Где начинал служить михаэль виттман. Михаэль виттман

Многие из тех, кто серьёзно интересуется историей Второй мировой войны, знают о танковом бое в Виллер-Бокаж, произошедшем 13 июня 1944 года. Широко известно имя и главного героя тех событий, Михаэля Виттмана, чего не скажешь об именах членов его экипажа. На основании фотографий танкистов 2-й роты, сделанных во время церемонии награждения 20 июня, а также списка награждённых этого подразделения по итогам первой недели боёв в Нормандии автор этой статьи попытался определить имя наводчика «Тигра» №212.

Четверо из пятерых членов экипажа Виттмана, участвовавших в атаке на Виллер-Бокаж, в принципе, известны. Это сам Виттман, водитель унтершарфюрер Вальтер Мюллер, заряжающий штурмманн Гюнтер Болдт и радист штурмманн Гюнтер Йонас. Имя наводчика до сих пор нигде не упоминалось.

В книге Патрика Агте (Michael Wittmann and the Waffen SS Tiger Commanders of the Leibstandarte in WWII) о награждённых 20 июня немецких танкистах рассказывается следующее:

«Спустя семь дней после победы в Виллер-Бокаж солдаты, принявшие участие в бою, получили награды от штурмбанфюрера фон Вестернхагена. Штурмманны Гюнтер Болдт и Гюнтер Йонас, представленные 15 марта 1944 к награждению Железным Крестом второго класса за бои в России, но не получившие награды, поскольку находились в госпитале, 20 июня получили Железные Кресты первого и второго класса. Водитель Виттмана, унтершарфюрер Вальтер Мюллер, получил Железный Крест первого класса. Кроме них во 2-й роте были награждены Железным Крестом второго класса унтершарфюрер Херберт Боден и штурмманны Юлиус Лушер, Эрих Дитл, Йоханн Шмидтбауер и Макс Шульце».

Кроме упоминавшихся членов экипажа Виттмана, в списке фигурируют Херберт Боден, Юлиус Лушер, Эрих Дитл, Йоханн Шмидтбауер и Макс Шульце. Логично предположить, что именно один из них и был пятым членом экипажа в «Тигре» Виттмана.

Рассмотрим фотографии с церемонии награждения.


Две фотографии с церемонии награждения танкистов 101-го тяжелого танкового батальона СС 20 июня 1944 года. На фотографиях командир батальона Хайнц фон Вестернхаген вручает награды членам экипажа Тигра №212. На левом фото в кадр попал Михаэль Виттман (за спиной фон Вестернхагена)

Две фотографии с церемонии награждения танкистов 101-го тяжёлого танкового батальона СС 20 июня 1944 года. На фотографиях командир батальона Хайнц фон Вестернхаген вручает награды членам экипажа Тигра № 212. На левом фото в кадр попал Михаэль Виттман (за спиной фон Вестернхагена) .


В книге Агте в подписи к этой фотографии говорится, что слева от Михаэля Виттмана (в чёрной форме и в кепи) стоят члены экипажа «Тигра», в котором он атаковал англичан у Виллер-Бокаж: унтершарфюрер Вальтер Мюллер (водитель), штурманы Гюнтер Йонас (радист), Гюнтер Болдт (заряжающий) и ещё один неизвестный унтершарфюрер. С высокой долей вероятности можно предположить, что и этот танкист был членом экипажа «Тигра» Виттмана, принимавшим участие в бою 13 июня.

Теперь сопоставим между собой эти три фотографии.

Итак, крайний слева на последнем фото - унтершарфюрер Вальтер Мюллер, получивший Железный Крест первого класса. Это хорошо видно на фото.


Осталось определить личность последнего, неизвестного члена экипажа, того, что в очках. На снимках видно, что это унтершарфюрер, награждённый Железным Крестом второго класса.


В списке награждённых только два унтершарфюрера 2-й роты: Вальтер Мюллер и Херберт Боден. Мюллер, награждённый Железным Крестом первого класса, уже упоминался - на фотографиях он стоит в начале строя. Значит, перед нами Херберт Боден. По логике именно он находился у прицела «Тигра» Виттмана 13 июня. Однако недоумение вызывает тот факт, что наводчик… в очках, а значит, имеет проблемы со зрением.

