Чокан валиханов биография на казахском. Биография

Чокан Валиханов: на небе вспыхнула звезда, когда в горах звезда погасла

Именно так можно охарактеризовать недолгую, но яркую и плодотворную жизнь первого ученого-казаха, который оставил свой след как в изучении истории, так и фольклора, как этнографа, так и просветителя казахского народа. Помимо этого, он был офицером Генерального штаба и одновременно сотрудником Министерства иностранных дел, а также обладал членством Русского географического общества. Не считая того, что он был разведчиком под прикрытием в составе торгового каравана, отправившегося в Уйгурское государство, когда там скрестились интересы трех держав: России, Китая и Великобритании.

Удивительно, как много смог сделать проживший чуть больше 29 лет казах. Один лишь стал достоянием мировой литературы, и уже этого было бы достаточно для того, чтобы Чокан Чингисович Валиханов навсегда был причислен к истории.

Кстати, имя Чокан – это его псевдоним, по одной версии таким прозвищем называла в детстве его мать, а по другой – Чоканчиком его называла бабушка. На самом деле его настоящее имя — Мухаммед-Ханафия.

Родился Чокан в ноябре 1935 года в крепости под названием Кушмурун, теперь это в Костанайской области Республики Казахстан. Род будущего первого казахского ученого происходит от Чингисхана, в частности потомком того самого великого полководца был прадед Чокана – хан Аблай. Что определило и судьбу его отца, который был наместником российских властей Кушмурунского округа, имея звание полковника и султана Чингиса Валиева.

Детство Чокана

Формирование мировоззрения Чокана происходило в детстве среди казахских степей и простого народа. Что касается грамоты, и постижение поэзии Востока вместе с изучением арабского языка пришло к нему в процессе учебы в местном Кушмурунском медресе.

Отец в это время развил у него способности к рисованию и к этнографии, привлекая для сбора и записывания устных легенд и преданий казахов, что впоследствии сказалось на одной из сфер его будущих научных изысканий. Вероятно, уже в это время у Чокана, зародились основы и еще одной области его деятельности, о которой мало уделено внимания в его биографии.

Речь идет о том, что в медресе он стал задумываться о природе шаманизма и мусульманства. О существующих между ними противоречиях и общих чертах, что впоследствии воплотилось в исследованиях, посвященных как шаманству у киргизов (так в России называли тогда казахов), так и о степном мусульманстве.

Кстати, далеко забегая, вперед, следует сказать, что при изучении шаманизма именно Чокану Валиханову удалось первому указать на зороастрийскую (в основе которой учение Заратустры) природу этого явления.

Отрочество и юность

В 12 лет жизнь казахского мальчика резко меняется, когда отец его направляет на учебу в кадетский корпус, расположенный в Омске. Именно здесь происходит окончательное духовное становление Чокана как личности.

Надо сказать, что со времен детства и отрочества Пушкина лицеи и кадетские корпуса были настоящими «кузницами» не только высокообразованных офицеров, которые кроме военных знаний получали хорошую подготовку по истории, литературе, осваивали музыкальное искусство, занимались танцами. Они обучались наукам, как точным — физики и математики, а также получали знания по зоологии и ботаники, так и прикладным наукам — геодезии, географии, топографии, картографии.

Для будущих офицеров также важны были знания иностранных языков. Что впоследствии оказались Чокану кстати, в качестве дополнения к арабскому языку, когда он занимался разведывательной деятельностью.

Оказавшись в кадетском училище, казахский мальчик едва ли знал пару-тройку десятков русских слов. А через шесть вышел оттуда офицером с европейским образованием, свободно владея не только русским и арабским, а также европейскими языками.

При этом формируют личность не только знания, но и круг общения. Так вот в период учебы Чокана Валиханова его общению можно только позавидовать, где были не только преподаватели кадетского корпуса, но и в круг его общения входили и такие выдающиеся личности, как Семенов-Тян-Шанский, Дуров, Ковалевский.

Не смотря на разницу в возрасте, своим другом его называл Достоевский. В Омске с писателем Федором Достоевским Чокан познакомился, когда тот, отбыв 4 года каторги, почти на месяц задержался в этом городе, перед тем как отправиться в качестве рядового в Семипалатинский батальон.

Служба в качестве адъютанта его превосходительства

После окончания кадетского корпуса в ноябре 1853 года Чокан Валиханов получает не только эполеты офицера кавалерии, но и назначение адъютантом наместника Западной Сибири, генерала Гасфорда, где в обязанности вменяется составлять от его имени письма, а также быть историографом губернии. Что дало возможность молодому офицеру иметь доступ к губернскому архиву и документы этого учреждения позволили Чокану Валиханову не только в первоисточниках изучать как историю и географию, так и экономику тюркских народов, входящих в зону административного подчинения этой российской губернии.

