Как научиться чему угодно: две модели приобретения навыка. Что говорят великие? Избавьтесь от черствой пиццы

Вы готовы были бы тратить по 2 часа в неделю, если бы это гарантированно принесло вам 10 дополнительных часов в ту же неделю? Да, это вопрос с подвохом; если бы вы ответили «нет», вы бы это не читали. Но я говорю серьезно: именно это вы получите, если примените на практике то, что узнаете в этой главе. Если бы мне позволили учить только одному методу, помогающему людям резко повысить свою результативность и радость от жизни, я выбрал бы этот. Он называется «решение двух часов» и становится стержнем для человека, который желает бить рекорды. Для меня это неистощимый источник целеустремленной жизни.

Я практикую «решение двух часов» с 25 лет, и это один из трех случаев абсолютной зависимости результата от действия, которые я обнаружил. Остальные два рассматриваются в главах 15-17, но этот идет первым. «Абсолютная зависимость» означает: когда я это делаю, у меня все благополучно. Не обязательно идеально, но хорошо. Более того, я обнаружил: если все идет не так, как хочется результаты в бизнесе снижаются, ощущается недостаток энергии, стресс, отношения страдают, всегда можно отследить, когда вы проявили небрежность или неэффективность в распоряжении временем согласно «решению двух часов».

Кроме того, когда наши клиенты начинают применять «решение двух часов», они получают минимум 10 дополнительных продуктивных часов каждую неделю. Обычно даже 20-30, но за 15 лет обучения этому методу их никогда не было меньше 10. Благодаря «решению двух часов» вы заберете минимум 10 часов в неделю из квадратов 1, 3 и 4 и переместите туда, где они вам действительно нужны. В предыдущей главе я сказал, что временем нельзя управлять, но «решение двух часов» вызовет у вас ощущение, будто вы создаете время сами. А это гораздо приятнее, чем найти в сушилке деньги!

А ведь я еще не до конца раскрыл ценность этого метода. «Решение двух часов» не уловка, которая вызовет у вас удовольствие; оно приносит реальные и весомые финансовые результаты. Например, один руководитель из числа наших клиентов написал в итоговом отзыве, что только эта система в первый же год принесла ему в 40 раз больше потраченных на коучинг нескольких тысяч долларов. Я был коучем одного менеджера производственного отдела. Внедрив «решение двух часов», он похудел на 9 кг, обогатил свою духовную жизнь и получил повышение гораздо быстрее, чем ожидал. Я вспоминаю сотни специалистов по продажам, которых мы обучили этому методу: 2 часа в неделю обернулись для них повышением дохода на 30, 50, а иногда и на 300%! Я мог бы продолжать, но смысл в том, что эта система не голая теория. Она работает. Она эффективна, даже когда не срабатывает! Даже если вы не получаете конкретных результатов, «решение двух часов» делает вас хозяином своей жизни. Даже если неделя проходит не точно по вашему плану (а это не редкость), ваше положение в итоге будет гораздо лучше, чем без этой системы. Вы в любом случае остаетесь в выигрыше, так что давайте начнем.

Определение «решения двух часов»

Стивен Кови сказал: «Все в нашей жизни создается дважды сначала в уме, потом в реальности». Самая частая иллюстрация к этой фразе здание: сначала архитектор придумал его, потом создал чертежи, и только после этого началось строительство. Но это относится ко всему, что создает человек. Пашня, автомобиль, книга, которую вы сейчас читаете, все, что было сделано человеком, сначала возникло в чьем-то уме, а потом уже появилось в мире.

Это верно и для вашей жизни. Сначала вы создаете ее в уме, а потом воплощаете в реальности. Очень важно понимать, что процесс «мысленного создания» жизни происходит, осознаете вы его или нет.

У большинства людей жизненные проблемы возникают потому, что мысленное создание происходит случайно, без их влияния, на уровне подсознания.

Знаете, к чему еще относится это правило? К вашей неделе. Сначала вы создаете ее в уме, а потом воплощаете на практике. Ваша неделя создается у вас в уме, влияете вы на это или нет. Когда вы не оказываете этого влияния, получается, что не вы управляете своей неделей, а она вами. Знакомо?

Решение двух часов - конкретный метод из семи шагов, позволяющий потратить 2 часа в неделю, чтобы создать в уме следующие 2 недели вашей жизни.

Очень немногие обдумывают создание своей недели на таком уровне. Этим занимаются только самые успешные.

Помните принцип «Успех дает подсказки»? Обратите внимание на самых успешных в вашей сфере людей, и вы увидите, что они этим занимаются. Может, они не называют это «решением двух часов», но они планируют, обдумывают и представляют себе желаемое. Они мысленно создают свои дни, недели и жизнь. Они занимаются этим осознанно и последовательно. Займитесь этим, и вы получите похожие результаты.

С чего начать?

Процедура внедрения «решения двух часов» обманчиво проста. Для начала вы просто выделяете 2 часа, когда вам не будут мешать. В идеале это один период. Можно использовать и два часовых периода, но лучше один двухчасовой. Помните, что цель на это время создать в уме отрезок своей жизни. Это не просто «составление списка дел», не скучная рутинная задача, а время для творчества. Чтобы вызвать приток творческой энергии, обычно нужна небольшая разминка. Неправильно думать: «Ладно, я впихну это в свой график там и сям я уверен, что полчаса вполне хватит». Весь смысл в том, что это время становится вложением в вас, самым верным и надежным. Уверяю вас, вам понадобится минимум 2 часа, чтобы сделать это правильно.

Это время должно быть выделено между концом одной рабочей недели и началом следующей. Я был коучем многих руководителей, которые любят делать это в последние 2 часа рабочей недели под вечер в пятницу. Лично мне это время не очень подходит, но я люблю рано вставать. Поэтому для меня идеально утро субботы, пока не проснулась моя семья. Очень многие мои клиенты занимаются планами в воскресный вечер, переходя от приятных выходных к подготовке удачной недели. Вы сами выбираете, что вам лучше всего подходит, но это обязательно должно быть спокойное время, когда вас никто и ничто не отвлекает; вы просто отключитесь от шума и сможете подумать.

