Финские озерные флотилии. Ладожская военная флотилия

Отдельная авиационная эскадрилья из 13 самолётов МБР-2 .

Страна:

Гидросамолет

Год выпуска:

Экипаж:

4 человек

Двигатель:

1 х М-34НБ на 830 л.с.

Максимальная скорость:

Практический потолок:

Дальность полета:

Масса пустого:

Нет сведений

Максимальная взлетная масса:

Нет сведений

Размах крыльев:

Длина:

Высота:

Нет сведений

Площадь крыла:

Нет сведений

Вооружение:

2 х пулемета 7,62-мм ШКАС, до 500 кг бомб


Первой боевой задачей, поставленной перед флотилией, была высадка десанта в заливе Сортанлакс (Владимирский). С 6 по 23 ноября флотилия осуществляла переброску из Шлиссельбурга в Олонку 75-й стрелковой дивизии.

В конце ноября перед флотилией поставили новые задачи: уничтожение финских кораблей на Ладожском озере, недопущение десантов противника, поддержка огнём флангов наступающих 7-й и 8-й армий, уничтожение береговых батарей противника на островах. В полном объёме поставленные задачи флотилия выполнить не смогла: помешала и недостаточная укомплектованность кораблями, и слабое знание командирами театра военных действий, и отсутствие баз, и недостаточная подготовка командного состава. Тем не менее, флотилия поддерживала огнём войска и защищала свою базу. С начала января, когда лёд на озере установился и передвижение кораблей стало невозможно, флотилия выполняла задачи по обороне базы, артиллерийской поддержки правого фланга 13-й армии, разведки (по льду), в целом достигнув главной цели — недопущения выхода противника в тыл наступающим войскам. При налётах на базу флотилии было сбито несколько самолётов противника.

Десант был высажен с кораблей Ладожской флотилии 24 июля на Лункулансари и 26 июля на Мантсинсаари, но задачу по захвату и удержанию островов выполнить не смог.

Шли тяжёлые бои, обе стороны обстреливали береговые укрепления , высаживали десанты, ставили мины.

Немецкая быстроходная десантная баржа "Зибель" на параде. Лахденпохья , северное побережье Ладожского озера. 13 августа 1942 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

Marinefährprahm (Зибель-A)
Масса: 200 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.

Экипаж: 17 человек

Скорость: 10,5 уз.

Marinefährprahm (Зибель-B)
Масса: 220 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах

Marinefährprahm (Зибель-C)
Масса: 200 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах

Marinefährprahm (Зибель-D)
Масса: 239 т.
Водоизмещение: 371 т.
Длина: 49,82 м.
Ширина: 6,59 м.
Осадка: 1,35 м.
Грузоподъёмность: 140 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 21 человек
Вооружение: 1×88 мм орудие, 2×86 мм орудий, 2×20 мм автоматов
Скорость: 10,3 уз.
Дальность хода: 1066 миль при 7,5 узлах

Итальянский торпедный катер MAS 528 (тип MAS 526) на Ладожском озере. Лахденпохья , 18 июня 1942 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

Канонерская лодка «Олекма»

канонерская лодка “ Селемжа “

Канонерская лодка «Бурея»

Канонерская лодка «Нора»

Сторожевик «Конструктор» (бывший эсминец «Сибирский стрелок») (капитан 3 ранга Г. А. Купидонов, комиссар: политрук В. П. Антохин)

Катера типа «МО»

№ 205 (лейтенант Б. П. Паромов)

Бронекатера:

№ 99 (лейтенант И. И. Певнев)

№ 100 (лейтенант Г. А. Бровкин)

состав 13 ДКТЩМ:

12 катеров типа «КМ»

2 катера типа «Р»

Отряд катеров охраны Ладожского канала:

Речные катера:

Суда спецназначения:

«Шексна»

«ТЩ-100»

«Ладога»

«Практика»

озерный буксир «Морской лев»

озерный буксир «Орел» (капитан И. Д. Ерофеев)

озерный буксир «Никулясы»

озерный буксир «Буй»

гидрографическое судно «Сатурн» (старший лейтенант X. Н. Мамян)

озерный буксир «СЗРП»

спасательное судно «Сталинец»

Посты СНИС]

«Сортанлахти»

«Новая Ладога»

«Валаам»

«Шлиссельбург»

«Коневец»

Батареи

1 батарея 152-мм орудий

2 батарея 152-мм орудий

Итальянский торпедный катер MAS 527 у северного побережья Ладожского озера, июнь 1942 г.

