Как научиться доводить дела до конца. Недоделанные

Как часто люди, начав что-то делать, потом бросают это на половине пути и хватаются за другое дело. Необходимо выработать в себе привычку завершать работу и доводить дела до конца. Если этого не делать, человек постепенно становиться тревожным и раздражительным. Существует множество различных способов и методик, которые могут помочь сделать каждого из нас более собранным и организованным.

Причины возникновения незавершенных дел

К наиболее распространенным причинам возникновения незаконченных проектов и работ можно отнести следующие:

  • человек берется за несколько дел сразу

При выполнении определенной задачи не следует распыляться. Нужно сначала завершить одно дело, а затем приниматься за следующее. Груз множества незавершенных дел влияет на нервную систему, делая индивидуума нервным и раздражительным. Также страдает качество исполнения в работе, появляются различные недоделки и неточности.

  • происходит постепенное угасание интереса

Это одна из основных причин появления незавершенных дел. Индивидуум быстро загорается определенной идеей и начинает работать на энтузиазме. Однако, как только работа становится рутинной, и появляются первые трудности, которые нужно преодолевать, интерес пропадает, и он оставляет дело незавершенным. Поэтому перед тем, как браться за определенную работу, нужно реально оценивать свои возможности и уровень упорства в достижении определенных целей.

  • легкомысленное отношение к делу

Любая работа, дело, проект подразумевает преодоление определенных трудностей, не все дается так легко, как кажется на первый взгляд. Поэтому, перед тем, как начинать чем – либо заниматься, следует себя морально подготовить к возникновению определенных сложностей и их преодолению.

  • лишние траты

Незавершенные дела также могут возникнуть из-за нехватки финансирования или нерационального использования бюджета. Поэтому, перед тем, как приступить к выполнению определенного проекта, необходимо удостовериться, что вам хватит денег на реализацию задуманного, иначе все это превратиться в головную боль и источник бесконечных трат.

Популярные способы, как доводить дела до конца

Чтобы не пребывать в вечном цейтноте, тревоге и пустой суете, нужно использовать следующие методы, которые помогут довести проект до завершения:

  • поставьте перед собой глобальную цель

Для того, чтобы добиться успеха, нужно поставить перед собой большую цель. Это необходимо, чтобы не распыляться на различные мелкие желания сиюминутного эго. Задуманное глобальное свершение поможет лучше концентрироваться на достижении цели, и все свои действия соотносить с его осуществлением. Есть два важных принципа, которых нужно придерживаться в процессе реализации идеи:

  1. Достигайте поставленной цели не только ради себя, но и ради близких, друзей и окружающих людей.
  2. Никогда не делайте этого ради денег.

Последний принцип всегда реализовывается. Работа над задуманным проектом должна идти от души, а не осуществляться из-под палки. В этом случае к работе можно даже и не приступать, дело так и останется не завершенным.

  • общайтесь с теми, кто добился успеха в интересующей вас области

Это полезно для получения дополнительных знаний и приобретения нужных знакомств. Всегда следует ориентироваться на тех, кто добился определенного успеха в своей области. Однако, не следует в своих действиях руководствоваться выражением «для достижения цели, все средства хороши». На практике это может привести к печальным последствиям в дальнейшем. Всегда ориентируйтесь на командную работу, потому что в одиночку гораздо сложнее реализовать поставленную цель. Постоянно учитесь и повышайте знания, навыки и умения.

  • проявите упорство

Постоянная работа в достижении цели, упорство и терпение помогут добиться желанной цели. Однако, если что-то не получается осуществить, то отступите ненадолго, чтобы поразмыслить. Зачем усердно барабанить в закрытую дверь, когда рядом есть более удобный альтернативный выход. Перестаньте кому-то что-то доказывать, как только перестанете служить собственной гордыне, у вас появится гораздо больше сил и времени, чтобы реализовать задуманное.

  • «прогрессивное мышление»

Людей по образу мышления можно разделить на две основные категории – индивидуумы с фиксированным и развивающимся мышлением. Для личностей с фиксированным мышлением характерно легко сдаваться перед трудностями, им очень важно, что о них думают окружающие, они болезненно реагируют на критику и часто отказываются от борьбы.