Почему я этому сопротивляюсь?

Для начала попробую угадать ваши мысли.

«Два часа?! Вы с ума сошли! Я не могу два часа сидеть и заниматься самокопанием, у меня куча дел!»

Я вас понимаю. Другие люди постоянно посягают на наше время, так что легко почувствовать себя виноватым. Прибавьте естественную склонность ума сопротивляться всему непривычному, и станет ясно, что иногда особенно вначале вы будете чувствовать себя неловко.

Если вас посещала эта мысль, внимательно прочтите следующее.

  • Если вы искренне уверены, что не можете позволить себе целых два часа на себя, то у вас есть острая необходимость в этом времени, потому что вы на волоске от катастрофы .

Вы когда-нибудь летали на самолете? Вспомните, что рассказывала стюардесса об использовании кислородной маски. На кого вы должны надеть ее в первую очередь? Правильно, на себя. А все потому, что, пытаясь в первую очередь помочь другим, вы становитесь бесполезными и даже ухудшаете ситуацию. То же относится и к вашей жизни. Если вы серьезно настроены бить рекорды и активно помогать близким, вы должны быть в состоянии размышлять и творить. А это вам не удастся, если вы сами этого не добьетесь.

Обдумайте слова Ганди: «Я каждое утро молюсь по два часа. Если у меня впереди очень много дел, я молюсь три часа ». На основе своего опыта уверяю вас: вы будете очень рады, что нашли время на себя. Рады будут и другие.

Что мне делать в эти два часа?

Сядьте, вооружившись выбранным вами инструментом планирования. Это может быть Outlook, Google Calendar, iCal (Персональный программный календарь Apple, работающий в операционной системе Mac OS X. Прим. ред .) или любой цифровой инструмент на ваш выбор. Традиционные «бумажные» системы тоже подойдут. Бесплатная таблица для «решения двух часов» есть в дополнительных материалах в конце главы. Можно воспользоваться любым выбранным инструментом, главное охватить целую неделю сразу. Придется подробно создавать в уме предстоящую неделю и по крайней мере в общих чертах обрисовать вторую, поэтому убедитесь, что видите всю неделю сразу.

Шаг 1. Освежите в памяти свои цели

Если вы толком не знаете, чего вы хотите достичь, то неважно, как вы распорядитесь временем. Прежде всего уделите 5-10 минут повторению своих целей. Возьмите ключевую и представьте себе ее достижение. Порадуйтесь, увидев, как ваши цели воплотились в жизнь. Поразмышляйте над преимуществами, которые получите. Будьте благодарны за способность мысленно создавать свою жизнь ведь это одна из особенностей, которые делают людей людьми.

Шаг 2. Повторите и выделите свои дела

Повторив свои цели и настроив мозг на работу, нужно реально рассмотреть предстоящие две недели. Ваши обязательства встречи или дела, которые вы уже запланировали. Вероятно, ваши обязательства уже отмечены в календаре; если нет, впишите их, чтобы они были видны. Подумайте, чего вы ожидаете от каждой встречи или дела.

Вот вопросы, которые стоит себе задать:

  • Какие результаты желательны?
  • Нужна ли вообще эта встреча?
  • Приглашены ли на нее нужные люди?
  • Как получить наибольшую отдачу от этого времени?
  • Нужно ли сократить этот период? А может, продлить?
  • Какие приготовления потребуются?

Эти серьезные, подробные вопросы относятся к ближайшей неделе. Следующая будет рассматриваться менее подробно, поскольку вы вернетесь к ней на новом этапе анализа.

Если вы даже просто уделите этому шагу 100% внимания и зададите себе несколько толковых вопросов, то последуете примеру самых успешных людей. Вы также обойдете минимум 90% своих конкурентов. Большинство не делает вообще ничего из этого, поэтому и не добивается того, чего хочет.

Шаг 3. Запланируйте время для совершенствования

Далее нужно запланировать время для совершенствования. Это слово можно применить для описания квадрата 2. Время для совершенствования то, которое вы тратите, чтобы делать себя сильнее и укреплять взаимоотношения. Вы развиваетесь. Здесь возможно множество разных действий; для меня это занятия спортом, чтение, медитация и планирование/постановка целей. Да, правильно: нужно включить в график следующий этап «решения двух часов»! Еще вы можете добавить сюда полноценное общение с семьей или друзьями, общественную деятельность, поход в церковь и т. д.

Очень важно помнить, что эти виды деятельности нужно планировать, причем до большинства других действий. Почему? По двум причинам. Во-первых, если их не обозначить как самые срочные, они не будут выполняться. Даже когда я отмечаю их как первоочередные, иногда они не выполняются. Если вы будете думать о них в последнюю очередь (как большинство), то, скорее всего, так и не дойдете до них. Вам помешает жизнь. Во-вторых, запланировав нужное, вы избавляетесь от чувства вины. Применяя «решение двух часов», вы постепенно заметите, что у вас хватает времени на все важное. Окажется, что у вас более чем достаточно времени на все увлекательные занятия стоит только их запланировать. И когда вы в этом убедитесь, вас больше не будет сдерживать чувство вины, источник которого менталитет дефицита.

Включите время для совершенствования в свой график, чтобы ваша жизнь стала замечательной!

Шаг 4. Запланируйте «зеленое время»

Далее идет «зеленое время». Оно относится к вашей профессиональной деятельности и называется так, потому что зеленый цвет денег . В вашей работе есть немного действий, которые непосредственно приносят вам доход. Если вы руководитель, то это управление компанией или отделом, и все. Если вы продавец, то это продажи, и все . Если вы спортсмен, то это тренировки и выступления, и все . Даже в крупных компаниях есть одна причина, по которой вы указаны в платежной ведомости, и все.