Кроме этого в процессе службы и по своей инициативе, он имел возможность совершать поездки в отдаленные места губернии: в Кокандское ханство, в Семиречье, после чего делал подробные отчеты о своих командировках. Он отметил на карте своих посещений такие места, как Копал и Аягуз, долину Алматы (где впоследствии будет заложено сначала укрепление Верный, которое станет Алма-Аты), Кокчетав и Баян-Аул, а также Кара-Кала станут помеченными на его карте, как и Джунгарские ворота.

И везде Чокан изучает древние развалины, наскальные изображения, изваяния, записывает устные предания, легенды, песни акынов и казахские сказки.

В 1856 году после того, как Чокан Валиханов получает досрочно звание поручика его отправляют за реку под названием Или, где ему предстоит в составе экспедиции под началом полковника Хоментовкого разбираться в противостоянии киргизских родов между собой. По пути он заезжает в Семипалатинск для встречи с Достоевским.

В долине реки Каркары, он впервые слышит легенду о киргизском богатыре по имени Манас и 26 мая в том же 1856 году записывает ее часть «Поминки Кукетай хана». Эта дата становится знаменательным историческим событием первой записи киргизского эпоса, который был назван «Манас».

Далее его путь пролегает в Кульджу столицу северо-западной китайской провинции, где он исполняет поручение Министерства иностранных дел о налаживании отношений в торговле между Россией и Китаем. За время пребывания в Кульдже, а был он там до поздней осени, Чокан сделал много описаний традиций китайцев, множество рисунков о их быте.

Стоит отметить, что Илийские и Кульджурские очерки были написаны в прекрасном стиле на русском языке.

Экспедиция в Кашгар

Чокан Валиханов в качестве купца летом 1858 года отправляется в Кашгарию, где Россия имела свой экономический и политический интерес в отместку Англии, захватившей к тому времени всю Индию. В процессе разведывательной деятельности Чокан подробно описывает не только о населении, о кишлаках, о состоянии дорог, но и о погоде и природе края, а также о его экономическом положении.

И только почти через год Чокан вернулся из разведки в Китае в укрепление Верное, а затем и в Омск с тяжелым состоянием здоровья настолько, что его друзья всерьез опасались за его жизнь. Но быстрая поправка ему позволила в конце 1859 года отправиться в путешествие теперь уже из Омска в Петербург.

Петербургская жизнь

Вначале 1860-го Чокан Валиханов прибывает в Петербург, где по одной из версий удостаивается аудиенции с Александром II, который лично его награждает орденом Святого Владимира и присваивает чин штабс-ротмистра. Его оставляют, как знатока Средней Азии служить в Генеральном штабе, где он занимается составлением карт этого региона, а начиная с мая 1860-го, кроме этого становится сотрудником Министерства иностранных дел.

А ранее, еще в 1858 году он был избран в Российское географическое общество.

В Петербурге Чокан Валиханов прослужил два года пока сырой климат Северной столицы не вызвал у него приступы легочной чахотки, и он вернулся на свою родину.

Последние годы жизни

В 1864 году Чокан Валиханов принимает участие в последней своей экспедиции на этот раз исключительно военной в Западный Туркестан, где он состоит переводчиком при командовании. Однако несправедливое и даже жестокое отношение военных к местному населению, настолько возмутила штабс-ротмистра, что он подал в отставку и уехал сначала в Верный. А потом, уже тяжелобольной приехал в Омск.

Зимовать он отправляется в горный аул, где в апреле 1865-го умирает от обострения чахотки.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

За свою недолгую жизнь Шокан Уалиханов (Шоқан Уәлиханов) много путешествовал, изучал быт и культуру кочевых народов. Известный казахский ученый и исследователь оставил после себя богатое наследие. Изучим биографию Шокана Уалиханова: в ней много интересного.

Шокан Уалиханов: биография ученого

При рождении Шокан Уалиханов был назван Мухаммедом-Канафия. Чоканом его нарекла мать. Впоследствии это стало псевдонимом. Он родился в 1835-м на территории орды-зимовки Кунтимес в Омской области царской России (сейчас это поселок Костанайской области Казахстана).

Если проследить этапы жизни Уалиханова, то поражает богатство интересов ученого, преданность делу:

  1. Шокан провел детство в степи, а начальное образование получил в своем родном поселке в частной школе (1842–1847 гг.). Там обучался языкам: арабскому, персидскому, казахскому, а также рисованию, восточной поэзии. Его отец - Шынгыс (Чингис) Уалиханов - служил старшим султаном в округе, пребывал в чине полковника. Он был образованным человеком и содействовал изучению местного фольклора, бытового уклада жизни.

