История больного чумой. Болезни Средневековья: черная смерть, бубонная чума

Биография

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ» ). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа . Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры .

Философия Демокрита

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Атомистический материализм

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм ). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей , είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота . Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена ,

«[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов [существуя лишь] для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении» [у него] значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», [а] не по природе самих вещей; природу же самих вещей он в свою очередь обозначает [выражением] «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого [этого] учения должен быть таков. [Лишь] у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту - «ничто».

Принцип изономии

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель пишет:

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.

По существу, это четкая констатация принципа инерции - основы всей современной физики. Галилей , которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит - сторонник концепции множественности миров . Как описывает взгляды атомистов Ипполит ,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других - солнце и луна большие, чем у нас, в третьих - их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом - идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору , Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила . Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Этика

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры , отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Однако в другом месте тот же Секст пишет:

Демокрит говорит, что к «людям приближаются некие идолы (образы) и из них одни благотворны, другие зловредны. Поэтому он и молился, чтобы ему попадались счастливые образы». Они - громадных размеров, чудовищны [на вид] и отличаются чрезвычайной крепостью, однако не бессмертны. Они предвещают людям будущее своим видом и звуками, которые они издают. Исходя от этих явлений, древние пришли к предположению, что существует бог, между тем как [на самом деле], кроме них, не существует никакого бога, который обладал бы бессмертной природой.

Рожанский И. Д. АНТИЧНАЯ НАУКА (М.: Наука, 1980)

Будучи сыном своего времени, Демокрит не отрицал существования богов. Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это - очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств. Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее.

Вклад в другие науки

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

Сочинения и доксография

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель , Секст , Цицерон , Платон , Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона , разбив их по тетралогиям.

Иконография

Литература

Тексты и переводы

  • Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946.
  • Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования . - Л.: Наука, 1970. 664 стр.

Источники

  • Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Исследования

  • Асмус В. Ф. Античная философия
  • Асмус В. Ф. Демокрит. - М.: МГУ, 1960.
  • Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. - СПб., 1997. - С. 100-127.
  • Виц Б. Б. Демокрит. - М.: Мысль, 1979.
  • Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. - С. 211-238.
  • Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. - 1951. - № 4. - С. 204-208.
  • Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. - М.: Наука, 1965.
  • Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук. - 1918. - С. 2285-2306.
  • Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. - 1935. - С. 129-180.
  • Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. - М.-Л., 1947.
  • Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. - 1961. - № 4. - С. 58-67.
  • Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. - М., 1982. - С. 187-201.
  • Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. - 1975. - С. 299-302.
  • Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V - начале IV века до н. э. Историко-математические исследования, 11(46). - 2006. - С. 174-196.

Художественная литература

  • Лурье С. Я. , Ботвинник М. Н. Путешествие Демокрита. - М.: Детская литература, 1964.

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Краткая история открытия возбудителя чумы

Еще задолго до открытия микроба - возбудителя чумы - это заболевание считалось заразным, передающимся при контакте с больными людьми и с предметами, с которыми они соприкасались. Уже в средние века н. э. с целью недопущения распространения болезни принимались ограничительные мероприятия при передвижении товаров и населения из зараженной местности в здоровую (карантины). Впервые карантины были введены в Венеции в 1422 г. во время эпидемии чумы.

В нашем отечестве уже в XVI столетии со всей решительностью проводились ограничительные мероприятия при вывозе из зараженной местности товаров и передвижении населения. Об этом свидетельствует переписка царя Алексея Михайловича с английским королем Карлом II и приказы Петра I (Ф. А. Дербек).

Попытки Д. С. Самойловича, Э. Э. Эйхвальда и др. обнаружить чумного микроба и выделить его в чистом виде не увенчались успехом. Это объясняется тем, что сами исследователи не владели минимальными познаниями в области обращения с микроскопом, микроскопическими препаратами и тем более методикой выращивания микробов, ибо в тот период, особенно во времена Д. С. Самойловича, бактериологическая техника стояла на низком уровне. К концу XIX столетия в связи с работами Пастера, Коха и др. бактериологическая техника была достаточно усовершенствована, благодаря чему врач, владевший методикой бактериологического исследования, уже мог обнаружить чумного микроба и выделить его на питательных средах.

Честь открытия возбудителя чумы принадлежит японскому ученому Китазато, ученику Р. Коха, и французскому ученому Иерсену, ученику Пастера и И. И. Мечникова. Они открыли микроба во время эпидемии чумы в Гонконге в 1894 г. почти одновременно и независимо друг от друга. При исследовании мазков крови, лимфатических узлов и внутренних органов первого вскрытого умершего от чумы человека Китазато обнаружил бактерии в виде коротких палочек. Такие же палочки были им найдены при исследовании еще 15 трупов, а также 25 больных. В это же время Китазато выделил чистую культуру чумного микроба на искусственных питательных средах. При заражении выделенной культурой лабораторных животных они заболевали и затем погибали. На вскрытии у них отмечались типичные для чумной инфекции патологоанатомические изменения; в мазках из органов найдены чумные микробы.

О своем открытии Китазато доложил в Гонконге 14 июня 1894 г., а 7 июля после ряда опытов Китазато сообщил, что выделенный им микроорганизм является специфическим возбудителем чумы.

