Части корабля названия для детей. Носовые фигуры старинных кораблей

Современные корабли делают из материалов, плотность которых во много раз выше плотности воды. Но они не тонут, потому что сконструированы таким образом, что внутри имеют много помещений, заполненных воздухом.

Когда речь идёт о корабле, мы употребляем термины "корабль " или "судно ". Между тем, эти понятия не означают одно и то же. В общем случае судном принято считать любое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и грузов по воде. Разные правила и кодексы трактуют это понятие по-разному. Например, в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море написано, что судно – это любое средство передвижения по воде. Следовательно, судно – более широкое понятие. А кораблями принято считать крупные морские суда и суда любого размера, несущие на себе военно-морской флаг. Каждый корабль имеет собственное уникальное название, ходит под флагом государства, в котором оно официально зарегистрировано.

Как устроен корабль

1 – нос, 2 – бульб, 3 – якорь, 4 – борт, 5 – корма, 6 – корма, 7 – дымоход, 8 – ходовая рубка, 9 – палуба.

Корпус корабля состоит из нескольких частей.

Передняя часть называется нос . Во время движения он разрезает волны и поэтому имеет такую форму, чтобы сопротивление воды было минимальным. Передняя оконечность носа носит название форштевень . А часть носа, выступающая ниже ватерлинии, называется бульб . Он изменяет направление потока воды по корпусу, благодаря чему уменьшается сопротивление, увеличивается скорость корабля и уменьшается расход топлива.

Задняя часть корабля называется кормой. Она делится на надводную и подводную части. В подводной части располагаются руль и гребной винт . На надводной части находится машинное отделение и грузовой отсек.

Боковую часть называют бортом . Фальшборт – это часть борта, расположенная над палубой.

Внутреннее пространство корабля по вертикали разделяется на помещения горизонтальным перекрытием - палубой. Палуб может быть несколько: верхняя палуба, палуба рубки, палуба надстройки, палуба бака, первая, вторая палуба и т.д. Всё зависит от размеров и назначения корабля. Например, на шлюпочной палубе размещены спасательные шлюпки. На пассажирских судах есть специальные прогулочные палубы.

По дну судна, от носа до кормы, проходит продольная балка, которая называется килем . Она обеспечивает прочность корпуса и днища.

Линия соприкосновения корпуса со спокойной поверхностью воды, называется ватерлинией . Она условно разделяет надводную и подводную части корабля.

Для того чтобы удержаться на одном месте, судно на стоянке обязательно бросает на грунт якорь .

Судовой двигатель приводит в движение судовые движители : воздушный и гребной винт, гребное колесо). На парусных судах движителями являются паруса. (Движители – это устройства, преобразующие энергию двигателя или любую другую энергию, например, энергию ветра, в работу по перемещению транспортного средства).

Водонепроницаемость судна, плавучесть и непотопляемость обеспечивает корпус . Он состоит из обшивки и набора.

Центр масс и центр давления корабля

Когда корабль плавает, на него действуют две силы, равные по величине и противоположные по направлению: сила тяжести (вес) Р и выталкивающая сила.

Вес корабля Р – это сумма весов корпуса, механизмов, топлива, запасов воды, экипажа, вооружения и др. Сила тяжести всегда направлена вниз и тянет корабль на дно. Она приложена к точке, называемой центром тяжести корабля, или центром тяжести масс . При проектировании и строительстве корабля стараются сделать так, чтобы его центр тяжести находился в диаметральной плоскости . Это такая вертикальная плоскость, которая проходит через всю длину судна и делит его на 2 симметричные части. Центр тяжести расположен либо на половине высоты надводного борта, либо немного ниже его.

Выталкивающая сила приложена к геометрическому центру тяжести погруженного объёма корабля и направлена вертикально вверх. Точка приложения выталкивающей силы называется точкой давления , или центром давления .

Когда создают корабль, делают так, чтобы оба эти центра (центр тяжести корабля и центр давления) находились в диаметральной плоскости на одной вертикали.

Уравнение равновесия для корабля имеет вид:

P = γ (V o −V н) , или:

P = γ V

где

V н - водонепроницаемый объём корабля выше ватерлинии,

V o – весь водонепроницаемый объём,

P - вес судна,

γ - плотность воды,

V - погружённый объём

Это уравнение называется основным уравнением плавучести.