Следует заметить, что на общей фотографии, справа от штурмбанфюрера фон Вестернхагена (в рубашке с закатанными рукавами), находится ещё один унтершарфюрер. Дело в том, что вместе с танкистами 2-й роты одновременно награждались и танкисты 1-й роты. Вероятно, что унтершарфюрер рядом с фон Вестернхагеном - это один из двух унтершарфюреров 1-й роты, награждённых Железным Крестом второго класса.

Ещё на одной фотографии 101-го тяжёлого танкового батальона можно обнаружить Херберта Бодена в качестве водителя «Тигра» №211 из 2-й роты. На другом снимке, по словам Агте, запечатлён унтершарфюрер в очках, водитель одного из танков 2-й роты. Но при этом имя танкиста автором книги не упоминается. Ниже приведены обе эти фотографии:


Сопоставив информацию, полученную из всех источников, можно утверждать, что 13 июня 1944 года у прицела «Тигра» №212 сидел Вальтер Мюллер, а водителем машины был Херберт Боден. Собственно, нет ничего удивительного в том, что водитель танка исполнял обязанности наводчика. Освоение смежных специальностей танкистами - вполне распространённое явление.

Например, ещё летом 1943 года, во время наступления под Курском, Курт Сова сидел за рычагами управления одного из «Тигров» «Лейбштандарта», а уже осенью 1943-го он занял место командира «Тигра» №S42. А Вальтер Мюллер в декабре 1944 года уже являлся командиром «Королевского Тигра» №223.

Экипаж «Тигра» №212 в бою в Виллер-Бокаж 13 июня 1944 года

Выводы этого небольшого исследования делались на допущении следующих предположений: на общем фото рядом с Виттманом находятся члены его экипажа, а в наградном списке 2-й роты, приведённом в книге Агте, нет ошибок.


Так сейчас выглядит место, где экипаж Тигра №212 бросил свой танк

Литература:

  • Agte, Patrick. Michael Wittmann and the Tiger Commanders of the Leibstandarte. J.J.Fedorowicz Publishing, Inc., 1996.

В оформлении статьи использован коллаж Александра Волгина

(погиб в августе 1944-го)

Михаэль Виттман является пожалуй самым известным германским танковым асом среди любителей военной истории. Многими историками и исследователями, особенно немецкими, именно он считается самым результативным танкистом Третьего Рейха, хотя некоторые отдают пальму первенства Отто Кариусу и Курту Книспелю . Виттману приписывают уничтожение 138 танков противника. Впрочем, у ряда исследователей есть сомнения в этой цифре. Военная карьера Виттмана началась в 1934 году в рядах так называемой "Freiwillige Arbeits Dienst"(Добровольческой трудовой службы), а уже через полгода он был призван в армию и первоначально служил в пехотной части. Спустя два года он покинул армейскую службу, но буквально через некоторое время - весной 1937 года вступил в элитное подразделение СС "Адольф Гитлер". В конце года Виттман прошел обучение на свою первую боевую технику - это были бронеавтомобили "Sd.kfz.222" и "Sd.kfz.232(6x6)". В это время Михаэль Виттман числился в разведывательном подразделении своей дивизии.

В польской кампании Виттман принял участие в составе части СС "Адольф Гитлер", которую к началу военных действий развернули в моторизованный полк. Полк наступал на Варшаву и Лодзь. Следующей операцией в военной карьере Михаэля Виттмана стала французская кампания 1940 года, завершившаяся полным разгромом союзников и победой Германии. В составе того же самого полка Виттман дошел до Дюнкерка, окончательно обозначив сокрушительное поражение англо-французских союзников. В этих первых кампаниях Виттману ещё не удалось никак проявить себя. У него появилась такая возможность после победной войны во Франции, когда полк "Адольф Гитлер" был реорганизован в бригаду и получил на вооружение штурмовые орудия "Stug III" (Ausf.A). В составе батареи было 6 САУ, командиром одной из которых и стал Виттман. С этого момента будущий немецкий танковый ас стал демонстрировать определенные результаты. В ходе балканской кампании батарея "Stug III" поддерживала пехоту и уничтожала огневые точки противника. Несколько пулеметных гнезд и артиллерийских позиций разбила и самоходка Виттмана.