Катера MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529, 12-го дивизиона торпедных катеров итальянского флота, под командованием капитано-ди-корвето Д. Бианчини, прибыли на Ладогу в июле 1942 г. для действий в составе союзного финско-немецко-итальянского соединения.
Основными задачами объединённой флотилии и приданным ей эскадрильям финских и немецких ВВС, были - противодействие советским силам на Ладоге (Ладожская флотилия) и атака транспортов, осуществляющих снабжение блокадного Ленинграда по водам озера.
В ходе боёв лета-осени 1942 г., итальянским катерникам не удалось добиться сколько-нибудь значительных результатов, и в октябре 1942 г., в виду скорого окончания навигации, итальянцы покинули Финляндию.
В целом, финско-немецко-итальянские силы, смогли нанести урон Ладожской флотилии, но в основном ударами авиации. Попытки же нарушить советские коммуникации на озере, закончились полной неудачей, пиком которой стал провальный десант на остров Сухо 22 октября 1942 г.
Надо сказать, итальянские катерники заслуженно имели высокую репутацию (ещё с Первой Мировой), но на незнакомом, и сильно отличающимся от южного средиземноморья, театре военных действий, котором являлась Ладога, им, конечно, было сложно. Кроме того, разведка Балтийского флота, своевременно обнаружила формирование вражеской флотилии на озере и советское командование приняло контрмеры.
Далее фотографии итальянцев в Финляндии и на Ладоге в 1942 г.

Запрака катера горючим, Финляндия июнь 1942 г.

Матрос-часовой на пирсе, Финляндия июнь 1942 г.

Катер у причала, Финляндия июнь 1942 г.

Лейтенант финской армии и итальянские моряки, Финляндия июнь 1942 г.

Часовой у катера, Финляндия июнь 1942 г.

Итальянский лейтенант, Финляндия июнь 1942 г.

Интересный офицер. На рукаве армейского мундира,- нашивки лейтенанта флота, на груди,- знак лётчика ВВС, фуражка с гренадой и цифрой восемь. Лейтенант зенитной артиллерии флота?

Матросы на палубе катера, Финляндия июнь 1942 г.

Командир катера MAS 528

Капитан Д. Бианчини, офицер Кригсмарине Гельмут Леисснер и подполковник Люфтваффе Фриц Зибель, Ладога август 1942 г.

Капитан Д. Бианчини и матросы в лагере у базы катеров на берегу Ладожского озера, р-н посёлка Сортанлахти, сентябрь 1942 г.

Солдат и матросы с повозкой на лесной дороге, северный берег Ладоги, осень 1942 г.

Катера на базе в посёлке Сортанлахти, осень 1942 г.

Награждение итальянских моряков финским командованием, п. Сортанлахти октябрь 1942 г.

Онежская военная флотилия

Флаг ВМФ СССР (1935-1950)

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1918 г.):

  • Техника надводная - 19 ед..

Техника (по состоянию на 1941 г.):

  • Техника надводная - 15 ед..

Техника (по состоянию на 1944 г.):

  • Техника надводная - 25 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

Онежская военная флотилия - формирование военно-морского флота СССР подчиненное Балтийскому флоту. Создавалась и расформировывалась несколько раз. Флотилия принимала участие в боевых действиях в годы Гражданской и Великой Отечественной войнах. За образцовое выполнение заданий командования награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подразделения флотилии получили почетное наименование «Петрозаводские».