Запас плавучести

Плавучесть – самое важное мореходное качество корабля. Это способность оставаться на плаву вместе с грузами, необходимыми для выполнения определённых задач. Потеряв плавучесть, корабль утонет.

Каждый корабль имеет запас плавучести , который определяется как процентное отношение всех водонепроницаемых объёмов корабля, расположенных выше ватерлинии, к его полному водонепроницаемому объёму.

W = V н / V o * 100

С точки зрения физики запас плавучести равен такому объёму воды, который корабль может принять на борт, оставаясь на плаву.

Например, если запас плавучести равен 50%, то судно погружено в воду так, что его водонепроницаемый объём выше ватерлинии равен объёму, находящемуся ниже неё.

Объём надстроек и всех выступающих частей на верхней водонепроницаемой палубе не входит в запас плавучести. Объёмы повреждённых отсеков также исключаются из него.

Если корабль примет на борт количество воды, равное запасу плавучести, то он погрузится в воду по главную палубу. Его запас плавучести в данном случае станет равным нулю. А само судно будет находиться в неустойчивом положении. В физике это называется нейтральная плавучесть. Даже небольшое воздействие на корабль в таком состоянии может привести к тому, что плавучесть станет отрицательной, и корабль утонет. Поэтому ч тобы плавание было безопасным, для любого корабля устанавливается обязательный запас плавучести . Он обозначается грузовой ватерлинией или грузовой маркой – специальной отметкой, наносимой на судно. Она показывает уровень, до которого судно может быть нагружено. Чем больше загрузка, тем ближе к воде находится грузовая марка.

Для сохранения запаса плавучести корпус корабля и все его помещения делаются водонепроницаемыми. Они разделяются переборками и палубами. Водонепроницаемы двери, иллюминаторы, люки. В случае поступления воды в какое-то помещение на корабле, она не сможет проникнуть в другие помещения. Очень важно, чтобы все эти конструкции корабля всегда находились в исправном состоянии.

Рассмотрим основные элементы судна . Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки . Корпус судна - основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой , а заднюю - кормовой ; боковые стороны, или стенки корпуса - правым и левым бортами , если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной , а над водой - надводной , нижнюю часть корпуса - днищем , а верхнюю, горизонтальную - палубой . Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка - конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность - воздействие ветра на судно.

Рубка - отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Фальшборт - легкая конструкция - продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом . Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит - вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша - водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) - конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Основные элементы конструкции корпуса судна - катера

1 - настил палубы; 2 - бимс; 3 - карлингс; 4 - обшивка кокпита; 5 - слань; 6 - комингс кокпита;
7 - кормовая переборка; 8 - транец; 9 - моторная ниша; 10 - форштевень; 11 - киль;
12 - бортовая (наружная) обшивка; 13 - планширь; 14 - скуловой стрингер; 15 - палубный стрингер; 16 - полубимс; 17 - скуловая кница; 18 - бортовой стрингер.

Киль - основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень - переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень - конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней - старнпост, через который проходит гребной вал, и задний - рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры - внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые - кильсоны .

Карлингсы - продольные подпалубные связи.

Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией . В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы - поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком , крайний кормовой отсек - ахтерпиком .

Привальный брус:

Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь - плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик - продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс - конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань , или пайол - щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

    Нос корабля - *НОСЪ КОРАБЛЯ, бываетъ прямой (у большинства соврем. боевыхъ судовъ), таранный весьма распространенный во 2 ой пол. XIX ст., но нынѣ оставленный (см. Тараны1), и съ княвдигетомъ (разваливающійся впередъ), принятый въ дерев. судостроеніи (см. это) … Военная энциклопедия

    - (морск.) иноск.: соображайся с духом времени: смотри, откуда ветер дует Ср. Держи нос по ветру, и все пойдет как по маслу... Если это еще не народная пословица, то станет ею. В ней вся мудрость мира... Данилевский. Девятый вал. 6. См. по маслу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Держи носъ (корабля) по вѣтру (морск.) иноск. соображайся съ духомъ времени: смотри откуда вѣтеръ дуетъ. Ср. Держи носъ по вѣтру, и все пойдетъ какъ по маслу... Если это еще не народная пословица, то станетъ ею. Въ ней вся мудрость міра...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Энциклопедический словарь