Через некоторое время при исследовании трупов умерших от чумы людей и трупов погибших крыс Иерсен также обнаружил чумного микроба в мазках из органов и выделил чистую культуру, с которой проделал ряд экспериментов. О результате своей работы он сообщил 30 июля 1894 г. Необходимо отметить, что в первых сообщениях Китазато и Иерсена описание открытых ими микробов в некоторых пунктах не совпадало, в особенности в отношении окраски микробов по Граму и их подвижности. В первом своем сообщении Китазато указывал, что чумной микроб не обесцвечивается по Граму и обладает слабой активной подвижностью. Что касается Иерсена. то он описал чумного микроба как обесцвечивающегося по Граму и неподвижного. В первое время после опубликования работ Китазато и Иерсена некоторые ученые склонны были считать, что микробы, открытые этими исследователями, не идентичны. При дальнейшем изучении культур, полученных от Китазато и Иерсена, было установлено, что между ними нет разницы, и что они относятся к одному виду микробов. Все дело заключалось в том, что молекулярное движение чумного микроба было принято Китазато за активное движение; он допустил ошибку также и при окрашивании мазков по Граму, а поэтому получил грамположительную окраску микробов.

В 1897 г. И. И. Мечников первый после открытия возбудителя чумы дал сводную характеристику этой инфекции.

Эпидемия (греч. ἐπιδημία - повальная болезнь, от ἐπι - на, среди и δῆμος - народ) в переводе с греческого означает «повальная болезнь среди народа». Так с давних времён называют заболевания, которые прогрессируют во времени и пространстве и превышают обычный уровень заболеваемости на данной территории. Но мы сегодня поговорим о пандемиях - таких эпидемиях, которые распространяются на территории целой страны, нескольких стран или иногда даже за пределы одного континента. Это болезни, принявшие массовый характер и поражающие значительную долю населения.

Чума

Когда разговор заходит об эпидемиях, на ум в первую очередь приходит «чёрная смерть», пандемия чумы, выкосившая значительную часть населения Европы и прошедшая по Северной Африке и острову Гренландия в 1346-1353 годах. Первое упоминание этого страшного заболевания относится к 1200 году до нашей эры. Событие также описывается в Ветхом Завете: израильтян в войне с филистимлянами преследуют неудачи, после очередной битвы филистимляне захватывают Ковчег Завета и доставляют его в город Азот к ногам статуи своего бога Дагона. Вскоре на город обрушивается чума. Ковчег отправили в другой город, где снова вспыхнула болезнь, а потом и в третий город, в котором цари пяти городов Филистеи решили вернуть реликвию на место, страшась новых жертв. Жрецы Филистеи связывали эту болезнь с грызунами.

Первая зарегистрированная мировая эпидемия чумы началась во время правления византийского императора Юстиниана I и проявлялась в течение двух веков с 541 по 750 годы. Чума пришла в Константинополь по средиземноморским торговым каналам и распространилась по Византии и соседним странам. В 544 году в столице умирало до 5 тысяч человек в день, иногда смертность достигала 10 тысяч человек. Всего погибло около 10 миллионов человек, в самом Константинополе умерли 40% жителей. Чума не жалела ни простой народ, ни королей - с тем уровнем развития медицины и гигиены ничего не зависело от наличия денег и образа жизни.

Чума и далее неоднократно «совершала набеги» на города. Этому способствовало развитие торговли. В 1090 году купцы завезли чуму в Киев, где за несколько зимних месяцев продали 7 тысяч гробов. Всего погибли около 10 тысяч человек. В эпидемию чумы в 1096-1270 годы Египет потерял более миллиона жителей.

Самой крупной и самой известной пандемией чумы стала «чёрная смерть» 1346-1353 годов. Источниками эпидемии были Китай и Индия, до Европы болезнь дошла с монгольскими войсками и торговыми караванами. Не менее 60 миллионов человек погибли, в некоторых регионах чума выкосила от трети до половины населения. Позже эпидемии повторялись в 1361 и 1369 годах. Генетические исследования останков жертв болезней показали, что эпидемию вызвала та самая чумная палочка yersinia pestis - до этого шли споры о том, какая именно болезнь послужила причиной многочисленных смертей в тот период. Смертность при бубонной форме чумы достигает 95%.

Важную роль в распространении болезни кроме экономического фактора, а именно торговли, влияли социальный: войны, нищета и бродяжничество, и экологический: засухи, ливни, прочие погодные напасти. Недостаток пищи вызывал ослабление иммунитета у людей, а также служил поводом для миграции грызунов, переносивших блох с бактериями. И, конечно, гигиена во многих странах была ужасающей (или, попросту, отстутстовала), с точки зрения современного человека.

В Средневековье в монастырской среде был распространён отказ от жизненных удовольствий, сознательное наказание грешного тела. В эту практику входил отказ от мытья: «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», - говорил Святой Бенедикт. Вдоль городских улиц рекой текли массы из опорожнённых горшков. Крысы были настолько обычным делом, они так близко общались с человеком, что в то время был рецепт на случай, если крыса кого-то укусит или омочит. Ещё одной причиной распространения болезни служило использование умерших в качестве биологического оружия: при осаде крепости забрасывали трупами, что позволяло уничтожать целые города. В Китае и Европе трупы сбрасывали в водоёмы, чтобы заражать поселения.