История

Гражданская война

Минный заградитель «Яуза»

В мае 1918 года вышел приказ о создании Онежской военной флотилии. Власть Советской Республики опасаясь наступления фино-германских войск на Петроград создает три флотилии: Онежскую, Волховско-Ильменскую и Селигеро-Волжскую. Штаб Онежской флотилии располагался изначально в Лодьином Поле. 16 октября 1918 года был перебазирован в Петрозаводск. Первым командиром флотилии был бывший морской офицер Д. А. Федотов. В ноябре его сменил, так же бывший офицер Э. С. Панцержанский. При формировании флотилии боевые корабли Балтийского флота было использовать технически трудно, а с военной точки зрения и опасно, так как они могли понадобиться для обороны столицы. Поэтому было решено использовать гражданские суда в качестве канонерок , вооружив их пулеметами и мелкокалиберной артиллерией. Из боевых кораблей, построенных в Петрозаводске, было два минзага «Яуза » и «Березина ». В дальнейшем на Онежское озеро перевели четыре речных канонерских лодки, два катера и несколько сторожевых судов из расформированной Волховско-Ильменской флотилии. Так же имелись в наличии плавбатареи с 203-мм орудиями.

Катер - истребитель подводных лодок

Боевое крещение флотилия получила в апреле 1919 года когда финские войска вели наступление на Лодейное Поле. Однако в мае обстановка осложнилась, потому что иностранные захватчики и белые захватили Медвежью Гору и Повенец. И в июне на Онежском озере действовали три флотилии - две русских (красных и белых) и одна английская. Белой флотилией командовал капитан 2 ранга А. Д. Кира-Динжан, командовавший в Моонзудском сражении дивизионом сторожевых кораблей. Англичанами командовал коммандер Кертейс (англ. Kerteys ). На вооружении были патрульные катера и катера - истребители подводных лодок. 27 июня красная Онежская флотилия активно участвовала в Видлицкой операции. Огонь корабельной артиллерии флотилии заставил молчать береговые батареи противника, и тем самым флотилия обеспечила успешную высадку десанта, овладевшего важным опорным пунктом врага и захватившего большие трофеи.

В результате Видлицкой операции финские войска были разгромлены. Однако красные моряки не всегда одерживали победы, 3 августа 1919 года в Повенецкой губе когда наступали белые у Мегострова произошел встречный упорный полуторачасовой бой в котором участвовали три катера из отряда Кира-Динжана, которых поддерживала английская авиагруппа из четырех самолетов с красным отрядом под командой Пуга. Бой был настолько напряженный, что канонерка № 2 и сторожевик № 3,у которых от стрельбы и перегрева отказали орудия, имелись многочисленные пробоины, выбросились на берег и были захвачены противником. Канонерская лодка в качестве трофея вошла в состав белой флотилии под именем «Сильный». Канонерка № 6 отбилась и ушла. Кира-Динжан получил за этот бой Георгиевский крест . Таким образом к концу лета на озере сложилась неустойчивое равновесие и Советская власть перебросила на помощь флотилии эсминец «Сторожевой » и несколько самолетов. При наступлении Красной армии на остров Большой Клименецкий флотилия подавила огневые точки, высадила десант и поддерживала огнем наступающие части.

Видя наступление красных и пассивность белых моряков, англичане покидают театр боевых действий, оставляя свои катера и самолеты Белой армии. 25 сентября корабли флотилии вошли в Лижемскую губу Онего и произвели высадку десанта у деревни Лижма. Успешные боевые действия десанта и сухопутных частей Красной Армии начавших в это время наступательную операцию привели к тому, что противник был вынужден отступить от Петрозаводска. В октябре - начале ноября 1919 года Онежская флотилия провела ряд операций совместно с частями Красной Армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера. Перед началом ледостава корабли белой флотилии были эвакуированы в Мурманск, где после изгнания интервентов и достались Красной Армии. В феврале 1920 года специально организованный дивизион тральщиков вылавливал мины после ледостава в северной части озера. Онежская военная флотилия после окончания боевых действий в марте 1920 года была расформирована. Корабли переданы на Балтийский флот.

Великая отечественная война

Формирование 1941 года

Бронекатер проекта 1125

Онежская военная флотилия сформирована 7 августа 1941 года из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со­ветского Союза К. Е. Ворошилова прика­зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса­кова. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. Главная база - Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. - Вознесенье, с 30 сен­тября - Вытегра. К середине сентября флотилия имела в своем распоряжении четыре канонерки, переделанных из буксиров, на которые установили пулеметы и мелкокалиберную артиллерию. 19 сентября состоялось боевое крещение флотилии. В конце октября боевой состав уже состоял из семи канонерских лодок, правда почти все имели малую скорость хода - 5-8 узлов и поэтому главной проблемой была авиация противника и плохие погодные условия. Одна канонерка затонула во время шторма, а вторая была потоплена финской авиацией. Хотя канонерки и являлись главной ударной силой и способствовали стабилизации ситуации на фронте, но их тихоходность не позволяла решать все задачи стоявшие перед флотилией. Поэтому в середине октября 1941 года в составе флотилии появились бронекатера проекта 1125, но в боевых действиях они не участвовали. Приближалась зима и корабли флотилии были переданы в состав Волжской военной флотилии, и 28 ноября флотилия была расформирована.

Формирование 1942-1944 годов

Бронекатер проекта 1124

30 апреля 1942 года при­казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли:

  • штабной ко­рабль
  • шесть канонерских лодок
  • восемь бронека­теров (по четыре обоих модификаций)
  • семь сторожевых катеров и катеров-тральщиков
  • четыре глиссера
  • отдельный батальон морской пехоты
  • вспомогатель­ные суда
  • части и учреждения обеспече­ния

Главная база расположена в городе Вытегра. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. На Онежской флотилии участвовали в боевых действиях бронекатера проекта 1125 (малый) и проекта 1124 (большой). В 1942 - 1943 годах именно эти бронекатера действуя на основной части акватории озера, составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии. 23 июля 1943 года в состав флотилии был включен БО «Марсовой ». Он стал флагманом флотилии.

Финская озерная флотилия имела в своем составе:

  • четыре канонерки
  • три бронекатера
  • три быстроходные баржи
  • несколько сторожевых катеров

Флотилия поддерживалась двумя эскадрилиями бомбардировщиков и береговыми батареями.

Своими действиями советская флотилия не давала противнику выйти на главную акваторию озера и перерезать коммуникации советских войск, высаживала и поддерживала десанты, вела контрбатарейную борьбу. В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня - 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо­путным войскам при форсировании реки Свирь, высадили десанты на остров Большой Климецкий, в бухте Лахтинская, Уйской губе и в город Петроза­водск. 28 июня 1944 г. катера флотилии первыми вошли в гавань освобожденного от захватчиков Петрозаводска. 29 июля Приказом Верховного Главнокомандующего морякам флотилии была объявлена благодарность, а вечером того же дня Москва отсалютовала освободителям столицы Карело-Финской ССР двадцатью четырьмя залпами из трехсот двадцати четырех орудий. 2 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Онежская флотилия «за образцовое выполнение заданий командования» была награждена орденом Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 г. 1-й дивизион бронекатеров, дивизионы минных катеров и канонерских лодок флотилии, а также 31-й отдельный батальон морской пехоты были удостоены почетного наименования «Петрозаводский».

Военное значение флотилии

Онежская флотилия сыграла важную роль в борьбе с немецко-финскими войсками. Онежское озеро небольшое, но имело важное стратегическое значение. Контроль над озером позволял контролировать три важных водных пути Советского Союза:

  • Контроль над Вытегрой открывал дорогу на Волгу, через шлюзы Мариинской системы.
  • По реке Свирь, через Ладожское озеро, открывалась дорога на Ленинград и Балтийское море.
  • От Повенца начинается Беломоро - Балтийский канал выходящий в Белое море.

Таким образом противник мог уничтожить Балтийский флот и серьезно осложнить положение Северного флота и группировке войск в Заполярье. Заняв в начале войны западную часть берега агрессоры за все время боевых действий не смогли продвинуться дальше. За время войны флотилия провела четыре боевые навигации, во время которых провела множество боевых операций, завоевывая и удерживая под своим контролем акваторию озера. Оказывая огневую и транспортную поддержку сухопутным войскам Карельского фронта флотилия внесла весомый вклад в освобождение Карелии от немецко-финских захватчиков.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в Петрозаводске.