К началу войны с СССР у Виттмана уже был немалый боевой опыт управления сначала бронемашиной, а затем и САУ. Он встретил 22 июня 1941-го года в составе части СС "Адольф Гитлер", которая по вооружению и численности личного состава уже стала полноценной дивизией. В начале операции "Адольф Гитлер" находился в резерве группы армий "Юг", однако советские войска быстро заставили немецкое командование бросить элиту СС в бой, создав трудости 3-му моторизованному корпусу. Эсэсовцы нанесли удар в направлении Ровно и здесь Виттману удалось подбить первый в своей военной карьере танк. Дивизия Виттмана столкнулась в бою с 22-м механизированным корпусом Красной Армии, в составе которого не было ни "Т-34" , ни "КВ" , только легкие танки типа "Т-26" и "БТ". И хотя ряд немецких историков утверждает, что в этом бою Виттман подбил "КВ", этого просто не могло быть не только потому, что 75-мм короткоствольное орудие "StuG III Ausf.A" практически не могло пробить броню "КВ", но и как уже говорилось по причине полного отсутствия танков этого типа на участке фронта под населенным пунктом Соколов, где и происходил бой. Однако сам факт, что Виттман подбил в этом бою 18 танков "Т-26", либо "БТ", сомнения не вызывает.

За проведенное сражение Виттман получил несколько наград, в частности сначала Железный Крест 2-го класса, а через некоторое время Железный Крест 1-го класса. Первую "тридцатьчетверку" Виттман сумел подбить осенью 1941-го года недалеко от Мелитополя. В этом же бою его САУ подавила несколько советских противотанковых орудий. В группе армий "Юг" Михаэль Виттман находился до середины 1942 года, после чего его часть была выведена в тыл, где проходил обучение на командира танкового взвода СС. Зимой 1942-го года он был направлен в 500-й запасной тяжелый танковый батальон, укомплектованный "Тиграми" и начал готовиться к боям именно на этом танке. В начале 1943 года вместе со своим новым, хорошо обученным экипажем Виттман вернулся на Восточный фронт в состав дивизии "Адольф Гитлер", которая была включена в состав 1-го танкового корпуса СС. Часть этих сил контратаковала советские войска, наступающие на Харьков. В контратаке принял участие и Виттман. В этот период он командовал ротой из 5 танков "Panzer III" . На "Тигр" Виттман пересел только к началу немецкого наступления на Курской Дуге.

Во время операции "Цитадель" три немецких моторизованных дивизии, в числе которых была и дивизия Виттмана, взломали оборону советской пехоты и сумели отразить контрудар советских танков. К 9 июля 1943-го Виттман записал на свой счет в этой операции 2 средних танка "Т-34", 2 самоходки "СУ-122" и 3 легких танка "Т-70" . Однако потери дивизии "Адольф Гитлер" были большими - лишь 4 "Тигра" были полностью на ходу после проведенных боев, остальные требовали ремонта различной степени. 12 июля Виттман участвовал в ожесточенном сражении под Прохоровкой, где подбил 8 танков и 3 орудия. Советские танкисты отплатили знаменитому немцу несколькими снарядами - его танк также был подбит и вновь выведен в ремонт. Всего же в ходе операции "Цитадель" по официальной версии Виттману удалось уничтожить 30 советских танков. Само же грандиозное наступление немецкой армии закончилось безрезультатно, с огромными потерями, хотя и потери противника также были велики. Операция по срезу Курской Дуги была свернута, а дивизия "Адольф Гитлер" вместе с Виттманом отправилась в тыл. Некоторое время она находилась во Франции, потом в Италии, а осенью 1943-го вновь вернулась на Восточный фронт и приняла участие в боях на Украине, где Виттману также удалось неоднократно отличиться. Суммарно за полгода боев знаменитый танковый ас подбил 56 танков.