Большинство на работе разрывается на части, потому что четко не представляет себе, в чем их «зеленое время». Если у вас нет ясности, уточните. Если вы точно это знаете (наверняка так), запланируйте это время и оберегайте его. Выяснив, что входит в ваше «зеленое время», когда лучше выполнять эти действия, а потом четко придерживаясь этого решения, вы удивите себя и коллег тем, чего можете добиться за очень краткий срок.

Шаг 5. Запланируйте «красное время»

«Красное время» тоже часть вашей профессиональной деятельности. Это время, за которое вам не платят напрямую, но оно становится подспорьем для «зеленого времени». Это то, что нужно выполнить до «зеленого времени», чтобы оно было потрачено с пользой. Еще сюда входят действия, выполняемые после «зеленого времени», чтобы или отчитаться за него, или представить созданное. В «красное время» выполняются исследования, проводится подготовка к презентации, классификация потенциальных клиентов, оформление документации, оценка эффективности работы и другие вспомогательные действия. Многие наши клиенты называют это «организационным временем». Мы же называем его красным, потому что этот цвет обозначает сигнал «стоп». Если «красное время» потрачено неразумно, то вам не удастся толково распорядиться «зеленым временем».

«Красное время» важно, но все-таки оно не «зеленое». Нельзя их смешивать. Это труднее, чем кажется, потому что обычно «красное время» психологически заполнять гораздо легче, чем «зеленое». Я наблюдал, как специалисты по продажам впустую тратят целые недели, «проводя исследования» или «налаживая связи», хотя на самом деле им нужно всего лишь снять трубку и позвонить. Я видел, как руководители зря тратят дни на «подготовку презентации», когда им нужно только поговорить 15 минут с менеджером, который создает проблемы. И таких случаев множество. «Красное время» важно, но берегитесь: оно легко может поглотить более важное «зеленое». Суть последнего в эффективности, потому что обычно оно подразумевает общение с людьми. Суть «красного времени» в результативности.

Так что для пущей результативности включите его в свой график и выполняйте соответствующие дела поэтапно. Отвечайте на все свои письма за один раз, проводите всю работу с документами в заранее назначенный срок и т. д. Сделав все за один раз, а не «чуть-чуть здесь, немного там», вы резко сокращаете количество необходимого «красного времени».

Шаг 6. Планируйте (или хотя бы замечайте) «гибкое время»

Посмотрите на все, что вы запланировали на шагах 1-5. К этому моменту вы уже повторили свои цели, представили успех, продумали и выделили время для всех дел, которые нужно выполнить на предстоящей неделе, и основную часть (если не всё) из того, что очень хотите сделать. Поздравляю! Прелесть «решения двух часов» в том, что на этом этапе вы заметите большие отрезки времени в своей неделе, на которые ничего не запланировано. Пример в таблице 11.1 .

Табл. 11.1. Моя типичная неделя

Время
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Вс

Обзор недели с Шэн

Пн

Силовой час
Тренировка
Детей - в школу
Ехать в офис
Планерка
Планерка

Коучинг
Коучинг

Коучинг

Вт

Силовой час
Детей - в школу
Ехать в Милуоки

Презентация
Презентация
Презентация

Поездка обратно
Трени ровка
Детей - на карате
Детей - на карате

Ср

Силовой час
Тренировка
Детей - в школу
Написать отчет
Исследования
Звонки для продажи
Звонки для продажи

Звонки для продажи
Звонки для продажи

Ужин с женой в ресторане
Ужин с женой в ресторане
Ужин с женой в ресторане

Чт

Силовой час
Детей - в школу

Интервью на радио

Конфе- ренц- звонок с Эриком
Конфе- ренц- звонок с Эриком
Тренировка
Детей - на карате
Детей - на карате

Пт

Силовой час
Детей - в школу

Повторные звонки
Повторные звонки
Съемка рекламных роликов

Обзор цифр за неделю
Решение 2 часов
Реше ние 2 часов

Приятный вечер с семьей
Приятный вечер с семьей
Приятный вечер с семьей

Сб

Детей - на баскетбол
Детей - на баскетбол
Детей - на баскетбол

Пробежка

Видите «пробелы»? Они бывают даже у самых занятых людей: час тут, три часа там, два еще где-то.

Поразительно: когда продумываешь неделю, в итоге оказывается, что на все важное есть время и еще осталось много свободного! Само по себе осознание этого укрепляет «менталитет изобилия». Мудрое решение «отложить» эти неиспользуемые периоды в качестве гибкого времени .

Это хранилище, куда можно помещать что угодно. Текущие проекты, встречи/собрания, назначенные в последний момент, дополнительное время для совершенствования или «зеленое время». «Гибкое время» можно использовать для чего угодно именно для этого оно и предназначено!

Прелесть «гибкого времени» в том, что оно дает вам все необходимое, чтобы придерживаться своего курса. Вот одна из главных причин, по которым люди сбиваются с пути: они старательно планируют неделю и ожидают новых достижений, а в понедельник утром бац! случается нечто непредвиденное, и все планы на утро идут насмарку. Если не предусмотрена гибкость, слишком легко поддаться соблазну сказать: «Ну вот, конец моему плану. Да, эта система явно не работает». В конце концов вы бросаете все вместе с водой выплескиваете ребенка. Когда предусмотрено «гибкое время», гораздо легче заниматься полезными делами и понимать, что вы предусмотрели возможность «сюрпризов» и сможете осуществить запасной план. Просто переместите задачу, которую вы собирались выполнить перед тем, как возник сбой, в один из периодов запланированного «гибкого времени». Тем самым вы не даете «сюрпризам» сорвать ваши планы и обретаете душевное спокойствие.

Шаг 7. Запланируйте время на восстановление

И последнее, но не менее важное: обязательно планировать время своего отдыха точнее, восстановления. Вероятно, у вас оно уже запланировано (время для совершенствования часто подразумевает восстановление). Но если вы еще не выделили время для заботы о себе своем уме, организме и духе, старайтесь еженедельно вносить его в свой календарь. Кто позаботится об этом, если не вы?

