Как приветствовать аудиторию фразы. Как написать черновой вариант

«Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды» (Well Said! Presentations and conversations that get results).

В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало.

Дарлин Прайс

1. Расскажите захватывающую историю

Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на . Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека.

В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60–90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы (или кто-то другой) столкнулись? Как вы (или кто-то другой) их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

2. Задайте риторический вопрос

И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто?

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения.


Monkey Business Images/Shutterstock.com

При этом не всегда вопрос должен давать однозначный ответ «да» или «нет». Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое».

3. Озвучьте шокирующую статистику или заголовок

Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи.

Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

4. Используйте вескую цитату

Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса. Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Представьте, что вы управляющий конфликтами и убеждаете группу достичь согласия. Открывая переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена, который однажды сказал: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». Следующее предложение должно добавить нотку единства: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого из нас крайне важны в достижении соглашения».

5. Покажите эффектную фотографию

Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше.

Используйте снимки вместо текста, когда это возможно. Качественное фото привносит эстетическую привлекательность, улучшает понимание, заполняет воображение аудитории и делает доклад более запоминающимся.


Matej Kastelic/Shutterstock.com

Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?». В унисон прозвучало упоминание о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по в итоге спасли миллионы долларов.

6. Добавьте творчества

Тематический реквизит - это верный способ удержать внимание слушателей. Визуальная поддержка подчеркнёт вашу мысль.

Так, будучи заядлым любителем тенниса, руководитель крупной страховой компании начал своё выступление с эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и конечном счёте «завоевал Большой шлем».

Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы очаровать аудиторию, добавить юмора и донести главный посыл вашего сообщения.

7. Запустите короткое видео

Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини-фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка добавляет драмы и быстрее передаёт суть происходящего.

Как сказал Уолт Дисней:

Я бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись.

Лучше всего запоминается первая и последняя информация — закон края

По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорим о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас появится масса вариантов, как Вы сможете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией.

Однажды Дейл Карнеги спросил ректора одного из университетов, какой важнейший урок он как оратор вынес из своей многолетней практики. Подумав с минуту, ректор ответил: «Найти эффектное начало, чтобы сразу завладеть вниманием слушателей». Никто не будет спорить, что начало выступления – это очень сложный и вместе с тем ответственный этап речи, когда слушатель ловит каждое наше слово.

Еще в 19 веке Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Именно поэтому, какой бы теме ни было посвящено ваше выступление, его начало нельзя пускать на самотек. Учтите, от того, как Вы начнете говорить и насколько Вам удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления!

Цель вступления – настроить слушателей на восприятие информации и сразу привлечь их внимание. Поэтому первые слова должны быть просты, доступны, понятны и интересны, чтобы зацепить слушателей. Разумеется, вступительные слова должны быть не только острыми, складными, цепляющими внимание аудитории, но и, собственно, соответствовать предмету выступления.

Вступительная часть речи – это идеальный момент для оратора, чтобы:

1.Показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным.

2.Настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

а)вызвать интерес аудитории к себе, овладеть вниманием;

б)установить зрительный контакт с аудиторией;

3.Подготовить благоприятную психологическую атмосферу для восприятия речи:

а)пояснить намерение;

б)сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться, то есть, сообщить план выступления.

Стоит отметить еще один момент. Это проблема «доречевого» представления оратора. Как писал Дейл Карнеги «…еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают…» Поэтому будьте готовы в силу обстоятельств сказать несколько слов, напрямую к делу не относящихся, но необходимых слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Для этого можно использовать положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношении к теме и т.п.

Чтобы не теряться и не мучиться догадками, что же сказать в каждом конкретном случае, имейте в своей «копилке оратора» несколько таких вариантов, которые со стороны будут казаться изящными импровизациями.

Но главное во вступлении – привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи.

С чего начать выступление

Итак, начало… Каким оно может быть? Пусть Вас не смущает некоторая «академичность» изложенного ниже материала, просто возьмите на заметку при подготовке речи тот вариант вступления, который в вашем случает будет наиболее органичным и приемлемым.

1.Обычное начало

Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления напрямую связано с содержанием речи, представляет его. Этот вариант хорош для деловой речи в доброжелательно настроенной аудитории:

Сообщение причины

Сообщение причины, заставляющей оратора выйти на трибуну

Друзья! Подняться на эту трибуну меня заставило желание раскрыть принципы эффективной работы в нашей компании.