Третья пандемия чумы зародилась в китайской провинции Юньнань в 1855 году. Она длилась несколько десятилетий - к 1959 году число жертв во всём мире упало до 200 человек, но заболевание продолжало регистрироваться. В конце XIX и начале XX века вспышки чумы происходили в Российской Империи и СССР, в США, Индии, Южной Африке, Китае, Японии, Эквадоре, Венесуэле и многих других странах. Всего за этот период болезнь унесла около 12 миллионов жизней.

В 2015 году учёные обнаружили следы yersinia pestis в блохе из куска янтаря возрастом 20 миллионов лет. Палочка похожа на своих потомков и располагается в той же части блохи, что и у современных распространителей бактерии. На хоботке и на передних ламках насекомого обнаружили пятна крови. То есть распространитель чумы предположительно существует уже 20 миллионов лет, и передавался тем же способом в течение всего этого времени.

Хотя мы стали чаще мыть руки и меньше обниматься с заражёнными крысами, болезнь не исчезла. Каждый год чумой заболевают около 2,5 тысяч человек. К счастью, смертность с 95% снизилась до 7%. Отдельные случаи регистрируются практически ежегодно в Казахстане, Монголии, Китае и Вьетнаме, Африке, Сша и Перу. В России с 1979 по 2016 год не было зарегистрировано ни одного заболевания чумой, хотя под риском заражения на территории природных очагов находятся десятки тысяч человек. Последний случай зарегистрирован 12 июля - десятилетний мальчик поступил в инфекционное отделение с температурой 40 градусов.

Оспа

Смертность от чёрной оспы составляет до 40%, но выздоровевшие люди теряют зрение полностью или частично, на коже остаются рубцы от язв. Болезнь вызывают два вида вирусов Variola major и Variola minor, причём летальность последней составляет 1-3%. Вирусы передаются от человека человеку без участия животных, как в случае с чумой. Болезнь, вызывающая множество язв на теле - пустул, была известна с начала нашей эры.

Первые эпидемии отмечались в Азии: в IV веке в Китае, в VI веке в Корее. В 737 году оспа стала причиной смерти 30% населения Японии. Первое свидетельство присутствия оспы на Западе содержится в Коране. В VI веке оспа прошла в Византии, а после, арабы-мусульмане, завоёвавшие новые земли, разнесли вирус от Испании до Индии. В XV веке в Европе оспой переболел почти каждый человек. У немцев возникла поговорка «Немногие избегнут оспы и любви». В 1527 году пришедшая в Америку оспа унесла миллионы жизней, она выкашивала целые племена аборигентов (существует версия, согласно которой конкистадоры специально подбрасывали индейцам заражённые оспой одеяла).

Оспу сравнивали с чумой. Хотя смертность у последней была гораздо выше, оспа была привычнее - она постоянно присутствовала в жизни людей, «наполняла кладбища покойниками, терзая постоянным страхом всех тех, которые ещё не болели ею». В начале XIX века в Пруссии ежегодно погибали 40 тысяч человек. Каждый восьмой заболевший в Европе умирал, а среди детей шанс умереть был один к трём. Ежегодно от оспы, вплоть до XX века, умирало около полутора миллионов человек.

Человечество начало рано заботиться о методах лечения этого страшного недуга, отличных от одевания больного в красные одежды, молитвы за его здоровье и обкладывание защитными амулетами. Персидский учёный Аз-Рази, живший во второй половине IX - первой половине X века, в труде «Об оспе и кори» отмечал невосприимчивость к повторному заболеванию и упоминал прививку лёгкой человеческой оспы. Метод состоял в прививке здорового человека гноем из созревшей пустулы больного натуральной оспой.

Метод попал в Европу к 1718 году, его привезла супруга британского посла в Константинополе. После опытов над преступниками и сиротами оспу привили семье британского короля, а затем - другим людям в более массовом порядке. Прививка давала 2% смертности, тогда как натуральная оспа убивала в десятки раз больше людей. Но была и проблема: сама прививка иногда вызывала эпидемии. Позже оказалось, что сорок лет вариоляции вызвали на 25 тысяч смертей больше, чем чёрная оспа за такой же период до начала применения этого метода.

В конце XVI века учёные обнаружили, что коровья оспа, проявляющаяся в виде пустул у коров и лошадей, предохраняет человека от заражения чёрной оспой. Кавалерия гораздо реже страдала от оспы, чем пехота. Гораздо реже умирали от заболевания доярки. Впервые публичное прививание коровьей оспы состоялось в 1796 году, тогда восьмилетний мальчик Джемс Фиппс получил иммунитет, и привить натуральную человеческую оспу через полтора месяца ему не удалось. Солдат и моряков в 1800 года стали прививать в обязательном порядке, а в 1807 году Бавария стала первой страной, где прививка была обязательной для всего населения.

Для прививки материал из оспины у одного человека переносился на другого человека. Вместе с лимфой переносили сифилис и другие заболевания. В итоге решили в качестве исходного материала спользовать оспины телят. В XX веке вакцину стали высушивать, чтобы сделать её устойчивой к температуре. До этого приходилось использовать в том числе детей: чтобы доставить из Испании в Северную и Южную Америку оспы для вакцины, в начале XIX века использовали 22 детей. Двоим прививали оспу, и после появления пустул заражали следующих двоих.