Итак, вы узнали, что такое «решение двух часов». Конкретный метод из семи шагов, позволяющий использовать два часа в неделю с целью мысленно создать следующие две недели вашей жизни. Делайте это еженедельно, регулярно, и вы увидите, как ваша жизнь улучшится.

Как насчет остальной части недели?

«Решение двух часов» закладывает основу вашей недели, настраивает подсознание на успех и создает общий контекст. Меня часто спрашивают: «Нужен ли мне ежедневный список дел?» Разумеется, да! Я рекомендую выделять 10-15 минут каждый день, чтобы продумать день и внести необходимые коррективы в свой план. Я больше расскажу об этом в главе 12, однако практика продумывания своего дня в контексте «решения двух часов» превращает список дел из рутины в мощный инструмент. Да, придется вносить коррективы (помните, что самолет 90% времени летит не по курсу), так что действуйте без колебаний.

Итак, в конце каждой недели выделите несколько минут на обзор. Как сработал ваш план? Вы получили желаемые результаты? Полезны два конкретных вопроса.

  1. Был ли мой план эффективным?
  2. Насколько эффективно я придерживался плана?

Хочу вас обрадовать: отвечая на эти вопросы, вы гарантированно получаете положительный результат и учите свой мозг создавать положительный импульс. Если вы достигли желаемого, эти вопросы помогут вам снова добиться таких же или лучших результатов. Даже если они оказались не такими, как вы надеялись, вы сможете определять, где возникла проблема, и решать, что на следующей неделе сделать иначе. Жизнь непрерывный процесс обучения. Организуя свою неделю на основе «решения двух часов», вы сможете гораздо лучше усваивать нужные сейчас уроки.

Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений. Какими бы разными эти навыки ни были - от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей - в их основе лежит набор общих принципов. Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.

Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза , которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем о механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.

Модели приобретения навыка не только помогут понять, как устроен процесс обучения, но и более эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать лучший результат за меньшее количество времени.

Правда, они не дадут вам самого главного - регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.

1. Главные принципы обучения и тренировки: как научиться чему угодно всего за 20 часов

В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.

Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:

    Разбить этот навык на мелкие элементы;

    Последовательно изучить каждый из этих элементов;

    Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;

    Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.

Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов. Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу. Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.

Эти занятия не сделают из вас музыканта, но удовольствие от игры вы сможете получить очень скоро - а может быть, даже доставите его другим.

Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики. Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени. Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах - от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников - показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.

Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice ) требует огромной концентрации усилий. Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки. Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий - то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.

В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:

    Выберите привлекательный проект.

    Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.

    Определите целевой уровень мастерства.

    Разбейте навык на элементы.

    Приготовьте всё необходимое для занятий.

    Устраните препятствия для занятий.

    Выделите специальное время для занятий.

    Создайте быстрые петли обратной связи.

    Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.

    Уделяйте внимание количеству и скорости.

Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.

Второй список - это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно. Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку. Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:

    Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.

    Признайте, что вы ничего не понимаете.

    Определите ментальные модели и мысленные зацепки.

    Представьте результат, противоположный желаемому.

    Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.

    Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.

    Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.

    Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.

    Сформулируйте и уточните прогнозы.

    Уважайте свой организм.

Ментальные модели - это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области. Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист - переменными и алгоритмами, музыкант - нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка. Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.

Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:

Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.

Джош Кауфман

из книги «Первые 20 часов»

2. От новичка до эксперта: шесть ступеней мастерства

Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.

Главное, что она может дать - это понимание ступени, на которой вы в данный момент находитесь.

Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:

  • Продолжающий

    Компетентный

    Специалист

Новичок всегда следует правилам - для него они обладают статусом непреложного закона. Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно. Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных - достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.

Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.

Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат - зона, которой многие так и не достигают.

Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей - на чувстве интуиции. Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным. На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».

Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает - и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ - настолько очевидным он кажется. Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса. Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер - это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность. До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.

Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные - между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.

Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое - осознанному совершенствованию.

Но интуиция далеко не всегда заслуживает того, чтобы на неё полагаться.

Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов - в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» - интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности. Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.

Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.

Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов. Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность. Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.

Все мы хотим уметь делать много вещей — свободно говорить на иностранном языке, играть на музыкальном инструменте, создавать сайты, знать лучшие комбинации в шахматах, правильно выполнять асаны в йоге и еще много чего.

Кроме того, мы хотим как можно меньше усилий затратить на приобретение этих навыков. И поэтому многие из нас так никогда и не добьются тех целей, которые они перед собой ставили, потому что на их достижение нужно потратить много времени и сил.

Большинство из нас слышали, что для приобретение мастерства в определенном деле, нужно затратить 10 000 часов, а это 8 часов ежедневных занятий на протяжении 3,5 лет. Немногие могут себе это позволить, особенно если есть работа и семья.

Значит, так и останутся недостижимыми мечты об игре на гитаре и французском?

К счастью, выход есть, и состоит он в системе Джоша Кауфмана , которая подробно изложена в книге «Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно ». Как следует из названия, при правильно организованном подходе освоить новое дело можно и за 20 часов.

Выберите привлекательный проект

Философ Карл Поппер сказал много умных вещей, но одно из самых мудрых следующее его утверждение: «Лучшее, что может случиться с человеческим существом, - это найти проблему, влюбиться в нее и жить, пытаясь решить ее, если только не появится другая проблема, еще более привлекательная».

Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке

Одна из первых ошибок в процессе приобретения новых навыков - это попытка овладеть несколькими навыками одновременно. Выберите один и только один новый навык, которым желаете овладеть. Сконцентрируйте всю свою свободную энергию на приобретении этого навыка, а остальные временно отложите.

Определите целевой уровень мастерства

Ваш целевой уровень мастерства - это краткое описание желаемого уровня овладения навыком. Определение целевого уровня мастерства зависит в первую очередь от того, почему вы решили овладеть этим навыком. Если вы хотите получить удовольствие, то ваша цель - тот момент, когда вы перестанете раздражаться и начнете получать удовольствие от самого занятия. Если ваша цель - мастерство, то какой минимальный уровень мастерства вас устроит на первых порах?

Разбейте навык на элементы

Большинство из того, что мы считаем навыками, на самом деле состоит из более мелких элементов. Выбрав навык, на котором вы хотите сосредоточиться, разбейте его на минимально возможные составляющие. Например, умение играть в гольф состоит из множества компонентов: выбора подходящей клюшки, первого удара с колышка, удара из рва с песком, заведения мяча в лунку и так далее.

После того как навык в должной мере разбит на составляющие, проще выделить самый важный элемент. Сосредоточившись сначала на главных элементах, вы добьетесь большего прогресса и затратите меньше сил.

Приготовьте все необходимое для занятий

Перед началом занятий не поленитесь определить критически важное оборудование - это сэкономит драгоценное время. Обеспечив себя необходимыми ресурсами до начала занятий, вы потратите время с максимальной пользой.

Устраните препятствия для занятий

На пути к цели вы можете столкнуться с множеством препятствий, которые затрудняют приобретение нового навыка. Вот несколько самых распространенных примеров:

 Приложение значительных усилий до начала занятий. Вы неправильно расположили инструменты, неверно их выбрали или не выполнили условия предварительной подготовки.

Непостоянная доступность ресурсов. Например, вы берете оборудование напрокат или ваш ресурс имеет ограниченное время доступа.

 Внешние отвлекающие факторы. Это могут быть телевизор, телефонные звонки, электронные письма.

 Эмоциональные барьеры. Страх, сомнения и растерянность.

Расчет на то, что одна лишь сила воли позволит вам преодолеть эти барьеры, - заведомо проигрышная стратегия. Ежедневные запасы воли ограничены, и лучше использовать ее разумно.

Оптимальный способ применения силы воли для приобретения нового навыка - устранение с ее помощью препятствий, мешающих занятиям. Организовав свое окружение таким образом, чтобы максимально облегчить начало занятий, вы уменьшите время приобретения навыка.

Выделите специальное время для занятий

Наиболее эффективный подход к выделению времени для приобретения навыков - определить, когда время тратится с наименьшей пользой, а затем избавиться от подобного времяпрепровождения.

Мы говорим себе: я займусь этим, когда найду время.

Но дело в том, что «найти» время невозможно - это миф.

Никто никогда чудесным образом не «находит» время, подобно тому как мы случайно находим 500-рублевую купюру, забытую в кармане куртки.

Если вы надеетесь, что найдете время для какого-то дела, оно так и останется несделанным. Если вам требуется время, вы должны его создать.

Каждый день вы можете использовать 24 часа, или 1440 минут - не больше, и не меньше. Это максимум. Если вы спите приблизительно 8 часов в день, то в вашем распоряжении остается 16 часов. Часть этого времени вы потратите на себя и своих близких. Еще часть - на основную работу.

То, что останется, - это время для приобретения навыков. Если вы хотите совершенствовать свои навыки максимально быстро, то чем продолжительнее отрезки времени, которые вы можете выделить для занятий, тем лучше.

Создайте быстрые петли обратной связи

Быстрая обратная связь означает получение точной информации о своих действиях с максимально возможной скоростью.

Тренер - идеальный, но не единственный источник обратной связи. Регистрирующие устройства, например видеокамеры, помогут вам увидеть себя и свои действия. Такие инструменты, как компьютерные программы, учебные пособия и другие средства, также способны мгновенно указать, где вы совершили ошибку или допустили промах.

Чем больше источников быстрой обратной связи вы будете использовать в процессе занятий, тем быстрее овладеете навыком.

Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами

Решение этой проблемы - придерживаться расписания. Установите таймер на 20 минут. Правило тут только одно: запустив отсчет, вы должны немедленно приступить к занятиям и не останавливаться, пока не истечет установленное время. Никаких исключений.

Этот простой прием позволит справиться и с более продолжительными периодами непрерывных занятий, даже когда вы устали или недовольны собой.

Чем больше будет продолжительных непрерывных занятий, тем быстрее вы овладеете навыком.

Уделяйте внимание количеству и скорости

Когда вы только начинаете осваивать новый навык, то испытываете искушение сосредоточиться на достижении идеальной техники - это путь к разочарованию. Ваша техника, естественно, будет далека от идеальной.

Кто-то считает, что для того, чтобы стать действительно профессионалом своего дела, нужно посвятить ему около . Кто-то считает, что для этого вполне достаточно 4 часов в день, а а кто-то практикуется в течении всей жизни, отдавая делу более половины своего времени, и никогда не перестанет это делать, потому что совершенству нет предела.

Мы ломаем голову и разрываемся между желанием стать профи и другой частью нашей жизни, которая включает в себя отдых, радость, друзей и семью. Можно ли найти свой баланс и наслаждаться жизнью в полной мере, не испытывая при этом угрызений совести по поводу того, что одна из частей нашей жизни страдает? Существует ли золотая середина, или это просто легенда, выдуманная коучами для того, чтобы обещать клиентам достижения мечты и зарабатывать на этом деньги? А может быть все дело в том, что мы просто не знаем, как практиковаться правильно?

У Ноа Кагеймы, психолога и скрипача, ушло на поиски этой золотой середины 23 года.

Ноа учился играть на скрипке с двухлетнего возраста и на протяжении всей карьеры его мучал один вопрос — достаточно ли он практикуется для того, чтобы достичь пика своего мастерства? Он изучал статьи, в которых музыканты и другие люди искусства с мировым именем делились своим опытом.

Что говорят великие?