Зимой 1944-го года Виттман получил звание оберштурмфюрера СС и был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Согласно официальным данным, к апрелю 1944 года на счету Виттмана числилось уже свыше 100 подбитых танков. Стоит отметить ещё один интересный эпизод в военной карьере Виттмана - сражение в районе местечка Веллер-Бокаж во Франции против открывших второй фронт союзников. Бой немецкие танки вели против 7-й английской танковой дивизии и результатом боя стал впечатляющий разгром англичан. Союзниками был потерян штаб дивизии, вся колесная и гусеничная техника и большое количество танков, среди которых были машины типа "Cromwell" и "Sherman FireFly". Всего противник утратил порядка дюжины танков и около 20 бронетранспортеров только в первой фазе боя. Сложно сказать сколько действительно из них было подбито именно Виттманом, но в бою он принимал самое активное участие и проявил хорошие способности подлинно талантливого командира. "Тигр" Виттмана был подбит, но немецкий танкист пешком добрался до штаба танковой дивизии и получил под свою команду 15 танков "Panzer IV" и возобновил атаку на англичан, вынудив их оставить Веллер-Бокаж. За этот бой Михаэль Виттман позже получит от Гитлера Мечи к Рыцарскому кресту и звание гауптштурмфюрера СС.

С лета 1944 года Виттман в основном занимался работой в штабе и планированием операций, но в августе 1944-го, когда союзники развернули наступление на Фалезу, он лично вступил в бой с канадскими и польскими танками, которые несмотря на огромное численное превосходство действовали крайне нерешительно. Этот бой стал для знаменитого немецкого аса последним - он погиб, уничтожив три "Шермана" союзников. Счет Михаэля Виттмана был действительно впечатляющим - официально он уничтожил за свою боевую карьеру 138 танков. Несмотря на то, что цифры эти досконально не подтверждены и разные авторы спорят о них, можно с уверенностью сказать одно - Виттман был действительно талантливым танкистом и умелым командиром. На фоне цифр других немецких танковых асов его результаты выглядят самыми лучшими и он безусловно заслужил свое место в военной истории.

Второй мировой войны, знакомо имя Михаэля Виттмана – одного из лучших немецких танковых ассов. Его можно сравнить с такими знаменитыми воздушными асами как Рудель или Покрышкин, только в отличие от них он сражался на земле. К 14 июня 1944 года на счету Виттмана было 138 уничтоженных танков и 132 орудия, большая часть из которых приходилась на Восточный фронт, однако бой, который вписал Виттмана в историю, произошел 13 июня в Нормандии у городка Виллер-Бокаж.


Михаэль Виттман

Виттман родился 22 апреля 1914 года в Баварии. С 1934 года находился на службе в вермахте, с 1936 года в войсках СС. Принял участие в самых удачных операциях блицкрига против Польши, Франции и Греции. Во время вторжения в СССР командовал взводом штурмовых орудий, с 1943 года получил под свое командование взвод Тигров. На Тигре Виттман принял участие в сражении на Курской дуге. Именно с помощью танка Тигр Виттману и его экипажу удалось добиться столь значительных побед.

С весны 1944 года Виттман служил в Нормандии, под его командованием находилась 2-я рота 101 тяжелого танкового батальона в составе 1-й танковой дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Именно в составе этой роты Виттман провел свой самый известный бой, разгромив у местечка Виллер-Бокаж разведку 7-й английской бронетанковой дивизии, получившей прозвище «Пустынные Крысы» за свои успехи в Африке. В этом бою наиболее ярко проявилось не только мастерство Виттмана, но и превосходство немецкого танка Тигр над бронетехникой союзников. В ходе скоротечного боя, который занял менее получаса, танк Виттмана уничтожил 11 танков союзников, 13 бронетранспортеров и 2 противотанковых орудия. Во многом благодаря решительным действиям Михаэля Виттмана английский прорыв в направлении Виллер-Бокаж был ликвидирован.