Болезнь не обошла стороной Российскую Империю, она истребляла людей с 1610 года в Сибири, от неё погиб Пётр II. Первую в стране прививку сделали в 1768 году Екатерине II, решившей подать подданным пример. Ниже - родовой герб дворянина Александра Маркова-Оспенного, получившего дворянство за то, что с его руки был взят материал для прививки. В 1815 году был образован специальный оспопрививательный комитет, следивший за составлением список детей и подготовку специалистов.

В РСФСР декрет об обязательных прививках от оспы ввели в 1919 году. Благодаря этому решению количество заболевших значительно снижалось с течением времени. Если в 1919 году зарегистрировали 186 тысяч больных, то в 1925 году - 25 тысяч, в 1935 году - чуть больше 3 тысяч. К 1936 году натуральную оспу в СССР ликвидировали полностью.

Вспышки болезни регистрировали и позже. Московский художник Александр Кокорекин привёз болезнь из Индии в декабре 1959 года и «подарил» вместе с гостинцами любовнице и жене. Сам художник умер. Во время вспышки от него заразились 19 человек, от них - еще 23 человека. Смертью вспышка закончилась для троих. Чтобы избежать эпидемии, КГБ отследило все контакты Кокорекина и нашло его любовницу. Больницу закрыли на карантин, после чего стали вакцинировать от оспы население Москвы.

В XX веке в Америке, Азии и Европе от оспы умерли до 500 миллионов человек. Последний раз заражение оспой регистрировали 26 октября 1977 года в Сомали. О том, что болезнь побеждена, Всемирная организация здравоохранения заявила в 1980 году.

На данный момент как чума, так и оспа, остались в основном в пробирках. Заболеваемость чумой, которая до сих пор угрожает некоторым регионам, сократилась до 2,5 тысяч человек в год. Оспа, тысячелетиями передававшаяся от одного человека другому, побеждена более тридцати лет назад. Но угроза остаётся: из-за того, что от этих болезней прививают крайне редко, их легко можно использовать в качестве биологического оружия, что уже делали люди более тысячи лет назад.

В следующих статьях мы поговорим о других болезнях, унёсших жизни десятков и сотен миллионов людей: о холере, тифе, туберкулёзе, марялии, различных штаммах гриппа, проказе и ВИЧ.

Несколько дней назад медики подтвердили случай бубонной чумы в Киргизии. По сообщению Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций, 15-летний Темирбек Исакунов заразился опасным заболеванием после того, как вместе с приятелями (которых сейчас активно ищут медики) съел шашлык из сурка.

Чумной доктор. Фрагмент гравюры Поля Фюрста, 1656 год

Для многих известие о том, что в наше время еще возможны вспышки чумы, стало неожиданностью. На самом деле со времен великих эпидемий чума, безусловно, никуда не пропадала и в ближайшем будущем не пропадет. И дело здесь вовсе не в состоянии медицины в Средней Азии (хотя к нему в данном случае тоже есть вопросы), а в том, что заболевание сохраняется в естественных резервуарах, где продолжает заражать своих основных носителей - сурков, сусликов и других грызунов. Эти резервуары существуют по всему миру, на всех континентах, за исключением, пожалуй, только Антарктиды и Австралии. Ежегодно регистрируется немногим менее трех тысяч случаев бубонной чумы. Уничтожить эти очаги не представляется возможным, и поскольку так или иначе человечеству предстоит и дальше жить с чумой на одной планете, интересно разобраться в этих сложных взаимоотношениях.

Три волны

В глобальном масштабе человечество сталкивалось с чумой трижды: это Юстинианова чума, бушевавшая во второй половине шестого века во времена правления в Византии Юстиниана, знаменитая Черная смерть, пришедшая в Европу в середине XIV века и не стихавшая на протяжении почти трехсот лет, и последняя, Азиатская чума, вспыхнувшая на юге Китая в 1855 году. Эти три войны человечества за выживание ученые называют пандемиями, то есть глобальными эпидемиями, которые затронули весь известный (Западу) мир. При этом, строго говоря, условие глобальности выполнялось только в третий раз - во время Азиатской пандемии. Средневековая Черная смерть не затронула Новый Свет, а Юстинианова чума (исходя из того, что нам известно из исторических источников) не дошла до юго-восточной Азии. Впрочем, может быть, просто дело в том, что эта часть света лежала далеко за пределами западной ойкумены V века.

Ученые, пытающиеся выяснить историю и происхождение чумы, вынуждены пользоваться историческими описаниями современников, которые почти ничего не понимали в ее природе. До того как появилась концепция бактериальной инфекции, до того как был обнаружен вызывающий ее агент, Yersinia pestis, «чумой» или «мором» (plague и pestilence) назвали любое эпидемическое заболевание, приводившее к смерти большого количества людей.

Одним из ярких примеров ненадежности исторических свидетельств в этом смысле может служить Афинская чума, разразившаяся на материковой Греции во время Пелопоннесской войны в конце V века до нашей эры. Она ярко описана у греческого историка Фукидида. Война началась с того, что поддерживаемые Спартой фиванцы напали на беотийского союзника Афин, Платеи. Шестидесятитысячное войско пелопонесцев во главе со Спартой в мае 431 года до нашей эры вступило в Аттику и начало разрушать все на своем пути. Жители окружающих селений поспешили скрыться за Долгими стенами, в результате чего город оказался переполнен - многие ночевали прямо под открытым небом. Недостаток воды и антисанитарные условия способствовали распространению болезни. В городе вспыхнула эпидемия, которая унесла жизни четверти населения, то есть примерно 30 тысяч человек. Ее жертвой стал и сам Перикл - предводитель афинского войска и один из выдающихся деятелей греческого Золотого века. Название «чума» закрепилось за этой эпидемией в литературе, и многие ученые до недавнего времени считали, что это название правильно отражает ее природу.