Шокан происходил из знатного рода. Его дед - один из многочисленных сыновей Абылая - последнего хана Среднего жуза. Бабушка Айганым была образованной женщиной, знала несколько языков. И бабушка, и отец привили мальчику любовь к обучению и изучению традиций своего народа.

  1. Шокан Уалиханов поступил в Сибирский кадетский корпус, расположенный в Омске, где обучался в 1847–1853 гг. Именно здесь он нашел друзей и наставников в лице выдающихся поэтов, писателей, географов, историков, знаменитых путешественников и ориенталистов.

Кадетом Шокан выучил французский и немецкий языки. Он увлекся путешествиями и задался целью открыть всему миру неизведанную Азию, ее культуру. Благодаря личной симпатии учителя истории Гонсевского получил доступ к его большой библиотеке.

В ноябре 1853-го Шокан завершил обучение, получил чин корнета, его зачислили в императорскую армию. Дальнейшая биография Шокана Уалиханова была предопределена - это соответствовало семейным традициям и полученному образованию.

  1. 18-летним Шокан Уалиханов поступил на службу к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорду. Он выполнял функции канцеляриста и историографа. По работе ему предоставили полный доступ к Омскому архиву. Он даже получил право брать домой для изучения различные исторические материалы. Это помогло исследователю узнать многое по географии, истории и экономике тюркских стран.

Великий путешественник, ученый, разведчик и офицер умер в апреле 1865-го в ауле Тезека (урочище Коген-Тоган). За пару лет до смерти духовно истощенный Шокан переселился в Тезек, расположенный в Алтын-Эмельском округе. Здесь он женился на Айсары - кузине местного султана.

По официальной версии, причина смерти молодого дипломата - туберкулез в открытой форме. Правда, некоторые историки ставят этот факт под сомнение, указывая на нестыковки. Так, имели место какие-то происки его недоброжелателей, которые мешали продвижению Уалиханова по службе.

Шокан Уалиханов - ученый, путешественник, просветитель

В 1855-м по поручению Гасфорда Шокан отправлялся в поездки по отдаленным районам державы. Он побывал в Семиречье, Коканде. Каждая из поездок была подробнейшим образом описана.

Служба в армии не мешала ему проводить исследования, а наоборот, способствовала им. Так, направившись в разведывательную миссию в Кашгарию, он параллельно совершал географическое путешествие. Впоследствии в его трудах этот период описан как Кашгарская экспедиция. Затем были поездки на озеро Иссык-Куль, в китайский Кульджу, поселения Восточного и Западного Туркестана.

Будучи адъютантом (1855–1856 гг.), изучил родословную казахов - сопоставил данные, найденные в летописях, писаниях разных народностей. Но работу не завершил. В то же время зарисовал памятник над могилой матери Джубан-батыра. Впоследствии надгробие отреставрировали по этому наброску.

В 1857-м досрочно по протекции Гасфорда повышен до чина поручика. По долгу службы сопровождал полковника Хоментовского в его дипломатической командировке за реку Или. По дороге встретился с Достоевским и помог ему переправить в Санкт-Петербург оду, посвященную коронации царя.

В дороге по киргизским землям Уалиханов услышал местную легенду о богатыре Манасе и записал первую часть посвященного ему эпоса. Также записал еще ряд киргизских сказаний и былин, сделал ряд зарисовок. Командировка длилась полгода.

Затем Шокан Уалиханов отправился в Кульджу. Цель поездки - наладить русско-китайские торговые связи. В это время он изучал культуру и жизненный уклад китайцев.

По возвращении из экспедиции Шокан Уалиханов вошел в состав Русского географического общества. В это же время были впервые опубликованы исследования о киргизах.

Активная деятельность Уалиханова была разносторонней:

  1. Летом 1858-го 22-летний Шокан отправился в свою первую научную экспедицию в Кашгар и одновременно выполнял разведывательную функцию. Для маскировки он переоделся купцом и взял имя Мусабая Тухтубаева. Он собрал сведения о кишлаках, дорогах Алтышахара (так называли местность уйгуры), населении, климате и экономике. Здесь впервые получил достоверные сведения о казни немецкого исследователя А. Шлагинтвейта. Экспедиция длилась 11 месяцев. По возвращении написал отчет, который впоследствии высоко оценили востоковеды.
  2. В 1859–1861 гг. служил в Генштабе, Азиатском отделе МИДа в Санкт-Петербурге. В это время составлял географические карты Средней Азии, помогал ученому Риттеру готовить к публикации его труды, читал лекции. Ненадолго съездил в Париж для публикации своих географических открытий и статей о Казахстане.
  3. В 1861-м истощенный физически и морально перебрался в родной аул. Здесь он получил сильную поддержку, но проиграл выборы и не смог занять пост старшего султана округа Атбасара. Несмотря на политически подстроенный проигрыш, Шокан, благодаря поддержке губернатора, принял участие в разработке судебной реформы, совершенствовании системы местного самоуправления.
  4. В 1864-м участвовал в походе на Западный Туркестан в качестве переводчика и дипломата в чине штабс-ротмистра. Его целью было наладить дружеские отношения с местным населением и устранить споры о пастбищах между казахскими и киргизскими землевладельцами. Но Уалиханова возмутили действия военных по отношению к мирному населению в Пишпеке и Аулие-Ата. В результате Шокан ушел со службы. По другой версии, это был дипломатический ход, чтобы перебросить разведчика к границе с Китаем.

