Изменения существительного по падежам это. Изменение имён существительных по падежам.docx - Изменение имён существительных по падежам

изменения существительного по падежам это


  1. Имя существительное часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

    Имя существительное называет ПРЕДМЕТЫ в широком смысле слова:
    - название предметов: стена, стол, часы;
    - название лиц: человек, мальчик, мужчина;
    - названия живых организмов: чайка, собака, микроб;
    - название веществ: сахар, манка, мука;
    - название фактов, событий, явлений: наводнение, беседа, спектакль;
    - название качеств, свойств, действий, состояний: доброта, грусть, ходьба.

    Разряды существительных по значению

    Выделяют две группы разрядов по значению:
    1) собственность / нарицательность;
    2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, газета, река).
    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Воронеж, Итоги Волга). От собственных имен надо отличать собственные наименования неоднословные названия индивидуализированных объектов (Вечерняя Москва). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московская Государственная Академия).
    Конкретными существительными называются чувственно воспринимаемые предметы вещи (табурет), лица (Ирина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
    Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
    Вещественные существительные обозначают вещества (кефир, ряженка, соль).
    Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

    Род имн существительных

    Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
    К именам существительным мужского рода относятся такие, к которым можно подставить слова он, мой: дуб, стул, гномик.
    К именам существительным женского рода относятся такие, к которым можно подставить слова она, моя: сказка, сестра, волна.
    К именам существительным среднего рода относятся такие, к которым можно подставить слова оно, мо: бюро, молоко, золото.
    Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки жук (мужской род), руки - рука (женский род), вдра ведро (средний род).

    Изменение имн существительных по числам

    Имена существительные изменяются по числам.
    Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
    При изменении имн существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда звзды, лицо - лица.

    Изменение имн существительных по падежам

    Изменение имн существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
    Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.

    Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.

    Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.

    Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.

    Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.

    Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.

    Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе.

  2. Изменение имн существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

    Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

    Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.

    Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.

    Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.

    Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.

    Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.

    Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе.

    Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имн существительных немного отличается.

    В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа, в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

    Также существуют несклоняемые имена существительные, т. е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гте").

    Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
    вс!

  3. склонение имн существительных
  4. Склонение
  5. Называется склонением
  6. Склонение.
  7. Это склонение.

Предмет
Класс
Тип урока
Технология
урока
Тема
Цель
Технологическая карта урока
Русский язык
3
урок открытия «новых знаний».

построения
проблемно­диалогическая

Познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в
предложении.
 Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
 Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
 Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
Основные
понятия

термины,
Падежи, склонение существительных.
Планируемый результат
Предметные умения
­умение определять падеж имен существительных
­ умение составлять словосочетания с именами существительными в
разных падежах, правильно употреблять предлоги
Личностные УУД: проявляет учебно­познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: определяет, формулирует учебную задачу на уроке
в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя
необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и
работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои
ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД:
знакомится с падежными вопросами и

вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по
падежам.
Коммуникативные УУД: оформляет свою мысль в устной и письменной
речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие
вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: Учебник «Русский язык» 3 класс автор
А.В.Полякова
Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска,
проектор.
Оборудование: Таблица с названиями падежей

Дидактические задачи этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельности
Дидактические задачи (цель этапа)
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность
Актуализация знаний и пробное учебное действие Мотивировать учащихся на изучение темы.
Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.
Реализация построенного проекта
Организовать самостоятельное выполнения заданий на новый способ действия.
Первичное закрепление (с комментированием во
внешней речи)
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Осуществить самоконтроль уровня полученных знаний и самопроверку по
эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технология изучения
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у
к

Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
Совместно
договариваться о правилах поведения и
общения на уроке и следовать им.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай
­ Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов
на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас
всё получится

в
учащихся
Включение
деятельность
Настрой
урок.