Афинская чума, Николя Пуссен, 1630 год. Изображение :Web Gallery of Art

Однако в 2006 году греческие микробиологи показали, что чумой в нынешнем ее понимании эпидемия в перикловых Афинах не была. Ученые выделили бактериальную ДНК из зубов нескольких человек, захороненных на древнем кладбище Керамекос в Афинах. Оказалось, что фрагментов генома чумной палочки Yersinia pestis, равно как и ДНК возбудителей тифа, сибирской язвы и оспы в них не было. Причиной эпидемии, судя по всему, была сальмонелла Salmonella enterica (Typhi), которая вызывает пищевую инфекцию - именно ее ДНК удалось найти в зубах современников Перикла. Впрочем, если говорить не об исключении чумной версии, а о доказательстве сальмонеллеза как единственной причины эпидемии, то полученные авторами данные пока еще слишком фрагментарны.

Закат Европы

Первой надежно доказанной пандемией Yersinia pestis является Юстинианова чума, которая появилась в столице Византии в 532 году и до конца VI века распространилась по всей Европе. Исторические свидетельства говорят о том, что заболевание пришло из Африки с грузом египетского зерна, хотя надежных свидетельств этого пока нет. Поскольку болезнь распространялась вдоль торговых путей, неудивительно, что эпицентром ее стал Константинополь. Считается, что в 541–542 годах, на пике чумного пожара, погибло около 40 процентов населения столицы. «В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы», - сообщает историк Прокопий Кессарийский. От чумы умер и сам Юстиниан I.

Юстиниан I, фрагмент мозаики в Сан-Витале в Равенне. Фото: The Yorck Project

По существующим оценкам, первая пандемия унесла жизни 25 миллионов человек в Европе, ополовинив ее население, а всего жертвами пандемии пали фантастические 100 миллионов. Не стоит забывать при этом, что численность населения Земли сегодня совершенно несопоставима с численностью в VI веке, к тому же первая пандемия затронула, как мы знаем, только Старый Свет.

Юстинианова чума, вспыхивавшая на несколько лет, а затем затихавшая, продлилась такими волнами вплоть до 700 года, положив начало «Темным векам» Европы. Это был период упадка европейской культуры и искусств, разрушения торговых связей. В то же время население, избавленное от постоянных эпидемий, постепенно росло и к началу XIV века увеличилось в три раза.

Когда торговое сообщение с Азией начало вновь налаживаться и в Европе стали появляться первые торговые и финансовые империи вроде Медичи, Сфорца и их соперников, чума вновь вернулась в Европу и на этот раз зашла уже гораздо дальше, чем во времена Юстиниана. Эта пандемия впоследствии стала известна как Черная смерть.

«Мнози человецы умираху»

Возможно, Черной смертью чуму стали называть из-за характерного симптома - темных кругов вокруг глаз у страдавших от нее людей, а возможно - из-за черных пятен, возникавших на коже больных. Тогда же болезнь стали называть бубонной чумой по характерным вздутиям лимфатических узлов, бубонам, которые появлялись в первые дни болезни.

Как бы то ни было, но о второй волне пандемии мы знаем гораздо больше, чем о чуме эпохи Юстиниана. Черная смерть пришла в Европу с торговыми кораблями, высадившимися в Сицилии в 1347 году. Отсюда она распространилась по всей Европе - вплоть до Гренландии, проникла на северное побережье Африки, достигла Аравии.

Вот как описывает это нашествие Джованни Бокаччо на первых страницах Декамерона:

«Итак, со времен спасительного вочеловеченья Сына Божия прошло уже тысяча триста сорок восемь лет, когда славную Флоренцию, лучший город во всей Италии, посетила губительная чума; возникла же она, быть может, под влиянием небесных тел, а быть может, ее наслал на нас за грехи правый гнев Божий, дабы мы их искупили, но только за несколько лет до этого она появилась на Востоке и унесла бессчетное число жизней, а затем, беспрестанно двигаясь с места на место и разросшись до размеров умопомрачительных, добралась наконец и до Запада».

Волна Черной смерти проходила по Европе многими отдельными эпидемиями, сменявшимися периодами относительного спокойствия. Эпидемии продолжались на протяжении почти 300 лет и сошли на нет только к концу XVII века. Интересно, что к этому времени Черной смерти удалось в некотором смысле сделать и что-то хорошее: из-за эпидемии 1665 года Исааку Ньютону пришлось покинуть Кембридж и вернуться в собственный дом, где он в сельском уединении за 18 месяцев сосредоточенной работы создал свои «Начала», заложившие принципы всей современной науки.

Черная смерть. Иллюстрация из Тоггенбургской библии, 1411 год.