    А (у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь

    нос - а (у), предл.; о но/се, на носу/; мн. носы/; м. см. тж. носик, носок, носишко, носище, носина, носовой … Словарь многих выражений

    НОС - в древнебалийской рукописи «Туртур йукти каки милее» ассоциируется с одним из семи миров. По восточной медицинской традиции нос отождествляется с металлом, и ему соответствует терпкий вкус. Он символизирует: среди эмоций грусть, направление Запад … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    НОС, а (у), о носе, в (на) носу, мн. ы, ов, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного. Горбатый н. Римский н. (крупный, правильной формы нос с горбинкой). Из носу и из носу (носа). По носу и по носу. За нос и за… … Толковый словарь Ожегова

    Нос передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность судна также называется форштевнем. В старину на носу корабля закреплялись фигурные ростры … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нос (значения) … Википедия

    ДЕРЖАТЬ НОС ПО ВЕТРУ - кто Беспринципно менять свои взгляды, оценки, поведение в зависимости от изменения обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), стремясь к личной выгоде, приноравливается, приспосабливается к чужим мнениям в угоду тем, кому… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
  • Что? Зачем? Почему? , Мерников Андрей Геннадьевич, Попова Ирина Мечеславовна. Что загрязняет воздух на Земле и почему этого нельзя избежать? Зачем нашей планете столько воды и что будет, если она вдруг исчезнет? Почему черное море получило столь мрачное название? Что…

Нос корабля

*НОСЪ КОРАБЛЯ , бываетъ прямой (у большинства соврем. боевыхъ судовъ), таранный - весьма распространенный во 2-ой пол. XIX ст., но нынѣ оставленный (см. Тараны 1 ), и съ княвдигетомъ (разваливающійся впередъ), принятый въ дерев. судостроеніи (см. это ) и сохранившійся въ наст. время у яхтъ. Въ прежн. время Н. воен. судовъ украшался символич. фигурами, зачастую художеств. исполненія (см. таблицу).

Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

1. Нос. украшеніе 51-пуш. винтов. фрегата "Дмитрій Донской".

2. Нос. украшеніе 45-пуш. винтов. фрегата "Ослябя".

3. Нос. украшеніе 70-пуш. винтов. фрегата "Генералъ-Адмиралъ".


4. Модель нос. украшенія 17-пуш. винтов. корвета "Витязь".

5. Модель нос. украшенія 51-пуш. винтов. корвета "Богатырь".

6. Модель нос. украшенія крейсера 2 ранга "Джигит".

7. Нос. украшеніе 51-пуш. винтов. фрегата "Александръ Невскій".


Военная энциклопедия. - СПб.: Т-во И.Д. Сытина . Под ред. В.Ф. Новицкого и др. . 1911-1915 .

Смотреть что такое "Нос корабля" в других словарях:

    держи нос(корабля) по ветру - (морск.) иноск.: соображайся с духом времени: смотри, откуда ветер дует Ср. Держи нос по ветру, и все пойдет как по маслу... Если это еще не народная пословица, то станет ею. В ней вся мудрость мира... Данилевский. Девятый вал. 6. См. по маслу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Держи нос(корабля) по ветру - Держи носъ (корабля) по вѣтру (морск.) иноск. соображайся съ духомъ времени: смотри откуда вѣтеръ дуетъ. Ср. Держи носъ по вѣтру, и все пойдетъ какъ по маслу... Если это еще не народная пословица, то станетъ ею. Въ ней вся мудрость міра...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Нос Энциклопедический словарь

    нос - а (у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь

    нос - а (у), предл.; о но/се, на носу/; мн. носы/; м. см. тж. носик, носок, носишко, носище, носина, носовой … Словарь многих выражений

    НОС - в древнебалийской рукописи «Туртур йукти каки милее» ассоциируется с одним из семи миров. По восточной медицинской традиции нос отождествляется с металлом, и ему соответствует терпкий вкус. Он символизирует: среди эмоций грусть, направление Запад … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    НОС - НОС, а (у), о носе, в (на) носу, мн. ы, ов, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного. Горбатый н. Римский н. (крупный, правильной формы нос с горбинкой). Из носу и из носу (носа). По носу и по носу. За нос и за… … Толковый словарь Ожегова