Подтвердить свою готовность к
уроку, проанализировать, как
готовы к уроку
на

я
и
ц
а
в
и
т
о
М
е
и
в
т
с
й
е
д

е
о
н
б
е
ч
у

е
о
н
б
о
р
п
и
й
и
н
а
н
з

я
и
ц
а
з
и
л
а
у
т
к
А

Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении
знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные ­
самостоятельно искать способ решения
проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения
возникшей проблемы
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a670a­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_kl3_42.swf
_обед, з_мл_ника, вет_р, за_тр_к, в_рона, п_льто,
к_ртофель, к_ртина, м_л_ко, р_сунок.
­Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
­Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону на
доске.
­Что общего у этих слов слов?
­По каким грамматическим признакам эти
существительные можно разделить на две группы?
­На какие группы еще вы бы могли разбить эти слова?
Один ученик работает около
доски, остальные в тетрадях.
Записывают слова,
осуществляют взаимный
контроль (работа в парах).
Отвечают на вопросы.
­Это имена существительные.
­ Это словарные слова.
­ Это нарицательные имена
существительные.
­Одушевленные

­Какие грамматические признаки существительных мы
сегодня еще не называли?

неодушевленные
существительные.
­Можно разделить на три группы
по родам.
имена
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

ы
н
и
ч
и
р
п
и

а
т
с
е
м

е
и
н
е
л
в
я
ы
В

Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и
вспомогательными словами; формулируют
правило.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения
задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме;
­ Прочитайте текст. Найдите слово, которое
встречается в каждом предложении.
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый
хвост. Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только его и видели.
Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом
вспоминает о лисе.
­В каком числе употреблены.
Выполняют активные действия
с объектом изучения:
наблюдают за окончаниями,
делают вывод: слова в
предложении должны быть
связаны по смыслу.
Читает ученик.
­ Какое слово встречается в каждом предложении?
­ Что заметили?
Лиса
­ А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
­ Правильно. Окончания служат для связи слов в
предложении. т.е. существует смысловая связь.
­ Во всех предложениях выделите окончание в
слове лиса.
Изменяется окончание.
Потому что окончания служат
для связи слов в предложении.
­Что происходит со словом лиса в каждом
предложении: словоизменение или словообразование?
Словоизменение, т.к.
это разные формы одного и того
же слова.
­ Почему изменяется окончание в слове лиса?
­ Давайте ещё найдём причину изменений окончания.
­Чтобы связывать слова в
предложении.
­ Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).

Вывод:
Итак, имена существительные изменяют свои

окончания, когда оказываются в предложении рядом с
другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на
разные вопросы. (грамматическая связь).
­ Вот такое изменение имён существительных по
вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить
табличку склонение).
1. Работа с учебником (стр3,4)
­ Обратите внимание на тему нашего урока.
­Какое слово в названии темы вам непонятно?
­ Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
2. Работа в группах.
­Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем
работать в группах. Первая группа будет искать
определение слов в толковом словаре, вторая в
школьном справочнике, третья в учебнике русского
языка.
Перед работой вспомним правила сотрудничества.
Отвечают на вопросы,
формулируют тему урока.
Падежи.
_­Узнать, что такое падеж, какие
бывают падежи.
­Научиться различать падежи.
Повторяют правила
сотрудничества.
Работают в группах.
Используют различные способы
поиска учебной информации в
учебнике, в толковом словаре, в
справочниках, объясняют
значение слов (падеж,
склонение)
Давайте, ребята, немного отдохнём.
Выполнение физминутки.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные УУД:

желания продолжать свою учебу
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

а
д
о
х
ы
в

а
т
к
е
о
р
п

е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
а

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р
Личностные УУД:
навыки сотрудничества;
Регулятивные УУД:
умение проявлять самостоятельность и
инициативу;
Познавательные УУД:
умение выбирать наиболее эффективные
пути решения задачи.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности.
Грамматическая сказка «Откуда пошло название
падежей».
Слушают, наблюдают, читают.
Знакомятся с таблицей
падежей, слушают, читают.
­В русском языке 6 падежей.
Слушают, сравнивают.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя,
и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было
«На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё,
что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он
был большим озорником, за всяческие
проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые
дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ
ПАДЕЖОМ.
. Работа в учебнике Знакомство с таблицей падежей
стр.4
­Рассмотрим таблицу в учебнике.
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
­Сколько падежей в русском языке?
­ Обратите внимание, что для указания падежей в
работе принято их писать сокращенно