Несмотря на отсутствие морского сообщения, не обошла Черная смерть и Россию. Произошло это почти сразу после начала пандемии - в 1349 году. Пришла чума, по мнению Карамзина, через Скандинавию и сначала распространилась во Пскове и в Новгороде, где в результате погибла примерно половина населения. Глухов и Белозерск, по словам летописца, вымерли целиком. Костомаров сообщает, что в 1387 году в Смоленске «был такой сильный мор, что осталось всего пять человек, которые вышли из города и затворили за собой ворота».

Черная смерть показала полную беспомощность всей медицины XIV-XIX столетий, которую признавали даже современники. Чумные доктора, чей костюм с черным плащом и носатой маской был увековечен венецианским карнавалом, не могли не только предотвратить распространение болезни, но даже просто облегчить страдания больного, применяя для этого совершенно бездейственные средства: накладывания лягушек на бубоны и, конечно же, кровопускание. Характерно, что при этом они обычно получали от коммуны как минимум в четыре раза больший гонорар, чем обычные честные доктора, хотя их ряды пополнялись всяческими авантюристами вообще без какого-либо образования (за это их вежливо называли «эмпириками»).

Бокаччо и другие современники настолько подробно описали увиденное, что сомневаться в том, что причиной Черной смерти была именно вызываемая Yersinia pestis чума, не приходится:

«...начало заболевания ознаменовывалось и у мужчин, и у женщин опухолями под мышками и в паху, разраставшимися до размеров яблока средней величины или же яйца - у кого как, народ называл их бубонами. В самом непродолжительном времени злокачественные бубоны появлялись и возникали у больных и в других местах. Потом у многих обнаруживался новый признак вышеуказанной болезни: у этих на руках, на бедрах, а равно и на остальных частях тела проступали черные или же синие пятна...»

Благодаря современным методам молекулярной биологии недавно удалось не только показать, что причиной Черной смерти была Yersinia pestis, но и изучить особенности ДНК именно того самого злополучного штамма. Недавнее исследование показало, что все современные разновидности Yersinia pestis являются прямыми потомками той самой Черной смерти, а сама она не так уж сильно от них отличается.

Сомнения в идентичности штамма возникли из-за того, что, если верить историческим свидетельствам, в Средние века заболевание протекало значительно острее и приводило к большей смертности, чем сейчас. Кроме того, бубоны раньше чаще появлялись в верхней части тела на шее и в подмышечных впадинах, сейчас же у большинства больных они чаще возникают в паху (так как блохи-переносчики легче запрыгивают на ноги). Вопреки ожиданиям, эксперименты на животных продемонстрировали приблизительно ту же вирулентность штамма Черной смерти, а найденные отличия в ДНК никак нельзя было назвать значительными.

Азиатская волна

Третья, или Азиатская, волна чумы началась в 1855 году в китайской провинции Юннань, знаменитой своим чайным производством. К концу века она достигла Гонконга и Бомбея, откуда на пароходах распространилась по всему миру. Сдержать пандемию не удалось даже благодаря (чрезвычайно остроумному) изобретению противокрысиных дисков, которые устанавливались на канатах и не позволяли переносчикам блох попадать на корабли. В одной только Индии Азиатская чума унесла жизни 12,5 миллиона человек.

Защитные диски от крыс. Фото: US Navy

К счастью, к концу XIX века уже были изобретены вакцины, а микробиология переживала бурный расцвет. Окрыленные успехами борьбы с оспой, в 1894 году в Бомбей в поисках лекарства отправились японский ученый Шибасабуро Китадзато и француз Александр Иерсен. Обоим практически одновременно удалось обнаружить микроорганизм-возбудитель чумы. При этом, как выяснилось позднее, получивший поначалу широкое признание Китадзато на самом деле обнаружил комменсальную (сопутствующую) бактерию, а истинным возбудителем оказался штамм, выделенный Иерсенем - именно его имя в 1970 году и было увековечено в родовом названии возбудителя Yersinia.

Александр Иерсен, первооткрыватель чумной палочки

Уже спустя два года после открытия Иерсену удалось получить противочумную сыворотку, а впоследствии другие ученые смогли сделать и вакцину, причем не одну. Впрочем, о победе над чумой нельзя было говорить до тех пор, пока Александр Флеминг не совершил главного изобретения XX века, перевернувшего жизнь человечества - речь идет об открытии антибиотиков. Сегодня чума является тяжелым заболеванием, которое при вовремя поставленном диагнозе вылечивается за десять дней стрептомицинового курса. Те смертельные случаи, которые по-прежнему регистрируются в разных уголках мира скорее парадоксальным образом иллюстрируют эффективность существующей терапии. Обычно они являются следствием того, что врачи просто не могут распознать болезнь, с которой встречались только на страницах учебников.

Неизвестная чума

Успехи медицины создают обманчивое впечатление того, что на сегодняшний день о чуме известно если не все, то почти все. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это совершенно не так. И ощущение победы над болезнью, если мыслить в более долгосрочной перспективе, тоже на самом деле обманчиво.

Во-первых, открытым остается вопрос о самом происхождении Yersinia pestis. Известно, что эта бактерия, родственник кишечной палочки, несколько десятков тысяч лет назад была вполне обычной энтеробактерией, которая обитала в кишечнике и вызывала - в самом тяжелом случае - кишечное отравление наподобие сальмонеллеза. Как именно эта бактерия, Yersinia pseudotuberculosis, стала смертельной чумой, непонятно. Российские микробиологи Виктор и Нина Сунцовы из Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН разработали сложный гипотетический механизм этого перехода, связанный с особенностями зимования сурков и учитывающий изменения климата, однако насколько он отражает реальный процесс, пока неясно.