Михаэль Виттман на своем танке


Михаэль Виттман погиб в бою 8 августа 1944 года. Его танк был поражен с воздуха ракетой, выпущенной штурмовиком Hawker «Typhoon» Мк.1В Королевских ВВС. Ракета ударила в кормовую часть корпуса, пробила левую надрадиаторную решетку и взорвалась. Взрыв ракеты спровоцировал взрыв в моторном отсеке и детонацию боекомплекта, взрывом с Тигра сорвало башню, весь экипаж танка погиб. К моменту своей гибели Виттман был кавалером Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами. Чтобы подчеркнуть почетность награды, стоит отметить, что Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами было награждено лишь 160 человек.

Танк Тигр

Всего за годы войны в Германии было выпущено 1354 танка Тигр. Без сомнения он являлся одним из самых лучших тяжелых танков периода Второй мировой войны. Его компоновка обеспечивала очень комфортные условия для работы экипажа, в первую очередь в бою, и позволяла достаточно удобно разместить все внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии можно было осуществлять изнутри танка. Наряду с этим серьезный ее ремонт требовал демонтажа башни.

О трансмиссии и органах управления танком стоит сказать отдельно. Ничего даже близкого с точки зрения удобства механика-водителя в то время просто не существовало, исключением является лишь «Королевский тигр», который имел аналогичную трансмиссию. За счет использования автоматического гидравлического сервопривода для управления танком весом в 56 тонн не требовалось прилагать сколь-нибудь сильных физических усилий. Передачи можно было переключать буквально «двумя пальцами». Поворот танка осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление тигром было настолько простым и удобным, что любой член экипажа, не имеющий специальных навыков, мог с ним справиться, что было особенно важно в боевых условиях.

Подробно говорить о вооружении данного танка нет необходимости. Высокая эффективность его 88-мм орудия KwK 36 общеизвестна. Можно лишь подчеркнуть, что замечательным характеристикам самого орудия полностью соответствовало качество используемых прицелов. Цейсовская оптика позволяла немецким танкистам добиваться попаданий по целям на дистанциях до 4 км. Характеристики 88-мм орудия – бронепробиваемость, скорострельность, габариты и масса свидетельствуют о том, что в 1942 году немцы сделали абсолютно правильный выбор, обеспечив своему тяжелому танку превосходство по вооруженности на перспективу.

При этом на малых дистанциях ведения боя Тигр лишался своих преимуществ в броневой защите и вооружении. Интенсивно маневрировать он не мог. Здесь сказывался его основной недостаток – чрезмерно большая масса, что было связано с нерациональным расположением броневых листов корпуса, а также применением ходовой с использованием шахматного расположения катков.

Расположив броневые листы с рациональными наклонами, конструкторы Пантеры смогли добиться почти аналогичных более тяжелому Тигру параметров защищенности, существенно снизив при этом массу танка (почти на 13 тонн). Ходовая часть с применением шахматного расположения катков имела ряд существенных преимуществ – плавность хода, меньший износ резиновых бандажей. Но при этом была очень сложной в эксплуатации и производстве, а также имела большой вес. Масса катков Тигра составляла 7 т., тогда как у советского тяжелого танка ИС-2 этот показатель равнялся 3,5 т.

Бой у Виллер-Бокаж

Спустя неделю после высадки союзников во Франции рота под командованием Виттмана располагалась у высоты №213 возле городка Виллер-Бокаж. После марша от города Бовэ под непрерывными налетами союзной авиации 2-я рота Виттмана понесла потери и включала в себя 6 тигров. С 12 на 13 июня рота готовилась к бою. Всему 101 тяжелому батальону была поставлена задача не допустить прорыва англичан во фланг и тыл Учебной танковой дивизии, а также удерживать под контролем дорогу на Кан.

Примерно в 8 часов утра 13 июня Виттман заметил колонну английской бронетехники, которая передвигалась по дороге возле Виллер-Бокаж, примерно в 150-200 метрах от его позиций. Виттман не владел всей боевой информацией, он лишь в общих чертах представлял положение на данном участке фронта. Как завороженный он наблюдал за колонной из Кромвелей и Шерманов, двигавшихся в сопровождении бронетранспортеров Брен Кэрриер в сторону Кана. Перед Виттманом был передовой отряд знаменитой английской дивизии «Пустынные Крысы». Виттман связался по радио со штабом батальона, доложил обстановку и запросил подкрепление. При этом он не стал пассивно наблюдать за происходящим и принял решение атаковать колонну в одиночку. Он понимал, что в обычных условиях у него не было бы ни единого шанса. По всем законам войны при простом соотношении сил его атака выглядела изощренным способом самоубийства.

После боя Виттман сказал: «Принять решение об атаке было очень трудно. Никогда до этого я не был так впечатлен мощью противники, как в тот момент, когда наблюдал за колонной бронетехники, идущей на Кан. И все-таки я принял решение атаковать».


Один из Кромвелей, уничтоженных в Виллер-Бокаж


Виттман завел свой замаскированный Тигр с номером 205, но у того обнаружились неполадки в двигателе. Тогда он быстро пересел в машину под номером 212, отдал остальным танкам роты приказ удерживать позиции, а сам двинулся навстречу колонне. Сблизившись с ней на 100 метров, он открыл огонь и двумя первыми выстрелами уничтожил Шерман и Кромвель, идущие в голове колонны, затем он поджег танк в ее хвосте, тем самым исключив отход остальных. После этого он перенес огонь на бронетранспортеры, находящиеся в центре. Виттман уничтожал все, что появлялось в зоне его видимости. Атакуя неподвижно стоящие цели, он отправлял снаряд за снарядом по танкам и бронетранспортерам почти в упор, с самых коротких дистанций, а под конец таранил в бок танк Кромвель, который преграждал ему въезд в город.

Виттман направил свой танк к центру Виллер-Бокаж, где уничтожил еще 3 танка штабной группы 4-го полка 22-ой бронебрегады, один танк этой группы уцелел, так как механик-водитель вовремя отвел его с улицы в сад. Танк не имел возможности открыть огонь, наводчик в это время был вне машины. Командир одного из Шерманов, 30-летний Стэн Локвуд, услышав возникшую в городе стрельбу, двинулся навстречу бою. В 200 метрах впереди себя он обнаружил Тигр Виттмана, который стоял к нему бортом и вел беглый огонь вдоль одной из улиц. Наводчик Локвуда успел выпустить по Тигру четыре снаряда. Один из них разорвал танку гусеницу. Ответный огонь немцев не заставил себя ждать, своими выстрелами экипаж Тигра обрушил на Шерман половину здания, погрузив место боя в облака пыли. Виттман продолжал вести огонь из обездвиженного танка, уничтожая все, что появлялось в зоне его видимости. В конце концов, он уничтожил четвертый Кромвель штабной группы 4-го полка. Подобрав наводчика, тот решился атаковать Тигр сзади, но в итоге был подбит. Через некоторое время Виттману и его экипажу пришлось оставить подбитую машину и пешком отходить из города. Виттман верил, что еще вернется назад и заберет свой танк.

Так в итоге и вышло. К вечеру немцы полностью заняли Виллер-Бокаж. На подступах к городу и на его улицах англичане потеряли 25 танков, 14 полугусеничных бронетранспортеров M9A1 и 14 бронетранспортеров Брен Кэрриер, а также сотни солдат. Немецкий 101-й тяжелый танковый батальон потерял при взятии городка 6 драгоценных танков Тигр, но при этом так напугал англичан, что те еще много недель спустя были очень осторожны и почти не атаковали город.

Использованы источники:
www.tankfront.ru/snipers/deutschland/wittmann_michael.html
www.reibert.info/forum/showthread.php?t=1770
www.blefru.narod.ru/tank/pz6h/pz64.htm

Михаэль Виттман (немецкий вариант – Michael Wittmann) (22 апреля 1914 года – 8 августа 1944 года) - известнейший немецкий нацистский танковый ас периода Второй мировой войны, гауптштурмфюрер СС.

Будущий немецкий танковый ас гауптштурмфюрер СС Михаэль Виттман родился в крестьянской семье 22 апреля 1914 года в небольшом городке Фогельталь, который расположен в земле Оберпфальц в Баварии. Родители Михаэля Иоганн и Урсула Виттманы занимались сельским хозяйством, с утра до ночи работая в поле и на своей небольшой ферме.