    Нос (корабль) - Нос передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность судна также называется форштевнем. В старину на носу корабля закреплялись фигурные ростры … Википедия

    Нос (морской термин) - У этого термина существуют и другие значения, см. Нос (значения) … Википедия

    ДЕРЖАТЬ НОС ПО ВЕТРУ - кто Беспринципно менять свои взгляды, оценки, поведение в зависимости от изменения обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), стремясь к личной выгоде, приноравливается, приспосабливается к чужим мнениям в угоду тем, кому… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
Военный корабль - сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего государства и укомплектованное военной командой. Оснащен современным оборудованием, механизмами и вооружением и предназначен для выполнения задач, свойственных его классу. Всякий корабль должен обладать определенными мореходными качествами, живучестью и иметь минимальный вес (водоизмещение) при достаточной прочности и требуемом вооружении. Основой всякого корабля является корпус.

Корпус надводного корабля (рис. 1.1) - стальное водонепроницаемое полое внутри тело обтекаемой формы. Обеспечивает создание силы плавучести и является платформой, на которой монтируются различное вооружение и оборудование, обусловленное назначением корабля. Корпус снабжается рулевым, якорным, швартовным, буксирным, грузоподъемным и другими устройствами. Внутри корпуса размещаются: главные и вспомогательные механизмы, жилые и служебные помещения, погреба боеприпасов, хранилища топлива, масел, воды, цепные ящики для уборки якорных цепей и другие внутренние устройства. На верхней палубе корпуса устанавливаются надстройки, выводятся мачты, трубы и другие сооружения и механизмы.

Рис. 1.1. Расположение главных конструкций корпуса, размещение вооружения, постов и помещений на надводном корабле:
А - бак; Б - шкафут; В - ют; 1 - гюйсшток; 2 - верхняя палуба; 3 - носовое якорное устройство; 4 - волнорез; 5 - носовая артиллерийская установка; 6 - противолодочное оружие; 7 - носовой (ходовой) мостик; 5 - пост управления артиллерийским огнем; 9 - мачта; 10 - дымовая труба; 11 - торпедный аппарат; 12 - кормовой мостик; 13 - кормовая артиллерийская установка; 14 - кормовой шпиль; 15 - флагшток; 16 - подзор; 17 - платформа; 18 - кубрики личного состава (кормовые); 19-кормовой погреб боеприпасов; 20-отсек вспомогательных механизмов; 21 - машинное отделение; 22 - водонепроницаемые переборки; 23 - котельное отделение; 24 - второе дно; 25 - жилые помещения офицеров; 26 - кубрики личного состава (носовые); 27 - носовые погреба боеприпасов; 28 - шпилевое отделение; 29 - цепной ящик


Конструктивно корпус надводного корабля состоит из следующих главных частей: набора (остова), бортовой и днищевой обшивки, палуб и платформ, внутреннего дна, продольных и поперечных водонепроницаемых переборок. Набор и обшивка являются обязательными элементами всякого корпуса; наличие палуб и переборок зависит от назначения корабля.


Рис. 1.2. Система набора корпуса корабля:
1 - балки главного направления; 2 - перекрестные балки


Набор корпуса - система жестко связанных между собой продольных и поперечных балок различной конструкции, соединенных сваркой или клепкой с листами наружной обшивки, второго дна и палуб. В большинстве случаев образовавшиеся перекрытия подкрепляются набором из целых (неразрезных) балок, называемых балками главного направления, и перпендикулярных к ним разрезных балок, называемых перекрестными (рис. 1.2).

В зависимости от направления главных балок относительно корабля различают три системы набора: поперечную, продольную и смешанную. В п о п е р е ч н о й системе набора корпуса балки главного направления идут поперек корабля, являются конструктивно непрерывными по его ширине и состоят из шпангоутов по бортам, поперечных бимсов по палубам и флоров по днищу. При поперечной системе набора обязательны также и продольные балки (вертикальный киль, стрингеры), но последние являются перекрестными связями, их число невелико (3-5). Эта система набора широко применяется на речных и небольших морских судах (буксирах, баржах).

