитированная» толпа убеждала его принять корону, он же капризничал. Перед выборами «Ирина вела агитацию за брата среди духовенства, бояр, купечества, простого люда. Есть свидетельства о том, что Годуновы нередко прибегали к подкупу. Так, по данным П. Петрея, Ирина „хорошо помнила, что куда подается большинство, туда потянутся и остальные… Большими подарками она тайно склонила полковников и капитанов, чтобы они уговорили подчинённых себе воинов подавать голоса в пользу брата“»

Ирина благословила брата на царство 21 февраля 1598 г. Земский собор 17 (27) февраля 1598 года избрал Бориса.

Остатки погребального инвентаря из саркофага, относятся к монашескому облачению, как и фрагменты чёрной шерстяной схимы. На головной убор царицы был нашит широкий равноконечный крест из тесьмы, который хорошо сохранился. В саркофаге обнаружили осколки стеклянного сосуда, основную часть которого вынули из гроба ещё в 1929 году .

Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проведено в 2001 году. В нём участвовала большая группа исследователей. «Состояние скелета царицы - одного из важнейших объектов исследования - оказалось удовлетворительным. Его изучение антропологом Д. Пежемским (НИИ и Музей антропологии МГУ) и гистологом В. Сычевым (Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы) показало, что какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой ещё не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжёлые условия жизни в монастыре - холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей» .

Восстановление по черепу её внешнего облика выполнено московским экспертом-криминалистом С. А. Никитиным . (Монашеский головной убор воспроизведён по миниатюрам Лицевого летописного свода XVI века) .

«Удалось провести рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) кусочка её мозга, обнаруженного в черепе при подготовке к реконструкции портрета (исследователь - кандидат химических наук E. И. Александровская). Анализ установил повышенное содержание в мозге царицы (по сравнению со средним, фоновым, наблюдаемым в наше время) некоторых металлов - железа, меди, свинца и минералов - ртути, мышьяка (…) Из наиболее вредных веществ особенно повышено содержание свинца (в 80 раз), ртути (в 10 раз) и мышьяка (в 4 раза). Объяснить это можно, скорее всего, тем, что Ирине Годуновой приходилось длительно лечиться мазями - ртутными, свинцовыми и другими. Такой вывод подтверждает и рентгено-флюоресцентный анализ костной ткани из погребения царицы Ирины» .

Отношения с Церковью

Владения

Легенда

Существует легенда, что основанный в 1589 г. город Царицын , Фёдор Иоаннович назвал в честь своей любимой жены-царицы.

Напишите отзыв о статье "Годунова, Ирина Фёдоровна"

Литература

  • Маясова Н. А. . Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // Материалы и исследования / Гос. музеи Моск. Кремля. - М., 1976. - 2. - С. 39-61. ()
  • Солодкин Я. Г. Царица Ирина (Александра) Федоровна // Вопросы истории. - 2013. - № 12. - С. 133-139.

Комментарии

Примечания

Отрывок, характеризующий Годунова, Ирина Фёдоровна

пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.
Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему.
– C"est pour me dire que je n"ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n"est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.]
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.
Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.
Через минуту толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом, перекачиваясь, вышла на крыльцо. Кутузов надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт.
Беготня, шепот, еще отчаянно пролетевшая тройка, и все глаза устремились на подскакивающие сани, в которых уже видны были фигуры государя и Волконского.
Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.

Ирина Федоровна Годунова, краткая биография и история правления

Годы правления 1575-1603
Годы жизни 1557-1603

С детских лет Ирина вместе со своим братом Борисом воспитывались в царском дворце. В 1575 году она стала женой царя, интересно что обошлось без традиционного смотра невест. Ее брат получил боярство, что стало новым этапом в его возвышении, которое происходило во многом из-за любви царя к жене Ирине. Она не была деятельной помощницей брату, но и не препятствовала ему ни в чем.

Противники Бориса Годунова, князья Шуйские как-то попытались устранить Ирину, и тем самым подорвать власть ее брата. Они уговорили действующего митрополита участвовать в расторжении брака по причине бесплодия царицы, но Годунов успел расстроить их планы. Виновные отправились в ссылку.

В 1598 году умер царь Фёдор Иоанновичем. Тогдашние боярские фамилии опасались бедствий, которое могло принести междуцарствие и решили дать присягу на верность царице Ирине Годуновой. Она же через 9 дней после смерти мужа решила уйти в Новодевичий монастырь, постриглась в монахини на имя Александры. До избрания ее брата Бориса Годунова царем, все государственные указы издавались от имени царицы Александры. В монастыре она прожила до самой своей смерти в 1603 году.