Закончив местную начальную школу, получив при этом среднее образование, Михаэль некоторое время работал, помогая родителям в поле и на ферме. В начале 1934 года на три месяца поступил в состав Добровольческой трудовой службы (Freiwillige Arbeits Dienst), а уже в средине того же года призвался на службу в армию. За два года службы в Мюнхенском военном округе в 19-м пехотном полку, Виттман получает звание унтер-офицера.

В начале 1937 года Михаэль Виттман вступает добровольцем в формируемые, в то время, полевые части СС. Для дальнейшего прохождения службы его зачисляют в состав подразделения лейбштандарт «Адольф Гитлер», которое осуществляло охрану Гитлера и государственных учреждений (позднее данное подразделение было преобразовано в первую танковую дивизию СС).

К началу Второй мировой войны Михаэль Виттман пребывал в чине унтершарфюрера СС и служил в артиллерийском батальоне. Приняв участие в победоносных Польской и Французской кампаниях, он получает под свое начало самоходное орудие и в составе дивизии направляется на Балканы, где участвует в боевых действиях на территории Югославии и Греции.

В составе дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» в июне 1941 года Виттман принимает участие в вероломном нападении на СССР. С первых дней войны Виттман себя хорошо зарекомендовал в боях с устаревшими легкими советскими танками, уничтожив их к осени этого же года около двух десятков. Уже в сентябре 1941 года его награждают Железным крестом обоих классов и знаком отличия «танкист-штурмовик».

В августе 1941 года от осколка, разорвавшегося вблизи самоходного орудия, Виттман получает легкое ранение.

После неудачного для дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» конца 1941 года, когда ее части потерпели поражение при наступлении на Москву и понесли ощутимые потери в личном составе и технике, в первой половине 1942 года Михаэль Виттман вместе со своей частью перебрасывается во Францию для отдыха и доукомплектования. Именно в этот период Виттмана направляют на учебу в Германию в военное училище в городке Бад-Тельц. Успешно окончив учебу, Виттман получает очередное звание унтерштурмфюрера СС и направляется снова на Восточный фронт.

Прибыв в действующую армию, Виттман назначается командиром взвода, который был укомплектован тяжелыми танками «Тигр». Взвод Виттмана вскоре вошел в состав 13-й танковой роты 1-го танкового корпуса СС. В составе этого подразделения Виттман принял участие в Курской битве, в которой, с его слов, он уничтожил в общей сложности 28 советских самоходных орудий и около 30 танков.

После фактического поражения немецкой армии под Курском взвод Михаэля Виттмана прикрывал отход своих частей к Харькову.

По информации, предоставленной самим Виттманом для своего командования, за несколько дней боев зимой 1943-1944 годов на Украине он уничтожил более 70 советских танков, за что 14 января 1944 года был награжден Рыцарским крестом, а чуть позже и Дубовыми Листьями к нему, попутно Виттману было присвоено внеочередное звание оберштурмфюрер СС. Практически сразу после награждений выяснилось, что на данном участке фронта РККА вовсе не располагало танками, а все что уничтожил Виттман – это два танка Т-34 советского производства, которые были захвачены и состояли на службе у Вермахта. Виттман в темноте не разглядел опознавательных знаков на башнях своих танков, резонно приняв их за советские. Вскрытый немецким командованием подвох раздувать не стали, а напротив, начали еще с большей силой раздувать культ непобедимого немецкого танкового аса, который своей внешностью и делами гармонично вписывался в идеологический портрет идола и примера для всей нации.

В начале апреля 1944 года Виттман покидает Восточный фронт, при этом на его счету по «официальной» информации числится 119 подбитых советских танков и самоходных орудий.

По состоянию на 6 июня 1944 года Михаэль Виттман в составе 501-го батальона находился во французском городке Бове. После высадки в этот день союзников в Нормандии, подразделение Виттмана получает команду двигаться на северо-запад Франции для воссоединения с первым танковым корпусом СС, которые готовился для нанесения контрудара по высадившимся. Двигаясь днем 2-я рота 501-го танкового батальона была полностью разгромлена штурмовой авиацией союзников неподалеку от Версаля. Рота Виттмана прибыла на передовую, двигаясь в основном ночью, 13 июня на северо-восток от городка Виллер-Бокаж.