­У каждого падежа есть свои вопросы.
­Главный падеж или «первый среди равных» ­
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной
формой имен.
­Подлежащее в предложении всегда выражено
существительным в именительном падеже.
Именительный падеж не терпит предлогов и всегда
«избегает» их.
­Остальные падежи русского языка называют
КОСВЕННЫМИ.
А еще у каждого падежа есть слова­помощники. Они
помогают правильно задать вопрос и безошибочно
подобрать нужную форму слова.

)
и
ч
е
р
й
е
н
ш
е
н
в

м
е
и
н
а
в
о
р
и
т
н
е
м
м
о
к

е
и
н
е
л
п
е
р
к
а
з

е
о
н
ч
и
в
р
е
П

а
т
о
б
а
р

я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Коммуникативные УУД:
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Познавательные УУД:
находить закономерности; самостоятельно
продолжать их по установленном правилу.
Регулятивные УУД:
­ Составим алгоритм « Как определить падеж имени
существительного»
Чтобы определить падеж существительного нужно:
Делают вывод, составляют
алгоритм « Как определить
падеж имени
существительного»
1. Найти слово, с которым связано
существительное
2. Поставить от него вопрос к существительному
3. По вопросу определить падеж
Оценка своего задания по параметрам,
заранее представленным.
Работа в учебнике.
Регулятивные УУД:
­контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном;, коррекция
– выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
­Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все
они разного уровня трудности:
1 вариант ­ сделаю все сам без подсказок и помощи;
2­вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один
из предложенных падежей.
1­вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п.)
Подошли к речке (___.п.)
Светит солнце (___. п.)

Обучающиеся
определяют
уровень сложности каждого
задания.
Выбирают
уровень,
соответствующий их умениям
и знаниям.
Записывают решение выбранной
задачи.
Проверяют
правильность
решения по образцу (каждый
берет карточку с верно
выполненным заданием).

2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по
вопросу.
Спит (кто?) медведь (__. п.)
Написали (кому?) отцу (___. п.)
Катались (на чём?) на лодке (____.п.)
3­вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.)
Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.)
Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.)
­Выберите задание, выполните, проверьте по эталону.
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a6676­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_nesk_04.swf
­Дополните примерами таблицу падежей.
Работают с доской, дополняют
таблицу примерами.
Коммуникативные УУД:
­аргументирование своего мнения.
у
н
о
л
а
т
э

о
п
й
о
к
р
е
в
о
р
п
о
м
а
с
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Личностные
развивать
коммуникативные навыки, умение слушать
и слышать, контролировать и оценивать
свою работу
УУД:

е
и
н
е
р
о
т
в
о
п
и
й
и
н
а
н
з

у
м
е
т
с
и
с

е
и
н
е
ч
ю
л
к
В

Личностные УУД:
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Продолжите фразу…
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой
ответ.
­ Достигли ли мы целей, которые ставили в начале
урока? Докажите это.

Домашнее задание: стр 5. упр. 4.
По желанию: начать составлять памятку « Падежи
имён существительных» для себя и своих
одноклассников.
е
к
о
р
у

и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у

я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
Анализируют свою деятельность,
показывают своё отношение к
уроку, чувства и настроение.
Формулируют
конечный
результат своей работы на уроке

6 марта 2017

Изменение существительного по падежам и числам - это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.

Введение в тему

Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к имени существительному задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):

  • Кто/Что? - тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кого/Чего? - тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
  • Кому/Чему? - тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
  • Кого/Что? - тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кем/Чем? - тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
  • О ком/О чем? - о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.

О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.

Падеж - это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.

Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:

"Как-то с тонкой ветки клена

Отцепился лист зеленый.

Полетел он вслед за ветром

Полетать по белу свету.

Завертелась голова

У кленового листа ...

Долго ветер его нес,

Уронил лишь на мосту.

В тот же час лохматый пес

Шмыг - к красивому листу .

Хвать когтем уставший лист ,

Давай, мол, поиграем.

"Не пойду", парашютист

Головушкой качает...

Ветер вдруг с листом зеленым,

Словно смерч, взметнулся снова,

Но проказник наш устал

И ко мне в блокнот упал...

Сочиню в лесу под кленом

Песню о листе влюбленном".

Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Именительный

Именительный падеж - это базовый падеж, противопоставленный остальным косвенным падежам. Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:

Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру .

Сердце его - твердейший камень (сказуемое).

Видео по теме

Родительный

Раньше родительный падеж назывался "родительским". И это не случайно! Его основной функцией было обозначение степени родства между людьми (дочь отца, внук бабушки, потомок рода). В настоящее время он также обозначает определенную связь между двумя словами (судьба женщины, голоса соловьев, характер чемпиона, доход фирмы). Может употребляться как с предлогами, так и без них (попросить у колдуньи, разгорелся из искры, спрос с начальника, хижина около моря, сюрприз для любимицы, ждать до утра, беги от чудовища).

Дательный

Интересно, что изначально эта форма называлась "щедрым" падежом, так как обозначала того, для кого что-либо делается. С тех пор значение падежа расширилось (сироте грустно, мстить неприятелям, подойти к воротам, отозвался голосами).

Винительный

Винительный падеж - это косвенный падеж, выражающий объектное, субъектное и обстоятельственное значение. Сложность в том, что эта форма иногда может совпадать с формой родительного или именительного падежа.

Чтобы удостовериться, что падеж винительный, нужно слово, вызывающее сомнения, заменить существительным первого склонения.

Я ясно вижу алый парус . Я вижу мачту.

Я с ужасом смотрела на одинокого волка . Я смотрю на папу.

Творительный

Этот падеж так назвали, потому что он использовался для обозначения орудия труда, позже появились и другие функции (писать ручкой, ловить сетью, гулять с друзьями, смеяться над глупцом).

Предложный

По частоте употребления предложный падеж занимает второе место после именительного, он всегда употребляется с предлогами и служит для обозначения времени, места и того, о ком (или чем) ведется речь (в деревне, о пользе, при монастыре, на площади).

Чтобы без ошибки определить падеж существительного, нужно сначала найти слово, от которого оно зависит и с которым связано. И задать от него вопрос.

Изменение существительного по падежам
Вопросительные слова Предлоги Существительное Падеж
Кто/Что? девочка, слуга, порт, поле, тень, родители, шоссе Именительный
Кого/Чего? с, около, для, у, без, из, до, от около девочки, у слуги, без порта, с поля, от тени, для родителей, от шоссе Родительный
Кому/Чему? по, к к девочке, к слуге, к порту, по полю, к тени, к родителям, по шоссе Дательный
Кого/Что? через, про, за, на, в, во за девочку, про слугу, в порт, через поле, про тень, за родителей, через шоссе Винительный
Кем/Чем? перед, между, над, под, за, с, со перед девочкой, над слугой, за портом, над полем, под тенью, за родителями, между шоссе Творительный
О ком/О чем? при, на, в, о, об при девочке, о слуге, о порте, на поле, в тени, о родителях, на шоссе Предложный


Как запомнить падежи?

В русском языке целых 6 падежей. У каждого есть особенные вопросы. Но чтобы учить их не было скучно, на помощь пришли помощники:

Изучим изменение имен существительных по падежам - русский язык покорится нам!

Изменение имен существительных по падежам называется...

Ответ мы уже знаем - это склонение. Сколько их и с какими трудностями можно столкнуться? Грамотное изменение существительных по падежам не составит труда, если усвоить основные типы склонения:

  1. все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода -на -а/я;
  2. мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
  3. женского рода, имеющие в конце слова "ь".