Береговые войска

Три плавучие 203-мм батареи.

ВВС

6 гидросамолетов.

Второе формирование

Штаб

Штаб второго формирования находился в Петрозаводске. После занятия Петрозаводска противником в г. Вытегра.

Береговые войска

Отсутствовали.

ВВС

Отсутствовали.

Третье формирование

Штаб

Штаб третьего формирования находился в г. Вытегра. После освобождения Петрозаводска в Петрозаводске.

Береговые войска

Батальон морской пехоты. Части и учреждения обеспечения.

ВВС

Отсутствовали.

Корабельный состав

Первое формирование

Второе формирование

Третье формирование

Командиры флотилии

  • Д. А. Федотов (июль 1918 - ноябрь 1918)
  • Э. С. Панцержанский (ноябрь 1918 - март 1920)
  • А. П. Дьяконов (август 1941 - ноябрь 1941)
  • А. П. Дьяконов (январь 1942 - июль 1943)
  • Н. В. Антонов (июль 1943 - август 1943)
  • П. С. Абанькин (август 1943 - январь 1944)
  • Н. В. Антонов (январь 1944 - август 1944)

Литература и источники информации

  • Морозов К. А. Онежская флотилия в годы Гражданской войны и интервенции (1918-1920). . - Петрозаводск: 1961.
  • Вьюненко Н.П. Мордвинов Р.Н. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. . - Москва: 1957.

По материалам книги "Северные войны России" (
В соответствии с решением главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова, по приказу заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова на основе Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Ее командующим стал бывший командир Онежской военно-морской базы капитан 2 ранга А.П. Дьяконов.

В августе-сентябре 1941 года в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье переоборудовали в канонерские лодки буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства "Огюст Бланки" (КЛ-11), "Каляев" (КЛ-12), "Ижорец № 18" (КЛ-13), "Мартиец-89" (КЛ-14) и "Мартиец-60" (КЛ-15). В октябре были получены для них минометы.

Канонерки были поначалу вооружены двумя старыми 75-мм пушками, 1 зениткой 45 мм, одним 82-мм минометом. В 1943 году их перевооружили на 2 пушки калибра 85 мм и 3 спаренные установки пулеметов "Кольт" 12,7 мм. Кроме того, у них остались минометы.

18 сентября 1941 года финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья послали КЛ-12. 19 сентября в 7.30, подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5-2 км, канлодка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Спустя несколько часов канлодка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Эта операция стала боевым крещением флотилии.

В тот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревню заняли советские бойцы, высадившиеся с буксира "Лосось".

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил. 22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир "Лосось", на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Они получили приказ занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Но атака советских войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канлодка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канлодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника, израсходовав 511 снарядов.

7 октября финны заняли Вознесенье и были остановлены южнее города в районе реки Ошты. 8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье - Ошта. Канлодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября, при поддержке огня канлодок советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канлодки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей. Они также препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

8 ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце были брошены свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 года финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, перечисленных из состава Ладожской военной флотилии.

Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе отправились на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 года приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии. 30 апреля 1942 года по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля "Московский комсомолец" (бывший сетевой заградитель "Исеть"), 6 канонерских лодок (КЛ-11, 13, 14, 15, 40,41), 8 бронекатеров (БКА-11,12, 31, 32, 35, 63,64, 65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, сил охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. Онежский отряд кораблей непосредственно подчинялся наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией. Местами базирования для его судов стали река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

7 июня все суда, кроме бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстайовка. В руках противника находился западный берег озера от Вознесенье до Повенеца с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоявшей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера на полуострове Заонежье и некоторых островах финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной занимал оборону 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытегра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД.

Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская эскадрилья бомбардировщиков Пе-2.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала; Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп. В ходе боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы. С июня по октябрь северная группа совершила более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, провела 5 артиллерийских обстрелов, высадила 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу. Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канлодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника. На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 года канлодка КЛ-13 (бывший буксир "Ижорец-18") произвела высадку разВедгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы она погибла в шторм, по закрытым данным причина гибели неизвестна. В середине ноября 1942 года Онежский отряд кораблей по Мариинской системе отправился зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

К началу 1943 года оборона побережья Онежского озера, занятого финнами, состояла из отдельных гарнизонов, узлов сопротивления, имевших в своем составе подвижные и стационарные батареи, а также двух укрепленных районов. В первый укрепрайон входил участок от города Петрозаводск до поселка Вознесенье (обороняла 1-я онежская бригада береговой обороны), во второй - полуостров Заонежье и остров Большой Климецкий (обороняла 2-я онежская бригада береговой обороны). Финская артиллерия располагалась побатарейно или поорудийно.

Финская озерная флотилия имела в своем составе четыре канонерские лодки (общее вооружение - три 102-мм и пять 76-мм пушек), три бронекатера (три 76-мм или 45-мм пушки), три быстроходные баржи и несколько катеров, две смешанные эскадрильи (Ju-88, He-111, Ме-109, "Кэртис"), базировавшиеся на аэродромы и площадки в районе Петрозаводска.

Приказом Наркома ВМФ от 31 декабря 1942 года Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру. К началу кампании 1943 года из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль "Московский комсомолец" отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены 8 сторожевых катеров (№ 3, 4, 5 , 6, 47, 49, 104, 111), 7 торпедных катеров типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), 3 катера-тральщика (РТЩ-130, 131 и 132),2 сторожевых корабля (СКР-14 и 5).

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной Армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42{172} обстреляли поселки Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал. 1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск не дал результатов. В 13.45 у острова Василисин канлодки внезапно атаковали зашедшие со стороны солнца три финских самолета. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили.

"После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2 ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2 ранга Г.С. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Было убито 8 человек. Только в 14 ч 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибло 27 человек), в том числе и командир корабля".

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошли и в последующие дни. Всего в июне 1943 года финские самолеты 30 раз атаковали советские суда.

"Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось".

Вполне вероятно, что кроме местных жителей больше там никого не было.

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая направились бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера. В 16.20 бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16.45 бронекатера открыли огонь из двух 76-мм пушек. Финские суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16.15 с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей был открыт огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер являлась ничтожно малой. А от осколков и шрапнели катера защищала броня. Но командиры катеров попросту струсили и легли на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии вошел принятый от промышленности большой охотник проекта 122 "Марсовой".

19-22 августа отряд кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии провел операцию по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта. В этом районе противник имел трехорудий-ную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей орудий калибра 76-152 мм, батарею ПВО на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа включала канлодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 21 и № 42, сторожевые катера № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16 - 132-мм снарядов) и должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров №№ 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24 - 82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4.01 торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп "PC" по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб. После окончания артподготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли огневые точки и уничтожали живую силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций. От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, были ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1.05 ночи бронекатера № 21 и № 42 под командованием командира дивизиона канлодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3.05 с головного катера заметили силуэты трех кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, эти корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой. Поставив дымовую завесу, они повернули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12, торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоявший у берега финский буксирный пароход. В 7.26 с расстояния 4,4 км катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8.08 дали второй залп - по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять были выведены из строя, а на пароходе возник пожар. Однако попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а о том, как командир мог узнать, что именно пять орудий выведены из строя, остается только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек - не ясно. Он в самом деле мог потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера №№ 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров, из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера №№ 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею так и не попали.

10 октября торпедные катера №№ 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой охотник "Марсовой" вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 получил повреждения, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября "Марсовой" и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 году закончились. Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За всю кампанию корабли флотилии не потопили ни одного финского судна. Непонятно, почему флотилия не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска? В последних числах октября 1943 года корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 года. С 23 июня 1944 года корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществили успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

"Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со.... сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была в основном закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску".

Все бы хорошо, вот только ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было. Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующей Онежской флотилией капитан 1 ранга Антонов приказал высадить десант в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере окончательно завершились.