Люди, имеющие развивающееся мышление, берут в кулак и преодолевают жизненные трудности, они не завидуют чужому успеху, а вдохновляются им, адекватно реагируют на критику и учитывают замечания в своей дальнейшей работе. Не следует гнаться за внешней атрибутикой, нужно развиваться и достигать собственных целей, а не жить напоказ.

  • составьте план

Это поможет не отклоняться от намеченных целей и быть более собранным в достижении поставленных задач. Однако, не следует слишком концентрироваться на них, иначе это может привести к умственному переутомлению.

  • обучайте других людей

Доказано на опыте, что знания индивидуумом усваиваются гораздо лучше, если он не только прослушивает лекции и изучает материал, но и учит других людей, как сделать что-то. В процессе передачи своих навыков и опыта, человек может осознать, какие у него самого имеются пробелы в знаниях относительной той или иной области.

  • постоянно изучайте новую информацию

Необходимо постоянно развиваться и получать новые знания, это поможет вам развиваться и уверенно идти к достижению поставленной цели. Работайте с упорством для достижения желаемых результатов. Однако, если что-то не получается, не следует на этом зацикливаться и впадать в , рассмотрите другие варианты решения проблемы.

Чтобы добиться успеха и достичь намеченной цели нужно придерживаться следующих принципов:

  • не накапливайте множество мелких дел

Не копите мелкие задачи, например, ответ на телефонный звонок, мелкие подсчеты, подписание бумаг у руководства и т.п. Все это постепенно наслаивается и превращается в огромную массу незавершенных дел, которые вызывают тревогу и раздражительность. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня, не нужно тянуть время.

  • используйте резервное время

Это время нашего «ничегонеделания», оно прячется в пустой болтовне с коллегами, перекурах, просмотре ненужной информации в Интернете и т.п. Проанализируйте свой день, и сможете увидеть, откуда можно извлечь дополнительное время для решения поставленных задач.

  • не обещайте того, чего не можете выполнить

Не давайте пустых обещаний выполнить какое-либо дело к определенному сроку, если вы не сможете сделать это. Лучше объяснить человеку ситуацию, и договориться на более приемлемое для вас время, либо вообще отказаться от работы.

  • не позволяйте отвлекать себя попусту

Время – это самый ценный ресурс, который есть у человека, не следует его растрачивать на второстепенные цели и задачи. Не позволяйте кому-либо загружать вас пустой работой, отвлекая от решения более важных задач. Такое «распыление» может отрицательно сказаться на качестве вашей работы, и способности осуществить ее к определенному времени.

  • не критикуйте себя

Это не поможет в трудовой деятельности. Критика не служит хорошим стимулом для достижения поставленных задач. Из-за изматывающего внутреннего самоедства индивидуум теряет много времени, сил и энергии, эмоционально выгорая внутренне. Это приводит к застою в делах, и сказывается на качестве работы.

Поэтому не следует отвлекаться на самокритику и зависть к чужим достижениям, лучше сосредоточиться на себе и своих делах. Хвалите себя даже за любые мелкие достижения и результаты, это простимулирует на еще большие свершения. Отгоните все сомнения и страхи, невозможно спрогнозировать собственно будущее, и просто глупо сидеть и бояться каких-либо ужасных вещей, которые могут случиться.

Часто люди переоценивают свои возможности и накапливают большое количество незавершенных задач, не зная как доводить дела до конца Они вызывают тревогу и раздражительность. Основными причинами возникновения незавершенных проектов могут быть лишние траты, несерьезное отношение к делу, потеря интереса и т.п. Для того, чтобы перестать их накапливать и тратить свое время более рационально, необходимо поставить перед собой определенную цель, постоянно заниматься самообучением, проявлять упорство, общаться с нужными людьми и т.п.

У каждого из нас, если призадуматься, найдётся с десяток незавершённых дел. Может, вы начинали учить английский, но забросили? Или затеяли ремонт в коридоре, но уже который год не можете довести его до конца? Начатая диссертация, недописанная книга или статья, наполовину связанный свитер – мы легко загораемся, но часто останавливаемся на полпути.