  • Рубинштейн в одном из своих интервью говорил, что считает 4 часа оптимальным количеством времени для занятий каждый день. Если вам нужно больше времени для того, чтобы достичь своего максимума, значит вы просто что-то делаете не так.
  • Леопольд Ауэр считал, что тренировать свои пальцы вы должны целый день. Если же вы будете тренировать свой ум, то сможете уложиться и в 1,5 часа.
  • Хейфец считал, что для достижения высокого уровня мастерства в среднем вполне достаточно и 3 часов в день. Он сам так делает и оставляет себе воскресенья для полного расслабления.
  • Ноа подумал о том, что его четырёх часов в день вполне достаточно, и расслабился. Но потом он услышал о работе доктора Андреса Эрикссона.

    А что говорят психологи?

    Исследование доктора Эрикссона легло в основу «правила 10 000 часов» и согласно которому для того, чтобы стать виртуозами, музыкантам требуется около 15-25 лет. Цифры довольно пугающие. Настолько, что мы пропускаем один очень важный фактор в уравнении.

    Есть особый вид практики, который называется «умышленной практикой», и именно он способствует достижению наилучшего результата. Кроме нее есть еще другие виды практики, о которых мы не слышали и от которых и зависит наша скорость продвижения к поставленной цели.

    Неосознанная практика

    Вы когда-нибудь наблюдали за репетицией музыкантов? Обычно они действуют по нескольким стандартным схемам.

    1. Метод сломанной записи. Это когда один и тот же особо сложный отрывок проигрывается до бесконечности, как заезженная пластинка. Тот же пассаж на фортепиано, точно такая же презентация — со стороны все это выглядит как практика, но самом деле все это лишь бессмысленного повторения.

    2. Метода автопилота. Это когда мы активируем свой автопилот и для выполнения задания не прикладываем особых усилий. Это как игра в гольф или проигрыш отрывка от начала и до конца.

    3. Смешанный метод. Это когда вы репетируете одну из композиций и проигрываете ее от начала и до конца снова и снова, а когда вам не нравится какой-то кусочек из нее, вы проигрываете его несколько раз и только после этого продолжаете дальше. В танце происходит то же самое: вы повторяете связку от начала и до конца и если какой-то отдельный элемент дается труднее, вы проходитесь по нему снова и снова и только потом повторяете связку до конца.

    Сама по себе подобная практика не так уж и плоха. Но с ней возникает три проблемы.

    Проблема №1. Это пустая трата времени. Почему? Потому что вы тратите часы на практику и в итоге никуда не продвигаетесь, так как повторяете одно и то же на автомате неосознанно. Более того, так вы можете сделать себе еще хуже, потому что в итоге закрепляете одни и те же ошибки. От которых, кстати, надо будет еще избавиться и позаимствовать это время из будущих часов практики.

    Проблема №2. Она делает нас менее уверенными. Когда проигрывается один и тот же кусок бесконечное количество раз с повторением и исправлением одних и тех же ошибок, к моменту выхода на сцену теряется уверенность. Композиция заучена на автомате и если мы ошибемся на каком-то другом кусочке, есть вероятность того, что выйти из ситуации красиво и правильно не получится. Так как включен автопилот, который не в состоянии предпринимать осознанных действий в случае непредвиденных обстоятельств.

    Я не скрипач, но в музыкальную школу год на гитару я ходила и до сих пор хорошо помню это ощущение автопилота. Когда пальцы сами перебирают струны без особого участия мозга. И когда через несколько лет ты снова берешь в руки инструмент, просыпается все тот же автопилот, но материал уже подзабыт и вспомнить целый кусок целиком сложно. А если бы я осознано тренировалась, то вспомнить мелодию и заново подобрать этот кусочек не составило бы особого труда.

    Проблема №3. Это ужасно скучно. Повторение одного и того же изо дня в день по несколько часов — это ужасно скучно! Именно потому, что родители и многие учителя не понимают этого, довольно большое количество детей заканчивают музыкальные школы чуть ли не со слезами на глазах и потом никогда больше не притрагиваются к этому инструменту (на радость соседям). А в общеобразовательных школах и университетах у студентов навсегда отбивается тяга к знаниям.

    Существует ли альтернатива для этого такого привычного и скучного метода практики?

    Осознанная практика

    Осознанная практика — это систематическая и высоко структурированная деятельность. Скажем так, это более научный подход для овладения новыми навыками или улучшения уже приобретенных, который дает нам возможность заменить бессмысленные пробы и ошибки на активное мышление и постоянный поиск и проверку новых гипотез.

    Это когда ты не на автомате проигрываешь отрывок снова и снова, а постепенно овладеваешь каждым кусочком по отдельности. Изучаешь его и ищешь идеальное звучание. И только после того, как все кусочки пазла совершенны, складываешь их вместе в целостную композицию.

    Это постоянный анализ, который позволяет докопаться до сути, а не бессмысленное зазубривание материала, которое выдается нами неосознанно и забывается через довольно короткий промежуток времени. Потому что для достижения совершенства нужно не просто знать наизусть определенные правила, формулы или ноты. Для этого мы должны понимать суть и разложить все на составляющие, сделать из сложного более простое и доступное для понимания. И найти более совершенный путь решения или вариант.

    Мало заучить наизусть таблицу Менделеева. Если ты понимаешь законы, по которым она была построена, любое отклонение в вопросе учителя от основной линии не собьет тебя с толку. Точно также понимание взаимосвязи рельефа с полезными ископаемыми и климатом поможет рассказать о стране на твердую четверку (11?) даже если ты не успел прочесть нужный параграф. Изучаем, анализируем, ищем альтернативные пути, раскладываем по кусочкам и улучшаем, а не повторяем бездумно снова и снова, пока пальцы сами не смогу повторить это в любое время, а слова зазубренного текста не будут отскакивать от зубов даже если нас разбудить посреди ночи — это все бесполезная трата времени и усилий.

    Как ускорить приобретение новых навыков?

    Ноа Кагейма вывел 5 принципов для ускорения процесса приобретения и улучшения новых навыков, которыми он с удовольствием поделился бы с младшей версией себя. Надеюсь, что они помогут вам достичь своего совершенства менее чем за 10 000 часов. А остальное время вы найдете на что потратить;)

    1. Фокус — это главное. Оттачивайте свои навыки ровно столько времени, сколько можете оставаться сфокусированными на занятии Это может быть и 10-20 минут, так и 40-60 минут и более — все зависит от ваших личностных характеристик.

    2. Время решает все. Отслеживайте промежутки времени в течении которых у вас чувствуется прилив энергии, и старайтесь практиковаться именно в это время. Опять же, у всех оно может быть разным. Кто-то активен больше всего рано утром, кто-то — после обеда, а кто-то и вовсе ночная пташка. В это время вы наиболее продуктивны и потраченное время будет использовано с пользой. Какой толк от занятий, если вы не в состоянии сосредоточиться даже на самом простом действии?

    3. Не доверяйте вашей памяти. Не доверяйте своей памяти и записывайте свои основные цели, а также то, как прошла тренировка и что бы вы хотели добавить или изменить. Вы можете делать это как в специальных программах, так и в бумажном варианте. Главное ловить момент и записывать все в тот момент, когда вы находитесь на пике вашей продуктивности и четко видите, что именно нужно подкорректировать.

    Если вы будете записывать все идеи и корректировки, увидите, как много на самом деле всего приходит на ум и запомнить все моменты практически нереально. А зачем упускать то, что, возможно, поможет сделать все еще быстрей и идеальней?

    4. Умнее, а не усерднее. Иногда действительно продолжительность тренировки решает все. Но иногда бывают случаи, когда нужно идти немного другим путем. Как-то репетируя снова и снова один из отрывков, который сложнее всего давался, вместо успеха и продвижения вперед Ноа получил лишь боль в пальцах и ощущение отчаяния. Но он заставил себя остановиться и вместо того, чтобы продолжать терзать свои пальцы и инструмент, просто немного подумать над тем, что именно ему мешает довести дело до конца и, найдя причину, исправить ее другим, более гуманным и быстрым способом.

    Насколько я помню, прямая — не всегда самый простой и короткий путь между двумя точками. Это как раз тот случай, когда усердия и труда явно не будет достаточно.

    5. Модель решения проблем и нацеленность на результат. Довольно легко просто дрейфовать в море неопределенности и бессмысленной практики. Для достижения быстрого и лучшего результата нужно оставаться сфокусированным на цели.

    Модель решения проблем содержит в себе 6 ступеней:
    1. Определение задачи. Какого результата мы хотим добиться?
    2. Анализа проблемы. Почему именно не получается так, как хотелось бы?
    3. Выявления потенциальных решений. Что я могу сделать, чтоб все получилось так, как хочется?
    4. Тестирования возможных решений и выбор наиболее оптимального. Какие улучшения работают лучше всего?
    5. Реализация лучшего решения.
    6. Отслеживания результатов. Помогают ли внесенные правки достигнуть желаемого результата?

    Наша жизнь слишком коротка, чтобы тратить на достижение одной цели 15-25 лет бесценного времени, которое нельзя купить ни за какие деньги и достижения. Вы только задумайтесь о тех возможностях, которые открывает нам вдумчивая практика и о том времени, которое мы сможем сэкономить с ее помощью и потратить его на что-то другое, не менее важное.

    Я намедни переписывался с одной своей замечательной знакомой, которая собирается вести продолжительный (шутка ли - 10 недель!) тренинг «». Она задала мне вопрос про довольно широко известную байку, что якобы на формирование навыка уходит 21 день. Мол, есть эксперимент с американскими астронавтами и всё такое. В то же время по её наблюдениям многие «срываются» именно на 28-30 день. Любопытно, не правда ли?

    Для начала - сама байка. Проводили эксперимент с американскими астронавтами: надевали им очки с переворачивающими призмами (так, что они всё вокруг себя видели вверх ногами), и бедняги ходили так круглосуточно. Первое время они постоянно спотыкались, натыкались на предметы, плохо координировали движения… Но проходило некоторое время, в пределах 10-ти дней - и, о чудо, они научались ориентироваться в пространстве так ловко и естественно, будто никаких очков и не было!

    Дальше - интереснее. Некоторые из них сняли очки дней через десять или четырнадцать, а другие - «досидели» три недели . Как очки сняли - голова поболела, некоторое время координация была нарушена (всё снова казалось перевёрнутым), но всё более-менее быстро вернулось на круги своя. И - через некоторое время им предложили повторить эксперимент. Так вот: те, кто отходил три недели в тех очках, адаптировались к ним же снова за считанные часы, а те, кто ограничился неделей-двумя, снова будто бы заново мучительно овладевал координацией в «перевёрнутом» пространстве.

    Рассказывая эту байку, тренеры обычно подразумевают: мол, три недели - минимальный срок для формирования навыка . Только вот…
    Ага, проверено опытом: в конце четвёртой недели люди часто «срываются».

    А бизнес-тренерам это как-то даже выгодно. Вот сами посудите: проводят они, например, трёхнедельный тренинг по «самодисциплине » или ещё какому-нибудь самовыжиманию (тут прямо анекдот вспомнился: «Ну кисонька! Ну лапочка! Ну ещё капельку!» - ворковал некромант, выжимая кровь из котёнка ) продолжительностью ровно в три недели. Типа - выработается и закрепится.
    Суть тренингов таких проста - делать много, делать жёстко, делать поперёк своей лени. И за время тренинга человек столько всего переделает, что… Ну да, тем самым котёнком себя почувствует. Тренинг кончился - и он через некоторое время пластом лежит. Но потом, вспоминая «героические» свои деяния идёт на следующий такой же тренинг.

    И - у таких тренеров появляется «постоянная» клиентура.

    Тренерам хорошо, а вот нам с вами - как-то не очень…

    Но что же с этим делать и как обстоят дела в действительности?

    Для начала - обсудим этих самых астронавтов чуть подробнее.

    Почему эксперимент с астронавтами, каким бы «железобетонным» он ни был, не годится для выявления закономерностей при обучении?
    А вот давайте подумаем, чем астронавты (космонавты) отличаются от «обычных» людей.

    Ну, по большому счёту - ничем. Только вот есть одна загвоздка: они непрерывно, неустанно чему-то учатся. Особенно если это наши, российские, космонавты. Я хорошо помню экскурсии в Звёздный Городок под Москвой, где нам рассказывали про их программы тренировок. Суть в том, что космонавт на орбите должен уметь ВСЁ. Знать все бортовые системы, разбираться в возможных неисправностях, уметь чинить всё оборудование… У американцев ситуация попроще, ибо большой размер экипажей «Шаттлов» допускал специализацию участников, однако же и у них астронавты - интеллектуальная элита, без этого никак.

    И вот давайте я честно, в лоб, задам такой вопрос: как думаете, у кого скорость обучения больше - у обычного представителя «офисного планктона», на которых ориентированы бизнес-тренинги, или же у постоянно обучающегося покорителя космоса?

    Мне кажется, ответ очевиден.

    Возможно, конкретно у Вас скорость обучения и формирования навыков и не хуже, чем у космонавтов - но много ли таких людей вообще?
    Впрочем, даже это - лишь часть ответа. На самом деле там ещё хлеще.

    Каюсь, грешен - я сам в своё время рассказывал про 21 день как один из критических сроков. Что ж, по крайней мере я упоминал, что «сформировать навык» и «сформировать навык регулярно реализовывать другой сформированный навык» - это две разные вещи, так что срок надо удваивать . То есть научиться что-то делать - это одно, а научиться это делать регулярно, тем паче ежедневно - совсем другое. Так что…

    Как правило, когда мы чему-то учимся, мы занимаемся этим от силы полчаса-час в день. А то и вовсе несколько минут (если речь, скажем, о планировании или утренней гимнастике). И в то же время ждём, что через три недели всё волшебным образом улучшится…
    Давайте ещё раз вспомним про астронавтов: сколько часов в день они ходили в переворачивающих очках? Полчаса? Час? Может, целых полтора или даже два часа?

    Они ходили в них НЕПРЕРЫВНО ! Все 24 часа в сутки ! Кажется, даже на ночь не снимали, чтобы не срывать адаптацию.
    Теперь ещё один вопрос, который я оставлю без ответа: как думаете, кто быстрее получит результат в обучении: тот, кто учится круглосуточно (за вычетом сна - хотя, впрочем, при таком режиме обучение даже во сне будет происходить…), или же тот, кто уделяет обучению часик-другой в день?

    А ведь многим из нас даже час в день найти «сложно» (в смысле, слишком много соблазнительных отговорок возникает, чего уж греха таить…).

    Так стоит ли за три недели ждать устойчивого результата, как у космонавтов?

    Ну, если вы занимаетесь часов шесть-восемь в день - почему бы и нет. Но если минут пятнадцать - то… Будь вы скаковой лошадью, я бы на вас точно не поставил, пошёл бы искать «космонавта».

    Итак, я поведал вам, почему нельзя экстраполировать результаты эксперимента с астронавтами, ходившими в переворачивающих очках, на обычных людей.

    Увы, рассказы про «закрепление навыка за 21 день» - это скорее тренерский миф, нежели реальность. Разве что вы занимаетесь чем-то практически круглосуточно и непрерывно.

    Однако всё не так уж плохо.

    Реальные сроки формирования навыков и привычек хоть и больше 21-го дня, но отнюдь не исчисляются годами и десятилетиями.
    В этой статье я приведу несколько цифр, которые взяты из древней йоги и современной нейрофизиологии.

    В кундалини-йоге комплексы упражнений (а там они есть самые разные - и на «открытие чакр», и на «повышение удачи», и даже не «привлечение денег») следует делать не менее 40-ка дней для получения эффекта. А для лучшего закрепления эффекта - 90 или вовсе 120 дней.

    Кстати, 40-кадневный срок вам ничего не напоминает, а? Ну ладно, не буду грузить вас намёками.

    А в современной нейрофизиологии известно, что время формирования коллатерали нейрона - 40-45 дней , а время, требующееся на формирование новых нейронов - 3-4 месяца . Пояснение: под коллатералью нейрона имеется ввиду разветвлённая структура его отростков, обеспечивающая обработку информации. А новые нейроны в мозгу человека образуются (да-да, образутся! Забудьте про «нервные клетки не восстанавливаются»!) в ответ на повреждение мозга (скажем, черепно-мозговая травма или инсульт) или же очень интенсивное обучение.

    Итак: 40 дней (минимум по йоге, или сформированная коллатераль нейрона в рамках нейрофизиологии) - это навык, сформированный надолго и весьма прочно. А 3-4 месяца (90 или 120 дней) - это уже новые нейроны, приспособившиеся конкретно под эту задачу - то есть, считай, усвоение навыка на всю жизнь.

    Вот вам и практическое руководство. Замечу, что эти сроки будут актуальны в первую очередь для ежедневных занятий, занимающих мало времени (меньше 40-ка минут). И чем короче занятие - тем критичнее ежедневность. Чем занятие массированнее и продолжительнее - тем больше вероятность, что перерыв в 1-2 дня погоды не сделает. Именно поэтому спортивные тренировки вполне логично проводить 2-3 раза в неделю.

    И, если уж совсем честно...

    Угадайте, сколько времени требуется на формирование навыка на самом деле?

    А нисколько. Точнее, несколько секунд. Тех самых секунд, за которые принимается решение заняться чем-то, делать это ежедневно и долго. Возможно, эти самые несколько секунд вот прямо сейчас реализовались у вас. А дальше - всё зависит от силы намерения и способности следовать принятому решению. И всяческие сроки здесь, по большому счёту, ни при чём...