В п р о д о л ь н о й системе набора главные (неразрезные) балки проходят вдоль корабля и состоят из значительного числа стрингеров, идущих непрерывно по днищу и бортам, продольных бимсов по палубам и большого числа простых продольных балок, расположенных по днищу, второму дну, бортам и верхней палубе (между стрингерами и продольными бимсами). Шпангоуты делаются в виде мощных рам, расставленных одна от другой на 1,5-2,5 м и разрезанных в местах пересечения с продольными связями. Эта система набора в чистом виде в настоящее время применяется только на нефтеналивных судах, не имеющих второго дна.

Современные военные корабли строятся преимущественно по с м е ш а н н о й системе набора (рис. 1.3): набор днища, второго дна и палуб делается продольным; набор бортов и оконечностей корабля - поперечным.


Рис. 1.3. Корпус корабля смешанной системы набора:
1 - пояс палубы; 2 - продольный бимс; 3 - палубный стрингер; 4 - бимсовая кница; 5- шпангоут; 6 - ширстрек; 7 - бимс; 8 - бортовые пояса; 9 -бортовой стрингер; 10 - скуловая кница; 11- флора; 12- днищевый стрингер; 13 - скуловой пояс; 14 - днищевый пояс; 15 - шпунтовый пояс; 16 - килевой пояс; 17 - вертикальный киль; 18 - настил второго дна; 19 - продольная водонепроницаемая переборка


Независимо от системы набора корпус должен иметь прочные связи во всех трех направлениях (продольном, поперечном и вертикальном), чтобы надежно противостоять усилиям, действующим на корабль. В зависимости от назначения и расположения частей корпуса различают набор днища, набор бортов, набор палуб и т. д.

Набор днища - перекрытие, состоящее из взаимно пересекающихся продольных и поперечных связей, называемых соответственно стрингерами и флорами. По середине набора, совпадающей с диаметральной плоскостью корабля, устанавливается вертикальный киль - основная продольная связь днищевого набора, воспринимающая усилия, которые возникают при продольном изгибе корабля.


Рис. 1.4. Конструкция вертикальных килей:
а, б - эскадренных миноносцев; в - крейсеров; г - килевая балка большого корабля


К и л ь проходит по всей длине корабля. Конструкция килей зависит от класса кораблей. На рис. 1.4 показана конструкция килей для некоторых кораблей. Прежде на больших кораблях вертикальный киль иногда заменялся двумя стрингерами, которые образовывали килевую балку. На кораблях постройки последних лет килевую балку обычно заменяет вертикальный киль с усиленными накладками, обшивкой и внутренним дном (рис. 1.5). В носовой и кормовой оконечностях корабля киль соединяется с форштевнем и ахтерштевнем. Иногда над вертикальным килем устанавливается горизонтальный лист, который называется горизонтальным килем.


Рис. 1.5. Сварная конструкция киля большого корабля


Д н и щ е в ы е с т р и н г е р ы - продольные балки, идущие параллельно килю и вместе с ним обеспечивающие продольную прочность корпуса. По конструкции стрингеры - клепаные или сварные балки различного сечения. Число стрингеров каждого борта зависит от размеров корабля. Ориентировочно на эскадренных миноносцах бывает 3 стрингера, на крейсерах - 4-5. К носу и корме число стрингеров уменьшается, так как уменьшается ширина днищевой части корабля. При переходе днища в борт корабля ставится по одному стрингеру на борт, такие стрингеры называются скуловыми.

Ф л о р ы - вертикальные стальные листы, которые привариваются к вертикальному килю, идут поперек корабля и составляют часть шпангоутной рамы. Они бывают непроницаемые и проницаемые. Первые устанавливаются для разграничения отсеков двойного дна и обеспечивают водонепроницаемость отсеков. Вторые имеют овальные вырезы для облегчения конструкции, обеспечения прохода и прокладки труб в междудонных отсеках.

Б о к о в ы е к и л и (рис. 1.6) делаются для уменьшения размаха корабля при боковой качке и частично выполняют роль продольной связи. Боковые кили по ширине не выходят за габариты корпуса. Конструкция их бывает разнообразной.


Рис. 1.6. Боковые кили:
а - расположение киля; б, в - конструкции килей


Набор борта - продолжение набора днища; состоит из бортовых стрингеров и шпангоутов.