Если вам интересна данная тематика статей, то на моем сайте есть статья, где в хронологическом порядке расписаны

1559 - 26.9(6.10).1603, Новодевичий монастырь близ Москвы], русская царица (с 1584). Из рода Годуновых. Родилась, по-видимому, около 16 апреля, когда празднуется память великомученицы Ирины. На рубеже 1560-70-х годов при возвышении Годуновых попала в среду Государева двора. Около 1574 года выдана замуж за царевича Фёдора Ивановича, ставшего после гибели старшего брата Ивана Ивановича (19.11.1581) наследником русского престола. «Неплодство» царицы (из многочисленных беременностей только одна закончилась в 1592 рождением дочери Феодосии, скончавшейся в 1594 году) и возвышение её брата Бориса Фёдоровича Годунова, ставшего с конца 1584 года фактическим правителем Русского государства, привели к волнениям москвичей в мае 1586 года, спровоцированным противниками Годуновых (главным образом представителями титулованной знати) при активной поддержке митрополита Дионисия и других церковных иерархов. Участники волнений требовали развода царя с Годуновой, однако взаимная привязанность супругов привела к провалу этих выступлений: ряд представителей горожан были казнены, в конце 1586 года сведён с кафедры митрополит Дионисий, отдельные представители знати в 1586-87 попали в опалу и были отправлены в ссылку. Ум, характер Годуновой и её отношения с мужем придали жизни царской четы новые, необычные для русской традиции, черты. Они редко расставались (например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-93 Годунова сопровождала мужа до Новгорода), вместе совершали поездки по монастырям, вызванные в значительной степени проблемами Годунова со здоровьем. Имя Годуновой рядом с именем царя появлялось порой в жалованных грамотах 1585-96 с представлением в ряде случаев судебного иммунитета многим монастырям (Троице-Сергиеву, Ипатьевскому, Чудову, Кирилло-Белозерскому и др.). Особым расположением Годуновой пользовались Ипатьевский монастырь (фамильное «моление» Годуновых) и Троице-Сергиев монастырь. Фёдор Иванович и Годунова выдавали также льготные грамоты. В письме 1586 года английская королева Елизавета I Тюдор извещала Годунову об отпуске в Русское государство доктора Р. Якоби, в 1592-93 годах Годунова переписывалась с Тинатин, первой супругой кахетинского царя Александра II. В 1589, после утверждения патриаршества в России, Годунова принимала и одаривала патриарха Константинопольского Иеремию II, произнеся в ответ на его приветствие две речи (их главный смысл - моление о даровании «чадородия»). В 1590-е годах от имени Годуновой отправлялись грамоты и щедрые дары православным иерархам на Востоке, от них царице поступали послания, частицы мощей святых и даже «царский венец» (корона).

Некоторая публичность поведения Годуновой (впервые проявилась во время венчания на царство её мужа, когда она, вопреки традиции, из открытого окна наблюдала за ходом церемонии, а в конце её вместе с мужем участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах), отсутствовавшая у жён Ивана IV Васильевича Грозного, постепенно сделала привычным для современников взгляд на неё как на легитимную (наряду с мужем) носительницу верховной власти. После смерти царя Фёдора Ивановича [в ночь с 6(16) на 7(17).1.1598] поминальные вклады Годуновой только в три монастыря (Троице-Сергиев, Новодевичий, Кирилло-Белозерский) составили сумму свыше 6 тысяч рублей. Уже 7(17) января члены Государева двора и видные представители посадского населения Москвы стали присягать Годуновой (крестоцелование на её имя в ряде регионов страны продолжалось до начала марта). В январе Борисом Годуновым от имени Годуновой была проведена частичная смена воевод в крепостях на западе Русского государства. 15(25).1.1598 Годунова отъехала «простым обычаем» в Новодевичий монастырь, где в тот же день приняла постриг с именем инокини Александры. С этого момента в официальных документах и текстах именовалась «государыней царицей и великой княгиней инокой Александрой Фёдоровной всеа Русии». В январе-феврале боярские комиссии судили именем царицы местнические споры, и ещё в начале марта на её имя писались челобитные. Годунова сыграла важную роль в избрании на царство своего брата Бориса. После окончательного решения Земского собора 17(27).2.1598 состоялись шествия участников заседаний собора и населения Москвы с челобитьем к Годуновой, с тем чтобы она «благословила» брата на царство, 21 февраля (3 марта) Борис Годунов её «слова не преставил», дав согласие на своё избрание. 1(11) сентября представители сословий во главе с патриархом Иовом вновь били челом Годуновой, а та говорила брату, дабы он «свершил свое царское достояние», и Борис Годунов её «послушал». Действия Годуновой, которой ещё недавно присягали как царице представители различных слоёв русского общества, стали дополнительным источником легитимации царского статуса её брата.