Танк «Тигр» и его экипаж под началом Михаэля Виттмана, лето 1944 года пригород Парижа

На рассвете 13 июня разведывательная группа 7-й британской бронетанковой дивизии через брешь в немецкой обороне начала обходить Виллер-Бокаж. Атаковав британскую колонну пятью танками «Тигр» своей роты, воспользовавшись при этом внезапностью и техническим превосходством своих танков над британскими, Виттман за несколько минут уничтожил всю бронетехнику противника в колонне, рассеяв пехоту по окрестным полям.

Ворвавшись в Виллер-Бокаж, рота Виттмана уничтожила еще несколько британских танков и . Таким образом, подразделение Виттмана водиночку остановило наступление британских частей на Кан, ликвидировав прорыв фронта. При этом рота Виттмана потеряла всего лишь три своих танка, включая танк и самого Михаэля, от ручных противотанковых средств британцев. Потери же британской стороны составили 11 танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортёров. Всю уничтоженную технику британцев записали на счет Виттмана, хотя в бою при Виллер-Бокаж участвовали и другие немецкие танки его роты, которые тоже наносили урон противнику.

22 июня 1944 года за ликвидацию прорыва противника в районе Виллер-Бокаж Михаэль Виттман был награжден Мечами к Рыцарскому кресту и повышен в звании до гауптштурмфюрера СС.

Танк «Тигр» под началом Михаэля Витмана и его экипаж. Слева направо: унтерштурмфюрер СС Михаэль Витман, роттенфюрер СС Бальтазар Воль, панцершутце СС Вернер Иррганг, панцершутце СС Зепп Рёсснер, штурмманн СС Ойген Шмидт

8 августа 1944 года, возглавив контратаку своей роты на высоту, занимаемую противником, в районе населенных пунктов Сенто и Сент-Эньян-де-Крамений неподалеку от Кана, Виттман со своим танком и экипажем пропали без вести.

Долгое время гибель Михаэля Виттмана оставалась загадкой для его сослуживцев, историков и поисковиков. Уничтожение танка Виттмана многие американские, польские и британские танкисты приписывали себе, хотя и близко не находились в этот момент к месту гибели немецкого танкового аса. Так же в качестве версии рассматривался вариант поражения танка Виттмана авиабомбой.

Все гипотезы гибели танка Михаэля Виттмана были опровергнуты в конце 1945 года Сержем Вареном, обнаружевшем уничтоженный танк «Тигр» с бортовым номером 007. Французский специалист изучил танк «Тигр» Виттмана и, обнаружив небольшую пробоину в корме корпуса в районе расположения двигателя, заключил, что данный танк был уничтожен ракетой, выпущенной штурмовиком Hawker Typhoon Мк.1В британских Королевских Воздушных Сил. Неуправляемая ракета, попав в корму корпуса, пробила надрадиаторную решетку слева и взорвалась в моторном отсеке, вызвав повторный взрыв в боевом отделении, который спровоцировал детонацию боекомплекта. Мощный взрыв внутри танка мгновенно уничтожил весь экипаж и оторвал башню с погона.

По официальной информации немецких источников, по состоянию на 8 августа 1944 года на счету немецкого танкового аса гауптштурмфюрера СС Михаэля Виттмана числились уничтоженными 138 танков и САУ противника, а так же 132 артиллерийских орудия.

В начале 1983 года неизвестное воинское захоронение было обнаружено при строительстве дороги. По карточкам дантиста эксгумированные останки идентифицировались, как трупы Михаэля Виттмана и его механика-водителя Генриха Реймерса. После идентификации обнаруженные останки были перезахоронены на немецком воинском кладбище «De La Cambe» в Нормандии, которое размещается по адресу: Национальная Дорога, 13 (RN 13) в районе городов Bayeux и Isigny-sur-Mer. Михаэль Виттман захоронен в 47 квадрате третьем ряду в могиле № 120.