Но чтобы добиться успеха на любом поприще, нужно доводить дела до конца. Почти любая задача состоит из нескольких промежуточных этапов, но считается завершённой, только если достигнуты все этапы. Фермеры не продают наполовину созревшие фрукты плоды, а в автосалонах не стоят автомобили, готовые на 90%. Если вы бросите университет на третьем курсе, то не сможете сказать, что у вас высшее образование.

Как научится доводить дела до конца? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Главное – начать?

«Краткое пособие для начинающих: начните». Эта и другие мотивирующие фразы часто встречаются на просторах интернета и говорят нам, что главное – начать. Совершенно верно, ведь если не начать, то не получится и закончить. Но раз уж вы начали что-то, то лучшее, что вы можете сделать, – это собраться с силами и довести дело до конца.

Бывают задачи более комплексные, чем довязать свитер или закончить ремонт. Например, вы задались целью поправить здоровье или снизить уровень стресса в вашей жизни. Как понять, довели вы дело до конца или нет? Критерий таков: если дело завершено, вы увидите плоды своего труда и ощутите разницу.

Обычный человек, не обладающий особенными талантами, но сумевший выработать привычку чётко расставлять приоритеты и быстро справляться с важными задачами, может дать сто очков вперед гению, который много разглагольствует, строит выдающиеся планы, но немногое заканчивает.

Брайан Трейси

Возможно, вы замечали, что наиболее одарённые или образованные люди – не всегда самые успешные. Гораздо выше шансы на успех у людей самых обыкновенных, которые, однако, умеют заметить достойную идею и воплотить её в жизнь, доведя дело до конца. Действительно, даже не самая новая и многообещающая идея, зато полностью реализованная, лучше гениальной идеи, которая так и осталась в воображении её создателя.

Поэтому не стоит гнаться за трендами и хвататься за все проекты подряд в надежде, что один из них принесёт вам удачу. Выберите своё направление и двигайтесь в нём, прикладывая максимум усилий, и тогда вы обязательно добьётесь успеха.

Расставляем приоритеты

Значит ли это, что вам нужно доводить до конца все начатые вами дела? Вовсе нет. Будьте честными сами с собой и определите для себя те незавершённые проекты, которые лучше остановить. Причём это должна быть чёткая остановка, а не просто забрасывание задачи на дальнюю полку. У вас не должно быть ощущения, что десятки незаконченных проектов ждут, когда вы вернётесь к ним.

Остановить работу – значит нажать не на «паузу», а на «стоп». Распустите недовязанное платье, удалите файл с неоконченной статьёй, отдайте учебники по испанскому тому, кто решительно настроен выучить язык.

Как решить, какие проекты достойны завершения, а какие – нет? Ответьте себе на несколько вопросов.

  • Это дело приближает меня к достижению моих глобальных целей?
  • Это дело принесёт пользу кому-нибудь кроме меня?
  • Это дело мне нравится?
  • Это дело поможет мне стать лучше?

Количество ответов «да» покажет вам, насколько дело стоит того, чтобы заниматься им, по шкале от 0 до 4.

Если вы приложили много усилий, занимаясь проектом, то порой стоит довести его до конца, даже если он уже не соответствует вашим текущим целям. Например, вы учитесь на последнем курсе университета, но понимаете, что неправильно выбрали профессию, и решаете получить ещё одно образование. Значит ли это, что вам нужно бросить учёбу, когда до получения диплома осталось всего несколько месяцев? Разумеется, нет. Вы вложили много сил и труда, да и диплом о высшем образовании никогда не бывает лишним, даже если он получен по смежной профессии.
Если соотношение между уже проделанной работой и её оставшимся объёмом – безусловно в пользу первой, тогда соберитесь с силами и доведите проект до конца.

Как найти в себе силы доделать работу до конца

Итак, вы разделались с проектами, которые не стоят того, чтобы завершать их, и у вас остались только действительно значимые дела. Чувствуете, как повысилась ценность каждого из них в ваших глазах? Это даст вам мотивацию снова окунуться в работу над ними. Однако энтузиазма может хватить ненадолго. Как одолеть проект, если силы на исходе? Вот несколько простых советов.