Во-вторых, ученые не знают, почему чума проникла в Европу только в VI веке нашей эры, а до этого обходила ее стороной. Налаженные торговые связи существовали гораздо раньше - достаточно вспомнить греческие колонии, которые в VII веке до нашей эры растянулись на пространстве от Португалии до Азовского моря. Если в те времена действительно не было чумы, то объяснить это можно либо потрясающим везением, либо (опять-таки непонятным) отсутствием чумы в греческой ойкумене.

В-третьих, неизвестно, почему первая и вторая волна чумы продолжались именно столько, сколько они продолжались, и почему они все-таки закончились. Неясно, чем можно объяснить видимое отсутствие эпидемий в Темные века и их редкость в XVIII - начале XIX века.

Yersinia pestis. Фото: PHIL

И, наконец, в-пятых, непонятно, является ли победа над чумой окончательной и сколько еще отведено человечеству спокойных лет в этом отношении. Главным оружием против чумы остаются антибиотики, а ситуация с ними в современном мире становится все более и более угрожающей. Отсутствие эффективных общемировых регуляторных органов, выбросы антибиотиков в окружающую среду и нежелание коммерческих компаний тратиться на разработку новых поколений медикаментов неукоснительно истощают запас эффективных лекарств. Создание антибиотиков, в отличие от почти всех других продуктов фармкомпаний, связано с трагическим парадоксом: каждое новое поколение становится все токсичнее, все менее эффективно и все дороже, при этом продать его можно только нескольким тысячам пациентов, зараженным устойчивыми штаммами инфекций. Все это делает все более реальной перспективу того, что последующие поколения будут вспоминать XX век как прекрасный, но краткий золотой век человечества.

Одно из самых древних заболеваний, и, пожалуй, самая известная болезнь, ставшая именем нарицательным для любой эпидемии - это чума. Ценой многих жизней человечество научилось ее лечить, но победить полностью не смогло. Так, летом 2016 года в больницу Горного Алтая попал мальчик. Диагноз - чума.

ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ В ДРЕВНОСТИ

Когда появилось это заболевание, до сих пор неизвестно. Однако Руфус из Эфеса, живший в I веке н.э, ссылался на более древних лекарей, живших в III веке до н.э и описывавших эпидемии в Ливии, Сирии и Египте. Лекари описывали бубоны на телах заболевших, так что, по всей видимости, это и были первые зафиксированные случаи заболевания бубонной чумой.

Были и более ранние упоминания чумы. К примеру, Афинская чума (называемая еще и чумой Фукидида). Она возникла в Афинах во время Пелопоннесской войны (430 год до н.э). Два года в городе отмечались вспышки заболевания, которые унесли жизни каждого четвертого горожанина (в том числе заболел и Перикл). Затем болезнь исчезла. Современные исследования захоронений жертв афинской чумы показали, что на самом деле это была эпидемия брюшного тифа.

Не менее спорной стала и так называемая «Чума Антонина» или «Чума Галена». Эпидемия разразилась в 165 году и за пятнадцать лет унесла около 5 миллионов жизней. Однако описавший заболевание врач Клавдий Гален (в его честь иногда и называют эту эпидемию) упомянул, что у заболевших была черная сыпь. Многие исследователи полагают, что, скорее всего, эпидемию вызывала оспа, а не чума. Другие же считают, что это просто была неизвестная форма чумы.

Египет и Восточно-Римская империя также не избежали страшной заразы. Разразившуюся пандемию назвали Юстиниановой чумой, и продолжалась она около 60 лет - с 527 по 565 годы. В разгар эпидемии, когда чума достигла густонаселенного Константинополя, в городе ежедневно умирало по 5 тысяч человек, а иногда количество умерших достигало и 10 тысяч человек. Количество жертв пандемии оценивается различно, но самые «страшные» оценки предполагают колоссальное количество жертв: в 100 миллионов человек на Востоке и 25 миллионов человек в Европе. В 2014 году в журнале «The Lancet Infectious Diseas» были опубликованы результаты исследования генетиков Канады и США. Реконструировав чумную палочку из зубов двух жертв Юстиниановой чумы, ученые выяснили, что она серьезно отличается от генотипа современного возбудителя. Генетики выдвинули предположение, что люди стали менее восприимчивы к возбудителю Юстиниановой чумы, и поэтому возбудитель стал тупиковой ветвью эволюции.

«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

Самая известная пандемия чумы была названа «Черной смертью». Она, по всей видимости, стала следствием похолодания климата. Холод и голод выгнали грызунов из пустыни Гоби ближе к человеческому жилью. В 1320 году были зафиксированы первые случаи заболевания. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию, затем к 1341 году по Великому Шелковому пути достигла низовьев Дона и Волги. Опустошив Золоту Орду, болезнь ушла на Кавказ и в Крым, а оттуда генуэзскими кораблями была доставлена в Европу. Согласно рассказу генуэзского нотариуса Габриэля де Мюсси, войска хана Джанибека, осаждавшего генузскую крепость в Каффе, не смогли закончить осаду из-за эпидемии. Но, прежде чем отступить, они бросали в крепость трупы умерших и успешно заразили итальянцев.