Сообщение цели выступления

Уважаемые партнеры! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения маркетинг-плана нашей компании.

Обоснование темы выступления

В последнее время все больше и больше людей приходят работать в нашу компанию, и это можно объяснить тем, что …

Постановка проблем

Этот тип начала речи хорошо в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Некоторые сотрудники не уделяют внимание своему личностному развитию, но именно собственной совершенствование, овладение новыми знаниями, умениями позволяют достигнуть больших успехов в нашей компании.

Указание на единомышленников и сторонников

Иногда оратору приходится выступать против сложившегося мнения, возражать руководителям высокого ранга и т.п. В этом случае он можете опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение компании, ее сотрудников. Дорогие друзья! Сегодня здесь я представляю около десяти тысяч жителей Республики Татарстан, которые являются сотрудниками нашей компании.

Исторический обзор

К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указанию на долгий путь принятия решения, подчеркивает его продуманность, весомость. Наша компания является одной из самых быстро развивающихся компаний в городе. Только за последний год в нашу компанию пришла работать тысяча человек, несколько десятков тысяч стали потребителями продукции нашей компании…

2.Продуманное начало

В этом случае на время забудьте о посторонних замечаниях о составе аудитории или погоде, каждое предложение должно быть выверено. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательные, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики, или что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории.

Притча, легенда, сказка

Тут следует помнить, что это должна быть не абы какая легенда, а именно связанная с темой вашей речи. То есть, ее мораль и смысл должны помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратором обязан сам обосновать эту связь, а не оставлять эту работу слушателям. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся людям.

Афоризм

Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно, если Вы выступаете перед критически настроенной аудитории. Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите: «Колеблется, но не тонем» — гордый девиз, который в наше время мог стать девизом все нашей планеты.

Один из лидеров network marketing начал свое выступление о необходимости работать со спонсором следующим образом: «Лучший спонсор достается дистрибьютору, который его достает».

Аналогия

В этом случае оратор использует аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Уважаемые друзья! Я хотел бы поздравить вас с началом года. Начало у нас хорошее. А пословица гласит: «Хорошее начало – полработы». Для того чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, у меня есть два предложения…

Когда К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе, то свое выступление он начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лапуне, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Сопереживание

Заключается в привлечении яркого интригующего эпизода, необычного факта, приковывающего внимание аудитории и заставляющего ее переживать вместе с вами; желательно, чтобы оно сочеталось и с эмоциональной манерой преподнесения текста.

Лекцию о законе всемирного тяготения обычно начинают так: «Великий английский физик Иссак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который формулируется следующим образом….» Хотя можно было бы начать торжественно и загадочно: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Этим ребенком и был Исаак Ньютон. Тот самый Ньютон, на голову которого в саду свалилось большое яблоко, что и привело его к мысли о законе всемирного тяготения. Я думаю, что если бы с двухметровой высоты яблоко упало на голову кого-нибудь из сидящих в зале, он смог бы додуматься и не до такого закона».

Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Свяжите тему выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей. Начните с замечания, которое напрямую затрагивает интересы аудитории. Ведь не секрет, что мы питаем живейший интерес к тому, что глубоко касается лично нас. Правда, используя этот прием, оратор должен хорошо знать, что именно волнует слушателей, и усилить интерес к затронутой проблеме. Пример из книги Дейла Карнеги: «Известно ли вам, какова расчетная продолжительность вашей жизни? Продолжительность жизни, как утверждает статистика службы страхования, составляет две трети разницы между вашим настоящим возрастом и восьмьюдесятью годами. К примеру, если вам 35, эта разница равна 45. Ожидаемая продолжительность вашей жизни составляет две третьих этого периода, то есть еще 30 лет. Достаточно ли этого? Нет! Все мы жаждем прожить дольше. Тем не менее, эти данные основываются на многомиллионной статистике. Тогда есть ли у нас шанс их опровергнуть? Есть, если принять необходимые меры предосторожности, и самым первым шагом на этом пути будет тщательное медицинское обследование…»

Юмористические замечания, анекдот

Касающиеся непосредственно темы выступления. Так, например, одни спикер начинает свою лекцию про цели следующим образом: «Попадает праведник в рай после смерти. Встречается с ангелом. Ангел ему говорит: «Вон, видишь дом на берегу моря – вот такой мог быть у тебя. А вон, видишь, поехал 600-й «Мерседес» — вот такой мог быть у тебя». – «А почему у меня этого не было?» — спросил праведник. – «Ну, ты ведь сам заладил: «Запорожец», «Запорожец».