Научное наследие Ш. Уалиханова огромно:

  • «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды»;
  • «Тенгри»;
  • «Письмо профессору И. Н. Березину»;
  • «Ханские ярлыки»;
  • «Образец причитаний»;
  • «Песня об Алае»;
  • «Киргизское родословие»;
  • «О формах казахской народной поэзии»;
  • «Исторические предания о батырах XVIII века»;
  • «Дневник поездки на Иссык-Куль»;
  • «Дневник поездки в Кульджу»;
  • «Очерки Джунгарии» и другие.

В 1961 году, а затем в 1972-м Академия наук Казахстана издала пятитомник сочинений Шокана Уалиханова на русском языке. В них поражает такая особенность, как органический сплав стиля ученого и писателя-художника.

Жизнь и смерть Шокана Чингисовича полны загадок. Его служба в царской армии, выполнение различных поручений разведывательного характера, научные исследования и творчество - все это вместилось в 12-летнюю деятельность.

Его труды бесценны: они сыграли огромную роль в изучении культуры народов Средней Азии. Также Шокан Уалиханов сыграл знаковую роль, выступая посредником при урегулировании различных межнациональных конфликтов.

Значение деятельности Уалиханова для казахского народа огромно. Он описал культуру и быт своих соотечественников, собрал и передал общественности данные о местных обычаях, экономическом устройстве жизни кочевых народностей.

Ш. Ш. Уалиханов – одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период, просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление на исторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало с важным этапом истории казахского народа – оживлением развития производительных сил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общения с Россией.

Огромное значение Ш. Уалиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было обще известным. Профессор Н. И. Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью».

Жизнь и деятельность.

Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан – прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне – Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана – правителя Шынгыса Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей. Бабушка Шокана была умной, образованной, знавшей несколько языков женщиной. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана Уалиханова. «Для впечатлительного, одаренного от природы мальчика бабушка была неисчерпаемым источником знаний народной мудрости. В увлекательной форме она рассказывала Шокану старинные казахские легенды, предания, вспоминала исторические события недавнего прошлого, в которых сама принимала участие. Светлые воспоминания о бабушке – наставнице, носительнице лучших традиций народа, обычаев – Шокан сохранил на всю жизнь. Он записал ряд памятных встреч с ней. Будучи уже офицером особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, Шокан, получив сообщение о смерти Айганым, специально поехал в Сырымбет, чтобы попрощаться и проводить ее в последний путь», - писал один из исследователей жизни и деятельности ученого академик Академии наук Казахстана А. X. Маргулан.

После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847-1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.

Кадетский корпус – дореволюционное закрытое военное учебное заведение преимущественно для детей офицеров, основанное в 1730-х годах. В стенах этого учебного заведения будущий ученый получил первые знания, которые помогли формированию личности Ш. Ш. Уалиханова, его мировоззренческой платформы. Такая жажда знаний и настойчивость в приобретении их для казахов того времени само по себе было незаурядным, многозначащим явлением.

На работу в корпусе были приглашены опытные преподаватели, среди которых были люди, испытавшие влияние русской передовой общественной мысли, такие как капитан И. В. Ждан-Пушкин, Н. Ф. Костылецкий, друг юности Н. Г. Чернышевского, В. П. Лабодовский, Гансевский. В бытность Ш. Ш. Уалиханова в Омске он общался с образованными людьми города.

В корпусе Уалиханов проявил способности в изучении географии, истории, литературы. Он много и вдумчиво читает, как отмечается в ряде воспоминаний современников. Уже тогда он записывал произведения казахского фольклора, изучал историческую топографию некоторых районов Степи, делал чертежи и зарисовки архитектурных памятников.

Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Уалиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции – поэтом С. Ф. Дуровым, писателем Ф. М. Достоевским, в то время отбывавшим ссылку в Омске и Семипалатинске.

В 1854-1857 годах Уалиханов путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, по Киргизии, где собирает богатый географический, этнографический и исторический материал о казахском и киргизском народах, о котором высоко отзывался известный путешественник-географ П. П. Семенов-Тян-Шанский. Он же рекомендовал Ш. Ш. Уалиханова как обладателя совершенно выдающихся способностей в члены научного Русского географического общества, и Шокан был избран в 1857 году в его действительные члены.