В результате пандемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. В Россию чума проникла через Псков и свирепствовала там до 1353 года. Умерших не успевали хоронить, хотя и клали в гроб по 5-6 человек. Богатые люди пытались укрыться от болезни в монастырях, раздав все свое имущество, а иногда даже и собственных детей. Жители Пскова призвали на помощь новгородского епископа Василия. Он обошел город крестным ходом, но по дороге умер от чумы. Во время пышных похорон епископа с ним пришло попрощаться немало жителей Новгорода. Вскоре эпидемия разразилась и там, а дальше распространилась по всей России.

Количество жертв «Черной смерти» оценивается в 60 миллионов человек.

В то время медицина так и не нашла действенных способов борьбы с болезнью, однако был сделан важный шаг - придумала система карантина. Впервые она была реализована на венецианском острове Лазаретто. Корабли, прибывающие туда из охваченных чумой стран, должны были остановиться на некотором расстоянии от берега, и, встав на якорь, находиться там в течение 40 дней. Только по истечении этого срока, если чума не проявлялась, корабль мог подойти к берегу и начать разгружаться.

ПОСЛЕДНЯЯ ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ

Последняя крупная эпидемия чумы разразилась в 1910 году в Манчжурии. Первые вспышки заболевания отмечались еще в 1894 году в Забайкалье. После проведения железной дороги вспышки участились. Летом 1910 года разразилась эпидемия чумы среди сусликов, но уже к осени начали умирать люди. Первыми жертвами болезни стали китайские рабочие в поселке при станции Манчжурия, однако эпидемия быстро распространилась вдоль железной дороги. Всего, по разным оценкам, она унесла от 60 до 100 тысяч человеческих жизней.

В России приняли экстренные меры противодействия эпидемии. Из опасных районов был запрещен ввоз табарганьих шкурок, а от Амура до Благовещенска установили оцепление. Выехавшие на место эпидемиологической опасности врачи констатировали, что необходимо срочно улучшать санитарные условия. В Иркутске было решено оборудовать больницу прямо на станции - чтобы не возить больных через весь город. Хоронили чумных также отдельно. Из Петербурга была выписана вакцина, а город занялся истреблением крыс.

В Китае же эпидемию удалось остановить, во многом благодаря кремации тел умерших и их вещей. В момент, когда количество подлежащих кремации трупов начало уменьшаться, доктор У Ляньдэ дал странное распоряжение - он предписал всем жителям весело отпраздновать Новый год и взорвать побольше хлопушек. Однако странным этот приказ был лишь на первый взгляд. Дело в том, что продукты серы, выделявшиеся во время взрыва хлопушек - отличное дезинфицирующее средство.

ЧУМА В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Впрочем, все это касается уже документальных свидетельств. Между тем, чума упоминалась еще в эпосе о Гильгамеше. Правда, говорилось там лишь о смертельности заболевания, понять о какой именно форме чумы шла речь - невозможно. Так же упоминается чума и в Библии - Первая книга Царств повествует о бубонной чуме, которая поразила филистимлян, захвативших Ковчег Завета

В литературе самый известный «певец чумы», безусловно, итальянец Джованни Бокаччо. Его «Декамерон» был написан как раз в то время, когда «Черная смерть» превратила Венецию и Геную в мертвые города. В предисловии к «Декамерону» он описал немало ужасов, поразивших Италию во время эпидемии, и отметил, что умерший от чумы человек «вызывал столько же участия, сколько издохшая коза». Даниэль Дэфо в историческом романе «Дневник чумного города» описывал, как одновременно с разгулом болезни в Лондоне распоясалась и преступность. В своем рассказе «Доктор медицины» Редьярд Киплинг описал, насколько беспомощны были врачи во время эпидемии чумы. Главный герой нашел правильный путь лечения, исходя из метафизических соображений. Пушкин на основе сцены из поэмы поэта Джона Вильсона «Чумной город» написал драматическую сцену «Пир во время чумы», описав гедонистическую разнузданность на фоне трагедии.

Из современных литературных произведений наиболее известен экзистенциальный роман Альбера Камю «Чума», в котором чума фигурирует не только в роли болезни, но и является аллегорией на «коричневую чуму» - фашизм - в частности и зло в целом. Так же широко известно и произведение Габриэля Гарсия Маркеса « Любовь во время чумы». Однако под этим названием произведение известно лишь в России, так как в оригинале речь идет все-таки о холере.

Отразились эпидемии чумы и на живописи. «Черная смерть» послужила расцвету религиозной живописи и принесла художникам ряд традиционных аллегорических сюжетов: «Пляски смерти», «Триумф смерти», «Три мертвые и три живых», «Смерть, играющая в шахматы».

Идиомы со словом «чума» до сих пор употребляют в речи. Наиболее известны «Пир во время чумы», «Чума 20 века» (СПИД), «Чума на оба ваших дома».

Чума остается актуальным понятием и в новом столетии. Летом 2016 года студия Paradox Interactive презентовала обновления к своей видеоигреCrusader Kings II, вышедшей в 2012 году. Благодаря обновлениям можно будет управлять эпидемией чумы. Например, запереться в замке. Впрочем, актуальность чумы основана на реальных фактах - реликтовые очаги эпидемии сохраняются до сих пор, и за 1989 - 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев заболевания в 24 странах, причем летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Чума не исчезла. Она просто затаилась.