Однажды в жаркий летний день (температура была +32) оратор начал свое выступление следующим образом: «Какая теплая атмосфера в нашем зале…» Естественно, все присутствующие засмеялись, и лекция началась успешно.

В холодном зале один оратор начал свое выступлений так: «Да, сегодня у нас очень прохладно. Что ж, значит, никто из вас не испортится». Такое начало вызвало улыбки на лицах и вступление с первых минут привлекло внимание всех слушателей.

Постановка проблемного вопроса

Задайте вопрос. Это побуждает публику думать и рассуждать вместе с оратором, одновременно привлекая внимание аудитории.

«Жизнь осыпает нас дарами – деньгами и почестями, но при одном условии, — говорил Эльберт Хаббард. – И это условие – инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это значит действовать правильно и без подсказок»

Один спикер свое выступление о лидерстве начал с заявления: «Кто хочет получить 100 долларов? Подойдите к сцене». Большинство сидели в замешательстве, некоторые нерешительно зашевелились, и только один человек направился к сцене». Он эти деньги и получил. Лучше иллюстрации к теме «Лидерство» придумать невозможно.

Апелляция к авторитетам

Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ссылка на высказывание великого человека всегда вызывает большой интерес. Например, так: «Как сказал Харви Маккей: «Мелочи не значат ничего – они решают все».

Рассказ, история из личной жизни, конкретный пример

Прекрасный образец начала вступления демонстрирует К.И.Чуковский в известной оксфордской речи. Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Выступление в Оксфордском университет писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой: как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжку на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну, и о том, что из этого вышло: английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это выступление позволило оратору постепенно завоевать доверие английской публики.

Наглядный материал

Простейший способ завладеть внимание – продемонстрировать аудитории какой-нибудь предмет. Как-то мой знакомый на одной конференции начал с того, что поднял вверх пятидолларовую купюру и спросил: «Что у меня в руках?» Это сразу привлекло внимание всех присутствующих в зале.

3.Неожиданное начало

Когда оратор, взволнованный каким-то событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство: «Я должен говорить, но я еще слушаю… Недавно я присутствовал на подведении итогов работы за год в одной компании. Я был потрясен, приятно потрясен той атмосферой, в которой это все происходило. В дополнение к этому был еще и торжественный бал. На следующий день я проводил тренинг. И начал с того, что открыто сказал о своих чувствах и эмоциях. Таким образом, я привлек к себе внимание и объединился с участниками тренинга.

Один оратор начал свое выступление перед публикой следующим образом: «Некоторые заявляют, что в network marketing есть следующие преимущества: отсутствие начальников, свободное время, свободных график работы и так далее. А я заявляю, что это большой минут и недостаток в нашем бизнесе. И вот почему…» Дальше он начать раскрывать свою тему выступления и все закончилось так, как необходимо – все осознавали действительные преимущества network marketing. Но главное, его слушали с самого начала. Он сумел с помощью неожиданного начала привлечь внимание слушателей и удерживал его до самого финала.

Разновидностью неожиданного вступления может быть начало вашей речи с интриги. Как-то на тренинге по ораторскому искусству, который я проводил в Крыму, один участник начал свое выступление следующим образом: «Доброе утро! Я очень рада снова встретиться с Вами здесь. Позапрошлый век. Холодный Петербург. В кабинете редактора «Современника» находится юноша. Он одет в старенькое пальто. У него до того привыкли зябнуть руки, что он не держит их нормально, а все время поджимает. И этот человек пришел к Панаеву, чтобы потом, впоследствии, стать великим поэтом-писателем, одним из корифеев русской литературы, которого назовут «певец горя народного». Этот человек сказал: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Вы, возможно уже догадались, что речь идет о Николае Алексеевиче Некрасове… Сегодня мы с вами побеседуем о том, как воля, труд и непреодолимое желание помогут нам с вами у себя сотворить дивное диво и помочь другим пробрести его…»

Какие ошибки совершают во вступлении

Хотите, чтобы аудитория разочаровалась в вас как в ораторе с первых же секунд выступления? Тогда смело начинайте свою речь с фраз типа «Я не оратор…», «Я не успел подготовиться…», «Мне нечего вам сказать…» и прочих «извинений». Впрочем, есть и другие варианты провальных вступлений:

— Я хочу начать свое выступление (Вы уже начали свое выступление, так что извольте говорить по существу);

— Если Вы позволите, то я начну говорить (Вы спрашиваете позволения? Тогда отчего же продолжаете речь, не дожидаясь реакции слушателей?)

— Мне хочется вам сказать (хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить)

— Вот здесь, как Вы слышали, многие говорили, что (сколько сорных слов, но все они говорят о неуверенности выступающего и действуют почти гипнотически по расхолаживанию зала…)

— Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну (худший вариант начала, так как большинство слушателей про себя скажут, что лучше бы не выходил).

Постарайтесь избегать этих ошибок, а нелишним будет накануне выступления продумать, какие еще специфические, касающиеся именно вашей темы ошибки возможны. Разумеется, для того, чтобы предотвратить их.

Резюме

Итак, лучше всего запоминается первая и последняя информация. По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорили о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас теперь появилось масса вариантов, как Вы можете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией. Эффектных Вам выступлений.

А если Вы желаете на практике «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья понравилась, то добавьте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P . S . Помните, спикерами не рождаються, ораторами становяться!

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

4) внезапно задать вопрос аудитории;

5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;

6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;

7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;

8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:

1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;

2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;

3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;

4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.

В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.

Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.

Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.

Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.

Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.

Вовсю оттачиваю навык публичных выступлений, ибо чувствую, что это мое, и это то, чего мне не хватало. А начала я с того, что пошла на курс в “Новую речь” к Дмитрию Макееву и начала выступать в Ораторском клубе (он же: ОК). В связи с тем, что выступать в ОК нужно на тему риторики, то я решила начать с начала и рассказать о том, как начинать свою речь. Привожу ниже текст своего первого выступления (как есть), кому интересно, берите на вооружение.

Добрый вечер всем, меня зовут Оксана Гафаити, по жизни я блогер и частный инвестор, а сегодня – ведущий в ораторском клубе, чему несказанно рада. И в ближайшие 30 минут я поделюсь с вами тем, с чего начать свое выступление. А начинать его следует с чего? Правильно: с подготовки.

Причем подготовить важно не только текст речи, но и самого себя. Что значит подготовить себя? Это значит: привести себя в равновесие, снять напряжение и стресс, разогреть голос и поработать над дикцией. Давайте так и запишем:

  1. Снять напряжение.
  2. Разогреть голос.
  3. Поработать над дикцией.

И пройдемся по каждому пункту.

1. Как снять напряжение

Эмоциональное напряжение всегда проявляется в теле и легче всего его устранить, работая именно с телом. Убрав телесный зажим, вы освободитесь от сковывающих вас эмоций внутри. Как это сделать? Чередуя напряжение и расслабление в теле. Например, можно встать в такую стойку, вдохнуть и как можно сильнее напрячь все свое тело, а затем, медленно выдыхая, постепенно его расслабить. Вы почувствуете, как на выдохе напряжение уходит. Давайте попробуем сделать это прямо сейчас.

Если у вас есть внутренний страх, то нужно вот так потрястись изо всех сил от страха, затем расслабиться, повторив так несколько раз. Ну и мое любимое средство – массаж плечей. Встаньте сейчас друг за другом, положите руки на плечи соседу и начните их разминать. А теперь поменяйтесь местами и доставьте удовольствие тому, кто массировал вас. Почувствовали прилив спокойствия и расслабления? Отлично, тогда идем дальше.

2. Как разогреть голос

Прежде чем начать разогревать голос, нужно размять голосовые связки. Для этого следует аккуратно нажать на гортань большим пальцем, а затем глубоко подышать диафрагмой . Как понять, что вы дышите диафрагмой? Положите руку между грудью и животом, затем сделайте короткий вдох и медленный выдох. Это похоже на то, когда мы, испытав облегчение, выдыхаем расслабленно «фуууф».

  • Кстати, такое дыхание – эффективный прием для устранения волнения. Как только почувствовали страх или напряжение, сделайте короткий вдох, затем плавный выдох и вам станет значительно легче.

Теперь можно переходить к тому, чтобы разогреть голос. С чего здесь можно начать? Например, с упражнения “Ом”. Для того чтобы его сделать, положите руку на голову и начните произносить непрерывно звук Ом. Старайтесь максимально расширять объем гортани, пока не почувствуете вибрацию в руке.

Хорошо также тянуть гласные “и”, “э”, “а”, “о”, “у” (именно в такой последовательности и как можно дольше). Их поочередное произнесение активизирует кровообращение в области шеи и грудной клетки. Можно усилить эффект от растягивания гласных, если добавить сюда упражнение “Тарзан” и начать бить себя кулаком в грудь. Это не только очистит бронхи, но и зарядит вас энергией перед выступлением.

Таким образом, дыша диафраграмной, вы наполняете голос объемом и силой, а растягивая гласные, улучшаете его звучание. Однако то, как вы звучите, зависит во многом и от того, как у вас обстоит дело с дикцией. Поэтому переходим к работе над четкостью речи.

3. Как улучшить дикцию

Самый простой и эффективный способ улучшить дикцию и придать четкости речи хорошо знаком нам еще с детства. Это всевозможные скороговорки. Однако нам, как ораторам, важно уметь их произносить на одном дыхании. Мне, например, нравятся такие:

Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Король – орел (нужно повторять быстро несколько раз).

На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

Далее следует размять речевой аппарат. Для этого можно подвигать нижней челюстью, словно полочкой, выдвигая ее вперед и назад, а также, вытянув губы, повращать ими по часовой и против часовой стрелки. Улучшить подвижность языка можно, высунув его и подвигав им вверх-вниз, затем в стороны и по кругу, а также “почистив” им зубы изнутри и снаружи.

Таким образом, перед началом выступления, необходимо:

  1. Убрать волнение, поработав над телом и подышав диафрагмой.
  2. Разогреть голос, размяв голосовые связки и потянув гласные.
  3. Поработать над дикцией с помощью скороговорок и разминки речевого аппарата.

С чего начать свою речь

Теперь перейдем непосредственно к тому, с чего начинать свою речь. А помогут нам в этом приемы лучших ораторов TED. TED – это популярная ежегодная конференция, объединяющая людей, желающих делиться своими идеями. И вот, с чего они чаще всего начинают свое выступление.

Лидирует по популярности рассказ истории из личного опыта. Если вы сможете искренне поведать свою историю, то это – проверенный способ вовлечь аудиторию и повести ее за собой.

Следующий по популярности прием на TED – начать с того, что сделать шокирующее заявление . Обычно такие заявления опираются на статистику или результаты недавних исследований и могут выражать к ним ваше отношение. Например, он может выглядеть так: “Каждые 6 секунд в мире 1 человек умирает из-за курения. За время моего выступления их число превысит 200 человек. По мне, это ужасные цифры, и я здесь для того, чтобы сократить их число”. Цель такого приема вызвать эмоциональный отклик у аудитории и обратиться к ее потребностям, в частности, в безопасности, здоровье, любви, общении и т.д.

И третий наиболее распространенный способ начать – это задать вопрос . Если вы решите склониться к нему, то задавайте вопрос, начинающийся с «Как» или «Почему». Например: «Как сделать так, чтобы еда вас не убивала?» При этом не стоит смешивать два этих вопроса и задавать вопросы, по смыслу не связанные между собой. Например: «Почему небо голубое?» и «Почему слоны боятся мышей?». Для того чтобы повысить эффективность вопроса, сделайте его более адресным, используя обращение «вы».

Теперь у нас в арсенале появились боевые приемы ораторов TED. Давайте мы их запишем. Итак, начиная свое выступление, они чаще всего:

  1. Рассказывают историю из личного опыта.
  2. Делают шокирующие заявления.
  3. Задают обескураживающие вопросы.

А сейчас я вам предлагаю почувствовать себя в роли выступающего на конференции TED и, выбрав один из данных приемов, потренироваться начинать свою речь. Продолжительность вашей речи должна быть не больше минуты, на подготовку у вас также одна минута. Время пошло. Кто готов, прошу, выходите.

В качестве бонуса

В качестве бонуса – еще один прием от ораторов TED и то, с чего не стоит начинать свою речь.

Прием отсылки.

Суть данного приема в том, что вы можете сослаться на предыдущего оратора или мысль, выказанную в одном из выступлений. Также можно обратиться к аудитории и попросить ее что-либо представить. Это добавит живости выступлению и будет связующим мостиком между вами и вашими слушателями.

Не стоит начинать свою речь:

  • С цитаты – это клише, даже если она непосредственно связана с темой выступления. По этой же причине не следует начинать с анекдота.
  • С благодарности: если вы хотите поблагодарить аудиторию, сделайте это в конце.
  • Со слов «Прежде чем я начну»: вы уже начали.
Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Вот несколько способов дать своей речи эффективный старт. Если вы придумаете, как продемонстрировать аудитории свою теплоту и дружелюбие и при этом сумеете впечатлить ее, то через 30 секунд после начала выступления она будет готова пойти за вами на край света.

Упомяните некое актуальное событие. Используйте передовицу свежей газеты как мостик, чтобы перейти к теме вашей беседы или доказать либо проиллюстрировать свою точку зрения. Вы можете принести с собой экземпляр газеты и развернуть ее перед всеми, когда сошлетесь на написанное в ней во время вступительных слов. Такая картинка — вы стоите на сцене с газетой в руках и читаете или цитируете наизусть важные мысли — привлечет внимание аудитории к вам и заставит людей податься вперед, чтобы не пропустить ни единого вашего слова.

Перескажите недавний разговор. Начните с пересказа вашей недавней беседы с кем-нибудь из присутствующих. Например, скажите так: «Несколько минут назад в фойе я разговаривал с Томом Робинсоном. Он сказал мне, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для того, чтобы делать бизнес в этой отрасли. И я с ним согласен».

Сделайте шокирующее заявление. Можно начать свое выступление с заявления, которое вызовет некий шок. Например, вы можете заявить что-нибудь такое: «По последним данным, в следующем году в этой отрасли конкуренция не просто усилится, но приведет к таким переменам и новым возможностям, какие в прошлом даже нельзя было себе представить. В результате всех пертурбаций 72 процента людей, сидящих сейчас в зале, через два года будут трудиться уже в другой области, если не смогут достаточно быстро адаптироваться к изменившейся среде».

Начните с анекдота — если уместно. Выступление можно начать и с шутки, но только если она на самом деле смешная. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что аудитория воспримет ваше высказывание или байку как комичную. Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией.

Позабавьте аудиторию. Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой — с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними.

Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну — одновременно всем присутствующим.

Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить.

Задайте вопрос, проведите опрос. Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело?»

Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом?».

Неизменно кто-нибудь отвечает: «Мы все!». После этого я даю подтверждение этому ответу: «Вы правы! Мы все занимаемся своим делом — с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату».

Сделайте заявление и задайте вопрос. Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример:

«Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар?»

Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще.

Начните с истории. Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были...».

Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина...» Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории.

Выстройте мост между собой и аудиторией. Одна из самых важных задач вступительной части речи — налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами. Начните с чего-то, что объединяет вас с аудиторией. Например, с того, что сегодня — или когда-то в прошлом — вы работали в этой же отрасли. Может, у вас есть дети, как и у них. Может, вам знаком их город, или вы болеете за местную футбольную или баскетбольную команду. Или у вас есть некая проблема либо забота, во многом схожая с проблемами и заботами, с которыми слушатели сталкиваются в своей работе или жизни.

Если вы потратите несколько минут на возведение такого моста между вами и слушателями, они сразу же перейдут на вашу сторону. Они увидят, что вы один из них, и будут более восприимчивы к вашим словам и идеям, а также станут великодушнее и снисходительнее к возможным вашим ошибкам. Они будут чувствовать, что вы человек грамотный и доступный, потому что у вас с ними много общего.

Расскажите аудитории о себе. Очень часто я начинаю свои выступления перед бизнесменами, предпринимателями и торговыми представителями со слов: «В бизнес я пошел, не окончив среднюю школу. У моей семьи не было денег. Все, чего я добился в жизни, я должен был добиваться сам. Если кто-то и помогал мне, то совсем чуть-чуть».

Просто удивительно, как много людей подходит ко мне после подобных выступлений, чтобы подтвердить, что они прошли такой же путь. И, по их признанию, они сразу же стали идентифицировать себя со мной, потому что и сами, как и большинство людей, начинали с плохих оценок в школе и малых финансовых возможностей. Поэтому они с огромным интересом слушали мое выступление и чувствовали: все, что я говорю, намного вернее описывает их сегодняшнюю ситуацию и намного полезнее для их будущего, чем то, что мог бы сказать на моем месте человек с «высоким стартом» по жизни. Перекидывать такие мосты между собой и слушателями очень полезно: по нему они обязательно перейдут на вашу сторону.

И еще 6 идей:

  • Поблагодарите организаторов
  • Похвалите слушателей
  • Вспомните некое историческое событие
  • Процитируйте слова известного человека
  • Приведите данные новейшего исследования
  • Начните с проблемы

Комментировать статью "Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям"

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно...

Ну что, дорогие мои. В этом году пинать перед праздниками надо, прежде всего, меня саму - с новогодним настроением у меня, в силу только что произошедшего изменения семейного положения, пока туго. Так что я тут буду готовиться к Новому году, но потихоньку я этого делать не умею, буду публично. И всегда рада тем, кто присоединится:)) Как обычно, принцип тот же: не больше 15 минут в день. Ну, только штоллен подольше потребует, но он того стОит, уж поверьте:)) Итак. Сегодня мы составляем...

На первом всероссийском фестивале «Рыбная неделя» выступят известные российские музыканты. Все концерты в поддержку русской рыбы пройдут на сцене, которая установлена на Пушкинской площади (площадка «Москва – порт пяти морей»). 22 апреля в 18:30 фестиваль откроется выступлением А.Ф. Скляра. Уже 25 лет этот артист радует своих слушателей зажигательным стильным кабаре, в котором гармонично уживаются мужская лирика и уличный романс. В каждом выступлении Скляра присутствует настоящая интрига, и...

Самое масштабное музыкальное событие сезона пройдет в Москве 4 октября. С полудня до глубокой ночи музыка в живом исполнении зазвучит не только в больших концертных залах, но и в школах искусств, библиотеках, театрах, на выставочных площадках и даже в торговых центрах. В этом году программа охватит практически все музыкальные жанры и направления. Классика и модерн, инструментальная и акапельная, экспериментальная и барочная, а также джаз, соул, фолк, мейн-стрим – и все это совершенно...

Месторасположение:м.Савеловская, 10 минут пешком Возраст: от 13лет Продолжительность:1:30-2 часа Стоимость: 1200 с человека.Группа 5 человек.Взрослые могут поприсутствовать за 600р. Что такое рок и чем он отличается от металла? Как функционирует современная музыкальная группа? Чем отличается гитара от бас-гитары и зачем клавишнику компьютер? Что нужно сделать для того, чтобы стать рок-звездой? Ответы на все эти вопросы ты сможешь получить от музыкантов московской прогрессив-металл...

Гениальный альбом, с которого идеально начинать знакомство малышей с Большой музыкой. ******************************-************* «Детский альбом пьес» Петр Ильич написал специально для своих маленьких племянников и играл его с детьми. Миниатюры просты, но идеально подходят для первого знакомства с Большой музыкой. В них видна рука гениального композитора, поэтому слушать альбом нравится как детям, так и взрослым. ******************************-************* Исполняют музыканты...

Около 2х месяцев назад меня пригласили принять участие в марафоне под названием "Я счастливая". Поскольку я люблю разные психологические тренинги, решила попробовать. Организатор предлагала разные творческие и бытовые задания. Участники ставили перед собой цели и отчитывались о шагах к намеченному. Сначала все казалось очень наивным, - сказать мужу добрые слова, улыбнуться прохожим, сделать пирог с молитвой. Но уже через несколько недель я поняла, что что-то изменилось. Я почти год собиралась...

С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в общем, они учатся. От 0 до 3 месяцев Как можно чаще смотрите на малыша и разговаривайте с ним. Особенно это необходимо во время кормления. Ничто так не стимулирует его, как лица людей и их...

Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10...

До Нового года еще больше двух месяцев, но мы уже начинаем готовиться к встрече! Делитесь идеями празднования Нового года, пишите отзывы о новогодних представлениях - давайте заряжаться новогодним настроением уже сейчас!

Собственно, идея может быть полезна тем, у кого очень активные и непоседливые дети, с шильцем и 33 моторчиками в одном месте. Случайно открыла новый способ релаксации. Теперь применяю его в тех случаях, когда ребенок долго играет в активные игры, бегает, бесится, и нужно сменить занятие на более спокойное (а детской нервной системе очень сложно затормозиться: бывает, ребенок не хочет успокаиваться, и слова тут не действуют). Получилось так, что я рассказывала мужу в присутствии ребёнка про...

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как завоевать аудиторию с первых слов: приемы публичного выступления.