  1. Напоминайте себе, для чего вы занимаетесь этим делом и что получите после его завершения.
  2. Пересмотрите свой график и отложите все малозначительные занятия, такие как просмотр телепередач и сёрфинг в интернете, чтобы меньше уставать и сберегать энергию для важных дел.
  3. Разбейте оставшуюся часть проекта на части и находите применение для каждого завершённого участка, чтобы чувствовать удовлетворение от работы. Например, если вы пишете книгу, то можете выкладывать одну главу за другой в виде статей в вашем блоге.

Итак, доделывать всё до конца – полезная и важная способность, но далеко не каждое дело стоит того, чтобы им заниматься. Иногда будет правильнее остановить проект и в освободившееся время заняться чем-то действительно нужным и важным.

«Монах на три дня» - именно так в Японии говорят о тех, у кого отсутствует умение доводить дело до конца. Почему же так происходит? Почему вдруг любимое занятие превращается в ненавистную каторгу и остается навсегда забытым? На то есть множество причин: трудности, страхи, сомнения и т. д. Но это все можно преодолеть, если знать, как довести дело до конца.

Сила воли

Как показывает практика (а вместе с ней и подтверждают исследования), люди, обладающие силой воли, намного счастливее слабовольных. Эти выводы сделали ученые Чикагского университета. Как показало исследование, дисциплинированные люди, обладающие силой воли, ведут здоровый образ жизни, реже нарушают закон, не имеют финансовых проблем.

Они чувствуют себя намного лучше и счастливее, чем те, кто зависит от спонтанных желаний. Правда, не стоит впадать в уныние - силу воли можно натренировать так же, как и мускулы, и в конце концов довести дело до конца.

Причины

Прежде чем приступить к рассмотрению советов о том, как довести дело до конца, стоит определить основные причины, которые этому препятствуют. Самыми главными можно считать разочарование и нехватку упорства, из-за которых человек не способен достичь мастерства в конкретном занятии. В целом выделяют четыре причины, почему человек сдается:

  1. Время. Из-за банальной нехватки времени человек попросту не успевает сделать все задуманное.
  2. Интерес и страх. Если человек слишком сильно окунется в новое дело, то он быстро «перегорит» и былой интерес к нему не вернется. Другая причина - страх. Боязнь того, что ничего не получится, и множество усилий будут потрачены впустую.
  3. Несерьезное отношение. К любому занятию нужно относиться серьезно, а тот, кто начинает новое дело только для того, чтобы убить время, или ради развлечения, никогда не станет человеком, который доводит дело до конца.
  4. Бюджет. Эта причина еще банальней, чем нехватка времени. Из-за нехватки средств человек откладывает ново дело до лучших времен.

Тем, кто считает, что бросает начатое дело на половине только потому, что на конкретном этапе оно не является актуальным, хочется напомнить, что в конечном итоге незавершенное дело может считаться прекрасной упущенной возможностью. Итак, как довести дело до конца?

Сказать «Нет!» принуждению

Несмотря на благие намерения, принуждение ничем хорошим не закончится. Постепенно начнет вырабатываться устойчивое отвращение к новому делу, а при таком раскладе умение доводить начатое дело до конца никогда не появится. Всем людям свойственно время от времени падать духом, никто не застрахован от перепадов настроения, когда еще вчера любимое дело сегодня не хочется продолжать.

Вместо того чтобы заставлять себя делать что-то через силу, необходимо найти положительную мотивацию. Как вариант, можно вспомнить те ощущения, которые возникают во время конкретного занятия. К примеру, многие писатели время от времени страдают от творческого кризиса.

Кто-то возвращается в ряды про помощи музыки, после отдыха, увлекательных путешествий, а кому-то достаточно просто вспомнить то чувство, когда словно растворяешься среди своих строк и можешь проживать тысячи жизней. После таких воспоминаний хочется как можно быстрее приступить к своему ремеслу.

Нельзя спешить

Тот, кто всегда доводит дело до конца, отлично понимает, что каким бы голодным ни был человек, он не осилит целого слона в один присест. Это вполне естественное явление. Если человек с головой окунется в новую сферу, вполне вероятно, что он быстро перегорит. Если какое-то новое знание или умение дается не так легко, нужно попросту увеличить время занятий, а еще научиться делать перерывы. Отдых еще никому не вредил.

Следовать за импульсом

Если появилось желание сделать задуманное, не нужно его игнорировать. Даже если нет времени, сил, средств, главное - начать. Такие импульсы нельзя игнорировать. Это как с новыми креативными мыслями - если не запишешь, то потом не поймаешь.

Помнить о желаниях и подбадривать себя

Пожалуй, это самый действенный совет относительно того, как довести начатое дело до конца. Нельзя забывать ту великую цель, ради которой все это начиналось. У каждого человека разные мотивы и причины начинать что-то, но если он забудет, ради чего все это затевалось, то результат будет нулевым. Всегда нужно напоминать себе, что в конце пути будет желанный приз.

Не менее важно постоянно подбадривать себя. Кому-то поднимает настроение музыка, кому-то книги или походы в театр. Важно найти свой способ, который поможет преодолеть ступор и двигаться дальше.

Нельзя сомневаться

Чтобы научиться доводить дела до конца, как-то нужно избавиться от сомнений. Как только появляется это чувство, крайне сложно оставаться верным себе и не сойти с выбранного пути. Обычно все страхи и сомнения человека связаны с его будущим. Но если подумать, то как-то нерационально волноваться о событиях, которые еще не произошли и, возможно, никогда не произойдут. А вот бросать начатое дело из-за нелепых сомнений - настоящая глупость.

От простого к сложному

Это были общие простые рекомендации, которые помогут довести дело до конца. Как показывает практика, они помогают при достижении небольших, кратковременных целей. К примеру, если человек хочет научиться самостоятельно создавать сайты, не используя онлайн-конструкторов.

Но стоит усложнить уровень: небольшие задумки - это хорошо, но жизнь человеку дана для чего-то грандиозного.

  1. Большая цель. Поставить большую цель мало. Важно замыслить нечто грандиозное, всеобъемлющее и невероятное. Человек - существо социальное, и если он осознает ответственность за семью, друзей или клиентов, то готов выкладываться на все 100%. Все эгоцентричные цели нужно поменять на масштабные проекты, которые затрагивают близких людей. Тогда не довести дело до конца будет совершенно нереально.
  2. Общение. Чтобы довести дело до конца, нужно общаться с людьми, которые умеют это делать. Как известно, окружение влияет на человека, и если общаться с тем, кто уже свершил нечто подобное, то становится понятно, что все возможно. Исчезают сомнения, внимание фокусируется на нужных вещах.
  3. Мышление роста. Нужно перестать что-то доказывать окружающим, тогда все вопросы, связанные с защитой своего эго, отойдут на второй план и человек сможет полностью посвятить себя достижению задуманного. Такие люди умеют извлекать пользу из проблем и сложностей, неудачи для них - катализаторы развития и пути к новым возможностям.
  4. Расписание. Изучая привычку успешных людей, можно заметить, что они не упоминают о списке дел, когда говорят о своих достижениях. Все списки имеют слабые места.

К примеру, не учитывают время, поэтому человек делает только то, что можно быстро закончить. Сложные дела откладываются на потом (если не на пресловутое «завтра», которое никогда не наступает). Из-за списков может накапливаться стресс, и там нет разницы между важными и срочными заданиями. Поэтому лучше сделать расписание-календарь и упорядочить задачи.

  1. Учить других. Самый простой и быстрый способ освоить что-то новое - это учить других. К тому же человек будет отвечать за своих «учеников», поэтому просто не сможет бросить начатое дело. Исследования показали, что человек, который передает свои знания другому, запоминает 90% выученной информации.
  2. Интересоваться. Почему люди что-то бросают? Да потому что их за это не накажут. За отказ от диеты не уволят с работы, за заброшенное изучение иностранного языка не снимут премию.

А вот если поставить что-то на кон, к примеру, оценить свой провал в одну зарплату и передать ее благотворительному фонду, тогда придерживаться плана будет проще. Ведь никому не захочется месяц сидеть на воде и хлебе.

Достигать больших вершин намного проще, чем кажется. Главное - не пытаться «откусить слишком большой кусок» и не останавливаться. А не бросать начатое дело помогут нехитрые способы самоконтроля, азартный дух и ответственность за других. Но если говорить по правде, то человеку просто однажды нужно понять, что он способен на большее. Тогда он будет постоянно стремиться к этому чувству удовлетворения.

Им трудно закончить работу в срок. Они могут завалить экзамен, решив просто не сдавать его, хотя и хорошо к нему подготовились. Почему так происходит? «Такие люди живут вне времени, - поясняет аналитический психотерапевт Галина Березовская. - Они действуют под влиянием бессознательного, которое конфликтует с сознательной частью их психики. Что-то, болезненно пережитое в прошлом, мешает им сегодня устанавливать причинно-следственные связи, быть последовательными и ответственными, но тем самым оно защищает их от негативных эмоций и сильных переживаний».

Конфликт с реальностью

Пока проект не завершен, не дописана дипломная работа или не подготовлен отчет, кажется, что все еще в нашей власти. Поставленная точка означает, что с этого момента дело, которым мы были заняты, оказывается под пристальным вниманием других людей.

«Эта ситуация может провоцировать бессознательный страх, что результат не будет оценен по достоинству, а наши способности, увлеченность делом будут поставлены под сомнение, - рассказывает Галина Березовская. - Негативные ожидания могут быть так болезненны, что некоторые из нас непроизвольно начинают затягивать работу, легко переключаясь на другую». Таким людям это дает возможность избежать конфронтации с реальностью и защищает от разочарования. Пока работа не закончена, остается иллюзия собственного всемогущества.

«Особенно остро такие ситуации воспринимают те, кто был воспитан властной, контролирующей мельчайшие детали жизни матерью, - уточняет Галина Березовская. - Скорее всего, и став взрослым, такой человек будет нуждаться в одобрении, безусловной любви и избегать всего, что может усилить его неуверенность в собственных силах».

Отсутствие ясной цели

Заявив о том, что не за горами резкий взлет его карьеры, спустя год он, скорее всего, останется на прежней должности. С готовностью взвалив на себя неподъемный груз из множества дел, он вновь не сможет ни одно довести до конца… «Причина такого отношения к работе - ошибочное понимание своих обязанностей, - подчеркивает коуч Сеголен Колонна. - Иногда и работодатель не может четко определить, где начинается и заканчивается компетенция каждого работника». В результате сотрудники тонут в делах.

Лучшая мотивация - чувство удовольствия от уже сделанного

«Увлеченность идеей, страстный порыв выполнить некую задачу легко приходит и уходит, если у нас нет четкого представления, зачем мы это делаем», - поясняет коуч. И даже самое искреннее намерение не воплощается в конкретный результат.

Не настаивайте на том, чтобы такой человек немедленно вернулся к делу и объяснил причины, по которым он не стал его завершать, - это лишь спровоцирует переживание им своей слабохарактерности. Лучшая мотивация для него - чувство удовольствия от уже сделанного. Ведь причина его непоследовательности не в отсутствии силы воли, а в недостаточной ясности взгляда. Поэтому вопросы типа «Почему ты опять не завершил начатое?» стоит заменить на такие, которые подтолкнут к рациональным действиям, скажем: «Что ты планируешь делать, чтобы успешно реализовать намеченное?»

Бегство от страха смерти

Довести начатое дело до конца - значит расстаться с ним. Бессознательные переживания в такой момент могут быть созвучны ранним детским страхам. «Некоторые дети особенно остро ощущают вынужденное расставание с матерью или отлучение от ее груди, - говорит Галина Березовская. - Смертельный ужас - так можно определить их чувство в этот момент. Оно запечатлевается в бессознательном и неожиданно проявляется в ситуациях, ассоциативно напоминающих о той первой разлуке».

Личный опыт

Анастасия, 26 лет, менеджер:

«Я поступила в университет с первой попытки. Когда же пришло время сдавать сессию, у меня начался мандраж: я была уверена, что завалю экзамены. Этот страх был так силен, что я попала в больницу. Я всегда училась с удовольствием, но каждый раз накануне экзамена искала любую возможность избежать его. Я написала интересный диплом, но испытала такой ужас перед его защитой, что вынуждена была взять академический отпуск. Отчаяние привело меня к психотерапевту. Терапия помогла понять, что все эти годы мою волю парализовал детский страх оказаться не на высоте, вновь почувствовать себя изгоем в своей семье. Сегодня, спустя пять месяцев терапии, я, кажется, могу справиться с этим переживанием и надеюсь защитить диплом».

Оттягивая завершение работы, мы словно совершаем некий маневр, призванный помочь избежать одного из самых тяжелых переживаний.

Что делать?

Составьте четкий план. Среди множества проектов выберите тот, в котором вы чувствуете себя более компетентным. Определите его этапы и время, необходимое для реализации каждого. Реалистично оценивая свои силы, вы сохраните внутреннее равновесие, решая поставленную задачу.

Продвигайтесь к цели постепенно . Темп работы замедляется, когда энтузиазм, с которым вы начинаете новое дело, сходит на нет. Более разумно использовать рабочее время поможет календарь с помеченными датами окончания каждого этапа. Сверяясь с ним, можно скорректировать ритм работы.

Представьте результат . Спросите себя: что изменится в моей жизни, когда я завершу это дело? Я получу материальное вознаграждение, удовлетворение от сделанного или почувствую себя профессионально успешным? Ответы помогут сосредоточиться на поставленной цели.

Делайте себе подарки. Справиться с апатией и завершить дело, которым вы заняты, помогут маленькие призы. Например, дайте себе два дня отдыха - так вы сможете подвести итоги и наметить следующую цель.

Исследователи доказали, что люди дисциплинированные, с силой воли ведут более здоровый образ жизни, имеют меньше финансовых проблем и реже нарушают закон. Те, кто отказывает себе в удовлетворении спонтанных желаний, чувствуют себя намного лучше и счастливее. Кстати, по словам руководителя исследования, силу воли можно натренировать, как мускулы.

Но как заставить себя всегда доводить дела до конца и воспитать силу воли, чтобы всегда быть успешным? Рассказывает Ицхак Пинтосевич , эксперт в системном развитии личности, тренер по нейролингвистическому программированию, автор книг и тренингов для крупнейших международных корпораций.

Лишняя миля

Юлия Гарматина, «АиФ»:​ Психологи часто советуют: чтобы довести дело до конца, нужно иметь цель, представлять в подробностях то, чего пытаешься достичь. Многим мешают завершить начатое неудачи. Иногда просто не хватает силы воли, чтобы продолжать, руки опускаются…

Ицхак Пинтосевич: В момент, когда опускаются руки, всегда нужно сделать маленький шаг, не бросать начатое, чуть-чуть отдохнуть и продолжать. Потому что в следующий раз придётся начинать заново, а тут часть пути, пусть и микроскопическая, уже пройдена. Кажется, что легче избрать новый путь. Меняя стратегию в надежде, что другой путь будет легче, вы теряете время и силы. Трудности будут в любом случае.

- Чтобы стать успешным, вы советуете своим ученикам проходить так называемую лишнюю милю - то есть всегда делать чуть больше, чем от тебя ожидают. Но часто инициатива наказуема. Не получится ли так, что ты будешь делать чуть больше, но это никому не будет нужно?

- Сэм Уолтон , основатель крупнейшей сети магазинов в США, набирал людей в свою команду так: ездил по другим магазинам и смотрел, кто из продавцов самый активный. Такого человека он приглашал к себе на лучших условиях. Если опросить людей на улицах, кого они возьмут на работу - того, кто делает, что надо, или того, кто делает чуть больше, 100% опрошенных выберут второй вариант. Когда вы делаете чуть больше, это ваш накапливаемый потенциал, пусть сейчас его никто и не ценит. Рано или поздно это пригодится.

Никого не слушать

А как быть со здравым смыслом? Иногда именно он противостоит силе воли, если ты понимаешь, что твои усилия напрасны.

Если посмотреть на людей, которые достигают успехов, у них нет этой грани, которую можно назвать здравым смыслом. Они не слушают других. В жизни, как в спорте: есть спортсмены-чемпионы и есть физкультурники. Здравый смысл чемпиона и физкультурника - это две разные вещи. Определитесь с общей концепцией жизни. Если это концепция чемпиона, то, несмотря на травмы, измождение, прогнозы других людей, двигайтесь вперёд, доводите дело до конца. Если физкультурника - хочется более спокойной, размеренной жизни, то так и нужно поступать - осторожнее, чтобы не навредить здоровью, не пытаться ставить рекорды.

Чемпион не может быть для всех хорошим. Ему будут завидовать, его будут ругать, ему придётся чем-то жертвовать. Физкультурник может себе позволить потратить силы на то, чтобы нравиться всем.

- Говорят, если у тебя не получается что-то, значит, это тебе и не нужно. Согласны?

- Это неправда. Если не получается, значит, ты делаешь что-то неправильно. Но это ни в коем случае не значит, что тебе это не нужно. Томас Эдисон сделал несколько тысяч попыток, прежде чем изобрёл лампочку. Писательница Джоан Роулинг , автор «Гарри Поттера», получила отказ в первых десяти издательствах. Если бы она не пошла в одиннадцатое, то не стала бы миллиардершей. Джеку Лондону триста (!) раз отказывали в публикации его произведений.

- Ещё один распространённый совет: не думать о проблемах. Это возможно?

Да. Нужно думать не о проблемах, а о способах их решения. Не о том, что уже случилось, а о том, как сделать так, чтобы этого больше не было. Сосредотачивайтесь на целях, которые позволят избежать проблем. Если человек потерял бумажник, ему не надо сетовать на несправедливость мира. Нужно думать, как в следующий раз этого избежать, - это первая цель, как можно вернуть деньги - это вторая цель, как перейти на банковские карточки, чтобы не терять наличных, - это ещё одна цель.

Как научиться владеть ситуацией?

Человек с сильной волей умеет управлять не только своими делами, но и чувствами. Согласитесь: если у вас плохое настроение, всё валится из рук, а дела не спорятся. Эти упражнения помогут вам дер-жать эмоции под контролем.

1. Избавьтесь от негатива

Для этого включитесь в игру «Думай позитивно 21 день». Наденьте тоненькую резиночку на руку. Ваша задача - принимать решения 21 день только в позитивном настрое. Сорвались? Щёлкайте себя резинкой по руке так, чтобы было больно. Перевешивайте резиночку на другую руку и начинайте 21 день сначала.

Продолжайте, пока не выдержите 21 день без негативных мыслей. Это очень действенное упражнение.

2. Попрощайтесь с плохим настроением

В этом поможет упражнение, когда на всё, что происходит с вами со знаком «минус», вы находите три других события в своей жизни с огромным знаком «плюс». Например: «Я потерял кошелёк. Зато у меня повышение по работе. Зато я здоров. Зато скоро пойду в кино на интересный фильм». Выполняйте минимум 7 дней.

3. Учитесь быть честным с самим собой

Суть упражнения в том, чтобы научиться отделять факты и цифры от интерпретации. Например, вы говорите: «Я устал, не могу сегодня сделать дело». А где устали? В какой части тела? Насколько: не можете разгружать вагоны или даже встать с дивана? А если бы сейчас вам заплатили тысячу долларов? Силы тут же нашлись бы! Получается, что «устал» - это ложь. Оценивайте свои ощущения по 10-балльной шкале. Например, 10 - это устали так, что лежите без движения, а 5 - ещё есть потенциал.

Интернет-опрос

Что вы делаете, когда нервничаете?

  • Ничего - 36% (1353 голоса)
  • Ем сладкое - 21% (771 голос)
  • Пью валерьянку - 18% (678 голосов)
  • Курю, употребляю алкоголь - 17% (615 голосов)
  • Грызу ногти - 8% (306 голосов)