В 1858-1859 годах Уалиханов совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.

В конце 1859-1861 годов Ш. Уалиханов жил в Петербурге, где работал в высшем военном учреждении – Генеральном штабе, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857 году, слушал лекции в Петербургском университете. Он работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, принимал участие в подготовке к изданию трудов ученого К. Риттера, обобщал материалы по географии, этнографии, истории Средней Азии и Казахстана, читал лекции о Восточном Туркестане, Тянь-Шане, Киргизии. В Петербурге познакомился с идеями русских революционных демократов-шестидесятников. Повседневно общаясь с русскими учеными и писателями, Шокан пробуждал у них интерес к Средней Азии и Казахстану, способствовал укреплению дружеского расположения к народам этих окраин. Поэтам подсказывал сюжеты, темы из восточной жизни. Под влиянием бесед с Уалихановым поэт А. Н. Майков написал стихи «В степях», «Альпийские ледники», «Емшан». В ученой и литературной среде, в которой вращался Ш. Уалиханов во время пребывания в Петербурге, он пользовался большим уважением и любовью. Многие потом вспоминали о Уалиханове, писали о нем с душевной теплотой и искренней доброжелательностью.

Весной 1861 года тяжелая болезнь заставила Ш. Уалиханова оставить Петербург. Живя в ауле, он занимался изучением быта, истории народа, собиранием образцов устной поэзии. Много писал об отсталости, средневековье, страданиях бесправных народных масс, томившихся под двойным гнетом чиновников – колонизаторов и феодалов, об их произволе и насилии. Он выступает в защиту прав народных масс, против угнетения и несправедливости.

Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы.

Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. Он прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты. По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалиханов примыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостнического строя, против колонизаторской политики царизма.

Ш. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. «Для нормального роста и развития народа, - писал он, - необходимы прежде всего свобода и знания». Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов.

Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи.

В работе «Записки о судебной реформе» Ш. Уалиханов, ставя вопрос о сущности и природе реформ, их экономической и социальной сторонах, страстно защищает интересы народных масс, высказывает мысль о том, что реформы должны учитывать «насущные нужды народа», «полезны те реформы, которые способствуют улучшению быта человека».

Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие общественной мысли в Казахстане.

Огромно научное наследие Ш. Ш. Уалиханова - «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Тенгри», «Письмо профессору И. Н. Березину», «Ханские ярлыки», «Образец причитаний», «Песня об Алае», «Киргизское родословие», «О формах казахской народной поэзии», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», «Заметки по истории южно-сибирских племен», «Дневник поездки в Кульджу», «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи» и другие. Объемистое пятитомное сочинение Ш. Ш. Уалиханова на русском языке было издано Академией наук Казахстана в 1961, а затем в 1972 году. В них поражает одна особенность – сплав стиля ученого и писателя-художника.

После окончания учебы в Сибирском кадетском корпусе, находясь на службе, принимает участие в крупной военно-научной экспедиции по изучению водного бассейна Иссык-Куля, в сложной дипломатической миссии России с Китаем, в поездке в Кульджу, по пути которой посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая. Научные результаты этих первых путешествий молодого Ш. Уалиханова отражены в талантливо написанных путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи», «Кульджа», «Дневник поездки в Кульджу». В них много исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов. Поразительно, что эти дневники, написанные в двадцатилетнем возрасте, являются плодом наблюдательного и эрудированного ученого, прекрасно знающего географию Тянь-Шаня и Семиречья, историю и быт, нравы и поэзию народов, населявших эти места с древних времен.

«Дневник поездки на Иссык-Куль» Ш. Ш. Уалиханова начинается с описания пути из Семипалатинска в Аягуз. В «Дневниках...» дано подробное научное описание надгробного памятника Козы-Корпешу и Баян-Сулу, который находится на правом возвышенном берегу реки Аягуз, против железнодорожной станции Тансык.

В дневниках Уалиханова много красочных описаний селений, городов, встреч с жителями незнакомых местностей. Как писатель, молодой Ш. Уалиханов фиксировал все, что увидел в многодневных, многомесячных путешествиях. В дневниках немало эпитетов и сравнений.

Уалиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Уалиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. Он сделал первую научную запись киргизского героического эпоса «Манас», сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Уалиханов считал «Манас» «национальной святыней киргизского народа». «Манас» в оценке Уалиханова - это «энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица – богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их нашли себе выражение в этой огромной эпопее».

Прекрасно зная восточную, русскую и западно-европейскую литературу, Уалиханов изучал художественные памятники казахского и киргизского народов в сравнительном плане.

Вершину научной славы Ш. Уалиханова составляют труды, написанные по результатам его Кашгарской экспедиции, совершенной им в 1858-1859 гг. Среди них особенно интересна работа «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу» (в Малой Бухарин), которую современники считали подлинным географическим открытием. Этот труд Уалиханова явился крупным вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.

Поездка в Кашгарию, в Восточный Туркестан была сопряжена с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Уалихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Уалиханов был первым ученым, открывшим для науки, для Европы Кашгарию.

Долгое время восточная часть Китая оставалась загадкой для науки. Кроме знаменитого землепроходца Марко Поло и голландского путешественника Гоэса никому не удалось побывать в этих краях. Попытки ученых путешественников Конолли, Стодтарта, позднее Шлагинтвейта не увенчались успехом. Свирепые властители этих краев по дикому обычаю умерщвлять чужеземцев казнили их. Смело отправляясь в столь опасное путешествие, Уалиханову пришлось «превратиться в купца Алимбая». Эту вынужденную роль он играл в течение десяти месяцев, пока не переступил границу родной земли.

Научный подвиг Уалиханова в свое время стал центром внимания ученого мира России, да и не только ее. Труды Уалиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и в Берлине.

Таково было широкое признание русской и мировой общественностью научной деятельности первого казахского ученого Ш. Уалиханова. Любовь к родной земле, глубокая связь с народом делали Уалиханова великим казахским провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед. Вся его деятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщить его к сознательному определению своей судьбы, развитию национальной культуры в содружестве с передовой русской культурой. Уалихановские традиции были поддержаны всем ходом общественного развития.

Уалиханов был передовым деятелем своего времени, замечательным патриотом, ученым, просветителем, отдавшим себя служению своему народу.



– великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная. Детство Чокана прошло в родовом имении бабушки Айганым в Сырымбете. Отец Чокана - Чингиз, ага- султан, дед Уалихан. Прадедом Чокана был хан Абылай. В двенадцатилетнем возрасте Чокан поступил на учебу в Сибирский кадетский корпус в городе Омске, который считался в то время лучшим учебным заведением в Сибири. В кадетском корпусе Чокан с увлечением учился, и за какие-то два-три года догнал и перегнал своих сверстников по знаниям. В формировании мировоззрения Чокана значительную роль сыграли друг и одноклассник его Г.Потанин, преподаватели Н.Ф. Костылецкий, литератор В.Т. Лободовский. В 1852 году Чокан познакомился с востоковедом И.Н. Березиным и по его просьбе написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша». Это была его первая научная работа.

Уже про 14-15-летнего Чокана преподаватели говорили, что он станет ученым. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адьютантом генерал-губернатора Степного края Г.Х. Гасфорта. Молодого и не по годам развитого и образованного казаха заметили русские интеллигенты, волею судьбы живущие в Омске писатели и поэты А.Н. Майков, Ф.М.Достоевский, В.Курочкин, ученый-востоковед К.К.Гутковский и другие. Чокан Валиханов принял участие в судьбе ссыльного писателя-петрашевца, будущего классика русской литературы Ф.М. Достоевского, способствовал досрочному освобождению его из ссылки.

На службе у генерал-губернатора, Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях, религии казахов. В 1856-57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены русскими учеными.

Другим результатом этих поездок было то обстоятельство, что Чокан ознакомился с некоторыми главами великого кыргызского эпоса «Манас», записал их, проанализировал, перевел на русский язык, показал, что «Манас» - выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Причем, Чокан назвал «Манас» степной «Илиадой», а продолжение «Манаса» поэму «Семетей» Чокан обозначил, как восточная «Одиссея». Вот так, отдельные главы из «Манаса» были впервые в мире опубликованы на русском языке. Знаменитый путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шаньский встречался с Чоканом в Жетысу-Семиречье и советовался с ним по поводу маршрутов по этому краю. По его рекомендации в 1857 году Чокан стал действительным членом Российского географического общества.

В 1858-1859 годах Чокан совершил самое главное в своей короткой жизни путешествие в Кашгар. Под именем купца Алимбая, обрив голову и изменив внешность, Чокан со спутниками проник в Кашгар, в котором жил пять месяцев. Ему удалось разгадать тайну гибели английского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, несколькими месяцами ранее него пришедшего в Кашгар из Индии, и погибшего от руки местного феодала Якуб-бека. Чокан вывез из Кашгара много интересных статистических и исторических сведений, которые были опубликованы в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар». Алтышаар, правильнее «Алтышахар», то есть «Шесть городов», в те времена так назывался Восточный Туркестан, неизвестное европейской географической науке государство.

Вернувшийся из Кашгара в Омск Чокан был встречен как герой, разведавший неизвестные земли, поощрен, направлен в Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с царем, на которой император отметил его особые заслуги перед Отечеством. К сожалению, в Санкт-Петербурге Чокан был лишь несколько месяцев, и по причине болезни, выехал назад в родные места. Вернувшись в степь, Чокан решил оставить службу, и даже выдвинул свою кандидатуру на выборах в волостные, чтобы, став правителем, попытаться облегчить участь своего народа. Но, к сожалению, местные власти подтасовали результаты выборов... Чокан, обиженный несправедливостью, уехал на юг, к своему родственнику султану Тезеку, где через некоторое время умер от обострившейся болезни туберкулеза.

В 1904 году Российское Географическое общество издало книгу Чокана Валиханова, и в предисловии к ней академик Н.И.Веселовский написал следующее: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингизович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд...» За недолгую жизнь Чокан Валиханов сумел написать значительные труды. Его литературное и научное творчество составляет пять объемных томов.

Чокан (Мухаммед-Ханафия) Валиханов родился в ноябре 1835 г. в крепости Кушмурун (близ Костаная) в семье старшего султана Аман-Карагайского округа Чингиса Валиханова. Свои детские годы он провел сначала в Кушмуруне, а по­том в Сырымбете – усадьбе своей бабушки Айганым (современная Северо-Казахстанская область). Чокан рано развился, уже в детстве определились основные черты его духовного склада.

Осенью 1847 г. 12-летний Чокан, оставив родную степь, в сопровождении отца прибыл на учебу в Омский кадетский корпус. Глубокие знания и необыкновенная память юного Чокана, сое­диненные с трудолюбием и высокими моральными качествами его личности, вызывали восхищение у многих преподавателей кор­пуса. Особенно проявились незаурядные способности Чокана в изучении истории, географии и восточной филологии, и всем этим он обратил на себя внимание. Сильное влияние на развитие Чокана оказал литератор и ориенталист Н.Ф. Костылецкий, а также преподаватель исто­рии Гонсевский. В стенах кадетского корпуса зародилась дружба Чокана Валиханова с выдающимся ученым Г.Н. Потаниным. Высоко ценили эрудицию молодого Валиханова, особенно в области восточной литературы С.Ф. Дуров, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Ядринцев. Чокан был близко знаком с русским писателем Ф.М. Достоев­ским, отбывавшим каторгу вместе с С.Ф. Дуровым в омской кре­пости.

В 1853 г. в возрасте 18 лет Чокан окончил кадетский корпус и был выпущен корнетом «по армейской кавалерии».

Общественная и литературная деятельность Чокана Валиха­нова началась сразу после окончания учебы. Формально он был определен офицером 6-го кавалерийского полка Сибирского ка­зачьего войска, но фактически оставлен при генерал-губернаторе Западной Сибири, а через год назначен адъютантом генерала Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточны­ми районами Казахстана. Одновременно по линии Главного уп­равления края на Ч. Валиханова была возложена должность офицера особых поручений.

Чокан, жаждавший служить своей родине, стремился к плодотворной, творческой дея­тельности. В 1854–1857 гг. Чокан принимает энергичное участие в ре­шении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен бугу, сарыбагыш и солту к России. Одновре­менно он начинает усиленно изучать географию, историю, обычаи, народную поэзию казахов и киргиз.

В 1855 г. Чокан принял участие в поездке генерала Гасфорта и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Ала­тау, где в это время происходила закладка укрепления Вер­ного.

Это путешествие положило начало глубокому научному изуче­нию Валихановым истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.

В 1856 – 1857 гг. он принимает участие в круп­ной военно-научной экспедиции, организованной под руководством полковника М.М. Хоментовского. Целью экспедиции было озна­комление с киргизским народом и съемка бассейна Иссык-Куля. «Пу­тешествие мое, – пишет Валиханов, – по свойству пройденной мест­ности, можно разделить на два периода. Первый период заключает путь мой по Джунгарии, т. е. в Семирецком и Заилийском крае и на озеро Иссык-Куль... Я посетил Джунгарию в первый раз в 1856 году и участвовал в первой экспедиции, предпринятой полков­ником Хоментовским на озеро Иссык-Куль. Потом три месяца жил в Кульдже. Всего в Джунгарии я находился пять месяцев и ус­пел осмотреть этот край вдоль и поперек от Ала-Куля до Тянь-Ша­ня, на который я поднялся в том году по реке Джиргалан». Во время этой поездки Чокан собрал орнитологическую и энтомологи­ческую коллекцию, составил гербарий, изучил флору и фауну Семиречья и Иссык-Куля, принял участие в съемке Иссык-Куля, в результате которой на новой карте были изменены форма и кон­туры его берегов. В этой экспедиции молодой исследователь впервые обратил внимание на знаменитую поэму киргизского народа «Манас», сде­лал ее первую научную запись, осуществил частичный перевод на русский язык. Он впервые подвергает поэму историко-литера­турному анализу, разбирает образ ее легендарного героя Манаса, а также других персонажей поэмы.

В начале августа 1856 г. Чокан Валиханов направляется в Кульджу. По пути он посетил ряд пограничных пунктов Западно­го Китая. Ч. Валиханов пробыл в Кульджинском крае около трех меся­цев, затем, с наступлением глубокой осени, вернулся в Омск. Поездка 1857 г. являлась для Валиханова по существу проб­ным шагом перед его экспедицией в Кашгар.

Географические и исторические исследования молодого казах­ского ученого через посредство П. П. Семенова-Тян-Шанского ста­ли известны в научных кругах Петербурга. 27 февраля 1857 г. Чокана Валиханова избрали в состав действительных членов Рус­ского географического общества, что означало признание его выдающихся заслуг перед русской наукой.

Расцвет научной и просветительской деятельности Валиханова относится к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов XIX столетия. В 1858–1859 гг. он совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, создавшую ему славу отважного путешественника. Изучив географию, историю, политическое устрой­ство, особенности культуры и быта этой почти неизвестной тогда в Европе страны, Ч. Валиханов внес существенный вклад в научное исследование Восточного Туркестана. Посылка экспедиции, в которой были заинтересованы ученые-географы, одновременно соответствовала интересам внешней по­литики русского правительства и была связана с общими поли­тическими мероприятиями, которые тогда проводились на средне­азиатском Востоке, особенно в связи со стремлением к максималь­ному расширению торговли с Востоком. Успешно окончив свое путешествие за десять месяцев и четыр­надцать дней, 12 апреля 1859 г. Чокан прибыл в укрепление Вер­ное (Алматы), имея с собой «богатый запас интересных сведе­ний о Кашгаре»

Главнейшим результатом поездки Валиханова в Кашгар явил­ся его капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести вос­точных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». Это был первый научный труд, посвященный истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной Валиханову науки. По охвату новых материалов, а также по широте и глубине их анализа ра­бота его явилась крупным вкладом в отечественную науку. Она не потеряла своего значения и поныне.

С конца 1959 г. до весны 1961 г. Ч. Валиханов находился в Петербурге. Деятельность Валиханова в Петербурге была весьма кипучей и разносторонней. Он работал в нескольких учреждениях: в Во­енно-ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департамен­те, Географическом обществе и одновременно слушал лекции в университете. По поручению Военно-ученого комитета он состав­лял карты Средней Азии и Восточного Туркестана. В Географическом обществе он принимал участие в подготовке к изданию трудов Риттера, составлял материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, читал лекции для членов общества о Восточном Туркестане, Тянь-Шане и Киргизии. Его лекции были очень интересны и увлекательны, некоторые из них иногда публиковались в газетах в кратком изложении

Однако кашгарская поездка сильно расстроила здоровье Валиханова. Весной 1861 г. тяжелая болезнь заставила его оставить Петербург. По совету врачей он отправился в родную степь с надеждой поправить свое ослабленное здоровье.

Желая преодолеть отсталость и беззакония в Степи, в 1862 г. Валиханов выставил свою кандидатуру на должность выборного старшего султана Атбасарского окружного приказа, что привело к разногласиям с родственниками. Чокан вскоре уехал в Омск, где принял участие в работе юриди­ческой комиссии областного правления и занимался вопросами казахской судебной реформы.

Весной 1864 г. Валиханов был приглашен в военную экспедицию генерала Черняева, в задачу которой входило присоединение Южного Казахстана к России. В июле 1864 г. с группой офи­церов, недовольных действиями Черняева, он возвратился в г. Вер­ный.

Восстановить свое подорванное здоровье Чокан Валиханов не смог. Он скончался в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кошентоган, недалеко от подножья Алтын-Эмельского хребта

Выдающийся казахский ученый и просветитель Ч. Валиханов оставил после себя обширное литературное наследство. За свою короткую жизнь он успел написать ряд работ, посвященных исто­рии, географии и этнографии народов Средней Азии и Казахстана, а также довольно значительное количество произведений на общественно-политические темы. Несмотря на молодость, это был вполне сформировавший­ся крупный ученый с энциклопедическим складом ума, сумевший поставить по-новому ряд вопросов в современной ему науке.

Источники и литература

1. Маргулан А. Основные этапы жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. // Валиханов Ч. Избранные произведения. - М.: Наука, 1986. – 414 стр. – С.5-10

2. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. – Алма-Ата, 1984. – 432 стр. – С.9-79

3. Ч.Ч.Валиханов, о нем [электронный ресурс] // www.iie.kz - Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК. – URL: http://www.iie.kz/?page_id=422 (дата обращения – 15.09.2014)