Изменение существительных по падежам во множественном числе

Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:

  • Кто/Что? - учителя, конфеты (именительный).
  • Кого/Чего? - учителей, конфет (родительный).
  • Кому/Чему? - учителям, конфетам (дательный).
  • Кого/Что? - учителей, конфеты (винительный).
  • Кем/Чем? - учителями, конфетами (творительный).
  • О ком/О чем? - об учителях, о конфетах (предложный).

Несклоняемые существительные

В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:

  • пальто;
  • кино;
  • кенгуру;
  • какао;
  • кофе;
  • шимпанзе;
  • пенсне;
  • колибри;
  • пони;
  • реле;
  • филе;
  • шоссе;
  • такси;
  • метро;
  • алоэ;
  • кашне;
  • трюмо;
  • кафе;
  • манто;
  • какаду;
  • драже;
  • пари;
  • интервью;
  • рагу;
  • жюри;
  • пюре;
  • бюро;
  • ателье.

Эти слова нужно просто запомнить.

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Изменение имен существительных. Падежи

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имен существительных;

знакомство учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Оборудование: учебник, таблички падежей, карточка-помощница на каждого ученика,

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

II. Актуализация.

- Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.

Ну, слушайте.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек )

мотылёк ромашка

мотылька ромашки

мотыльку ромашке

мотылька ромашку

мотыльком ромашкой

о мотыльке о ромашке

- Что заметили? Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание .)

- Для чего служит окончание?(Окончания служат для связи слов в предложении .

Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

Давайте поставим к словам вопросы.

кто? мотылёк что? ромашка

кого? мотылька чего? ромашки

кому? мотыльку чему? ромашке

кого? мотылька что? ромашку

кем? мотыльком чем? ромашкой

о ком? о мотыльке о чем? о ромашке

Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?(Ответы детей.)

Почему поставили разные вопросы?

( Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

- Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?

Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?

- Какие изменения в именах существительных вы заметили?

(Вопросы помогали изменить форму слова.)

- Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.

Такое изменение формы имени существительного называется изменением по падежам.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи русского языка мы должны решить сегодня на уроке?

Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа;

Начать приобретать навык определения падежей имён существительных; навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных;

Развивать навыки грамотного письма.

В русском языке 6 падежей . Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

В других языках мира иначе: в английском -2,в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам может помочь стихотворение. Послушайте его. Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. А пока давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?

Кто знает их и может назвать?

именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку о падеже.

(На доске карточки)

Он еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный , от слова имя.

Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным .

Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

VI Работа над новым материалом.

- Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.

И.п. отвечает на вопросы кто? что?

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?

Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?

В.п. отвечает на вопросы кого? что?

Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?

П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?

    Знакомство с падежами русского языка. Работа по вариантам.

Каждый вариант получил стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

    Есть именительный падеж,
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства нет при нем ,
    Его вопросы – кто? и что?
    Ни с чем не спутаешь его.

С каким падежом познакомились ребята первого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в И.П. с предлогами?

    А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего?
    Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И с, и до, и у, и из –
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в Р.П падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

    Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому от
    дать ? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

    А я – винительный падеж
    И я во всём виню
    невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Я вижу всех Кого позвать?

Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

    А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь ! – Чем?
    Творите! – С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я
говорил ?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились ребята шестого варианта?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

Постепенно учащиеся заполняют таблицу.

V II. Физминутка.

VIII .Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных

с.91, упр.96

- Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?

I Х. Самостоятельная работа.

Определите в каком падеже стоят имена существительные?

Как будем определять?

Остался без (…)яблока, шёл по(…) улице, зашёл за (…) товарищем, говорили о (…) работе, перебежал через (…) дорогу

( Проверка у доски)

Х. Итог урока.

Итак, подводя итоги урока, традиционный блиц-опрос:

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

    Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

    Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

    В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

Х I . Домашнее задание .

Урок 78 упр.4, правило.