Б о р т о в ы е с т р и н г е р ы прокладываются по всей длине корабля, от носа до кормы, и представляют собой прочные балки с ребрами жесткости. Они соединяют бортовые ветви шпангоутов, воспринимают от них нагрузку и передают ее на поперечные переборки. Иногда между стрингерами ставят дополнительные ребра жесткости.

Ш п а н г о у т ы - поперечные ребра корпуса корабля, соединенные с палубами, скуловыми стрингерами и днищевыми флорами. Они могут разрезаться на каждой палубе или проходить сквозь палубы, не разрезаясь. Соединение шпангоутов с поперечными балками набора палуб осуществляется с помощью книц. Конструктивное выполнение шпангоутов может быть разнообразное: от угольников и полос листа до клепаных и двутавровых балок, и, наконец, ферм (рамные шпангоуты). Промежуток обшивки между смежными шпангоутами называется шпацией. У нас в военном кораблестроении принята система нумерации шпангоутов от носа к корме; за нулевой принимается форштевень. Средний по длине корабля шпангоут условно называется мидель-шпангоутом (миделем).

Набор палубы - система пересекающихся поперечных и продольных бимсов. Балками главного направления являются продольные бимсы. Они сквозные, надрезают поперечные бимсы и крепятся к ним кницами. Поперечные бимсы и полубимсы один от другого располагаются на расстоянии, равном шпации, и крепятся к шпангоутам кницами. Для сообщения с помещениями, расположенными ниже палуб, в последних прорезаются отверстия (люки), которые по периметру над палубой окаймляются вертикальными водонепроницаемыми листами, называемыми комингсами (рис. 1.7). Под палубами ставятся балки продольного направления, поддерживающие поперечные бимсы палуб, которые называются карленгсами.


Рис. 1.7. Схема расположения карленгсов и комингсов:
1 - палубный лист; 2 - комингс; 3 - карленгсы; 4 ~ поперечные бимсы


Л ю к и бывают круглой и прямоугольной формы. Каждая крышка люка имеет задрайки и резиновый ободок для обеспечения водонепроницаемости. По назначению люки подразделяются на входные, грузовые и световые. Движение личного состава через люки осуществляется по т р а п а м (лестницам легкой конструкции). Трапы служат для сообщения между палубами; бывают наклонные и вертикальные. Наклонные трапы, как правило, имеют поручни из металлических труб; вертикальные - устанавливаются в шахтах, экстренных сходах (аварийных, запасных), у выходов из машинно-котельных отделений, погребов боеприпасов и др.

Ш а х т ы (рис. 1.8) - трубы специальной конструкции (обычно четырехугольного сечения), проходящие через междупалубные пространства. На верхней (нижней) палубе шахта имеет горловину с водонепроницаемой крышкой на барашках или задрайках.

Рис. 1.8. Водонепроницаемая шахта


При расположении на палубе тяжелых местных грузов - артустановок, мачт, палубных механизмов и др.- под ними в междупалубных пространствах устанавливаются пиллерсы (рис. 1.9), которые рассчитываются на вес палуб с набором и грузов, расположенных на палубах. Пиллерсы бывают различной конструкции: постоянные и съемные.


Рис. 1.9. Сварной трубчатый пиллерс


Набор в оконечностях корабля. Поперечную жесткость оконечностям корабля придают шпангоуты, флоры и бимсы, работающие совместно с настилом палуб и обшивкой бортов, а также поперечные переборки, которые ставятся (как и шпангоуты) в оконечностях чаще, чем в средней части корабля. Для придания прочности сходящимся кромкам листов бортовой и днищевой обшивки вместе с набором и создания жесткой конструкции оконечностей корабля устанавливаются штевни. В носовой оконечности корабля - ф о р ш т е в е н ь, который выполняется в виде поковки, отливки или сварной конструкции. Он способен противостоять ударам волн, льдов и плавающих предметов. Кормовая оконечность корабля заканчивается литой деталью - а х т е р ш т е в - н е м. Форма и конструкция штевней зависят от назначения и величины корабля, числа гребных винтов, типа руля и т. д.

Оболочку корабля составляют наружная обшивка (днищевая и бортовая) и настил палуб.