Борис Годунов тщательно соблюдал этикет в отношении вдовствующей царицы-инокини вплоть до её смерти: выделил обслуживавший её штат (в том числе представителей думных, дворцовых и приказных чинов), средства и земельные владения, Годунова имела особую келью с пристроенной церковью. В Новодевичьем монастыре она вела постническую и затворническую жизнь. После её смерти «обиход царицы-иноки» и другое её имущество из дворца было передано в монастырь (в том числе около 220 икон, множество предметов позолоченной, серебряной и другой посуды, ткани). Царские поминальные вклады по Годуновой в Новодевичий, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри составили 2,5 тысячи рублей. В литературе 17 века царь Фёдор Иванович и Годунова уподоблялись святым князьям Петру и Февронии. Годунова была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, в 1929 году её захоронение перенесено в подклет Архангельского собора.

Лит.: Панова Т. Д. Погребение царицы Ирины Годуновой (результаты исследований) // Государев двор в истории России XV-XVII столетий. Владимир, 2006.

Самолюбивая и гордая Ирина Федоровна (1557 - 1604) - дочь костромского помещика, не титулованного боярина Федора Годунова с радостью шла замуж за слабого волей и здоровьем Федора Ивановича,потому что замужество давало и титул царицы и славу во веки веков.
Лицом она была красивая - большие глаза, правильные черты.
Ирина Федоровна стала царицей в 27 лет.

Как случилось что не слишком родовитая Ирина попала в царские палаты, да еще и стала любимой женой Царя Федора Иоановича?
Начиная с середины XVI века дядья Бориса и Ирины занимали достаточно высокое положение при московских государях. Их дядя Дмитрий Иванович был пожалован в думу в чине постельничего.
Потому-то брат с сестрой еще в детские годы оказались при царском дворе, где воспитывались вместе с детьми Ивана IV. Этим в значительной степени объясняются крепкие связи Бориса и Ирины с царевичем Федором, унаследовавшим от отца в 1584 году русскую корону.

В 1580 году Ирина становится женой царевича Федора, а ее брат, Борис Годунов, достаточно рано, в 28 лет, получает боярство. Свадьба происходит без традиционного царского смотра невест, стараниями дядьев и самого Бориса. На момент свадьбы Ирине было 23 года, так же как и ее мужу Федору Иоановичу.

Царь Федор Иванович, судя по всему, очень любил и ценил свою жену. Все попытки высшей знати развести его с Ириной Годуновой, не давшей русскому престолу наследника, ни к чему не привели. Единственный ребенок царя - дочь Феодосия жила недолго, менее двух лет.

В общественно-политической жизни царица стала весьма значимой фигурой. Ирина Годунова, в отличие от предшествовавших цариц, играла общественную и политическую роль, редкий случай для женской половины русского государева двора, жизнь которой ограничивалась только кругом семьи, выходами в церковь да поездками на богомолье. Она не только принимала иностранных послов, но и участвовала в заседаниях боярской Думы. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Федора неожиданно появляется имя царицы Ирины.

В январе 1589 года Ирина в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию,
попросила благословения, и произнесла речь, первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам.
Арсения Елассонского и всех присутствовавших на приеме иноземцев потряс великолепный и богатый наряд царицы. Арсений в восторге отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: "И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей".

Реконструкция по черепу внешности царя Федора Иоановича.

Царь Федор умер 7 января 1598 года.
Официальная версия, исходившая от Годуновых, была такой: "Как значилось в утвержденной грамоте ранней редакции, Федор "учинил" после себя на троне жену Ирину, а Борису "приказал" царство и свою душу в придачу. Окончательная редакция той же грамоты гласила, что царь оставил "на государствах" супругу, а патриарха Иова и Бориса Годунова назначил своими душеприказчиками. Наиболее достоверные источники повествуют, что патриарх тщетно напоминал Федору о необходимости назвать имя преемника. Царь по обыкновению отмалчивался и ссылался на волю божью. Будущее жены его тревожило больше, чем будущее трона. По словам очевидцев, Федор наказал Ирине "принять иноческий образ" и закончить жизнь в монастыре"
Уже 15 января 1598 года "...Ирина Федоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь".

Умерла она спустя 5 лет в 1603 года в монастыре, за 2 года до смерти брата.

Интересные факты ставшие известными после вскрытия саркофага с мощами царицы.

Какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой еще не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжелые условия жизни в монастыре - холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей.