Дубина народной войны партизанская война. Дубина народной войны по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Нельзя поспорить, что самым известным и великим произведением Льва Толстого является роман «Война и мир». В нем красными нитками соединены разнообразные темы, но особое место занимает тематика войны. Автор называет войну страшным делом, и он действительно прав. В его романе некоторые герои вступают в войну, как в преступление, а другие персонажи вынуждены защищать себя и близких от безжалостных наступлений. Роман пронизан глубокими метафорами. Особенно яркой стала: «дубина народной войны».
Я понимаю эту фразу, как символ оружия простонародья. Оно не изящно и не благородно, как шпага. Для того, чтобы овладеть дубиной, не нужно упражняться в искусстве фехтования, достаточно просто бездумно владеть грубой физической силой. Крылатая фраза «дубина народной войны» на мой взгляд, означает, что измученный народ борется с яростными захватчиками как может, без соблюдения правил и основ боевого искусства. Народ отбивается без соблюдения военных канонов и традиций, он готов использовать любые способы для победы, даже самые ужасные и жестокие. Причем, народ будет биться до конца, до последнего вздоха, пока враг не будет повержен полностью.
Война, которую рисует Толстой в своем произведении, никого не оставляет равнодушным. Автор не двусмысленно показывает, что эта война по большей части была народной. Не только армия защищала родные земли от захватчика, все население активно участвовало в защите. Крестьяне и некоторые дворяне бесстрашно стали на защиту родной земли, купцы отдавали большую часть своих доходов, чтобы содержать могучую русскую армию. Многие крестьяне шли в партизаны, чтобы внести свою лепту в сражение. Отряды партизан охватывали в своем составе, как простых людей, так и представителей дворянства, но всех их объединяла одна общая и желанная цель – спасти Родину.
Лев Толстой – мастер пера, он ловко рисует читателю могучий образ народа, который готов на все, чтобы спасти родные земли. Народ, как правило, не образованный и не владеет военными премудростями, но это не убавляет желания сделать все для спасения Родины. Народ берет на вооружение простую дубинку и уверенно шагает на встречу врагам.

"Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие", каждый, кто читал "Войну и мир", не забудет эти слова Льва Толстого.

Поэт-партизан

Недолго ликовал француз. В сентябре захватчики хозяйничали в Белокаменной, а в октябре уже не знали, как спастись - и немалую роль в этой перемене сыграли партизаны. После первых вестей о победах, об отступлении врага Россия наконец вздохнула облегченно.

Все началось с послания князю Багратиону, в котором храбрый гусар и блистательный поэт Денис Васильевич Давыдов предложил снарядить отряд для партизанской войны. Партизанская война - единственный способ одолеть Наполеона, остановить его, сделать невыносимым существование "великой армии" в России. Багратион одобрил планы Давыдова. Слово было за новым главнокомандующим Кутузовым.

Накануне Бородинской битвы Кутузов принимает план Давыдова и Багратиона. Денис Васильевич, получив в свое распоряжение несколько десятков гусар и казаков, немедленно начал "поиски" по французским тылам. Именно поэтому он не примет участия в Бородинском сражении. А ведь Бородино было почти родным для Давыдова... Отец приобрел его сразу после отставки.

На Бородинском поле ранили в ногу родного брата Дениса Васильевича - кавалергарда, ротмистра Евдокима Давыдова. Но Денис Васильевич занимался не менее важным делом, чем герои Бородина. В дни приближения Наполеона к Москве, в дни великой битвы Давыдов уже тревожил французские тылы, отбивал русских пленных, уничтожал обозы.

Летучий отряд Давыдова многие считали обреченным и провожали его как на гибель. Но для Дениса Васильевича партизанская война оказалась родной стихией. После первой же победы над французским отрядом на Смоленской дороге он передает захваченное у врага оружие крестьянам. Как много он сделал для того, чтобы "дубина народной войны" больнее била противника!

Первый отряд Давыдова - всего лишь пятьдесят гусар и восемьдесят казаков - двинулся в тыл "великой армии" накануне Бородина. И сразу же чуть не попал в плен... к русским партизанам! Да-да, это не пустопорожний анекдот, крестьяне действительно приняли гусар за французов. Пришлось Давыдову отпустить бороду и нацепить русский кафтан. А разговаривать с мужиками он умел - никогда не был галломаном. Сам Денис Васильевич так повествует о тех днях: "Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одежу схожо". - "Да разве я не русским языком говорю?" - "Да ведь у них всякого сбора люди!" Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена Св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным". Да, нам режет ухо слово "чернь". Но в те времена, да еще и в устах Давыдова, оно не имело уничижительного подтекста. В ХХ веке мы переросли это слово, уничтожив сословные предрассудки. Как бы не вернулось теперь в нашу жизнь худшее из старины далекой... В первые недели рейда по французским тылам Давыдов захватил пленных в три-четыре раза больше, чем было бойцов в его отряде. Эти успехи впечатлили Кутузова, майор Давыдов получил подкрепление. Отряд пополняли и крестьяне - народные мстители. Вскоре на счету Давыдова было уже четыре тысячи пленных. И он получает чин полковника.

Наполеон не только приговорил Давыдова к казни, но и вынужден был сформировать кавалерийский отряд в две тысячи сабель, которому поручили уничтожить Давыдова. Однако русские партизаны заманили французскую конницу в ловушку. По России пошла молва о непобедимости Давыдова, о чудесных победах... Голод во французской армии - тоже во многом заслуга Давыдова, захватившего немало продовольственных обозов.

Крупнейшие победы летучего отряда состоялись 28 октября при Ляхове и 9 ноября под Копысом. При Ляхове бригаду Ожеро атаковали четыре русских отряда: кроме давыдовского - партизанские отряды Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова. Давыдов, инициатор операции, командовал авангардом. Им удалось разгромить превосходящие силы французов, а полторы тысячи, включая генерала, сдались в плен. Это - один из ярчайших эпизодов операции, которая останется в истории как изгнание "великой армии" из России. "Наступила ночь; мороз усилился; Ляхово пылало; войска наши, на коне, стояли по обеим сторонам дороги, по которой проходили обезоруженные французские войска, освещаемые отблеском пожара. Болтовня французов не умолкала: они ругали мороз, генерала своего, Россию, нас", - описывал Давыдов финал сражения.

Не только рубака, но и талантливый военный писатель, Давыдов стал теоретиком партизанской войны и историком войны 1812 года. Разумеется, находились оппоненты, считавшие, что Денис Васильевич преувеличил свою роль в партизанском движении. Но будем помнить, что народным героем он стал уже в 1812-м. Молва подхватила его имя, а лубочные художники растиражировали образ. У самого Вальтера Скотта хранился гравированный портрет Дениса Давыдова из серии портретов русских героев 1812 года, которая была выпущена художником Дайтоном.

На гравюре Дайтона Денис Давыдов изображен в облике могучего воина, с черной кудрявой бородой и шапкой волос, в меховой шкуре, накинутой на плечи и застегнутой пряжкой у ворота, с шарфом вместо пояса и шашкой в руке. Подпись гласила: "Денис Давыдов. Черный капитан". Тут не до портретного сходства, но Давыдов будет польщен, узнав об этом из переписки с английским классиком.

И все-таки - народ-победитель!

В последнее время вошло в моду "развеивать мифы" о великом прошлом. Нам говорят: партизанское движение не было народным. Просто офицеры - представители аристократии - выполняли секретные задания, профессионально осуществляли диверсии в тылу врага. А крестьяне и слова такого не знали - "патриотизм"! Вернулись представления времен некоего Дмитрия Рунича, который утверждал: "Русский человек защищал не свои политические права. Он воевал для того, чтобы истребить "хищных зверей", пришедших пожрать его овец, кур, опустошить его поля и житницу". Не верили господа, что "плебеи" способны на высокие порывы, способны думать о чем-либо, помимо хлеба насущного. Не в почете и в наше время понятие "народ", его считают атавизмом советской риторики. Когда-то Суворов доказывал Потемкину: "Позвольте, светлейший князь, донесть: и в нижнем звании бывают герои". Примерно в то же время Карамзин открывал просвещенной публике тайну за семью печатями: "И крестьянки любить умеют". В "Записках охотника" Тургенев показал великодушие, человечность крестьян. И вдруг в ХХI веке о русских хлебопашцах и солдатах 1812 года стали писать, как о животных!..

Уж такие времена настали, каждый мнит себя героем-одиночкой и презирает "подавляющее большинство". Много лет "властители дум" навязывают нам скептические представления о "народе": если масса, то заведомо серая. Выращена новая поросль "интеллигентов". Это в прежние времена идеологией и смыслом существования интеллигенции было служение народу:

Народ! Народ!

Люблю тебя, пою твои страданья.

Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?..

Современные снобы осмеяли такую позицию. На пути самоутверждения сжигается все. Толстовское понимание исторической драмы 1812 года им ненавистно. Кстати, у Л.Н. Толстого можно найти рассуждения о "трутневом населении армии" - о тех офицерах, которые думали только о почестях. А у Дениса Давыдова - принципиальный спор с салонными русофобами:

Всякий маменькин сынок, Всякий обирала, Модных бредней дурачок, Корчит либерала.

"..." А глядишь: наш Мирабо Старого Гаврило За измятое жабо Хлещет в ус да в рыло.

А глядишь: наш Лафайет, Брут или Фабриций Мужиков под пресс кладет

Вместе с свекловицей.

Это стихотворение называется "Современная песня". Беда в том, что она и теперь - снова современная! В нынешних словоохотливых кругах презрение к "народу" (или вообще отрицание такого понятия) воспринимается уже как доблесть.

Партизанская слава

Но вернемся от Давыдова-поэта к Давыдову-партизану. Он видел, что командующие не готовы к генеральному сражению: слишком велик риск, можно потерять армию, а с нею и Россию. Видел и слабость позиций "Великой армии": Наполеон от Немана до Москвы прошел 1200 километров. Таких растянутых коммуникационных линий тогдашняя военная история не знала. В этом - уязвимость победителей лета 1812 года. К войскам Давыдова присоединялись крестьяне, отставшие от армии солдаты, иногда и Кутузов присылал подкрепления. Но массовая поддержка сопротивления - это не байки!

Крестьяне Бронницкого уезда Московской губернии, крестьяне села Николы-Погорелого близ Вязьмы, бежецкие, дорогобужские, серпуховские постоянно поддерживали партизан, пополняли летучие отряды. Нередко группы крестьян выслеживали отдельные неприятельские отряды, уничтожали французских фуражиров и мародеров. Тут уж не шла речь о пощаде. Крестьяне карали неумолимо.

В советские времена в Москве появилась улица Василисы Кожиной. Кто она - легендарная крестьянка-партизан? Говорят, ее мужа убили оккупанты, и она поклялась отомстить. Разные рассказы ходили о ней. Примерно такие: "Староста одной деревни Сычевского уезда Смоленской губернии повел в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама... В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом - косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!" И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы".

Василисе Кожиной - суровой конвоирше пленных - была посвящена популярная серия лубков. До сих пор нам памятен лубок А.Г. Венецианова 1813 года "Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы" с надписью "Иллюстрация эпизода в Сычевском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооруженных косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит".

Знаменитый портрет простой крестьянки - невиданное дело! - написал художник Александр Смирнов. Под картиной подпись: "Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью и денежной премией - 500 рублей". Да не в премии дело, а в подвигах! В том, что не удалось оккупантам сломить свободолюбивый дух русского человека. Где это видано, чтобы женщина не покорялась вооруженному захватчику? А рассказы о Василисе, быть может, были важнее, чем ее смелые деяния. Войну выигрывают не только солдаты и пушки, но и книги, песни, правильно сформулированные лозунги.

Игра со смертью

Энергичным организатором партизанского движения стал Александр Фигнер, начавший войну в чине штабс-капитана. Помните толстовского Долохова? Фигнер - один из его прототипов. Отчаянный храбрец, он пылал ненавистью к врагу, мечтал (как и все партизаны) пленить Бонапарта. Когда враг занял Москву, он направился в оккупированный город. Прирожденный разведчик, актер, он менял наряды, выдавал себя то за француза, то за немца (остзейское происхождение позволяло!). Пленить Наполеона ему, как известно, не удалось. Но Фигнер сумел добыть важные сведения из французского лагеря, а покинув Москву, сколотил небольшой отряд из добровольцев.

Молодых офицеров восхищала безрассудная смелость Фигнера. Он играл со смертью, как бретер. Но не только ради славы и уж совсем не для личной наживы.

Он защищал Отечество.

Легенды о находчивости Фигнера вдохновляли армию. Однажды французам удалось прижать партизанский отряд к непроходимым болотам. Врагов - семь тысяч, фигнеровцев - горстка. Положение безвыходное! Ночью французы не смыкали глаз, сторожили партизан в западне, чтобы утром расправиться с ними. Но, когда рассвело, оказалось, что болотистый перелесок пуст. Русских и след простыл. Что за чудесное спасение? Никакого чуда не было, просто в очередной раз сработала военная хитрость. В темноте Фигнер, рискуя жизнью, по кочкам переправился через болото. В двух верстах от болота стояла тихая деревушка. Фигнер собрал крестьян, рассказал им, что к чему, и они сообща нашли выход. В два счета (каждая минута на счету!) к берегу принесли доски и солому, расстелили дорогу в болоте. Командир первым проверил прочность настила, вернулся в отряд. Он приказал осторожно перевести в безопасное место лошадей - французские часовые подозрительных звуков не расслышали. Потом по цепочке пошли люди. Последние снимали за собой доски и передавали вперед. Даже раненым удалось выбраться из западни, а от дороги и следа не осталось.

Есть ли в этой истории доля преувеличения? В боевой биографии Фигнера, Давыдова, Сеславина было немало невероятных эпизодов - ни один фантазер такого не придумает. Сам Фигнер (как и Долохов) любил эффектную позу, умел, что называется, произвести впечатление. В одном из донесений он признавался:

"Вчера я узнал, что вы беспокоитесь узнать о силах и движении неприятеля, чего ради вчера же был у французов один, а сегодня посещал их вооруженною рукою. После чего опять имел с ними переговоры.

О всем случившемся посланный мною к вам господин ротмистр Алексеев лучше расскажет, ибо я боюсь расхвастаться".

Он понимал, что шумная популярность помогает в сражении, вселяет храбрость в сердца добровольцев. Стоит обратить внимание на изящный слог донесений Фигнера. Яркий человек - во всем яркий! Мастер мистификаций, инсценировок - и невероятный храбрец...

В другой раз партизаны попали в окружение. Французская кавалерия готовилась к бою, Фигнер разделил свой отряд на две группы. Первая, в которую вошли кавалеристы Польского уланского полка, носившие форму, очень похожую на французскую, выскочила из леса и устремилась на своих товарищей, русских партизан. Устроили перестрелку и даже рукопашную схватку. Французские наблюдатели решили, что Фигнер разбит. Пока они собирались с мыслями, партизаны исчезли. А ведь за голову Фигнера Наполеон готов был дорого заплатить. Неуловимый партизан наводил ужас на врага!

Боевые вылазки он не прекращал даже тогда, когда бывалые партизаны нуждались в передышке: "Фигнер, своеобразный во всем, нередко переодевался простым рабочим или крестьянином и, вооружившись вместо палки духовым ружьем и взяв в карман Георгиевский крест, чтобы в случае надобности показать его казакам, которых он мог встретить, и тем доказать свою личность, ходил один на разведки в то время, как все отдыхали".

Легенды о его подвигах распространились и в Европе. Он и в Германии не прекращал тайно проникать в города, занятые французами. В заграничном походе Фигнер сформировал "Легион мести" из немцев, русских, итальянцев - тех, кто был готов сражаться с Наполеоном. Воевал попрежнему в партизанском стиле, с честью носил чин русского полковника. Войска маршала Нея прижали смельчаков к Эльбе. На берегу осталась только сабля храброго полковника. Воды немецкой реки сомкнулись над израненным героем.

Но ему удалось свершить главное: враг был изгнан за пределы России!

Поэт-гусар, фронтовик (замечу попутно: самый почтенный долгожитель в классической русской литературе - прожил почти 94 года) Федор Глинка посвятил герою замечательные стихи:

О, Фигнер был великий воин, И не простой... он был колдун!..

При нем француз был вечно беспокоен...

Как невидимка, как летун,

Везде неузнанный лазутчик,

То вдруг французам он попутчик,

То гость у них: как немец, как поляк;

Он едет вечером к французам на бивак И карты козыряет с ними, Поет и пьет... и распростился он, Как будто с братьями родными...

Но усталых в пиру еще обдержит сон, А он, тишком, с своей командой зоркой, Прокравшись из леса под горкой, Как тут!.. "Пардон!" Им нет пардона:

И, не истратив ни патрона, Берет две трети эскадрона...

("Смерть Фигнера").

Сеславин

Рядом с яростным, удалым Фигнером сражался партизанский вождь, отличавшийся благородством и мудростью.

Один из героев Бородинского сражения - полковник Александр Никитич Сеславин осенью 1812-го получил в командование отдельный летучий отряд. Это его воины первыми приметили отступление Наполеона из Москвы. Отряд Сеславина преследовал французов на всем пути до границ России, устраивал засады, захватывал пленных. Не давал врагу опомниться, навязал французам круглосуточную партизанскую войну, без выходных дней.

Если бы не своевременное донесение Сеславина генералу Д.С. Дохтурову, Наполеон, возможно, смог бы занять плодородные южные губернии и весной 1813 года начать новую кампанию, пополнив армию. Но под Малоярославцем русские преградили "Великой армии" путь к спасению. Отступать пришлось по старой Смоленской дороге, сулившей только голод и свидания с партизанами. В последний период войны сеславинцы захватывали в плен деморализованных французов тысячами. В бою под Вильно лихой отряд первым ворвался в город, а Сеславин получил ранение в руку с раздроблением кости - не первое и не последнее в его боевой биографии. В лазарете провалялся недолго и принял участие во всех основных сражениях европейской кампании 1813 и 1814 года, вплоть до битвы за Париж. В Московском Кремле, возле Арсенала, можно увидеть немало трофейных пушек, отбитых у врага чудо-богатырями Сеславина.

Слава "тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью" - это слова Л.Н. Толстого. Верим, что народ наш не растерял эти качества.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «Тувсинская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики

Реферат по литературе

Дубина народной войны по роману Л. Н. Толстого « Война и мир »

Работа ученика 10 класса

Александрова Геннадия

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

Иванова Т.Б.

Введение

1 Народная война

2 Капитан Тушин. Купец Ферапонтов

3 Партизанское движение

4 Бородинское сражение

5 Патриотизм и самоотверженность русского дворянства

6 Кутузов - представитель народной войны

7 Развенчание Наполеона

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Патриотизм со стоит не в пышных возгласах...»

В.Г. Белинский

«Мы погибли бы, если бы не погибли».

Фемистокл

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой».

М.Ю. Лермонтов

Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов. Исторически так случилось, что за все время своего существования, начиная с Киевской Руси, русский народ постоянно подвергался нападению извне. И каждый раз на борьбу с врагом поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества, героизма и патриотизма.

Написание Л. Толстым эпопеи «Война и мир» тоже можно считать проявлением патриотизма, т. к. в своем произведении он признает за народом решающую роль в историческом процессе. В таком представлении о роли народа в движении истории Толстой оказался близок взглядам революционных демократов. Идея создания исторического романа возникла у писателя под влиянием общественной атмосферы 60-х годов XIX столетия. В этот период формируется движение революционных демократов.

Вот Л. Толстой и задумал соединить две эпохи: эпоху первого революционного движения в России - эпоху декабристов - и шестидесятые годы - эпоху революционных демократов. Толстой пытался осуществить нелегкую задачу: понять и осмыслить современность через призму истории. И чем больше он углубляется в работу над романом, тем более ему хочется «провести уже не одного, а многих героев и героинь через исторические события...».

Рассказав в своем романе и об исторических деятелях, и о лучших представителях дворянства, об отдаленных семьях и лицах, вымышленных и действительных, и раскрыв «характер русского народа и войска», Л. Толстой создал роман-эпопею. Свое преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» писатель выразил в своем произведении. Отечественная война 1812 года, когда усилия всей русской нации были собраны в единый кулак для отпора наполеоновскому нашествию, была благородной темой. Эта тема легла в основу романа, потому что в годину тяжких испытаний патриотизм сближает людей, объединяя представителей разных классов в борьбе с завоевателями.

1 НАРОДНАЯ ВОЙНА

Л.Н. Толстой, изображая войну в своём грандиозном романе «Война и мир», не показывает военные парады, награждения отличившихся солдат, грациозных коней, сидящих на них героев, полководцев. Это форма. Лев Николаевич этому предпочитает ничем не приметные, но теряющие при этом своего значения военные будни; скромных, но способных на героизм обычных солдат; их ежедневную борьбу с неприятелем. Это содержание.

Война как физическое уничтожение массы людей - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Жажда власти, имеющая самые разнообразные проявления; борьба за власть привели к появлению форм поведения, не имеющих аналогов в природе. Но война русского народа - война справедливая, ведь она не против Франции. Она даже не против бесчинства и зла, она за родную Россию, за её свободу, за её красоту, за добро. Очередное доказательство того, что утверждение, а не отрицание - истинный путь. Автор дарует своим читателям возможность уникальную погрузиться на глубину внутреннего мира обыкновенного человека. В нём нет бравады, ложной доблести, желания получить «лишний крестик или ленточку»; в нём простота, добро, правда (без фирменной толстовской триады не обошлось); воля сочетаются с обыкновенной необыкновенностью, неповторимою индивидуальностью и душевной красотой.

Именно от совместных действий таких людей зависит дальнейший шаг Истории, результат войны. «Причин исторического события нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами», - продолжает наши размышления писательствующий философ Толстой, идеи которого вступили в непримиримое разногласие с провозглашавшими «формулу европейского героя» Гегеля и Ницше.

Народ, связанный едиными чувствами и стремлениями, а не исключительная личность решает судьбу человечества - таково мнение Толстого в вопросе о роли личности в истории.

2 КАПИТАН ТУШИН . КУПЕЦ ФЕРАПОНТОВ

Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г., описав Шенграбенское сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд совершил героический переход к деревне Шенграбен.

А вот другой незаметный герой - капитан Тушин. Это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести, мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю.

Совсем иное состояние у российских солдат и офицеров после вступления наполеоновской армии на территорию России. Эту войну Толстой изображает как войну народную, освободительную. Против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы. Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая «на вольный божий свет». И здесь её роль равносильна тому, что даёт ищущим героям Толстого общение с народом. Лидия Дмитриевна Опульская писала: «В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды». Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

В Шенграбенском сражении, в битве на Бородинском поле было немало моментов колебания, страха, неуверенности. В такие минуты пехотным полкам помогает необъяснимый подъём, воодушевление, охватывающее отдельных солдат, способных с криками «ура!» повести за собой потерявшее было надежду войско. Так сделал офицер Тимохин, скромняга, без задних мыслей «с одной шпажкой» и «безумной решительностью» бросившийся на французов. Таким же образом вносит весомый вклад в общую победу не побоявшийся взять инициативу на себя начальник батареи Тушин со своими артиллеристами.

Причина поражений в Австрии, Пруссии - отсутствие цели и мотивации. Теперь же всё обстоит иначе. Цель Отечественной войны 1812 года определена, она едина для всех её участников. Встретившийся Пьеру в Можайске солдат говорит именно об этом: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Местью за испытанные оскорбления, за родную землю, за прошлые неудачи, охвачены все. В «народном сражении» - Бородинской битве победу обеспечил общий «дух войска», присовокупленный к «скрытой теплоте патриотизма». Потери были фактически одинаковы, но победа русских в них не измерялась: это была «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии». «Чудесный, бесподобный народ» терпит всё: беды, мучения, боль, - и всё ради освобождения родной земли.

война толстой народ кутузов наполеон

3 ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Могучей волной поднималось партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою». «И благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, который встал во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов.

Несомненно, велика роль партизанского движения во время войны. Жители деревень, обычные мужики с вилами в руках бессознательно шли на врага. Они уничтожали непобедимую наполеоновскую армию изнутри. Одним из них является Тихон Щербатый, «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. С топором в руках с безграничной, перерастающей порой в жестокость жаждой мести он идёт, бежит, летит навстречу врагу. Его ведёт естественное патриотическое чувство. Его энергией, динамикой, решительностью, храбростью заряжаются все.

Но есть среди мстящего народа не только беспощадность, но и человечность, любовь к ближнему. Таков пленный солдат Апшеронского полка Платон Каратаев. Его внешний облик, своеобразный голос, «нежно-певучая ласка» - противоположность, ответ грубости Тихона. Платон - неисправимый фаталист, всегда готовый «безвинно напрасно пострадать». Ему характерны трудолюбие, стремление к правде, справедливости. Невозможным представляется вообразить Платона воинственным, сражающимся: его любовь к человечеству слишком велика, он воплощение «всего русского, доброго и круглого». Л.Н. Толстой тем не менее всё-таки за борющийся, нежели пассивный, как Каратаев, народ: «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Дубину осмелился поднять на врага именно народ, но ни в коем случае не толпа, которая, обезумев, приветствует царя; не толпа, которая зверски расправляется с Верещагиным; не толпа, которая лишь имитирует участие в военных действиях. В народе в отличие от толпы есть единство, объединяющее начало и нет агрессии, враждебности, бессмысленности. Победа над французами была одержана не благодаря фантастическим подвигам одиночных героев, её заслужил «сильнейший духом» русский народ - носитель высших нравственных ценностей.

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Основную роль в победе Толстой отдает простому народу, ярким представителем которого был крестьянин Тихон Щербатый.

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой.

Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка», вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь»

Он был «самым нужным человеком» в партизанском отряде, т. к. умел делать все: раскладывать костры, доставать воду, обдирать лошадей для пищи, готовить ее, изготовлять деревянную посуду, доставлять пленных. Именно такие труженики земли, созданные лишь для мирной жизни, становятся защитниками Родины.

4 БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Такая всенародная поддержка придавала русской армии громадную силу. С особой полнотой это раскрывалось в Бородинском сражении. Главное действие Бородинского сражения произошло двадцать шестого августа. Кутузов математически точно просчитал, что, «принимая сражение и рискуя потерять четверть армии, он, наверное, теряет Москву», но и Наполеон, «принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии» еще более растягивает свою линию.

Само сражение было страшным, «в крови, страданиях и смерти». Это была тяжелая и трудная работа. Л. Толстой изобразил Бородинское сражение, взглянув на его как бы с двух сторон: русской и французской. Это сражение мы видим глазами Пьера, который случайно опал в центр батареи. И вместе с Пьером не перестаем удивляться мужеству и героизму русских людей.

Попав на редут Раевского, Пьер решил, что это было самое незначительное место в сражении, «где небольшое количество людей, занятых делом, было ограничено, отделено от других канавой», - здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление. Отовсюду слышались веселый говор и шутки. Солдаты как бы не замечали разбитых орудий, летящих снарядов и пуль, но это не просто удаль, это героизм людей, и им, как всему живому, присущ страх смерти: «ведь она не помилует... нельзя не бояться». И смерть не миновала многих защитников редута: на глазах у Пьера смертельно ранило молоденького офицера, а, вернувшись через некоторое время на редут «из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого». И, несмотря на толпы раненых, русских и французов, на тысячи убитых, «гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевала, но и усиливалась до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил». Толстой изобразил подлинную героику войны как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. Это сражение было нравственной победой русских, а французы получили смертельную рану.

5 ПАТРИОТИЗМ И САМООТВЕРЖЕННОСТЬ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА

Чувство патриотизма было свойственно и дворянству, которое сохранило добрые национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухое - это любимые герои Толстого. Именно на примере семей Волконских и Ростовых Толстой показывает патриотизм и самоотверженность русского дворянства. Именно такие семьи были близки к народу, любили русскую природу, национальную культуру. Их серьезные интеллектуально - нравственные запросы в годину серьезных испытаний явились основой патриотического порыва. «Скрытый патриотизм, который выражается не фразами... а незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты», был движущей силой для победы над французами. Как и в Смоленске, большинство жителей понимало, что покидать Москву - это не предательство, а тяжкая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после» него.

С другой стороны, с большой неприязнью Толстой пишет о мире аристократического барства, который далек от народа. Сама власть антинародна. Беспощадно Толстой рисует Растопчина, градоначальника, который пытается «отстоять» Москву. Хищничество, бездушие, скудоумие - характерные черты аристократов, которые собираются в салоне фрейлины Шерер. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - это их интересы, этим они живут. Вся эта ленивая и лицемерная толпа была против назначения на должность главнокомандующего «старика» Кутузова.

К этим светским людям относятся и Борис Друбецкой, и Берг, цель жизни которых - получить хорошее место, сделать блестящую карьеру, пробраться к «верхам». «Они заняты только своими маленькими интересами» и ждут только минуту, чтобы «получить лишний крестик или ленточку», - говорит о таких людях А. Болконский.

Более того, такие «воинствующие» военные не только не содействовали общему делу, но даже мешали ему. Так граф Бенигсен распорядился передвинуть войска на высоту, не понимая, что войска были поставлены в засаду. Более того, он об этом изменении даже не доложил главнокомандующему. Молодой князь Б. Друбецкой, «неоценимый человек» в свите графа Бенигсена, «воздает раболепное уважение Кутузову», давая понять окружающим, что старик плох. Он говорит патриотические фразы «с самым естественным видом», но, «очевидно, только для того, чтобы быть услышанным светлейшим».

Особое место в романе занимает князь Андрей, в котором любовь к Родине, к народу рождает настоящего героя. Он долго ищет и находит смысл своей жизни.

«Чтобы не для меня одного шла жизнь моя»,- говорит князь. Он стремится жить для других. В тяжелый период войны, где бы князь ни находился, он проявляет себя истинным патриотом и честным офицером, глубоко переживающим страдания своего народа, бедствия Родины. Он завоевывает симпатии солдат, его ласково называют «наш князь», им гордятся, его любят.

Но не только сражения рождают героев. Например, Пьер Безухов борется с врагом в пылающей Москве. Проявляя лучшие качества человеческой души, он спасает из огня девочку, а чуть позже бросается на помощь девушке-армянке, из-за чего он и попадает в плен. Пьер не умел равнодушно относиться к чужому страданию, сам того не осознавая, он совершает настоящий подвиг. Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает «ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они». «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны».

Так, в этих образах мы видим поистине настоящих героев. Преодолеть сомнения и стать настоящими героями им помогает чудодейственная сила, исходящая от сотен жителей русской земли, с которыми их свела эта проклятая война.

6 КУТУЗОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ

Неотделим от народа и образ великого русского полководца Кутузова. Это подлинно историческая фигура, именно с его помощью Толстой обосновывает свою философию о значении личности в истории. Основу его взглядов составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности. Великий человек, по Толстому, - это человек, способный отказаться от личных интересов, подчинить их общенародной необходимости. И дело не в том, что Кутузов предугадывает действия и маневры противника, а в том, что в его деятельности выражается всенародная воля. «Источник необычайной силы и особой русской мудрости заключался в том народном чувстве, которое он нес в себе во всей чистоте и силе его». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты наилучшие люди из дворян. Поэтому в годину опасности России «нужен свой, родной человек». Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно давал оценку событий и принимал единственно правильное решение. Так, после победоносного Бородинского сражения он настоял на отступлении, жалея своих солдат, свою обескровленную армию.

У Кутузова нет другой задачи, кроме служения отечеству и желания изгнать захватчиков. Он не думает о славе подобно Наполеону или Александру. Он чрезвычайно тонко разбирается в значении народного смысла событий, чувствует происходящее внутри каждого солдата. Михаил Илларионович - величайший полководец, хотя бы только потому, что осознал роль «роевого начала», постигнул истинный дух войска, разделил волю народа и воплотил всё это в себе. В полной, рыхлой, сутулой фигуре этого старика нет места личным амбициям, есть феноменальная чуткость к воле народа, к воле Бога. «Долголетним военным опытом он знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска». Именно поэтому, на первый взгляд, Кутузов кажется бездеятельным, безразличным, во всём сомневающимся «дедушкой». Но за этой внешней инертностью скрывается высочайшая внутренняя активность. Вообще, общеизвестным критерием успеха является наименьшее приложенное усилие. Кутузов, по-видимому, знаком не только с законами истории, но и с законами жизни, духовными законами. Никакие собрания, никакие замысловатые стратегические расчёты вовсе не имеют смысла, т. к. источник побед - что-то неухватываемое, невидимое, неуловимое, неощущаемое.

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

С.П. Бычков писал: «Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны.

Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Доброта, простодушие, мудрость, пожертвование личными интересами ради блага целой нации - ключи Кутузова, с помощью которых он способен повести за собой, увлечь, направить, объединить…

После освобождения страны представитель народной войны чувствует себя выполнившим главную в жизни миссию. И он умирает в 1813 году.

7 РАЗВЕНЧАНИЕ НАПОЛЕОНА

В романе Толстой противопоставляет «простую, скромную и потому величественную фигуру» Кутузова «лживой форме европейского героя Наполеона». Это два полюса романа. Писатель подчеркивает все отталкивающее в облике Наполеона.

Император был лишен способности понять, что мир существует не для исполнения его желаний. Он не мог себе представить, чтобы кто-то, в том числе и враги, не обожали его. По Толстому, Наполеон - лживый герой. Он далек от своих солдат. Основным движущим стимулом у Наполеона была жажда личной славы, величия, власти, какими бы путями это ни достигалось.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции «мысли народной».

С.П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие. Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма. Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и жёлтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, «что-то, что он скажет и сделает теперь, - есть история»; «сын его в бильбоке играл земным шаром» - в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать «самую простую отеческую нежность». Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия, и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой показывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война - не «игра», а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - «мысль народную» - Толстой доказывает на примере войны 1812 года. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества - М., 1954.

2. Громова - Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - М.: Наука, 1987.

3. Громова-Опульская, Лидия Дмитриевна. Избранные труды / Л.Д. Громова-Опульская; Рос. акад. наук; Ин-т мировой культуры им. А.М. Горького. - М.: Наука, 2005.

4. Шепелева З.С. Мастерство Толстого в «Войне и мире» - Кострома, 1954.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого "Война и мир". Анализ фигуры Кутузова как великого полководца. Мнение иностранных энциклопедистов, несправедливая и необъективная критика. Популярность Наполеона Бонапарта, его роль в истории Европы.

    сочинение , добавлен 04.05.2009

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Тема красоты в романе-эпопее Льва Толстого "Война и мир". Сравнительный анализ образов Элен, которая считалась идеалом высшего света, и Марии Болконской, преданной своей семье. Богатство внутреннего мира как тот ориентир, к которому нужно стремиться.

    эссе , добавлен 29.10.2013

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

Самым великим произведением Л.Н. Толстого по праву является роман-эпопея «Война и мир». Уже по названию понятна одна из тем романа – военная. Толстой всегда считал, что война – это «страшное дело», а участие в этом деле одновременно и великое преступление, и вынужденная самозащита. Самозащитой стала для России и Отечественная война 1812 года. Однако интересен сам характер этой войны – она была народной. В ней принимали участие не только войска, но весь народ.

Крестьяне наряду с дворянами несли военную службу, часть своих доходов отдавали на нужды армии купцы, большая часть крестьян уходила в партизаны. При этом роль партизанского движения была поистине масштабной.

Крестьянские отряды объединялись с благородной целью – для защиты своей Родины. Прототипами руководителей крестьянского движения стали партизанка Василиса Кожина – в романе старостиха Василиса, генерал-лейтенант Денис Давыдов. Помимо вышеотмеченных героев в романе присутствуют другие лица, прототипами которых являются реальные исторические личности. Самым колоритным персонажем среди партизан является, без сомнения, Тихон Щербатый. Он проявил себя необычайно смелым разведчиком, но в нем нет никакого показного героизма. Он активен, весел и готов на любой подвиг, не считая его при этом подвигом, а лишь исполнением долга. Он является собирательным образом всего русского народа. Таких людей было очень много и в других отрядах.

Другим народным героем, противоположным активному, находящемуся в постоянном движении Тихону Щербатому является Платон Каратаев. В образе этого героя нет ничего воинственного, его облик настолько мирный, что подчеркивается автором в его «круглости». У него простой и добрый характер, он ни к кому не испытывает ненависти, даже к французам. Но сколько народной мудрости мы слышим из его уст!

Оба персонажа – Тихон Щербатый и Платон Каратаев – изображены схематично. Они показывают разные ипостаси русского народа, но, тем не менее, оба эти образа символичны. Они не созданы для войны, как не создан для нее и любой русский человек. Но уж коль Родине угрожает опасность, они оба готовы ринуться на ее защиту.

Главным руководителем народной войны, под предводительством которого давался отпор французским войскам, был уже не молодой умудренный опытом полководец М.И. Кутузов. Он по воле народа занял свою должность и сам был близок к народу.

Изображая народную войну, автор проводит антитезу между офицерами, выражающими заботу о солдате, берегущими и ценящими его жизнь, и офицерами, которых интересует только собственная безопасность и продвижение по службе. К первому типу офицеров, несомненно, относится Тушин, оставшийся с малочисленным отрядом и всего парой пушек отстреливаться от наступающего неприятеля, в то время, как струсивший Жерков не довез до капитана приказ об отступлении.

Автор изображает русский народ, готовый защищать свою родную землю от захватчиков любой ценой. Достаточно вспомнить купца Ферапонтова, который поджег свои амбары, только бы его добро не досталось врагу. Народ идет на неприятеля с простым оружием – дубиной. И эта дубина становится настоящим символом народного освободительного движения против наполеоновской армии. «…Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Наполеон со своей армией оказался слишком слаб рядом с могучим духом обычных русских людей, которые боролись за освобождение своего великого Отечества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.

Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым - поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.

Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, - историки, которые писали об этом событии.

Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил.

Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812-м году.

Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.

Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.

Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий. ]

Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.

Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.

В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что-то такое, на какое-то неизвестное х.

Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то - самое обыкновенное - в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.

А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.

Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.

Дух войска - есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.

Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как-то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.

Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.

Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, - во всех народных войнах.

Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.

24-го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.

Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.

Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, - уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.

22-го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников - один поляк, другой немец - почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.