Н а р у ж н а я обшивка - водонепроницаемая оболочка, которая отделяет внутренний объем корабля от воды и служит одновременно для обеспечения проольной и поперечной прочности корабля. Она состоит из ряда поясов, составленных из отдельных листов и расположенных вдоль корабля. Соединение двух листов одного пояса образует стык; соединение поясов - паз наружной обшивки. Листы обшивки соединяются различными способами: встык, внакрой, край на край (елочкой), вгладь, на планках и др. В зависимости от расположения пояса наружной обшивки называются: шпунто вый, днищевый, скуло вой, бортовой, ледовый ширстрек (рис. 1.10) Обычно шпунтовый пояс (прилегает к килю) и ширстрек (пояс обшивки у бимсов верхней непрерывной палубы) для увеличения общей продольной прочности корабля делаются толще остальных поясов. На военных кораблях, кроме того, часто удваивают обшивку вдоль килевой дорожки, ватерлинии (ледового пояса), под якорными клюзами, в районе гребных винтов.


Рис. 1.10. Расположение поясов наружной обшивки:
1 - ширстрек; 2 - ледовый; 3 - бортовые; 4 - скуловой; 5 - днищевые; 6 - шпунтовый; 7 - килевой


Н а с т и л п а л у б ограничивает внутренний объем корабля сверху и состоит из листов, опирающихся на палубный набор. Палубный настил изготовляется из листов максимальной длины, которые располагаются длинной стороной вдоль корабля. Крайний лист палубного настила, идущий параллельно обводу борта, называется палубным стрингером и служит для обеспечения продольной прочности корабля. На всем протяжении палубы, за исключением района оконечностей корабля, он имеет толщину, на 20-30% большую, чем смежные пояса настила палубы. Обычная толщина поясов, прилегающих к палубному стрингеру: для малых кораблей - 4; миноносцев - 5; крейсеров - 7-8 мм. Наименьшая толщина палубы определяется условиями долговечности, но должна быть не менее 4 мм. Совокупность листов и набора - собственно палуба.

Корпус корабля для размещения оборудования, вооружения, грузов и личного состава, а также для обеспечения непотопляемости, пожарной безопасности и прочности делится по высоте на ряд палуб и платформ. По расположению на корабле палубы называются верхней, средней и нижней (рис. 1.11).


Рис. 1.11. Палубы корабля:
1 - наружное днище; 2 - второе, или внутреннее, дно; 3 - третье дно; 4 - вторая платформа; 5 -первая платформа; 5 - нижняя палуба; 7 - средняя палуба; 8 - верхняя палуба; 9 - палуба полубака; 10 - палуба надстроек


Платформы проходят под нижней палубой в оконечностях корабля и не по всей длине корабля, а прерываются и этим отличаются от палуб. Счет платформ идет сверху вниз. Количество палуб и платформ зависит от конструкции, назначения и размеров корабля.

Верхняя палуба (основная) является своеобразной крышей и выдерживает наибольшие напряжения растяжения и сжатия при продольном изгибе корпуса, напряжения от поперечного сжатия корпуса, местного давления грузов, пороховых газов при выстреле и оказавшейся на палубе воды. Для уменьшения заливания водой при волнении и тем самым улучшения мореходных качеств корабля палуба обычно имеет седловатость, т. е. подъем от средней части к носу и корме (рис. 1.12). В поперечном направлении верхняя палуба имеет прогиб, т. е. выпуклость, обеспечивающую сток воды к бортам и увеличивающую продольную жесткость палубы. Непосредственно на верхней палубе, а также на специальных фундаментах и основаниях размещены различного назначения и вида надстройки, рубки, мостики, оружие, палубные устройства, посты для управления кораблем и другое оборудование, выводятся мачты и дымовые трубы.


Рис. 1.12. Схема седловатости и прогиба палубы:
а - седловатость; б, в, г - прогиб на различных сечениях по длине корабля


Верхняя палуба условно делится на участки, которые называются: б а к - участок верхней палубы от форштевня до фок-мачты или боевой рубки; ш к а ф у т - от фок-мачты или боевой рубки до грот-мачты или кормовых надстроек включительно; ют - от грот-мачты или кормовых надстроек до среза кормы. Некоторые боевые корабли, многие вспомогательные суда имеют дополнительные палубы: над баком - полубак; шкафутом - спардек; ютом - полуют.

На верхней палубе по бортам устанавливаются ватервейс (водосток) и шпигатная система для удаления воды с палубы, надстроек и площадок. Чтобы палубу меньше заливало водой, на баке (полубаке) устанавливаются волноотводы (волнорезы) и козырьки.

Палубные надстройки - части корпуса корабля, расположенные на некоторой части верхней палубы по всей ширине корабля и образующие на ней закрытые объемы, предназначенные для использования в качестве жилых и различных служебных помещений. В соответствии с делением верхней палубы на участки надстройки, находящиеся на ней, называются носовой (баковой), средней и кормовой (ютовой). Носовая надстройка (полубак) служит также для увеличения высоты носовой части корпуса корабля.

Обычно помещения, расположенные выше верхней палубы, до борта не доходят. Поэтому надстройками условно называют те из них, которые расположены на сравнительно большой длине корабля, а рубками - короткие надстройки. Р о с т р ы - открытая надстройка; представляют собой решетчатый (иногда сплошной) настил, сооружаемый выше верхней палубы и опирающийся внутренней стороной на среднюю надстройку, а наружной на пиллерсы. Настил укладывается на ростерные бимсы. Ростры предназначаются для размещения на них катеров, шлюпок, спасательных средств и автоматической зенитной артиллерии.

П а л у б ы и п л а т ф о р м ы внутренних помещений опираются на бимсы и рассчитываются на собственный вес и вес грузов, расположенных на них. Лучшее покрытие для внутренних палуб - линолеум, который хорошо моется, придает помещениям опрятный вид, обладает звуко- и теплоизоляционными качествами. Палубы жилых кубриков, расположенных над помещениями с высокой температурой (машинными и котельными отделениями), покрываются теплоизолирующими плитами из различных изоляционных материалов.

Рис. 1.13. Схема конструкции днищевого набора:
1, 2, 16, 17 - секции платформы; 3-15 - секции внутреннего дна


Внутреннее дно - стальной настил, идущий поверх днищевого набора (рис. 1.13). По длине он охватывает район набора продольной или смешанной системы. В носу и корме, где набор чаще всего бывает поперечным, второго дна нет; его заменяют платформы. Толщина листов внутреннего дна во избежание быстрого разрушения коррозией принимается от 4 до 10 мм в зависимости от класса корабля. В машинных и котельных отделениях настил толще. Междудонное пространство разделяется флорами и стрингерами на водонепроницаемые отсеки (клетки) с лазами (горловинами), закрывающимися водонепроницаемыми крышками (рис. 1.14). Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном (междудонное пространство) используется для размещения запасов топлива, масла, пресной воды и водяного балласта.


Рис. 1.14. Водонепроницаемая крышка горловины с барашками


Переборки - плоские вертикальные конструкции (стенки), состоящие из листов и набора; выполняются водонепроницаемыми и проницаемыми. Поперечные водонепроницаемые переборки, разделяя внутренний объем корабля по длине, образуют автономные водонепроницаемые отсеки. Продольные водонепроницаемые переборки образуют водонепроницаемые бортовые отсеки. Водонепроницаемые переборки препятствуют распространению воды, поступающей через пробоины, по кораблю, обеспечивая тем самым его непотопляемость, а также препятствуют распространению пожара и отравляющих веществ.

Поперечные водонепроницаемые переборки, разгораживающие корабль от днища до верхней палубы, называются главными. Полупереборки, подобно главным переборкам, несут вертикальную и горизонтальную нагрузку, но в отличие от них не идут от борта к борту. Между главными переборками устанавливаются второстепенные (проницаемые) переборки, которые разделяют внутренние помещения.

Водонепроницаемые двери (рис. 1.15) ставятся на водонепроницаемых переборках и служат для прохода в водонепроницаемые отсеки. Такая дверь состоит из штампованного металлического листа с приспособлением для крепления уплотнительной резины по ее периметру и шести клиновых задраек с индивидуальным или призодным центральным задраиванием. Легкие двери, которые ведут в помещения надстроек и мостиков, имеют облегченную конструкцию. Они снабжены также резиновыми прокладками, предохраняющими от проникновения воды (брызг) и света (из помещения).


Рис. 1.15. Водонепроницаемая дверь


Вперед
Оглавление